ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ЧООДУ (ЧАШ-ООЛ) ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА (Уфа)
статья

Чооду Екатерина Андреевна

УДК 373.31    ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО.   ЧООДУ (ЧАШ-ООЛ) ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА (Уфа)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 373.31

ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО

ЧООДУ (ЧАШ-ООЛ) ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА (Уфа)

В современном образовании введется интенсивный поиск инновационных путей развития методов преподавания и его форм, что позволяет говорить о переходе обучения от директивной модели к интерактивной, более продуктивной и ориентированной на личность обучаемого.

Ученикам в современных условиях необходимо овладение большого объема школьного материала и формирования практических навыков для реализации своих знаний. Это ведет к разработке новых методов и приемов введения информаций, а также современных технологий и тактик обучения. Результатом этого является то, что требования к педагогу нового поколения становятся абсолютно иными.

Целью эксплуатации учителем активных методов обучения значится создание у учащихся стабильной мотивации к познанию и восприятию мира в целом. Главное в обучении не только ознакомиться, запомнить и воспроизвести усвоенный материал, но и научиться воспроизводить, применять полученные знания на практике. Это позволяет существенно повысить уровень результативности в учебном процессе, её классификации, способность к процессу воспринимаемой информации, и выделению главного. При этом в федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования выделен пункт, в котором прописано, что соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой учениками образовательного процесса, составляет 80% и 20%. [4, 204]

 «Учитель – это человек, у которого главный признак учить других всю жизнь». Таким образом, важным критерием успешной работы учителя является его самообразование, желание учиться и узнавать больше, для овладения новыми различными методами и формами преподавания. На сегодняшний день главным навыком учителя по требованиям ФГОС НОО, преподаватель должен быть координатором информационного потока. [3, 34] Следовательно, чтобы общаться на одном языке с ребенком, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями. Перед преподавателем стоят такие задачи, как активизация умственной деятельности детей, расширение кругозора учащихся, развитие речи, формирование грамотной речи, обогащение словарного запаса, а также использование в своей работе инновационных технологий.

И эти требования к информационной грамотности учащихся начальной школы указаны в «Требованиях к метапредметным результатам основной образовательной программы начального общего образования» ФГОС НОО.

К традиционной схеме «учитель-ученик-ученик» вводится новое понятие – компьютер, а в школьном сознании – компьютерное обучение. В образовательной дисциплине начальной школы одной из частей образовательной информатизации является использование информационных технологий.

Чтобы повысить качество образовательного процесса, учитель использует инновационные методы и формы работы, которые может включать в свой урок, в зависимости от потребности учащихся, проблемное обучение, постановку вопросов актуализирующих диалог, игровые формы, групповую, парную или индивидуальную работу, самостоятельную деятельность, проектную работу, метод дискуссий, ИКТ и т.д. При этом, с введением выше форм и методов обучения, преподаватель использует технические средства обучения в процессе работы. Это способствует высокому эффекту в деятельности детей. При использовании компьютерных технологий можно использовать в ходе урока такие материалы наглядности, как аудио- и видеоматериалы, фильмы, тесты и т.д. адаптированных по возрасту детей и с соответствием темы занятия. [1, 13]

Нами было проведено 12 уроков по разделу теории изучения синтаксиса русского языка во 2 классе начальной школы. Перед началом проведения инновационных уроков в данном классе, был выявлен уровень освоения материала каждого ребенка, для того чтоб было наглядно видно, как ученики воспринимают ту или иную информацию, какие активные зоны восприятия развиты у каждого ученика.

При использовании технических средств обязательно были учтены требования современного санитарного законодательства, т.е. СанПиНа ФГОС НОО «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персонально электронно-вычислительным машинам и организации работы». В процессе проведения инновационных уроков, рабочее место преподавателя должно быть оборудовано компьютером, проектором, интерактивной доской и т.д.

ТСО применялись на разных этапах урока, при проведении нестандартных уроков, на классных часах, на утренниках, а также во внеурочной деятельности, поскольку в её рамках «учащиеся получают большие возможности для развития художественно-творческой активности» [3, 157].

Самым эффективным уроком в нашей работе можно считать урок по русскому языку во 2 классе, когда использовались разные инновационные методы и приемы по теме «Главные члены предложения». Целью данного урока, являлись: формирование навыка выделения главных членов предложения, ознакомление с их отличительными признаками и ролью в речи. Урок был разделен на 9 этапов, в которых дозировано использовались ТСО как средство передачи информации. На 3 этапе урока «Построение проекта выхода из затруднения» демонстрировали видеоматериал, в котором наглядно представили информацию о главных членах предложения. После его просмотра, детям было проще объяснить, в чем отличие сказуемого от подлежащего, какова их роль в предложении, и какую цель они несут. Использование видеофильма помогает развить различные стороны психической деятельности учащихся, прежде всего внимание и память. [6, 58] При просмотре данного материала в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В таких обстоятельствах даже самый активный ученик сосредотачивает свое внимание на просмотр виде и активируется его мыслительная деятельность. Для того, чтобы понять смысл и содержание фильма, учащимся необходимо приложить определенные усилия. Таким образом, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. На прочность запоминания учебного материала влияет использование различных каналов поступления информации, таких как слуховые, зрительные и моторное восприятие. Такой вид работы хорошо способствует активизации мыслительной и речевой деятельности учащихся, развивает их интерес к предмету, оказывает большое влияние на усвоение материала, а также углубляет знания изучаемого материала, при этом происходит процесс запоминания.

Метод использовать видеоматериала оказывает значительный эффект в учебном процессе в связи с тем, что имеет звуковое сопровождение, красочность изображения и анимацию, что важно именно в начальных классах для наглядности. При применении в учебном процессе обучающих видеороликов по разделу «Синтаксис» во 2 классе учитываются возрастные особенности учащихся. В 1 и во 2 классе нормой использование ТСО считается 5 мин., а в 3, 4 классах не должно превышать 10-15 минут. [5, 354] Выбор цветов состоит из средних тонов краски, которые оказывают положительную реакцию на восприятие глаз. Содержательная информация видеоролика, записана доступным языком опираясь на тему и также на главную цель правил по русскому языку по учебному разделу «Синтаксис». Что дает возможность ученикам легко запоминать правила, прокручивая в памяти просмотренный видеоматериал, который также в такой же форме дается в учебнике по русскому языку.

Таким образом, внедрение метода использования видеоролика, как наглядное средство в учебном процессе оказывает высокий эффект в обучении. Активизация учебного процесса детей в обучении происходит из-за интереса к новизне материала, к наглядности и при помощи используемых предметов, и материалов при проведении занятий. Уроки с использованием ИКТ являются одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно приметь компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим. Анализируя опыт проведения уроков с использованием видеоматериала, можно с уверенностью сказать, что использование такого наглядного пособия позволяет:

  1. Обеспечить положительную мотивацию;
  2. Активировать познавательную деятельность учащихся;
  3. Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  4. Обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
  5. Рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока.

Использование видеоматериалов позволяет осуществить эффективное проведение задуманного учебного материала, сделать урок современным и поистине интересным.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Кобыскан А.С. Информационные технологии в преподавании исторической грамматики русского языка (на примере использования мультимедийного учебника) // Язык и проблемы коммуникации: материалы международной студенческой научной конференции, Самара, 11 мая 2011 года / под научной редакцией проф. Н.А. Илюхиной и доц. О.А. Усачёвой. – Самара: Изд-во «Универс групп», 2011. – С. 13–16.
  2. Савельева Е.А., Янгирова В.М., Гурова Е.В. и др. Современные тенденции создания поликультурного пространства в общеобразовательной школе // Моделирование урочной и внеурочной деятельности в поликультурном образовательном пространстве начальной школы. Сборник методических рекомендаций по материалам научно-методического семинара. 2017. С.156-160.
  3. ФГОС начального общего образования II поколения и его реализация средствами. Методические рекомендации, 2014г. с. 34.
  4. Хабибуллина Ф.Г., Куренова Н.А., Зиганшина Г.Г. новые технические средства на уроках в начальной школе [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VI Международной научной конференции г. Санкт-Петербург, январь 2016 год. – Санкт-Петербург Молодой ученый, 2016. – с. 204-208.
  5. Хасанова Э.Р. Информационно-методическое обеспечение учебных дисциплин на основе использования мультимедиа технологий // Инновационный потенциал молодежной науки. – Уфа: ИПК БГПУ, 2009. – с. 354-356.
  6. Яковенко Н.П. использование средств наглядности и занимательного материала на уроках русского языка // Начальная школа. (2015, №3). С. 58.

© Чооду Е.А., Кобыскан А.С. 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей проектного обучения на уроке русского языка

Современный образовательный процесс немыслим без применения новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей обучающихся, формированию навыков самор...

Использование технических средств обучения при изучении иностранного языка

Использования технических средств обучения позволяет в минимум времени охватить максимум информации. Более того является инструментом, который организует самостоятельную работу обучаемых и управляет е...

«Использование электронных образовательных ресурсов в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе»

«Использование электронных образовательных ресурсов в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе»...

Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Использование ИКТ на уроках английского языка в начальной школе в условиях реализации ФГОС, статья...

Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50

В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...