Методологические основы коррекционных технологий для детей с ОВЗ
статья
обзор настоящего положения с ростом количества детей с ОВЗ, а также основные положения, которые следует учитывать при составлении коррекционной программы.
Практические рекомендации при развитии моторной сферы у детей с интеллектуальной недостаточностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методология коррекционных технологий | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕТИ С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ КОРРЕКЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Старшинова Е.В.
Педагог-психолог
МОУ ЦППМСП «Высота»
В настоящее время широко известна неутешительная статистика ухудшения здоровья детского населения России. Без сомнения, этот факт представляет собой серьёзную социальную проблему.
Увеличивается количество детей с хроническими заболеваниями, растёт число инвалидов детства. Об этом свидетельствует Всероссийская детская диспансеризация, по итогам которой отклонения в состоянии здоровья выявлены более чем у 50% детей.
Если говорить о качественной стороне состояния здоровья дошкольников, то большую распространённость имеют нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения.
Серьёзную тревогу представляют данные о состоянии психического здоровья дошкольников: более чем у 20% диагностируются выраженные формы психических расстройств, более 40% составляют группу риска по развитию психических нарушений [2].
Таким образом, можно с уверенностью сказать, что большое количество детей, неблагополучных по состоянию физического и психического здоровья, будут испытывать значительные трудности как при адаптации к условиям дошкольных и, тем более, школьных учреждений, так и при усвоении образовательных программ.
Выраженность психофизических отклонений может быть различна. И те дети, а их значительная часть, у которых эти отклонения нерезко выражены, и следовательно, могут быть не выявлены, чаще всего оказываются без специальной коррекционной помощи. И если в настоящий момент им пока не требуется создание особых образовательных условий, то отсутствие своевременной педагогической помощи скорей всего приведёт к их дезадаптации.
Картина аномального развития сложна и многообразна и требует системного подхода к разработке психокоррекционных технологий. Очень важно выявить при диагностике сохранные функции, а также положительные стороны личности, которые будут служить основой коррекционной работы с таким ребёнком.
Дети с проблемами в развитии – это особая группа, поэтому нельзя создать универсальную психокоррекционную программу. И в каждом случае необходимо учитывать структуру дефекта, степень его тяжести, время возникновения дефекта, а также индивидуально-психологические особенности ребёнка.
Немаловажное значение в работе следует уделять изменению условий воспитания и обучения, в которых находится ребёнок.
Программа должна быть направлена на формирование того, что ребёнок может достичь в ближайшей перспективе в соответствии с возрастным развитием, а не упражнять те умения и навыки, которые уже сформированы.
Рассмотрим одну из форм дизонтогенеза – психическое недоразвитие, типичной моделью которого является умственная отсталость. Всем, кто наблюдал больных олигофренией, понятно, насколько трудно, а порой и неэффективно складывается процесс обучения таких детей каким-либо навыкам. За ними прочно закрепился термин «моторно неловкий».
Картина двигательных нарушений очень сложна, а иногда даже парадоксальна. Иногда ребёнка не удаётся научить правильно держать ложку, но вдруг этот же ребёнок демонстрирует ловкость в бросании мяча.
Н.П.Вайзман, долгое время изучавший проявления психомоторной сферы олигофренов, предложил новые принципы коррекции, отличные от традиционных методов лечебной физкультуры. В своих исследованиях он опирался на многоуровневую модель физиологической организации движений Н.А.Бернштейна, с помощью которой оказалось возможным определить области поражения и недоразвития отдельных церебральных систем.
В своей работе Н.П.Вайзман попытался проанализировать нарушения психомоторики олигофренов и раскрыть механизмы различных психомоторных нарушений.
Таким образом, зная, на каком церебральном уровне произошло поражение, соответственным образом и будет осуществляться подбор методов коррекции психомоторной недостаточности. Например, при поражении коркового уровня организации движений невозможна смысловая организация двигательного акта, движение формируется только по подражанию [1]. В этом случае незаменимы занятия ритмикой. А как только движение автоматизируется, подключаем и вербальное сопровождение.
Таким образом, появляются новые возможности для изучения, понимания и подбора методов коррекции психомоторной недостаточности детей-олигофренов.
Учитывая тотальное недоразвитие мозговых систем при данной форме дизонтогенеза, можно говорить о проблемах дистанционного обучения таких детей. Эффективность коррекционной работы будет зависеть и от степени сформированности познавательных процессов, и того,насколько ребёнок способен включиться в работу без личного присутствия педагога, а также немаловажен факт участия родителей в этом процессе.
- Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. – М.: Педагогика, 1976. – 104 с.
- Левченко И.Ю., Киселёва Н.А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 160 с.
- Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2010. – 400 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Теоретико-методологические основы курса «Организация государственных учреждений России»
Организация государственных учреждений России как учебная дисциплина. Государство, его признаки, формы и функции. Государственный аппарат и государственное управление....
Логопедическое сопровождение образовательного процесса в коррекционной школе для детей с ОВЗ
Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Большинство детей, поступающих в КОУ «НШИ», имеют ре...
Теоретико-методологические основы коррекции тенденции к алкоголизации подростков
Наиболее актуальной проблемой подростков, является ранняя алкоголизация, которая со временем может привести к формированию алкоголизма. Алкоголизация подростков и сохранение их физического и психологи...
«Основы коррекционных психологии и педагогики»
В инклюзивной среде дети с особенностями развития имеют более насыщенные учебные программы. Результатом этого становится улучшение навыков. Социальное принятие детей с особенностями развития улу...
Тесты по МДК.06.01 «Теоретические и методические основы коррекционно - развивающей деятельности»
Тесты по МДК.06.01 «Теоретические и методические основы коррекционно - развивающей деятельности»...
Методические рекомендации к производственной практике по профессиональному модулю ПМ 05 Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии
данные методические рекомендации адресованы преподавателям и студентам специальности 44.02.02 "Перподавание в начальных классах"...