Консультация педагога - психолога Стадии наркомании: этапы развития и патология наркозависимости
консультация

Золотухина Надежда Алексеевна

Наркомания (от греч. nark – оцепенение, mania– безумие, страсть) – заболевание, выражающееся в физической и психической зависимости потребителя от наркотиков, постепенно приводящей к разрушению его организма. При наркомании поражаются внутренние органы, возникают неврологические и психические расстройства, развивается социальная деградация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

C:\Documents and Settings\Психолог\Рабочий стол\logo_gapou.pngВолжский филиал ГАПОУ "Волгоградский медицинский колледж"

Консультация  педагога -  психолога

Стадии наркомании: этапы развития и патология наркозависимости

Наркомания (от греч. nark – оцепенение, mania– безумие, страсть) – заболевание, выражающееся в физической и психической зависимости потребителя от наркотиков, постепенно приводящей к разрушению его организма. При наркомании поражаются внутренние органы, возникают неврологические и психические расстройства, развивается социальная деградация. https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/225396/94c8bc9c-31ba-459b-a288-b0337fbe37f4/s1200?webp=false

При постоянном приёме наркотиков происходит деградация личности, характеризующаяся интеллектуальным и эмоциональным оскудением, утратой всех интересов, не связанных с наркотиками.Общая деградация личности в результате приема наркотиков наступает в 10 – 15 раз быстрее, чем от алкоголя. 

Среди большинства наркологов существует мнение, что наркомания развивается преимущественно у тех людей, которые, страдают различными институциональными аномалиями личностного характера или приобретенными психическими нарушениями, а также среди больных латентными эндогенными заболеваниями.

Среди признаков которые характеризуют наркоманию выделяют следующие:

  • неудержимое желание и навязчивое стремление продолжать употреблять наркотики и добывать их любым любыми путями;
  • потеря количественного контроля потребления, увеличение потребляемых доз;
  • развитие симптомов психической и физической зависимости от действия наркотиков;
  • опасные последствия наркотизации как для самого наркомана, так и для общества.

Зависимость от наркотиков может иметь как психический так и физический (соматический) характер. Исходя из определения, основными типами наркозависимости, как правило выступают:

Влечение к наркотикам изначально предшествует развитию наркозависимости и в ряде случаев проявляется в виде простого интереса к возможности убежать от жестких реалий повседневной жизни к одурманиванию.

В связи с этим, наркоманию негласно называют пролонгированным самоубийством, а наркотическое опьянение, эйфорию и пребывание «под кайфом» — началом конца. Некоторые наркоманы уходят из жизни как самоубийцы, другие подвергают себя полному физическому или социальному разрушению.

При изучении и рассмотрении наркомании, как болезни всегда используют знания в области этиологии неврозов, психофармакологию, а также токсикологию органических поражений мозга или симптоматических психозов.

Злоупотребление психоактивными веществами в ряде случаев может начаться под влиянием банальных обстоятельств:

  • исполнение общественных обязанностей (постоянные алкогольные застолья);
  • испытания и хвастовство в подростковой молодежной среде (первые пробы курения или принятие наркотика);
  • случайное употребление медицинских препаратов, найденных в легкодоступных аптечках родителей.

Основываясь на многочисленных исследованиях в области наркологии, можно предположить, что развитие синдрома наркозависимости, связанного с употреблением наркотиков, у большинства людей происходит на протяжении 3-х основных стадий развития наркомании: стадия психического влечения к наркотику; наркоманическая стадия -  синдром физической зависимости от наркотиков; этап развития соматических нарушений.

Общие признаки наркотической зависимости в классификации DSM-IV (Американская классификация наркотических средств) описаны как совокупность когнитивных, физиологических и поведенческих симптомов, которые указывает на то, что индивид продолжает принимать психоактивные препараты, не обращая внимания на вызванные ими проблемы. Для диагностики химической зависимости DSM-IV предлагает следующие критерии:

1. Толерантность, которая определяется при наличии одного из признаков:

 - необходимость увеличения дозы принимаемого препарата для достижения желаемого результата,

- значительное ослабление эффекта от препарата при сохранении величины дозы.

2. Абстиненция, которая определяется при наличии одного из признаков:

- наличие характерных признаков абстинентного синдрома, который характерен для данного препарата;

- аналогичное или довольно близкое по структуре вещество, которое может облегчить или заставить исчезнуть абстинентную симптоматику.

3. Психоактивные препараты принимаются в довольно больших дозах или дольше по времени, чем планировалось.

4. Существует постоянное влечение или неудачный опыт прекращения, а также отсутствие контроля над употреблением наркотического препарата.

5. Большая часть времен проводится впоисках наркотического препарата, с последующим его употреблением и восстановлением после его приема.

6. В результате приема наркотического препарата значительно снижается или полностью исчезает не связанная с этим активность.

7. Прием психоактивных препаратов продолжается, несмотря на знание о вредных и пагубных последствиях такого поведения.

В нашей медицинской литературе принято говорить о трех синдромах, которые являются главными показателями наркотической зависимости:

1. Синдром измененной активности. Здесь наблюдается повышение толерантности, исчезновение защитных реакций организма, а также изменение формы опьянения.

2. Синдром психической зависимости. Характерны обсессивное влечение и комфорт в состоянии интоксикации.

3. Синдром физической зависимости. Наблюдаются в первую очередь компульсивное влечение и абстинентный синдром.

Различают пять этапов постепенной наркотизации:

1. Единичное или редкое употребление наркотиков.

2. Многократное их употребление без признаков психической и физической зависимости.

3. Наркомания 1-ой степени: сформирована психическая зависимость. Поиск наркотика для получения приятных ощущений, но ещё нет физической зависимости, а прекращение приёма наркотика пока не вызывает мучительных ощущений. Мысли о приёме наркотика приобретают навязчивый характер. Наркотик становится «лекарством», снимающим эмоциональное напряжение в конфликтных ситуациях, трансформируются характерологические и патохарактерологические черты. Основное направление этой трансформации -- от стенического типа к астеническому и апатическому. Происходит нарастание социальнойдезадаптации. Человек утрачивает прежние положительные ориентации, у него снимается чувство ответственности, долга, способность к сопереживанию.

4. Наркомания 2-ой степени: уже сложилась физическая зависимость от наркотика; поиск уже направлен не столько на то, чтобы вызвать эйфорию, сколько на то, чтобы избежать мучений, абстиненции (ломки). На 2-ой стадии наркомании появляются ощущения, вызываемые приёмом наркотика, притупляются, теряют прежнюю яркость. Общение в группе практически отсутствует, единственная цель общения - употребление наркотика. Взаимный обман, «предательство», полная потеря взаимных обязательств членов группы -обычное явление. Асоциальность доходит до критической черты. Утрачиваются этические принципы, эмоциональные привязанности.

5. Наркомания последней, 3-ей степени: полная - физическая и психическая деградация.Считается, что остановиться при приёме наркотиков возможно лишь на первых двух стадиях. Исследования показали, что только 20 % принимающих наркотики подростков переходят опасную черту и становятся закоренелыми наркоманами.

Кроме того, подростки, употреблявшие наркотики, но не ставшие наркоманами, всё равно приобретают устойчивые психологические комплексы: противопоставление себя общественной морали, традициям, существующим в мире взрослых.

Первая стадия наркомании – психическая зависимость от наркотиков

Психическая тяга к наркотикам проявляется, прежде всего, возникновением синдрома психической зависимости и постепенным уменьшением силы его действия при периодическом употреблении.

Психическая зависимость — это сознательная или подсознательная нужда в употреблении наркотиков в качестве средства для снятия психического напряжения или достижения психологически комфортного состояния.

В наркологии выделяют два типа психической зависимости от наркотиков:

  • Позитивный тип — наркотик употребляется с целью достижения объективно приятных ощущений (кайфа, бодрости, прилива энергии, хорошего настроения);
  • Негативный тип — наркотизация необходима для снятия негативных ощущений (плохого настроения или самочувствия).

Отказ от употребления наркотика или невозможности его приема из-за каких-либо обстоятельств сопровождается изменением настроения, а также проявлением депрессивных состояний. Желание употребить наркотическое вещество приобретает навязчивый характер.

Позитивный тип наркозависимости проявляется исключительно на первом этапе развития наркомании.

Первую стадию наркозависимости еще принято называть невростенической, поскольку окромя расстройств сна и настроения, характерных при астении, наблюдаются чрезмерная раздражительность, нервозность, утомляемость, рассеянное внимание, гипертензия (повышенное АТ), слабо выраженные другие расстройства психики и организма.

Кроме всего, начальная стадия наркозависимости, как впрочем и весь период ее развития характеризуется увеличением толерантности, переносимостью организма к постоянно увеличивающимся дозам наркотиков. Именно поэтому, наркоманы с каждым приемом, для достижения желанного «кайфа» вынуждены постоянно увеличивать количество вводимого наркотика.

Вторая стадия наркомании - физическая зависимость от наркотиков

Характерным признаком развития второй стадии наркомании является развитие физической зависимости от наркотиков. Под физической зависимостью следует понимать адаптационное состояние, которое проявляется при интенсивных физических расстройствах. При физической зависимости организм наркомана адаптируется к постоянному приему наркотиков, которые как-будто «врастают» в природный обмен веществ организма человека. Отказ от дальнейшего употребления наркотиков на второй стадии наркомании непременно приводит к разным болезненным физиологическим нарушениям, которые в совокупности называют проявлением синдрома наркотической абстиненции.

Абстинентный синдром при наркомании — это комплекс психопатологических, вегетативных, неврологических и соматических нарушений, основные характеристики которого (длительность развития, особенности течения) полностью зависят от вида употребляемых наркотиков, периодичности, количества и интенсивности наркотизации, а также психо-физических индивидуальных особенностей организма.

Абстинентный синдром при наркомании характеризуется следующими клинико-психопатологическими проявлениями, симптомами:

Выпадание функций. Это явление, как правило наблюдается в виде симптомов сильной мышечной слабости после сна у наркоманов, которые злоупотребляют снотворными или транквилизаторами (особенно при ноксироновой наркомании, когда наркоману тяжело встать, сесть или одеться). До того, как в необходимой мере включится компенсаторный процесс, однонаправленная функция берет на себя все чрезмерные нагрузки, таким образом вызывая тахикардию.

Компенсация выпадающих функций. Способы такой компенсации крайне разнообразны. Во-первых, из-за того, что любая функция-процесс включает в себя несколько взаимосвязанных участков работы, каждая из которых способна взять на себя главный акцент нагрузки. Во-вторых, схожие по своему действию наркотики могут по-разному и на разных участках вмешиваться в реализацию отдельной функции. Поэтому, пути компенсации при отдельных формах наркозависимости могут быть разными. Все эти моменты компенсации должны давать непохожие друг на друга выражения симптомов при диагностике патологии.

Выпадение функций при наркомании провоцирует развитие нарушений функционального тандема. Нарушается не только следующая функция, но и одновременно связанная, рефлекторная функция. Такая связь между этими расстройствами объясняется анимальными расстройствами, что проявляются при наркотической абстиненции, а также в симптомокомплексе, что характеризует так званое психическое напряжение, — нервозность, бессонницу, эмоциональный сдвиг.

Возникновение защитных симптомов, как следствие гиперфункции. Роль этих симптомов отличается от компенсаторных функций других нарушений, которые направлены на возобновление работоспособности. Как правило, к таким симптомам относят анорексию: любые попытки наркомана принять пищу вызывают не только местные диспептические явления, но и ухудшение общего самочувствия.

Кроме этого, абстинентный синдром при наркомании представлен проявлением неких стресс-симптомов. Главное их отличие от других нарушений заключается в их неспецефичности, отсутствии прямой следственной связи з общей симптоматикой, что при этом развивается.

Клиническая картина любого вида наркомании свидетельствует о симптоматическом характере абстинентных состояний при развернутых формах этой болезни. Кроме этого, все симптоматические признаки наркозависимости, а именно: мидриаз (широкие зрачки), ощущение простуды, сонливость, тремор конечностей, диспептические явления (изжога, отрыжка, чувство давления или распирания в животе, урчание, понос и др.), гипертензивный синдром, анорексия (гепергликемия), потеря сна, беспокойство, тревожность и депрессивные настроения.

Третья стадия наркомании — развитие соматической патологии

Употребление наркотиков на этой стадии уже не вызывает приятных эйфорических ощущений. Принятие наркотиков осуществляется только с целью снятия болезненных симптомов наркотической абстиненции. Теперь, окромя психических дефектов в виде негативных эмоционально-волевых расстройств (апатия, общая слабость, астения и анергия), развиваются также и соматические дефекты в виде перерождения мышц сердца, паренхиматозных органов, атрофических изменений половых органов, изменений в работе центральной нервной системы (нарушение ультраструктуры нервных окончаний, особенно нейронов коры головного мозга).

Тяжелому и трудному течению наркомании выделяют определенные изменения ядерного аппарата нервных клеток. Нередко, наблюдается при этом общее истощение. Также не наблюдается и ухудшение памяти, а также умственной способности. Деменции, как в общем и умственной деградации, также нет. Летальные исходы при наркомании на третьей стадии наблюдаются крайне редко, чаще от тотального истощения сердечной мышцы (от нефропатии в совокупности с инфекцией).

До недавнего времени описание характера психических нарушений при наркозависимости ограничивалось только описанием симптомов эйфорических нарушений. Однако последние клинические наблюдения и исследования дают возможность утверждать, что нарушение психики не ограничиваются только эмоциональными расстройствами, потому что эйфория в этом случае проявляется в виде нескольких ощущений. Это не только поднятие эмоционального фона, но и некоторые психические и физические ощущения, за счет которых и достигается позитивный эффект.

Каждый наркотик в своем действии проявляет свой совершенно индивидуальный позитивный фармакологический эффект. Однако общие черты эмоциональных переживаний при наркотическом опьянении представлены их протопатичностью, глубинностью, что коррелирует с уровнем сознания. Потому фармакологические эффекты  всех наркотиков всегда представлены в виде не только  эмоциональных изменений, но и в виде расстройств восприятия, изменения способов мышления и нарушений сознания.

 Расстройство восприятия при наркотическом опьянении

Расстройства восприятия при наркотическом опьянении проявляются в трех формах. Нарушение сознания при интоксикации определяется как: обострение восприятия(при употреблении стимуляторов), избирательность (при опиумной зависимости), снижение восприятия (при злоупотреблении снотворными и транквилизаторами). Эти расстройства коррелируют с состоянием активного внимания.

Важно отметить, что при интоксикации нарушается связь между вниманием и фиксации впечатлений. Даже при употреблении некоторых стимуляторов, когда по логике должно быть хорошее запоминание часто наблюдается амнезия событий, что происходили в период наркотического опьянения. Позже, человек может рассказывать, что слышал и видел все предельно четко, но рассказать что-либо из этого определенно не может. Таким образом происходит диссоциация психических функций, данное состояние всегда сопровождается словами вроде: «как будто это происходило не со мной». Кроме этих количественных нарушений обязательно возникают  и злокачественные расстройства, такие как нарушение психосенсорики, продуктивности, вплоть до галлюцинаций.

Возникают изменения восприятия происходящего и внешней среды: форма предметов, цветовая насыщенность, расстояния от предметов, может казаться, что двигается недвижимое (приближается или удаляется). В меньшей степени выраженаметафорфопсия (искаженное восприятие формы, цвета и размера предметов) в состоянии опьянения транквилизаторами, и значительно выражена при употреблении галлюциногенов. Нарушение сенсорного синтеза проявляется в ощущении дереализации (нарушение восприятия, при котором окружающий мир воспринимается как нереальный).

Нарушается также и интерорецепция, которая обеспечивает приспособительные реакции организма к изменениям условий внутренней среды: от элементарных ощущений температуры, массы своего тела в пространстве, в собственном теле, ощущение отсутствия некоторых конечностей или наличия «лишних». Натретей стадии наркомании возникает и аутотопагнозия (игнорирование половины тела, но, главным образом, неузнавание отдельных его частей). При этом описание происходящего самим наркоманом приобретает фантастическую окраску: наркоман видит свой мозг и процессы, которые в нем происходят. При раздражении соответствующего анализатора очень велика вероятность возникновения спонтанных или рефлекторных галлюцинаций. Также характерно наличие и зрительных галлюцинаций именуемых парейдолиями, зрительные иллюзии, которые формируются на основе реально существующих объектов. Кожа также ощущает мнимые дуновения или прикосновения. Такое «изобилие» этих переживаний является для наркомана настолько полным и «вдохновенным», что он в эти моменты боится даже сменить позу для того, что бы не «испортить» или «спугнуть» их. При всем этом, сбоку другие наблюдают некийпсевдоступор.

Разница между другими расстройствами у наркоманов и нарушениями восприятия заключается в наличии превалирующих симптомов: зрительного, слухового, тактильного (ощущения прикосновения и движений на коже), проприочувствительных (аппараты (рецепторы) мышц, сухожилий и суставов) анализаторов. При этом вкусовые и слуховые анализаторы проявляются редко.

Характерными также являются «сугестивность» (направленное психическое воздействие) этих переживаний: наркоман может себе «заказывать» что видеть или слышать. Эта суггестивность часто связана с состоянием сознания, при нескольких видах наркозависимости она приобретает коллективный характер или под воздействием внешних раздражителей. По мере углубления одурманивания способность контролировать свои размышления и чувства уменьшается.

 Расстройство мышления у наркоманов

Изменение в мышлении наркомана происходит по разному и зависит от вида и количества разовой дозы наркотика, который употребляется. Наиболее характерной и явной чертой этих изменений является кататимность мышления (влияние эмоциональных факторов и амбивалентных  тенденций на мыслительную деятельность человека.В упрощенном понимании это означает мышление сквозь призму эмоций). Происходит как-будто смещение эмоциональных и интеллектуальных пропорций в плоскости психической деятельности. Эмоциональный настрой определяет набор ощущений и рассуждений, их интеллектуальную обработку и выводы. Кроме всего, у наркомана резко пропадает способность активного управления вниманием. Дефективность восприятия переплетается с нарушением мышления. Возникают маячные идеи, которые через непродолжительность состояния не успевают приобрести законченной формы.

Расстройства осознания нельзя объяснить только эмоциональными барьерами, но и нарушениями концентрации, объективным снижением качества мышления, поскольку всегда  можно установить уровень расстройства сознания, которое рассматривается как падение активности высших уровней психики.

При опьянении галлюциногенами мышление направлено в плоскость, которая лежит за пределами реальности. Эти фантастические мысли могут иметь в себе основу расстройства мышления. А эта фантастика объясняется тем, что расстройства активного внимания способствуют свободному неуправляемому потоку воображения и их переплетению. Нарушается естественный, нормальный ход мыслей, что подтверждается темпом языкового вещания. Иногда темп говора может уменьшаться, при этом появляются персеверации (навязчивое повторение одних и тех же движений, образов, мыслей).

 Нарушения сознания от наркотиков

Любой наркотик способен вызвать нарушение сознания любого вида и глубины. Это проявляется в виде сужения сознания, до разного уровня головокружения или обморока. Нередко из-за наркотика человек может даже потерять сознание или погрузиться в кому. При этом возможна двойная ориентация в пространстве, ложное узнавание случайных людей и наоборот — не узнавание уже знакомых.

Прием наркотика вскрывает архаический, мистический уровень сознания, при этом возникает аутопсихическая деперсонализация, разложение своего «Я».

Психических нарушений существует множество, однако при всем их многообразии при наркотическом опьянении выделяют ряд принципиальных характеристик:

  • Несостоятельность в управлении собственной психической деятельностью. В эмоциональной сфере — неспособность к дестимуляции даже в ситуации экспертизы, невозможность преодолеть и избавится от чувства страха и других негативных эмоций. При осознании их связи с употреблением дозы наркотика и их временности они толкают наркомана к действию, а иногда к трагическому.
  •  В сфере восприятия (иллюзии, галлюцинации) при некоторых интоксикациях (при опиатах), иногда при других (психотропные препараты) всегда с какого-то момента наркоман «под кайфом» не может силой воли контролировать их содержание. Наблюдается спонтанный, ход мыслей и ассоциаций, которые прерываются персеверацией (при опиатах и седативных); при других видах интоксикации (при холинолитических или психоделических препаратах) озникают крайне навязчивые мысли, от которых трудно избавится.
  • Диссоциация (распад, раздвоение) психической деятельности. Как правило, ее создает разница в темпах функций отдельных сфер психики. Соответственно этому, быстрому изменению психосенсорных впечатлений может не соответствовать торможение мышления, которое дает ощущение «наплыва». При злоупотреблении опиатами, каннабиноидами, а также нескольких видах других галлюциногенных наркотиков возможны диссоциации мышления, наблюдения за своими переживаниями и оценка их как будто сбоку. Иногда диссоциируется самосознание собственного «Я», когда «душа» сбоку наблюдает за «телом». Такая диссоциация носит не только интеллектуальную окраску но и психосенсорную, нарушение психосенсорного синтеза является характерным особенно для галлюциногенов, которые использовались в давних культах, особенно колдовских или шаманских ритуалах. В пределах мыслительной функции видно диссоциацию восприятия и запоминания, понимания и способности вербализации (словесное описание переживаний, чувств, мыслей, поведения). «Все становится предельно ясным», «другой смысл всего» — рядом с невозможностью сказать, что имеется ввидупод словом «все» или что является «другим». Диссоциацию, хотя и редко, но наблюдется также и в эмоциональной сфере: при том, что впечатления от наркотиков дальше насыщены ощущениями, наблюдаются отрешенность, отчуждение, самооценка переживаний в конкретный момент. К этим симптомам также нужно отнести прилив мыслей и ощущение пустоты в чувствах и мыслях либо вообще остановку любой мысленной деятельности во время отмены от употребления и протрезвления.
  • Протопатичность ощущений. Глубинность, хаотичность, невозможность объяснения и диффузорность при этом расстройстве указывает на задействование таламических структур мозга.

Таким образом, дезинтеграция психической деятельности, что наблюдается при наркотическом опьянении является прямым отображением острогомногоуровневого поражения определенных частей головного мозга.

Мотивы наркотизации

Благоприятным фоном развития детского и подросткового наркотизма являются устойчивые комплексы-реакции, основной из которых является реакция эмансипации (стремление освободиться от привычных рамок (семьи, учебной среды и т. д.)).

Реакция формирования сексуального влечения также обуславливает наркоманию в подростковой среде. Некоторые подростки реализуют сексуальные впечатления путём галлюцинаций сексуального плана. Курение гашиша, по мнению несовершеннолетних, повышает сексуальную потенцию.

Для первого употребления наркотика несовершеннолетними, по результатам нескольких исследований, характерны следующие мотивы:

  • 31 % - желание быть, как все (комплекс подросткового конформизма);
  •  19 % - стремление испытать новые впечатления (любопытство);
  • 12 % - поиск фантастичного;
  • 10 % - стремление забыться, отключиться от неприятностей.

Кроме того, к мотивам употребления наркотиков подростками необходимо отнести также такие, как желание расслабиться, повеселиться, стремление выглядеть «крутым». Иногда наркотики принимают «для смелости» либо чтобы не подтвердить статус «гадкого утёнка» в среде сверстников. Встречаются случаи насильственного приёма наркотиков, когда специально подростков «сажают на иглу», чтобы потом заставить совершать преступления.

Одной из значимых причин обращения подростков к наркотикам является инфантилизм -- неспособность принимать решения, стремление идти по более простому пути. В отличие от животных и детей, взрослеющий и взрослый человек в той или иной степени владеет своими желаниями.

Самоконтроль - не только волевая функция, но и навык, приобретаемый усвоением социальных и нравственных норм, воспитанием. Способствует самоконтролю знание последствий злоупотребления наркотическими веществами, ценностные ориентиры, личные, социальные цели, перспектива достижения которых весомее (и соизмерение для индивидуума доступно), чем сиюминутное удовольствие. Соотношение стремления к удовольствию и самоконтроля у подростков таково, что подросток оказывается уязвимым.  И чем моложе возраст, тем больше опасность наркомании.

Наглядно эта закономерность проступает в случаях так называемой девиантной личности. Это молодые люди определённого типа поведения, облика и личностных характеристик. Поведение в целом отклоняющееся: пренебрежение работой и учёбой, эпизоды воровства, вандализма, мелкого хулиганства; употребления одурманивающих средств -- лишь составляющая этого ряда. Обязательно следование молодёжной моде, увлечение рок- или поп- музыкой (или любым другим направлением). Групповое времяпрепровождение обязательно. Существование в «системе» -- наиболее яркая черта. Следует иметь в виду, что групповое существование -- этап в развитии ребёнка, приходящийся на возраст 8-12 лет.

В дальнейшем усложнение психической деятельности, формирование собственных интересов приводят к индивидуализированным отношениям со сверстниками, появляются личные друзья, приятели. Групповую жизнь в возрасте 14-15 лет можно рассматривать как показатель задержки психического развития, низкого уровня развития. Действительно, в группах, состоящих из юношей 16-20 лет, наблюдаются черты детских групп: направленность на игровую развлекательную деятельность, не целевая активность, лёгкость аффективной индукции. Отношения по существу обезличены, состав группы случаен. На уровень психического развития указывают также примитивный характер аффектов и склонность к разрушительным действиям. В группе выражено отчуждённое, нередко враждебное отношение к взрослым. Молодые люди, на первый взгляд, очень похожи. Такое впечатление производят, конечно, однотипные причёски, одежда, манера держаться. Однако главное -- недостаточность индивидуального выражения лица и стереотипная усвоенная форма общения с взрослыми. Последнее в свою очередь -- отражение группового рисунка поведения. При подробном изучении выясняется недостаточность личной мотивации поведения -- оно диктуется группой. В своих рассказах молодые люди употребляют практически только местоимения множественного числа, даже если речь идёт о ситуациях нейтральных, не связанных с проступками (вне попытки уйти от ответственности). Попытка установить тип личности, некую постоянную совокупность черт, который вовлекается в злоупотребление с большей частотой, чем другие, трудноосуществима и потому, что потребление начинается в возрасте, когда личность оказывается в неуравновешенном, достаточно аморфном состоянии.

Л.Е. Личко выделяет реакцию имитации, А.А. Коломеец считает, что высокий риск создаётся незавершённым формированием мотиваций и нравственных ценностей, повышенной чувствительностью к средовым воздействиям. В.В. Гульдан показывает, что опасность угрожает тем подросткам, которым свойственны зависимость от ситуации, пассивное поведение в ней. В этом обширном психологическом исследовании не подтвердилось использование опьяняющих средств с целью избежания трудностей и преодоления проблем.

Механизмы формирования наркотической зависимости

Механизмы формирования наркотической зависимости разделены на две группы - биологическую и психологическую. Биологи пытаются объяснить, что это заболевание связано с изменением метаболизма, а психологи говорят о том, что наркомания вызвана нарушениями нормального развития личности. Я думаю, что правильнее думать, что это два параллельных процесса, которые протекают одновременно. Так в одних случаях преобладают биологические механизмы, а в других - психологические. Наблюдения показали, что на разных стадиях формирования наркотической зависимости особо важную роль будут иметь какие-то одни механизмы. Это, к примеру, могут быть биологические механизмы на последней стадии зависимости, когда наркотические препараты принимаются только для предотвращения абстиненции (плохое самочувствие при отсутствии наркотических веществ).

Биологические механизмы:

Характеризуя процесс формирования наркотической зависимости, сторонники биологического подхода указывают на изменения синтеза распада нейромедиаторов, который происходит в результате поступления в организм наркотических препаратов. По их понятию действие наркотических средств связаны с такими медиаторами как норадреналин, дофамин и эндорфины, причем каждый вид наркотика связывается с определенным медиатором или группой медиаторов. Так, к примеру, опиаты обладают способностью связываться в головном мозгу с эндорфиновыми рецепторами. Следовательно, опиаты, которые поступают извне, могут подменять те опиаты, которые производит сам мозг. В результате этих действий, поступление таких веществ становится необходимым для нормальной работы организма.

Проведенные исследования показали, что все психотропные вещества оказывают системное действие на головной мозг человека. Проводимые научные исследования нейрональных процессов пристрастия к наркотикам сосредоточены на нескольких областях мозга, а именно - на мезолимбическойдофаминовой системе, на сером веществе области водопровода среднего мозга и locusceruleus. Принято считать, что именно эти области играют важную роль в процессах развития пристрастия к наркотикам, но нет прямых доказательств, что они в равной мере задействованы при любых формах злоупотребления психотропными веществами.

Серое вещество области водопровода среднего мозга и locusceruleus, которые расположены в переднем мосте на дне четвертого желудочка, принимают участие в формировании физической зависимости от психотропных препаратов, а также от синдрома отмены опиатов. В свою очередь, положительные усиливающие свойства опиатов, алкоголя, никотина, кокаина, амфетаминов и каннабиноидов, в первую очередь начинают отражаться на зоне ventraltegmentalarea (VTA), которая располагается в вентральном среднем мозге, и nucleusaccumbens (NAc), которая расположена в вентральном переднем мозге. Такую сеть нейронов, в большинстве случаев, принято называть «порочным кругом». Активация пути VTA- NAc наркотическими препаратами может изменить мотивацию поступков, а также реакцию на двигательную активность и на стрессы. Нейроанатомические локализации синдрома абстиненции и пристрастия по своему характеру различны. Прямая стимуляция locusceruleus опиатами начинает вызывать абстинентный синдром при введении налоксона, не не при компульсивномсамовведении опиатов, или другими словами - приеме опиатов наркоманом. В другом случае, стимуляция психотропным препаратом пути VTA- NAc будет вызывать неопредолимое желание принять наркотический препарат, но не будет вызывать абстинентного синдрома после прекращения приема наркотиков.

Одной из самых важных причин биологического формирования алкогольной и наркотической зависимости является генетическая предрасположенность индивидов.

Были выделены маркеры, которые характеризовали предрасположенность человека к алкоголизму. Одним из таких маркеров является активность фермента дофамирбетагидроксилаза, который принимает участие в превращении дофамина в норадреналин. Индивиды, которые обладают высоким биологическим риском, имеют генетически обусловленную низкую активность дофамина, а у лиц, обладающих низким биологическим риском, активность такого фермента очень высокая.

Проведенные наблюдения и исследования на детях показали, что главную роль в передаче предрасположенности к алкоголю вносит отец ребенка. Дети, у которых отец был алкоголиком, в 4-6 раз чаше становятся алкоголиками, чем дети, у которых были здоровые родители. Так у детей, у которых отец был алкоголиком, было обнаружено чрезмерное расширение зоны общей активности моноаминооксидазы (МАО) - фермента который принимает участие в метаболизме дофамина. МАО у таких детей появляется в плазме клетки, а также метаболизирует те амины, на которые в норме не влияет. Главной причиной формирования алкоголизма является то, что при приеме алкоголя нормализуется активность МАО.

Проведенные исследования генома человека дали возможность сделать вывод о том, что риск формирования алкогольной зависимости может быть связан с генами, которые кодируют дофаминовые рецепторы второго и четвертого типов (DRD2 и DRD4), а также с геном переносника серотонина - 5HTTLPR. Ген DRD4 связан с таким фактором как «поиск новизны». Этот фактор характеризует такие индивидуальные особенности человека как раздражительность, импульсивность, склонность к нарушению всяких правил, которые мешают достижению цели. Чем длиннее были аллели гена DRD4, тем более высокие оценки получали испытуемые по такому показателю как «поиск новизны». Также такой показатель у взрослых людей влияет на сочетание генов 5HTTLPR и DRD4, а проведенные исследования показали, что такая же комбинация генов влияет на уровень ориентировочной активности у младенцев. Так же ген DRD2 влияет на «поиск новизны» в детском возрасте, при этом суммарный эффект этих двух генов более выражен, чем каждого по отдельности.

Комбинации генов 5HTTLPR, DRD2 и гена рецептора андрогена человека участвуют в формировании и развитии симптомов расстройств детского поведения, которые характеризуются непослушанием и нарушением существующих социальных норм общества. У индивидов, обладающих различными зависимостями, оценки по «поиску новизны» в большинстве случаев выше, чем у здоровых людей, кроме того, среди зависимых очень часто встречаются носители длинного аллеля DRD4. Проводимые исследования показали, что у наркоманов была обнаружена связь между генотипами по DRD2 и «поиском новизны», кроме того, еще и с геном дофаминового рецептора третьего типа (генотип по DRD3) и «поиском ощущений». Дофаминовые рецепторы второго типа в большинстве случаев повязывают со злоупотреблением наркотических препаратов. Носительство одного из аллелей гена DRD2 напрямую ведет к наркомании и алкоголизму, с одной стороны, и к понижению функций дофаминовых рецепторов в стриатуме - с другой.

Но нельзя с уверенностью сказать, что связь между обменом дофамина и формированием зависимости опосредствована «поиском новизны». Скорее всего, злоупотребление наркотиками и алкоголем имеют общий нейронный субстрат, который обеспечивает положительное подкрепление, а именно - мезолимбический отдел дофаминовой системы мозга. Общий вклад в фактор «поиска новизны» и возникновения различных зависимостей вносит, скорее всего, и опиатная система, которая оказывает модулирующий эффект на дофаминовою систему. В результате исследований были найдены связи между антисоциальными чертами у зависимых от алкоголя и генами 5HTTLPR, а также рецепторами серотонина 1b и 2a. Кроме того, антисоциальное поведение зависимых от алкоголя связано с полиморфизмом гена, который кодирует МАО-А. Фермент МАО-А принимает непосредственное участие в разрушении дофамина и серотонина и, в свою очередь, ограничивает их активность.

Многие исследователи считают, что главной причиной формирования зависимости является недостаточный синтез катехоламинов в головном мозгу, как результат приобретенной или врожденной патологии. Катехоламины являются теми медиаторами головного мозга, которые связаны с «системой удовольствия», то есть они отвечают за возникновение таких чувств как радость, удовольствие и удовлетворение. Таким образом, создается обстановка, при которой для получения удовольствия человеку необходим довольно сильный стимул, который будет увеличивать синтез катехоламинов, или же поступление такого же или сходного с ним по строению вещества извне.

Анализируя имеющиеся данные, можно с уверенностью сказать, что в медицине зависимость от наркотических веществ рассматривается как болезнь, которой характерен абстинентный синдром в случаях отмены или уменьшения доз принимаемых наркотических препаратов. Также такому заболеванию характерны изменение метаболизма и психического статуса индивида. В своем развитии такая болезнь проходит несколько стадий. В клинической практике принято выделять различные виды наркомании в соответствии с употребляемыми наркотическими препаратами, а именно - морфинизм, кокаинизм, опиомания и др.

Основными механизмами формирования таких зависимостей является изменение метаболизма, как результат встраивания наркотических препаратов в обмен веществ организма. Существует мнение, что каждому наркотическому препарату соответствует свой медиатор, который таков препарат будет замещать. Причины формирования наркотической зависимости изучены не столь хорошо как сами механизмы. Главные причины формирования наркотической зависимости связаны с нарушением метаболизма, который генетически обусловлен. Примером может служить генетическая составляющая алкоголизма.

Длительное употребление наркотических препаратов приводит к истощению запасов нейромедиаторов, так как наркотики провоцируют повышенный их выброс. Отсюда, когда отсутствуют наркотические средства, при нормальном прохождении электрического импульса возникает дефицит нейромедиаторов. Это в свою очередь приводит к недостаточному возбуждению системы подкрепления, при этом человек ощущает значительный упадок физических и эмоциальных сил, а также ухудшается настроение. Поэтому когда человек начинает принимать психоактивные препараты происходит улучшение состояния индивида, а на самых ранних стадиях алкоголизма и наркомании такое улучшение не только субъективное, но и объективное. Но при этом довольно быстро формируется порочный круг - сразу после приема наркотических препаратов нейромедиатор высвобождается значительно быстрее и в довольно больших количествах, при этом разрушение медиатора происходит также быстро, а состояние индивида ухудшается.

Можно считать, что формирование физической зависимости начинается с началом усиленного синтеза катехоламинов. Это случается из-за того, что при частом и постоянном приеме наркотических веществ возникает довольно большой недостаток нейромедиаторов. Организм сразу реагирует на такое событие увеличением синтеза необходимых ему веществ. Каждый раз при поступлении в организм алкоголя или наркотика происходит выброс дофамина и при этом происходит его избыточное разрушение. Такая картина указывает на ускоренный оборот дофамина. В том случае, когда прекращается прием наркотических препаратов, усиленный синтез нейромедиаторов сохраняется, ввиду того, что ферментная система перестроилась на новый режим, а усиленное высвобождение не осуществляется. И в результате таких действий дофамин начинает накапливаться в крови и в головном мозге. Высокий уровень дофамина обусловливает главные симптомы абстинентного синдрома, и как результат - повышается артериальное давление, появляются вегетативные расстройства, бессонница, беспокойство, страх и др.

Психологические механизмы

Предполагается, что механизмы формирования психологической зависимости связаны с воздействием наркотических препаратов на систему подкрепления, которая расположена в стволовом отделе головного мозга. Такая система принимает участие в регуляции мотиваций, а также эмоционального состояния. Она будет работать при непосредственном участии нейромедиаторов из группы катехоламинов и в первую очередь при участии дофамина. Алкоголь и наркотические вещества химическим путем активируют такую систему, притом, что возбуждение ее бывает гораздо выше, чем в норме, что в свою очередь дает определение положительным эмоциональным реакциям.

Психоаналитически ориентированные исследователи основное внимание уделяют бессознательному и его влиянию на личность, его роли в формировании зависимого, или аддиктивного поведения. Важно обратить внимание на то, что все психоаналитики не делают глубоких различий между химическими (алкоголизм, наркомания и т. п.) и эмоциональными (трудоголизм, сексоголизм, анорексия и т. п.) зависимостями. Они предполагают, что глубинные механизмы их формирования одинаковы.

С точки зрения психоанализа зависимость -- это латентный суицид, то есть это попытка покончить с собой, растянутая во времени. Психоактивное вещество используется как средство самоуничтожения. Сам же суицид -- это попытка ухода от болезни, психоза или стремление преодолеть внутренние противоречия. Огромное внимание уделяется раннему развитию как основе выбора именно такого способа решения личностных проблем. При этом либо говорят о преобладании влечения к смерти в личности аддикта (неофрейдизм), либо о разрушенном, потерянном или несформированном объекте (школа объектных отношений). Однако в обоих случаях особый акцент делается на развитии индивида на первом году жизни и его фиксации на оральной стадии.

Ещё один аспект, которому уделяют внимание психоаналитики, -- это идентичность. Сложности в формировании собственной идентичности, её нарушения могут стать дополнительным фактором риска формирования аддикции.

В процессе формирования наркомании важную роль играет подкрепление научения. Паттерн поведения наркомана не является аномальным, хотя он явно причиняет себе вред. Здесь работает схема с неподходящим способом подкрепления наркотическим веществом. Именно эффектом подкрепления объясняется, например, более частое внутривенное употребление героина, чем курение опиума, которое менее опасно, более приятно, но не так мгновенно действует. Подкрепление формирует целые паттерны поведения, необходимые для получения наркотика. При этом даже долго поддерживаемое социальное поведение может быть прервано. К тому же действия, ведущие к успеху, легче повторяются вследствие субъективного переживания успеха, чем действия, ведущие к неуспеху. Награда мотивирует действие к повторению, наказание -- к отказу. Данный механизм поведения формируется в онтогенезе во многом в результате современной системы обучения и воспитания. Наркотик помогает боязливым освободиться от страха и неуверенности. Это позитивное воздействие повышает потребность в наркотиках, стремление к их повторному приему, в то же время оно приводит к отказу от фрустрированных неудачных социальных действий. Надо отметить, что если в медицине гораздо лучше изучены механизмы формирования наркомании (на биохимическом уровне), а причины несколько хуже, то в психологии все ровно наоборот: достаточно хорошо изучены причины наркозависимости, но плохо изучены механизмы её формирования.

Все психологические причины формирования зависимости можно разделить на две категории:

  • влияние среды (то есть все внешние факторы);
  • особенности строения личности человека, ставшего зависимым.

Можно говорить, что самым главным фактором внешней среды является цивилизация. С одной стороны, она открывает доступ к наркотическим препаратам, а, с другой, регламентирует их употребление. С развитием цивилизации изменилась и среда обитания людей. В жизнь людей входит все больше и больше техники, что приводит к замене естественной среды обитания на искусственную, а это, в свою очередь, влечет к изменениям психофизических условий жизни. Последствия этих перемен очень сложно предсказать. Вполне вероятно, что они могут привести к увеличению случаев дезадаптивного поведения, росту количества психических отклонений и заболеваний. К тому же темп изменений с каждым годом становится все выше, что сильно сказывается на людях.

Немаловажным фактором влияния среды на риск формирования наркомании является ситуация в обществе. Сегодня большинство социологических теорий связывают распространение девиантных форм поведения (а наркомания, с точки зрения этого подхода, -- одна из форм девиации) с явлением социальной аномии. Дюркгейм характеризовал аномию как состояние отсутствия ценностей, "безнормность", присущие переходным периодам, когда старые ценности уже не существуют, а новая система норм и ценностей ещё не сформирована. Дарендорф объясняет аномию ослаблением общественных привязанностей; Мак Ивер -- ослабленными социальными и эмоциональными контактами. Однако все авторы сходятся в негативной оценке влияния аномии на общество и его институты.

Последние несколько лет в нашем обществе происходят очень резкие изменения, а вместе с ними людям становится сложно оценивать ситуацию, особенно молодежи. На фоне этого происходит быстрая наркотизация общества, что ещё раз доказывает влияние макросоциальных факторов на риск возникновения наркомании. Н. С. Курек в своих исследованиях также отмечает, что в годы социальной нестабильности число наркоманий и психических заболеваний резко возрастает.

В результате резких изменений в обществе начинается разрушение социальных институтов, из которых, пожалуй, важнейшим является семья. Дезинтеграция семьи -- это не только следствие общественных процессов, но и причина будущего состояния общества, так как семья в наибольшей степени отвечает за социализацию ребенка. Ослабление института семьи также может служить причиной формирования девиантного поведения, в том числе и наркомании.

Важно отметить, что критическим моментом для приобщения к наркотикам является переход от подросткового возраста к юношескому . Именно в это время знакомится с наркотиками почти половина всех когда-либо приобщившихся к ним, а до 20 лет успевают познакомиться с наркотиками почти 9/10 всех хотя бы однажды, пробовавших их. В целом, если до 20 лет человек не получил опыт употребления наркотиков, то вероятность этого резко снижается. Ещё меньше риск вовлечения в периодическое или регулярное потребление.

Ещё одним важным фактором формирования наркомании является ценность здоровья. По данным социологов общественная ценность здоровья достаточно высока: из 10 жизненных ценностей "здоровье" -- третье, после "работы" и "семьи". Однако здоровье ценится как средство достижения жизненных целей и материальных благ, а не как средство прожить как можно дольше и полноценнее. Относительно высокий рейтинг здоровья ещё не означает обязательного самосохранительного поведения. Это можно продемонстрировать данными нашего исследования: 97 % опрошенных сказали о своей осведомленности о вреде наркотиков, однако 30 % указали на наличие опыта употребления наркотиков в прошлом, а 10 % -- на актуальное потребление наркотических средств.

Ещё одна из возможных причин наркомании -- это гипо- или гиперопека ребенка родителями . В случае гипоопеки родители практически не интересуются своим ребенком. У таких детей снижена самооценка, наличествуют комплексы неполноценности, они переживают чувство мести и ненависти по отношению к взрослым . Отвержение, холодность, отсутствие тепла и ласки со стороны родителей сначала травмируют ребенка, а затем ожесточают его, подталкивают к поиску «другой жизни», другого общества. Очень часто такие дети обращаются к психоактивным веществам или же пытаются покончить с собой, так как не могут понять причины холодного отношения родителей.

В случае гиперопеки за ребенком постоянно присматривают, ему уделяют чрезмерно много внимания, отказывают в самостоятельности. Жизнь гиперопекаемого ребенка полностью контролируется его родителями, а когда он начинает взрослеть, такая сверхзабота становится ему в тягость. Ребенок пытается обрести самостоятельность любым доступным способом, поэтому он сознательно идет на конфликты с семьей, демонстративно нарушает предписываемые ему нормы поведения. Для такого ребенка наркотики могут стать единственным аспектом жизни, над которым, как ему кажется, он обладает полной властью. Ещё одним последствием гиперопеки является инфантилизм.

Инфантильный ребенок легко попадает под влияние более опытных товарищей, его легко уговорить попробовать наркотики или подбить на какую-нибудь выходку. Другой вариант гиперопеки -- это всеобщий любимец, объект всеобщего поклонения и восхищения, единственный ребенок в большой семье. Для такого ребенка привычны вседозволенность, неограниченная власть над взрослыми, которые его никогда не накажут и не отругают. Очень часто такие дети демонстративны, стараются произвести сильное впечатление на окружающих, для них характерно желание быть лучше всех, что в свою очередь может привести к наркотизации или алкоголизму (например, при желании всех перепить или все попробовать). Ещё одним фактором, провоцирующим развитие зависимости, может служить влияние среды проживания и наличие доступа к наркотическим веществам. Для подростков при приобщении к наркотикам и алкоголю самое большое значение имеет пример сверстников. Важным фактором может оказаться и мода на употребление наркотиков (например, мода на экстазив клубной хаус-культуре).

Для людей с повышенным риском заболевания наркоманией характерны такие личностные черты, как эмоциональная холодность, эгоцентризм, низкий самоконтроль и враждебность. У них присутствует тревога, стресс, вызванные нежелательными ограничениями или запретами: индивид сопротивляется давлению извне, хочет свободно следовать своим желаниям и преодолеть ощущение пустоты и разрыва с другими людьми. У них выражена гедоническая мотивация, склонность к увлечениям, успеху, насыщенной интересной жизни.

Можно говорить о том, что практически все исследователи наркоманий (независимо от подхода, в рамках которого они работают) сходятся в том, что причины наркомании коренятся в неправильном развитии в детском возрасте. Медики основное внимание уделяют генетическим и физиологическим нарушениям, а психологи -- нарушениям общения и адаптации, а также влиянию социальной среды. По-видимому, нарушения развития в детском возрасте играют решающую роль в формировании любой формы дезадаптивного поведения, в том числе и наркомании. При этом все возрастающая социальная нестабильность усиливает эти нарушения и негативные тенденции развития личности. Вероятно, с этим связан рост наркомании в нашей стране в последнее десятилетие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

к уроку по теме: "Основные этапы развития информационного общества"

Презентация к уроку по дисциплине: "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для спец 080110 "Экономика и бухгалтерский учет"...

Методическая разработка учебного заняти по теме "Введение. Этапы развития и становления хирургии"

Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями  Государственного  образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника ...

Тема: «Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов профессиональных учебных заведений на современном этапе развития общества»

Статья написана к научно-практической конференции  «Великий строитель нашего нравственного порядка», посвященной 700-летию Сергия Радонежского...

Этапы развития русской школы классического танца.

Русский балет прошёл длительную историю становления и развития. Какие бы новшества не привносило в хореографию время, какие бы современные направления ни появлялись в танце – одно остаётся неизменным ...

Автоматика - этапы развития

В статье говорится об этапах развития автоматики, истории возникновения систе управления....

Реферат студента Акилова М.С. на тему "Этапы развития ракетной техники, и ее будущее.".

Доклад к городской конференции посвященной 55-летию полета Ю.Гагарина в космос....

Этапы развития речи

Краткое описание этапов развития речи от рождения и до 7 лет...