Учитель спрашивает, какие скороговорки дети хотели бы сегодня вспомнить для тренировки дикции. Учитель предлагает отгадать загадки:
На ножке я кружусь одной, ребятам весело со мной. (Юла.) Я вертелась под ногами, очень я мешала маме. И за это братик мой называл меня … . (Юлой.) Учитель предлагает сравнить слова-отгадки по смыслу и сделать вывод, где слово «юла» употреблено в прямом смысле, а где в переносном. Предлагает сделать звуковой анализ слова «юла» и собрать схему на магнитной доске. Задаёт вопрос: «Кто знает, какой буквой обозначается слияние звуков «йу» в начале слова? Учитель печатает на доске: ЮЛА и задаёт вопрос: «Кто сформулирует тему урока?»
| Учащиеся предлагают классу скороговорки, все вместе их троекратно проговаривают с убыстрением темпа. Учащиеся отгадывают загадки, сравнивают их по смыслу,
делают вывод, где слово «юла» употреблено в переносном значении.
Делают звуковой анализ слова «юла» и собирают схему слова. Сообщают, что слияние звуков «йу» в начале слова обозначается буквой «ю». Формулируют тему урока: познакомимся с новой буквой «ю», узнаем, какие звуки она обозначает. |
Предлагает прочитать записанные на доске слова: РИСУЮ, РИСУЮТ, ИГРАЮ, ИГРАЮТ, ПОЮ, ПОЮТ; подумать, по какому признаку их можно разделить их на две группы; сделать звуковой анализ слова «рисую», «играют». Предлагает ответить на вопросы: «После какой буквы стоит буква «ю»? Гласная она или согласная?» и сделать вывод, что обозначает буква «ю» после гласной. Предлагает прочитать слоги-слияния с буквой «ю», сделать их звуковой анализ и вывод, что обозначает буква «ю» после согласного. Предлагает детям отдохнуть – выполнить физкультминутку. Включает изображение печатной буквы «ю» на экране с помощью проектора, предлагает учащимся рассмотреть её и подумать, на какие буквы она похожа. Демонстрирует с помощью проектора написание букв Юю, предлагает учащимся после просмотра повторить написание в воздухе, а затем напечатать их в тетрадях. (Индивидуальная помощь учителя.) Предлагает детям угадать слово (имя мальчика из трёх букв, первая «ю») и в парах на парте составить из выданных элементов схему этого слова, схему слова Люба, угадать третье слово и тоже собрать его схему (1 буква – первая буква в названии олимпийской награды, 2 буква – первая гласная слова «гонки», 3 буква – та, с которой мы сегодня познакомились на уроке). Спрашивает, как меняется значение слова «мою» в зависимости от ударения. Предлагает рассмотреть иллюстрацию на с. 46 и ответить на вопросы: К какому произведению эта иллюстрация? Кто автор этого произведения? Что изображено?; просит найти на иллюстрации предметы, в названии которых есть буква «ю» и сказать, какие звуки она в этом слове обозначает. Предлагает детям прочитать текст на с. 46 про себя и вслух и ответить на вопросы: Что прочитали? Какие колыбельные песенки вы знаете? Как их нужно читать – громко или тихо, медленно или быстро, резко и отрывисто или плавно, грубо или нежно? После этого учитель предлагает прослушать записи колыбельных песен. |
Учащиеся коллективно читают слова, записанные на доске, делят их на две группы по признаку ед.ч. – мн.ч. Один ученик делает звуковой анализ слова «рисую», другой – слова «играют». Собирают схемы слов на магнитной доске. Отвечают на вопросы учителя и делают вывод, что буква «ю» после гласных обозначает два звука – «йу». Читают слоги-слияния, делают их звуковой анализ и вывод, что после согласного буква «ю» обозначает звук «у» и мягкость впередистоящего согласного звука. Выполняют физкультминутку. Рассматривают букву «ю», отвечают на вопросы учителя.
Просматривают поэтапное написание букв Юю на экране, пишут их в воздухе, а затем в тетрадях.
Угадывают слова (Юра, Люба, мою) и в парах составляют на партах их схемы; объясняют, как меняется смысл слова «мою» в зависимости от ударения.
Отвечают на вопросы учителя и выполняют задание.
Читают текст про себя и вслух, отвечают на вопросы учителя, слушают колыбельные песенки.
|
Спрашивает: С какой буквой познакомились? Что обозначает буква «ю» в начале слова, после гласных, в слиянии после согласных? Кто хочет быть сегодня мудрой совой? Поочерёдно открывает на доске записи, которые дети должны проговорить и закончить: Я узнал, что… Было интересно… Было трудно… Мне захотелось… У меня получилось… Спрашивает: « Кто считает, что ему всё, что мы делали на уроке, было понятно? Кому было не всё понятно?» Заканчивает урок словами: «Молодцы, вы хорошо поработали на уроке!»
|
Отвечают на вопросы, затем вызвавшийся ребёнок надевает на руку игрушечную сову и повторяет сделанные на уроке выводы о том, какие звуки обозначает буква «ю» в зависимости от позиции в слове.
Заканчивают данные предложения.
Учащиеся поднимают руки в ответ на вопросы учителя. |