Рабочая программа по учебной дисциплине "История отечественной культуры"
рабочая программа на тему
Рабочая программа по учебной дисциплине "История отечественной культуры" для специальности 43.02.11 "Гостиничный сервис"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа для специальностей СПО | 93.32 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«НОГИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ МО
«Ногинский колледж»
________________Л.В. Кузина
«__»___________20______г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине
ОП.02 «История отечественной культуры»
для специальностей среднего профессионального образования
для специальности 43.02.11 «Гостиничный сервис»
2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «История отечественной культуры» является частью основной профессиональной образовательной программы и разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта и примерной программы по специальности СПО 43.02.11 «Гостиничный сервис»
Организация-разработчик: ГБПОУ МО «Ногинский колледж»
Разработчик:
Бабич Татьяна Васильевна_________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО)
Заключение Экспертного совета №_________ от «____»__________20__ г.
Содержание
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………. | 4 |
СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…... | 7 |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………………………... | 18 |
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………………………………………………………. | 21 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ»
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «История отечественной культуры» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 43.02.11 «Гостиничный сервис».
Рабочая программа конкретизирует содержание тем (разделов) образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам учебной дисциплины и устанавливает последовательность изучения тем (разделов) учебной дисциплины с учетом междисциплинарных и внутридисциплинарных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей студентов.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована на курсах дополнительного образования (в программах повышения квалификации или переподготовки) при подготовке руководителей малого бизнеса, для принятия управленческих решений.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина История отечественной культуры относится к циклу общепрофессиональных дисциплин основной профессиональной образовательной программы (ОП.02)
1.3. Цели и задачи дисциплины
Целью дисциплины является развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей; воспитание художественно - эстетического вкуса, потребности в освоении ценностей отечественной культуры; освоение знаний о стилях и направлениях в русской художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре; овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственные суждения; использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, формирования собственной культурной среды.
1.4. Требования к результатам освоения основной профессиональной программы и дисциплины
В результате освоения данной ОПОП СПО выпускник - менеджер должен приобрести способности применять знания, умения и личные качества в соответствии с задачами профессиональной деятельности, а также обладать следующими компетенциями:
- Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес (ОК 1).
- Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2).
- Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность (ОК 3).
- Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4).
-Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (ОК 5).
- Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (ОК 6).
- Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий (ОК 7).
- Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации (ОК 8).
- Ориентироваться в условиях постоянного изменения технологий в гостиничной деятельности. (ОК 9).
- Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей) (ОК 10).
- Использовать умения и знания истории отечественной культуры в сервисной деятельности (ОК 11).
- Понимать закономерности исторического развития, специфику, статус различных видов искусств: музыки, театра, хореографии, изобразительного искусства, литературы, кино в историко-культурном контексте (ПК 1.1).
- Использовать основные положения и методы культурологических, социальных, гуманитарных наук при решении профессиональных задач, анализировать социально-значимые проблемы и процессы развития культуры (ПК 1.2).
В результате изучения обязательной части цикла обучающийся должен:
уметь:
- показать на конкретных примерах место и роль культуры России в мировой художественной культуре;
- сформулировать свое оценочное суждение о современной культуре;
- пользоваться справочной и специальной литературой по культуре;
- анализировать и пересказывать ее;
- определять стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- выполнять учебные и творческие задания (презентации, сообщения);
- объяснять непреходящую роль классики для духовного развития современного человека;
- сохранять культурное наследие региона;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора путей своего культурного развития, организации личного и коллективного досуга, самостоятельного художественного творчества.
знать:
- понятие, виды и формы культуры;
- значение и место отечественной культуры, как части мировой
культуры;
- основные этапы истории отечественной культуры, выдающихся
деятелей, известные памятники, тенденции развития отечественной
культуры;
- роль и место классического наследия в художественной культуре современности;
- основные особенности культурного развития народов России, вклад России в мировую художественную культуру и истоки национального художественного стиля;
- особенности культуры современного человечества и ее сложную структуру;
- выдающиеся достижения в сфере культуры различных эпох.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося__68__часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __48__ часов;
самостоятельной работы обучающегося ___14___ часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 68 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | 24 |
контрольные работы | - |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 14 |
в том числе: | |
самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено) | - |
- работа с учебником (конспектирование); - подготовка сообщений к семинарским занятиям, работа с дополнительной литературой; - подготовка презентаций Заполнить таблицу «Типология культур» Подготовить презентации по теме: «Боги и ремёсла древних славян» Подготовка сообщений к семинарскому занятию по предложенному плану Подготовка сообщений к семинарскому занятию по предложенному плану Подготовка сообщений к семинарскому занятию по предложенному плану Подготовить рефераты по теме «Художественная культура XVII в.: смена духовных идеалов» Подготовка сообщений к семинарскому занятию по предложенному плану Подготовка сообщений к семинарскому занятию по предложенному плану Подготовка сообщений к семинарскому занятию по предложенному плану Подготовка сообщений к семинарскому занятию по предложенному плану Изучение материала темы по основной и дополнительной литературе и подготовка к дифференцированному зачёту. | 1,5 9,5 3 0,5 1 1 1,5 2 1 1 2 1 1 2 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02 «История отечественной культуры»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержание учебного материала | 2 | 2 |
Предмет, цели и задачи дисциплины, межпредметные связи. Культура как многофункциональная система. Гуманистическая, трансляционная, гносеологическая, регулятивная, ценностная и другие функции культуры. Искусство и его место в системе культуры. Красота в природе и искусстве. Массовая и элитарная культура. Духовность как социокультурный феномен. | |||
Лабораторные работы | - | ||
Практические занятия | - | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа | 0,5 | ||
Заполнить таблицу «Типология культур». | |||
Раздел 1. Древнерусская культура. Культура Средневековой Руси. | 22 | ||
Тема 1.1. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ. КУЛЬТУРА ДРЕВНИХ СЛАВЯН. | Содержание учебного материала | 2 | 2,3 |
Периодизация истории первобытного мира. Каменный, бронзовый и железный века. Синкретизм первобытного искусства. Миф как форма культуры. Миф и магия. Мистическая сопричастность как основное отношение мифа. Первые памятники первобытного изобразительного искусства, дошедшие до нашего времени. Зарождение видов изобразительного искусства: графики, живописи, скульптуры, резьбы по камню, кости, рельефов. Появление видов декоративно-прикладного искусства- керамики, обработки металлов, возникновение художественных ремесел. Верования в древнем человеческом обществе. Анимизм и магия как наиболее древние формы религии. Фетишизм как вера в сверхъестественные свойства материальных вещей. Тотемизм в первобытном обществе. Язычество как основа ранней (VI-IX века) русской культуры. Пантеон русских богов: Перун, Берегиня, Велес, Даждь-бог. Велесова книга. Особенности ранней русской культуры: народный и языческий характер, деревянная культура. Высокий уровень дохристианской русской культуры: литье, чекан, вышивка, эмаль, скань, бронзовые амулеты. Устное народное творчество. Сказки и сказочные герои. Жизненность языческих обрядов и традиций. | |||
Лабораторные работы | - | ||
Практические занятия | - | ||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа | 1 | ||
Подготовить презентации по теме: «Боги и ремёсла древних славян» | |||
Тема 1.2. КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ | Содержание учебного материала | 4 | 2,3 |
Культура Киевской Руси- от Рюрика до Владимира Мономаха. Крещение Руси в 988 г., принятие христианства- переломный момент в истории русской культуры. Обрусение византийского стиля. Деревянное зодчество. Начало каменного строительства в X веке- христианские церкви. Десятинная церковь Киева. Многоглавность храмов как особенность русского зодчества. 13-купольный храм Святой Софии в Киеве. Первые книги. Остромирово Евангелие и Мстиславово Евангелие. Формирование церковной письменности. «Повесть временных лет»- ценнейший памятник славянской культуры. Житие как литературный жанр. Возникновение и развитие таких жанров древнерусской литературы как слово и летопись. Расцвет архитектуры. Киево- Печерский монастырь, Золотые ворота, храмы в Полоцке и Чернигове. «Мерцающая живопись»- мозаика. Фрески. Ремесла в Киевской Руси. Гончарное ремесло, металлообработка, ювелирное (зернь, скань и перегородчатые эмали). Формирование общности древнерусского народа. Переплетение христианства и язычества. | |||
Лабораторные работы | - | ||
Практическое занятие |
2 | 3 | |
Семинар «Культура Киевской Руси» | |||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа | 1 | ||
Подготовка сообщений к семинарскому занятию по предложенному плану | |||
Тема 1.3. КУЛЬТУРА РУСИ ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ. | Содержание учебного материала | 6 | 2 |
Русская культура в период феодальной раздробленности. XII- XIII века-противоречивый и трагический период в истории Руси. Распад страны на отдельные княжества. Архитектура и иконопись Владимиро-Суздальского княжества. Рождение суздальского стиля- белокаменное зодчество. Церковь Покрова на Нерли. Успенский и Дмитриевский соборы Владимира. Архитектура и иконопись Новгорода и Пскова. Ассиметрия псковского церковного зодчества, первые звонницы. Роль иконописи во времена татарского нашествия. Формирование новгородской и псковской школ живописи. Цельность формы, симметрия композиции, наличие орнамента. Палатное письмо. Сочетание архаичных статичных форм и деталей, указывающих на движение. Развитие книжной миниатюры. | |||
Лабораторные работы | - | ||
Практическое занятие | 2 | 3 | |
Семинар «Культура Руси периода феодальной раздробленности. Новгород и Псков. Владимиро-Суздальское княжество»». | |||
Практическое занятие | 2 | 3 | |
Урок-исследование «Русский средневековый монастырь» | |||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа | 1,5 | ||
Подготовка сообщений к семинарским занятиям по предложенному плану | |||
Тема 1.4. РУССКАЯ КУЛЬТУРА МОСКОВСКОГО ЦАРСТВА (XV- XVII ВЕКОВ). | Содержание учебного материала | 10 | 2,3 |
Объединение русских земель в XV веке вокруг Москвы. XV век- золотой век древнерусской культуры. Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий и их школа. Особенности русской художественной культуры: церковность, артельный характер, дело рук ремесленников, нет расхождения между профессиональным и народным. Гармоничное сочетание русской архитектуры с природой, церковь - часть ландшафта. Эпически-былинный склад древнерусского искусства. Спокойствие, ясность, доброта, демократичность, светлые начала- отличительные черты древнерусской культуры. Иконостас- чисто русский элемент в храмовой структуре. Композиция и смысл иконостаса. Московский Кремль как памятник древнерусской культуры. Храмы Кремля и царские палаты. Строительство во времена Ивана III и Софьи Палеолог. Возвращение к русской старине в годы правления Ивана IV. Возникновение в русской каменной архитектуре в XVI веке шатрового типа храма как возрождение традиций деревянного зодчества. Церковь Вознесения в Коломенском. Храм Покрова (Василия Блаженного) в Москве. Начало книгопечатания на Руси. Первопечатник Иван Федоров и его первая русская азбука. Изменение в иконописном каноне. Изображение скорее идей, нежели ликов. «Годуновский классицизм». Оформление колокольни Ивана Великого, строительство собора Донского монастыря. Синтез различных иконописных школ. Русское искусство при первых Романовых. Начало разрушения традиций древнерусской культуры в XII веке. Защитники традиций (протопоп Аввакум, боярыня Морозова) и «западники». Переход к светской живописи. Новаторство Симона Ушакова (1626-1686). Нарядность архитектуры XVII века. Кремлевский Теремной дворец. Отхождение от византийский канонов в церковном строительстве. Воскресенский собор Новоиерусалима. Применение изразцов в отделке зданий. Наивысшее достижение русского деревянного зодчества- церковь Спаса Преображения в Кижах. Нарышкинский стиль в церковной каменной архитектуре, русское барокко. Церковь Покрова в Филях, колокольня Новодевичьего монастыря. Возникновение парсуны в живописи, книжная миниатюра, декоративно-прикладное искусство, музыка, театр. Непреходящее значение древнерусской культуры. | |||
Лабораторные работы | - | ||
Практическое занятие: | 1 | 3 | |
Виртуальная экскурсия «Новый Московский Кремль – памятник средневековой русской культуры» | |||
Практическое занятие | 1 | 3 | |
Урок-презентация «Живопись Средневековой Руси. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублёва» | |||
Практическое занятие | 2 | 3 | |
Семинар «Культура московского царства в эпоху правления Ивана IV Грозного» | |||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа | 2 | ||
Подготовка сообщений к семинарским занятиям по предложенному плану | |||
Самостоятельная работа | 1 | ||
Подготовить рефераты по теме «Художественная культура XVII в.: смена духовных идеалов» | |||
Раздел 2. История отечественной культуры Нового времени 12 час. | |||
Тема 2.1. КУЛЬТУРА ПЕРИОДА ПЕТЕРБУРГСКОЙ ИМПЕРИИ. | Содержание учебного материала |
4 | 2,3 |
Преобразования Петра I и судьба русской культуры. Западные влияния. Создание новой системы образования (школы, гимназии, университет, академия). Строительство новой северной столицы России- Петербурга. Кунсткамера как первый русский художественный музей. Вхождение русской культуры в контекст западноевропейской. «Петровское барокко», петербургский стиль. Новые области изобразительного искусства: портретная живопись и миниатюра по эмали. Мастера- живописцы: И.Н. Никитин, А.М. Матвеев, А.Ф. Зубов). Первая печатная газета России «Ведомости» (1703 г.). Первая публичная библиотека (1714г.). Открытие Академии наук в Петербурге. Введение нового летоисчисления «от Рождества Христова». «Елизаветинское рококо». Творчество Ф.Б. Растрелли - «монументальное рококо.» Садово-парковое искусство (Петергоф, Царское село). Строительство Зимнего дворца. Роль М.В. Ломоносова в формировании русской национальной культуры. Открытие в Москве первого Университета. Ф. Волков и создание в Петербурге первого постоянного профессионального русского публичного театра. Элементы рококо в творчестве живописцев Ф.Рокотова и Д. Левицкого. Новый этап сближения русской культуры с европейской в эпоху правления Екатерины II. «Екатерининский классицизм» в архитектуре. Творчество Кваренги, Камерона, М.Ф. Казакова, В.И. Баженова. Исторический жанр в живописи ( А.П. Лосенко) . Портреты В.Л. Боровиковского. Достижения русской скульптуры. Академия художеств в Петербурге. Шедевры, созданные Фальконе, Ф.И. Шубиным. Петербург и Москва – соперничество и самобытность. Резкий скачок в развитии русской музыки. Зарождение национальной оперы, «русского романса». Творчество Сумарокова, Тредиаковского, Хераскова. Идеи русских просветителей- Радищева, Новикова, Фонвизина, Державина. Огромная роль культуры периода Петербургской империи и вклад ее в сокровищницу мировой культуры. | |||
Лабораторные работы | - | ||
Практическое занятие: | 2 | 3 | |
Семинар «Культура России петровского времени» | |||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа | 1 | ||
Подготовка сообщений к семинарскому занятию по предложенному плану | |||
Тема 2.2. ЗОЛОТОЙ ВЕК РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ. | Содержание учебного материала | 4 | 2,3 |
XIX век- «золотой век» русской культуры. Гражданская страстность, вера в великое предназначение человека. Расцвет всех видов искусства, обусловленный подъемом патриотических чувств русского народа. «Александровский классицизм» в архитектуре. Казанский собор А.Н. Воронихина. Здание Биржи (арх.- Тома.де Томон). Адмиралтейство Захарова. Возникновение русского ампира. Творчество Карла Росси. Новая мемориальная пластика. Традиции античной классики. И.П. Мартос и его творения. О. Монферан и создание Исаакиевского собора. Споры «славянофилов» и «западников» и рождение «русско-византийского» стиля архитекторов К.Тона и А. Горностаева. Школа классицизма в русской живописи. О.А. Кипренский, К.Брюллов, Г. Семирадский. Байронизм в русской культуре. Творчество В.А. Жуковского и М.Ю. Лермонтова. Роль Н. Карамзина и А.С. Пушкина в формировании русского национального сознания, русской культуры в целом. М.И. Глинка и создание русской национальной оперы. Религиозные и революционно-демократические тенденции в русской культуре. Самобытность русской реалистической школы живописи. Творчество П.Федотова, В. Тропинина, А. Венецианова, С. Щедрина, И. Айвазовского, А.Иванова. Создание в 1870 году Товарищества передвижных художественных выставок. Многообразие направлений и жанров в творчестве художников-передвижников. Портретисты И. Крамской, И. Репин, Н. Ге, жанровые живописцы В.Перов, Г. Мясоедов, В. Маковский. Лирические пейзажисты А.Саврасов, В. Поленов, И.Левитан, И, Шишкин. Исторические сюжеты В.Сурикова, сказочные сюжеты В. Васнецова. Самобытность искусства русских художников в контексте основных направлений развития мировой культуры. Композиторы «Могучей кучки»: М.Балакирев, А. Бородин, Ц. Кюи, М.Мусоргский, Н.Римский-Корсаков. Творчество П.И. Чайковского как гения русской музыки. Открытие Третьяковской галереи в Москве и Русского музея имени императора Александра III как хранилищ шедевров русской национальной культуры. Создание в 1898 г. К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко Московского художественного общедоступного театра. Выдающиеся открытия русских ученых. Чебышев, Ковалевская, Менделеев, Павлов, Лазарев, Пржевальский и др. XIX век- золотой век русской культуры. | |||
Лабораторные работы | - | ||
Практическое занятие |
2 |
3 | |
Семинарское занятие «Шедевры русской художественной культуры первой половины XIX в.» Семинарское занятие «Художественная культура России пореформенной эпохи» | |||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа | 2 | ||
Подготовка сообщений к семинарским занятиям по предложенному плану | |||
Тема 2.3. РУССКАЯ КУЛЬТУРА НАЧАЛА XX В. ХУДОЖЕСТВЕН-НАЯ КУЛЬТУРА «СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА». | Содержание учебного материала | 4 - | 2 |
Особенности русской культуры на «стыке веков». Космологизм как элемент новой картины мира и нового соответствующего осмысления ее (философия Вл. Соловьева, В.Розанова). Декаданс рубежа веков. Новый тип культуры на основе критицизма. Главное - не разум, а вера . Рождение модернизма как «искусства выражения». Отказ от традиций, выражение художником своей индивидуальности. Многообразие направлений и стилей. Произведения искусства становятся предметом купли-продажи. Русский символизм (Н. Рерих, М. Врубель, А.Блок). «Мир искусства». Предпосылки русского авангарда («Голубая роза», «Бубновый валет», «Ослиный хвост». Супрематизм- искусство беспредметности (Малевич, Кандинский). Роль формы, цвета и линии. Культура «серебряного века» (Н. Бердяев). Творчество В. Иванова, А.Белого, В. Брюсова, К. Бальмонта. Публикации В.Короленко, А. Серафимовича, Н. Гарина- Михайловского, М. Горького, Л. Андреева, И. Бунина, А. Куприна, В. Вересаева.. Кризис символизма. Возникновение акмеизма (от греч.- цветущая сила), Н. Гумилев, А.Ахматова, О. Мандельштам, М. Волошин и др.; и футуризма (от лат.-будущее), И. Северянин, Б. Пастернак, В. Хлебников, В. Маяковский. Группа поэтов- имажинистов (от фр.- образ), возглавляемая С. Есениным. Расцвет русского театрального искусства. Московский Художественный театр (К. Станиславский и В. Немирович-Данченко). Драматургия А.П. Чехова, создание «новой драмы». В.Качалов, И.Москвин, Л.Леонидов, О. Книппер-Чехова - замечательные русские актеры начала века. Изобразительное искусство. Романтическое мышление в стиле модерн. Сложный декоративный ритм гибких текучих линий и плоскостных цветовых пятен в сочетании со стилизованным растительным узором. Васнецов- возвращение к народным формам красоты, отражение высоких духовных и религиозных идеалов русского народа. М.В. Нестеров и его творчество, приблизившееся к высокому духу природы Достоевского. Абрамцевский кружок- художники- реалисты И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В.А. Серов, К.А. Коровин, И.И. Левитан. Архитектура модерна. Выбор мотива декоративной стилизации и подчинение ему прочих форм композиций (неоромантизм, неопластицизм, неоклассицизм, рационализм). Ф.О. Шехтель. Музыкальная культура начала века. А.Н.Скрябин- выражение философской идеи единства мистического и рационального в музыке. С.В. Рахманинов, Ф.И. Шаляпин. «Русские сезоны» в Париже - А.Павлова, М.Фокин, А. Бенуа, Дягилев. Балеты Стравинского и декоративные стилизации Бакста. Значение достижений русского искусства «серебряного века», их мировое значение. Блестящий расцвет философской, экологической и художественной культуры «серебряного века». Лабораторные работы | |||
Практическое занятие | 2 | 3 | |
Семинарское занятие «Символизм в отечественной культуре» Семинарское занятие «Эстетика эксперимента и ранний русский авангард» | |||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа | 1 | ||
Подготовка сообщений к семинарскому занятию по предложенному плану | |||
Раздел 3. История отечественной культуры советского и постсоветского периода 12 час. | |||
Тема 3.1. КУЛЬТУРА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА - МИФЫ И РЕАЛЬНОСТЬ. ТОТАЛИТАРИЗМ И КУЛЬТУРА. | Советский период развития культуры как сложное и противоречивое явление. Идеологические установки коммунистов по отношению к художественной культуре. Работа В.И. Ленина «Партийная организация и партийная литература». Философская категория «классовая тенденциозность» как сущностный момент в восприятии любого культурного явления. Отказ вождей революции признать культурную эволюцию, преемственность культурного развития. Курс на культурную революцию. Первое октябрьское десятилетие в развитии культуры России. Отрицание значения классического художественного наследия. Классовый подход в отборе и оценке художественных средств в творчестве деятелей культуры. Пролеткульт и РАПП- их концепции формирования новой культуры. Активное противостояние ряда художников новым веяниям — позиция и творчество А. Платонова, Е. Замятина, М. Булгакова, М. Цветаевой. О. Мандельштама. Безусловный приоритет общечеловеческого гуманистического начала над партикулярным как непреложный закон творчества этих деятелей культуры. Создание советского режиссерского театра. Вахтангов, Таиров, Мейерхольд. Тоталитаризм и культура. Социокультурная мифология. Масштабы развития народного образования. Создание массовой сети кинотеатров, музеев, выставок, библиотек, размах книгоиздательского дела. Эйфорический характер официального искусства. Вера в социалистические идеалы, соединенная с «вождизмом». Распространение социальной трусости во всех слоях тоталитарного советского общества. Первый всесоюзный съезд советских писателей. Объявление «социалистического реализма» основным творческим методом. Моральное и физическое уничтожение целой плеяды «инакомыслящих» деятелей культуры сталинским режимом. Стойкость и богатство художественной практики 30-40-годов. Роль исторического романа в русской культуре. Романы Тынянова, О. Форш, Шишкова, Яна, А. Толстого. Расцвет детской советской литературы. С.Маршак, К.Чуковский, С.Михалков, А.Гайдар, Л.Кассиль, В.Каверин, Ю Олеша. Культура в годы Великой Отечественной войны. Советская поэзия и песня. Седьмая симфония Д.Шостаковича. Драматургия. Концерты - фронту. Драматизм и трагизм советской культуры. Продолжение освоения военной темы в послевоенное время - романы А.Фадеева и Б. Полевого. Лабораторные работы | 4 - | 2,3 |
Практическое занятие | 2 | 3 | |
Семинарское занятие «Социалистический реализм: глобальная политизация художественной культуры 20-30-х г.г. » Семинарское занятие «Смысл высокой трагедии: образы искусства военных лет и образы войны в искусстве второй половины XX в. » | |||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа | 1 | ||
Подготовка сообщений к семинарскому занятию по предложенному плану | |||
Тема 3.2. СОЦИОКУЛЬТУР-НАЯ СИТУАЦИЯ 60-90-Х ГОДОВ XX ВЕКА В РОССИИ. | Содержание учебного материала | 6 | 1,2 |
Социокультурная ситуация 60-70-х годов XX века в России. Интенсивность и динамизм художественного процесса. Политическая и культурная «оттепель». Бурное развитие научно-технического прогресса и его влияние на формирование культуры «оттепели». Стремление художников в бытовых сюжетах увидеть сложные проблемы времени. Творчество В. Шукшина, Ю, Трифонова, В. Распутина, Ч. Айтматова, А. Вампилова, В Розова, А. Володина, В.С. Высоцкого. Тема сталинских репрессий в советской культуре. Пастернак, Шаломов, Приставкин, Дудинцев, рыбаков. Тема войны в прозе и кинематографе (прозаики В. Астафьев, В. Быков, Г. Бакланов, В.Кондратьев, кинорежиссеры Г.Чухрай, С. Ростоцкий). Рождение «деревенской прозы»- В.Астафьев, В.Белов, Ф. Абрамов, В.Распутин. Общечеловеческие проблемы в их творчестве. Проблема взаимоотношения человека и природы и ее отражение в литературе и кинематографе. Феномен А.Солженицына. Классика инакомыслия. Создание молодых театров-студий «Современник» и «Таганка». Журнал «Новый мир» под руководством А.Т.Твардовского. Советская культура 80-90-х годов века. Идея покаяния. Обращение художников к таким формам художественно- образного мышления, как притча, миф, символ. «Плаха» Ч.Айтматова и «Покаяние» Т. Абуладзе. Восстановление Храма Христа Спасителя, строительство церквей. Возникновение мощного потока «возвращенной» художественной культуры. Наметившаяся тенденция новой концепции человека и мира, где общечеловеческое гуманистическое значимее, чем социально- историческое. | |||
Лабораторные работы | - | ||
Практическое занятие | 2 | 3 | |
Семинарское занятие «Феномен авторской песни» | |||
Практическое занятие | 2 | ||
Семинарское занятие «Общечеловеческие ценности и «русская тема» в советском искусстве периода «оттепели». Семинарское занятие «Культура эпохи «застоя» и «перестройки» | |||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа | 2 | ||
Изучение материала темы по основной и дополнительной литературе и подготовка к дифференцированному зачёту. | |||
Тема 3.3. ПРОБЛЕМЫ МИРОВОЙ И ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ | Содержание учебного материала | 2 - | 2,3 |
Особенности социокультурной ситуации первых лет нового века. Новые пласты духовной культуры в запрещённых ранее художественных произведениях. Кризис материальной базы отечественной культуры. Взаимодействие культуры и рынка. Коммерциализация культуры. Фундаментальные изменения в культурно-ценностной ориентации человека, в становлении единых оснований общечеловеческой культуры, формировании новых потребностей, новых форм жизни, культурных стереотипов. Изменение модели личности (из замкнутой, статичной личность нового века становится динамичной). Массовая культура и развитие молодежных субкультур. Развитие отечественных средств массовой коммуникации (радио, кино, телевидение, периодика, Интернет и т.д.). Внедрение новых информационных технологий. Достижения современной отечественной художественной культуры – театр, кино, литература, архитектура, живопись, наука, образование. Оценка социального процесса с точки зрения функционирования в нем элементов культуры. Культура и средства массовой информации. Массовое сознание и массовая культура. Философские основы массовой культуры. Элитарная культура как антипод массовой. XXI век – век распространения электронных средств тиражирования произведений художественной культуры. Возникновение на базе кино, радио и телевидения самостоятельных видов искусства с самобытной эстетикой. Индустрия культуры. Разрушение, искажение и забвение традиций. Культурная политика и политический терроризм в сфере культуры. Общий кризис мировой культуры и судьба национальных культур. Аретология, герменевтика и другие философские направления о культурных проблемах конца века. «Глобальные проблемы», стоящие перед человечеством. Проблемы выживания человека и человечества. Культурологические концепции будущего человечества Актуальность сохранения художественных традиций и памятников духовной и материальной культуры. Лабораторные работы | |||
Практическое занятие | 2 | ||
Урок-дискуссия «Противоречия в отечественной художественной культуре конца XX в. – первого десятилетия XXI в» | |||
Контрольные работы | - | ||
Самостоятельная работа | - | ||
Всего: | 48 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
- УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета, оснащенного следующим оборудованием:
- Посадочные места по количеству обучающихся (столы и стулья);
- Рабочее место преподавателя;
- Раздаточные карточки по разделам дисциплины;
- Поурочные папки;
- Тесты.
Технические средства обучения:
- Компьютеры с лицензированным программным обеспечением;
- Мультимедиапроектор с экраном;
- Интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники (ОИ)
Таблица 2б
№п/п | Наименование | Автор | Издательство, год издания |
ОИ1 | История русской культуры: Учебник для 10-11 кл.-Ч.1-я | Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. | М.:ЮРАЙТ, 2013. - 320 с. |
ОИ2 | История русской культуры: Учебник для 10-11 кл.- Ч.2-я | Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. | М.:ЮРАЙТ, 2013. - 280 с. |
ОИ3 | История отечественной культуры: Учебник для СПО | Горелов А.А. | М.:ЮРАЙТ, 2015. - 387 с. |
ОИ4 | Мировая художественная культура: уч. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений | Емохонова Л. Г. | М.: Академия, 2012. |
ОИ5 | История отечественной культуры: Учебник для СПО | Замалеев А.Ф. | М.:ЮРАЙТ, 2016. - 270 с. |
ОИ6 | Мировая художественная культура : учебник для 10 кл. | Емохонова Л.Г. | М., «Академия», 2015. |
ОИ7 | Мировая художественная культура : учебник для 11 кл. | Емохонова Л.Г. | М.: «Академия», 2015. |
ОИ8 | Культурология. | Маркова А. Н. | М.: ЮНИТИ, 2011 |
ОИ9 | Русская художественная культура. Учебное пособие. | Рапацкая Л. А. | М.: ВЛАДОС, 2009-196с. |
ОИ10 | Словарь культуры. | Руднев В.П. | М.: Аграф,2009. |
Дополнительные источники (ДИ)
Таблица 2 в
№п/п | Наименование | Автор | Издательство, год издания |
ДИ1 | УМК «Искусство (МХК)»: электронное пособие для студентов НТЭТ. | Бабич Т.В. | Ногинск: НТЭТ, 2013. |
ДИ2 | Русская культура: история и современность. | Георгиева Г. С. | М.: 2013-136с. |
ДИ3 | История русской культуры IX-XX веков: Учебное пособие / Л.В. Кошман, Е.К. Сысоева, М.Р. Зезина, В.С. Шульгин. - 5-e изд., (Гриф) | Зезина М. Р., Кошман Л. В., Шульгин В. С., Сысоева Е. К., Зенина М. Р. | М.: Издательство "Книжный дом Университет", Книжный дом Университет (КДУ), 2011.- 490 стр. |
ДИ4 | История искусств. Русское и советское искусство. | Ильина Т. В. | М.: 2009-456с. |
ДИ5 | Приобщение детей к истокам русской народной культуры. ФГОС. | Князева О.А. | М.: Детство-пресс, 2016. - 304 стр. |
ДИ6 | Введение в историю русской культуры. | Кондаков И. В. | М.: 2013-364с. |
ДИ7 | Искусство: энциклопедический словарь школьника / сост. П.Кошель. –. История красоты / под общ. ред. У.Эко. | П.Кошель. | М.: 2005 |
ДИ8 | История русского искусства конца XIX – начала XX века | Сарабьянов Д.В. | М.: 2001. |
Интернет ресурсы (И-Р)
№п/п | Название сайта |
И-Р1 | Мировая художественная культура: библиотека электронных пособий. Форма доступа– mpk@mihspk.ru |
И-Р2 | infobooka.ru |
И-Р3 | 5wplus.ru›index…mirovaya…kultura.-10-11-kl… |
И-Р4 | kodges.ru›…mirovaya…kultura.-10-11-klassy.html |
И-Р5 | lib.nspu.ru›elibrary/collection.html… |
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | |
выделять этапы и особенности культурного процесса в разных странах в различные эпохи; | устный и письменный опрос; тестирование |
самостоятельно оценивать достижения культуры, характерные для различных эпох и народов; | ответы на семинарских занятиях |
объяснять непреходящую роль классики для духовного развития современного человека; | фронтальный опрос в форме беседы; оценка активности на занятиях; |
показать на конкретных примерах место и роль культуры России в мировой художественной культуре; | индивидуальные задания, оценка рефератов, презентаций |
сформулировать свое оценочное суждение о современной культуре; | индивидуальные задания, оценка рефератов, презентаций |
пользоваться справочной и специальной литературой по культуре; | устный и письменный опрос; |
анализировать и пересказывать ее; | ответы на семинарских занятиях |
определять стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства | тестирование |
выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения, презентации) | индивидуальные задания, оценка рефератов, презентаций |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выбора путей своего культурного развития, организации личного и коллективного досуга, самостоятельного художественного творчества | практические задания, домашняя работа (отчеты об экскурсиях) |
Знания: | |
основные этапы истории развития мировой художественной культуры | Тестирование; контрольная работа; ответы на семинарских занятиях |
направления и стили мировой художественной культуры | тестирование |
особенности развития культуры Востока, Древнего Египта, Западной Европы | индивидуальные задания ; ответы на семинарских занятиях |
основные особенности культурного развития народов России, вклад России в мировую художественную культуру и истоки национального художественного стиля | практические задания; тестирование; ответы на семинарских занятиях; индивидуальные задания, оценка рефератов, презентаций |
ключевые понятия каждой культурной эпохи; | взаимопроверка и взаимооценка; контрольная работа; тестирование |
культурные доминанты различных эпох в развитии мировой культуры | тестирование; ответы на семинарских занятиях |
эстетические идеалы различных эпох и народов | тестирование; |
роль и место классического наследия в художественной культуре современности | ответы на семинарских занятиях; тестирование; |
особенности культуры современного человечества и ее сложную структуру | тестирование; оценка рефератов, презентаций |
выдающиеся достижения в сфере культуры различных эпох | оценка рефератов, презентаций. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА общеобразовательной учебной дисциплины. Физическая культура, код, специальность 100701 Коммерция (по отраслям)
Рабочая программа....
Рабочая программа по учебной дисциплине "Деловая культура"
Рабочая программа по учебной дисциплине "Деловая культура " по профессии СПО "Делопроизводитель"...
Рабочая программа по учебному предмету "Физическая культура" 9 класс
Программа по учебному предмету «Физическая культура» основного общего образования составлена на основе:- Закона Российской Федерации от 29.12.2012 №273-Ф3 "Об образовании в Росси...
Аннотация к рабочей программе по учебной дисциплине "Физическая культура" для СПО 23.01.03 Автомеханик
Рабочая программа учебной дисциплины является частьюосновной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик. дисциплина "Физическая ку...
Рабочая программа по учебной дисциплине "Физическая культура"
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Физическая культура» разработана на основе приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об ...
Рабочая программа по учебной дисциплине "Физическая культура"
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Физическая культура» разработана на основе приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об ...
Рабочая программа по учебной дисциплине "Физическая культура"
Рабочая программа общеобразовательной дисциплины «Физическая культура» разработана на основе приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413 «Об ...