«К ПРОБЛЕМЕ СОДЕРЖАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧЕНИКА НА ЗАНЯТИЯХ ФОРТЕПИАНО В ДШИ»
статья
В статье проведен обзор целеполания музыкального образования в различные исторические эпохи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_haritonovoy_a.v.docx | 11.25 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«К ПРОБЛЕМЕ СОДЕРЖАНИЯ ОТНОШЕНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧЕНИКА НА ЗАНЯТИЯХ ФОРТЕПИАНО В ДШИ»
Харитонова Алла Викторовна
преподаватель ГУ ДО
«ДШИ Краснокутского муниципального района»
Сегодня как никогда ощущается потребность в понимании содержания взаимоотношений преподаватель-ученик. Потребность эта вызвана трансформациями общественных институтов и системы образования. Обращаясь к музыкально-педагогическому опыту прошлого можно проследить как менялось содержание музыкального образования в целом, а также взаимоотношения учитель-ученик в частности.
К анализу музыкально-педагогического опыта обучения игре на фортепиано (клавесина, органа) обращались такие замечательные музыканты, педагоги как Куперен Ф.,Ф.Э. Бах , К. Черни , И.Н.Гуммель, Алексеев А., Николаев А. и многие другие музыканты-исполнители, музыканты-педагоги. Ведь фортепианная педагогика возникла не сама по себе, а выросла как самостоятельное звено из клавирной педагогики периода расцвета клавесинизма, а через неё и от органно-клавирной педагогики эпохи Возрождения. Таким образом, фортепианную педагогику следует рассматривать как один из этапов длительного развития теории и практики обучения на клавишных инструментах.
Рассмотрим цели, которые ставились и достигались в различные периоды развития музыкального искусства. Цель определялась господствующими в конкретное историческое время эстетическими критериями.
Так, целью обучения музыке в эпоху Средневековья и Возрождения было многогранное развитие способностей – как исполнительских, так и композиторских. В трактатах XVI века, посвященных музыкальному искусству, формулируются методические принципы игры на клавишных инструментах (органе, клавесине) – требования посадки, положения рук во время исполнения. Например, испанский монах и органист Xуан Бермудо в своей работе «Декларация о музыкальных инструментах» (1555) в главе «Некоторые советы исполнителям» подробно раскрывает проблему посадки, аппликатуры, исполнения украшений.
Клавесинная педагогика продолжает и развивает основные традиции органно-клавирного искусства эпохи Возрождения в соответствии с запросам нового времени. Ф. Э. Бах в предисловии к своей работе «Опыт истинного искусства игры на клавире» перечисляет, что должен был уметь клавирист: сочинять фантазии всевозможных видов, обрабатывать заданные темы «по всем правилам гармонии и мелодии», владеть навыком игры во всех тональностях (тональности с большим количеством бемолей и диезов тогда только начинали входить в употребление), «моментально и безошибочно транспонировать, читать с листа любые произведения, написанные для любого инструмента, аккомпанировать по генерал-басу и т. д. Уровень вооруженности этими навыками хорошего клавириста-профессионала XVIII века представляется для современного музыканта высоким, почти недостижимым.
Процессы специализации и разделения труда происходившие в Европе во всех сферах человеческой деятельности затронули и сферу музыкального искусства. Постепенно происходило размежевание между профессиями композитора, исполнителя и педагога. И целью этого этапа в музыкальной педагогике становится подготовка виртуоза, блистательно владеющего игрой на инструменте. Понимали ли педагоги XIX века опасность начавшегося крена в область техницизма, приводившего к утрате гармоничности в воспитании музыканта? Бесспорно. Поскольку некоторые из них пытались противопоставить новым тенденция прежнюю систему обучения. Искались пути, средства установки для преодоления узости односторонне-виртуозного обучения пианиста. Хочется назвать имена музыкантов-педагогов, которые пытались возродить искусство импровизации. Так, К.Черни выпустил пособие по импровизации, в котором пишет, что развитие этой области искусства – «важнейшая обязанность и украшение пианиста-виртуоза» [2, с.83] , Н.Гуммеля, Ф.Листа, которые понимали, что целью музыкальной педагогики должен стать творческий подхода к проблеме интерпретации нотного текста, воплощения авторского замысла.
В России в XIX веке начинает формироваться фортепианная школа, которая поначалу опирается на опыт приезжих заграничных музыкантов. Большое влияние на становление русской педагогической школы оказал ученик Муцио Клементи Джон Фильд, который, приехав в Россию, остался здесь до конца жизни. У него учились многие видные музыканты, среди которых – основатель русской композиторской школы Михаил Иванович Глинка.
Российская музыкальная педагогика ставит своей целью развитие любви к музыкальному искусству, воспитание художественного вкуса, умение слушать и понимать музыку. Поскольку цель все-таки в силу исторических запросов изменилась, то и требования к преподавателю фортепиано меняются. Помимо профессиональных умений и знаний: исполнительских, методических, теоретических - ему необходимы достаточно емкие знания в области психологии, социологии, физиологии. Эти знания помогают преподавателю грамотно и с предсказуемым результатом выстраивать отношения с каждым своим воспитанником.
Педагог должен суметь привлечь к себе симпатии ученика, иначе стоит ли надеяться, что ребёнок полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога. Надо серьёзно и ответственно относиться ко всякой маленькой личности, начинающей обучение музыке.
Рассматривая психологические аспекты в работе с учащимся, нужно отметить, что практически все неврозы у школьников происходят от нежелания посещать школу. Ведь у школьника социальная жизнь сводится, в основном, к учебе. Начиная работу с новым учеником, только поступившим в первый класс , педагог должен оценить его способности, выяснить уровень работоспособности, темп усвоения материала, эмоциональную устойчивость. Первым и определяющим сознание ребенка, переступившего порог школы, должна быть мотивация. Педагог отбирает наиболее интересное и полезное именно для данного ученика, проявляя максимальную гибкость и проницательность, потому что необходимое для одного ученика может оказаться бесполезным для другого. Чем шире кругозор педагога, яснее его представление о сильных и слабых сторонах своего ученика, тем разумнее и целесообразнее будет репертуарный план занятий с ним. «Чрезвычайно важно правильно подобрать для ученика произведения. Бесцельно мучить детей такими сочинениями, которые кажутся им непонятными или слишком трудными. Каждый ученик делает более значительные успехи, если занимается охотно и с удовольствием…» , -указывал К. Черни в своей работе «Полная теоретическая и практическая фортепианная школа».[2, с.100] С раннего возраста ребенок приобретает различные знания, житейский опыт, опираясь на который преподаватель строит музыкальное обучение. Именно в этот период и формируется музыкальное мышление и важнейшее для музыканта качество: умение работать. Необходимо стараться как можно легче и понятнее преподносить ребёнку необходимые знания. Вместе с тем надо работать над воспитанием воли к труду. А целью труда, его стимулом должно быть стремление ученика ощутить результаты своей работы.
Очень важным фактором в достижении учеником реальных успехов является режим его домашних занятий. К сожалению, нередко можно наблюдать бездействие родителей в этом вопросе. Преподаватель терпеливо и доходчиво должен работать и с родителями, неустанно объясняя насколько важно выполнение домашних заданий, а также установление и соблюдение режима занятий, для качественного результата обучения.
Таким образом, проведя краткий экскурс по вехам фортепианной педагогики, видим как изменялись целеполагания обучения игре на фортепиано в различные исторические периоды: от отношения мастер -ученик , где мастер непререкаемый авторитет, к отношениям на современном этапе, где преподаватель — это разъяснитель и толкователь, друг, собеседник . Главным смыслом преподавателя становится привить ученику ту самостоятельность мышления и методов работы, которые называются зрелостью, порогом, за которым начинается мастерство. В настоящее время перед преподавателями ДШИ ставятся новые задачи, а именно предлагается внедрять в процесс индивидуального обучения игре на фортепиано дистанционный вид занятий. Но, к большому сожалению, целеполагание такого рода занятий не определена, не обоснована ни научно, ни практически. Мнения практикующих педагогов все же едино в том, что дистанционное обучение в полном объеме не сможет заменить традиционного процесса обучения игре на фортепиано, поскольку налицо отчуждение всех обязательных компонентов процесса: взаимопонимания, эмоциональной отзывчивости, человечности, самовыражения, внешней оценки ( публичные концертные выступления, обязательные академические концерты, зачеты).
Список использованной литературы:
1. Алексеев А. Д.. История фортепианного искусства [Текст]: учебник для муз. Вузов / А. Д. Алексеев.- М.: Музыка, 1988
2. Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики.- Музична Украiна», Киев -1974 3. Буянов, М. И.. Беседы о детской психиатрии [Текст]: книга для учителя / М.И.Буянов. 3-е изд., М.: Просвещение, 1986
4. Грум-Гржимайло Т. Искусство фортепиано. – М.,1979.
5. Гринштейн С. Очерки по истории фортепианной педагогики. – Спб.,1996.
6. Коган, Г. У врат мастерства [Текст]: Психологические предпосылки успешной пианистической работы / Г. Коган.- 2-е изд., М.: Музыка,1961
7. Нейгауз, Г. Г. Об искусстве фортепианной игры [Текст]: Записки педагога / Г.Г.Нейгауз. – 5-е изд., М.: Музыка, 1988
8. Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. – М., 1980.
9. Тургенева Э.Ш. Начальный период обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1989
10. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М.: Музыка, 1984 г
11. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков. Л: Музыка, 1985
12. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1987
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Одаренный ученик - это проблема или награда для учителя?» (выступление на Педсовете)
Любому обществу нужны одаренные люди, ведь именно они двигатель прогресса. Мне кажется, что одаренные дети - будущая элита страны, от которой зависит ее дальнейшее развитие. Главная задача учителя ...
Открытый урок с учеником третьего класса фортепианного отдела МОУДОД «ДШИ» г. Отрадное (методическая разработка). Преподаватель Кремнева Ирина Владимировна. Тема урока: «Зрительное восприятие – звуковое представление – двигательные импульсы».
Тема урока: «Зрительное восприятие – звуковое представление – двигательные импульсы» Цель урока: воспитательная, образовательная, развивающая. Воспитательная.а) расширять кругозор учащегосяб...
Занятие по конфликтологии «Конфликты «ученик-ученик».
Занятие по конфликтологии: «Конфликты в системе «ученик-ученик» разработа для студентов педагогического колледжа. Занятие проводилось при изучении МДК 03.02 Основы педагогической кон...
Среднее математическое образование в России в конце 19-начале 20 веков. Проблема содержания.
отрывки из оригинального документа...
Выпускная аттестационная работа "Методы и приёмы активного обучения в содержании и методике проведения лекционного занятия в учебных центрах ОАО "РЖД""
Методы и приёмы активного обучения в содержании и методике проведения лекционного занятия в учебных центрах ОАО "РЖД""....
ВЫПУСКНАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА на тему: «Методы и приемы активного обучения в содержании и методике проведения лекционного занятия в учебных центрах ОАО «РЖД»
У взрослых людей различная скорость усвоения новых навыков и знаний, поэтому при работе со взрослыми обучающимися необходимо индивидуализировать процесс обучения, повышать чувство собственного достоин...
Презентация к выпускной работе "Методы и приемы активного обучения в содержании и методике проведения лекционного занятия в учебных центрах ОАО «РЖД»
Задачи выпускной аттестационной работы:1) дать общую характеристику и классифицировать методы активного обучения;2) проанализировать особенности и виды лекционныхзанятий, применяемых в учебных центрах...