Программа по использованию здоровьесберегающих технологий на занятиях в ДХШ "Комфортная среда"
рабочая программа
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«САФОНОВСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА ИМ. В. М. КИРИЛЛОВА»
215500, Смоленская область, г. Сафоново, ул. 2-я Кутузова, д.1, тел. 3-49-52, 3-24-12
ПРОГРАММА
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
для учащихся детской художественной школы
«КОМФОРТНАЯ СРЕДА»
Подготовила :
Преподаватель МБУДО
«СДХШ им. В.М. Кириллова»
Ю.И. Никитина
2017 г.
г. Сафоново
Содержание
- Пояснительная записка. …..…………………………………………….2
- Основные термины ..……………………………………………………4
- Актуальность программы………….……………………………………5
- Цель и задачи программы ………………………………………………5
- Современные здоровьесберегающие технологии:
- Технологии сохранения и стимулирования здоровья…….……6
- Технологии обучения здоровому образу жизни ……..…………9
- Коррекционные технологии………………………………...…...10
- Критерии здоровьесбережения на уроке………………………...…….11
- Заключение………………………………………………..………...…...12
- Литература………………………………………………………………..14
1. Пояснительная записка
В федеральной программе развития образования в качестве ведущих выделяются задачи сохранения здоровья, оптимизации учебного процесса, разработки здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий обучения и формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Младший и средний школьный возраст являются важным этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие функциональных систем организма, развиваются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и окружающим. Вместе с тем, результаты изучения динамики основных показателей состояния здоровья и развития ребенка (изучение личных дел учащихся) показали, что у некоторых детей, посещающих художественную школу, наблюдаются различные отклонения в состоянии здоровья, в процессе общения с учениками выявились проблемы психологического характера, что оказывает влияние на способность к творчеству.
Традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней.
Таким образом, необходимым стало изучение современных методик по укреплению и сохранению детского здоровья и психики. Данная работа раскрывает опыт по использованию здоровьеформирующих и здоровьесберегоющих приёмов для использования на современном этапе работы на занятиях в художественной школе.
2. Основные термины
Здоровье – состояние физического и социального благополучия человека (по Уставу Всемирной Организации Здравоохранения).
Здоровье – важный фактор работоспособности и гармоничного развития человеческого, а особенно детского организма. Время требует, чтобы дети получали современные, качественные, доступные знания. Но чтобы такими знаниями овладеть, нужны силы, нужно здоровье, нужно желание.
Здоровьесбережение и здоровьеобогащение – важнейшие условия организации педагогического процесса в работе с учениками художественной школы.
«Здоровьесберегающая технология» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития, создания комфортной среды для детского творчества.
Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его.
Здоровьесберегающий педагогический процесс – процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Прививать навыки безопасного поведения, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
3. Актуальность программы
Актуальность программы : у детей развитие физического и психического здоровья тесно взаимосвязаны, потому физические упражнения, правила гигиены, доступные способы смены деятельности должны прочно войти в быт каждого человека, который хочет сохранить работоспособность, здоровье.
4. Цель и задачи программы
Цель программы: становление осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать, поддерживать и сохранять его, самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения. Внедрение инновационных здоровьеформирующих и здоровьесберегающих технологий в практику работы в художественной школе.
Задачи:
• Создание условий для комфортного творческого взаимодействия детей, преподавателей и родителей.
• Использование в работе со школьниками современных здоровьесберегающих технологий.
• Развитие через физические качества, двигательную активность высшей психической деятельности, стимулирование её активности.
• Воспитание привычки к заботе о здоровье и безопасности.
Ожидаемые результаты:
• Улучшение показателей физического развития, эмоционального состояния;
• Благоприятная динамика в состоянии здоровья школьников (снижение числа случаев заболеваний в течении года) ;
• Совершенствование навыков самостоятельности;
• Повышение уровня стрессоустойчивости у детей , способствующее достижению высоких результатов в творчестве.
Для достижения поставленных целей необходимо комплексно применять все многообразие здоровьесберегающих технологий. Грамотное и своевременное их использование даст возможность сохранить и укрепить здоровье обучающихся школы.
5. Современные здоровьесберегающие технологии
5.1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий | Особенности проведения, рекомендации. | Время проведения | Форма проведения |
Динамические паузы | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия | Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей | Подвижные дидактические игры |
Пальчиковая гимнастика | Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами, и отставании в развитии. | Во время занятий, чаще – перед практической работой | Рифмованные считалки-потешки |
Гимнастика для глаз | Рекомендуется использовать наглядный материал различного по цветовой гамме, масштабу и т.д. | Во время объяснения нового материала, в перерывах при выполнении практической части задания. | Дидактические упражнения ( по теме урока) |
Релаксация | Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы. | Во время всего занятия или его отдельных частей. На перерывах. | Паузы по мере необходимости. |
Гимнастика дыхательная | Педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры. | На перерыве, после проветривания класса | Несложный комплекс упражнений. |
Подвижные игры | Подобрать игры таким образом, чтобы можно было сочетать простые физические упражнения со стрейченгом. | На перерыве, под присмотром педагога | «Ручеек», «Море волнуется», «Скакалка» |
Инструктажи по технике безопасности и соблюдении правил гигиены. | Рекомендуется для всех детей. | Во время всего пребывания детей в школе.Во время занятий, чаще – перед практической работой | Беседа |
- Технологии обучения здоровому образу жизни
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий | Особенности проведения, рекомендации. | Время проведения | Форма проведения |
Проблемно-игровые | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики стресса. Можно применять на классных мероприятиях, родительских собраниях. | Во время занятий, в соответствии с темой урока, мероприятия. | Моделирование ситуации, (рассказ, быль, сказка). |
Коммуникативные игры | Рекомендуется всем детям для создания комфортной среды общения. Диагностика конфликтных ситуаций в классе. | Во время перерывов, на классных мероприятиях. | Беседа |
Беседы о здоровье и здоровом образе жизни. | Рекомендуется использовать форму совместной деятельности детей и родителей. | Во время перерывов, на классных мероприятиях. | Разработка памяток «Береги зрение», «Антигрипп» и.д., участие детей и родителей в городских и школьных спортивных мероприятиях. |
- Коррекционные технологии
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий | Особенности проведения, рекомендации. | Время проведения | Форма проведения |
Арттерапия | Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики стресса и диагностики его уровня. | Во время занятий. (Возможно использовать как упражнение). | Рисование на тему (например: «Настроение», «Моя мечта» и т.д.) . Тесты Пиаже |
Совместное творчество | Рекомендуется всем детям для создания комфортной среды общения. | Во время занятий, на классных мероприятиях. | Групповая работа. Дидактические игры. На занятия и мероприятия приглашаем родственников обучающихся. |
- Критерии здоровьесбережения на уроке, их краткая характеристика и уровни гигиенической рациональности урока представлены в таблице.
| Характеристика |
Обстановка и гигиенические условия в классе | Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители |
Количество видов учебной деятельности | Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание и т. д. |
Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности |
|
Количество видов преподавания | Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа, самостоятельная работа |
Чередование видов преподавания |
|
Наличие и место методов, способствующих активизации | Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества). |
Место и длительность применения ТСО | Умение учителя использовать ТСО как средство для дискуссии, беседы, обсуждения |
Поза учащегося, чередование позы | Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы |
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления | Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек |
Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке | Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: |
Психологический климат на уроке | Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт |
Эмоциональные разрядки на уроке | Шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие |
Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных или пассивных отвлечений в процессе учебной деятельности | Момент наступления утомления и снижения учебной активности |
Темп окончания урока |
|
- Заключение
Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное развитие.
Важным в реализации программы являемся наблюдение и учет параметров здоровья. Использование данных мониторинга, проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными даст четкую информацию о эффективности проводимых действий, их необходимости или чрезмерности применения.
Необходим также учет особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. обучающихся данной возрастной группы.
Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии станет одним из главных критериев эффективности программы и , благодаря использованию разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности обучающихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности
Условия реализации программы:
• Реализация здоровьеформирующие и здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы.
• Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха.
• Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения.
• Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту.
• Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении.
• Реализация различных форм совместной работы с родителями.
- Литература.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление)
Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).
Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М.: АПК и ПРО, 2002. – с. 62.
http://www.shkolnymir.info/. О. А. Соколова. Здоровьесберегающие образовательные технологии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
Эффективность работы учащихся на любом этапе урока во многом зависит от умения учителя разнообразить урок использованием интересного наглядного и дидактического материала, прим...
Методический комплекс "Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях с хором"
В этом сборнике собран материал по теме, которая сейчас является наиболее актуальной. Здоровьесбережение учеников и учителей одна из главных задач в современной школе.Практическая цель сборника ...
Оценочная карта использования здоровьесберегающих технологий на учебном занятии
Согласно данной технологической карте в нашем колледже анализируются как теоретические, так и практические занятия, что позволяет структурировать деятельность преподавателя по формированию здоровьесбе...
«Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях декоративно-прикладным творчеством»
В данной статье рассматривается точка зрения некоторых учёных, которые считают, что рукоделие влияет на уровень «женских» гормонов!В последние годы в разных странах отмечается всплеск инте...
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе
Конспект занятия с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группеТема: «В гости к медвежонку»Тема: «В гости к медвежонку».Цель: Создание положительного эмоциона...
Использование новейших здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры
Использование новейших здоровьесберегающих технологий на занятиях физической культуры...
Использование здоровьесберегающих технологий на занятиях дзюдо с возрастной категорией учащихся до 15 лет
Укрепление здоровья - это дело государственной важности. В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной ...