Логопедическое сопровождение образовательного процесса в коррекционной школе для детей с ОВЗ
статья по теме
Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Большинство детей, поступающих в КОУ «НШИ», имеют речевые нарушения, чаще сложные, а нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его социальной адаптации. Хорошо развитая речь в жизни каждого из нас - это и успешность обучения в школе, и качество межличностных отношений с окружающими, и выбор будущей профессии, и психологический комфорт семейной жизни. Речь - визитная карточка человека.
В связи с этим, логопедическое сопровождение обучающихся является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы в рамках деятельности Службы сопровождения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopedicheskoe_soprovozhdenie_obrazovatelnogo_protsessa.docx | 29.45 КБ |
logopedicheskoe_soprovozhdenie.ppt | 565.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ «НЯГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»
Логопедическое сопровождение
образовательного процесса
Современная школа нацелена на создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов. Большинство детей, поступающих в КОУ «НШИ», имеют речевые нарушения, чаще сложные, а нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребёнка, препятствуют его социальной адаптации. Хорошо развитая речь в жизни каждого из нас - это и успешность обучения в школе, и качество межличностных отношений с окружающими, и выбор будущей профессии, и психологический комфорт семейной жизни. Речь - визитная карточка человека.
В связи с этим, логопедическое сопровождение обучающихся является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы в рамках деятельности Службы сопровождения.
слайд. Логопедическое сопровождение ребенка с ОВЗ имеет две цели:
кратковременную – коррекция и профилактика речевых расстройств, а также долговременную - обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.
слайд Основными задачами логопедического сопровождения являются:
1. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
2. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ;
3. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
слайд Пути реализации данных задач:
- всестороннее изучение речи обучающихся,
организация речевого мониторинга,
- логопедическое сопровождение детей с речевыми отклонениями (проведение индивидуально-групповых и фронтальных занятий с учащимися, имеющими отклонения в речевом развитии)
- оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися русского языка,
проведение консультаций и бесед с родителями.
- участие в работе школьного ПМПК, заседаниях Службы сопровождения.
слайд Этапы логопедического сопровождения:
Логопедическое сопровождение ребенка начинается с момента его поступления в школу и осуществляется в несколько основных этапов:
I этап логопедического сопровождения начинается со всестороннего обследования речи ребенка(устной и письменной речи учащихся).
Особенности проведения логопедического обследования в КОУ «НШИ» связаны с психофизиологическими особенностями обучающихся. Логопедами диагностика речевого развития слайд проводится по адаптированной методике обследования Татьяны Анатольевны Фотековой, которая включает 102 задания, не считая проверки звукопроизношения ,так же Раисы Ивановны Лалаевой , основанной на особенностях коррекционного образования.
При необходимости применяется методика Даскаловой Ф.Г. «Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучение родному языку» ,а также В.И.Лурия «Диагностика речевого развития младших школьников»
Диагностика речевого обследования содержит следующие речевые пробы:
1. Исследование понимания речи.
2. Исследование сенсомоторного уровня речи.
3. Исследование грамматического строя речи и словоизменения.
4.Исследование словаря и навыков словообразования.
5.Исследование связной речи.
6.Исследование общей и мелкой моторики.
7.Исследование письменной речи.
В тоже время логопеды продолжают работу по пополнению базы методик и методических материалов по проблеме речевой диагностики обучающихся с ОВЗ.
Все полученные данные анализируются, сопоставляются и фиксируются в речевых картах детей, составляются речевые профили учащихся ,заносятся в слайд сводные протоколы обследования классов, Карту психолого-медикопедагогическогои социального сопровождения
слайд «Карту отслеживания динамики развития обучающихся». С результатами логопедического обследования знакомятся учителя начальных классов, русского языка и чтения, воспитатели групп продленного дня, интерната. Краткий анализ данных обследования позволяет сделать прогноз и наметить пути дальнейшего логопедического сопровождения. На этом этапе составляются планы совместной работы по группам воспитанников.
Полученная информация по вновь прибывшим обсуждается на медико-педагогическом консилиуме, заседаниях службы сопровождения .
Результаты обследования также фиксируются в "Дневнике наблюдения учащегося " .
Со второй половины сентября по май осуществляется II этап логопедического сопровождения. Этот этап самый объёмный и значимый. В зависимости от поставленного диагноза строится дальнейшая коррекционная работа, которая осуществляется на индивидуальных или подгрупповых занятиях. Логопедами школы разработаны авторские, компилятивные и адаптированные программы в соответствии с целями и задачами коррекционно-развивающей работы, которые утверждены методическим советом школы. Это обусловлено большим разнообразием индивидуальных особенностей речевых нарушений нуждающихся в логопедическом сопровождении обучающихся и недостаточной разработанностью практических материалов для логопедов коррекционных школ (для детей с умственной отсталостью).
слайд 1.Программа «Коррекция нарушений устной и письменной речи» для обучающихся 1 - 7 классов с системным недоразвитием речи (соответствующим III уровню речевого развития) для обучающихся 1 -7 классов.
2.Программа «Коррекция системных нарушений речи» для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью ( 4б , 6б классы ).
3.Программа по предупреждению и коррекции оптической дисграфии для обучающихся 1-5 классов.
4.Программа по коррекции аграмматической дисграфии для обучающихся 4-7 классов c СНР.
5.Индивидуальные программы по коррекции звукопроизноше-ния для обучающихся c СНР.
6.Индивидуальные программы по нормализации графических навыков для обучающихся c СНР.
7.Индивидуальные программы по коррекции нарушений чтения для обучающихся c СНР.
На этом этапе проходит и промежуточная диагностика речевого развития школьников(по запросу МСЭ ,территориальной ПМПК, школьных консилиумов, в рамках классно-обобщающего контроля,четвертных ,годовых контрольных работ)
Временные рамки III этапа – это вторая половина мая. На данном этапе идёт отслеживание динамики речевого развития детей (конкретного ребёнка). Повторная диагностика речевого развития по тем же методикам, которые были использованы на первом этапе логопедического сопровождения. Идёт отслеживание результатов, коррекционной работы, делается вывод об эффективности применяемых методик.
Существенным звеном в логопедическом сопровождении является совместная работа со специалистами КОУ «НШИ» в рамках деятельности Службы сопровождения: логопедов (в школе работают 2 учителя-логопеда, имеющие высшую квалификационную категорию) с фельдшером школы, школьными психологами, дефектологом, а также педагогами школы. Данное сотрудничество осуществляется на протяжении всех этапов логопедического сопровождения.
С целью повышения эффективности логопедического сопровождения и соблюдения единого речевого режима на уроках и во внеурочной деятельности также осуществляется коррекционно-логопедическая работа. На уроках, занятиях в группах проводятся логопедические минутки , посещаются уроки русского языка и чтения учителей начальных классов , учителей- русского языка с целью наблюдения за детьми, имеющими речевые нарушения, контролируется выполнение детьми индивидуальных заданий. Учителям и воспитателям предлагаются рекомендации по применению специальных методов и приёмов оказания логопедической помощи детям с отклонениями в речевом развитии (комплексы артикуляционных гимнастик, упражнений на развитие мелкой и общей моторики, задания на коррекцию нарушений письменной речи и т.д). Учитывая то, что мы работаем в режиме полного дня, воспитатели отрабатывают с детьми домашние логопедические задания, работают над развитием артикуляционной и мелкой моторики, связной речи. На всех этапах коррекции отклонений в развитии речи осуществляется взаимосвязь логопедов с педагогами школы-интерната; обсуждаются результаты контрольных диктантов, отслеживается изменение техники и качества чтения и письма, намечаются пути исправления или ослабления недостатков. Совместная работа логопеда и учителя, воспитателя требует постоянного контакта, координации, взаимных консультаций, корректировки методов и приемов работы с детьми.
Неоценимую помощь в работе над речевыми дефектами нам оказывают родители учащихся.
слайд Особенности логопедической работы с обучающимися КОУ «НШИ»
1. В силу того, что нарушения речи умственно отсталых детей носят стойкий характер, логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с учащимися массовых школ.
2. Ведущим нарушением данных учащихся является недоразвитие познавательной деятельности, поэтому весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
3. Учитывая логопедическое заключение – системное недоразвитие речи (легкой, средней или тяжелой степени), планирование составляется таким образом, чтобы коррекционная работа осуществлялась над речевой системой в целом, то есть в каждое занятие включаются задачи на развитие фонетико-фонематической стороны речи, лексико-грамматического строя и связной речи, звуко буквенного анализа и синтеза.
5. Максимальное включение анализаторов (зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения), а также использование разнообразной наглядности (схемы, муляжи, разрезная, магнитная азбука, игровые упражнения, технические средства обучения).
6. Дифференцированный подход, который предполагает построение коррекционной работы с учётом развития возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка на основе максимальной активизации «зоны ближайшего развития».
7. Учитывая тесную связь ручной и речевой моторики, включаем в занятия упражнения на развитие тонких движений рук, задания по оречевлению действий.
8. Логопедическая работа должна подготавливать детей к усвоению программы по русскому языку, поэтому её содержание находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка.
9. На занятиях тщательно дозируются задания и речевой материал. Любая задача раскладывается на простейшие задачи. Одно и тоже задание выполняется сначала на простом материале, затем на более сложном.
10.Учитываем быструю утомляемость, склонность к охранительному торможению детей с ограниченными возможностями здоровья, проводим частую смену видов деятельности, переключаем ребенка с одной формы работы на другую.
слайд Еще одно направление логопедического сопровождения в коррекционной школе – интернате, в рамках работы РЦ.
В обязанности логопедов,а так же специалистов школы-интерната входит работа по заявкам педагогов школ, имеющих в своих классах детей обучающихся в рамках инклюзии, неуспевающих учащихся.
Наше общение строится по направлениям:
-работа со слабоуспевающими;
-работа по адаптированным программам.
Мы обменялись телефонами ,электронными адресами, основное общение происходит по плану:
-сначала педагог знакомит логопеда с тетрадями своих учеников , на предмет обьяснения ошибок, мы намечаем коррекционные упражнения для исправления нарушений письменной речи ;
-затем,если это необходимо на консультацию приходят учитель, родитель и ребенок.
Логопедическое сопровождение, осуществляется по направлениям:
-Консультирование:
- Выбор программ и методик для обучающихся с ОВЗ.
-Методическая работа:
- Разработка программ сопровождения детей с ОВЗ.
- Комплексные программы сопровождения детей – инвалидов (надомное обучение)
-Обмен опытом.
- Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи.
Таким образом, логопедами школы-интерната проводится не только коррекционно развивающая работа, но и отслеживается эффективность обучения детей с ОВЗ по программе (рекомендованной территориальной ПМПК), текущие и этапные результаты адаптации, динамика развития и личностного роста обучающихся, формирование навыков образовательной деятельности, освоение общеобразовательных программ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели логопедического сопровождения: кратковременная – коррекция и профилактика речевых расстройств; долговременная - обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социум.
1. Коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся; 2. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ; 3. Разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся . Основные задачи сопровождения
Пути реализации задач всестороннее изучение речи обучающихся; организация речевого мониторинга; логопедическое сопровождение детей с речевыми отклонениями (проведение занятий с учащимися, имеющими отклонения в речевом развитии); оказание методической помощи учителям по преодолению трудностей при освоении обучающимися русского языка; проведение консультаций и бесед с родителями; участие в работе школьного ПМПК, заседаниях Службы сопровождения.
Этапы логопедического сопровождения I этап I I этап I II этап !
Методики речевого обследования адаптированная методика обследования Т. А. Фотековой; методика Р. И. Лалаевой , основанная на особенностях коррекционного образования; методика Даскаловой Ф.Г. «Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста как объект воздействия при обучение родному языку» ; В.И.Лурия « Диагностика речевого развития младших школьников» .
Сводный протокол речевого развития Сводный протокол речевого обледования учащихся __________класса на начало 2015-2016 учебного года № п/п звукопроизношение звуко - слоговая структура слова словообразовательные процессы сформированность грамммматического строя речи связная речь фонематическое восприятие навыки языкового анализа и синтеза навыки письма навыки чтения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
« Карта отслеживания динамики развития обучающихся » Годы 2015-2016 (1 класс) 2016-2017 (2 класс) 2017-2018 (3 класс) 2018-2019 (4 класс) месяцы сентябрь май сентябрь май сентябрь май сентябрь Состояние речи. Состояние артикуляционного аппарата (в норме, дефектное) Строение артикуляционного аппарата без особенностей. Подвижность нарушена, уклад многих звуков не сформирован, долго подбирает артикуляционную позу. Движения пассивные, объём движений неполный. Произношение (дефектное, в норме дефектное, грубо нарушено произношение звуков «,Р, С,» j , оглушение звонких. Слоговая структура слова (в норме, нарушена) грубое недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза (как сложных, так и простых форм),навыки звукового анализа не сформированы. Словарный запас (достаточный, в пределах обиходной речи, недостаточный) обращённую речь понимает частично, элементы эхолалии, инструкции выполняет, если ему нравится задание, при неоднократном повторении. Словарный запас уже возрастной нормы. Слова сложной слоговой структуры повторить не может: кося – корзина, акалка-скакалка, мицинер-милиционер, скорода-сковорода. Грамматический строй речи(в норме, нарушения) в речи выраженные аграмматизмы, проявляющиеся в неправильном употреблении окончаний существительных в предложных и беспредложных синтаксических конструкциях, в нарушении согласования прилагательного и существительного, глагола и существительного; словообразовательные процессы не сформированы. Простое предложение: Я мока – Я был дома. Нарушения чтения, письма (в норме, нарушения) чтение недоступно, знает несколько букв, пытается их сложить в слоги. Смысл прочитанного текста педагогом понимает частично. письмо и списывание недоступно. Логопедическое заключение Системное недоразвитие речи средней степени при легкой умственной отсталости. Дизартрия. Логопед,_____________ Проведенная работа в 2015-2016 учебном году
Программы логопедических занятий Программа «Коррекция нарушений устной и письменной речи» для обучающихся 1 - 7 классов с системным недоразвитием речи легкой степени для обучающихся 1 -7 классов. Программа «Коррекция системных нарушений речи» для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью ( 4б , 6б классы ). Программа по предупреждению и коррекции оптической дисграфии для обучающихся 1-5 классов. Программа по коррекции аграмматической дисграфии для обучающихся 4-7 классов c СНР. Индивидуальные программы по коррекции звукопроизноше-ния для обучающихся c СНР. Индивидуальные программы по нормализации графических навыков для обучающихся c СНР. Индивидуальные программы по коррекции нарушений чтения для обучающихся c СНР.
Особенности логопедической работы логопедическая работа осуществляется в более длительные сроки, чем работа с учащимися массовых школ; весь процесс направлен на формирование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения; работа осуществляется над речевой системой в целом; максимальное включение анализаторов; дифференцированный подход; тесная связь ручной и речевой моторики, оречевление действий; содержание занятий находится в соответствии с программой обучения грамоте, изучения родного языка; тщательная дозировка заданий и речевого материала; частая смена видов деятельности.
Логопедическое сопровождение в рамках работы РЦ Консультирование: Выбор программ и методик для обучающихся с ОВЗ. Методическая работа: Разработка программ сопровождения детей с ОВЗ. Комплексные программы сопровождения детей – инвалидов (надомное обучение) Обмен опытом. Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приемственность в коррекционной логопедической работе дошкольного учреждения и школы
Статья рассказывает о сотрудничестве и приемственности в работе детского сада и школы в развитии всех компонентов речевой системы детей. Коррекция речевых нарушений и работа над ними в дошкольны...
Проект "Модель работы воспитателя коррекционной школы по формированию социально-бытовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности"
Проект "Модель работы воспитателя коррекционой школы интерната по формированию социально-бутовых представлений и навыков у детей с ОВЗ в формате проектной деятельности"...
Организация процесса развития и обучения "особых" детей в массовой школе
Проект-презентация на тему: "Организация процесса развития и обучения "особых" детей в массовой школе!...
Конспект логопедического занятия во второй младшей группе для детей с ОНР "Знакомство с рассказом "Умный мышонок"
Представлен конспект занятия по образовательной области "Коммуникация", задачи которого: формировать умение слушать рассказ, понимать содержание и отвечать на вопросы, обогащать и активизиро...
Использование методики медленного чтения вслух в логопедической работе с учащимися общеобразовательной школы
Педагогический приём "медленного чтения" в коррекционно-воспитательной работе, направлен на организацию учебной деятельности и способствующий повышению активности обучающихся....
«Использование здоровьесберегающих технологий в процессе воспитания детей начальных классов в специальной коррекционной школе (VIII вида)»
Проблемы сохранения здоровья учащихся и педагогов, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, оч...
Особенности организации обучения детей с расстройствами аутистического спектра в коррекционной школе.
Выступление на конференции...