Ансамблевое музицирование в классе фортепиано
методическая разработка по теме
Ансамблевое исполнительство в условиях коллективных форм музицирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ansamblevoe_muzicirovanie_v_klasse_fortepiano.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ансамблевое музицирование в классе фортепиано
Ансамблевое исполнительство в условиях коллективных форм музицирования во многом способствует развитию индивидуальных особенностей и способностей учащихся. Занятия в ансамбле - активное средство музыкальной пропаганды. Совместная работа способствует формированию у учащихся необходимого для их будущей деятельности чувства коллективизма. Выразительные средства ансамблевой игры дают возможность исполнять самые разнообразные по содержанию и степени трудности музыкальные произведения, а также знакомиться с лучшими образцами классической и современной музыки.
Данная программа предусматривает требования к занятиям по фортепианному ансамблю.
Программа рассчитана на 7-летний срок обучения.
Возраст учащихся - 7-15 лет.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительностью в 1-3 классах - 0,5 академического часа, с 4 по 7 классы - 1 академический час.
Цели программы
- Практическое применение и закрепление навыков и знаний, полученных в
инструментальном классе; - Создание предпосылок для музыкального и личностного развития
учащихся.
Задачи программы
- развитие мышления, воображения;
- воспитание чувства инициативы и музыкальной самостоятельности;
- воспитание вкуса и художественного воображения;
- воспитание трудовой дисциплины и сознательности учащихся;
- формирование правильных приемов звукоизвлечения, обусловленных
художественными и техническими задачами; - формирование устойчивых музыкальных впечатлений;
- приобретение навыков совместного исполнительства;
- развитие музыкального вкуса учащихся;
- расширение кругозора и интеллектуального багажа учащихся.
Актуальность данной программы заключается в ее направленности к повышению качества профессиональной подготовки учащихся, в приобщении учащихся к сокровищнице классической и современной музыки, в ее интеграции в систему образовательной программы ДШИ.
Педагогическая сообразность данной программы заключается в исполнении обязательного минимума ансамблевых произведений, в приобретении умений и навыков коллективного исполнительства.
Для решения поставленных задач предусмотрены следующие формы работы на уроках:
- ознакомление с пьесой;
- анализ музыкальной формы;
- выявление жанровой природы произведения;
- расстановка динамических акцентов;
- принцип распределения материала;
- выявление основных технических сложностей, как ансамблевого, так и
индивидуального порядка; ' ■ - определение способа преодоления технических сложностей;
- самостоятельная работа над каждой партией
- проигрывание противоположной партии;
- игра с преподавателем;
- совместная репетиция: согласование темпов, достижение ритмической
синхронности, динамического равновесия, вырабатывание общей
исполнительской цели;
Требования к уровню подготовки
Учащиеся должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
- научиться слушать музыку, исполняемую ансамблем в целом и отдельные
голоса партии произведения, ориентироваться в звучании темы,
сопровождения, подголосков и т.п.; - исполнять свою партию в соответствии с художественной трактовкой
произведения в целом; - творчески применять в совместном исполнении музыкально-
исполнительские навыки, полученные в специальных классах; - получать навыки чтения нот с листа;
- быть активным пропагандистом музыкального искусства в обществе,
используя форму публичных выступлений.
При составлении программы учитывались возрастные и психологические особенности учащихся.
РЕПЕРТУАР
Выбор необходимого и целесообразного для данного состава ансамбля репертуара является одним из решающих факторов, способствующих наиболее успешному музыкально-эстетическому развитию учащихся в классе ансамбля и помогающих освоению навыков ансамблевого исполнения.
Целесообразно составленный план работы класса ансамбля - это, прежде всего, продуманный подбор музыкальных произведений, различных по характеру и стилю, технической направленности и форме. Репертуар должен включать в себя обработки народных мелодий, песен, произведения русских и зарубежных авторов, наилучшие образцы классического музыкального наследия и наиболее известные сочинения современных композиторов.
В музыкальных школах республик рекомендуется широко использовать произведения- национального музыкального искусства.
ГОДОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ПО КЛАССАМ
В течение учебного года ученик должен пройти 2-3 ансамблевых произведения.
ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК ПО КЛАССАМ
1 класс:
- «Петушок» русская народная песня. Обработка А. Гречанинова
- «Пастушок» русская народная песня. Обработка И. Красева
- «Тень-тень» В. Калинников
- «Скок, скок, поскок» русская народная песня. Обработка Е. Туманян
- «Про Петю» Д. Кабалевский
- «Дед Мороз» В. Витлин
- «Мой конёк» чешская народная песня
- «Киска» В. Калинников
- «По малину в сад пойдём» А. Филиппенко
10.«Во саду ли, в огороде» русская народная песня. Обработка П. Вейса 11 .«Два немецких танца» Л. Бетховен
2 класс:
- «Отрывок из I части симфонии §-то! 1» В. Моцарт
- «Украинский народный танец» Обработка М. Мильмана
- «Отрывок из симфонической сказки «Петя и Волк»» С. Прокофьев
- «Марш из музыки к пьесе «Афинские развалины»» Л. Бетховен
- «Незнакомка» Ю. Фалик
- «Подмосковные вечера» В. Соловьёв-Седой
- «Лендлер» Ф. Шуберт
- «Деревенское рондо» Ж. Векерлен
- «Лесная песня» Э. Григ
10.«Как соловей о розе» Из музыки к комедии «Много шума из ничего» Т. Хренников
11. «Гопак» из оперы «Сорочинская ярмарка» М. Мусоргский
3 класс:
- «Вальс» из балета «Спящая красавица» П. Чайковский
- «Не бушуйте, ветры буйные» русская народная песня. Обработка
П. Чайковского - «Краковяк» из оперы «Иван Сусанин» М. Глинка
- «Песня» Э. Григ
- «Словацкий танец» Б. Барток
- «Гавот» из балета «Пульчинелла» И. Стравинский
- «Романс» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»
Г. Свиридов - «Гавот» из «Классической симфонии» С. Прокофьев
- «Вальс» И. Штраус
4 класс;
- «Шутка» И.С. Бах
- «Колыбельная» из оперы «Порги и Бесс» Дж. Гершвин
- «Зелёная рощица» русская народная песня С. Прокофьев
- «В темпе вальса» Н. Раков
- «На прогулке» Н. Раков
- «Прелюдия» Д. Шостакович
- «Московская полька» для 2-х фортепиано В. Блок
5 класс: ■ -
- «Марш» В. Гаврилин
- «Мазурка» А. Бородин
- «Полонез» М. Глинка
- «Норвежский танец» Э. Григ
- «Анданте с вариациями» К.М. Вебер
- «Бурре» из балета «Золушка» С. Прокофьев
- «Танец» из балета «Тропою грома» для 2-х фортепиано К. Караев
6 класс:
*
- «Монтекки и Капулетти» из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьев
- «Русская игровая» А. Эшпай
- «Колыбельная» А. Эшпай
- «Танец» А. Эшпай
- «Коса» русская народная песня И. Брамс
- «На заре ты её не буди» (А. Варламов) И. Брамс
- «Славянский танец № 3» для 2-х фортепиано А. Дворжак
- «Славянский танец № 8» для 2-х фортепиано А. Дворжак
7 класс:
- «Марш» из оперы «Любовь к трём апельсинам» (С. Прокофьев)
Переложение И. Кефалиди - «Ветка» (Н. Титов) И. Брамс
- «Гротеск» А. Луппов
- «Фуга» Ю. Гонцов
- «Сюита-фантазия» на темы оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о
царе Салтане». Свободная обработка В. Потоцкого - «Славянский танец № 6» для 2-х фортепиано А. Дворжак
7 класс (аккомпанемент):
- «Вокализы» Фр. Абт№ 1-15
- «В крови горит огонь желанья» М. Глинка ел. А. Пушкина
- «Не искушай меня без нужды» М. Глинка ел. Е. Баратынского
- «Живёт моя отрада» М. Шишкин ел. неизв. автора
5. «Ночь светла» М. Шишкин обработка В. Подольской ел. Н. Языкова
- «Мне грустно» А. Даргомыжский ел. М. Лермонтова
- «Аве Мария» Д. Каччини
УЧЕТ УСПЕВАЕМОСТИ И
КОНТРОЛЬ ЗА ЗНАНИЯМИ
УЧАЩИХСЯ
Успеваемость учащихся в фортепианном ансамбле учитывается на контрольных уроках и зачётах, а также открытых концертах, конкурсах, фестивалях и т. д.
В I полугодии ансамбль сдаётся на контрольном уроке;
во II полугодии - на зачёте, который можно провести в форме фестиваля, конкурса ансамблей. Также ансамбли можно выносить на отчётные концерты школы.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Для реализации данного курса необходимо иметь:
- фортепиано
- видеомагнитофон
- проигрыватель аудио- и компактдисков
- нотно-методические пособия
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Баринова М. О. Развитие творческих способностей ученика. - Л., 1961
- Баренбойм Л. А. Фортепианная педагогика. - М, 1937.
- Выготский Л. С. Психология искусства. - М., 1968.
- Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением - М., 1968.
- Гофман И. Фортепьянная игра - М., 1961.
- Коган Г. М. Работа пианиста - М. Музгиз, 1961.
- Лерман М. О некоторых задачах обучения будущего пианиста. В кн.:
Вопросы фортепьянной педагогики. Вып. 3. - М., 1971. - Методические указания по организации учебно-воспитательной работы в
инструментальных классах детских музыкальных школ ( музыкальных
отделений школ искусств) Составители: профессор ГМПИ им. Гнесиных А. Д.
Алексеев, старший преподаватель ГМПИ им. Гнесиных, заслуженный работник
культуры РСФСР Е. Н. Орлова, преподаватели детских музыкальных школ г.
Москвы И. А. Дашкова, В. В. Дельнова, Э.Ш. Тургенева, заместитель директора
по учебной работе музыкального училища ЛОЛГК им. Н, А. Римского -Корсакова
3. П. Проскурякова -,. 1988 - Милич Б. И. Воспитание ученика - пианиста. - К ., 1977
10. Музыкальный инструмент (фортепиано). Программа ДМШ
(программа музыкальных отделений школ искусств). -М., 1988
11 .Петрушин В. И. Музыкальная психология - М.,1994
12.Программа. Класс специального фортепиано Интенсивный курс. Автор
и составитель программы Смирнова Т. И. - М., 1997. И.Тургенева Э. Ш. О
некоторых вопросах развития творческих способностей
учащихся в классе фортепиано. Центральный методический кабинет по детскому
музыкальному и художественному образованию. - М., 1970 Н.Тургенева Э. Ш.
Начальный период обучения игре на фортепиано. Методическая
разработка для преподавателей ДМШ и ДШИ - М., 1989.
15.Тургенева Э. Ш. Организация учебного процесса в младших классах фортепьяно. -
М. 1990.
16.Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры. - М. 1982.
П.Николаев Л. Очерки по методике обучения игре на фортепиано - М., 1955.
18.Ражников В. Исследование музыкального исполнительского образа // Вопросы
психологии. -1978 - № 2
19.Савшинский С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением. - Л., 1964
20.Смирнова Т. И. Методические рекомендации. Фортепиано. Интенсивный курс. -
М, 1994.
21 .Теплов Б. М. Проблема индивидуальных различий. - М., 1961. 22.Фейнберг С. Е. Мастерство пианиста. - М., 1978. 23.Цыпин Г. М. Развитие учащегося - музыканта. - М., 1975. 24.Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности. - М., 1994. 25.Шульпяков О. Ф. Техническое развитие музыканта - исполнителя. -Л., 1973. 26.Юдовина - Гальперина. За роялем без слез. - СПб., 1996.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методический доклад "Ансамблевое музицирование - как метод всестороннего развития". Класс гитары.
Данный методический доклад посвящён теме ансамблевого музицирования в классе гитары. Эта тема важна прежде всего, для меня лично....
"Ансамблевое музицирование в младших классах ДШИ. Первые шаги на пути к профессиональному исполнительству."
"Ансамблевое музицирование в младших классах ДШИ. Первые шаги на пути к профессиональному исполнительству." ...
Образовательная развивающая программа "Ансамблевое музицирование"
Программа "Ансамблевое музицирование"...
Методическое сообщение "Развитие навыков ансамблевого музицирования в классе фортепиано"
Основные методы и приемы развития навыков ансамблевой игры...
«Воспитание навыков ансамблевого музицирования учащихся ДШИ в классе духовых инструментов»
Обобщение опыта преподавателя по классу духовых инструментов.Будет полезно преподавателя музыкальных школ и школ искусств. В работе рассмотрены этапы, приёмы, возможные трудности работы над пьесо...
Ансамблевое музицирование как форма развития мотивации к обучению учащихся в классе фортепиано
Ансамблевое музицирование на фортепиано является неотъемлемой частью учебного процесса в ДШИ, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные,полезные, необходимые навы...