Методическая разработка учебного заняти по теме "Введение. Этапы развития и становления хирургии"
методическая разработка по теме

     Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями  Государственного  образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника  по специальности 060501 «Сестринское дело»- 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки) и специальности - 060102 Акушерское дело (среднее профессиональное образование базовой подготовки)

     Методическая разработка предназначена для преподавателей   при подготовке и проведении учебного занятия по теме "«Введение. Этапы развития и становления хирургии», по учебной дисциплинам  « Сестринское дело в хирургии» и «Хирургия» в V семестре на 3 курсе.  На изучение данной темы отводится 2 часа по рабочей программе.

     Указаны цели создания разработки.

     Методическая разработка структурирована и содержит:

  • методический блок, где даны рекомендации по работе с методической разработкой,  определены цели  занятия, актуальность темы, мотивация, место проведения занятия, оснащение, указаны  междисциплинарные связи, список литературы, домашнее задание, задание для  самостоятельной внеаудиторной работы студентов, представлена хронологическая карта занятия;
  • информационный блок  включает терминологический словарь, материалы лекции, которая  представлена  в виде алгоритма изучения темы, раздаточного материала для студентов (опорного конспекта,
  • материала по охране труда);  
  • блок контроля знаний включает три вида контроля на занятии: определение исходного уровня знаний в виде претеста; вопросы и тестовый контроль для закрепления нового материала и коррекции ошибок  по данной теме.

          С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации  с помощью мультимедийной  обучающей системы (МОС), где представлены текстовый материал, иллюстративный   материал, отражающие основные положения лекции.

 

 

  

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ  № 4

ДЕПАРТАМЕНТА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ГОРОДА  МОСКВЫ.

Методическая разработка

учебного  занятия

по теме: «Введение. Этапы развития и становления хирургии».

Учебные  дисциплины:

 «Сестринское дело в хирургии»

специальность  -  060501 «Сестринское дело»  51

(среднее профессиональное образование базовой подготовки),

«Хирургия»

специальность - 060102 Акушерское дело

(среднее профессиональное образование базовой  подготовки).

2012г.

Рассмотрена и одобрена на заседании ЦК

Утверждаю:

«Специальные  дисциплины базовой  подготовки»

Заместитель директора по учебной работе  ГОУ СПО МК № 4

Протокол № _____



_______________/ А.В.Смирнова/

Председатель ЦК __________/Д.А.Орешникова /

         «______» ____________ 2012 г.

                             «_____» ________________ 2012 г.

Согласована:

Методист ГОУ СПО МК №4

_______________ /В.М.Хусяинова /

«_____» _______________ 2012 г.


Составитель:


М.М.Платонов

Преподаватель  учебных  дисциплин «Сестринское дело в хирургии», «Хирургия»,

преподаватель второй квалификационной категории


Рецензенты:


 

З.И.Зуева

Преподаватель учебных дисциплин: «Основы сестринского дела», «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи»

ГОУ СПО МК № 4,

преподаватель высшей квалификационной категории

Н.Е.Шадина

Преподаватель  учебной  дисциплины « Хирургия»

ГОУ СПО МК №4,

преподаватель высшей квалификационной категории.

Пояснительная записка.

     Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями  Государственного  образовательного стандарта к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника  по специальности 060501 «Сестринское дело»- 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки) и

специальности - 060102 Акушерское дело (среднее профессиональное образование базовой подготовки)  

     Методическая разработка предназначена для преподавателей   при подготовке и проведении учебного занятия по теме "«Введение. Этапы развития и становления хирургии», по учебной дисциплинам  « Сестринское дело в хирургии» и «Хирургия» в V семестре на 3 курсе.  На изучение данной темы отводится 2 часа по рабочей программе.

     Указаны цели создания разработки.

     Методическая разработка структурирована и содержит:

  1. методический блок, где даны рекомендации по работе с методической разработкой,  определены цели  занятия, актуальность темы, мотивация, место проведения занятия, оснащение, указаны  междисциплинарные связи, список литературы, домашнее задание, задание для  самостоятельной внеаудиторной работы студентов, представлена хронологическая карта занятия;
  2. информационный блок  включает терминологический словарь, материалы лекции, которая  представлена  в виде алгоритма изучения темы, раздаточного материала для студентов (опорного конспекта,

материала по охране труда).

          С целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация

          информации  с помощью мультимедийной  обучающей системы

          (МОС), где представлены текстовый материал, иллюстративный

          материал, отражающие основные положения лекции;

  1. блок контроля знаний включает три вида контроля на занятии: определение исходного уровня знаний в виде претеста; вопросы и тестовый контроль для закрепления нового материала и коррекции ошибок  по данной теме.

   Методическая разработка составлена на основании опыта преподавания с учётом рекомендаций по оформлению методических разработок.

Цель создания методической разработки.

     Методическая  разработка по дисциплине «Сестринское дело в хирургии»  по  специальности  060501 «Сестринское дело» - 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки)  и  специальности - 060102 Акушерское дело (среднее профессиональное образование базовой подготовки)  и  создана  с целью оказания методической помощи преподавателю по эффективному формированию знаний  у студентов третьего курса   по теме «Введение. Этапы развития и становления хирургии».

     Предлагаемый в  методической  разработке  материал  может быть использован  как дополнительный  к учебнику для более качественного усвоения материала.

Содержание методической разработки.

                                                                                                                Стр.

1.  Введение 

6

2.  Методический блок:

7

   -     рекомендации по работе с методической разработкой;

   -     цели занятия;

8

9

   -     мотивация;

10

   -     место проведения занятия, оснащение;

11

   -     междисциплинарные связи;        

12

   -     список литературы;

13

       -     домашнее задание, задание для  самостоятельной

             внеаудиторной работы студентов;

14

   -     хронологическая карта занятия.

15,16

3.  Информационный блок:

17

   -    терминологический словарь;

18

   -    материалы лекции:

           1) алгоритм изучения темы;

           2) опорный конспект лекции;

           3) охрана труда медицинской сестры.

4.   Блок контроля:                                                                                      

   -    определение  исходного уровня знаний (задание №1);  

   -    закрепление нового материала и коррекция ошибок

        (задание№2, задание №3)(с эталонами ответов);

   -    оценочный лист

5. Приложение

19

20

21

22

23

24,25


26-30

31

28

   -    мультимедийная обучающая система на тему:

        «Введение. Этапы развития и становления хирургии».

   -    рефлексия                                                                                                                                                                                                  


32

33

                                   

Введение.

                                                          «… Для больного не нужно, чтобы ему

                                                          была  сделана операция,  ему нужно,

                                             чтобы его излечили от болезни… »

                                                                                                        С.П. Федоров

 

     

     Хирурги́я (греч. Χειρουργική, от греч. χειρ — рука и έργον — действие, работа) — область медицины, изучающая острые и хронические заболевания, которые лечатся при помощи оперативного (хирургического) метода.

     Хирургия является одной из самых древних отраслей медицины. За 6 тыс. лет до н. э. выполнялись такие операции, как удаление камней из мочевого пузыря, трепанация черепа, при переломах костей накладывались повязки для иммобилизации. Для лечения ран применяли вино, мед и масло. Сведения о состоянии медицины в IV—V тыс. до н. э. в летописях не значатся. И лишь за 1,5 тыс. лет до н. э. в Древней Индии начала развиваться хирургия. Появляются хирургические инструменты (более 100 наименований). В это время производятся такие оперативные вмешательства как пластические операции носа, удаление инородных тел, разрабатываются методы остановки кровотечения (гемостаз).

     Хирургия широко использует все методы диагностики и лечения, которые применяются другими медицинскими специальностями, кроме того используются и специальные хирургические методы обследования.

     Оперативные вмешательства у пациентов с различными травмами, с хирургическими заболеваниями, крайне различны, как по продолжительности, так и по болезненности

     Современная хирургия всё более становится реконструктивной хирургией (то есть направленной на то, чтобы восстановить или заменить поражённый орган: протез сосуда, искусственный клапан сердца, укрепление синтетической сеткой грыжевых ворот и т.д) и малоинвазивной (то есть направленной на то, чтобы минимизировать область вмешательства в организм — мини-доступы, лапароскопическая техника, рентгеноэндоваскулярная   хирургия).

Рекомендации по работе с методической разработкой

       Методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по дисциплине «Сестринское дело в хирургии», «Хирургия» со студентами  третьего курса по теме: «Введение. Этапы развития и становления хирургии » в рамках ГОС по специальности 060501 «Сестринское дело» 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки) и специальности - 060102 Акушерское дело (среднее профессиональное образование базовой подготовки) с учетом знаний, сформированных на базе общепрофессиональных и клинических дисциплин.

1. Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих  необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют  педагогу выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей  обучающихся.

2.   Оснащение занятия включает  предметное и визуальное обеспечение (мультимедийная обучающая система - МОС).

3. Хронологическая карта отражает этапы занятия,  ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность  педагога и  обучающихся на каждом этапе занятия.

4.    В терминологическом словаре термины представлены по мере появления

их при изложении данной темы (в МОС имеются ссылки - номера терминов).

5. Для закрепления материала и коррекции ошибок используется фронтальный опрос, тестовый контроль, что позволяет погружать студентов в атмосферу интеллектуальной деятельности, предельно близкую к профессиональной практической работе.

6.    В блок контроля включены задания (с эталонами ответов):

  1. определение  исходного уровня знаний, претест готовности к обучению, в виде фронтального опроса, который нацелен на выявление степени владения базовыми знаниями, необходимыми для начала обучения по данной теме;

5.   Для внеаудиторной работы студентам предлагается на выбор подготовить:

  1. рефераты по темам:

      - «История развития и становления хирургии»;

      - «Современные хирургические методы обследования и лечения»;

  1. составить кроссворд по теме:
  2. составить терминологический словарь по теме.

Представлены инструкции по данным видам деятельности.

     Внеаудиторная самостоятельная работа студентов проверяется и оценивается преподавателем с выставлением оценки в журнал.

Название дисциплины: «Сестринское дело в хирургии», «Хирургия».

Тема: «Введение. Этапы развития и становления хирургии». 

Вид занятия: лекция

Тип  занятия:  усвоение новых знаний

Количество часов: 2 часа.

Цели занятия.

Цель занятия: сформировать у студентов представление о хирургии, истории развития и становления хирургии, о хирургических заболеваниях, основных методах обследования и лечения хирургических больных;  роли медицинской сестры  и особенностях сестринского процесса у хирургических больных.

Студент должен:

     иметь представление:

  1. основные этапы развития и становления хирургии; 
  2. о роли медицинской сестры  и особенностях сестринского процесса у хирургических больных;

     знать:

  1. определение, что такое хирургия, хирургические заболевания;
  2. основные методы обследования и лечения хирургических больных;
  3. роль медицинской сестры  и особенностях сестринского процесса у хирургических больных;

      уметь:

  1. пользоваться терминологическим словарём.

Развивающие цели:

     Развивать у студентов умения:

  1. аналитически и логически мыслить;
  2. операционного  мышления, направленного на выбор оптимальных решений при наблюдении и уходе за больными.

Воспитательные цели:

  1. в ходе занятия способствать формированию внимательного, доброжелательного отношения к пациентам; 
  2. воспитывать чувство ответственности и долга;
  3. формировать правила этики и деонтологии при профессиональном общении с коллегами, с пациентами.

Мотивация.

     Медицинская сестра – помощник врача.  Хирург может блестяще выполнить операцию, но без должного наблюдения и ухода в послеоперационном периоде  все усилия врача будут сведены к нулю.

     Деятельность м/с  направлена на удовлетворение физических, биологических потребностей пациента, связанных с психологическим, духовным и социальным здоровьем.

     Знание медицинской сестрой:                                                                                                                                                             - особенностей обследования хирургических больных, подготовки к       операции, особенностей послеоперационного периода;                                                                                                                                                                                                             - принципов сестринской помощи больным до, вовремя и после операции;                                                                                                             является неотъемлемой частью компетенции медицинского работника.

     Данные знания позволяют  своевременно  решать проблемы больного,  адекватно оказывать на всех этапах обследования и лечения хирургических больных медицинскую помощь,  чётко организовывать  работу по предотвращению развития осложнений,  что  в  целом   позволяет  уменьшить страдания больных, число  тяжёлых больных, в конечном, суммарном  итоге  число  летальных  исходов.

Место проведения: кабинет для теоретических занятий.

Оснащение:

      Учебно-методическое:

  1. методическая разработка теоретического занятия;

  1. раздаточный материал для студентов:

  1. опорный конспект темы (для каждого студента);
  2. терминологический словарь (один экземпляр на двоих);
  3. тесты (для каждого студента);
  4. вопросы (проецируются на экран).

ТСО:

  1. экран (интерактивная доска);
  2. проектор;
  3. компьютер.

                     Междисциплинарные связи

                         

                           

Список литературы.

Основная:

  1. Дмитриева З.В. , Теплова А.И. «Сестринское дело в хирургии», Москва, Анми, 2005г.
  2. Жуков Б.Н., Быстров С.А.  «Хирургия», Москва, Академия, 2007 г.
  3. Сыромятникова А.В., Брукман М.С. «Руководство к практическим занятиям по хирургии», Москва, Альянс, 2007 г.

Дополнительная:

     4.  Барыкина Н.В., Зарянская В.Г. «Сестринское дело в хирургии: учеб.

          пособие» Издание 5-е, Ростов-на-Дону, Феникс, 2005 г.

  1. Нестеренко Ю.А., Ступин В.А. «Хирургия» Москва, Академия, 2007 г.

Интернет ресурсы:

  1. wikipedia.org/wiki/Хирургия
  2. www.dssp-ufo.ru/hirurgiya/1/page25.htm

Домашнее задание:

  1. конспект лекции; учебник Б.Н.Жуков, С.А.Быстров «Хирургия», выучить материал  по теме занятия на  стр..

 Самостоятельная внеаудиторная работа студентов:

 

  1. подготовить рефераты по темам:

               -  «История  развития и становления хирургии»;

               -  «Современные хирургические методы обследования и лечения

                   больных»;

  1. составить терминологический словарь;
  1. составить кроссворд по теме.

                                         Инструкция № 1

                                     по подготовке реферата.

                             Уважаемый студент, Вам необходимо:

  1. Оценить насколько актуальна и важна предложенная тема для деятельности медицинской сестры.
  2. Подобрать необходимую литературу по предложенной теме

(учебники, периодические специальные издания, пособия).

  1. Составить план, по которому будет раскрыта тема.
  2. Решить, смогли ли Вы раскрыть тему?
  3. Оформить свою работу в соответствии с образцом (стандартом) см. инструкцию №2.

                                         Инструкция № 2

                                    по оформлению реферата.

  1. Титульный лист.
  2. Наличие плана работы.
  3. Соответствие темы.
  4. Наличие списка используемой литературы.
  5. Наличие  иллюстраций.

                                         Инструкция № 3

                              по составлению кроссворда.

                             Уважаемый студент, Вам необходимо:

1. Оценить,  насколько актуальна и важна предложенная тема для деятельности медицинской сестры.

2. Подобрать необходимую литературу по предложенной теме

(учебники, периодические специальные издания, пособия).

3. Отобрать необходимое количество терминов – 20 слов (10 слов по  горизонтали и 10 слов по вертикали).

4. Составить вопросы к кроссворду.

5. Приложить эталоны ответов.

6.  Оформить работу:

         - схема;

         - вопросы по горизонтали и вертикали;

         - ответы.

    (всё на отдельных листах).

Хронокарта теоретического занятия.

Этапы занятия.

Время (мин.)

Описание деятельности

Цель деятельности

Преподавателя

Студентов


1. Организационный момент






2. Актуализация познавательной деятельности





5 минут.

Проверка санитарного

состояния аудитории и внешнего вида студентов; регистрация отсутствующих.

Готовятся к занятию.

Воспитание организованности и ответственности студентов.



Сообщает: тему, информирует цели занятия, задачи и пути их решения. Знакомит с ходом занятия, сроками выполнения заданий, системой выставления оценок.

Слушают, записывают в тетради тему и цели занятия.

Мотивация необходимости  получения знаний и умений, использования их  в  будущей практической деятельности.

3. Определение исходного уровня знаний

(претест)


Задание №1


10минут

Демонстрирует вопросы с помощью МОС,

корректирует,

дополняет ответы.

Читают на экране утверждения,

отвечают с места.

Получение объективной информации о степени  исходного   уровня знаний, коррекция ошибок.

4. Изучение нового материала.


40 минут.

Раздает опорные конспекты.

Излагает новый материал.

Слушают, конспектируют в тетради.

Подготовка к осуществлению сестринского процесса.

5.Закрепление нового материала, коррекция полученных знаний.

Задание № 2

15 минут

Демонстрирует вопросы с помощью МОС,

активизирует деятельность студентов,

корректирует ответы.

Отвечают на вопросы.

Получение объективной информации о степени усвоения учебного материала, коррекция ошибок.


Задание №3


10 минут

Выводит на экран вопросы  тестирования.

Знакомит с инструкцией выполнения задания.

Подписывают бланки-ответники. Письменно фиксируют ответы  в бланке. Сдают преподавателю.

Получение объективной информации о степени усвоения учебного материала, коррекция ошибок.

  1. Подведение итогов занятия.

Рефлексия.


8 минут

Оценивается работа группы в целом и каждого студента с обоснованием оценок.

Отмечаются  активные студенты.

Анализируют свою работу.

Оценить достигнуты ли цели занятия.

7.  Домашнее задание.


2 минут.

Сообщается домашнее задание и задание для самостоятельной  внеаудиторной работы студентов. Рекомендации по выполнению задания.

            

Терминологический словарь.

1. Хирурги́я (греч. Χειρουργική, от греч. χειρ — рука и έργον — действие, работа) — область медицины, изучающая острые и хронические заболевания, которые лечатся при помощи оперативного (хирургического) метода.

2. Сестринский процесс  - это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медицинской сестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам. Это деятельность м/с, направленная на удовлетворение физических, биологических потребностей пациента, связанных с психологическим, духовным и социальным здоровьем, при которых надо оказать ПМСП имеющимися ресурсами приемлемыми для обеих сторон (м/с и пациента).

3. Структурные и функциональные нарушения тканей и органов, возникающие в результате действия факторов внешней среды, называются  повреждением или травмой.

4. Хирургическая инфекция- заболевания инфекционной природы, которые лечат хирургическими методами, и раневые инфекции, обусловленные внедрением патогенных микроорганизмов в рану, полученную при травме или операции.

    Различают первичные хирургические инфекции, возникающие самопроизвольно, и вторичные, развивающиеся после травм и операций.

5. Опухоль – патологическое разрастание клеток ткани, органа или системы. 

6. Врождённые хирургические заболевания- заболевания, возникающие у эмбриона,  плода в период беременности, требующие оперативного вмешательства после рождения.

6. Хирурги́ческая опера́ция, хирурги́ческое вмеша́тельство или операти́вное вмеша́тельство (от лат. operatio — работа, действие) — комплекс воздействий на ткани или органы человека (или животного), проводимых врачом с целью лечения, диагностики, коррекции функций организма, выполняемый с помощью различных способов разъединения, перемещения и соединения тканей.

7. Эндоскопи́я — способ осмотра некоторых внутренних органов при помощи эндоскопа. При эндоскопии эндоскопы вводятся в полости через естественные пути, например, в желудок — через рот и пищевод, в бронхи и легкие — через гортань, в мочевой пузырь — через мочеиспускательный канал, а также путем проколов или операционных доступов (лапароскопия и др.)

8. Страда́ние — совокупность крайне неприятных, тягостных или мучительных ощущений живого существа, при котором оно испытывает физический и эмоциональный дискомфорт, боль, стресс, муки.

 

 

 

   

Алгоритм изучения темы

"Введение. Этапы развития и становления хирургии".

  1. Хирургия:
  1. определение;
  2. группы хирургических заболеваний, краткая характеристика их;
  3. основные этапы развития и становления хирургии;
  1. Обследование хирургических больных (общие вопросы):
  1. жалобы больного (субъективные данные),
  2. история заболевания (anamnesis morbi),
  3. история жизни (anamnesis vita).
  4.   Настоящий статус (status presens):
  5. внешний вид больного (habitus),
  6. пальпация,
  7. аускультация,
  8. перкуссия,
  9. лабораторные методы обследования,
  10. рентгенологические методы обследования,
  11. обследование с контрастным веществом,
  12. ультразвуковое обследование (УЗИ),
  13. компьютерная томография (КТГ),
  14. магниторезонансная томография (МРТ),
  15. радиоизотопные методы исследования,
  16. эндоскопические методы обследование,
  17. пункции и др.
  1. Хирургические методы лечения.
  1. повязки,
  2. криодеструкция,
  3. термокоагуляция, электрокоагуляция,
  4. склерозирующее лечение,
  5. физиотерапевтические процедуры (УВЧ, УФО и т.д.),
  6. вправление (репозиция),
  7. радиоизотопные методы,
  8. ультразвуковые,
  9. пункции,
  10. операция,
  11. и другие методы.
  1. Роль медицинской сестры в обследовании, подготовки больного к операции и в послеоперационном периоде.

     Изложение нового материала идёт с помощью МОС, где представлены текстовый материал и иллюстративный материал, отражающие основные положения лекции

Опорный конспект лекции по теме

«Введение. Этапы развития и становления хирургии».

( Раздаточный материал для студентов).

Роль мед. сестры в обследовании, подготовке больного к операции и в послеоперационном периоде.

     Подготовка к операции начинается с выявления приоритетных проблем пациента и их решения.

     Могут быть физические проблемы, связанные с болью или беспомощностью пациента. Медицинская сестра должны помочь ему справиться с этим состоянием:

  1. своевременно выполнить назначенное врачом обезболивание;
  2. спокойно и доброжелательно провести все необходимые мероприятия по уходу и личной гигиене пациента.

     Потенциальной социальной проблемой пациента может быть :

  1. боязнь потерять работу, остаться инвалидом, и в этом случае необходимо убедить пациента в его нужности для общества, семьи, поддержать больного в трудную минуту принятия решения; 
  2. немаловажно обеспечить пациенту моральный и душевный покой, позаботиться о полноценном отдыхе и ночном сне, своевременно выполнить вечернюю седацию с применением снотворных средств.

     Мед.сестра должна тщательно и добросовестно провести непосредственную подготовку пациента к предстоящей операции - санитарную обработку, смену белья, обработку операционного поля и другие процедуры. 

     В послеоперационном периоде:

  1. необходимо обеспечить соблюдение пациентом постельного режима для профилактики ортостатического (при перемене положения тела) коллапса;
  2. наблюдение за параметрами общего состояния пациента;
  3. за признаками появления ранних и поздних послеоперационных осложнений.


Охрана труда медицинской сестры.

     Медицинская сестра должна: организовывать рабочее место

  1. с соблюдением требований охраны труда;
  2. производственной санитарии;
  3. инфекционно;
  4. и противопожарной безопасности.

     Существует профессиональная вредность, влияющая на здоровье медицинских сестёр, которые работают с лекарственными препаратами.

Для снижения риска необходимо соблюдать следующие правила:

—  работать  в перчатках, масках и длинных халатах;

—  аккуратно разводить лекарственные препараты;

—  применять только одноразовые шприцы;

—  не допускать разлива лекарственного препарата;

—  если произошел разлив препарата, его необходимо тщательно вытереть;

— пустые ампулы упаковать в целлофановые пакеты и утилизовать по правилам;

— шприц после использования тщательно промыть, обеззаразить согласно инструкции и утилизовать.

 

Задание № 1.  Претест.

  1. Время, отведенное на выполнение задания – 15 минут.
  2. Фронтальный опрос (с элементами беседы).

  1. Перечислите причины обращения больных к врачу хирургу.      (Студенты называют различные причины обращения к хирургу, преподаватель поясняет).
  2. Как  Вы думаете, чем отличаются хирургические заболевания от

          соматических (терапевтических) заболеваний?

  1. С какими методами обследования и лечения Вы сталкивались  при обращении к врачу хирургу?

    (Студенты называют различные методы, преподаватель поясняет)

Ход действий:

1. Вопросы проецируются на экран.

2. Студенты отвечают с места.

3. Преподаватель оценивает правильность ответа и при необходимости просит  поправить другого студента, или поправляет и дополняет сам.

4.  Преподаватель оценивает активность студентов с отметкой в оценочном листе (оценки не ставятся).

Задание №2.

Фронтальный опрос.

     Время, отведенное на выполнение задания – 10 минут.

1. Дайте определение, что такое  хирургические болезни.

2. Назовите группы хирургических заболеваний.

3. Перечислите основные методы обследования

хирургических больных.

4. Перечислите методы хирургического лечения.

5. Назовите эндоскопические методы обследования

хирургических больных.

Задание № 3. Итоговые тестовые задания.

Время, отведенное на выполнение задания – 15 минут.

Инструкция:

- прочитайте тест, выберите правильный ответ(-ответы);

- письменно зафиксируйте ответ в тетради.

Ход действий:

1. Ознакомьтесь с предлагаемыми тестовыми заданиями.

2. Ответьте на предлагаемые вопросы с выбором правильного (-ых) ответа (-ов)

3. Сдайте бланк-ответник на контроль преподавателю (или самоконтроль, взаимоконтроль – ответы и критерии выставления оценки представлены на экране).

Выберите один правильный ответ ( тесты 1-3):

  1. Учёный, который выделил медицину из философии:

 а) Платон

 б) Авиценна

 в) Гиппократ

 г) Пифагор

  1. Основатель военно-полевой медицины:

      а) Авиценна

 б) И.В.Буяльский

 в) Н.И.Пирогов

 г) Н.В.Склифосовский

3. К субъективным данным относится:

 а) внешний вид больного

 б) жалобы больного

 в) пульс

 г) анамнез заболевания

Выберите несколько правильных ответов (тесты 4-6):

4.  К хирургическим заболеваниям относятся:

 а) ожоги

 б) паралич

 в) о.аппендицит

 г) грипп

5.   Эндоскопические методы обследования это:

      а) лапароскопия

      б) бронхоскопия

      в) рентген

      г) артроскопия

      д) общий анализ крови

6.   Хирургические методы лечения:

     а) репозиция

     б) МРТ

     в) пункция

     г) КТГ

     д) криодеструкция

7.   Роль медицинской сестры у хирургических больных:

     а) решение приоритетных проблем больного

     б) непосредственная подготовка больного к операции

     в) наблюдение и уход в послеоперационном периоде

     г) следить за выполнением режима больным

     д) перевязка больного

8.   К объективным данным относятся:

     а) история болезни

     б) жалобы больного

     в) внешний вид

     г) пульс

     д) артериальное давление

Дополните  (тесты 9-10):

  9. Хирургические заболевания требуют  …………………………… методов лечения.

10. Операция, в результате которой полностью устраняется причина патологического процесса называется ……………………………………

                               

Ответы на тестовые задания

по теме: "Введение. Этапы развития и становления хирургии".

1. в,

2. в,

3. б,

4. ав,

5. абг,

6.а,в,д,

7.а,б,в,г,

8. а,в,г,д,

9. хирургических ,

10.радикальной.

Критерии оценки:

Отметка

Количество ошибок

«5» - отлично

имеется 0-1 ошибка

«4» - хорошо

имеются 2 ошибки

«3» -удовлетворительно

имеются 3 ошибок

«2» - неудовлетворительно

имеется 4 и более ошибок

     В случае получения неудовлетворительной отметки  Вам необходимо   изучить теоретический материал  по теме занятия.

                                           

Ф.И. студента

Вопросы.

Тесты

Претест,

активность

на занятии

(дополнит)

Итог

Оценочный лист.                                                                            Контроль знаний проводится преподавателем на каждом этапе на протяжении всего

теоретического занятия и фиксируется в оценочном листе группы.

   

     Итоговая отметка  выставляется на основании трех критериев:

1. правильность и полнота ответа на вопросы;

2. ответов на тестовые задания;

3. ответы на претест и активность на занятии оцениваются дополнительно.

     Итоговая отметка - выставляется средняя отметка.

     

Приложение 1

Приложение 2

                                   

Составьте синквейн.

  1. Первая строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно  существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  2. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  3. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  4. Четвертая строка — фраза из четырёх (пяти) слов, выражающая  Ваше личное отношение к описываемому предмету или объекту.
  5. Пятая строка — одно (два)  слово(а)-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

     Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Рецензия

на методическую разработку  учебного занятия по теме:

«Введение. Этапы развития и становления хирургии».

        

     Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к   минимуму содержания и уровню подготовки выпускника  по специальности 060501 «Сестринское дело»- 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки) и специальности - 060102 Акушерское дело (среднее профессиональное образование базовой  подготовки).

     Разработка предназначена для проведения учебного занятия у студентов   третьего курса в  лекционном кабинете   по теме: «Введение. Этапы развития и становления хирургии».

     Данная разработка включает в себя три основных блока: методический, информационный и блок контроля. Хронологическая карта отражает этапы занятия и ориентировочное планируемое время на их выполнение. Материалы по теме разработки четко сформулированы и представлены в информационном блоке в виде презентации, в которой представлены, как текстовый материал, так и обширный материал в виде рисунков, фотографий, видеоматериала.

     В блок контроля включены: тестовые задания, вопросы для фронтального опроса по типу «мозгового штурма».

     Методическая разработка учебного занятия для преподавателя, созданная преподавателем ГОУ СПО МК № 4  М.М.Платоновым, может быть рекомендована к использованию в учебном процессе для обучения студентов по дисциплинам «Сестринское дело в хирургии» и «Хирургия».

Рецензент:

З.И.Зуева, преподаватель дисциплин: «Основы сестринского дела», «Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи», преподаватель высшей квалификационной категории ГОУ СПО МК № 4.

____________________

«____»______________ 2012 г.

РЕЦЕНЗИЯ

на методическую разработку учебного занятия по теме:

        «Введение. Этапы развития и становления хирургии».

     Методическая разработка создана преподавателем в соответствии с требованиями Государственного  образовательного стандарта к   минимуму содержания и уровню подготовки выпускника  по специальности 060501 «Сестринское дело»- 51 (среднее профессиональное образование базовой подготовки) и специальности - 060102 «Акушерское дело» (среднее профессиональное образование базовой  подготовки).

      Предназначена для проведения учебного занятия со студентами III курса по теме «Введение. Этапы развития и становления хирургии».

     Оснащение занятия включает учебно-методическое, техническое обеспечение.

     Материалы методической разработки учебного занятия структурированы и составляют три основных блока: методический, информационный и блок контроля.

     Правильно определена актуальность темы и сформулированы общая и конкретные цели занятия.

      Хронокарта отражает этапы занятия и ориентировочное планируемое время на их выполнение, раскрывает деятельность преподавателя и студентов на каждом этапе занятия.

       Лекционный  материал освещен в разделе «Информационный блок», где подробно раскрыты теоретические аспекты данной темы. Для лучшей визуализации информации используется мультимедийное обеспечение.

     С целью более полного освещения отдельных тем, вопросов лекции  в МОС используются гиперссылки, скрытые файлы, которые содержат дополнительную информацию.

     Для контроля исходного уровня знания (претест) используется фронтальный опрос по типу "Мозгового штурма".

     Для итогового контроля используются фронтальный опрос и  тестирование.

     Предложенные варианты, по выбору студентов, для внеаудиторной самостоятельной работы, а именно написание сообщений, составление терминологического словаря и составление кроссвордов способствуют более углубленному и детальному изучению данной темы.

       Методическая разработка предназначена для аудиторной работы преподавателя и может быть рекомендована к использованию в учебном процессе.

         

Рецензент:

Преподаватель клинических дисциплин: «Основы сестринского дела», «Хирургия» ГОУ СПО МК № 4, преподаватель высшей квалификационной категории Н.Е.Шадина

_________________

«____»_________2012 г.

Основы латинского языка с медицинской

терминологией

Раздел: Медицинская терминология

МОС

"Сестринское дело в хирургии", "Хирургия"

Тема "Оперативная хирургическая деятельность."

"Сестринское дело в хирургии","Хирургия"

Тема "Введение. Этапы развития и становления» хирургии"

Рефлексия

                 8

Основы сестринского дела

Раздел: «Уход за

хирургическими

больными»

Психология

Раздел: «Медицинская психология»

знать: медицинская этика, медицинская деонтология.

"Сестринское дело в хирургии"

Тема "Сестринский процесс

у пациентов с хирургическими заболеваниями. "


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия Тема: Анализ результатов лабораторных занятий. Прогнозирование затруднений учащихся-подростков в школьной жизни, путей их преодоления.

Пояснительная  записка Учебная дисциплина «Психолого-педагогический практикум»  предполагает  минимум  теоретических   занятий, а  основное  количество...

Научно-методическая разработка учебного занятия по ветеринарной хирургии на тему «Стерилизация кошек»

В процессе преподавания хирургии стоит задача формирования общих и профессиональных компетенций как показателя готовности будущего специалиста к самостоятельной фельдшерской практике,  проведении...

Методическая разработка теоретического занятия "Приемы, методы история развития Ботаники"

Методическая разработка теоретического занятия по Ботанике, для преподавателя "ВВедение в Ботанику"...

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"

Методическая разработка учебного занятия на тему "Разработка технического задания. Оформление документации по ТЗ"...

Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»

В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...

Методическая разработка учебного занятия по учебному предмету Физиология питания

Разработка урока по учебному предмету  Физиология питания на тему: "Основы здорового питания"...

Методическая разработка внеаудиторного занятия "Тренинг-как форма развития коммуникативной компетентности студентов"

Методическая разработка внеаудиторного занятия "Тренинг-как форма развития коммуникативной компетентности студентов"...