открытый урок по ознакомлению с художественной литературой
план-конспект урока на тему

Завалина Елена Владиславовна

-                  содействовать развитию профессиональной направленности и творчества в решении задач ознакомления детей с художественной литературой;

активизировать знания студентов о значимости проблемы детского чтения и изучение  разнообразных  методов развития интереса  у детей к чтению книг

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx41.1 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по теме: «Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой»

Преподаватель: Завалина Е.В.

Группа: 3д1

Дата проведения: 

Время: 45 мин.

Цель:

  • содействовать развитию профессиональной направленности и творчества в решении задач ознакомления детей с художественной литературой;
  • активизировать знания студентов о значимости проблемы детского чтения и изучение  разнообразных  методов развития интереса  у детей к чтению книг.
  • развивать коммуникативные качества студентов, умение работать в коллективе;

-воспитывать интерес к будущей профессии и желание приобщать детей дошкольного возраста к художественной литературе.

Тип: урок – конкурс

Вид: нетрадиционный

Форма проведения:групповая,  индивидуальная.

Методы: словесные, практические, творческо-воспроизводящие и др.

Оборудование: раздаточный материал, предметы для проведения конкурса «Бюро находок», мультимедийная аппаратура и др.

Ход урока

  1. Мотивационно-организационный этап – 5 мин.

Уважаемые студенты. Сегодня мы с вами обсудим проблему приобщения детей к художественной литературе, обоснуем наши позиции.

Мир, в котором мы живем, становится все прагматичнее и жестче. Каким он будет на закате 21 века? Какие ценностибудут преобладать в обществе? Об этом мы задумываемся уже сейчас. Ведь будущее закладывается сегодня. По данным статистических обследований, всего 6% учащихся начальной школы любят читать произведения художественной литературы. Нынешнее физическое, нравственное, интеллектуальное состояние детства заставляет нас, педагогов, не только искать новые пути, но и обращаться к прежнему опыту воспитания ребенка при помощи художественного слова.

Предлагаю разделиться на три группы. Назначаю экспертов из числа присутствующих преподавателей.

2.Содержательный этап–30-35 мин.

1. Мы попадаем на страницу «Разминочная». – 5 мин.

Вопросы задаются каждой группе по очереди, эксперты отмечают на своих листах ответы каждой  (таблица)

1.Вспомните.кто говорил такие волшебные слова:

  • « По щучьему веленью,  по-моему,  хотенью…» (Емеля)
  • « Сивка-бурка,  вещий каурка!   Стань  передо мной,  как лист перед  травой!» (Иван)
  • « Спи,  глазок, спи,  другой!» (Хаврошечка)
  • « Тепло ль тебе, девица, тепло ль тебе красная?» (Морозко)
  • «Как мне не печалиться,  серый волк, остался я без доброго коня…» (Иван-царевич)
  • « Несу косу на плечи, хочу лису посечи,  слезай, лиса, с печи!» (Петух)

2.Закончите пословицу:

  • « Что написано пером…»        (не вырубишь топором)
  • « Не плюй в колодец…»         (пригодится – воды напиться)
  • « Без  труда…»                        (не выловишь рыбки из пруда)
  • « Не имей сто рублей…»        (а имей сто друзей)
  • « Смех  без  причины…»         (признак дурачины)
  • « Семь раз отмерь…»              (один раз отрежь)
  • «Что посеешь…»                      (то и пожнешь)
  • « Любишь кататься…»            ( люби и саночки возить)
  • « Хочешь, есть калачи…»       (Не сиди на печи)
  • « Не красна изба углами…»   (А красна – пирогами)

4.К какому виду жанра это относится?

  • « Как аукнется, так и откликнется»        (пословица)
  • «На дворе трава – на траве дрова»      (Скороговорка)
  • «Ехала деревня мимо мужика, вдруг из-под воротни лают ворота»(Небылица.)
  • «Катя, Катя, Катюха, оседлала петуха, а петух заржал, на базар по-бежал» ( Потешка)
  • «В некотором царстве, в некотором государстве…» ( Сказка)
  • «Ехала машина темным лесом,
    За каким-то интересом.

Инте-инте-интерес,

Выходи на букву С»  (Считалка)

«Расскажу-ка я вам про дела старые,

Да про старые, про бывалые,

Да про битвы, да про сражения,

Да про подвиги богатырские…» ( Былина.)

-«Красна девица сидит в темнице, а коса на улице» (Загадка)

-«Сели детки на карниз и растут все время вниз» (Загадка)

-«Жили-были дед да баба» «Сказка»

Итак, вы очень хорошо справились с разминкой, знаете героев сказок, пословицы, умеете определить жанр произведения.

2.На столах лежат карточки с высказываниями известных людей о чтении художественной литературы.

Задание: объяснить, как вы поняли данное высказывание. – 5 мин.

1.Хорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребенка, ее образы оказывают большое воздействие на формирование личности. (Е.А.Флерина)

2.Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет "божий" выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое. (В.А. Сухомлинский)

3.Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека. (В.Г.Белинский)

Итак, воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа.

3.Выступление учащейся 3 класса школы № 11 РовновойДарьи. – 10 мин

В дошкольном учреждении следует заниматься не столько ознакомлением детей с художественной литературой, сколько приобщением к книге. Ознакомление ребенка с художественной литературой не предполагает серьезной и глубокой связи с историей и теорией детской литературы. Ознакомление – это получение сведений о чем-либо. Сегодня нужна грамотная, систематическая работа с детьми, основанная на научных принципах формирования круга детского чтения, иных критериев отбора книг для чтения, ином отношении к самой детской литературе.

О том, какова    значимость   проблемы детского чтения,  воспитания положительного отношения к книге, формирования интереса к художественной  литературе расскажет учащаяся 3 класса школы № 11 Ровнова Дарья. Ею был подготовлен проект «Книга – великое чудо из чудес». В рамках реализации этого  проекта были проведены мероприятия, принцип отбора которых направлен на вовлечение в проект учащихся  образовательных учреждений города,  показ   значимости   проблемы детского чтения,  воспитание положительного отношения к книге,  ознакомление  с ситуацией детского чтения  в городе, школе и дома. (Презентация проекта)

Проведение конкурса «Бюро находок»

Итак,  Даша  представила нашему вниманию разные точки зрения на проблему детского чтения. Постаралась показать многообразие книг, и доказать, что книгу можно назвать «чудом из чудес». В результате можно сделать вывод о том, что интерес к выбранной теме только возрастает и работу в данном направлении необходимо продолжить. А решать эту проблему необходимо начинать с дошкольного возраста.

4. А теперь мы попадаем на «Страницу дискуссий» - 5 мин.

На данном этапе мы с вами должны определить, какие педагогические требования, принципы необходимо соблюдать для успешного, полноценного восприятия детьми художественных произведений.

Для этого проведем мини-дискуссию. Вашему вниманию, каждой группе, будет предложен вопрос и к нему варианты ответов. Ваша задача – выбрать один или несколько правильных ответов и обосновать свой выбор. Эксперты оценивают ваши ответы по 5-ти балльной системе, но если со стороны других групп будут существенные дополнения, то оценка, естественно, будет ниже, а те, кто дополняют – выше на 1 балл.

  1. Пожалуйста, закончите предложение: «Для того, чтобы работа по ознакомлению с художественной литературой принесла наибольший эффект и пользу для воспитания интереса к чтению книг…»

-Достаточно занятий по чтению художественных произведений и заучиванию наизусть.

-Ознакомление с художественной литературой  должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включаться во все виды деятельности: физкультурные занятия, ознакомление с окружающим миром, занятия по экологии, прогулку и т.д.

2.Ваша позиция по отношению к детям в процессе ознакомления с художественной литературой:

-Вы воспитатель или Вы партнер, действующий совместно с детьми? В каких случаях необходима первая позиция, в каких – вторая?

3.К отбору художественных произведений для чтения и рассказывания детям предъявляются следующие требования:

-идейная направленность детской книги (соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к родине, людям, природе, моральный облик героя)

-высокое художественное мастерство, литературная ценность (единство содержания и формы, образцовый литературный язык)

-доступность литературного произведения, соответствие возрасту.

-сюжетная занимательность, простота и ясность композиции.

Так ли это?

Итак, обобщая ваши высказывания можно сформулировать следующие педагогические требования, принципы для успешного, полноценного восприятия детьми художественных произведений:

- Ознакомление с художественной литературой  должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса.

-Обязательное соблюдение личностно-ориентированного подхода в процессе ознакомления с художественной литературой.  

-При отборе книг учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции.

5. И в заключении нашего урока предлагаю задание на рефлексию – 5 мин. С помощью ПОПС - формулы написать четыре предложения,  отражающие следующие четыре момента:

 П – позиция  О – объяснение (или обоснование)  П – пример С – следствие (или суждение)

 Но этот приём не был бы технологичным, не обладал бы законченностью, если бы мы не предложили начало предложений.

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

 «Мы считаем, что ознакомление с художественной литературой в детском саду…».

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

 «Потому что …».

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

 «Мы  можем это доказать это на примере …».

 И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

 «Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что…».

Оценивается наиболее полное и убедительное утверждение, умение доказать свою правоту.

3.Заключительный этап– 5 мин.

Итак, это было  заключительным заданием, выполнение которого позволило нам подвести итог нашего урока. И сейчас я представляю слово экспертам, которые расскажут о результатах вашей работы на уроке.

Закончить нашу встречу хотелось бы словами В.А. Сухомлинского: «Достижения человеческой мысли безграничны. Человек, например, создал множество книг. Покажите детям красоту, мудрость, глубину мысли одной книги, но покажите так, чтобы каждый ребенок навсегда полюбил чтение, был готовым выйти в самостоятельное плавание по книжному морю».

Домашнее задание:на базе практики изучить литературные интересы нескольких детей в младшей, средней и старших возрастных группах в процессе индивидуальных бесед о детских писателях, их произведениях и персонажах.

Лист оценивания

Задание

1 группа

2 группа

3 группа

Ответ

Доп

Ответ

Доп

Ответ

Доп

Разминка(быстрота ответа, знание жанров)

Высказывания(убедительность объяснения, точность и глубина)

Бюро находок(знание произведений, точность выполнения задания)

Страница дискуссий(умение аргументировать свой ответ)

Рефлексия(полное и убедительное утверждение, умение доказать свою правоту.)

Итог

25-27 б. – «5»

22-24 б. – «4»

19-21 б. – «3»

Открытый урок

по теме: «Ознакомление детей дошкольного возраста с художественной литературой»

Преподаватель: Завалина Е.В.

Группа: 3д1

Дата проведения: 18.04.12г.

Время: 45 мин.

Цель:

  • содействовать развитию профессиональной направленности и творчества в решении задач ознакомления детей с художественной литературой;
  • активизировать знания студентов о значимости проблемы детского чтения и изучение  разнообразных  методов развития интереса  у детей к чтению книг.
  • развивать коммуникативные качества студентов, умение работать в коллективе;

-воспитывать интерес к будущей профессиии желание приобщать детей дошкольного возраста к художественной литературе..

Тип: урок – конкурс

Вид: нетрадиционный

Форма проведения: групповая,  индивидуальная.

Методы: словесные, практические, творческо-воспроизводящие и др.

Оборудование: раздаточный материал, предметы для проведения конкурса «Бюро находок», мультимедийная аппаратура и др.

Ход урока (план)

  1. Мотивационно-организационный этап – 5 мин.

Вступительное слово о назначении урока.

Предлагаю разделиться на три группы. Назначаю экспертов из числа присутствующих преподавателей.

2.Содержательный этап – 30-35 мин.

1. «Разминка». – 5 мин.

Вопросы задаются каждой группе по очереди, эксперты отмечают на своих листах ответы каждой  (таблица)

1.Вспомните, кто говорил такие волшебные слова.

2.Закончите пословицу.

3.К какому виду жанра это относится?

2.Работа с высказываниями известных людей о чтении художественной литературы. – 5 мин.

Задание: объяснить, как вы поняли данное высказывание.

3.Выступление учащейся 3 класса школы № 11 Ровновой Дарьи. – 10 мин.  Презентация проекта, проведение конкурса «Бюро находок».

4. «Страница дискуссий» - 5 мин.

5. Рефлексия. ПОПС – формула.– 5 мин.

3.Заключительный этап– 5 мин.

-Слово экспертам о результатах работы студентов на уроке.

-Домашнее задание: на практике в детском саду  изучить литературные интересы нескольких детей в младшей, средней и старших возрастных группах в процессе индивидуальных бесед о детских писателях, их произведениях и персонажах.

1.Хорошая книжка глубоко затрагивает чувства ребенка, ее образы оказывают большое воздействие на формирование личности.

(Е.А.Флерина)

2.Если с детства у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь — в годы отрочества душа подростка будет пустой, на свет "божий" выползает как будто неизвестно откуда взявшееся плохое.

(В.А. Сухомлинский)

3.Детские книги пишутся для воспитания, а воспитание – великое дело: им решается участь человека.

(В.Г.Белинский)

Презентация проекта

(тезисы выступления на защите проекта)

        Я,Ровнова Дарья, учусь в 3 «А» классе «Средней общеобразовательной школы № 11 г. Вольска». Хочу предложить Вашему вниманию   проект на тему: «Книга – великое чудо из чудес». (Слайд 1).

Цель проекта:пропаганда значимости проблемы детского чтения и изучение  разнообразных  методов развития интереса  у детей к чтению книг. Проект рассчитан не только на учеников школы, а также на учителей и родителей. (Слайд 2).

В последнее время всё чаще  начали говорить о проблеме детского чтения. В век информационных технологий школьники всё меньше стали читать не только художественную, но и учебную литературу.

А ведь книгам уже несколько тысяч лет, и за это время они принимали разный облик. Древние народы делали книги из глины.  В Древнем Египте тексты книг высекали на каменных плитах. (Слайд 3). Потом изобрели папирус. (Слайд 4, 5) В средние века книги писали от руки на листах пергамента, соединённых в тетради. (Слайд 6). Наконец, в 15 веке было изобретено книгопечатание. Книга «Апостол» – начало всех наших печатных книг. (Слайд 7)

Некоторые редкие книги – это громадные тома, высотой больше полутора метров. Есть книги-малютки: некоторые не больше спичечной коробки, а есть и с почтовую марку.  (Слайд 8).

Из беседы с заместителем    директора ЦБС по работе с детьми выяснили, что интерес к чтению литературы у детей возрастает в каникулярное время, это говорит о большой нагрузке  в школе.   (Слайд 9).

    Проведенное нами анкетирование  среди  учащихся школы и студентов Вольского педагогического колледжа показало (Слайд 10), что, имея дома книги и журналы (Слайд 11), дети  (Слайд 12) в отличие  от  родителей (Слайд 13)  читают редко. Художественную литературу читают  с удовольствием (Слайд 14), а учебную  - для получения необходимой информации. (Слайд 15)

На представленных Вашему вниманию рисунках (Слайд 16) видно, что у учащихся разностороннее представление о  русской и современной  детской литературе.Ведь не зря в народных пословицах и поговорках русский народ всегда говорил о  значимости книги. (Слайд 17).

Хочется отметить, что  в обращении с книгой нельзя пачкать и рвать книги, а также использовать их не по назначению. А главное – нельзя читать книги в неудобной позе или лёжа, это вредно для здоровья. (Слайд 18).

Чтобы чтение книги приносило удовольствие необходимо выбирать книги по вашим интересам, иллюстрированные и хорошего качества. Нужно помнить, что,  читая художественные книги, мы получаем удовольствие, а,  изучая учебную и справочную литературу, мы пополняем запас знаний, расширяем свой кругозор. (Слайд 19).

В рамках проекта был проведен интеллектуальный марафон «Читаешь книги – хорошо!!! Не читаешь – плохо!», в котором активное участие приняли учащиеся начальной школы и студенты педколледжа. (Слайд 20).

И сейчас я предлагаю Вам поучаствовать в одном изконкурсе интеллектуального марафона, который называется «Бюро находок». Некоторые герои потеряли вещи. Вспомним, в какие произведения мы могли бы их  вернуть. На столе разложены вещи из сказок, нужно выбрать только те, которые упоминаются в одной из них. Выходят по одному человеку из группы, а эксперты оценивают правильность выполнения задания по 5-ти балльной системе.

«Федорино горе»

«Мойдодыр»

«Муха-цокотуха»

«Приключения Карандаша и Самоделкина»

«Вот какой рассеянный»

С помощью ПОПС - формулы написать четыре предложения,  отражающие следующие четыре момента:

 П – позиция   О – объяснение (или обоснование)   П – пример   С – следствие (или суждение)

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

 Мы считаем, что ознакомление с художественной литературой в детском саду…

Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

 Потому что …

Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

 Мы  можем это доказать это на примере …

И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

Исходя из этого, мы делаем вывод о том, что…

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока "Ознакомление со сварочным оборудованием и аппаратурой".

В данной методической разработке представлен вариант проведения урока учебной практики по профессии «Сварщик (ручной и частично механизированной сварки(наплавки))». Она содержит подробный ...

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ХАРАКТЕРОВ ГЕРОЕВ ДОШКОЛЬНИКАМИ РАЗНЫХ ВОРАСТНЫХ ГРУПП В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ХУДОЖЕСТВЕННЫМИ ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ НА ЗАНЯТИЯХ В ДОУ

Влияние художественной литературы на воспитание дошкольников многогранно. Художественные произведения привлекают ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Они, раскрыв...

Целесообразность использования произведений художественной литературы на уроках истории.

Развитие личности человека с самого детства сопровождают художественные произведения. В статье рассмотрены особенности использования произведений художественной литературы на уроках истории в образова...

План - конспект открытого урока в 9 классе. «Изготовление сувенирных столярных изделий и разделочных досок из дерева. Художественное оформление изделий и виды художественной резьбы по дереву. Декорирование разделочных досок»

План урока Предмет : Профильный труд «Столярное дело» – 9 классТема: Изготовление сувенирных изделий и разделочных досок из дерева. Художественное оформление изделий. Виды ...

Методическая разработка открытого урока по литературе "Особенности современной литературы"

Урок разработан на основе компетентностного подхода к обучению. В качестве базовой технологии лежит технология проектного обучения. Кроме того, удачно вписывается в данную концепцию урока технология ...