Тема скупости в художественной литературе
проект

Воронина Ольга Ивановна

Цели:  

раскрытие темы скупости в произведениях художественной литературы;
выявление современного отношения человека к деньгам.

Задачи:

изучить материалы по теме, используя книжные источники;
сопоставить содержание, идейный замысел, героев произведений, выявить авторское отношение к проблеме скупости;
провести  опрос студентов и преподавателей Ногинского колледжа.

Объекты исследования:

произведения художественной литературы: «Скупой рыцарь» А.С. Пушкина, «Скупой» Ж.Б. Мольера, «Гобсек» О. де Бальзака, «Портрет» и «Мертвые души» Н.В. Гоголя,  пьесы А.Н. Островского, «Преступление и наказание « Ф.М. Достоевского.
студенты и преподаватели Ногинского колледжа.

Предметом исследования послужили характеры главных героев произведений художественной литературы, их отношение к жизни.

Основные методы и приёмы: сбор информации, работа с художественной литературой, анкетирование, анализ, систематизация материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Научно-исследовательский проект2.01 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема скупости в художественной литературе и проблема отношения человека к деньгам в современном обществе . Работу выполнила Марочевская Татьяна студентка 1 курса колледжа Руководитель Воронина О.И. Ногинск 2019 ГБПОУ МО «НОГИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Слайд 2

Цели : раскрытие темы скупости в произведениях художественной литературы; выявление современного отношения человека к деньгам . Задачи: изучить материалы по теме, используя книжные источники; сопоставить содержание, идейный замысел, героев произведений, выявить авторское отношение к проблеме скупости; провести опрос студентов и преподавателей Ногинского колледжа. Объекты исследования: произведения художественной литературы: «Скупой рыцарь» А.С. Пушкина, «Скупой» Ж.Б. Мольера, «Гобсек» О. де Бальзака, «Портрет» и «Мертвые души» Н.В. Гоголя, пьесы А.Н. Островского, «Преступление и наказание « Ф.М. Достоевского. с туденты и преподаватели Ногинского колледжа. Предметом исследования послужили характеры главных героев произведений художественной литературы, их отношение к жизни. Основные методы и приёмы: сбор информации, работа с художественной литературой, анкетирование, анализ, систематизация материала.

Слайд 7

Образы «скупых» в произведениях А.С. Пушкина и Ж.Б. Мольера Схема анализа Ж.Б.Мольер «Скупой» А.С.Пушкин «Скупой рыцарь » Время написания 1668 год Публикация на русском языке спустя столетие. 1830 год Изображаемая эпоха, страна Современное Мольеру общество , 17 век. Эпоха абсолютизма во Франции, время правления Людовика ХI V . Примерно 16 век. Англия. В самом названии Пушкин отразил приметы описываемой им эпохи : страсть к накопительству заменяет стремление к подвигам, славе. Жанр произведения, задача автора Комедия Задача автора: высмеять скупость главного героя. Комедия заканчивается такими словами Гарпагона: «А я – скорее к моей милой шкатулочке» - героя не интересует счастье его детей. Трагедия. Задача автора : показать трагичность происходящего . Человек потратил все жизненные силы на приобретательство, опустошив тем самым свою душу, принося боль и страдание окружающим. За золотом, которое ссыпает Барон в сундуки, стоят слезы, кровь человеческая. Страшно, что за деньги покупается все, но страшно и то, что уродуется душа того, кого покупают. За деньги человек способен совершить преступление. Тому, кто покупает, служат убийцы, воры. Художественные приемы, используемые автором для достижения главной цели. Ставит героя (Гарпагона) в нелепые ситуации , например, «кто про что» - gui pro qu . Персонажи говорят каждый о своем, не понимая друг друга. Зритель видит противоречие, ему смешно. Именно такой прием раскрывает сущность Гарпагона: для Гарпагона сокровища – «это моя душа, моя кровь». Так обычно говорят о самом дорогом человеке, и поэтому Валер считает, что речь идет об Элизе , дочери Гарпагона. Монолог барона (сравнивает себя с царем, взирающим на подвластные ему просторы). За страстью барона к деньгам стоит еще более страшная страсть – жажда власти. Барон , чувствующий себя властителем мира, сам в рабстве, на цепи, сам себе не хозяин. В подтверждение приводим реплику сына о страсти отца: «О! мой отец не слуг и не друзей В них видит, а господ; И сам им служит. » Особенности сюжета, композиции Неожиданная счастливая развязка действия Симметричность композиции (в центре – монолог барона, а по краям – диалоги). Идея , круг проблем произведения. Пагубное влияние скупости на характер человека, на взаимоотношения в семье скупого. Смерть барона подчеркивает, что жизнь его была бессмысленной. Он мертв, сундуки полны, сын опустошен, герцог ужасается. Творческий метод. Классицизм. Мольер выступает против чрезмерности как таковой, отвергаемой классицизмом. Задачей писателей-классицистов было не только высмеять порок, но и показать добродетель. Пример: Ансельм бережлив, но не скуп – это образец для подражания. Характеры героев однолинейны. Реализм. Пушкин раскрыл типичные черты эпохи.

Слайд 8

Сравнение повестей О.Бальзака «Гобсек» и Н.В.Гоголя «Портрет» Схема анализа Оноре де Бальзак «Гобсек» Николай Васильевич Гоголь «Портрет» Время написания 1830 год 1835 год Изображаемая эпоха, страна Зеркальное отражение жизни Франции ХIХ века. Буржуазное общество. Россия, 30- е годы ХIХ. Буржуазное общество. Жанр произведения Повесть Повесть Тема Жестокость мира, в котором правят деньги. Развращающая сила золота, роль искусства в буржуазном обществе. Композиция Рамочная (рассказ в рассказе) Две части : 1. История художника Чарткова 2. История ростовщика с портрета. Идея , круг проблем Бездуховная сущность буржуазного общества, в котором денежные отношения господствуют над всем.

Слайд 9

Сравнение героев повестей О. де Бальзака, Н. В. Гоголя Схема анализа Гобсек Ростовщик с портрета из повести Н.В. Гоголя Особенности изображения героя Ростовщик Гобсек – реальный человек, порождение общества. Гобсек – сам жертва социальных законов общества, хотя подчас кажется палачом. В обществе, в котором существуют привилегированные классы, простолюдин Гобсек может утвердить себя только с помощью денег. Ростовщик из «Портрета» - необычный, исключительный человек, который впоследствии, уже с портрета, станет символом уничтожающей власти денег. Влияние денег ростовщиков на окружающих Одних деньги Гобсека закабаляют , а другим помогают обрести подобающее место в обществе, например, молодому адвокату Дервилю , швее Фанни Мальва. Наименее зависимы от Гобсека те, кто честно трудится, сам зарабатывает свой хлеб. Ростовщик олицетворяет собой зло, искушающее людей, покупающее их душу. Деньги ростовщика из «Портрета» не могут принести добро, помочь человеку, несут только разрушение.

Слайд 10

Итоги социологического опроса обучающихся и преподавателей Ногинского колледжа по теме «Проблема отношения человека к деньгам» Рис . 1 При выборе будущего места работы решающее для Вас значение имеет:

Слайд 11

Итоги социологического опроса обучающихся и преподавателей Ногинского колледжа по теме «Проблема отношения человека к деньгам» Если у Вас появился миллион, куда бы Вы его потратили? Рис . 2

Слайд 12

Итоги социологического опроса обучающихся и преподавателей Ногинского колледжа по теме «Проблема отношения человека к деньгам» Что для Вас означает понятие «скупость»? Рис . 3

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы: «Деятельностный подход в приобщении детей дошкольного возраста к художественной литературе».

Процесс общения ребенка – дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. От взрослого в большой степени зависит, и то, станет ли ребенок настоящим, увлечением читателя или встреча с кн...

открытый урок по ознакомлению с художественной литературой

-                  содействовать развитию профессиональной направленности и творчества в решении задач ознакомления...

Статья "Примеры описания темпераментов героев художественной литературы".

Статья "Примеры описания темпераментов героев художественной литературы"....

Знакомство с художественной литературой детей средней группы.

Знакомство с художественной литературой детей средней группы.№ занятияНазвание занятияПрограммное содержаниеОборудованиеБеседа по содержаниюЗанятие 1.Русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»Восп...

Феномен скупости и его отражение в художественной литературе (статья)

Феномен скупости, реакция лмтературы, образы скупого у Мольера, Бальзака, Шекспира, Пушкина, разоблачение пороков...

Педагогическая статья по теме: "Влияние художественной литературы, фольклора на трудовое воспитание детей дошкольного возраста"

Конспект для воспитателей на тему влияния художественной литературы и фольклора на трудовое воспитание дошкольников ...