Программа учебной дисциплины История физической культуры
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_fk_i_sporta.doc | 133 КБ |
Предварительный просмотр:
областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Обоянский педагогический колледж»
Принято: Протокол заседания ЦМК преподавателей профессионального цикла по специальности _________________________ от 10. 12. 2017 г. № 8 | Утверждено: Приказом ОБПОУ «ОПК» от 25.01.2018 г. № 01-11/17 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Специальность 44.02.03
Педагогика дополнительного образования
2017
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
Организация-разработчик: областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Обоянский педагогический колледж»
Разработчики:
Иванов В.Ф., преподаватель Обоянского педагогического колледжа.
Каменева В.М., преподаватель Обоянского педагогического колледжа.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 11 |
| 12 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
История физической культуры и спорта
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 44.02.03 Педагогика дополнительного образования.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «История физической культуры и спорта» является вариативной частью общепрофессионального учебного цикла (специальность 44.02.03 Педагогика дополнительного образования).
- Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в истории развития физической культуры и спорта;
- использовать знания истории физической культуры и спорта в профессиональной деятельности, в том числе при решении задач нравственного и патриотического воспитания детей, подростков и молодежи, для организации физкультурно-оздоровительной деятельности, анализа учебно-тренировочного и соревновательного процесса, повышения интереса к физической культуре и спорту;
- правильно использовать терминологию в области физической культуры;
- находить и анализировать информацию по истории физической культуры, необходимую для решения профессиональных проблем, профессионального самообразования и саморазвития.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- историю становления и развития отечественных систем физического воспитания;
- историю становления и развития зарубежных систем физического воспитания;
- историю международного олимпийского движения.
1.4. Рекомендованное количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося – 108 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 72 часа;
самостоятельной работы обучающегося – 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 108 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 72 |
в том числе: | |
практические занятия | 6 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 36 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа за счет различных форм занятий в спортивных клубах, секциях | |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «История физической культуры и спорта»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1 История возникновения и развития зарубежных и отечественных систем физического воспитания | 48 | ||
Тема 1.1 Возникновение и первоначальное развитие физической культуры и спорта в первобытном обществе | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
Основные теории происхождения физической культуры: трудовая, культовая, биологическая. Роль труда, культовых и других обрядов в становлении и развитии общества и его культуры. Охота, появление новых форм трудовой деятельности (скотоводство, рыболовство и др.) и их влияние на возникновение физических упражнений и игр. Игры натуралистические, символические и состязательные. Физическое воспитание в родовом обществе, его связь с военным делом, трудом, культовыми обрядами и другими сторонами общественной жизни. Игры и физические упражнения у древних народов Австралии, Европы, Африки, Азии, Америки. Физическое воспитание в период разложения первобытного общества в различных регионах мира. Самостоятельная работа обучающихся: - Проработка конспекта занятия, учебной и специальной литературы, ответы на контрольные вопросы. - Подготовка рефератов на темы: «Роль инициации в воспитании молодежи в родовом обществе», «Особенности развития игр и физических упражнений в период распада родового общества». | 3 | ||
Тема 1.2. Физическая культура и спорт в государствах древнего мира | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
Особенности развития физической культуры и спорта в странах древнего Востока. Физическая культура и спорт в Древней Греции. Спартанская и афинская системы физического воспитания. Гимнастика и агонистика, их содержание и направленность. Физическая культура и спорт в Греции в конце классического периода и в период эллинизма. Физическая культура в Древнем Риме. Физическая подготовка в римской армии. Физическая подготовка в гладиаторских школах. Основные итоги развития физической культуры и спорта в древнем мире.
- Подготовка и защита презентаций, представляющей историю развития избранного вида спорта. - Поиск необходимой информации по теме занятия в учебной и специальной литературе, использование Интернет-ресурсов. | 3 | ||
Тема 1.3. Физическая культура и спорт в Средние века | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
Особенности развития ФКиС в феодальном обществе. Физические упражнения, игры в быту, трудовой и военной подготовки. Стрелковые и фехтовальные братства. Военно-физическая подготовка феодальной знати. Рыцарская система физического воспитания в странах Европы. Возникновение дворянской системы воспитания. Развитие педагогических идей физического воспитания в эпоху Возрождения в трудах гуманистов. И. Меркуриалис “Об искусстве гимнастики” и его значение в развитии методики физического воспитания и лечебной гимнастики. Ф. Рабле, М.Монтень о физическом воспитании. Физическое воспитание в учении Яна Амоса Коменского. Т.Мор, Т. Кампанелла о физическом воспитании. Самостоятельная работа обучающихся: - Проработка конспекта занятия, учебной и специальной литературы по теме занятия. - Подготовка рефератов на темы: «Отношение средневековой церкви к физическому воспитанию в различных регионах мира», «Значение развития физической культуры и спорта в средние века для последующих столетий». | 3 | ||
Тема 1.4. Физическая культура и спорт Нового времени в разных странах мира | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
Характеристика и особенности развития физической культуры и спорта в буржуазном обществе. Развитие педагогических и идейно-теоретических основ физического воспитания и спорта. Система гимнастики Ж. Демени. Естественный метод Ж. Эбера. Индивидуальные гимнастические системы (Мюллер, Далькроз и др.). Развитие любительского и профессионального спорта. Итоги первой мировой войны и их влияние на развитие физической культуры и спорта в обществе. Усиление государственного контроля за деятельностью спортивных организаций. Спортивное движение накануне второй мировой войны. Усиление милитаризации физического воспитания и спорта. Участие спортсменов в отрядах сопротивления и их борьба против фашизма в годы второй мировой войны. ФКиС в учебных заведениях. Практическое занятие №1. Характеристика немецкой, чешской, шведской и французской системы физического воспитания. Самостоятельная работа обучающихся: - Накопление методического материала по теме занятия. - Подготовка к практическому занятию. - Подготовка рефератов на темы: «Рекреационное движение в области физической культуры и спорта», «Причины возникновения рабочих спортивных организаций». | 2 4 | 2 | |
Тема 1.5. Физическая культура и спорт в России и в СССР | Содержание учебного материала | 16 | 3 |
Физическая культура в России с древнейших времён и до второй половины XIX века. Физическая подготовка в армии и в учебных заведениях. Развитие спорта и первые международные связи русских спортсменов. Физическая культура и спорт в СССР. Самостоятельная работа обучающихся: - Проработка конспекта занятия, учебной и специальной литературы, ответы на контрольные вопросы. - Накопление методического материала по темам: «Своеобразие физического воспитания у древних славян», «Физическое воспитание молодежи в древнеруском государстве», «Спартакиада народов СССР и их роль в развитии советского физкультурного движения» | 8 | ||
Тема 1.6. Физическая культура и спорт в Российской Федерации | Содержание учебного материала | 6 | 3 |
Структура и функции государственных и общественных органов управления физической культуры и спорта в Российской Федерации. Развитие массовой и оздоровительной физической культуры. Самостоятельная работа обучающихся: - Поиск необходимой информации по теме занятия в учебной и специальной литературе, использование Интернет-ресурсов. - Подготовка реферата на тему: «Развитие профессионального спорта в Российской Федерации». | 3 | ||
Раздел 2. История международного спортивного и олимпийского движения | 24 | ||
Тема 2.1. Возникновение и развитие Олимпийских игр в Древней Греции | Содержание учебного материала | 8 | 3 |
Возникновение и развитие Олимпийских игр в Древней Греции. Программа Олимпийских игр Самостоятельная работа обучающихся: - Проработка конспекта занятия, учебной и специальной литературы, ответы на контрольные вопросы. | 4 | ||
Тема 2.2. Олимпийские игры современности | Содержание учебного материала | 6 | 3 |
Развитие спорта и создание первых международных спортивных федераций. Первый Международный атлетический (Олимпийский) конгресс. Образование Международного олимпийского комитета (МОК). Роль Пьера де Кубертена в возрождении Олимпийских игр. Вступление России в олимпийское движение. Игры I Олимпиады. Влияние Олимпийских игр на развитие международного спортивного и олимпийского движения, рост спортивных результатов. Самостоятельная работа обучающихся: - Поиск необходимой информации по теме занятия в учебной и специальной литературе, использование Интернет-ресурсов. | 3 | ||
Тема 2.3. Олимпийские зимние игры | Содержание учебного материала | 6 | 3 |
История возникновения и развития Олимпийских зимних игр. Итоги выступления Российской Федерации на Олимпийских зимних играх в г. Сочи. Практическое занятие №2. Презентация на тему: «Возрождения и развитие Олимпийских игр современности»; Практическое занятие №3. Составление списка российских чемпионов и призёров Олимпийских игр. Самостоятельная работа обучающихся: - Накопление методического материала по теме занятия. - Подготовка к практическому занятию. | 2 2 5 | ||
Всего: | 72 |
Всего:
аудиторно- 72 часа;
из них практических – 6 часов;
самостоятельная работа студентов – 36 часов;
максимальная учебная нагрузка – 108 часов
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия кабинета теории и методики физического воспитания.
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места – 26;
- рабочее место преподавателя – 1;
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектором.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Антипов В.А., Разумахина Е.Г. Реализация функций физической культуры и спорта в государственной молодежной политике./ ТиПФК.- 2008. - № 3.- С.12.
- Антология по истории педагогики в России (первая половина XX века): Учеб. пособие / Сост. Л.Н. Беленчук, С.В. Лыков, А.В. Овчинников. - М., 2000.
- Визитей Н.Н, Курс лекций по истории спорта: учеб.пособие. – М: Физическая культура, 2006. – 328 с.
- Виноградов П. А., Жолдак В. И., Чеботкевич В. И. Социология физической культуры. – Пенза, 1995.
- Голощапов Б. Р. История физической культуры и спорта : учеб, пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / Б. Р.Голощапов. - М. : Издательский центр «Академия», 2004.-312с.
- Голощапов Б.Р. История отечественных и зарубежных систем физического воспитания и спорта: Учеб. пособие. - М., 2005
- Кулинко Н.Ф. История и организация физической культуры. Издательство «Просвещение». М. 1982.
Дополнительная литература:
- Жолдак В.И., Камалетдинов В.Г. Очерки истории физической культуры и спорта. - Челябинск:УралГАФК, 2005.
- Комков А.Г., Филиппов С.С., Малинин А.В., Шаробайко Е.В., Антипов Е.В. Развитие педагогических направлений физического воспитания./ТиПФК.- 2008.- № 3. - С.22-26.
- Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности./ ТиПФК. – 2008. – № 11, 12.
- Лубышева Л. И. Социология физической культуры. – М.: «Академия», 2004.-240 с.
- Лубышева Л. И. Физическая и спортивная культура: содержание, взаимосвязи и диссоциации./ ТиПФК. – 2005. – № 3. – С. 11.
- Лях В. И. Спортивная наука России между «вчера» и «сегодня»./ ТиПФК. – 2007. – № 8.
- Нахаева Е.М. История физической культуры и спорта: Курс лекций / Е.М. Нахаева. – Витебск: Изд-во УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005. – 88 с.
- Пивоваров Г. А. Философско-культурологический анализ физической культуры и спорта. – Челябинск, 2006.
- Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта / Под ред. В.В. Столбова. - М., 2003.
- Столяров В. И., Быховская И. М., Лубышева Л. И. Концепция физической культуры и физкультурного воспитания (инновационный подход)/ ТиПФК. – 2008. – № 5.
- Сутула В. А. Предпосылки физкультурологии./ ТиПФК. – 2006. – № 3. – с. 15.
- Хрестоматия по истории физической культуры и спорта. / Сост.: В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков, Е.В. Стопникова. – М.: Физическая культура, 2005.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Основные показатели оценки результатов обучения |
Умения: | |
- ориентироваться в истории развития физической культуры и спорта; - использовать знания истории физической культуры и спорта в профессиональной деятельности, в том числе при решении задач нравственного и патриотического воспитания детей, подростков и молодежи, для организации физкультурно-оздоровительной деятельности, анализа учебно-тренировочного и соревновательного процесса, повышения интереса к физической культуре и спорту; - правильно использовать терминологию в области физической культуры; - находить и анализировать информацию по истории физической культуры, необходимую для решения профессиональных проблем, профессионального самообразования и саморазвития. | - способность применять определения и термины физической культуры на практике; - решение и выполнение целей и задач в процессе физического воспитания и спортивной тренировки, интерпретирование результатов при выборе методов, приемов, методик решения задач физического воспитания, спортивной и оздоровительной тренировки; - способность отбирать и применять необходимую информацию по истории физической культуры и спорта из учебно-методической литературы, Интернет-ресурсов для решения профессиональных проблем; |
Знания: | |
- историю становления и развития отечественных систем физического воспитания; - историю становления и развития зарубежных систем физического воспитания - историю международного олимпийского движения. | - определение особенностей становления и развития систем физического воспитания, международного олимпийского движения. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОГСЭ.04. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОГСЭ.04. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРАпо специальности: 060101«Лечебное дело», 060501«Сестринское дело»3 курс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ: Физическая культура специальность 38.02.07 Банковское дело, курс 2, 3.
Рабочая программа учебной дисциплины по физичечкой культуре. Специальность 38.02.07 Банковское дело, 2, 3 курс....
Рабочая программа по учебной дисциплине "История отечественной культуры"
Рабочая программа по учебной дисциплине "История отечественной культуры" для специальности 43.02.11 "Гостиничный сервис"...
Рабочая программа "Теория и история физической культуры"
Программа ТиИФК курс 2...
Учебно-методическое пособие по выполнению практических работ учебной дисциплины "История и культура Санкт-Петербурга"
Учебно-методическое пособие по выполнению практических работ учебной дисциплины "История и культура Санкт-Петербурга" предназначено для студентов, проходящих обучение по специальности "...
Рабочая программа по учебной дисциплине "История мировой культуры"
Рабочая программа по учебной дисицплине "История мировой культуры" для студентов 3 курса СПО...
Контрольно оценочные средства по дисциплине История физической культуры и спорта
Комплект оценочных средств предназначен для оценки результатов освоения учебной дисциплины История физической культуры и спорта....