Программа ПМ 02 ИЗО и ДПИ длс специальности 44.02.02 ПНК
рабочая программа

Шерина Наталья Валерьевна

Рабочая программа профессионального модуля ПМ 02. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

   Раздел 2:  «Основы организации внеурочной работы в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства»

44.02.02 Преподавание в начальных классах

очная форма обучения

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Программа ПМ02273 КБ

Предварительный просмотр:

Правительство Санкт-Петербурга

Комитет по образованию

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»

УТВЕРЖДАЮ

Директор

___________Е.Ю.Федотова

Приказ №    от          2020

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ 02. ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

И ОБЩЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

   Раздел 2:  «Основы организации внеурочной работы в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства»

44.02.02 Преподавание в начальных классах

очная форма обучения

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО),  входящей в состав укрупненной группы специальностей 440000 «Образование и педагогика» по направлению подготовки код специальность  44.02.02 «Преподавание в начальных классах» (углубленной подготовки).

Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга»

Разработчики: Шерина Н. В.


СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

8

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

9

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

15


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

  1. Область применения программы

        Программа профессионального модуля ПМ.02.  «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»

Рабочая программа профессионального модуля - является частью программы подготовки специалистов среднего звена (далее ППССЗ) по специальности СПО, входящей в состав укрупненной группы специальностей 440000 Образование и педагогика по направлению подготовки код специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» (углубленной подготовки)»

на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): преподавание по программам начального общего образования и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 4.1 Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся

ПК 4.2   Создавать в кабинете предметно-развивающую среду

ПК 4.3 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

ПК 4.4 Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

ПК 4.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.

Данная программа учитывает возможность реализации учебного материала и создания специальных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на всех этапах освоения ПМ.

Студент в результате освоения данного профессионального модуля должен овладеть профессиональными компетенциями, включающими в себя способность:

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать занятия.

ПК 1.2. Организовывать и проводить занятия.

ПК 1.3. Демонстрировать владение деятельностью, соответствующей избранной области начального общего образования.

ПК 1.4. Оценивать процесс и результаты деятельности,  занимающихся на занятии и освоения начальной образовательной программы.

ПК 1.5. Анализировать занятия.

ПК 1.6. Оформлять документацию, обеспечивающую образовательный процесс.

ПК 3.1. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся.

ПК 3.2. Создавать в кабинете (мастерской, лаборатории) предметно-развивающую среду.

ПК 3.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 3.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей.

Студент должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся (воспитанников), организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья обучающихся (воспитанников).  

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением  регулирующих ее правовых норм.

  1. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля

В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен

иметь практический опыт:

- анализа учебно-тематических планов и процесса обучения по всем учебным предметам начальной школы, разработки предложений по его совершенствованию

- определения целей и задач, планирования и проведения уроков по всем учебным предметам начальной школы

- проведения диагностики и оценки учебных достижений младших школьников с учетом особенностей возраста, класса и отдельных обучающихся

- составления педагогической характеристики обучающегося

- наблюдения, анализа и самоанализа уроков, обсуждение отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, учителями, разработки предложений по их совершенствованию и коррекции

- составления планов уроков

- разработки конспектов уроков

- проведения уроков

- ведение учебной документации

уметь:  

- определять цели и задачи, планировать уроки

- находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам

 - разрабатывать конспекты уроков

- проводить уроки

 - планировать и проводить работу с одаренными детьми в соответствии с их индивидуальными особенностями

- планировать и проводить коррекционно-развивающую работу с обучающимися, имеющими трудности в обучении

- использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе

- устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с обучающимися

-  оформлять педагогические разработки в виде отчётов, рефератов, выступлений

- интерпретировать результаты диагностики учебных достижений обучающихся

- анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам

знать:  

- особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников

- требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования

- программы и учебно-методические комплекты для начальной школы

- вопросы преемственности образовательных программ дошкольного и начального общего образования

- воспитательные возможности урока в начальной школе

- особенности одаренных детей младшего школьного возраста и детей с проблемами в развитии и трудностями в обучении

- основы построения коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении

- основы обучения и воспитания одаренных детей

- основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе

- требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников

- основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся

- педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках

- логику анализа уроков

- виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.

        Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:

максимальной учебной нагрузки обучающегося – 78  часов,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 52 часов;

самостоятельной работы обучающегося – 26 часов.


2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

Результатом освоения профессионального модуля является овладение студентами видом профессиональной  деятельности преподавание в начальных классах, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1  

Определять цели и задачи, планировать уроки

ПК 1.2

Проводить уроки.

ПК 1.3

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения

ПК 1.4

Анализировать уроки

ПК 1.5

Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования

ПК 4.1

выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся

ПК 4.2

создавать в кабинете предметно-развивающую среду

ПК 4.3

систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

ПК 4.4

оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

ПК 4.5

участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

ОК 4

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 6

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

ОК 7

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 9

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

ОК 10

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

ОК 11

Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, её регулирующих

3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

3.1. Тематический план профессионального модуля

Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов профессионального модуля

Всего часов

(макс. учебная нагрузка и практики)

Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов

(если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая работа (проект),

часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ПК 1.1 - 1.4,  ПК 1.5, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.4, ПК 4.5

МДК. 02.01 Основы организации внеурочной работы.

345

230

69

115

ПК 1.1 - 1.4,  ПК 1.5, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.4, ПК 4.5

Раздел 1. Основы организации внеурочной работы

111

74

22

37

ПК 1.1 - 1.4,  ПК 1.5, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.4, ПК 4.5

Раздел 2. Основы организации внеурочной работы в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

78

52

16

26

ПК 1.1 - 1.4,  ПК 1.5, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.4, ПК 4.5

Раздел 3. История и культура Санкт-Петербурга

78

52

16

26

ПК 1.1 - 1.4,  ПК 1.5, ПК 4.1, ПК 4.2, ПК 4.3, ПК 4.4, ПК 4.5

Раздел 4. Социально педагогическая деятельность

78

52

16

26

Учебная практика

72

72

Производственная практика (по профилю специальности)

132

132

Всего:

892

460

139

230

72

132

3.2. Содержание обучения  профессионального модуля

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

1 семестр 2019/20 –

15 недель

(30 аудиторных,

15 самостоятельных,

всего 45 час)

Тема 1.1.

Формы организации и планирование внеурочной деятельности школьников в области художественного творчества.

 (6 недель)

Содержание

8

  1. Организация внеурочной работы в области ИЗО и ДПИ - требования образовательного стандарта НОО.

1

1

  1. Цели и задачи внеурочной деятельности в области ИЗО и ДПИ.

1

  1. Формы организации внеурочной деятельности школьников в области художественного творчества.

1

1

  1. Программы  по внеурочной работе в области  ИЗО и ДПИ

2

1

  1. Знакомство с программой по практике ПМ 02 (УП, ПП)

1

1

  1. Условия организации художественной внеурочной деятельности школьников начальных классов. 

1

1

  1. Отличие внеурочной системы от классно-урочной формы преподавания ИЗО и ДПИ.

1

1

Контрольная работа № 1

4

«Анализ содержания программы внеурочной художественной деятельности в начальных классах».

2

2

Самостоятельная работа обучающихся

6

1.  Анализ  литературы и инет источников по разделу УУД  художественной деятельности.

2. Самоанализ, взаимоанализ программы  по практике ПМ 02.

3. Создание плана - анализа программы по внеурочной деятельности ИЗО и ДПИ в школе.

1

1

2

2

Тема 1.2.

Формы  и методы работы в планировании внеурочной деятельности школьников в области художественного творчества.

(9 недель)

Содержание

16

  1. Виды изобразительного искусства.

1

1

2. Жанры изобразительного искусства.        

3

1

3. Принцип наглядности.        

2

1

4. Педагогический рисунок.

2

1

5. Правила создания презентации в художественной деятельности. 

2

1

  1. Презентация педагогического рисунка на занятиях по внеурочной деятельности ИЗО и ДПИ.

2

2

1

7. Требования к созданию технологической карты (конспекта) внеурочного занятия по ИЗО и ДПИ.

2

1

Практические занятия №2

2

«Правила создания слайдов для презентации по ИЗО и ДПИ».

2

Самостоятельная работа обучающихся

9

1. Создание скриншота слайдов презентации по теме: «Виды и жанры изобразительного искусства».

2. Создание педагогического рисунка  с пошаговым действием.

3

3

3

2 семестр 2019/20 –  

22 недель

(22 аудиторных,

11 самостоятельных,

всего 33 часов)

Тема 1.2.

Формы  и методы работы в планировании внеурочной деятельности школьников в области художественного творчества. (3 недели)

Содержание

2

  1. Методика преподавания приемов, форм и методов работы для активизации творческой деятельности учащихся на внеурочных занятиях.

1

1

  1. Игровая форма занятия на ИЗО  и ДПИ.  

1

1

Контрольная  работа №3

1

Описание  репродукции с картины  на занятиях ИЗО и ДПИ

(музей, выставка СПб).

1

Самостоятельная работа обучающихся

3

  1. Создание технологической карты по теме ИЗО и ДПИ внеурочной деятельности.

3

Тема 1.3.

Художественное восприятие окружающего как основа изобразительной деятельности детей.

Роль изобразительного и декоративного искусства в воспитании.

(19 недель)

Содержание

14

  1. Методика преподавания основным средствам выразительности графики на занятиях внеурочной деятельности.

2

1

  1. Знакомство  с  видами  печатной  графики.

1

1

  1. Методика преподавания основным средствам  выразительности скульптуры на внеурочных занятиях.

2

1

  1. Методика преподавания основным средствам  выразительности живописи на внеурочных занятиях.

1

1

  1. Методика преподавания декоративно-прикладному искусству на внеурочных занятиях.

3

1

  1. Массовые формы внеклассных занятий по ИЗО и ДПИ: экскурсии, выставки - конкурсы.

1

1

  1. Коллективные посещения  музеев, виртуальные выставки  и т.п.

1

1

  1. «Виртуальная»  экскурсия  одной картины.

1

1

  1. Подготовка к экзамену ПМ02

1

1

Практические занятия № 4-8

6

Составление иллюстративного  плана практических заданий по графике для внеурочной деятельности  ИЗО и  ДПИ  на учебный год для  1-4  класса.

1

2

 Составление иллюстративного  плана практических заданий по скульптуре для  внеурочной деятельности  на учебный год для  1-4  класса.

1

2

Составление иллюстративного  плана практических заданий по живописи для внеурочной деятельности  ИЗО и  ДПИ  на учебный год для  1-4  класса.

1

2

Составление иллюстративного  плана практических заданий по ДПИ для внеурочной деятельности  ИЗО и  ДПИ  на учебный год для  1-4  класса

1

2

Защита проекта КТП (на выбор  1-4  класса).

2

2

Самостоятельная работа.

8

1. Сбор иллюстративного  материала  по темам КТП

2. Создание КТП 1-4 класс  печатного текста.

3. Подготовить итоговое  портфолио для  экзамена.

3

3

2

Итого за 2019/20

учебный год

37 недель

78 часов (из них – 52 аудиторных (включая 16 на практическую работу) и

26  на самостоятельную работу)

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета теоретических и методических основ дошкольного образования с возможностями адаптивного обучения.

Оборудование учебного кабинета:

набор учебных программ для изучения ПМ.02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»

  • набор практикоориентированных заданий для проведения педагогической практики по ПМ.02. «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников»комплект учебно-методической, научно-популярной и справочной литературы;
  • организация учебного пространства в соответствии с нуждами обучающихся инвалидов и обучающихся с особыми возможностями здоровья: дополнительные места для обучающихся с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, увеличение прохода между рядами.

Технические средства обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением и программами «Специальные возможности»
  • мультимедиапроектор    

 

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Алексеенко Е.В. Школа России: Концепция и программы для начальных  классов: В 2 ч.: Ч. 2 Изд. 1-е/ 2-е/ 3-е/ 4-е/ Алексеенко Е.В., Анастасова Л.П., Горяев В.Г. - М.: Просвещение, 2010. - 210 с.
  2. Григорьев Д. В., Степанов П.В.  «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Стандарты 2 поколения», 3 –е изд., М.: «Просвещение», 2013 г. – 64 с.
  3. Инновационные виды деятельности во внеурочной работе по технологии труда. Метод. пособие, Т.Х.Шушпанова, 2013   Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы / сост. М.А.
  4. Сборник программ внеурочной деятельности. Авт. сост. Виноградова Н.Ф. 1-4 класс, М.: «Вентана - Граф», 2014 г. -73 с.
  5. Сковородина И. З., Герасимов С.А. «Теория и методика воспитания детей младшего школьного возраста», М.: «Академия», 2014 г. – 194 с.  

 

Дополнительные источники:

  1. Беда Г.В. «Основы изобразительной грамоты», М., Просвещение, 1987.
  2. Гагарин Б.Г.Конструирование из бумаги.Ташкент,1988
  3. Козлова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2012   Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию. Мозаика, 2001.            
  4. Корбакова И.Н. Деятельностный метод обучения. 1-4 классы: Описание      технологии и конспекты уроков / Корбакова И.Н., Терешина Л.В. – М.:    Учитель, 2010. – 118 с. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
  5. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
  6. Лучшие инновационные формы внеучебной деятельности в начальной школе / Н.Ф. Дик. — Ростов : Феникс, 2009 г.
  7. Лоскутное шитьё без иголки и нитки. Анна Зайцева. М. Эксмо, 2009.- 64 с.
  8. Менчинская Е.А. О. С. Молотобарова. Кружок изготовления игрушек –сувениров М.,Просвещение,1990.
  9. Неменской Л. А. «Искусство и ты». – Волгоград: Учитель, 2007. – 119 с.
  10. Панфилова Т.В.Весёлые самоделки из разных материалов.  М.,  Грандпресс.1995.
  11. Полуянов Ю. «Тестирование детей младшего школьного возраста по изобразительной деятельности» Рига, 2006. Дополнительные источники (для студентов)
  12.  Программа для образовательных учреждений дополнительного образования детей Московской области. Москва 2007. Волков И.П.Учим творчеству.М.,1988.
  13. Программа под руководством и редакцией народного художника России, академика РАО –Б.М. Неменского. Москва, 2008. С. Бекина, Т. Ломова, Е. Соковнина. «Музыка и движение» М. «Просвещение».2000 г.
  14. Проснякова Т.Н.Ручное творчество. Программа для 1-4 классов. Самара. Издательский дом «Фёдоров»,2000.
  15. Сборник  нормативно-методических материалов по технологии. Авт.сост. Марченко А.В., Сасова  И.А., Гуревич М.И., М. Вентана- Граф,2002 г.  
  16. Сборник нормативных документов: Начальная школа: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы: Примерные программы для начальной школы (сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г.) М.: Дрофа, 2009. – 176  с.
  17.  Школа Изо и декоративно-прикладного искусства в 10 выпусках. – М.: ИЗО Искусство, 2003.
  18. Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
  19. Федорова С. А. Красноярск  Цветы из бумажных лент. Джанет Уилсон. Издательская группа Контэнт,2009.
  20. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
  21. Федотова И. В. Изобразительное искусство. 1 – 4 класс: поурочные планы по учебнику.
  22. Фёдорова С.А. Организация внеурочной деятельности младших школьников в рамках федерального государственного образовательного стандарта: методическое пособие / С.А.
  23. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003.– 96с.
  24. Шакина Г.В. Развивающее обучение в начальной школе: Специфика учебной деятельности, проекты уроков / Шакина Г.В. – М.: Учитель, 2009. – 147 с. Эльконин Д. Психология игры. – М.: Владос, 1999 г. - (Серия "Сам себе психолог")

Электронные образовательные ресурсы:

  1. Федеральный Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 050146 Преподавания в начальных классах – Методические   http://gigabaza.ru/doc/74327.htm
  2. Рабочая программа «Волшебный мир искусства» http://sch688.mskobr.ru/images/cms/data/rabochaya_programma_-volshebnyj_mir_iskusstva.pdf
  3. Рабочая программа по Изо по теме: внеурочная деятельность http://nsportal.ru/shkola/izobrazitelnoe-iskusstvo/library/2012/01/28/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti
  4. Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school.edu.ru, свободный. – Загл. с экрана.
  5. Учебно – методический материал по теме: Методические указания по организации внеурочной деятельности (изобразительное искусство)  http://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2014/04/14/metodicheskie-ukazaniya-po-organizatsii
  6. Внеклассная работа: социальная сеть работников образования http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library
  7. Рабочая программа по теме: Рабочая программа ПМ.02. Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников. http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/04/06/rabochaya-programma-pm-02-organizatsiya
  8. Рабочая программа по технологии (1 класс) по теме: Программа по внеурочной деятельности «Декор» Декоративно – прикладное искусство http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/tekhnologiya/2014/04/06/programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-dekor-dekorativno

4.3. Общие требования к организации образовательного процесса

Основная образовательная программа обеспечивается учебно-методической документацией по всем темам. Каждый обучающийся имеет доступ к необходимым нормативным и учебно-дидактическим материалам, сопровождающим все виды аудиторной и внеаудиторной работы.

Основой  данного профессионального модуля является изучение следующих  учебных дисциплин: Основы организации внеурочной работы. Основы организации внеурочной работы. Основы организации внеурочной работы в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства. История и культура Санкт-Петербурга. Социально педагогическая деятельность.

4.4.Кадровое обеспечение образовательного процесса

Реализация программы учебной дисциплины обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее образование, имеющими компетенции для работы со студентами с ОВЗ.

Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей,  отвечающих за освоение обучающимся профессионального модуля.


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1.1

Определять цели и задачи, планировать занятия

Четкость определения конкретных целей и задач при составлении перспективного и текущего планирования; обоснованность отдельных пунктов плана; учёт при планировании возрастных и индивидуальных возможностей детей; соответствие планов уроков программным требованиям.

Проверка планов, конспектов занятия, дневников по практике. Практическая работа № 2

Самостоятельная работа № 1, 2

ПК 1.2

Проводить занятия

Правильность проведения занятия; учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся при проведении занятия; соответствие содержания занятия его целям и задачам; рациональность распределения времени; организация обратной связи; чередование различных видов деятельности учащихся на занятии; грамотность проведения отдельных этапов занятия; достижение  цели занятия.

Проверка конспектов занятия.

Проверка проведения занятия.

Практическая работа № 3

Самостоятельная работа № 1, 2, 3

ПК 1.3

Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

Грамотность организации контрольно оценочной деятельности на уроке, в том числе  знание критериев оценки, соблюдение требований к организации педагогического контроля, правильность выбора методов контроля.

Проверка конспектов занятия.

Проверка проведения занятия.

Практическая работа № 2

Самостоятельная работа № 3,4

ПК 1.4

Анализировать занятия.

Знание критериев анализа занятия; грамотность проведения  устного и письменного анализа занятия учителя, студента. Грамотность проведения устного и письменного анализа собственного занятия.

Проверка анализа и самоанализа занятия.

 Проверка дневников по практике.

Практическая работа № 2

Самостоятельная работа № 2, 3,4

ПК 1.5

Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.

Соответствие оформления документации требованиям, установленным учебным заведением; грамотность ведения документации; своевременность сдачи документации.

Проверка документации; дневников по практике.

Практическая работа № 4

Самостоятельная работа № 3, 4

ПК

4.1

Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

Соответствие выбора УМК целям и задачам концепции развития образовательного учреждения, соответствие разрабатываемых учебно-методических материалов особенностям класса.

Тестовые задания; моделирование; деловые игры; контрольные работы; защита рефератов, докладов, презентаций; защита курсовой работы; выпускной квалификационной работы. Практическая работа № 3

Самостоятельная работа №

ПК 4.2

Создавать в кабинете предметно-развивающую среду.

Соответствие оборудования места для занятий программным требованиям и санитарно-гигиеническим нормам.

Практические работы. Практическая работа №1

Самостоятельная работа № 1,2,3

ПК

4.3

Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов

Проявление интереса к современным образовательным технологиям в области начального общего образования; активность в поиске новой информации; грамотность представляемого опыта; логичность систематизации информации; оптимальность объёма представляемой информации; соблюдение установленных колледжем требований к оформлению полученных результатов; степень самостоятельности и творческой активности в  поиске, изложении, структурировании информации и интерпретации полученных результатов.

Семинарские занятия, деловые игры, практические работы; контрольные работы; защита рефератов, докладов, презентаций; защита курсовой работы; выпускной квалификационной работы Практическая работа № 5

Самостоятельная работа № 4,5

ПК 4.4

Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений

Соответствие оформления педагогических разработок требованиям, установленным учебным заведением; грамотность изложения материала.

Проверка отчётов, рефератов, выступлений. Практическая работа № 6

Самостоятельная работа № 5,6

ПК 4.5

Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования

Самостоятельность в выборе темы исследования; актуальность темы; обоснованность выбора темы; выявление проблем в области начального образования; полнота и доступность рекомендаций  по указанию путей их решения; активность участия в семинарах и научно-практических конференциях.

Семинарские занятия, деловые игры, практические работы; контрольные работы; защита рефератов, докладов, презентаций; защита курсовой работы; выпускной квалификационной работы Практическая работа № 7

Самостоятельная работа № 5,6,7

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

Участие:

 в профессиональных конкурсах и олимпиадах;  в творческих проектах;

 в научно-практических конференциях, семинарах, выставках;

в профориентационной работе  и в производственной деятельности учебного заведения;

Наличие положительных отзывов по итогам производственной практики.

Проверка документов, свидетельствующих о достижениях, отзывов с мест проведения практики. Практическая работа № 4-7

Самостоятельная работа № 15,16

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

Своевременность представления результатов самостоятельной работы.

Уровень  самоорганизации и самоконтроля в процессе учебной деятельности и производственной практики. Правильность выбора метода решения профессиональной задачи, адекватность оценки эффективности выбранного метода.

Промежуточная и итоговая аттестация Практическая работа №4-7

Самостоятельная работа № 15,16

ОК 3.

Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях

Способность прогнозирования последствий действий в стандартной и нестандартной ситуации. Способность принятия решений в стандартных и нестандартных ситуациях.

Практические работы; экспертное наблюдение и оценка на занятиях на практике. Практическая работа № 4-7

Самостоятельная работа № 15,16

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

Осуществление поиска, анализа, оценки информации в научной и профессиональной литературе, СМИ, ОУ.

Качество конспектов занятия, рефератов, докладов, сообщений, курсовых работ и выпускных квалификационных работ.

Проверка конспектов занятий, рефератов, докладов, сообщений, курсовых работ и выпускных квалификационных работ. Практическая работа № 1

Самостоятельная работа № 1-3

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

Грамотность использования ИКТ для оформления конспектов уроков, рефератов, докладов, сообщений,  курсовых работ и выпускных квалификационных работ и их презентаций.

Грамотность использования ИКТ на  занятиях на практике.

Проверка электронных и печатных материалов. Экспертное наблюдение и оценка применения ИКТ на занятиях на практике.

Практическая работа № 1

Самостоятельная работа № 1,2

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами

Степень активности при выполнении заданий в группе.

Степень активности взаимодействия с учащимися, студентами, учителями и методистами на практике.

Экспертное наблюдение и оценка на практических групповых занятиях, при выполнении работ на практике. Практическая работа № 3

Самостоятельная работа № 3,6

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса

Наличие и правильность формулировки цели занятия; наличие  и качество информации для мотивирования учащихся; грамотность организации каждого этапа занятия; контроль деятельности учащихся на каждом этапе занятия; наличие и правильность критериев оценки; осуществление  и объективность оценки учащихся.

Проверка конспектов занятий. Экспертное наблюдение и оценка на

практике. Практическая работа № 3

Самостоятельная работа № 5,8

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

Осознанность выбора пути повышения квалификации; составление плана самообразования.

Прогнозирование результатов личностного и профессионального развития.

Беседа.

Проверка документов о повышении квалификации. Практическая работа № 4-7

Самостоятельная работа № 15,16

ОК 9.

Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий

Знание о нововведениях в образовательной сфере; о существовании современных образовательных технологий; проявление интереса к инновациям в области профессиональной деятельности. Способность проведения урока в новой технологии.

Беседа. Экспертное наблюдение и оценка на

практике. Практическая работа № 3

Самостоятельная работа № 3,4

ОК10

Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей

Знание гигиенических норм и требований техники безопасности на занятии.

Соблюдение гигиенических норм и техники безопасности на занятии, инструктирование учащихся.

Проведение физкультурных пауз на занятии; адекватность подбора физических упражнений  для детей.

Контрольные работы.

Проверка конспектов занятия. Экспертное наблюдение и оценка на

практике. Практическая работа № 3

Самостоятельная работа № 3,5

ОК11

Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм, её регулирующих.

Выполнение обязанностей, предусмотренных уставом колледжа для студентов. Соблюдение норм и правил, предъявляемых к педагогической деятельности.

Оценка на учебной дисциплине. Экспертное наблюдение и оценка на

практике. Практическая работа № 1

Самостоятельная работа № 1,4

Разработчики:         

ГБПОУ  «ПК №4 СПб» преподаватель   Шерина Н. В.

Эксперты:

____________________            ___________________          _________________________

    (место работы)                         (занимаемая должность)              (инициалы, фамилия)

____________________            ___________________          _________________________

   (место работы)                           (занимаемая должность)             (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПРЕДДИПЛОМНОЙ) основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.07 МЭВСУКВиВ

Программа производственной практики (преддипломной)  разработана в соответствии с:- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 «Водоснабжение и водоотведение»

Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент основной образовательной программы  - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.04 "Водоснабжение и водоотведени...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 08. Проектно – сметное дело основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.06 Строительство и эксплуатация городских путей сообщения

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Проектно – сметное дело основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена...

Рабочая программа учебной программы ОП 08. Основы экономики основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП 08. Основы экономики основной профессиональной образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена по специальност...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 20.02.01. Рациональное использование природохозяйственных комплексов

Рабочая программа учебной дисциплины  ОП 12.  Менеджмент  основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 20.02.0...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08. Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Рабочая программа учебной дисциплины  ОП 12.  Менеджмент   основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12. Менеджмент основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08. Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Рабочая программа учебной дисциплины ОП 12.  Менеджмент   основной профессиональной образовательной программы - программы подготовки специалистов среднего звена по специальности  ...