Методическая разработка занятия "Волонтер-это...."
план-конспект занятия
Конспект учебного занятия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_avtonomnoe_uchrezhdenie_dopolnitelnogo_obrazovaniya.docx | 27.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Спектр»
Конспект занятия
Тема: «Волонтер –это….»
Составила: Барсукова О.А., педагог дополнительного образования |
Новоаганск, 2020
Информационная карта учебного занятия
№ | Разделы | Содержание |
1. | Учреждение дополнительного образования | Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Спектр» |
2. | Педагог дополнительного образования | Барсукова Ольга Андреевна |
3. | Направленность | Социально-педагогическая |
4. | Образовательная программа Срок реализации | «Юный лидер», 1 год |
5. | Возраст учащихся | 9-12 лет |
6. | Количество человек в группе | 10 человек |
7. | Продолжительность учебного занятия | 45 минут |
8. | Тема учебного занятия | «Волонтер- это…» |
9. | Место данного учебного занятия в программе детского | 1 год обучения Разделы программы: «Волонтерство» |
10. | Тип учебного занятия в зависимости от дидактического цикла | Комбинированное занятие
|
11. | Форма учебного занятия | Изучение нового материала. |
12. | Цель учебного занятия | формирование гражданского самосознания высокомотивированных детей посредством популяризация идеи добровольчества (волонтёрства), повышение социального статуса волонтёра |
13. | Задачи учебного занятия | Обучающие: рассказать кто такие волонтёры, и чем они занимаются; кто может стать волонтёром; обучить конструктивному общению посредствам совместной значимой деятельности; овладеть основными практическими умениями в области социальных отношений; мотивировать молодых людей к участию в волонтёрской деятельности. Воспитательные: осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; содействовать утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков; воспитывать доброту, чуткость, сострадание. |
14. | Методы: | Методы мотивации и эмоционального стимулирования: Использование игровых форм, поощрение, обращение к жизненному опыту детей, создание ситуации успеха, постановка ближней перспективы, установка на успех. Методы организации познавательной деятельности: беседа, проблемные вопросы, стимулирование занимательным содержанием занятия, ситуации творческого поиска. Методы контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов. |
15. | Перечень вводимых понятий | «добровольчество», «волонтерское движение» |
16. | Результат занятия | -познакомились с понятием «волонтерство»; - мотивация к волонтерской деятельности; -формирование позитивного мнение к людям; -развитие чувства доброты, чуткости. |
17. | Средства обучения | Компьютер, мультимедийный проектор, презентация, листы бумаги, ручки, фломастеры. |
Цель: формирование гражданского самосознания высокомотивированных детей посредством популяризация идеи добровольчества (волонтёрства), повышение социального статуса волонтёра
Задачи:
Обучающие: рассказать кто такие волонтёры, и чем они занимаются; кто может стать волонтёром; обучить конструктивному общению посредствам совместной значимой деятельности; овладеть основными практическими умениями в области социальных отношений; мотивировать молодых людей к участию в волонтёрской деятельности.
Развивающие: развивать нравственные качества путем пропаганды идей добровольческого труда на благо общества и привлечения их к решению социально - значимых проблем через призыв к участию в социальных, экологических, гуманитарных, культурно-образовательных, просветительских проектах и программах; формировать опыт и навыки для реализации собственных идей и проектов в социальной сфере; формировать позитивное мнение по отношению к людям; развивать чувства эмпатии, открытости, коммуникабельности;
Воспитательные: осмыслить социально-нравственный опыт предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; содействовать утверждению в жизни современного общества идей добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и подростков; воспитывать доброту, чуткость, сострадание.
Образовательные технологии: методики проблемного и развивающего обучения
Форма проведения: , круглый стол
Оборудование: компьютер,мультимедийный проектор, презентация, листы бумаги, ручки, фломастеры.
Принципы педагогического подхода:
- партнерства, сотрудничества,
-творчества,
-прагматизма
Ожидаемые результаты:
- позитивная социализация высокомотивированных детей в области духовно – нравственного воспитания;
- повышение статуса волонтера (добровольца);
- развитие организаторских, творческих, ораторских способностей учащихся;
- повышение и пропаганда нравственного самосознания учащихся.
Ход занятия
Ведуший:
Два мира есть у человека
Один, который нас творил.
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
-Послушайте, пожалуйста, одну мудрую притчу: «Шёл снег. Зимой это обычное дело. Погода была безветренной, и большие пушистые снежинки неспешно кружили в причудливом танце, медленно приближаясь к земле.
Две снежинки, летевшие рядом, решили затеять разговор. Боясь потерять друг друга, они взялись за руки, и одна из них весело говорит:
— Как хорошо лететь, наслаждаться полётом!
— Мы не летим, мы просто падаем, — грустно отвечала вторая.
— Скоро мы встретимся с землёй и превратимся в белое пушистое покрывало и согреем под ним все живое!
— Нет, мы летим навстречу гибели, а на земле нас просто растопчут.
— Мы станем ручьями и устремимся к морю. Протекая, мы будем поить растения, животных, людей. Мы подарим им жизнь, и наша жизнь будет прожита не зря — сказала первая.
— А нам то, от этого какая радость? Нет, мы растаем и исчезнем навсегда, — возражала ей вторая.
Они закончили свой разговор и разжали руки. И каждая из них полетела навстречу той судьбе, которую выбрала для себя сама.
Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Сегодня наша миссия заключается в том, чтобы научиться оказывать позитивное влияние на сверстников при выборе ими жизненных ценностей. А людей, которые добровольно проявляют желание помочь другим, называют волонтерами.
5 декабря в большинстве стран мира празднуют Международный день добровольцев. Второе название этого праздника – День волонтёров.Он был учреждён по инициативе Генеральной Ассамблеи ООН в 1985 году в благодарность всем людям, добровольно внесшим вклад в развитие экономики и социальных программ на территории многих государств. Кто такие волонтёры спросите вы?
Слово «волонтёр» произошло от французского слова, в переводе означает доброволец, желающий.
Волонтёрство – это добровольческое движение, развитое во многих странах мира, направленное на улучшение жизни.
Волонтёр – это человек, добровольно взявший на себя какую-либо работу.
Волонтёр – существо будущего, гражданин мира, шанс человечества на выживание.
Волонтёрские движения – это свободные союзы людей, объединённые каким-либо интересом.
Волонтёры – это группы людей, которые разносторонне развивают общество. Так как волонтёры работают напрямую с обществом, они лучше понимают и слышат их проблемы, первыми стараются их решить…
Не зря существует День Волонтёра. Ведь при помощи волонтёров были потушены многие летние пожары, была оказана помощь погорельцам, волонтёры участвовали в акции донорства и многое другое.
Но, сфера деятельности волонтеров очень широка. Условно работа волонтеров делится на несколько направлений... (показ слайдов) Можно выбрать для себя какое – то одно направление, а можно попробовать себя в каждом!
Волонтёром может стать любой молодой человек в возрасте от 14 до 30 лет, который желает посвятить своё свободное время, силы и умения добровольному труду.
Так кто же такой настоящий волонтер?
На этот вопрос нет простого ответа. Существуют тысячи мнений и каждое из них по-своему правильно. Одну вещь, впрочем, могу сказать со стопроцентной уверенностью. Настоящий волонтер не умеет скучать САМ и не даст заскучать другим! А это одно из золотых правил лидеров. Поэтому эта тема сегодня для нас! А девиз нашего занятия таков: «Быть волонтёром – это здорово! Быть волонтером – это круто!»
Но, по традиции, мы познакомимся.
Упражнение «Карточка знакомств» Каждый участник на 1/4 листа бумаги пишет: по центру - свое имя, в левом верхнем углу - любимое блюдо, ниже, по центру - занятие в свободное время, внизу слева – любимый композитор, в верхнем правом углу - цель жизни, ниже по центру - хобби, в нижнем правом - любимое животное. Затем, все прикрепляют визитки на одежде, встают и, найдя собеседника по теме близкой для себя, заводят беседу. Беседа длится 1 минуту, затем находят других собеседников и другие темы. Задача - встретить как можно больше собеседников и поговорить на темы в течение 10 минут.
Упражнение "Пожелания" (создание групповой атмосферы)
Все участники групп сидят в кругу. Каждый по кругу высказывает пожелание сидящим, либо свои ожидания, которые он хотел бы получить в ходе занятия.
Ведущий: я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты:
АНКЕТА
1. Выберите мнение, которое вы поддерживаете.
а) Современному обществу не обойтись без волонтёрского движения.
б) Волонтёрское движение в современном обществе существует, но часто носит обязательно-принудительный характер.
в) О каком добровольчестве речь? Сейчас каждый сам за себя, старается заработать деньги и добиться чего-то в жизни.
2. Что вы знаете о волонтёрском движении?
а) многое, могу рассказать другим;
б) кое-что слышал (-а);
в) практически ничего не знаю.
3. В нашем городе, поселке, школе часто проходят волонтёрские акции. Я:
а) выступаю организатором или принимаю в них участие;
б) слышал (-а) о некоторых, но никогда не участвовал (-а);
в) ничего о них не знаю.
4. Волонтёрское движение – это:
а) необходимая составляющая гражданской позиции человека;
б) часто просто дань моде;
в) пустая трата времени.
5. Хочешь ли ты стать волонтёром?
а) я – волонтёр;
б) было бы интересно;
в) а зачем?
Коллективное обсуждение результатов анкеты.
Ведущий: Ребята, вы имеете достаточно правильную позицию по результатам обсуждения вопросов. Значит, мы идем по правильному пути. Кто – то из вас при возражении заявил, что некоторые высказывания по поводу деятельности волонтеров (добровольцев) - это миф. Действительно, существуют мифы о волонтерстве
Миф 1: «Добровольчество – трата времени, сегодня необходимо выживать, особенно в кризис, и «нормальные» люди работают»
Миф 2: «Добровольчество только для активистов, альтруистов…»
Миф 3: «Добровольческая деятельность требует много времени…»
Коллективное обсуждение.
Ведущий: Ребята, мы теперь знаем, кто такие волонтеры. Скажите, что мотивирует человека на волонтерскую деятельность?
Ответы учащихся.
Ведущий: обобщим все ответы, определим мотивы и заповеди волонтеров (слайды)
Мотивы волонтёрской деятельности:
«Просто мне нравится помогать другим»
«У меня схожая проблема и я хочу решать ее вместе с другими».
«Получение новых знаний и навыков».
«Это работает на мой имидж».
«Хочу в жизни что-то кроме душного офиса, дома и телевизора».
Заповеди волонтеров:
-будьте ответственны в отношениях друг с другом;
-будьте честными, искренними и доброжелательными, улыбайтесь друг другу;
-помогайте окружающим принимать оптимальные решения в конфликтных ситуациях;
-не берите на себя невыполнимых обещаний;
-искренне интересуйтесь другими людьми;
-помните, что имя человека – это самый сладостный и важный для него звук на любом языке;
-старайтесь нравиться людям не только внутренне, но и внешне;
-помните о чувстве меры;
-оказывая помощь человеку, не умоляйте его достоинств;
-стремитесь, чтобы люди были рады сделать то, что Вы им предлагаете.
Ведущий: Стало очевидным то, что и волонтеры и лидеры объединены общими целями , идеями, и делами. В каждом волонтере должна быть частичка лидера, чтобы двигаться вперед. И для этого необходимо развивать в себе лидерские качества. Традиционно предлагаю сейчас перейти к практической части нашего занятия, лидер – тренингам:
1."Я никогда не..." Группа сидит в кругу, участники группы по очереди говорят "Я никогда не..." и дальше продолжается любой фразой, например, "Я никогда не прыгал с парашютом", все, кто прыгал, загибают по одному пальцу. Выигрывает тот, у кого к концу игры будет минимальное число загнутых пальцев.
2.Карта жизни. Каждый участник берет лист бумаги и в нижнем конце листа пишет дату своего рождения, на верху листа помечается сегодняшнее число. Между этими двумя точками необходимо провести линию и отметить на этой "линии жизни" узловые моменты, которые особенно сохранились в памяти или повлияли на ход жизни. Когда работа будет проделана, ведущий предоставляет слово каждому участнику по очереди.
3.Сиамские близнецы. Группа делится на пары. Каждая пара берется за руки так, чтобы левая рука одного участника и правая другого были свободны. Каждой паре предлагается из листов бумаги сделать какую-то поделку (самолет, пароход и др.) Пара делает все только свободными руками. Условия выполнения задания постепенно усложняются: сначала два участника находятся в равных условиях, затем один закрывает глаза, затем оба участника работают с закрытыми глазами. При выполнении тренинга разговаривать запрещено. Обсуждение тренинга сводится к вопросам: был ли лидер в группе? почему один из участников был лидером? и т.п.
4.«Пальцы» Группа по команде поднимает руки, затем без команды должна одновременно опустить их. То же можно делать со стульями: не сговариваясь молча вместе встать, обойти вокруг стула (синхронно) и одновременно сесть.
5. "Посчитать до 18". Группа должна по порядку посчитать до N (либо равное, либо большее числа участников), причем каждую цифру должен произносить только один человек. Договариваться, кто что произносит нельзя. Как только какое-то число произносят несколько человек одновременно или долго не произносит никто, счет начинается сначала. Факультативное правило: Каждый человек должен произнести хотя бы одно число.
6. С закрытыми глазами молча построиться по росту.
7. «Робот»
Создается игровое поле - обширное пространство с разбросанными спичками. Участники разбиваются на пары ("робот" и "оператор"). Задача "оператора" - с помощью своего "робота" собрать как можно больше спичек. Для этого он подает "роботу" словесные команды, стремясь детально и точно управлять движением его рук и ног, туловища. Задача "робота" - беспрекословно и точно выполнять команды своего "оператора". Глаза "робота" во время игры закрыты. Ведущему следует подчеркнуть, что "робот" не должен подыгрывать своему "оператору", он всего лишь послушный инструмент в руках "оператора". При включении в игру "оператор" начинает воспринимать неточности в движениях "робота" не как ошибки партнера по игре, а как свои собственные. Вместо спичек можно предложить любую другую двигательную задачу: начертить фигуру, завязать узел, пройти лабиринт, построить групповую скульптурную композицию и т.д.
8. "Кельтское колесо". По легенде древних кельтов все люди делятся по сторонам света.
Люди с Севера - это люди действия. Лидеры, которые делают дело. Люди, которые идут к цели любыми путями, не оглядываясь на средства, их мало интересует атмосфера, которая царит вокруг.
Люди с Запада - это люди расписаний, расчетов, точности, дисциплины. Их часто обвиняют в бесчувственности.
Люди с Востока - это люди творчества. Много идей, но при этом они не занимаются их реализацией.
Люди с Юга - обеспечивают теплые отношения и комфорт в группе. Атмосфера в группе важнее поставленной цели, движения вперед.
По легенде Древних кельтов, для достижения гармонии в каждой группе, а также в каждом человеке должны присутствовать все стороны света, хотя какая-то и преобладает. Это и представляет собой замкнутое кельтское колесо.
Члены группы разделяются на подгруппы по своей предрасположенности по сторонам света. Если человек колеблется, ему предлагают выбрать сторону света, к которой он относит себя в настоящий момент.
Этапы:
1.7-10 минут на подготовку
Каждая сторона света представляет себя, делает рекламу своих качеств.
2. Каждая группа рассказывает отрицательные стороны других частей света и выслушивает про свои негативные черты.
3. Каждая группа отвечает на вопрос: почему бы она не могла обойтись без других сторон света.
4. Группа рассматривает, как наилучшим образом организовать разделение обязанностей по людям соответствующих сторон света для решения общих задач. Если в группе не оказывается какой-то стороны света, то на выступлениях ее роль берет на себя ведущий, а внимание группы обращается на то, что из-за отсутствия этой стороны в группе возникнут определенные проблемы. В конце у группы спрашивается, какая еще сторона света, кроме названной, в них доминирует. Если в группе выпала какая-то сторона (чаще всего Запад), людям, назвавшим ее как вторую, предлагается выполнять ее функцию для решения проблем в группе.
Ведущий: И в заключение традиционно пожмем руки и сделаем семейную фотографию.
9. Рукопожатие вслепую. Одному из участников группы завязывают глаза, он слегка вытягивает вперед свою правую руку. Остальные участники по очереди подходят к нему и пожимают протянутую руку.
4.Семейная фотография. Группа - семья. Группе предлагается выбрать мать, отца, детей, бабушек и дедушек, тетей и дядей и других родственников и расположить их так, как будто они фотографируются на семейную фотографию. Обсуждение и интерпретация - кто какое место занял на фотографии (используя структуру группы).
Ведущий: «Мы имеем силу изменить мир»- главный девиз волонтёрских движений всего мира.И может вам еще нет 14 лет или вы не являетесь волонтером, но помните, что мир не без добрых людей, движение добровольчества существует, крепнет, ширится и предлагает всем участвовать в решении социальных проблем.
Для всех есть место на планете.
Для всех и солнце в небе светит.
У каждого своя мечта.
А к ней заветная тропа.
А нас же тропка привела.
К сердцам, открытым для добра.
Объединяет всех одно.
Спешить всегда творить добро!
«Кто, если не мы! Мы строим наш мир сами!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка круглого стола для обучающихся профессиональных образовательных организаций СПО «Имею право на права». Методическая разработка в 2014 году заняла 2 место на областном конкурсе «Правовая культура молодежи».
Данная методическая разработка предназначена для проведения внеклассного воспитательного мероприятия по правовому обучению обучающихся....
Методическая разработка "Гражданский и официальный брак" Методическая разработка занятия и методические рекомендации
Методическая разработка кураторского часа...
Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по разработке и изданию учебно-методических материалов"
Методические рекомендации предназначены для педагогических работников СПб ГБПОУ « Колледж» Красносельский».Содержание настоящих методических рекомендаций направлено на обеспече...
Методические рекомендации по самостоятельной работе Обществознание, Методическая разработка кураторского часа "Коррупция как особый вид преступлений", Методическая разработка"Выбор за нами".
Мкетодические разработки необходимы для реализации своих творческих способностей преподавателя и необходимиго обмена методическим опытом для молодых преподавателей и кураторов....
Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /
Методическая разработка составлена для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...
Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.
Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....
Методическая разработка "МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ"
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ СМЕНЫ ЛАГЕРЯ...