Последовательность работы по ознакомлению старших дошкольников с многозначными существительными (педагогический проект)
проект по теме

  Одним из очень интересных аспектов лексической работы с детьми старшего дошкольного возраста является ознакомление с многозначностью слов родного языка, в частности - существительных. Данная работа проводится последовательно, каждый из её  этапов предусматривает свои цели и содержание, напрвленное на их реализацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-mnogoznach.sushch-ykh.proekt.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Статья                                                                                                        «Последовательность работы по ознакомлению старших дошкольников с многозначными существительными» (педагогический проект) -                              из опыта работы

Автор: Ашейчик Татьяна Александровна, преподаватель ГБОУ СПО педагогического колледжа  №8 Санкт-Петербурга                                                                                                      2013 год

     

     Одним из очень интересных аспектов лексической работы с детьми старшего дошкольного возраста является ознакомление с многозначностью слов родного языка, в частности – существительных. Данная работа  проводится последовательно, каждый из её этапов предусматривает свои цели и содержание, направленное на их реализацию.

Этапы проекта                

1-ый этап                                                                                                                            

     В ходе данного этапа планируется обогащение развивающей речевой среды путём накопления словесного и наглядного материала, необходимого для проведения работы с детьми по ознакомлению их с многозначными существительными. Для осуществления этой цели понадобятся совместные усилия воспитателей и родителей детей.                                                   

     Предполагается:                                                                                                      - подобрать игры и упражнения по знакомству с многозначностью слов;                 - найти соответствующий наглядный материал по данной теме (картинки к играм, иллюстрации к загадкам и стихам). Примером такого материала может служить пособие авторов В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Многозначность существительных», М., Изд-во «Гном и Д», 2003г.;                                                                    - разработать конспекты занятий по теме «многозначность»;                                  - подобрать занимательный материал для проведения индивидуальной и подгрупповой работы с детьми, проявляющими особый интерес к рассматриваемому вопросу;                                                                                                     - включить в план воспитательно-образовательной работы (календарный, перспективный, а также в сетку развлечений) разнообразные приёмы и формы ознакомления детей с явлением многозначности;                                                                                                                                                - привлечь родителей к данной работе.                                                          

     Следует отметить, что на этом этапе участие родителей является важным моментом. Воспитателям необходимо заинтересовать их данной работой, помочь осознать её необходимость в старшем дошкольном возрасте, пополнить знания родителей о соответствующих игровых приёмах для самостоятельного использования их в домашнем общении с детьми. С помощью родителей дети смогут закрепить полученные в дошкольном учреждении знания о понятии «многозначность слов», приобщиться к богатству великого русского языка.                                                                                                                                            

     Формы работы с родителями детей по теме «Ознакомление с многозначностью существительных в процессе лексического развития старших дошкольников»:                                                                                                 1. проведение консультаций (индивидуальных и подгрупповых);                                2. оформление материалов  для «Родительского уголка», например, «Мини-словаря многозначных существительных» ;                                                                        3. рекомендации к проведению игр по знакомству с многозначностью слов;   4. участие родителей в собрании, посвящённому вопросам лексического развития старших дошкольников (задачи, направления работы, особенности  формирования словаря детей данного возраста);                                                                 5. показ воспитателем мастер-класса по проведению игр и упражнений.

     Последняя из перечисленных форм работы - наиболее действенная и эффективная, так как в ней дети и взрослые являются равноправными партнёрами в речевом общении.  Поскольку в играх участвуют сами родители, практическая часть подобного собрания (игровая) имеет живой эмоциональный характер, проводится в форме соревнования между командами детей и взрослых.

2-ой этап                                                                                                                      

     Он предполагает проведение работы воспитателей по обогащению словаря детей многозначными существительными, объяснению их смысла. С помощью занимательного словесного и наглядного материала педагоги должны суметь заинтересовать детей этой темой.                                                                                                  

     Особый интерес к многозначным существительным вызовут у старших дошкольников разнообразные литературные примеры таких слов в стихотворениях, загадках, пословицах и поговорках. Чтение произведений художественной литературы в повседневной жизни также требует от воспитателей внимательного отношения к словам, имеющим много значений; их обязательно следует выделить в общем словесном потоке, объяснив значение в каждом конкретном контексте.На многозначные существительные  необходимо обращать внимание детей в течение всего дня в разные режимные моменты, учить их внимательному отношению к звучащим словам родного языка (например, во время умывания и одевания - «моем нос» на лице и нос ботинка; на прогулке и во время гимнастики - спинка скамейки и «Расправили плечи, выпрямили спинки»).  

      Воспитателями могут быть использованы следующие игры и упражнения по ознакомлению старших дошкольников с многозначными                                                                                                                                   существительными (автор Ашейчик Т.А. – см. в социальной сети работников образования публикацию учебно-методического материала «ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МНОГОЗНАЧНЫМИ СЛОВАМИ» http://nsportal.ru/node/691481)

1. «Назови одинаковые слова в двух стихотворениях (фразах), объясни их значение»                                                                                                                       Цель: развитие умения видеть в стихотворных текстах одинаковые по звучанию, но разные по смыслу слова (многозначные существительные),       объяснять их значение.                                                                                                    

2. «Доскажи словечко»                                                                                       Цель: совершенствование умения заканчивать фразу недостающим в ней и подходящим по смыслу словом.                                                                              

3. «Скажи по-другому»                                                                                           Цель: формирование семантических полей (групп слов, связанных по смыслу), расширение словаря синонимов.                                                                    

4. «Отгадай загадку - нарисуй отгадку»                                                              Цель: развитие понимания описанных в загадках признаков предметов, умения объединить их в единый образ.                                                                                                                                      

5. «Исправь ошибку»                                                                                                 Цель: учить замечать и исправлять речевые ошибки, понимая смысл многозначных существительных.                                                                                                                                   

6. «Придумай предложение»                                                                                   Цель: обучение детей самостоятельному придумыванию предложений с многозначными существительными.                                                                                

7. «Что лишнее?»                                                                                         Цель: развитие умения выделять в группе слов многозначные существительные.                                                                                                                    

Игры из пособия В.В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Многозначность существительных в русском языке» - М., Издательство «Гном и Д», 2003 г.  

8. «Подбери пары»                                                                                                           

9. «Запомни, назови»                                                                                                                                                                                                  

3-ий этап

     Данный этап является заключительным в предлагаемом педагогическом проекте. Его содержание направлено на самостоятельное осознанное использование старшими дошкольниками многозначных слов. Это означает:                                - узнавание и понимание многозначных существительных в речи окружающих (в повседневном общении, во время чтения литературных произведений воспитателями и родителями);                                                                          - составление предложений с многозначными словами;                                                                 - рисование на тему многозначного слова;                                                                        - умение объяснять по просьбе взрослого смысл того или иного многозначного слова;                                                                                                           - нахождение многозначных слов в пословицах и поговорках, загадках, сказках, стихах, рассказах;                                                                                                  - самостоятельное (или с небольшой помощью взрослых) сочинение детьми рассказов и сказок с многозначными существительными.                                                              

     Интересной эффективной формой работы на данном этапе может быть проведение (совместно с родителями детей) викторины, которая будет посвящена таким интересным языковым явлениям родной речи как  «многозначность», «фразеология», «пословицы и поговорки».  В её содержание необходимо включить игры-соревнования, задания с использованием занимательного словесного и наглядного материала. Знания и речевые умения, которые продемонстрируют дети в ходе викторины, будут являться показателем эффективности спланированной работы в представленном выше педагогическом проекте.                                

     Данный проект может быть рекомендован воспитателям дошкольных учреждений как часть программы по лексическому развитию детей старшего дошкольного возраста.    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование эмоционально - оценочной лексики старших дошкольников ( педагогический проект )

Данный педагогический проект поэтапно раскрывает методы и приемы работы воспитателя и родителей по формированию и обогащению словарного запаса детей и поможет в развитии  эмоционально-оценочной л...

учебно-методический материал Ознакомление старших дошкольников с пословицами и поговорками

Аннотация: предложенные практические рекомендации и игровой материал помогут воспитателям дошкольных учреждений, а также родителям детей грамотно, последовательно  и интересно построить работу по...

Организация проектной деятельности в школе. Последовательность работы над проектом. Памятка

Организация проектной деятельности в школе. Последовательность работы над проектом. Памятка...

Курсовой проект "Программно-методическое обеспечение поликультурного образования старших дошкольников"

Проблема воспитания доброжелательных взаимоотношений представителей разных народов в полиэтнической среде не новая, но она не может потерять своей актуальности до тех пор, пока сосуществуют народы. Ок...

Описание опыта работы на тему:«Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами продуктивной деятельности»

Описание опыта работы на тему: «Патриотическое воспитание старших дошкольников средствами продуктивной деятельности»...

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста "Ознакомление с профессиями взрослых"

Перспективный план работы с детьми старшего дошкольного возраста "Ознакомление с профессиями взрослых"...