Программа по использованию здоровьесберегающих технологий на занятиях в ДХШ "Комфортная среда"
рабочая программа

Никитина Юлия Ивановна

Из опята работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Текст программы.87 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ИМ. В. М. КИРИЛЛОВА»

215500, Смоленская область, г. Сафоново, ул. 2-я Кутузова, д.1, тел. 3-49-52, 3-24-12

ПРОГРАММА

 ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ

для учащихся детской художественной школы

«КОМФОРТНАЯ СРЕДА»

Подготовила :

Преподаватель МБУДО

«СДХШ им. В.М. Кириллова»

Ю.И. Никитина

2017 г.

г. Сафоново

Содержание

  1. Пояснительная записка. …..…………………………………………….2
  2. Основные термины ..……………………………………………………4
  3. Актуальность программы………….……………………………………5
  4. Цель и задачи программы ………………………………………………5
  5. Современные здоровьесберегающие технологии:
  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья…….……6
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни ……..…………9
  3. Коррекционные технологии………………………………...…...10
  1. Критерии здоровьесбережения на уроке………………………...…….11

  1. Заключение………………………………………………..………...…...12
  2. Литература………………………………………………………………..14

1. Пояснительная записка

В федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи   сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий обучения и формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Младший и средний  школьный возраст являются важным  этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие функциональных систем организма, развиваются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Вместе с тем, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка (изучение личных дел учащихся) показали, что у некоторых детей, посещающих художественную школу, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, в процессе общения с учениками выявились проблемы психологического характера, что оказывает влияние на  способность к творчеству.

Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.

Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья и психики. Данная работа раскрывает опыт по использованию здоровьеформирующих и здоровьесберегоющих приёмов для использования на современном этапе работы на занятиях  в художественной школе. 

2. Основные термины

Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу Всемирной Организации Здравоохранения).

Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Время требует, чтобы дети получали современные, качественные, доступные знания. Но чтобы такими знаниями овладеть, нужны силы, нужно здоровье, нужно желание.

Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в работе с учениками художественной школы.

«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, создания комфортной среды для детского творчества.  

Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.

Здоровьесберегающий педагогический процесс – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Прививать навыки  безопасного поведения, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.

3. Актуальность программы

Актуальность программы : у детей развитие физического и психического  здоровья тесно взаимосвязаны, потому физические упражнения, правила гигиены, доступные способы смены деятельности должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье.

4. Цель и задачи программы

Цель программы: становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Внедрение инновационных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в практику работы в художественной школе.

Задачи:

• Создание условий для комфортного творческого взаимодействия детей, преподавателей и родителей.

• Использование в работе со школьниками современных здоровьесберегающих технологий.

• Развитие через физические качества, двигательную активность высшей психической деятельности, стимулирование её активности.

• Воспитание привычки к заботе о здоровье и безопасности.

Ожидаемые результаты: 

• Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;

• Благоприятная динамика в состоянии здоровья школьников (снижение числа случаев заболеваний в течении года) ;

• Совершенствование навыков самостоятельности;

• Повышение уровня стрессоустойчивости у детей , способствующее достижению высоких результатов в творчестве.

      Для достижения поставленных целей  необходимо комплексно применять все многообразие здоровьесберегающих технологий. Грамотное и своевременное их использование даст возможность сохранить и укрепить здоровье обучающихся школы.

5. Современные здоровьесберегающие технологии

5.1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Особенности проведения, рекомендации.

Время проведения

Форма проведения

Динамические паузы

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Подвижные дидактические игры

Пальчиковая гимнастика

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами, и отставании в развитии.

Во время занятий, чаще – перед практической работой

Рифмованные считалки-потешки

Гимнастика для глаз

Рекомендуется использовать наглядный материал различного по цветовой гамме, масштабу и т.д.

Во время объяснения нового материала, в перерывах при  выполнении практической части задания.

Дидактические упражнения

( по теме урока)

Релаксация

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.

Во время всего занятия или его отдельных частей. На перерывах.

Паузы по мере необходимости.

Гимнастика дыхательная

Педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. 

На перерыве, после проветривания класса

Несложный комплекс упражнений.

Подвижные игры

Подобрать игры таким образом, чтобы можно было сочетать простые физические упражнения со стрейченгом.

На перерыве, под присмотром педагога

«Ручеек», «Море волнуется», «Скакалка»

Инструктажи по технике безопасности и соблюдении правил гигиены.

Рекомендуется для всех детей.

Во время всего пребывания детей в школе.Во время занятий, чаще – перед практической работой

Беседа

  1. Технологии обучения здоровому образу жизни

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Особенности проведения, рекомендации.

Время проведения

Форма проведения

Проблемно-игровые

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики стресса. Можно применять на классных мероприятиях, родительских собраниях.

Во время занятий, в соответствии с темой урока, мероприятия.

Моделирование ситуации, (рассказ, быль, сказка).

Коммуникативные игры

Рекомендуется всем детям для создания комфортной среды общения. Диагностика конфликтных ситуаций в классе.

Во время перерывов, на классных мероприятиях.

Беседа

Беседы о здоровье и здоровом образе жизни.

Рекомендуется использовать форму совместной деятельности детей и родителей.

Во время перерывов, на классных мероприятиях.

Разработка памяток «Береги зрение», «Антигрипп» и.д., участие детей и родителей в городских и школьных спортивных мероприятиях.

  1. Коррекционные технологии

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Особенности проведения, рекомендации.

Время проведения

Форма проведения

Арттерапия

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики стресса и диагностики  его уровня.

Во время занятий. (Возможно использовать как упражнение).

Рисование на тему (например: «Настроение», «Моя мечта» и т.д.) . Тесты Пиаже

Совместное творчество

Рекомендуется всем детям для создания комфортной среды общения.

Во время занятий, на классных мероприятиях.

Групповая работа. Дидактические игры.

На занятия и мероприятия приглашаем родственников обучающихся.

  1. Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.


Критерии здоровьесбережения

Характеристика

Обстановка и гигиенические условия в классе

Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители

Количество видов учебной деятельности

Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д.   

Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности

 

Количество видов преподавания

Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа

Чередование видов преподавания

 

Наличие и место методов, способствующих активизации

Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки)

Место и длительность применения ТСО

Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения

Поза учащегося, чередование позы

Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы

Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления

Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек

Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке

Внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: 
стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу

Психологический климат на уроке

Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт
— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик(сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие)

Эмоциональные разрядки на уроке

Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие

Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности

Момент наступления утомления и снижения учебной активности

Темп окончания урока

 

  1. Заключение

       Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.

    Важным в реализации программы являемся наблюдение и учет параметров здоровья. Использование данных мониторинга, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными  даст  четкую информацию о эффективности проводимых действий, их необходимости или чрезмерности применения.

       Необходим также учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной    стратегии,     соответствующей     особенностям     памяти, мышления,    работоспособности,    активности    и   т.д.    обучающихся   данной возрастной группы.

         Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии станет одним из главных критериев эффективности программы и , благодаря использованию    разнообразных    видов    здоровьесберегающей деятельности обучающихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности

Условия реализации программы:

• Реализация здоровьеформирующие и здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы.

• Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха.

• Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения.

• Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту.

• Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении.

• Реализация различных форм совместной  работы с родителями.

  1. Литература.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление)

Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению пере­грузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.

http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях

Эффективность работы учащихся  на любом  этапе урока во многом зависит от умения учителя  разнообразить урок использованием интересного наглядного и дидактического материала, прим...

Методический комплекс "Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях с хором"

В этом сборнике собран материал по теме, которая сейчас является наиболее актуальной. Здоровьесбережение учеников и учителей одна из главных задач в современной школе.Практическая цель сборника ...

Оценочная карта использования здоровьесберегающих технологий на учебном занятии

Согласно данной технологической карте в нашем колледже анализируются как теоретические, так и практические занятия, что позволяет структурировать деятельность преподавателя по формированию здоровьесбе...

«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях декоративно-прикладным творчеством»

В данной статье рассматривается точка зрения некоторых учёных, которые считают, что рукоделие влияет на уровень «женских» гормонов!В последние годы в разных странах отмечается всплеск инте...

Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе

Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группеТема: «В гости к медвежонку»Тема: «В гости к медвежонку».Цель: Создание положительного эмоциона...

Использование новейших здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры

Использование новейших здоровьесберегающих технологий на занятиях  физической культуры...

Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях дзюдо с возрастной категорией учащихся до 15 лет

Укрепление здоровья  - это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным   направлениям государственной ...