Последовательность работы по ознакомлению старших дошкольников с многозначными существительными (педагогический проект)
проект по теме
Одним из очень интересных аспектов лексической работы с детьми старшего дошкольного возраста является ознакомление с многозначностью слов родного языка, в частности - существительных. Данная работа проводится последовательно, каждый из её этапов предусматривает свои цели и содержание, напрвленное на их реализацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya-mnogoznach.sushch-ykh.proekt.docx | 20.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Последовательность работы по ознакомлению старших дошкольников с многозначными существительными» (педагогический проект) - из опыта работы
Автор: Ашейчик Татьяна Александровна, преподаватель ГБОУ СПО педагогического колледжа №8 Санкт-Петербурга 2013 год
Одним из очень интересных аспектов лексической работы с детьми старшего дошкольного возраста является ознакомление с многозначностью слов родного языка, в частности – существительных. Данная работа проводится последовательно, каждый из её этапов предусматривает свои цели и содержание, направленное на их реализацию.
Этапы проекта
1-ый этап
В ходе данного этапа планируется обогащение развивающей речевой среды путём накопления словесного и наглядного материала, необходимого для проведения работы с детьми по ознакомлению их с многозначными существительными. Для осуществления этой цели понадобятся совместные усилия воспитателей и родителей детей.
Предполагается: - подобрать игры и упражнения по знакомству с многозначностью слов; - найти соответствующий наглядный материал по данной теме (картинки к играм, иллюстрации к загадкам и стихам). Примером такого материала может служить пособие авторов В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Многозначность существительных», М., Изд-во «Гном и Д», 2003г.; - разработать конспекты занятий по теме «многозначность»; - подобрать занимательный материал для проведения индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, проявляющими особый интерес к рассматриваемому вопросу; - включить в план воспитательно-образовательной работы (календарный, перспективный, а также в сетку развлечений) разнообразные приёмы и формы ознакомления детей с явлением многозначности; - привлечь родителей к данной работе.
Следует отметить, что на этом этапе участие родителей является важным моментом. Воспитателям необходимо заинтересовать их данной работой, помочь осознать её необходимость в старшем дошкольном возрасте, пополнить знания родителей о соответствующих игровых приёмах для самостоятельного использования их в домашнем общении с детьми. С помощью родителей дети смогут закрепить полученные в дошкольном учреждении знания о понятии «многозначность слов», приобщиться к богатству великого русского языка.
Формы работы с родителями детей по теме «Ознакомление с многозначностью существительных в процессе лексического развития старших дошкольников»: 1. проведение консультаций (индивидуальных и подгрупповых); 2. оформление материалов для «Родительского уголка», например, «Мини-словаря многозначных существительных» ; 3. рекомендации к проведению игр по знакомству с многозначностью слов; 4. участие родителей в собрании, посвящённому вопросам лексического развития старших дошкольников (задачи, направления работы, особенности формирования словаря детей данного возраста); 5. показ воспитателем мастер-класса по проведению игр и упражнений.
Последняя из перечисленных форм работы - наиболее действенная и эффективная, так как в ней дети и взрослые являются равноправными партнёрами в речевом общении. Поскольку в играх участвуют сами родители, практическая часть подобного собрания (игровая) имеет живой эмоциональный характер, проводится в форме соревнования между командами детей и взрослых.
2-ой этап
Он предполагает проведение работы воспитателей по обогащению словаря детей многозначными существительными, объяснению их смысла. С помощью занимательного словесного и наглядного материала педагоги должны суметь заинтересовать детей этой темой.
Особый интерес к многозначным существительным вызовут у старших дошкольников разнообразные литературные примеры таких слов в стихотворениях, загадках, пословицах и поговорках. Чтение произведений художественной литературы в повседневной жизни также требует от воспитателей внимательного отношения к словам, имеющим много значений; их обязательно следует выделить в общем словесном потоке, объяснив значение в каждом конкретном контексте.На многозначные существительные необходимо обращать внимание детей в течение всего дня в разные режимные моменты, учить их внимательному отношению к звучащим словам родного языка (например, во время умывания и одевания - «моем нос» на лице и нос ботинка; на прогулке и во время гимнастики - спинка скамейки и «Расправили плечи, выпрямили спинки»).
Воспитателями могут быть использованы следующие игры и упражнения по ознакомлению старших дошкольников с многозначными существительными (автор Ашейчик Т.А. – см. в социальной сети работников образования публикацию учебно-методического материала «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ» http://nsportal.ru/node/691481)
1. «Назови одинаковые слова в двух стихотворениях (фразах), объясни их значение» Цель: развитие умения видеть в стихотворных текстах одинаковые по звучанию, но разные по смыслу слова (многозначные существительные), объяснять их значение.
2. «Доскажи словечко» Цель: совершенствование умения заканчивать фразу недостающим в ней и подходящим по смыслу словом.
3. «Скажи по-другому» Цель: формирование семантических полей (групп слов, связанных по смыслу), расширение словаря синонимов.
4. «Отгадай загадку - нарисуй отгадку» Цель: развитие понимания описанных в загадках признаков предметов, умения объединить их в единый образ.
5. «Исправь ошибку» Цель: учить замечать и исправлять речевые ошибки, понимая смысл многозначных существительных.
6. «Придумай предложение» Цель: обучение детей самостоятельному придумыванию предложений с многозначными существительными.
7. «Что лишнее?» Цель: развитие умения выделять в группе слов многозначные существительные.
Игры из пособия В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Многозначность существительных в русском языке» - М., Издательство «Гном и Д», 2003 г.
8. «Подбери пары»
9. «Запомни, назови»
3-ий этап
Данный этап является заключительным в предлагаемом педагогическом проекте. Его содержание направлено на самостоятельное осознанное использование старшими дошкольниками многозначных слов. Это означает: - узнавание и понимание многозначных существительных в речи окружающих (в повседневном общении, во время чтения литературных произведений воспитателями и родителями); - составление предложений с многозначными словами; - рисование на тему многозначного слова; - умение объяснять по просьбе взрослого смысл того или иного многозначного слова; - нахождение многозначных слов в пословицах и поговорках, загадках, сказках, стихах, рассказах; - самостоятельное (или с небольшой помощью взрослых) сочинение детьми рассказов и сказок с многозначными существительными.
Интересной эффективной формой работы на данном этапе может быть проведение (совместно с родителями детей) викторины, которая будет посвящена таким интересным языковым явлениям родной речи как «многозначность», «фразеология», «пословицы и поговорки». В её содержание необходимо включить игры-соревнования, задания с использованием занимательного словесного и наглядного материала. Знания и речевые умения, которые продемонстрируют дети в ходе викторины, будут являться показателем эффективности спланированной работы в представленном выше педагогическом проекте.
Данный проект может быть рекомендован воспитателям дошкольных учреждений как часть программы по лексическому развитию детей старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование эмоционально - оценочной лексики старших дошкольников ( педагогический проект )
Данный педагогический проект поэтапно раскрывает методы и приемы работы воспитателя и родителей по формированию и обогащению словарного запаса детей и поможет в развитии эмоционально-оценочной л...
учебно-методический материал Ознакомление старших дошкольников с пословицами и поговорками
Аннотация: предложенные практические рекомендации и игровой материал помогут воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям детей грамотно, последовательно и интересно построить работу по...
Организация проектной деятельности в школе. Последовательность работы над проектом. Памятка
Организация проектной деятельности в школе. Последовательность работы над проектом. Памятка...
Курсовой проект "Программно-методическое обеспечение поликультурного образования старших дошкольников"
Проблема воспитания доброжелательных взаимоотношений представителей разных народов в полиэтнической среде не новая, но она не может потерять своей актуальности до тех пор, пока сосуществуют народы. Ок...
Педагогический проект «Формирование у дошкольников навыков безопасного поведения на улице»
Долгосрочный проект по ПДД в средней группе ДОУ....
Описание опыта работы на тему:«Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами продуктивной деятельности»
Описание опыта работы на тему: «Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами продуктивной деятельности»...
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста "Ознакомление с профессиями взрослых"
Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста "Ознакомление с профессиями взрослых"...