Звуки "П, Пь. Буква П"
план-конспект занятия
Методическая разработка по обучению грамоте "Звуки П, Пь. Буква П".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_p_p._bukva_p.docx | 24.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: познакомить детей со звуками [п],[п‘] и буквой П.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
Уточнить произношение звуков [п], [пь]; дать характеристики звуков, уточнить понятие «глухой звук», учить различать звуки по твердости-мягкости; учить звуко-буквенному анализу;
Коррекционно – развивающие:
Развивать фонематические процессы: фонематический слух - выделять звуки из состава слова, фонематическое восприятие - определение положения звука в слове; фонематические представления – подбирать слова с заданным звуком. Развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику рук; логическое мышление, зрительное восприятие, внимание.
Коррекционно – воспитательные:
Прививать навыки учебной деятельности: воспитывать умение контролировать собственную речь; умение слушать собеседника; уважительное отношение друг к другу.
Оборудование: мяч, предметные картинки, изображения мальчика и девочки (Петя и Поля) синий и зелёный домики; наборы для звукового анализа; тетради с заданиями, карандаши; карточка с изображением буквы П.
Активизация и обогащение словаря: звук, слог, гласный, согласный (звук), глухой, твёрдый, мягкий.
Методические приёмы: наглядные, словесные, практические, игровые, использование художественного слова, вопросы, оценка.
Ход НОД
I. Организационный момент.
Звенит колокольчик. Дети собираются в круг. Приветствие:
Здравствуй, правая рука.
Здравствуй, левая рука.
Здравствуй, друг, здравствуй, друг,
Здравствуй, весь наш дружный Круг.
- Ребята, скажите, с какими звуками мы познакомились на прошлой неделе? (ответы детей)
- Что вы знаете о этих звуках, какие они?
- Какой буквой обозначаются эти звуки?
- Чем звуки отличаются от букв?
- Какие слова с этими звуками вы знаете, назовите? (мяч пускаю по кругу).
Обращаю внимание на изображения мальчика и девочки (Поли и Пети).
- Сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, узнаем много нового и интересного. И вместе с нами отправятся Поля и Петя.
II. Основная часть.
Отвечать мы будем внятно,
Чтобы было всем понятно.
А чтобы отвечать внятно мы с вами разомнем наш язык.
1. Артикуляционная гимнастика.
«Улыбка» - «Трубочка», «Часики», «Чистим зубки», «Конфетка», «Лошадка».
2. Знакомство с новой темой.
- У нас сегодня в гостях дети Петя и Поля.
- С какого звука начинается имя Поля? А Петя?
- Правильно ребята, это звуки [п, пь] . Сегодня мы с вами будем знакомиться с этими звуками. Подумайте и скажите, что вы можете рассказать об этих звуках.
3. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам.
При произнесении звука [П] – губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха; голосовые связки отдыхают, горло не дрожит.
П – не поётся, значит согласный, твердый, глухой.
При произнесении звука [Пۥ] - губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха; голосовые связки отдыхают, горло не дрожит.
Пь -согласный, мягкий, глухой.
- В каком домике будет жить звук [П]? Почему? А звук [Пь] в каком? Почему?
4. Игра «Будь внимателен» - дети внимательно слушают логопеда и услышав звук П – стучат по столу кулачком, а услышав звук Пь – гладят по столу ладонью.
Выделение звуков на слух: пу, оп, пи, пы, пе, ап, пя, по, пэ, пю, па; парк, путь, пингвин, пень, портфель, пижама, петли, паром, пони, пудель, пистолет, песок, платье.
5. Игра «Подарки для Пети и Поли».
Дети выбирают картинки — бабочка, паук, поросёнок, почтальон, белка, петух, пылесос, бегемот, подушка, бант, пирог, письмо, пальто, ботинки, помидор, пять, пушка, бинокль, пуговица…
Дети по очереди выходят к доске – определяют звук ( П – твёрдый, или Пь – мягкий), его местоположение в слове (начало, середина или конец) и дарят картинку Пете - если звук мягкий (зелёный домик) или Поле – если звук твёрдый (синий домик).
- Молодцы, ребята. Поля и Петя довольны вашей работой и приглашают вас немного отдохнуть.
6. Физминутка.
КРД «Переменка» + Кинезиология.
7. Звуковой анализ слов.
- Петя и Поля приготовили для вас еще одно задание. (Достаю картинки из конверта). Они хотят, чтобы вы помогли им выложить слова с помощью цветных кружков.
Первое слово ПУМА. Что означает это слово? (Ответы детей). Пума – это дикое животное из семейства кошачьих. Обитает в Северной и Южной Америке. (Совместный разбор)
— П-пума. Какой первый звук? (Звук [п])
— Он какой? (Согласный, твёрдый)
— Каким цветом обозначим? (синим)
— П-у-у-ума. Какой следующий звук? (Звук [у])
— Он гласный или согласный? (Гласный)
— Каким цветом обозначим ? (Красным)
— Пу-м-м-ма. Какой следующий звук?(Звук [м] )
— Он какой? (Согласный, твердый)
— Каким цветом обозначим? (Синим).
- Пума-а-а. Какой следующий звук? (Звук [a])
— Сколько всего звуков в слове ПУМА? ( Всего 4 звука)
— Сколько гласных звуков? (2)
- Назовите их: ([у], [a])
- Сколько согласных? (2)
— Назовите их: ([п, м])
- Молодцы! Ребята, надо выложили цветными кружочками еще одно слово ПИМЫ. Что означает это слово? (Ответы детей) Пимы — национальная обувь финно-угорских народов и коренных народов Крайнего Севера (коми, ненцы, ханты, манси и др.) Представляют собой сапоги из шкуры с ног северного оленя (реже — из шкуры со лба оленя).
(Дети выполняют самостоятельно, затем совместная проверка).
— П-пимы. Какой первый звук? (Звук [пь])
— Он какой? (Согласный, мягкий)
— Каким цветом обозначим? (зелёным)
— П-и-и-имы. Какой следующий звук? (Звук [и])
— Он гласный или согласный? (Гласный)
— Каким цветом обозначим ? (Красным)
— Пи-м-м-мы. Какой следующий звук?(Звук [м] )
— Он какой? (Согласный, твердый)
— Каким цветом обозначим? (Синим).
- Пимы-ы-ы. Какой следующий звук? (Звук [ы])
— Сколько всего звуков в слове ПИМЫ? ( Всего 4 звука)
— Сколько гласных звуков? (2)
- Назовите их: ([и], [ы])
- Сколько согласных? (2)
— Назовите их: ([пь, м])
- Кому отдадим ПИМЫ, Поле или Пете? Почему? А кому ПУМУ?
8. Знакомство с буквой П.
Соотнесение звука [п] с буквой.
- Ребята, а вы знаете, что звуки [п] и [пь] обозначаются одной буквой? Кто скажет, что это за буква? А вы знаете, как выглядит буква «П». (вешаю на доску букву П).
- На что похожа буква П? (Ответы детей).
На хоккее, на футболе,
Буква П – ворота в поле.
Букву П в спортивном зале
Перекладиной назвали.
Ну-ка, милый, не ленись,-
Подойди и подтянись.
- Ребята, из скольких элементов состоит буква П?
Дети: Буква П состоит из 3 палочек.
- Какие палочки по размеру?
Дети: Две длинные и одна короткая.
- Посмотрите как пишется буква П. (Даю образец написания).
- Давайте напишем букву П в воздухе. И ещё раз.
- Чем буквы отличаются от звуков?
Дети: Звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.
9. Работа в тетрадях.
- Допишите букву П в тетрадях.
- Обведите все буквы П. Сколько букв вы обвели?
V. Итог занятия.
Логопед: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?
Дети: Мы познакомились со звуками [п],[п‘] и буквой П.
- Ребята, чтобы наши друзья — Петя и Поля не забыли, какой буквой обозначаются их звуки, давайте хором им напомним.
Дети: Петя — Звук [п’], согласный, мягкий, глухой.
Поля — Звук [п] – согласный, твёрдый, глухой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Моя буква"
Рисунки выполнены детьми детского объединения "Роспись" ...
конспект занятия Звуки К, Кь, буква Ка.
Конспект занятия по теме "Звуки [к], [к\'].Буква К "Тип урока: фронтальное занятие.Цель занятия:Учить дифференцировать звуки [к], [к‘] по твёрдости-мягкости, Познакомить с буквой К. За...
Гласные буквы Ю, ю. С. Маршак «Сказка о глупом мышонке».
Урок по программе "Школа России" 1 класс период обучения грамоте, чтение....
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква О"
Обучение грамоте в подготовительной группе,знакомство со звуком и буквой "О"...
Презентация "Буква я, звук йа"
презентация для 1 класса "буква я,звук йа"...
Сценарий выступления на конкурсе Страна русского языка. Тема: "Звуки и буквы"
Краткое представление темы в игровой форме. Очень понятно и интересно детям будет и на уроке....
Тема Звук и буква Зз. Слоги и слова со звуком и буквой з.
Тема Звук и буква Зз. Слоги и слова со звуком и буквой з.Тип урока: Урок изучения нового материала.Образовательные задачи:Познакомить с чтением слогов и слов с буквой Зз. Чтение пред...