Методические рекомендации к производственной практике по профессиональному модулю ПМ 05 Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии
методическая разработка

Калашникова Ольга Александровна

данные методические рекомендации адресованы преподавателям и студентам специальности  44.02.02 "Перподавание в начальных классах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_pp_pm_pm_05.docx88.71 КБ

Предварительный просмотр:

Филиал государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения Иркутской области

«Ангарский педагогический колледж»

в г. Усолье - Сибирское

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 к производственной практике по профессиональному модулю

ПМ 05 Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии

для студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

очной формы обучения

Усолье – Сибирское

 2022

 

Утверждено научно-методическим советом Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Ангарский педагогический колледж»

Протокол №2 от 27.05.2022

Автор-составитель: Калашникова Ольга Александровна, преподаватель филиала государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Ангарский педагогический колледж» в г. Усолье – Сибирское

         Методические рекомендации разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 44.02.02 Преподавание в начальных классах и программы профессионального модуля «Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии».

Содержание

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………..4
  2. Содержание производственной практики по профессиональному модулю «Компенсирующее и коррекционно-развивающее обучение детей младшего школьного возраста с отклонениями в развитии» …………………………………………………………….....................................5
  3. Приложения…………………………………………………………………...…14
  4. Литература……………………………………………………………………….30

Пояснительная записка

Производственная практика в рамках освоения программы профессионального модуля предполагает освоение основного вида профессиональной деятельности (ВПД): организация компенсирующего и коррекционно – развивающего обучения младших школьников с отклонениями в развитии и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 5.1.        Определять цели и задачи, планировать уроки и занятия в системе коррекционно-развивающей работы.

ПК 5.2.        Проводить занятия с использованием коррекционно-развивающих технологий

ПК 5.3.        Анализировать процесс и результаты обучения

ПК 4.4. Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам коррекционно-развивающего образования

Целью данных  методических рекомендаций является  организация производственной практики с использованием алгоритмов выполнения заданий практики в соответствии  с рабочей программой профессионального модуля.

        С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен иметь практический опыт:

- определения целей, задач коррекционно – развивающей работы с младшими школьниками, имеющими отклонения в развитии

- планирования коррекционно – развивающей работы с младшими школьниками, имеющими отклонения в развитии

  • применения специальных технологий и методов, позволяющих проводить коррекционно-развивающую работу с младшими школьниками, имеющими отклонения в развитии;
  • выявления в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем детей, связанных с особенностями их развития.

        Данный практический опыт формируется в рамках выполнения системы заданий.

СОДЕРЖАНИЕ

 ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ

Задание 1.  Наблюдение и анализ деятельности обучающихся с целью планирования и организации коррекционно – развивающей работы с учетом индивидуальных особенностей младших школьников с особыми образовательными потребностями.

1.1. Планирование и организация наблюдения за деятельностью младших школьников в течение учебного дня с целью выявления поведенческих и личностных проблем, связанных с особенностями их развития.

Формируемые компетенции: П.К 5.1; ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 11.

Цель: способствовать приобретению студентами опыта планирования и организации наблюдения за деятельностью обучающихся.

Инструкция к выполнению:

  1. Разработайте план наблюдения с целью выявления поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития. (Пример плана см. Приложение 1)
  2. Выберите обучающегося с особыми образовательными потребностями (Категория на выбор: 1. дети с ОВЗ: с умственной отсталостью, с ЗПР 2. дети с девиантным поведением: агрессивные, гиперактивные, демонстративные; 3. одаренные дети).
  3. Проведите наблюдение за деятельностью обучающегося в течение полного учебного дня, включая перемены, с целью выявления поведенческих и личностных проблем, связанных с особенностями развития данного ребенка. Согласно разработанному плану, внесите в таблицу наблюдения свои выводы (таблицу начертить в дневнике и заполнить либо распечатать и вклеить).

4.  Проведите анализ результатов наблюдения за деятельностью обучающегося с особыми образовательными потребностями, по схеме (см. Приложение 2). Результаты запишите в дневнике.

5.  Проведите диагностику темперамента младшего школьника методом наблюдения (см. Приложение 3). Результаты запишите в дневнике.

Отчетная документация за первый день практики: 1) разработанный и заполненный план наблюдения, 2) Выводы и результаты проведенного наблюдения, записанные в дневнике.

Задание 2. Организация и проведение коррекционно-развивающей работы в соответствии с выявленными особенностями обучающегося.

Формируемые компетенции: П.К 5.2; ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 11.

Цель: способствовать приобретению студентами опыта организации и проведения коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста в соответствии с выявленными особенностями.

Инструкция к выполнению:

  1. Подберите игры и упражнения коррекционно-развивающего характера в соответствии с выявленными поведенческими и личностными проблемами обучающегося (образец оформления см. Приложение 4).
  2. Тематика игр и упражнений должна быть связана с развитием познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, пространственных представлений -  на выбор). Подборку игр и упражнений необходимо согласовать с руководителем практики. Укажите категорию детей, для которых составлена данная методическая подборка (обучающиеся с ЗПР, умственной отсталостью, дети с девиантным поведением, гиперактивным поведением, одаренные дети – на выбор).

3.Проведите подобранные коррекционно-развивающее игры и упражнения индивидуально, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося. Время занятия – до 20 минут. Если нет возможности провести игры и упражнения индивидуально, значит необходимо подготовить материал для групповой работы.

4. Проведите самоанализ и коррекционно-развивающей работы в диалоге с сокурсниками и руководителем практики.

Самоанализ проведите по следующей схеме:

1. Удалось ли замотивировать ребенка к участию в играх и упражнениях коррекционно –развивающей направленности, какие приёмы способствовали этому?

2. Какие методы и приёмы были наиболее успешны в применении игр и упражнений коррекционно-развивающей направленности?

3. Во время занятия я испытывал следующие трудности: _________________________________________________________

4. Во время занятия у меня получилось________________________________

5. Свои предложения________________________________________________.

Отчетная документация по второму дню практики: 1. подборка коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию познавательных процессов младшего школьника (игры приложить к дневнику), 2. самоанализ проведенной коррекционно-развивающей работы (написать в дневнике по практике).

        Задание 3. Подготовить и провести воспитательное мероприятие в классе, где обучаются дети с особыми образовательными потребностями.

Цель занятия: формирование навыков эффективного взаимодействия младших школьников, имеющих особые образовательные потребности, с одноклассниками (посредством работы над развитием коммуникативных навыков, творческих способностей, умения работать в группе/команде).

Формируемые компетенции: П.К 5.1, 5.2, 5.3, 4.4, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 7, ОК 11.

Цель задания: способствовать приобретению студентами опыта разработки конспектов / технологических карт и проведения воспитательных мероприятий для младших школьников с особыми образовательными потребностями.

Инструкция к выполнению:

1. Составьте конспект / технологическую карту (на выбор) воспитательного мероприятия по развитию коммуникативных навыков/ творческих способностей младших школьников/ умению работать к команде, группе (см. Приложение 4).

2. Подберите необходимое оборудование, раздаточный и наглядный материал.

3. Проведите воспитательное мероприятие в классе, где обучается ребенок с особыми образовательными потребностями.

4. Проведите самоанализ и анализ проведенного мероприятия в диалоге с сокурсниками и руководителем практики.

Самоанализ проведите по следующей схеме:

Мое воспитательное мероприятие

Тема_______________________________________________________________________

Форма проведения___________________________________________________________

Цель_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Место и время проведения____________________________________________________

Используемая литература, Интернет-ресурсы ___________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Самоанализ воспитательного  мероприятия

На этапе подготовки было трудно______________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

При проведении:

А) было интересно (благодаря чему?)_________________________________________

___________________________________________________________________________

Б) менее удачно прошло (почему?) _____________________________________________

___________________________________________________________________________

В) было сложно (что? Как  преодолели?) ________________________________________

___________________________________________________________________________

Такие воспитательные мероприятия нужны для того, чтобы________________________

5.Посетите коррекционно – развивающее занятие /мероприятие, организованное другими студентами и подготовьте письменный анализ наблюдения по схеме:

  • Тема, цель, задачи занятия /мероприятия
  • Все ли этапы занятия/мероприятия реализованы?
  • Какие методы и приемы использовал практикант в процессе занятия/мероприятия?
  • Удалось ли заинтересовать детей (ребенка) темой и содержанием занятия \ мероприятия?
  • Соответствует ли занятие /мероприятие возрастным и психолого – педагогическим особенностям обучающихся?
  • Культура речи и внешний вид практиканта
  • Замечания, пожелания, рекомендации.

Отчетная документация по третьему дню практики: 1. Конспект /технологическая карта воспитательного мероприятия (приложить к дневнику), 2. Самоанализ воспитательного мероприятия (написать в дневнике), 3) Анализ мероприятия, проведенного другим студентом (написать в дневнике).

        Задание 4: Подготовить и провести коррекционно – развивающее занятие (индивидуальное или групповое – на выбор) по развитию мелкой моторики рук младших школьников с особыми образовательными потребностями.

Формируемые компетенции: П.К 5.1, 5.2, 5.3, 4.4, ОК 2, ОК 3, ОК 4,  ОК 7.

Цель: способствовать приобретению студентами опыта разработки и проведения коррекционно – развивающего занятия по развитию мелкой моторики младших школьников с особыми образовательными потребностями.

Инструкция к выполнению:

  1. Составьте конспект / технологическую карту (на выбор) коррекционно – развивающего занятия по развитию мелкой моторики  младших школьников с особыми образовательными потребностями (см. Приложение 6).
  2.  Подберите необходимое оборудование, раздаточный и наглядный материал.
  3. Проведите коррекционно – развивающее занятие в классе, где обучается ребенок с особыми образовательными потребностями.
  4. Проведите самоанализ и анализ проведенного мероприятия в диалоге с сокурсниками и руководителем практики.
  5. Посетите коррекционно – развивающее занятие, организованное другими студентами и подготовьте письменный анализ наблюдения по схеме:
  • Тема, цель, задачи занятия
  • Все ли этапы занятия реализованы
  • Какие методы и приемы использовал практикант в процессе занятия?
  • Удалось ли заинтересовать детей (ребенка) темой и содержанием занятия?
  • Соответствует ли занятие возрастным и психолого – педагогическим особенностям обучающихся?
  • Культура речи и внешний вид практиканта
  • Замечания, пожелания, рекомендации.

Самоанализ проведите по следующей схеме:

1. Удалось ли замотивировать ребенка к участию в играх и упражнениях коррекционно –развивающей направленности, какие приёмы способствовали этому?

2. Какие методы и приёмы были наиболее успешны в применении игр и упражнений коррекционно-развивающей направленности?

3. Во время занятия я испытывал следующие трудности: _________________________________________________________

4. Во время занятия у меня получилось________________________________

5. Свои предложения________________________________________________.

Отчетная документация по четвертому дню практики: 1.конспект /технологическая карта коррекционно – развивающего занятия по развитию мелкой моторики (приложить к дневнику), 2. самоанализ проведенного занятия (написать в дневнике по практике), 3. Анализ наблюдения коррекционно – развивающего занятия других студентов (написать в дневнике).

Задание 5. Провести педагогическую диагностику по выявлению школьной дезадаптации и оформить выводы в виде характеристики обучающегося.

Формируемые компетенции: П.К 5.1, 5.2, 5.3, 4.4, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 7.

Цель: способствовать приобретению студентами опыта проведения педагогической диагностики и составления характеристики обучающегося, имеющего особые образовательные потребности.

Инструкция:

  1. Проведите индивидуальную педагогическую диагностику с обучающимся, имеющим особые образовательные потребности (с тем ребенком, за которым вы проводили наблюдение в первый день практики). Комплекс диагностик определения школьной дезадаптации см. Приложение 7.
  2. Записать выводы по каждой проведенной диагностике в дневник.
  3. Используя результаты наблюдения, зафиксированные в первый день практики, а также результаты проведенных диагностических методик по выявлению школьной дезадаптации, составьте полную, развернутую характеристику поведенческих и личностных особенностей обучающегося.

Характеристика заполняется по следующей форме:

Характеристика младшего школьника с особыми образовательными потребностями

ФИО ребенка_______________________________________________________

Класс__________МБОУ СОШ_________

1.        Особенности общения со сверстниками___________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.        Особенности общения со взрослыми_____________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

3.        Поведение на уроках и во время перемен_________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

4.        Эмоциональные  реакции на ситуационные  трудности______________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________

5.Отношение к поручениям  классного руководителя_________________________________________________________________________________________________________________________

6.Выводы по результатам наблюдения и проведенной диагностики____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Рекомендации по организации эффективной педагогической поддержки обучающегося_______________________________________________________________________________________________________________________

Отчетная документация по пятому дню практики: 1. Выводы по каждой проведенной диагностике, записанные в дневнике. 2. Характеристика на обучающегося (в дневнике).

Приложение 1

ПЛАН НАБЛЮДЕНИЯ «ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ» (Артюхова И.С.)

Параметры наблюдения

Отметки практиканта по результатам наблюдения

I. Общее впечатление, физические характеристики, чистота, аккуратность, внешний вид

Тело

Поза

Лицо

Мимика и пантомимика

Состояние кожи

Чистота тела

Одежда

Общая подвижность

Нарушение движений

II. Речь ребёнка

Голос

Темп речи

Разговорчивость

Дикция

Словарь ребёнка и конструкция его вербальных построений

Поддержание разговора

III. Социальное поведение

Установление контакта

Социальные навыки и вежливость

Характеристики поведения:

самоуверенный, решительный, упрямый, хвастливый, подчеркивающий своё превосходство, высокомерный, насмешливый, ненастойчивый, нерешительный, застенчивый, неуверенный, назойливый, настойчивый, подчиняющийся, стремящийся угодить, получающий радость от общения, непосредственный, ласковый, доверчивый

IV. Настроение

Характеристики настроения:

радостное, беззаботное и счастливое, уравновешенное, серьёзное, плохое, тоскливо-тревожное, депрессивное

Подверженность настроения внешним влияниям

V. Поведение ребёнка при выполнении  учебных и внеучебных заданий

Отношение к заданиям

Характер мотивации

Учебные навыки

Темп работы

Реакция на неуспех

Интенсивность внимания

Невротические проявления

Приложение 2

НАБЛЮДЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗА МЛАДШИМ ШКОЛЬНИКОМ

I критерий - Эффективность учебной деятельности

Шкала 1. Учебная активность

0.         учебная активность отсутствует (не включается в учебный процесс);

  1. пассивен на уроке, дает отрицательные ответы;
  2. учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса;
  3. редко поднимает руку, но отвечает правильно;
  4. на уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются;
  5. активно работает на уроке, часто поднимает руку, отвечает чаще всего правильно.

Шкала 2. Усвоение знаний (успеваемость)

  1. очень плохое усвоение учебного материала по всем предметам, грубые
    ошибки и большое их количество в ответах;
  2. частые ошибки,  неаккуратное выполнение заданий, много исправлений,
    зачеркиваний;
  3. плохое усвоение материала по одному из предметов, обилие ошибок;
  4. редкие ошибки, связанные с невнимательностью детей в процессе учебной
    деятельности;
  5. небольшие помарки, единичные ошибки;
  6. правильное, безошибочное выполнение школьных заданий

II критерий -Усвоение школьных норм поведения

 Шкала 3. Поведение на уроке

0.         не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается  посторонними делами (преобладают игровые интересы);

  1. выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние дела,
    вертится или постоянно разговаривает;
  2. часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах;
  3. изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами;
  4. выполняет требования учителя, но иногда, на короткое время, отвлекается от урока;

5.        сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя.

                        Шкала 4. Поведение на перемене

0.         часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, нападает  на них, кричит, бегает, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой);

  1. пассивный, движения скованы, избегает контактов с другими детьми;
  2. не может найти себе занятия, переходит от одной группы детей к другой;
  3. активность ребенка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс);
  4. активность выражена в малой степени: предпочитает занятия в классе с кем-нибудь из детей, чтение книг, спокойные игры;
  5. высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных, коллективных играх.

Ill критерий - Успешность социальных контактов

Шкала 5. Взаимоотношения с одноклассниками

0.          проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их (другие дети его не любят);

  1. замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие дети равнодушны к нему);
  1. предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт;
  2. сфера общения ограничена, контактирует только с некоторыми детьми;

4. малоинициативный, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются  дети;

5.  общительный, легко контактирует с детьми.

Шкала 6.  Отношение к учителю

0.         общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, обижается, плачет при малейших замечаниях;

  1. избегает контактов с учителем, при общении с ним легко смущается, теряется, говорит тихо, запинается;
  2. выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным;
  3. старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам;
  4. дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью;
  5. проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к учителю, общается с ним.

IV критерий - Эмоциональное благополучие

Шкала 7. Эмоции

  1. преобладание депрессивного настроения или ярко выраженная агрессия (вспышки гнева, злости, может ударить кого-либо, затеять драку, что-то сломать);
  2. отдельные депрессивные проявления, плач без всяких причин или агрессивные реакции, частая ссора с детьми, повышает голос;
  3. отрицательные эмоции: повышенная тревожность, огорчение, иногда страх, обидчивость, вспыльчивость, раздражительность;

3.        эпизодически проявление сниженного настроения;
4.  спокойное эмоциональное состояние;

5.  хорошее настроение, часто улыбается, смеется.

После проведенного наблюдения и фиксации типичных форм
поведения ребенка находится сумма баллов по всем шкалам и сравнивается с нормой:

22 - 35 баллов — зона комфортного пребывания в школе

15 - 21 балл — зона неполного комфорта

0-14   баллов — зона дезадаптации

Приложение 3

Изучение темперамента школьника методом наблюдения

Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.

Вопросы для наблюдения (отметьте подходящий вариант ответа см. таблицу ниже):

1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать:

а) легко включается в работу;

б) действует со страстью;

в) действует спокойно, без лишних слов;

г) действует робко, неуверенно.

2. Как реагирует на замечания учителя:

а) говорит, что так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;

б) возмущается тем, что ему делают замечания;

в) выслушивает и реагирует спокойно;

г) молчит, но обижен.

3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его очень волнуют:

а) быстро, с жаром, но прислушивается к высказываниям других;

б) быстро, со страстью, но других не слушает;

в) медленно, спокойно, но уверенно;

г) с большим волнением и сомнением.

4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена ошибка:

а) легко реагирует на создавшуюся ситуацию; 

б) торопится закончить работу, возмущается по поводу ошибок;

в) решает спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;

г) сдает работу без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.

5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не получается сразу:

а) бросает, потом опять продолжает работу;

б) решает упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;

в) проявляет неуверенность, растерянность.

6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо задания:

а) быстро соглашается;

б) возмущается;

в) остается, не говорит ни слова;

г) проявляет неуверенность.

7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:

а) проявляет максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для ориентировки, быстро принимает решения;

б) проявляет активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не получает, но решения принимает быстро;

в) спокойно присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;

г) робко знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.

Схема наблюдения за темпераментом школьника

Вариант

Пункты плана наблюдений

реакции

1

2

3

4

5

6

7

а

 

 

 

 

 

 

 

б

 

 

 

 

 

 

 

в

 

 

 

 

 

 

 

г

 

 

 

 

 

 

 

 Реакциям каждого пункта плана соответствуют темпераменты:

  • а) сангвинический;
  • б) холерический;
  • в) флегматический;
  • г) меланхолический.

Обработка данных. Подсчитывается количество знаков "+" в строках, соответствующих пунктам. Наибольшее число знаков "+" в одном из пунктов укажет примерный темперамент испытуемого. Поскольку "чистых" темпераментов не существует, по этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в определенной степени присущи испытуемым.

Приложение 4

Филиал государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения Иркутской области

«Ангарский педагогический колледж»

в г. Усолье - Сибирское

Коррекционно-развивающие игры и упражнения для младших школьников (далее указывается выбранная категория детей, например, с ОВЗ или с агрессивным поведением и т.д.)

В ___________классе      МБОУ СОШ№__________

Составила_________________________

                                                                                        (Ф.И.О. студента)

курс________группа________________

специальность_____________________

                                                                  Руководитель практики_____________

                                                                                         (фамилия, имя, отчество)

“Согласовано”____________________

(подпись рук. практики)

                                                             

Приложение 5

  1. Вариант оформления конспекта

Филиал государственного бюджетного профессионального

образовательного учреждения Иркутской области

«Ангарский педагогический колледж»

в г. Усолье - Сибирское

Конспект внеурочного занятия для младших школьников, имеющих особые образовательные потребности (категорию указать)

Тема: «__»

В _______классе      МБОУ СОШ№__________

Составила_________________________

                                                                                        (Ф.И.О. студента)

курс________группа________________

специальность_____________________

Руководитель практики__________________________

                                                                                         (фамилия, имя, отчество)

“Утверждаю”_____________________

(подпись рук. практики)

                                                             

  1. Вариант оформления технологической карты

Технологическая карта воспитательного мероприятия

Тема_______________________________________________________

Форма ________________________________________________________

Цель________________________________________________________

________________________________________________________________

Задачи________________________________________________________

______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Оборудование_______________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Этапы

Деятельность педагога

 Деятельность детей

водный

(актуализация, мотивация, целеполагание)

Основной

(организация деятельности

 по достижению результатов)

Заключительный (рефлексия)

Приложение 6

Структура коррекционно –развивающего занятия по развитию мелкой моторики младших школьников, имеющих особые образовательные потребности

Коррекционно-развивающее занятие включает в себя следующие элементы:

 Ритуал приветствия.

  Разминка.

 Основное содержание занятие (проведение игр, упражнений)

 Рефлексия прошедшего занятия.

 Ритуал прощания.

1. Ритуал приветствия-прощания является важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы. Для детей младшего возраста ритуал задается педагогом. Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже на первом занятии и задача педагога – неукоснительно выполнять его на каждом занятии, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети.

2. Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями, если есть необходимость изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Определенные разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять настроение, другие, напротив направлены на снятие чрезмерного эмоционального возбуждения.

3. Основное содержание занятия представляет собой совокупность упражнений и приемов, направленных на решение задач развивающего комплекса. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны также располагаться в порядке от сложного к простому. Что касается количества игр и упражнений основного содержания занятия, то их должно быть немного, 2-4 игры или упражнения.

 4. Рефлексия занятия предполагает оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо, было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и педагогу.

Полезно вспомнить:

  • Занятия должны быть построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Чередование подвижных и малоподвижных заданий и упражнений, проведение физкультминуток. Чередование письменных и устных форм работы. Это условие является обязательным при работе с умственно отсталыми детьми, так как это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида деятельности на другой.
  • Использование упражнений на проверку внимания. Этот прием проводится с целью организации внимания и установления обратной связи с учащимися. Это могут быть вопросы типа: «кто меня слышал - покажите большой палец»; или использование контрольных карточек: «внимание!», «тишина!», на которых изображены различные символы, обозначающие данные требования; или употреблении различных вспомогательных средств, привлекающих внимание, например, колокольчик, или появление какой-либо игрушки, после чего учащиеся должны замереть на месте, минуты молчания.
  • Большое место на занятиях отводится коррекционно-воспитательным упражнениям, воспитывающим устойчивость внимания, наблюдательность, умение воспроизводить заданный ряд последовательных действий, способность переключаться с одного движения на другое, удерживать в памяти определенное количество движений. Используются такие приемы, как показ, сопровождение словесным объяснением, показ без инструкции, словесное объяснение без показа.

Приложение 7

Комплекс диагностик определения школьной дезадаптации

  1. Анкета для определения школьной мотивации (Н.Г. Лусканова)

Цель: изучить уровень школьной мотивации.

1. Тебе нравится в школе или не очень?

а) не очень б) нравится в) не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

а) чаще хочется остаться дома б) бывает по-разному в) иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить все ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?

а) не знаю б) остался бы дома в) пошел бы в школу

4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?

а) не нравится б) бывает по-разному в) нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

а) хотел бы б) не хотел бы в)не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

а) не знаю б) не хотел бы в) хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

а) часто б) редко в) не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?

а) точно не знаю б) хотел бы в) не хотел бы

9. У тебя в классе много друзей?

а) мало б) много в)нет друзей

10. Тебе нравятся твои одноклассники?

а) нравятся б)не очень в) не нравятся

Обработка:

Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

№ вопроса

оценка за 1-й ответ

оценка за 2-й ответ

оценка за 3-й ответ

1

1

3

0

2

0

1

3

3

1

0

3

4

3

1

0

5

0

3

1

6

1

3

0

7

3

1

0

8

1

0

3

9

1

3

0

10

3

1

0


Интерпретация.

1. 25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.

Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и .п.

2. 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.

3. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.

Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.

4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация.

Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.

5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.

  1. Методика «Диаграмма «Хорошее – плохое» (Н.Г. Лусканова)

Цель: выявить эмоциональные проблемы ребёнка.

Детям дают лист бумаги с изображенными на нём четырьмя подписанными окружностями с обозначенным центром и предлагают следующую инструкцию.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/06/12/s_593ef3e142e99/647021_8.jpeg

«Посмотри на эти кружки. Это необычные кружки. Представь себе, что первый кружок обозначает твой дом (семью), всё, что  происходит в нём, хорошее и плохое. Второй – это класс, в котором ты учишься, все события, которые происходят при этом. Третий – это вся школа, в которой есть другие классы и другие дети, события, которые происходят с ними. Четвёртый кружок – это город (село), в котором живёшь и учишься ты и многие другие люди. 
Везде – и дома, и в классе, и в школе, и в городе, селе – бывает и хорошее, чему ты радуешься, и плохое, чему ты огорчаешься, расстраиваешься. Как ты думаешь, сколько плохого и хорошего? Отметь это на каждом кружке. Долю хорошего не закрашивай, оставь светлым, а плохую часть обозначь тёмным цветом (чёрным, коричневым)». 
Детям показывается, как это можно сделать с помощью радиусов. Продемонстрированные образцы стирают.
Показателями дезадаптации (эмоционального неблагополучия) являются большие по сравнению с другими детьми доли плохого (особенно в кружках «Класс», «Школа»). Основанием для углубленного изучения является и ситуация, когда ребёнок совсем не фиксирует плохого.

К числу важнейших показателей адаптации к школе относят становление позиции школьника и характер школьной мотивации. Их исследование можно проводить с помощью приведённых ниже методик. 

  1. Методика “Кружки” (Дембо-Рубинштейна)

Цель: определение самооценки

Детям показывают лист бумаги с изображёнными на нём четырьмя пронумерованными кругами и дают следующую инструкцию.

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/06/12/s_593ef3e142e99/647021_9.jpeg

“Посмотри на эти кружки. Представь, что все дети из твоего класса встали внутрь этих кругов.
В первый круг встали дети, у которых в школе всё получается. Они знают всё, что спрашивает учитель, отвечают на все вопросы, никогда не делают ошибок, всегда правильно себя ведут, им не делают ни одного замечания.
Во второй круг встали дети, у которых в школе почти всё получается: они отвечают почти на все вопросы учителя, но на некоторые ответить не могут, они почти всегда всё правильно решают, но иногда делают ошибки. Они себя правильно ведут почти всегда, но иногда забывают, и им делают замечания.
В третий круг встали дети, у которых в школе многое не получается: они отвечают только на самые лёгкие вопросы учителя, часто делают ошибки. Они часто плохо ведут себя, и учитель много раз делает им замечания. 
В четвёртый круг встали дети, у которых в школе почти ничего не получается. Они не могут дать ответа почти ни на один вопрос учителя, у них очень много ошибок. Они не умеют себя вести, и учитель постоянно делает им замечания. 
Покажи, в какой кружок встанешь ты. Почему?” Показателями дезадаптации являются попадание в четвёртый круг (заниженная самооценка) и в первый (завышенная).

  1. Методика «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой.

Цель: Выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Оборудование: При проведении диагностики ребенку выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш.

В ходе работы вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Инструкция к выполнению: Предлагаем ребенку на листе бумаги (формат А4) нарисовать кактус, такой, какой ты его себе представляешь.

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Кактус домашний или дикий?

2. Его можно потрогать? Он сильно колется?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?

6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Обработка результатов и интерпретация:

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

1. пространственное положение                             2. размер рисунка

3. характеристики линий                                         4. сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:

1. характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)

2. характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

3. характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация.
1. По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка.

• Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

• Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

• Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

• Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

• Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

• Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

• Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

• Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

• Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

• Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

• Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

• Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

• Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

  1. Интерпретация цветовой гаммы рисунка:

• темно-синий: покой, слияние, объединение, гармония, любовь (матери и младенца). Темно-синий — это небо и океан, где зародилась жизнь. Это состояние блаженства.

• темно-зеленый: символ — росток, пробивающийся сквозь асфальт. Воля, целеустремленность, жизнелюбие, решительность, упорство, честолюбие, упрямство.

• оранжево-красный: символ — огонь, кровь, взрыв. Экспансия, подчинение окружающей среды, сила, энергия, активность во всех направлениях.

• лимонно-желтый: изменение, творчество, гибкость, отзывчивость на внешние стимулы, радость.

• бордовый: искусство, необычность, гармония духовности, рождение нового, удвоение сущности, хрупкое динамическое равновесие.

• светло-коричневый: тревога, беспокойство, болезнь, неприкаянность, неуверенность, переживание не уютности, физический и психологический дискомфорт.

• черный: пустота, эксцентричность

Литература

Основные источники:

         Учебники и учебные пособия:

  1. Астапов, В.М. Коррекционная педагогика с основами нейро - и патопсихологии / В.М. Астапов. -2 издание испр. – М.: Академия, 2018. - 232 с.
  2. Бейсова, В.Е. Психолого-медико-педагогический консилиум и коррекционно-развивающая работа в школе / В.Е.Бейсова. – М.: Академия, 2017. - 283 с.
  3. Гонеев А.Д., Лифинцева Н.И., Ялпаева Н.В. Основы коррекционной педагогики. Под ред. В.А.Сластёнина, Высшее проф. обр., учеб. пособие, 7-е издание. – М.: Академия, 2018. -  272 с.

        Дополнительные источники:

  1. Данилова, Л.А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития / Л.А. Данилова. – М.: Детство-Пресс, 2019. -  144 с.
  2. Дмитриев, А.Г. Специальная (коррекционная) педагогика / А.Г. Дмитриев. – М.: Высшая школа, 2017. - 295 с.
  3. Кондратьева С.А.  Если у ребенка задержка психического развития [Текст]/ С.А. Кондратьева. – М.: Детство-Пресс, 2020. -  64 с
  4. Никуленко Т.Г., Самыгин С.И. Коррекционная педагогика. Учеб. Пособие. – М.:  Феникс, 2019. - 445 с.
  5. Староверова, М. Н. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ  / М.Н. Староверова. – М.: Владос, 2018. - 168 с.
  6. Стребелева, Е. Н. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр  / Е.Н. Стреблева. – М.: Владос, 2019. – 123 с.
  7. Узянова, И.М Рабочие программы начальных специальных (коррекционных) классов VII вида общеобразовательных учреждений. 1-4 классы  / И.М. Узянова. – М.: Учитель, 2018. - 199 с.
  8. Шамарина, Е.В. Особенности познавательной деятельности и эмоциональной сферы детей младших классов с ЗПР / Е.В. Шамарина. – М.: Книголюб, 2018. - 208 с.

             

     

         Интернет - ресурсы:

     1.  Интернет - ресурс "Полезные веб-ресурсы и материалы в помощь преподавателям". Форма доступа: http://www.britishcouncil.org/japan-trenduk- ukcities.htm

     2. Интернет ресурс  "Педагогика: мастерство учителя". Форма доступа: http://www. spb-tei.ru/2009/08/06/pedagogika-masterstvo

     3. Электронный журнал "Педагогическая наука и образование в России и за рубежом: региональные, глобальные и информационные аспекты". Форма доступа: http://rspu.edu.ru/university/publish/pednauka/index.htm

     4. Полат Е. С. Новые педагогические технологии [Электронный ресурс]:  курс дистанционного  обучения  для   учителей.  Форма  доступа: http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мативации к самообслуживанию детей младшего школьного возраста

Планировать и организовывать жизнедеятельность воспитанников и осуществлять их воспитание и реабилитацию....

Развитие мативации к самообслуживанию детей младшего школьного возраста

Планировать и организовывать жизнедеятельность воспитанников и осуществлять их воспитание и реабилитацию....

Особенности обучения и воспитания детей младшего школьного возраста с проблемами в развитии и трудностями в обучении

В данном материале изложены принцы, система и цель коррекционных занятий с детьми, имеющими трудности в обучении....

Организация и содержание коррекционно - развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроке математики.

     Организация и содержание коррекционно - развивающей работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью на уроке математики.  Внима...

Программа психолого-педагогического сопровождения детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

Дети с задержкой психического раз вития, так же как все другие дети с ОВЗ, реализовывают свой потенциал социального развития. При условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и в...

Методика обучения и развития детей младшего школьного возраста при помощи музыки и ритмических движений

Ритмика - один из видов музыкальной деятельности,  в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, ...

Методический доклад «Развитие воображения у детей младшего школьного возраста, как одно из важнейших условий для создания хореографического образа»

Хореография для детей - это правильная осанка, грациозность, отличная координация движений, артистичность, умение концентрироваться, укрепляет сердечно-сосудистую систему, формирует костно-мышеч...