Рабочая программа "Теория и история физической культуры"
рабочая программа на тему

Капшуков Петр Борисович

Программа ТиИФК курс 2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya_i_ifk_2016-20.docx109.68 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Калининградской области

«Училище олимпийского резерва »

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ    ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Для специальности среднего профессионального образования   ( 49.02.01Физическая культура)

      2016-2020


СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины «Теория и история физической культуры и спорта»…………………………..2

Раздел 2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины………3 Раздел 3. Условия реализации программы учебной дисциплины…………………………………………………………………….16

Раздел 4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины…………………………………………………………………….18

2


Раздел 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Рабочая программа учебной дисциплины «Теория и история физической культуры » является частью основной профессиональной образователь-

ной программы ГБПОУ  КО "Училище олимпийского резерва " в

соответствии с Федеральным государственным стандартом по специальности среднего профессионального образования 49.02.01Физическая культура.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована на уров-нях базовой и углублённой подготовки обучающихся.

1.2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИ-НАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина «Теория и история физической культуры » входит в профессиональный цикл общепрофессиональных дисциплин основной професси-ональной образовательной программы.

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

  • результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

  • ориентироваться в истории и тенденциях развития физической культуры

  • спорта;

  • использовать знания истории физической культуры и спорта в професси-ональной деятельности, в т. ч. при решении задач нравственного и пат-риотического воспитания детей, подростков и молодёжи, организации физкультурно-спортивной деятельности оздоровительной и рекреацион-ной направленности, анализе учебно-тренировочного и соревновательно-го процесса, для повышения интереса к физической культуре и спорту;

  • правильно использовать терминологию в области физической культуры;

  • оценивать постановку цели и задач, определять педагогические возмож-ности и эффективность применения различных методов, приёмов, мето-дик, форм физического воспитания, спортивной и оздоровительной тре-нировки;

3


  • находить и анализировать информацию по теории и истории физической культуры, необходимую для решения профессиональных проблем, про-фессионального самообразования и саморазвития;

знать:

  • понятийный аппарат теории физической культуры и спорта и взаимо-связь основных понятий;

  • историю становления и развития отечественных и зарубежных систем физического воспитания и международного олимпийского движения;

  • современные концепции физического воспитания, спортивной и оздоро-вительной тренировки;

  • задачи и принципы физического воспитания, спортивной и оздорови-тельной тренировки;

  • средства, методы и формы физического воспитания, спортивной и оздо-ровительной тренировки, их дидактические и воспитательные возможно-сти;

  • основы теории обучения двигательным действиям;

  • теоретические основы развития физических качеств;

  • основы формирования технико-тактического мастерства занимающихся физической культурой и спортом;

  • механизмы и средства развития личности в процессе физического воспи-тания и занятий спортом;

  • мотивы занятий физической культурой и спортом, условия и способы их формирования и развития;

  • понятие «здоровый образ жизни» и основы его формирования средства-ми физической культуры;

  • особенности физического воспитания, обучающихся с ослабленным здо-ровьем, двигательно-одарённых детей, детей с особыми образователь-ными потребностями, девиантным поведением;

  • структуру и основы построения процесса спортивной подготовки;

  • основы теории соревновательной деятельности;

  • основы спортивной ориентации и спортивного отбора;

4


1.4 Перечень формируемых компетенций:

Выпускник Училища олимпийского резерва   в соответствии с целями основной образовательной программы и задачами профессиональной деятельности должен обладать следующими компетенциями:

Общие компетенции (ОК), включающие в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать

информационно- коммуникационные

технологии

для

совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работат

ь в  коллективе  и  команде,  взаимодействовать  с коллегами  и социальными партнерами.

ОК 7.

Ставить

цели,

мотивировать  деятельность  занимающихся  физической

культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания и смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.

Профессиональные компетенции (ПК), соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия. ПК 1.2. Проводить учебно-тренировочные занятия.

ПК 1.3. Руководить соревновательной деятельностью спортсменов.

ПК 1.4. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности спортсменов на учебно-тренировочных занятиях и соревнованиях.

ПК 1.5. Анализировать учебно-тренировочные занятия, процесс и результаты руководства соревновательной деятельностью.

ПК 1.6. Проводить спортивный отбор и спортивную ориентацию.

ПК 1.7. Подбирать, эксплуатировать и готовить к занятиям и соревнованиям спортивное оборудование и инвентарь.

ПК 1.8. Оформлять и вести документацию, обеспечивающую учебно-тренировочный процесс и соревновательную деятельность спортсменов.

          ПК 2.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения.

ПК 2.2. Мотивировать население различных возрастных групп к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 2.3. Организовывать и проводить физкультурно-спортивные мероприятия и занятия.

ПК 2.4. Осуществлять педагогический контроль в процессе проведения физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

ПК 2.5. Организовывать обустройство и эксплуатацию спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

ПК 2.6. Оформлять документацию (учебную, учетную, отчетную, сметно-финансовую), обеспечивающую организацию и проведение физкультурно-спортивных мероприятий и занятий и функционирование спортивных сооружений и мест занятий физической культурой и спортом.

ПК 3.1. Разрабатывать методическое обеспечение организации учебно-тренировочного процесса и руководства соревновательной деятельностью спортсменов в избранном виде спорта.

ПК 3.2. Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения.

ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 3.4. Оформлять методические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.


1.5 РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ

                             ПРОГРАММЫ  ДИСЦИПЛИНЫ

Максимальная учебная нагрузка обучающихся 158 часов, в том числе: Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающихся 93 часа;

          Консультации 10 часов:

          Самостоятельной работы обучающихся 55 часов.


Раздел 2.  СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В ВИДЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

158

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

93

В том числе:

- теоретические занятия

93

- практические работы

-

- рубежный контроль

-

Самостоятельная работа обучающегося

55

8


2.2.ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ

                                                               ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Наименование разделов и

Содержание учебного материала

Объ-

Уровень

тем

и практических работ, самостоятельная работа обучающегося

ём

освоения

часов

1

2

3

4

Раздел 1. История возник-

36

новения и развития зару-

бежных и отечественных

систем физического воспи-

тания. История междуна-

родного олимпийского

движения

Тема 1.1. Физическая культу-

Предмет История физической культуры. Истоки физической культуры.

5

1

ра в древнем мире и в сред-

Физическое воспитание в родовом обществе. Физическая культура в

ние века

Древней Греции. Физическая культура Древнего Рима. Рыцарское физи-

ческое воспитание

Тема 1.2. Развитие физиче-

Создание основ школьного физического воспитания и физкультурно-

5

1

ской культуры нового време-

спортивного движения. Немецкая система физического воспитания. Со-

ни с конца XVII и до начала

кольское движение и сокольская гимнастика. Шведская система физиче-

XX века

ского воспитания. Французская система физического воспитания. Физи-

ческая культура и спорт в России. Развитие международного спортивно-

го движения

9


Тема 1.3. Физическая культу-

Физическая культура в России с древнейших времён и до второй полови-

5

1

ра и спорт в России и в

ны XIX века. Физическая подготовка в армии и в учебных заведениях.

СССР.

Развитие спорта и первые международные связи русских спортсменов.

Физическая культура и спорт в СССР

Тема 1.4. Физическая культу-

Структура и функции государственных и общественных органов управ-

2

1

ра и спорт в Российской Фе-

ления ФКиС в Российской Федерации. Развитие массовой и оздорови-

дерации

тельной физической культуры

Тема 1.5. Возникновение и

Возникновение и развитие Олимпийских игр в Древней Греции. Про-

2

1

развитие Олимпийских игр в

грамма Олимпийских игр.

Древней Греции

Тема 1.6. Олимпийские игры

Возрождение Олимпийских игр современности. Роль Пьера де Кубертена

3

2

современности

в возрождении Олимпийских игр. Олимпийские игры современности.

Россия олимпийская.

Тема 1.7. Олимпийские зим-

История возникновения и развития Олимпийских зимних игр. Итоги вы-

2

2

ние игры

ступления сборной СССР.

2

Консультации

Самостоятельная работа при

изучении первого раздела.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебно-методической литературы (по вопросам к па-

раграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем). Подготовка к лабораторным и прак-

         

                                                                     10


тическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, оформление лабора-

торно-практических, отчётов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

10

  1. Физическое воспитание в родовом обществе.

  1. Физическая культура в Древней Греции.

  1. Физическое воспитание в рыцарских заведениях западной Европы

  1. Немецкая система физического воспитания. Чешская (сокольская) система физического воспитания. Шведская система физического воспитания. Французская система физического воспитания.

  1. Физическая культура в России и в Советском союзе.

  1. Возникновение и развитие Олимпийских игр в Древней Греции. Программа Олимпийских игр.

  1. Возрождение Олимпийских игр современности. Роль Пьера де Кубертена в возрождении Олимпий-ских игр.

  1. Олимпийские игры современности. Россия олимпийская

  1. История возникновения и развития Олимпийских зимних игр. Итоги выступления сборной СССР.

  1. Структура и функции государственных и общественных органов управления физической культурой и спортом в Российской Федерации.

Раздел 2. Общая характери-

24

стика теории и методики

физического воспитания и

спорта

Тема 2.1. Основные понятия

Физическая культура. Физическое воспитание. Физическая подготовка.

2

2

теории и методики физиче-

Физические упражнения. Спорт.

ского воспитания и спорта.

1


Тема 2.2. Цели, задачи и

Цель физического воспитания, специфические и общепедагогические за-

2

2

принципы физического вос-

дачи физического воспитания. Цель и задачи спортивной тренировки.

питания и спортивной трени-

Основные принципы физического воспитания .

ровки.

Тема 2.3. Средства физиче-

Средства физического воспитания. Средства спортивной тренировки.

3

2

ского воспитания, спортив-

Средства оздоровительной тренировки. Техника физических упражне-

ной и оздоровительной тре-

ний. Кинематические и динамические характеристики двигательных дей-

нировки.

ствий.

Тема 2.4. Методы физическо-

Методы строго регламентированного упражнения. Игровой метод. Со-

3

2

го воспитания, спортивной и

ревновательный метод. Словесные методы. Наглядные методы.

оздоровительной тренировки.

Тема 2.5. Основы теории

Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и

3

2

обучения двигательным дей-

результат обучения. Этап начального разучивания двигательного дей-

ствиям.

ствия. Этап углублённого разучивания двигательного действия. Этап за-

крепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия.

Самостоятельная работа при

изучении второго раздела.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебно-методической литературы (по вопросам к па-

1


раграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций

преподавателя, оформление лабораторно-практических, отчётов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Основные понятия ТиМФВиС: физическая культура, физическое воспитание, физическая подготовка, спорт, спортивные соревнования, спортивная тренировка спортивный результат.

  1. Цель физического воспитания, специфические задачи, общепедагогические задачи; цель и задачи спортивной подготовки; основные принципы физического воспитания и спортивной подготовки.

  1. Средства физического воспитания, средства спортивной тренировки, Средства оздоровительной тре-нировки.

  1. Техника физических упражнений.

  1. Кинематические и динамические характеристики движений.

  1. Методы физического воспитания и спортивной тренировки.

  1. Формы физического воспитания спортивной и оздоровительной тренировки.

  1. Формирование знаний, двигательных умений и навыков как процесс и результат обучения. Структура процесса обучения двигательным действиям.

  1. Этап начального разучивания двигательного действия.

  1. Этап углублённого разучивания двигательного действия.

  1. Этап закрепления и дальнейшего совершенствования двигательного действия.

Раздел 3.

35

Теоретические основы вос-

питания физических ка-

честв

Тема 3.1. Воспитание сило-

Структура силовых способностей. Средства воспитания силовых способ-

4

2

вых способностей.

ностей. Методика воспитания: собственно-силовых способностей, ско-

ростно-силовых способностей, силовой выносливости. Оценка уровня

13


развития силовых способностей.

Тема 3.2. Воспитание ско-

Понятие «скоростные способности». Элементарные и комплексные

4

2

ростных способностей.

формы проявления скоростных способностей. Средства и методы воспи-

тания скоростных способностей. Методика воспитания скоростных спо-

собностей. Оценка уровня развития скоростных способностей.

Тема 3.3. Воспитание вынос-

Понятие «выносливость». Общая и специальная выносливость. Средства

4

2

ливости

и методы воспитания общей и специальной выносливости. Механизмы

энергообеспечения при мышечной работе. Оценка уровня развития вы-

носливости.

Тема 3.4. Воспитание гибко-

Характеристика гибкости. Активная и пассивная гибкость. Средства и

4

2

сти.

методы воспитания гибкости. Оценка уровня развития гибкости. Струк-

тура координационных способностей. Средства развития и методические

приёмы воспитания координационных способностей. Оценка уровня

развития координационных способностей.

Тема 3.5. Воспитание коор-

Структура координационных способностей. Средства развития и мето-

4

2

динационных способностей.

дические приёмы воспитания координационных способностей. Оценка

уровня развития координационных способностей.

       4

Консультации

 

14


Самостоятельная работа при изучении третьего раздела.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебно-методической литературы (по вопросам к па-

раграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

11

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций

преподавателя, оформление лабораторно-практических, отчётов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

  1. Типы (виды) силовых способностей. Средства воспитания силовых способностей.
  2. Воспитание собственно-силовых способностей. Воспитание скоростно-силовых способно-стей. Методика воспитания силовой выносливости.

  1. Оценка уровня силовых способностей.
  2. Элементарные и комплексные формы проявления скоростных способностей. Средства и методы вос-

питания скоростных способностей.

  1. Методика воспитания скоростных способностей. Оценка уровня развития скоростных способностей.

  1. Понятие «выносливость». Общая и специальная выносливость.

  1. Средства и методы воспитания общей выносливости и специальной выносливости.

  1. Классификация тренировочных нагрузок по их интенсивности. Оценка уровня развития выносливости.

  1. Характеристика гибкости. Средства и методы развития гибкости.

  1. Оценка уровня развития гибкости.

  1. Структура координационных способностей. Средства развития координационных способностей и ме-

15


                            4 семестр

Раздел 4.

20

Направленное развитие

личности в процессе физи-

ческого воспитания и заня-

тий спортом

Тема 4.1. Урочные и неуроч-

Урочные формы занятий в физическом воспитании и спорте. Неурочные

4

2

ные формы физического вос-

формы. План-конспект урока физического воспитания и спортивной тре-

питания, спортивной и оздо-

нировки.

ровительной тренировки.

Тема 4.2. Мотивы занятий

Мотивация физкультурной деятельности. Мотивация достижений. Основные

2

2

физической культурой и

правила мотивации занятий спортом и физическими упражнениями.

16


спортом, механизмы и сред-

Направленное формирование личности в процессе физического воспита-

ства воспитания личности в

ния и занятий спортом. Технология воспитательной деятельности педа-

процессе физкультурной

гога по физической культуре .

 деятельности.

Тема 4.3. Основы здорового

Здоровье как социально-психологическая категория. Понятие "здоровый

3

2

образа жизни и способы его

образ жизни". Элементы ЗОЖ. Вредные привычки.

формирования и развития.

Тема 4.4. Особенности физи-

Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем. Физическое

3

2

ческого воспитания детей с

воспитание детей с особыми образовательными потребностями.

ослабленным здоровьем, с

особыми образовательными

 Реабилитационные социально-педагогические технологии

потребностями, с девиантным

поведением.

Самостоятельная работа при

изучении четвёртого раздела.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебно-методической литературы (по вопросам к па-

раграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций

преподавателя, оформление лабораторно-практических, отчётов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

8

1. Построение учебно-тренировочных занятий.

2. Неурочные формы занятий в физкультурной практике

3.Мотивация спортивной деятельности и спортивных достижений. Основные правила мотивации занятий

спортом и физическими упражнениями.

4. Направленное формирование личности в процессе физического воспитания и занятий спортом.

5. Технология воспитательной деятельности педагога по физической культуре и спорту.

17


6. Требования к личности преподавателя  как воспитателя.

7. Здоровье как социально-психологическая категория. Понятие "здоровый образ жизни" (ЗОЖ), Элемен-

ты ЗОЖ.

8. Физическое воспитание детей с ослабленным здоровьем.

9. Физическое воспитание детей с особыми образовательными потребностями.

Раздел 5.

16

Планирование и контроль в

физическом воспитании и

спорте

Тема 5.1. Планирование в фи-

Временные масштабы планирования. Методическая последовательность

5

2

зическом воспитании и спор-

планирования. Учебный план. Учебная программа. Перспективное пла-

те

нирование. Годовой план-график учебного процесса. Этапное планиро-

вание. Текущее планирование. Оперативное планирование.

Тема 5.2. Контроль в физиче-

Педагогический контроль и самоконтроль. Предварительный контроль.

3

2

ском воспитании и спорте

Оперативный контроль. Текущий контроль. Этапный контроль. Итого-

вый контроль. Методы контроля. Контроль и учёт в физическом воспи-

тании и спорте.

18


Самостоятельная работа при изучении пятого раздела.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебно-методической литературы (по вопросам к па-

раграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций

преподавателя, оформление лабораторно-практических, отчётов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

8

1.

Планирование в физическом воспитании и спорте в зависимости от временных масштабов.

2.

Методическая последовательность планирования.

3.

Учебный план. Учебная программа. Перспективное планирование.

4.

Годовой план-график учебного процесса.

5.

Этапное планирование. Текущее планирование. Оперативное планирование.

6.

Педагогический контроль и самоконтроль.

7.

Предварительный контроль. Оперативный контроль.

8.

Текущий контроль. Этапный контроль. Итоговый контроль.

9.

Методы контроля. Контроль и учёт в физическом воспитании .

19

Раздел 6. Общая характери-

13

стика

спорта

Тема 6.1. Основные понятия

 Основные понятия, относящееся к спорту. Классификация видов спорта.

5

2

спорта. Классификация видов

 Социальные функции спорта. Основные направления в развитии

спорта

 спортивного движения. Физкультурно-спортивные организации в

 России

Тема 6.2.

Система отбора и спортивной ориентации. Система соревнований. Система спортивной тренировки. Материально техническое обеспечение.

2

2

Характеристика системы тренировочно-соревновательной подготовки.

 ТТема

Тема 6.3. Спортивные достижения и тенденции их развития.

Факторы влияющие надинамику спортивных достижений. Тенденции развития спортивных достижений.

2

2

20


Самостоятельная работа при изучении шестого раздела.

4

Систематическая проработка конспектов занятий, учебно-методической литературы (по вопросам к па-

раграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций

преподавателя, оформление лабораторно-практических, отчётов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1.

Базовые исходные понятия «спорт», «спортивные соревнования» и их производные понятия.

2.

Базовые функциональные понятия «спортивная подготовка», «спортивная тренировка» и их

производные понятия.

            3.

Характеристика системы подготовки спортсмена.

4.

Внешние и внутренние причины травматизма в спорте.

5.

Основные направления профилактики травм у спортсменов.

21


Раздел 8. Основа теории со-

10

ревновательной деятельно-

сти

Тема 8.1. Система спортивных

Понятие о системе спортивных соревнований. Правила соревнований.

3

2

соревнований

Положение о соревнованиях. Определение результата в соревнованиях.

Условия соревнований, влияющие на соревновательную деятельность

Тема 8.2. Виды соревнований.

Виды спортивных соревнований. Регламентация и способы проведения

2

2

Способы проведения соревно-

соревнований. Соревнования в системе подготовки спортсмена.

ваний

Тема 8.3. Материально- техническое обеспечение под готовки и соревнований

Спортивный инвентарь и оборудование мест подготовки и соревнова ний. Тренажеры в системе спортивной подготовки.

2

2

22


Самостоятельная работа при изучении восьмого раздела

Систематическая проработка конспектов занятий, учебно-методической литературы (по вопросам к па-

     2

раграфам, главам учебных пособий, составленных преподавателем).

Подготовка к лабораторным и практическим работам с использованием методических рекомендаций

преподавателя, оформление лабораторно-практических, отчётов.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

1.

Система спортивных соревнований в ИВС.

2.

Правила соревнований. Положение о соревнованиях.

3.

Условия соревновании, влияющие на соревновательную деятельность.

4.

Виды и способы проведения соревнований.

5.

Спортивный инвентарь и оборудование мест спортивной подготовки и соревнований в ИВС.

6.

Материально-техническое обеспечение подготовки и соревнований.

 Консультации

4

                 по курсу дисциплины Теория и методика физической культуры и спорта

Всего часов по дисциплине ТиИФК:

158

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

93

В том числе:

- теоретические занятия

93

23


- практические работы

-

- консультации

10

самостоятельная работа обучающегося

55

*Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

  1. ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

  1. репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

  1. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

24


РАЗДЕЛ 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к материально-техническому обеспечению

Программа дисциплины Теория и история физической культуры и спорта реа-лизуется в учебном кабинете

Оборудование кабинета:

  • посадочных мест – 30;

  • рабочее место преподавателя: письменный стол и стул, компьютерный стол с компьютером;

  • доска с освещением;

  • настенные стенды;

  • таблицы, рисунки, графики по темам дисциплины;

  • дидактические единицы с раздаточным материалом.

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • плазменный телевизор TOSHIBA(экран 50 дюймов) с возможностью выве-дения на экран учебного материала в виде текстового материала с крупным шрифтом, рисунков, таблиц, графических изображений, видеоматериалов;

  1. ИФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополни-тельной литературы.

Основные источники:

1. Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры - М.: Изда-тельство «Академия», 2012.

  1. Максименко А. М. Основы теории и методики физической культуры. – М.: РГАФК, 2012.

  1. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для ин-

ститутов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2009.

  1. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: Учебник для ин-ститутов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2011.

25


  1. Практикум по теории и методике физического воспитания и спорта: учеб пособие для студ. Высш. Учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.

  1. Теория м методика физической культуры и спорта: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2016.
  2. Теория и методика физической культуры: Учебник для студентов учи-лищ олимпийского резерва / Под общей редакцией: Ж. К. Холодова, В. С. Кузне-цова, Г. З. Карнаухова – М.: 4-й филиал Воениздата, 2011.

  1. http://yandex.ru/yandsearch?l –Лекции по истории физической культуры.

http://www.0zd.ru/sport_i_turizm/istoriya_razvitiya_fizicheskoj_kultury_v_2.htm l - История физической культуры в России.

       9.http://nashaucheba.ru/v44937- Теория и методика физической культуры.

Дополнительные источники

  1. Боген М. М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1986.

  1. Годик М. А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физ. культ.

– М.: Физкультура и спорт, 2008.

  1. Железняк Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физиче-ской культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр

«Академия», 2012.

  1. Курамшин Ю. Ф. Методы обучения двигательным действиям и развития физических качеств: Теория и технология применения: Учебное пособие. – СПб.,

1998.

  1. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для технику-мов физ. культ. / Под ред. А. А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986.

  1. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004.

  1. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов фак. физ. культ, пед. ин-тов. / Под ред. Б. А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990.

26


  1. Основы теории и методики физической культуры: Учебник для технику-мов физ. культ. / Под ред. А. А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986.

  1. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. – 2-е изд., испр. – М.: Советский спорт, 2004.

  1. Теория и методика физического воспитания: Учебник для студентов фак. физ. культ, пед. ин-тов. / Под ред. Б. А. Ашмарина. – М.: Просвещение, 1990.

  1.   Чермит К. Д. Теория и методика физической культуры: опорные схемы [Текст]: учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2005. – 272 с.

27


Раздел 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИ-ПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется пре-подавателем в процессе проведения практических занятий, лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, про-ектов, исследований.

Результаты обучения

Формы и методы контроля и оценки

(освоенные умения, усвоенные зна-

результатов обучения

ния)

уметь:

Устный опрос. Выполнение конспектов по

  ориентироваться в истории и тен-

денциях развития физической

заданным темам

культуры и спорта;

Устный опрос. Выполнение конспектов по

использовать знания истории фи-

заданным темам. Оценки, выполненных

зической  культуры  и  спорта  в

письменных практических работ. Отчёт о

профессиональной

деятельности,

выполнении домашнего задания. Домаш-

в т. ч. при решении задач нрав-

няя контрольная работа (во время выездов

на учебно-тренировочные сборы и сорев-

ственного и патриотического вос-

нования).

питания детей, подростков и мо-

лодёжи, организации физкультур-

Тестовый контроль

но-спортивной

деятельности

оздоровительной и рекреационной

направленности, анализе учебно-

тренировочного и соревнователь-

ного  процесса,  для  повышения

Устный опрос. Оценки, выполненных

интереса к физической культуре и

спорту;

письменных практических работ. Тесто-

вый контроль.

правильно использовать термино-

логию  в  области

физической

культуры;

Устный опрос. Выполнение конспектов по

заданным темам. Оценки, выполненных

  • оценивать постановку цели и за-  письменных практических работ. Тесто-дач, определять педагогические        вый контроль.

возможности и эффективность применения различных методов, приёмов, методик, форм физиче-

ского воспитания, спортивной и              Оценка умения использовать различные оздоровительной тренировки;                источники, включая электронные носители

и Интернет-ресурсы. Оценки, выполнен-

28


  • находить и анализировать инфор-  ных письменных практических работ.

мацию по теории и истории физи-ческой культуры, необходимую для решения профессиональных проблем, профессионального са-мообразования и саморазвития;

Знать:

Устный опрос. Выполнение конспектов по

  понятийный аппарат теории фи-

зической культуры и спорта и

заданным темам. Оценки, выполненных

взаимосвязь основных понятий;

письменных практических работ.

   историю становления и развития

Устный опрос. Выполнение конспектов по

отечественных и зарубежных си-

заданным темам. Оценки, выполненных

стем физического воспитания и

письменных практических работ.

международного олимпийского

движения;

современные концепции физиче-

Выполнение конспектов по заданным те-

ского воспитания, спортивной и

мам. Оценки, выполненных письменных

оздоровительной тренировки;

практических работ. Тестовый контроль.

  задачи и принципы физического

Выполнение конспектов по заданным те-

воспитания, спортивной и оздоро-

вительной тренировки;

мам. Оценки, выполненных письменных

практических работ.

  средства, методы и формы физи-

Устный опрос. Выполнение конспектов по

ческого воспитания, спортивной и

заданным темам. Оценки, выполненных

оздоровительной тренировки, их

письменных практических работ. Тесто-

дидактические и воспитательные

вый контроль.

возможности;

Выполнение конспектов по заданным те-

  основы теории обучения двига-

тельным действиям;

мам. Оценки, выполненных письменных

практических работ.

теоретические основы развития

Выполнение конспектов по заданным те-

физических качеств;

мам. Оценки, выполненных письменных

практических работ. Тестовый контроль.

основы формирования технико-

Выполнение конспектов по заданным те-

тактического мастерства занима-

мам. Оценки, выполненных письменных

ющихся физической культурой и

практических работ. Оценка умения при-

спортом;

менять знания в процессе совершенство-

29


  • механизмы и средства развития личности в процессе физического воспитания и занятий спортом;

  • мотивы занятий физической куль-турой и спортом, условия и спо-собы их формирования и разви-тия;

  • понятие «здоровый образ жизни» и основы его формирования сред-ствами физической культуры;

  • особенности физического воспи-тания, обучающихся с ослаблен-ным здоровьем, двигательно ода-рённых детей, детей с особыми образовательными потребностя-ми, девиантным поведением;

  • структуру и основы построения процесса спортивной подготовки;

  • основы теории соревновательной деятельности;

  • основы спортивной ориентации и спортивного отбора;

вания спортивной техники в ИВС.

Устный опрос. Выполнение конспектов по заданным темам. Оценки, выполненных письменных практических работ.

Устный опрос. Выполнение конспектов по заданным темам. Оценки, выполненных письменных практических работ.

Устный опрос. Выполнение конспектов по заданным темам. Оценки, выполненных письменных практических работ.

Выполнение конспектов по заданным те-мам. Оценки, выполненных письменных практических работ. Отчёт о выполнении домашнего задания.

Выполнение конспектов по заданным те-мам. Оценки, выполненных письменных практических работ. Домашняя контроль-ная работа (во время выездов на учебно-тренировочные сборы и соревнования).

Выполнение конспектов по заданным те-мам. Оценки, выполненных письменных практических работ.

Выполнение конспектов по заданным те-мам. Оценки, выполненных письменных практических работ. Тестовый контроль.

Промежуточная аттестация в форме дефференцированного зачета

30


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания для теории и истории физической культуры 2 курс

Вариант тестовых заданий по дисциплине ТИФК по ФГОС для специальности 050141 физическая культура...

Тестовые задания для теории и истории физической культуры 3 курс

Итоговая котрольная работа для 3 курса по дисциплине ТИФК...

Самостоятельная работа по дисциплине Теория и история физической культуры

Организация самостоятельной работы по дисциплине ТИФК для специальности 050141 Физическая культура...

Российская история физической культуры и спорта.

Российская история физической культуры и спорта....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рабочая программа учебной дисциплины «Теория и история физической культуры» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее &ndash...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.7 Теория и история физической культуры и спорта

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫОП.7 Теория и история физической культуры и спортаРабочая программа профессионального модуля ПМ.02 «Организация физкультурно-оздоровительной деятельности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.07 ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПО по специальности 49.02.01 Физическая культура, утвержденного Министерством образования и...