Приёмы ТРИЗ и РКМ на уроках русского языка.
статья

Петрова Анна Анатольевна

Эти слова я считаю девизом своей педагогической деятельности и очень хочу, чтобы они стали жизненным девизом моих учеников. С этой целью стараюсь делать свои уроки информационно насыщенными, разнообразными и интересными. Помогают мне в этом приёмы ТРИЗ и РКМ, лингвистические сказки и игры . Технологии ТРИЗ и РКМ позволяют не только умело овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon priyomy_triz_i_rkm_na_urokah_russkogo_yazyka_statya.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Петрова А.А

преподаватель  русского языка и литературы

КГБ ПОУ «НГГПК»

Приёмы ТРИЗ и РКМ на уроках русского языка

                                                                    Единственный путь, ведущий к знанию, -

                                                            это деятельность.

                                                                                                                   Б.Шоу.              

Эти слова я считаю девизом своей педагогической деятельности и очень хочу, чтобы они стали жизненным девизом моих учеников. С этой целью стараюсь делать свои уроки информационно насыщенными, разнообразными и интересными. Помогают мне в этом приёмы ТРИЗ и РКМ, лингвистические сказки и игры.

        Технологии ТРИЗ и РКМ позволяют не только умело овладеть информацией, но и критически её оценить, осмыслить, применить. 

Изучение новой темы, как правило, базируется на уже имеющихся у обучающихся знаний.  В связи с этим вместо традиционных вопросов, позволяющих выявить, что помнят ребята по данной теме, предлагаю приём «инсерт».  

        Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки:

                                   «V» - знаю;

                                   «+» - новое для меня;

                                   «-«   - думал иначе;

                                   «?» - не понял, есть вопросы.

        Затем результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся. Очень важно, чтобы учащиеся задавали вопросы, замечая некоторые противоречия в сложившейся для них системе знаний. Так, изучая тему «Обособленные члены предложения», ребята делают «открытие» для себя: вдруг выясняется, что причастный оборот обособляется не только в том случае, если стоит после определяемого слова (как гласит правило в 7 классе), а имена прилагательные могут входить в состав распространённых или нераспространённых обособленных членов.

         Нетрадиционным началом урока может стать приём «верные – неверные утверждения» (или «Верите ли вы?»). Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они  работают дважды: до чтения текста параграфа и после знакомства с ним. Полученные результаты совместно обсуждаются. Такая работа с информацией позволяет обучающимся, встречаясь с любой информацией, рассматривать её вдумчиво, критически, делать выводы о точности и ценности данной информации.

  Перед знакомством с темой «Лексикография» предлагаю ребятам оценить следующие утверждения, обозначив в колонке «До чтения текста» знаком «+» верное и соответственно знаком «-« неверное. Затем проделываем аналогичную работу после чтения параграфа, а, когда начинаем обсуждать результаты, некоторые из обучающихся бывают удивлены: кто-то невнимательно читал утверждения, кому-то казалось, что он всё знает по обсуждаемой теме, а в итоге оказалось обратное.

п/п

утверждение

      до

   чтения

   текста

 после чтения текста

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Определяют два основных типа словарей: энциклопедические и развлекательные.

В энциклопедических словарях даётся описание какого-либо явления, события, биографические сведения известных исторических деятелей, деятелей науки, искусства и т.д.

Первые развлекательные словари – толкователи незнакомых слов – появились в древности и были приложением к книгам.

Первый толковый словарь вышел в XVI веке.

Самым большим словарём русского языка в XIX веке был «Толковый словарь живого великорусского языка» М.В.Ломоносова.

Аспектные словари – это словари синонимов, омонимов, антонимов и т.д.

        

        Очень важное умение – компактно представлять изученный (в классе либо дома) материал. Развивать это умение помогает  приём «кластеры», который представляет собой выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определённом порядке в виде грозди. Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычной письменной работе. Использую приём «кластеры» и на стадии вызова (перед обобщающим повторением темы «Части речи» предлагаю своим ученикам вспомнить самостоятельные части речи и сгруппировать их по морфологическим особенностям (склоняемые, спрягаемые, неизменяемые), и на стадии рефлексии (как итог знакомства с каким-либо разделом языка: составьте кластеры «Типы сказуемых»,  «Частицы», «Звуки речи»), и как способ проверки домашней работы с теоретическим материалом.

        

Достаточно популярна в мире современного образования «ромашка Блума» – приём, представляющий систему вопросов, основанных на созданной известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом таксономии учебных целей по уровням познавательной деятельности (знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка). «Ромашка Блума» состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:

  • простые, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию (Причастие – это самостоятельная часть речи?);
  • уточняющие, целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал (Причастие – это самостоятельная часть речи?);
  • интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей (Почему причастия не имеют формы будущего времени?);
  • творческие, содержащие частицу бы, элементы условности, предположения, прогноза (Как вы думаете, возможно ли наше общение без употребления причастий?);
  • оценочные, направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов (Почему нужно знать нормы употребления причастий в речи?);
  • практические, позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой (Встречались ли вы с неправильным написанием причастий в телевизионных рекламах?).

           Приём «Ромашка Блума» хорош как при работе с теорией (индивидуально или в парах и постоянного, и сменного состава для взаимопроверки), так и при проверке самостоятельной работы с текстом (чаще всего с текстами о лингвистах). В качестве дополнительных вопросы могут быть заданы отвечающему у доски, причём тип вопроса заранее обговаривается.

        Ещё одним очень продуктивным, на мой взгляд, приёмом работы с текстом на уроках русского языка является «письмо с дырками». Если этот приём преподнести обучающимся в нетрадиционной «оболочке», добавив фантастический элемент, то успешность уроку гарантирована. «Письмо с дырками» подойдёт и для контроля усвоения сведений на уроке, и в качестве проверки домашней работы с параграфом учебника. При знакомстве в пятом классе с понятием «текст», предлагаю своим ученикам восстановить древний пергамент, в котором, к сожалению, некоторая информация оказалась утраченной:

Текст – это связанное … на определённую … . В большинстве случаев текст состоит из нескольких …, связанных между собой … и посвящённых одной … .

                Основные признаки текста.

1. Единство … текста.

2. Наличие … мысли текста.

3. Относительная … текста.

4. Определённый … предложений.

5. … связь предложений в тексте.

        На первых порах с подобными текстами или при работе со студентами минимального уровня усвоения знаний, можно помочь ребятам, подготовив слова для справок.

        Проверить усвоение любой информации, логичность её расположения помогает приём «логические цепочки». При подготовке к изложению, сочинению предлагаю своим ученикам план будущего текста, пункты которого намеренно меняю местами и прошу проверить правильность изложения информации. Такая работа не только позволяет ещё раз повторить основные сведения, но и учит ребят быть последовательными. Также данный приём использую для проверки знания порядка любого языкового разбора. Например:

План фонетического разбора слова

        1. Записать слово буквами и указать их количество.

        2. Затранскрибировать слово.

        3. Произнести данное слово. Подсчитать количество слогов и обозначить ударение.

        4. Произнося слово вслух, последовательно охарактеризовать каждый звук.

        После восстановления последовательности действий при фонетическом разборе слова обязательно спрашиваю обучающихся о том, зачем мы проводили эту работу, чтобы продемонстрировать её нужность и важность.

        Программой русского языка (особенно) в старших классах предусмотрено знакомство с текстами, посвящёнными лингвистам прошлого и настоящего. Эта работа редко вызывает интерес учащихся, но она по-своему нужная и важная. В таких случаях прибегаю к приёму, позволяющему высказать свою точку зрения на человека, «синквейн» – стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

  1. В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  3. Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами.
  4. Четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме.
  5. Последняя строка – это синоним из одного слова (или словосочетание), который повторяет суть темы.

            Так, после знакомства   с текстом, посвященным В.В.Виноградову, обучающиеся представили организатора отечественной филологии следующим образом:

Виктор Владимирович Виноградов

Эрудированный, осведомлённый

Исследовал, создавал, редактировал

Знаток и любитель русской словесности

Учёный

        Однако, как показывает практика, синквейн можно успешно применять и для выражения отношения к языковым явлениям. При знакомстве с паронимами, предложила ребятам эту форму работы – получилось следующее:

Паронимы

Разные,  но близкие

Обогащают,  используются, запутывают

Иногда неправильно употребляются в речи

Коварные слова

        Для развития интереса к изучению русского языка прибегаю к составлению учащимися ТРИЗ-загадок, отгадками которых являются разные лингвистические единицы. Чаще всего использую ТРИЗ-загадки двух видов: по признакам и по действиям. Чтобы облегчить работу ребят, предлагаю воспользоваться алгоритмами составления загадок. Обычно такая работа проходит живо; составлять ТРИЗ-загадки можно как на уроке, так и предложить ребятам в качестве домашнего задания.

Алгоритм составления загадок

По признакам

1. Выбрать объект

2. Заполнить таблицу

     какой? (объект)      что (кто) такое же?

3. Соединив записанное в обеих колонках таблицы словами но не, прочитать загадку

Сложная, но не задача

Важная, но не персона

Нужная, но не мама

Интересная, но не книга

                                (морфология)

По действиям

1. Выбрать объект

2. Заполнить таблицу

что делает? (объект)   что (кто) делает такое

                                      же?

3. Соединив записанное в обеих колонках таблицы словами а не, прочитать загадку

Передаёт, а не одноклассник

Сообщает, а не завуч

Спрашивает, а не бабушка

Побуждает, а не генерал

                                (предложение)

        Часто строю уроки на создании проблемной ситуации, когда ученик встаёт перед обоснованным выбором, что способствует развитию аналитико-синтезирующего мышления – развитию умений классифицировать факты, делать обобщающие выводы. В этом случае на помощь приходит приём «найди соответствие». Ребятам предлагаются синтаксические единицы, которые необходимо записать в строго определенной последовательности. Например, записать слова (их целый список) в следующем порядке: 1) имена существительные мужского рода, 2) женского рода, 3) среднего рода, 4) общего рода; записать предложения, соответствующие характеристикам: 1) с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом, 2) с обособленным определением, выраженным причастным оборотом, отделённым от определяемого слова другими членами предложения и т.д.

        Варианты: указать слово, соответствующее характеристике (морфологические признаки, лексическое значение, указаны его синонимы и антонимы, показана морфемная схема слова). Подобных вариантов достаточно много. Вот один из них.      

Запишите предложения, соответствующие схемам, расставляя и объясняя знаки препинания:

                  1. [   ], и [   ].       2. [   ]:[   ].      3. [… ,обр.,…  ].       4. [   ],(    ).

  1. Табунщики переполошились жеребец был ценный донской породы привёзённый из далёкой России. (Ч.Айтматов.)
  2. Для собственного спокойствия он решил не надевать тюбетейку и чаще носил её не на голове, а в кармане. (А.Бессараб.)
  3. Я хочу знать от кого могу получить объективную информацию. (Л.Обухова.)
  4. Окончилось жаркое лето и желтизной вспыхивают леса по которым крадётся осень. (Е.Осетров.)
  5. Сзади напирала очередь и раздумывать было некогда. (А.Гайдар.)
  6. Что барин по служебной надобности едешь? (О.Добровольский.)

          А вот развитию умения сравнивать объекты, находить общее и различия в их строении, значении способствует приём «круги Эйлера». Использую его при разных видах разбора: лексическом (найдите общее и различия в значении слов светофор и семафор), морфологическом (для сравнения предлагаю слова одной и той же части речи, а также разных частей речи, имеющих общие морфологические признаки, например, глагола и причастия – это помогает мне экономить время на уроке и выполнить морфологический разбор не одной, а сразу двух частей речи), синтаксическом (беру предложения разные по цели высказывания, составу, наличию или отсутствию второстепенных членов и т.п.). Этот приём помогает ребятам разобраться в похожих лингвистических явлениях. Так, изучая образование степеней сравнения наречий, обучающиеся выявили общее и различия в образовании форм степеней сравнения имён прилагательных и изучаемой части речи, и это помогло ученикам различать некоторые формы степеней сравнения наречий и прилагательных.

        

 

        Следующий приём, «Морфологический анализ», является замечательным средством для повторения разных видом орфограмм и переходом к изучению новой темы. Важно, что при использовании этого приёма даётся не готовый дидактический материал, а его ребятам приходится «добывать» самим. Это обычно сопровождается большим интересом со стороны моих студентов, а «учение с увлечением»– всегда здорово.

1

2

3

4

5

6

7

8

А

-медл-

-двиг-

-крик-

-ех-

-уч-

-хорош-

-пуг-

-уклюж-

Б

¬

ис-

не-

за-

у-

на-

пере-

вс-

без-

В

^

-а-

-ся

-о-

-л-

-н-

-енн-

-нн-

-е-

Г

-ет

-ит

-ть

1) «Соберите» словосочетание:    Б7А3В5Г2 + Б1А7В1В7В3 

                                                          ( вскрикнет испуганно).

                         Обозначьте и объясните известные вам орфограммы.

 2)  (Не)медле(н,нн)о уехать.   Раскройте скобки, «зашифруйте» словосочетание      (Б2А1В6В3 + Б4А4В1Г8)        

              Способом повторения и обобщения знаний о любом языковом явлении в нетрадиционной форме считаю приём «круги по воде». Записываем название языкового явления по вертикали и подбираем в соответствии с заданием синтаксические единицы.

Подберите (или придумайте сами) примеры употребления тире.

       сущ. в им.п.                                                                    сущ. в им.п. 

   Тамань – самый скверный городишко из всех приморских городов России. (М.Ю.Лермонтов.)

                              неожиданное присоединение               

   Игорь не поехал со всеми – и спектакль он не увидел.

   условие совершения действия 

  Радуга поперёк реки – будет хорошая погода. (Пословица)

«Ерунда всё это», - тихо проговорил Прохор.

        Такая работа может быть проведена в классе или предложена в качестве домашнего задания. Данный приём помогает пересечь уроки русского языка и литературы с целью не мимолётного чтения произведения, а его исследования в том случае, когда подбираются примеры из художественного произведения, которое обсуждается на уроках литературы.

        Очень важно, чтобы обучающиеся усваивали ЗУНы преимущественно в форме деятельности, а учитель при этом максимально использовал возможности, знания, интересы самих учеников. В технологии ТРИЗ и РКМ много приёмов, основанных на принципах и деятельности, и обратной связи, позволяющих контролировать процесс образования. Одним из таких приёмов считается игра «да – нетка». Учитель загадывает нечто (слово, словосочетание, предложение), ученик пытается найти ответ, задавая вопросы, на которые отвечающий может сказать только «да» и «нет» или «и да и нет». Например, на уроке выполнялся синтаксический разбор предложения Всю ночь читает небылицы, и вот плоды от этих книг!.. В качестве дополнительного задания предлагаю ребятам отгадать выбранное мной слово из данного предложения с целью повторения морфологических признаков различных частей речи. Мне задают вопросы:

  • В этом слове два слога?(да)
  • Это служебная часть речи? (нет)
  • Это слово спрягается?  (нет)
  • Это слово употреблено во второй предикативной части? (да)        и т.д.

и, ориентируясь на мои ответы, в конце концов находят решение проблемы.

        Ещё один игровой приём – «пропорции» - очень любят мои ученики и в пятом, и в одиннадцатом классе.

(спит) как убитый   =       ?       =   сломя голову =   ?

       крепко                 темно              ?               ?

молодой  = сухой =        ?         =  ?

моложе       ?          веселее       ?

Когда ребята выполняют задание, у них есть и образец, и поле для самостоятельной работы, направленной как на отработку определённого навыка, так и для творчества. Данная работа может стать мини-проверочной  или послужить дидактическим материалом (созданным самостоятельно!) для работы в парах.

Большое значение уделяю в своей работе развитию речи учащихся. Это очень сложная и кропотливая работа, которая должна проводиться постоянно, а не только на специальных уроках. На обычных уроках такую работу веду со словарными словами, при игре-тренинге по составлению предложений по схемам, посредством приёма «Восстанови предложение по опознавательным признакам» и, конечно, обучая ребят грамотным, логичным ответам на поставленный вопрос, стараюсь следить за тем, чтобы даже короткие ответы были полными и содержательными.

        На уроках развития речи стараюсь разными способами привлечь внимание учеников: познавательными текстами (для изложений) и различными формами написания сочинений. Мои воспитанники (мне хочется в это верить) с желанием принимаются за сочинение по картине, какой бы она ни была. На основе репродукций картин мы пишем рассказы от первого или третьего лица, сравнительные характеристики людей, изображённых на картине, письма другу, дневниковые записи, освоили тризовский приём «другая точка зрения». Суть его в том, что ребята пытаются представить и описать увиденное с точки зрения любого человека или предмета, изображённого на картине.

        «Истинно то, что выдерживает проверку практикой», - писал Альберт Эйнштейн. Я  рассказала именно о таких (выдержавших проверку практикой) приёмах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»

ДОКЛАД  «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...

Презентация к уроку русского языка по теме "Активный и пассивный словарный запас русского языка"

В презентации раскрываются понятия  "активный и пассивный запас",приводятся примеры устаревших слов....

Технологическая карта урока по МДК. 01.02 Русский язык с методикой преподавания Тема Воспитательные возможности урока русского языка в начальной школе

Урок разработан в рамках ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования. На уроках используется проблемное обучение, разные формы работы способствуют формированию профессиональных ком...

Урок русского языка: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...

Приём майнд мэп в условиях коллаборативной формы организации урока русского языка

В данной разработке описывается использование приёма майнд мэп на уроке русского языка (этап открытия новых знаний) в сочетании с определённым набором других интерактивных приёмов. В качестве примера ...

"Эффективные приёмы развития функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы" Мастер-класс на объединённом заседании учителей-словесников г.Кыштыма

Функциональная грамотность – это совокупность умений читать и писать для использования в повседневной жизни и решения житейских проблем. Функциональная грамотность включает в себя: общую гр...