К ВОПРОСУ О ВЫБОРЕ ДОМАШНЕГО ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ УЧЕНИКА ПО КЛАССУ ФОРТЕПИАНО ДМШ.
статья
Выбор инструмента для домашних занятий ученика-пианиста ДМШ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
К вопросу о выборе домашнего инструмента для ученика-пианиста ДМШ. | 21.1 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
К вопросу о выборе домашнего инструмента для ученика по классу фортепиано ДМШ.
В наше время цифровых технологий часто у родителей поступивших детей в класс
фортепиано детской музыкальной школы возникает вопрос: какой инструмент лучше приобрести для домашних занятий? С точки зрения родителей, более удобным был бы цифровой инструмент, он дешевле, компактнее, не нужна настройка, можно заниматься в наушниках, чтобы не мешать соседям. Но по своему практическому опыту могу сказать, что работая с учеником в классе на акустическом фортепиано в поисках звукового туше, добиваясь разных тактильных ощущений в кончиках пальцев, разного веса в звуках в построении фразировки, мелодической линии, воспитывая в ученике музыкальное слышание и предслышание, развивая в ребенке творческое воображение , мы не можем закрепить эти навыки в домашней работе. Ребенок в домашних условиях не слышит то качество звучания, не может передать мышечные ощущения на извлечение звука, поскольку их инструмент не отвечает на прикосновения пальцев должным образом и, ребенок слышит совсем другое, «сухое» звучание цифрового инструмента, звук не имеет достаточной протяженности и тех красок, которые он помнит с урока , поскольку цифровой инструмент не имеет характеристик, которые есть у акустического фортепиано. Известный советский музыковед, пианист и педагог Мильштейн считает, что « первой и важнейшей задачей, стоящей перед учеником, является овладение звуком, всеми нюансами и способами звукоизвлечения, и что эта работа над звуком есть самая тяжелая, самая кропотливая из всех видов работ, выпадающих на долю пианиста».
Цель работы над музыкальным произведением – это образное, художественное исполнение посредством правильно найденного звука, его характера. Владение разнообразными видами туше помогает передать яркие звуковые образы классической и современной музыки, помогает проснуться чувствам и мыслям начинающих музыкантов. С самого начала необходимо гармонично развивать в ученике не просто пианиста, а музыканта-пианиста. Пение песен, подбор по слуху, игра в ансамбле с педагогом, ритмические упражнения, музыкальные загадки – все это есть работа над развитием в ученике музыканта, и вся эта работа проводится с первого урока в классе специального фортепиано. Сравнивать электронику и акустику некорректно. Акустическое пианино незаменимо для обучения классической музыке.
Основная причина одна – синтезированная аудиозапись звука каждой клавиши и пластмассовая клавишно-коробочная конструкция никогда не сможет заменить законы физики и акустики, на которых основывается природа звуковых волн и их колебаний в резонаторном пространстве. Дело в том, что невидимое глазу колебание струн акустического пианино рождает целую сетку обертонов и унтертонов – верхних и нижних призвуков нот в других регистрах, создающих неповторимое очарование глубины тонов и магии «живого» звучания инструмента. Вы не играете никаких дополнительных нот, но их призвуки невидимым образом появляются и складываются в непостижимый состав простого унисона, внутри которого можно услышать целый аккорд. Именно благодаря этому насыщенное и бархатное звучание акустического пианино вызывает настоящий трепет в душе. Электронные аналоги лишь вырезают отрывки звуковысотных положений тонов, которые получаются тусклыми, пустыми и безжизненными. Во время исполнения на цифровом фортепиано аккордовых последовательностей и пассажей на педали, происходит противоестественное наслоение искусственных призвуков, тембровых формант, которые создают диссонирующее, отталкивающее восприятие. За такими инструментами нет желания просиживать долгие часы, наслаждаясь игрой. Появляется непроизвольное отторжение звуков инструмента организмом, неприятие, внутреннее осознание чего-то чуждого человеческой природе слуха. Дополнительное негативное давление на психику оказывает множественное наложение беззвучных (на первый взгляд) пространств, в которых производилась звукозапись живых инструментов для звучания клавиш цифрового пианино. Представьте себе, что на акустическом пианино вы играете в своей собственной комнате в настоящем времени, вы слышите окружающий фон и обстановку, которая является приблизительно одинаковой для каждой ноты. Вы можете отличить гул и сигналы машин за окном, а также посторонние шумы. В случае же цифрового пианино, запись каждой клавиши производится в вакуумных студиях звукозаписи, маленьких помещениях, поглощающих посторонние шумы. Запись каждой клавиши происходит в двух-трёх уровнях громкости (этого крайне недостаточно для качественного восприятия звука). Автоматически со звучанием концертного рояля добавляются акустические особенности помещения, его давящая тишина и неуловимые призвуки, энергетика пространства. Заметьте, запись проходит для каждой ноты отдельно, обработка же аудиоматериала происходит при помощи семплера, на котором крайне сложно обработать фортепианное звучание качественно. По причине этого к записи добавляется синтезированная маскировка и сглаживание, добавление аудиовыравнивания. Таким образом, восприятие такого «инопланетного» тембра становится крайне опасным (и довольно малоизученным медициной) для детской психики, развития мозга и нервной системы. Представьте себе, ведь ребёнок проводит за инструментом по несколько часов в день! С педагогической точки зрения, такой ученик не сможет получить правильное восприятие звука, а значит, и не сможет грамотно им владеть, не говоря уже о технических особенностях нажатия на клавиши, динамических оттенках, нюансировке и звукоизвлечении. Когда играешь на «живом» акустическом пианино, весь инструмент резонирует, эта вибрация через руки и ноги передается всему телу, уже в пальце, через клавишу, чувствуешь колебания струны, прикасаешься к инструменту и ощущаешь, как он поет, вибрирует. На цифре этого нет, звук пустой, «мертвый».
Клавиши у цифрового пианино легче, чем у акустического, можно весьма прилично потерять в технике. Клавиши пластиковые и лёгкие, не хватает их веса. Педалью настоящего акустического пианино тоже пользоваться сложнее, нужно учиться ритмичности, нужной степени нажатия, чтобы не получилось грязи. На электронном педаль слишком упрощённая и невесомая, нет глубины и степени меры, что, опять же, плохо для техники. Для человека, который планирует заниматься музыкой, это может быть лишь вынужденный вариант для тренировок ночью в наушниках. Для профессионального взрослого музыканта можно и электронику. Если для ребенка, то ни в коем случае!
В классе и на сцене дети сталкиваются с настоящим, «живым» фортепиано, на котором приходится добиваться красивого звука, корректируя слух с мышечными рефлексами и машинальными эмоциями. В подобной ситуации термин «индивидуального звукоизвлечения» оказывается бессмысленным. Проблема в том, что ведь и на электронном пианино необходимо соединять слуховое восприятие и мышечные ощущения. Но там они другие. На акустическом и на цифровом инструменте это делается по-разному, и, в итоге, домашняя работа учеников оказывается совершенно бесполезной в классе. Она не приносит никаких результатов. Ребёнок лишается прогресса и улучшения своих навыков, пианизм в руках не формируется. Более того, звукоизвлечение на одном и том же цифровом пианино в наушниках и без них происходит по-разному. А две пары наушников разного качества и вовсе вносят искажения в связь слуха с мышечными ощущениями. Цифровой инструмент – это лишь поддержание уже имеющегося уровня игры и испытание на приспособляемость к постоянно меняющимся условиям. Нужно действительно напрягаться, прислушиваясь к внутреннему слуху на ходу, подстраивать руки, чтобы получить желаемый звук. Для детей – это уж слишком!
На акустике нужно учиться извлекать звук. А на цифре он уже ровный, записан с концертного рояля, при нажатии важна только сила. В «живом» пианино больше нюансов: можно нажать клавишу прямым, плоским, закругленным, мягким, твёрдым и т.п. пальцем – и будет звучать по-разному, хотя сила нажатия, на первый взгляд, одинакова. На звук влияет даже мысленный посыл и внутреннее отношение, предвосхищение эмоционального состояния ноты. Например, в интернете много видеозаписей, где любители с ужасной постановкой рук играют популярные мелодии. При этом со стороны выходит, казалось бы, и красиво, но, если бы они такими пальцами играли на настоящем инструменте, то это звучало бы ужасно. И особенно яркий пример: на акустике иногда используется прием беззвучного нажатия клавиш, чтобы необходимые струны резонировали и обогащали звук обертонами. На цифровом пианино этого не сделать: даже если и удастся нажать беззвучно (для этого надо еще сильно постараться), то никакого звукового фона и эмоционального эффекта это не даст.
Для академического пианиста и ученика классического музыкального образования все электронные и цифровые аналоги настоящего инструмента являются суррогатом.
В заключении хотелось бы процитировать отрывок из педагогической книги Григория Ганзбурга «Ваш ребёнок и музыка», которую, к слову сказать, он посвятил своему деду, врачу-педиатру Соломону Александровичу Цейнеру, прекрасно разбирающемуся в особенностях растущего детского организма и влиянии внешних электронных раздражителей на нервную систему:
“..Предостережение для родителей: временно воздержитесь от покупки электронного синтезатора или электромузыкального инструмента. Такая игрушка, сама по себе очень хорошая, позволяет нажатием кнопок вызывать звуки любого тембра, в том числе имитировать звучание ударов. Но, раньше времени познакомив ребенка с клавиатурой синтезатора, мы сорвем процесс формирования в его мышлении связей между звуками и порождающими их физическими движениями. Это еще хуже, чем дать ребенку калькулятор раньше, чем он научился мысленно складывать числа. Калькулятор, конечно, сам всё сделает быстро и правильно, но соответствующая способность ума останется ненатренированной. Потом этого уже не наверстаешь”.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока по классу фортепиано "Интонация - главное в исполнительстве".
Представляю план-конспект открытого урока, который поможет вам самим составить свой конспект .Возможно, этот конспект будет вам чем-то полезен в вашей работе ....
Ансамблевое музицирование в классе фортепиано
Ансамблевое исполнительство в условиях коллективных форм музицирования...
Отрытый урок по классу фортепиано "Формирование и развитие музыкально-образного мышления у ученика-пианиста средствами синтеза искусств"
"Формирование и развитие музыкально-образного мышления у ученика-пианиста средствами синтеза искусств".Взаимосвязь познавательных процессов и эмоциональных факторов обучения, основанная на единстве чу...
Инновационный подход выбора металлорежущего инструмента при металлообработке
В данной работе рассмотрена проблема повышения производительности обработки нестандартных поверхностей стандартными режущими инструментами на токарно-винторезных станках. Проанализированы характерны...
Групповой учебный проект – игра «Светофор и Снеговик» Для учащихся 1-4 класс фортепиано и учащихся 5-8 класса скрипки
Цель: сформировать у юных музыкантов ассоциативное восприятие аккорда «Трезвучие», которое в последствие поможет учащимся при рработе с нотным текстом ,с легкостью определять и наход...
Пьесы малой формы в репертуаре ученика ДМШ в классе «Фортепиано»
методическая разработка "Пьесы малой формы в репертуаре ученика ДМШ в классе "Фортепиано". Пьесы малой формы составляют значительную часть педагогического репертуара, на котором ст...
«К ПРОБЛЕМЕ СОДЕРЖАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧЕНИКА НА ЗАНЯТИЯХ ФОРТЕПИАНО В ДШИ»
В статье проведен обзор целеполания музыкального образования в различные исторические эпохи....