Приём майнд мэп в условиях коллаборативной формы организации урока русского языка
методическая разработка
В данной разработке описывается использование приёма майнд мэп на уроке русского языка (этап открытия новых знаний) в сочетании с определённым набором других интерактивных приёмов. В качестве примера применения майнд мэпа приведён фрагмент урока по теме "Найчный стиль, его признаки и особенности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Приём майнд мэп на уроке русского языка | 337.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Приём майнд мэп
в условиях коллаборативной формы организации
урока русского языка
Современная стратегия обновления образования направлена на формирование у обучающихся умений самостоятельно добывать знания, критически анализировать и структурировать информацию. Способствует решению этих задач майнд мэп – приём, придуманный в 70-х годах прошлого века британским психологом, автором методики запоминания и организации мышления Тони Бьюзеном. В основе приёма лежит передача информации в виде схемы: в центре помещается название общей темы (мысли, идеи), на радиальных ответвлениях - ключевые слова, символы, рисунки. Информация, представленная схематично, по мнению психологов, воспринимается эффективнее и лучше запоминается, так как это соответствует ассоциативной природе нашего мышления.
Схемы и таблицы для передачи информации и до Тони Бьюзена существовали и существуют до сих пор. Например, хорошо известны опорные конспекты В.Ф. Шаталова – «системный набор опорных сигналов, структурно связанных между собой и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов» [2, 157]. Новшество психолога состоит в том, что он предлагает не линейный (горизонтальный или вертикальный) способ передачи информации, при котором задействуется только левое полушарие человеческого мозга, а радиальный, с использованием цвета, рисунков, символов. При таком структурировании задействованы оба полушария, а значит, мозг лучше воспринимает и запоминает информацию.
В интернете немало материалов о майнд мэпе (альтернативные названия: mind maps, майнд-карты, ментальные карты, интеллект-карты, умственные карты, карты мыслей, ассоциативные карты, диаграмма связей и др.), но большинство публикаций посвящено их использованию в экономике, менеджменте, бизнесе. В публикациях, раскрывающих некоторые аспекты применения майнд мэпа в учебном процессе, мало примеров его использования на уроках русского языка. Это обуславливает актуальность заявленного приёма.
Новизна исследования заключается в том, что, во-первых, в педагогической и методической литературе не рассматривался данный приём в условиях коллаборативной формы организации урока, во-вторых, майнд мэп предлагается использовать в сочетании с определённым набором других интерактивных приёмов. Предлагаемый приём конкретизирует и дополняет методику открытия новых знаний на уроках русского языка.
В качестве примера использования майнд мэпа приведём фрагмент урока по теме «Научный стиль, его признаки и особенности».
Речевая ситуация: составление страниц энциклопедии «Валуйский район». Для написания статей должен использоваться научный стиль.
Предлагается проанализировать тексты словарных статей из «Белгородской энциклопедии» и составить ментальную карту по теме «Особенности научного стиля».
Форма организации урока – коллаборативная: обучающиеся делятся на 5 групп. Взаимодействие (общение, обсуждение, спор) повышает энергию группы, являющуюся основным объединяющим параметром. Эмоциональное состояние положительно влияет на эффективность учебной деятельности.
Каждая группа получает:
1) текст статьи: 1 группа – «Дубрава», 2 группа – «Животный мир», 3 группа – «Лесные ресурсы», 4 группа – «Оскол», 5 группа – «Холков-Царёв-Николаевский мужской монастырь» [1, 147-148, 158, 230, 283-284, 411-412];
2) набор карточек с характеристиками научного стиля: функция, сфера использования, жанр, основные признаки, лексика, морфология, синтаксис;
3) набор карточек, на которых указаны жанры научного и других стилей (нужно выбрать и разместить на схеме только те, которые соответствуют научному стилю).
Определяются этапы работы:
1. Обсуждение известного на основе знаний предыдущей темы «Общие признаки функциональных стилей».
2. Выявление нового.
3. Определение формы схемы. Возможные варианты схемы:
1 вариант – «разветвление»: основной объект изучения (научный стиль) – размещается в центре; смежные темы (7 характеристик) – расходятся от центральной темы в виде ветвей (определяют порядок их расположения, он обозначается цифрами по часовой стрелке – обязательное условие при создании схемы); ветви-ассоциации, поясняемые ключевыми словами, фразами или графическими образами (они определяются на основе анализа текстов статьи); при необходимости ветви третьего порядка, конкретизирующие ассоциации;
2 вариант – «кластер»: основной объект изучения (научный стиль) – размещается в центре; смежные темы (7 характеристик) – вокруг основного объекта (их можно обозначить в кругах), от них отходят ветви, поясняемые ключевыми словами и символами;
4. Определение приёмов изображения: цвет, толщина линий, графическое изображение, условное обозначение.
Устанавливается время работы. После обсуждения майнд мэпы предъявляются для коллективного анализа на флипчарте или интерактивной доске.
Вопросы, вызвавшие затруднения, помещаются в «Облако проблем». Например, всякий ли доклад пишется в научном стиле?
Далее используется приём «Время вопросов» (задаются вопросы по составленным схемам).
Каждый майнд мэп оценивается другими группами (используется приём «Плюс, минус, интересно»). Путём использования приёма «Совместный результат» определяется лучший майнд мэп.
На основе выявленных особенностей научного стиля группы составляют статьи энциклопедии «Валуйский район».
Использование приёма майнд мэп на уроках русского языка позволяет совмещать различные виды работ в единое целое, выделять узловые моменты темы. Его можно использовать при изучении лексики, грамматики, при создании проектов и презентаций.
Целесообразно применять данный приём именно в условиях коллаборативной формы организации учебной деятельности, так как при использовании его в таких условиях включаются все компоненты учебно-познавательной деятельности: цель, мотив, постановка учебной задачи, содержание, учебные действия, контроль (самоконтроль), оценка (самооценка, взаимооценка); развиваются универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные); обучающиеся включены в продуктивную познавательную деятельность; создаётся атмосфера успеха, сотрудничества.
При использовании майнд мэпа реализуется системно-деятельностный подход в обучении, положенный в основу нового стандарта.
В результате его применения развивается интеллект, логическое мышление, речь, креативность, а использование этого приёма в условиях коллаборативной деятельности формирует навык совместного учебного труда, взаимной ответственности за результат деятельности, активизирует познавательную деятельность, создаёт ситуацию успеха при выполнении работы, что повышает мотивацию обучения.
Освоение этого приёма передачи информации будет полезно в обычной жизни: с помощью майнд мэпа можно планировать свой день, месяц, год, а в будущем использовать в профессиональной деятельности для подготовки совещаний, выступления с публичной речью, при разработке проектов.
В помощь учителю существует несколько простых в освоении программ для создания майнд мэпов: 1) Coggle https://coggle.it; 2) Xmind http://www.xmind.net; 3) Freemind freemind.sourceforge.net; 4) MindNode https://mindnode.com; 5) Bubbl.us https://bubbl.us; 6) MindMeister https://www.mindmeister.com. При создание майнд-карт с помощью программ можно исправлять ошибки, удалять и добавлять новую информацию, но, по нашему мнению, лучше создавать майнд-карты вручную на листе бумаги, используя цветные карандаши, или на интерактивной доске – так лучше работает мышление, ассоциативные связи, воображение, поэтому информация запоминается прочнее.
Список литературы:
1. Белгородская энциклопедия [Текст] / Гл. ред. В.В. Овчинников. – Белгород, 2000. – 464 с.
2. Шаталов, В.Ф. Учить всех, учить каждого [Текст] / В.Ф. Шаталов // Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. – М.: Педагогика, 1989. – С. 159-167.
Приложение 1
Фрагмент урока с использованием майнд мэпа
Приложение 2
Статьи из «Белгородской энциклопедии» для анализа
А) Дубрава – исконный символ русской природы. В Белгородской области большинство дубрав – нагорные дубравы, так как они располагаются в основном на водоразделах. Поверхность их сильно изрезана системой довольно глубоких балок с крутыми склонами. Этот рельеф, как принято считать, сгруппировался до наступления максимального оледенения. Почвы здесь представлены в основном выщелочными чернозёмами, иногда слабо деградированными. Главными лесообразующими породами являются дуб низкоствольный (34% лесной площади) и дуб высокоствольный (22%). Меньшие площади занимают липа, клён остролистый, ольха чёрная, осина, берёза. Остальные породы являются сопутствующими. Для Белгородской области установлены два типа зональных лиственных лесов – дубравы чистые и смешанные. Для первых характерны лесные поляны, богатые степными элементами, а для вторых – более богатое разнотравье.
Б) Животный мир – фауна Белгородской области лугово-степная, но значительное место в ней занимают лесные и южно-степные виды, а также интразольные комплексы речных долин и водоёмов. Особую неповторимость фауне придают калькофильные зоокомплексы, связанные с меловыми отложениями.
Фауна Белгородской области насчитывает по разным оценкам от 10 до 15 тысяч видов. Около 10% видов животных относятся к числу нуждающихся в особой охране. 50 видов включены в список Красной Книги.
За последние 30 – 35 лет исчезли на территории области (не встречаются), например, усач-плотник, ктырь гигантский, грушевая сатурния, стрепет.
Насчитывается (около) 279 видов птиц, в том числе 152 – гнездящихся, остальные – пролётные и откочёвывающие. Наиболее богаты: отряд воробьиных (11 видов); кулики (45 видов), гусеобразные (до 30 видов); дневные хищники (21 вид).
В) Лесные ресурсы – лесной фонд. Площадь всех лесов Белгородской области, включая защитные лесные насаждения, составляет 278,9 тыс.га, в том числе покрытая лесом – 261,1 тыс. га. Основную часть лесного фонда составляют леса, находящиеся во владении подразделений, подведомственных государственному органу управления лесным хозяйством – Федеральной службе лесного хозяйства России – 76,9%. Во владении сельскохозяйственных структурных формирований находится 20,25 лесов, а введении администраций городов, районов, посёлков – 2,1%. За другими министерствами и ведомствами закреплено всего 0,7% лесов. Белгородские леса на 80% представлены особенно ценными лесами – дубравами. (В России удельный вес дубовых лесов составляет только 1,2%).
Г) Оскол – река, главный левобережный приток Северского Донца. Берёт своё начало в Курской области. Упоминается в «Слове о полку Игореве».
В пределах Белгородской области протекает в Старооскольском, Чернянском, Волоконовском, Валуйском районах. После Валуек река сворачивает на юго-запад, переходит на территорию Украины и в Харьковской области в 20 км южнее г. Изюм впадаетв Северский Донец. Длина Оскола – 472км, в пределах Белгородской области – 220 км. На берегах реки города и районные центры – Старый Оскол, Чернянка, Новый Оскол, Волоконовка, Валуйки. В 12км от устья – Краснооскольская ГЭС. Притоки Оскола на территории Белгородской области: Орлик, Осколец, Котёл, Ольшанка, Козинка – правые притоки; Убля, Валуй, Уразова – левые притоки. Происхождение названия реки до настоящего времени учёными не установлено.
Д) Холков – Царёв-Николаевский (или Троицкий Спаско-Преображенский) мужской монастырь – пещерный монастырь на окраине с. Холки (Холок) Новооскольского уезда (ныне Чернянского района Белгородской области).
Основан в 1620г. иноком Геласием, ставшим первым его настоятелем. Единственный в белгородском крае, уникальный по архитектуре и планировке пещерный монастырь. Расположен в одном из холмов меловой возвышенности, называемых Жестовыми горами.
Вход ориентирован на север. Общая площадь всей пещеры – 155,5 кв. м, церкви – 57,9 кв. м, келий – 172 кв. м. В начале пещеры, имеющей южное направление, напротив друг друга расположились две кельи, через 6 м ещё одна келья справа, за ней коридор плавно поворачивает направо, ширина его здесь достигает 2,5 м против 1,5 м в начале пути. <…>
Монахи проживали в монастыре в постоянной тревоге, вызванной тем, что слобода, её окрестности и сам монастырь подвергались набегам татар. Для защиты от татар в 1637г. на самом высоком холме над монастырём сооружено сторожевое укрепление «Жестовая острожка», входившее в систему инженерно-оборонительного сооружения Белгородской черты. Пещерный монастырь в Холках просуществовал 144 года. С 1764 г. повелением Екатерины II был упразднён.
В 1995г. Белгородская и Старооскольская епархия возобновила службы в монастыре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»
ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Обобщённо-личные предложения» по учебнику М. М. Разумовской (8 класс)
Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС«Обобщённо-личные предложения» по учебнику М. М. Разумовской (8 класс) Учитель русского языка и литературы Сутягина Елена ...
«Использование технологии проектной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности по предмету как условие обеспечения качества обучения».
Каждому учителю хочется, чтобы его уроки были интересны и познавательны. А наши обучающиеся в один голос утверждают, что уроки должны быть нескучные. Как же добиться этого? Ли...
ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ЧООДУ (ЧАШ-ООЛ) ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА (Уфа)
УДК 373.31 ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО. ЧООДУ (ЧАШ...
РАБОТА В ПАРАХ СМЕННОГО И ПОСТОЯННОГО СОСТАВА КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
РАБОТА В ПАРАХ СМЕННОГО И ПОСТОЯННОГО СОСТАВА КАК УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА...
Приёмы ТРИЗ и РКМ на уроках русского языка.
Эти слова я считаю девизом своей педагогической деятельности и очень хочу, чтобы они стали жизненным девизом моих учеников. С этой целью стараюсь делать свои уроки информационно насыщенными, разнообра...
"Эффективные приёмы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы" Мастер-класс на объединённом заседании учителей-словесников г.Кыштыма
Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. Функциональная грамотность включает в себя: общую гр...