открытый урок по ознакомлению с художественной литературой
план-конспект урока на тему
- содействовать развитию профессиональной направленности и творчества в решении задач ознакомления детей с художественной литературой;
активизировать знания студентов о значимости проблемы детского чтения и изучение разнообразных методов развития интереса у детей к чтению книг
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 41.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
по теме: «Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой»
Преподаватель: Завалина Е.В.
Группа: 3д1
Дата проведения:
Время: 45 мин.
Цель:
- содействовать развитию профессиональной направленности и творчества в решении задач ознакомления детей с художественной литературой;
- активизировать знания студентов о значимости проблемы детского чтения и изучение разнообразных методов развития интереса у детей к чтению книг.
- развивать коммуникативные качества студентов, умение работать в коллективе;
-воспитывать интерес к будущей профессии и желание приобщать детей дошкольного возраста к художественной литературе.
Тип: урок – конкурс
Вид: нетрадиционный
Форма проведения:групповая, индивидуальная.
Методы: словесные, практические, творческо-воспроизводящие и др.
Оборудование: раздаточный материал, предметы для проведения конкурса «Бюро находок», мультимедийная аппаратура и др.
Ход урока
- Мотивационно-организационный этап – 5 мин.
Уважаемые студенты. Сегодня мы с вами обсудим проблему приобщения детей к художественной литературе, обоснуем наши позиции.
Мир, в котором мы живем, становится все прагматичнее и жестче. Каким он будет на закате 21 века? Какие ценностибудут преобладать в обществе? Об этом мы задумываемся уже сейчас. Ведь будущее закладывается сегодня. По данным статистических обследований, всего 6% учащихся начальной школы любят читать произведения художественной литературы. Нынешнее физическое, нравственное, интеллектуальное состояние детства заставляет нас, педагогов, не только искать новые пути, но и обращаться к прежнему опыту воспитания ребенка при помощи художественного слова.
Предлагаю разделиться на три группы. Назначаю экспертов из числа присутствующих преподавателей.
2.Содержательный этап–30-35 мин.
1. Мы попадаем на страницу «Разминочная». – 5 мин.
Вопросы задаются каждой группе по очереди, эксперты отмечают на своих листах ответы каждой (таблица)
1.Вспомните.кто говорил такие волшебные слова:
- « По щучьему веленью, по-моему, хотенью…» (Емеля)
- « Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!» (Иван)
- « Спи, глазок, спи, другой!» (Хаврошечка)
- « Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе красная?» (Морозко)
- «Как мне не печалиться, серый волк, остался я без доброго коня…» (Иван-царевич)
- « Несу косу на плечи, хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи!» (Петух)
2.Закончите пословицу:
- « Что написано пером…» (не вырубишь топором)
- « Не плюй в колодец…» (пригодится – воды напиться)
- « Без труда…» (не выловишь рыбки из пруда)
- « Не имей сто рублей…» (а имей сто друзей)
- « Смех без причины…» (признак дурачины)
- « Семь раз отмерь…» (один раз отрежь)
- «Что посеешь…» (то и пожнешь)
- « Любишь кататься…» ( люби и саночки возить)
- « Хочешь, есть калачи…» (Не сиди на печи)
- « Не красна изба углами…» (А красна – пирогами)
4.К какому виду жанра это относится?
- « Как аукнется, так и откликнется» (пословица)
- «На дворе трава – на траве дрова» (Скороговорка)
- «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота»(Небылица.)
- «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар по-бежал» ( Потешка)
- «В некотором царстве, в некотором государстве…» ( Сказка)
- «Ехала машина темным лесом,
За каким-то интересом.
Инте-инте-интерес,
Выходи на букву С» (Считалка)
«Расскажу-ка я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские…» ( Былина.)
-«Красна девица сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка)
-«Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)
-«Жили-были дед да баба» «Сказка»
Итак, вы очень хорошо справились с разминкой, знаете героев сказок, пословицы, умеете определить жанр произведения.
2.На столах лежат карточки с высказываниями известных людей о чтении художественной литературы.
Задание: объяснить, как вы поняли данное высказывание. – 5 мин.
1.Хорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребенка, ее образы оказывают большое воздействие на формирование личности. (Е.А.Флерина)
2.Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет "божий" выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое. (В.А. Сухомлинский)
3.Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека. (В.Г.Белинский)
Итак, воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа.
3.Выступление учащейся 3 класса школы № 11 РовновойДарьи. – 10 мин
В дошкольном учреждении следует заниматься не столько ознакомлением детей с художественной литературой, сколько приобщением к книге. Ознакомление ребенка с художественной литературой не предполагает серьезной и глубокой связи с историей и теорией детской литературы. Ознакомление – это получение сведений о чем-либо. Сегодня нужна грамотная, систематическая работа с детьми, основанная на научных принципах формирования круга детского чтения, иных критериев отбора книг для чтения, ином отношении к самой детской литературе.
О том, какова значимость проблемы детского чтения, воспитания положительного отношения к книге, формирования интереса к художественной литературе расскажет учащаяся 3 класса школы № 11 Ровнова Дарья. Ею был подготовлен проект «Книга – великое чудо из чудес». В рамках реализации этого проекта были проведены мероприятия, принцип отбора которых направлен на вовлечение в проект учащихся образовательных учреждений города, показ значимости проблемы детского чтения, воспитание положительного отношения к книге, ознакомление с ситуацией детского чтения в городе, школе и дома. (Презентация проекта)
Проведение конкурса «Бюро находок»
Итак, Даша представила нашему вниманию разные точки зрения на проблему детского чтения. Постаралась показать многообразие книг, и доказать, что книгу можно назвать «чудом из чудес». В результате можно сделать вывод о том, что интерес к выбранной теме только возрастает и работу в данном направлении необходимо продолжить. А решать эту проблему необходимо начинать с дошкольного возраста.
4. А теперь мы попадаем на «Страницу дискуссий» - 5 мин.
На данном этапе мы с вами должны определить, какие педагогические требования, принципы необходимо соблюдать для успешного, полноценного восприятия детьми художественных произведений.
Для этого проведем мини-дискуссию. Вашему вниманию, каждой группе, будет предложен вопрос и к нему варианты ответов. Ваша задача – выбрать один или несколько правильных ответов и обосновать свой выбор. Эксперты оценивают ваши ответы по 5-ти балльной системе, но если со стороны других групп будут существенные дополнения, то оценка, естественно, будет ниже, а те, кто дополняют – выше на 1 балл.
- Пожалуйста, закончите предложение: «Для того, чтобы работа по ознакомлению с художественной литературой принесла наибольший эффект и пользу для воспитания интереса к чтению книг…»
-Достаточно занятий по чтению художественных произведений и заучиванию наизусть.
-Ознакомление с художественной литературой должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включаться во все виды деятельности: физкультурные занятия, ознакомление с окружающим миром, занятия по экологии, прогулку и т.д.
2.Ваша позиция по отношению к детям в процессе ознакомления с художественной литературой:
-Вы воспитатель или Вы партнер, действующий совместно с детьми? В каких случаях необходима первая позиция, в каких – вторая?
3.К отбору художественных произведений для чтения и рассказывания детям предъявляются следующие требования:
-идейная направленность детской книги (соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к родине, людям, природе, моральный облик героя)
-высокое художественное мастерство, литературная ценность (единство содержания и формы, образцовый литературный язык)
-доступность литературного произведения, соответствие возрасту.
-сюжетная занимательность, простота и ясность композиции.
Так ли это?
Итак, обобщая ваши высказывания можно сформулировать следующие педагогические требования, принципы для успешного, полноценного восприятия детьми художественных произведений:
- Ознакомление с художественной литературой должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса.
-Обязательное соблюдение личностно-ориентированного подхода в процессе ознакомления с художественной литературой.
-При отборе книг учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции.
5. И в заключении нашего урока предлагаю задание на рефлексию – 5 мин. С помощью ПОПС - формулы написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента:
П – позиция О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение)
Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений.
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
«Мы считаем, что ознакомление с художественной литературой в детском саду…».
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
«Потому что …».
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
«Мы можем это доказать это на примере …».
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
«Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что…».
Оценивается наиболее полное и убедительное утверждение, умение доказать свою правоту.
3.Заключительный этап– 5 мин.
Итак, это было заключительным заданием, выполнение которого позволило нам подвести итог нашего урока. И сейчас я представляю слово экспертам, которые расскажут о результатах вашей работы на уроке.
Закончить нашу встречу хотелось бы словами В.А. Сухомлинского: «Достижения человеческой мысли безграничны. Человек, например, создал множество книг. Покажите детям красоту, мудрость, глубину мысли одной книги, но покажите так, чтобы каждый ребенок навсегда полюбил чтение, был готовым выйти в самостоятельное плавание по книжному морю».
Домашнее задание:на базе практики изучить литературные интересы нескольких детей в младшей, средней и старших возрастных группах в процессе индивидуальных бесед о детских писателях, их произведениях и персонажах.
Лист оценивания
Задание | 1 группа | 2 группа | 3 группа | |||
Ответ | Доп | Ответ | Доп | Ответ | Доп | |
Разминка(быстрота ответа, знание жанров) | ||||||
Высказывания(убедительность объяснения, точность и глубина) | ||||||
Бюро находок(знание произведений, точность выполнения задания) | ||||||
Страница дискуссий(умение аргументировать свой ответ) | ||||||
Рефлексия(полное и убедительное утверждение, умение доказать свою правоту.) | ||||||
Итог |
25-27 б. – «5»
22-24 б. – «4»
19-21 б. – «3»
Открытый урок
по теме: «Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой»
Преподаватель: Завалина Е.В.
Группа: 3д1
Дата проведения: 18.04.12г.
Время: 45 мин.
Цель:
- содействовать развитию профессиональной направленности и творчества в решении задач ознакомления детей с художественной литературой;
- активизировать знания студентов о значимости проблемы детского чтения и изучение разнообразных методов развития интереса у детей к чтению книг.
- развивать коммуникативные качества студентов, умение работать в коллективе;
-воспитывать интерес к будущей профессиии желание приобщать детей дошкольного возраста к художественной литературе..
Тип: урок – конкурс
Вид: нетрадиционный
Форма проведения: групповая, индивидуальная.
Методы: словесные, практические, творческо-воспроизводящие и др.
Оборудование: раздаточный материал, предметы для проведения конкурса «Бюро находок», мультимедийная аппаратура и др.
Ход урока (план)
- Мотивационно-организационный этап – 5 мин.
Вступительное слово о назначении урока.
Предлагаю разделиться на три группы. Назначаю экспертов из числа присутствующих преподавателей.
2.Содержательный этап – 30-35 мин.
1. «Разминка». – 5 мин.
Вопросы задаются каждой группе по очереди, эксперты отмечают на своих листах ответы каждой (таблица)
1.Вспомните, кто говорил такие волшебные слова.
2.Закончите пословицу.
3.К какому виду жанра это относится?
2.Работа с высказываниями известных людей о чтении художественной литературы. – 5 мин.
Задание: объяснить, как вы поняли данное высказывание.
3.Выступление учащейся 3 класса школы № 11 Ровновой Дарьи. – 10 мин. Презентация проекта, проведение конкурса «Бюро находок».
4. «Страница дискуссий» - 5 мин.
5. Рефлексия. ПОПС – формула.– 5 мин.
3.Заключительный этап– 5 мин.
-Слово экспертам о результатах работы студентов на уроке.
-Домашнее задание: на практике в детском саду изучить литературные интересы нескольких детей в младшей, средней и старших возрастных группах в процессе индивидуальных бесед о детских писателях, их произведениях и персонажах.
1.Хорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребенка, ее образы оказывают большое воздействие на формирование личности.
(Е.А.Флерина)
2.Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет "божий" выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое.
(В.А. Сухомлинский)
3.Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека.
(В.Г.Белинский)
(тезисы выступления на защите проекта)
Я,Ровнова Дарья, учусь в 3 «А» классе «Средней общеобразовательной школы № 11 г. Вольска». Хочу предложить Вашему вниманию проект на тему: «Книга – великое чудо из чудес». (Слайд 1).
Цель проекта:пропаганда значимости проблемы детского чтения и изучение разнообразных методов развития интереса у детей к чтению книг. Проект рассчитан не только на учеников школы, а также на учителей и родителей. (Слайд 2).
В последнее время всё чаще начали говорить о проблеме детского чтения. В век информационных технологий школьники всё меньше стали читать не только художественную, но и учебную литературу.
А ведь книгам уже несколько тысяч лет, и за это время они принимали разный облик. Древние народы делали книги из глины. В Древнем Египте тексты книг высекали на каменных плитах. (Слайд 3). Потом изобрели папирус. (Слайд 4, 5) В средние века книги писали от руки на листах пергамента, соединённых в тетради. (Слайд 6). Наконец, в 15 веке было изобретено книгопечатание. Книга «Апостол» – начало всех наших печатных книг. (Слайд 7)
Некоторые редкие книги – это громадные тома, высотой больше полутора метров. Есть книги-малютки: некоторые не больше спичечной коробки, а есть и с почтовую марку. (Слайд 8).
Из беседы с заместителем директора ЦБС по работе с детьми выяснили, что интерес к чтению литературы у детей возрастает в каникулярное время, это говорит о большой нагрузке в школе. (Слайд 9).
Проведенное нами анкетирование среди учащихся школы и студентов Вольского педагогического колледжа показало (Слайд 10), что, имея дома книги и журналы (Слайд 11), дети (Слайд 12) в отличие от родителей (Слайд 13) читают редко. Художественную литературу читают с удовольствием (Слайд 14), а учебную - для получения необходимой информации. (Слайд 15)
На представленных Вашему вниманию рисунках (Слайд 16) видно, что у учащихся разностороннее представление о русской и современной детской литературе.Ведь не зря в народных пословицах и поговорках русский народ всегда говорил о значимости книги. (Слайд 17).
Хочется отметить, что в обращении с книгой нельзя пачкать и рвать книги, а также использовать их не по назначению. А главное – нельзя читать книги в неудобной позе или лёжа, это вредно для здоровья. (Слайд 18).
Чтобы чтение книги приносило удовольствие необходимо выбирать книги по вашим интересам, иллюстрированные и хорошего качества. Нужно помнить, что, читая художественные книги, мы получаем удовольствие, а, изучая учебную и справочную литературу, мы пополняем запас знаний, расширяем свой кругозор. (Слайд 19).
В рамках проекта был проведен интеллектуальный марафон «Читаешь книги – хорошо!!! Не читаешь – плохо!», в котором активное участие приняли учащиеся начальной школы и студенты педколледжа. (Слайд 20).
И сейчас я предлагаю Вам поучаствовать в одном изконкурсе интеллектуального марафона, который называется «Бюро находок». Некоторые герои потеряли вещи. Вспомним, в какие произведения мы могли бы их вернуть. На столе разложены вещи из сказок, нужно выбрать только те, которые упоминаются в одной из них. Выходят по одному человеку из группы, а эксперты оценивают правильность выполнения задания по 5-ти балльной системе.
«Федорино горе» |
«Мойдодыр» |
«Муха-цокотуха» |
«Приключения Карандаша и Самоделкина» |
«Вот какой рассеянный» |
С помощью ПОПС - формулы написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента:
П – позиция О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение)
Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:
Мы считаем, что ознакомление с художественной литературой в детском саду…
Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:
Потому что …
Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:
Мы можем это доказать это на примере …
И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:
Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что…
1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Сферы и ситуации речевого общения. Функциональные разновидности языка. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы"
Конспект урока развития речи....
Проведение НОД:(занятия по ознакомлению с художественной литературой)
Проведение НОД( литература 2 младшая группа)...
Методическая разработка открытого урока "Ознакомление со сварочным оборудованием и аппаратурой".
В данной методической разработке представлен вариант проведения урока учебной практики по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки))». Она содержит подробный ...
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ХАРАКТЕРОВ ГЕРОЕВ ДОШКОЛЬНИКАМИ РАЗНЫХ ВОРАСТНЫХ ГРУПП В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ НА ЗАНЯТИЯХ В ДОУ
Влияние художественной литературы на воспитание дошкольников многогранно. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрыв...
Целесообразность использования произведений художественной литературы на уроках истории.
Развитие личности человека с самого детства сопровождают художественные произведения. В статье рассмотрены особенности использования произведений художественной литературы на уроках истории в образова...
План - конспект открытого урока в 9 классе. «Изготовление сувенирных столярных изделий и разделочных досок из дерева. Художественное оформление изделий и виды художественной резьбы по дереву. Декорирование разделочных досок»
План урока Предмет : Профильный труд «Столярное дело» – 9 классТема: Изготовление сувенирных изделий и разделочных досок из дерева. Художественное оформление изделий. Виды ...
Методическая разработка открытого урока по литературе "Особенности современной литературы"
Урок разработан на основе компетентностного подхода к обучению. В качестве базовой технологии лежит технология проектного обучения. Кроме того, удачно вписывается в данную концепцию урока технология ...