ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ЧООДУ (ЧАШ-ООЛ) ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА (Уфа)
статья
УДК 373.31 ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО. ЧООДУ (ЧАШ-ООЛ) ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА (Уфа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
УДК 373.31
ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО
ЧООДУ (ЧАШ-ООЛ) ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА (Уфа)
В современном образовании введется интенсивный поиск инновационных путей развития методов преподавания и его форм, что позволяет говорить о переходе обучения от директивной модели к интерактивной, более продуктивной и ориентированной на личность обучаемого.
Ученикам в современных условиях необходимо овладение большого объема школьного материала и формирования практических навыков для реализации своих знаний. Это ведет к разработке новых методов и приемов введения информаций, а также современных технологий и тактик обучения. Результатом этого является то, что требования к педагогу нового поколения становятся абсолютно иными.
Целью эксплуатации учителем активных методов обучения значится создание у учащихся стабильной мотивации к познанию и восприятию мира в целом. Главное в обучении не только ознакомиться, запомнить и воспроизвести усвоенный материал, но и научиться воспроизводить, применять полученные знания на практике. Это позволяет существенно повысить уровень результативности в учебном процессе, её классификации, способность к процессу воспринимаемой информации, и выделению главного. При этом в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования выделен пункт, в котором прописано, что соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой учениками образовательного процесса, составляет 80% и 20%. [4, 204]
«Учитель – это человек, у которого главный признак учить других всю жизнь». Таким образом, важным критерием успешной работы учителя является его самообразование, желание учиться и узнавать больше, для овладения новыми различными методами и формами преподавания. На сегодняшний день главным навыком учителя по требованиям ФГОС НОО, преподаватель должен быть координатором информационного потока. [3, 34] Следовательно, чтобы общаться на одном языке с ребенком, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями. Перед преподавателем стоят такие задачи, как активизация умственной деятельности детей, расширение кругозора учащихся, развитие речи, формирование грамотной речи, обогащение словарного запаса, а также использование в своей работе инновационных технологий.
И эти требования к информационной грамотности учащихся начальной школы указаны в «Требованиях к метапредметным результатам основной образовательной программы начального общего образования» ФГОС НОО.
К традиционной схеме «учитель-ученик-ученик» вводится новое понятие – компьютер, а в школьном сознании – компьютерное обучение. В образовательной дисциплине начальной школы одной из частей образовательной информатизации является использование информационных технологий.
Чтобы повысить качество образовательного процесса, учитель использует инновационные методы и формы работы, которые может включать в свой урок, в зависимости от потребности учащихся, проблемное обучение, постановку вопросов актуализирующих диалог, игровые формы, групповую, парную или индивидуальную работу, самостоятельную деятельность, проектную работу, метод дискуссий, ИКТ и т.д. При этом, с введением выше форм и методов обучения, преподаватель использует технические средства обучения в процессе работы. Это способствует высокому эффекту в деятельности детей. При использовании компьютерных технологий можно использовать в ходе урока такие материалы наглядности, как аудио- и видеоматериалы, фильмы, тесты и т.д. адаптированных по возрасту детей и с соответствием темы занятия. [1, 13]
Нами было проведено 12 уроков по разделу теории изучения синтаксиса русского языка во 2 классе начальной школы. Перед началом проведения инновационных уроков в данном классе, был выявлен уровень освоения материала каждого ребенка, для того чтоб было наглядно видно, как ученики воспринимают ту или иную информацию, какие активные зоны восприятия развиты у каждого ученика.
При использовании технических средств обязательно были учтены требования современного санитарного законодательства, т.е. СанПиНа ФГОС НОО «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персонально электронно-вычислительным машинам и организации работы». В процессе проведения инновационных уроков, рабочее место преподавателя должно быть оборудовано компьютером, проектором, интерактивной доской и т.д.
ТСО применялись на разных этапах урока, при проведении нестандартных уроков, на классных часах, на утренниках, а также во внеурочной деятельности, поскольку в её рамках «учащиеся получают большие возможности для развития художественно-творческой активности» [3, 157].
Самым эффективным уроком в нашей работе можно считать урок по русскому языку во 2 классе, когда использовались разные инновационные методы и приемы по теме «Главные члены предложения». Целью данного урока, являлись: формирование навыка выделения главных членов предложения, ознакомление с их отличительными признаками и ролью в речи. Урок был разделен на 9 этапов, в которых дозировано использовались ТСО как средство передачи информации. На 3 этапе урока «Построение проекта выхода из затруднения» демонстрировали видеоматериал, в котором наглядно представили информацию о главных членах предложения. После его просмотра, детям было проще объяснить, в чем отличие сказуемого от подлежащего, какова их роль в предложении, и какую цель они несут. Использование видеофильма помогает развить различные стороны психической деятельности учащихся, прежде всего внимание и память. [6, 58] При просмотре данного материала в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В таких обстоятельствах даже самый активный ученик сосредотачивает свое внимание на просмотр виде и активируется его мыслительная деятельность. Для того, чтобы понять смысл и содержание фильма, учащимся необходимо приложить определенные усилия. Таким образом, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. На прочность запоминания учебного материала влияет использование различных каналов поступления информации, таких как слуховые, зрительные и моторное восприятие. Такой вид работы хорошо способствует активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся, развивает их интерес к предмету, оказывает большое влияние на усвоение материала, а также углубляет знания изучаемого материала, при этом происходит процесс запоминания.
Метод использовать видеоматериала оказывает значительный эффект в учебном процессе в связи с тем, что имеет звуковое сопровождение, красочность изображения и анимацию, что важно именно в начальных классах для наглядности. При применении в учебном процессе обучающих видеороликов по разделу «Синтаксис» во 2 классе учитываются возрастные особенности учащихся. В 1 и во 2 классе нормой использование ТСО считается 5 мин., а в 3, 4 классах не должно превышать 10-15 минут. [5, 354] Выбор цветов состоит из средних тонов краски, которые оказывают положительную реакцию на восприятие глаз. Содержательная информация видеоролика, записана доступным языком опираясь на тему и также на главную цель правил по русскому языку по учебному разделу «Синтаксис». Что дает возможность ученикам легко запоминать правила, прокручивая в памяти просмотренный видеоматериал, который также в такой же форме дается в учебнике по русскому языку.
Таким образом, внедрение метода использования видеоролика, как наглядное средство в учебном процессе оказывает высокий эффект в обучении. Активизация учебного процесса детей в обучении происходит из-за интереса к новизне материала, к наглядности и при помощи используемых предметов, и материалов при проведении занятий. Уроки с использованием ИКТ являются одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно приметь компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим. Анализируя опыт проведения уроков с использованием видеоматериала, можно с уверенностью сказать, что использование такого наглядного пособия позволяет:
- Обеспечить положительную мотивацию;
- Активировать познавательную деятельность учащихся;
- Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
- Обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
- Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.
Использование видеоматериалов позволяет осуществить эффективное проведение задуманного учебного материала, сделать урок современным и поистине интересным.
ЛИТЕРАТУРА
- Кобыскан А.С. Информационные технологии в преподавании исторической грамматики русского языка (на примере использования мультимедийного учебника) // Язык и проблемы коммуникации: материалы международной студенческой научной конференции, Самара, 11 мая 2011 года / под научной редакцией проф. Н.А. Илюхиной и доц. О.А. Усачёвой. – Самара: Изд-во «Универс групп», 2011. – С. 13–16.
- Савельева Е.А., Янгирова В.М., Гурова Е.В. и др. Современные тенденции создания поликультурного пространства в общеобразовательной школе // Моделирование урочной и внеурочной деятельности в поликультурном образовательном пространстве начальной школы. Сборник методических рекомендаций по материалам научно-методического семинара. 2017. С.156-160.
- ФГОС начального общего образования II поколения и его реализация средствами. Методические рекомендации, 2014г. с. 34.
- Хабибуллина Ф.Г., Куренова Н.А., Зиганшина Г.Г. новые технические средства на уроках в начальной школе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Международной научной конференции г. Санкт-Петербург, январь 2016 год. – Санкт-Петербург Молодой ученый, 2016. – с. 204-208.
- Хасанова Э.Р. Информационно-методическое обеспечение учебных дисциплин на основе использования мультимедиа технологий // Инновационный потенциал молодежной науки. – Уфа: ИПК БГПУ, 2009. – с. 354-356.
- Яковенко Н.П. использование средств наглядности и занимательного материала на уроках русского языка // Начальная школа. (2015, №3). С. 58.
© Чооду Е.А., Кобыскан А.С. 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/04/16/picture-112505-1523885559.jpg)
Использование возможностей проектного обучения на уроке русского языка
Современный образовательный процесс немыслим без применения новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков самор...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/26/picture-170530-1356550664.jpg)
Использование технических средств обучения при изучении иностранного языка
Использования технических средств обучения позволяет в минимум времени охватить максимум информации. Более того является инструментом, который организует самостоятельную работу обучаемых и управляет е...
«Использование электронных образовательных ресурсов в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе»
«Использование электронных образовательных ресурсов в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе»...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/19/picture-1104879-1547922526.jpg)
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе на основе использования современных технологий
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К АТТЕСТАЦИИ...
Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС
Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС, статья...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/22/picture-672234-1495438468.jpg)
Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50
В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/22/picture-672234-1495438468.jpg)
РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...