Использование здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях
статья по теме

Закирова Наталия Сайдуллаевна

 

Эффективность работы учащихся  на любом  этапе урока во многом зависит от умения учителя  разнообразить урок использованием интересного наглядного и дидактического материала, применением различных средств обучения.      Необходимым компонентом  здоровьесберегающих технологий является включение в структуру логопедических занятий: физминуток (динамических пауз), пальчиковых игр, кинезиологических приёмов, гимнастики для глаз,дыхательных упражнений,релаксации  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie.doc285 КБ

Предварительный просмотр:

Использование  здоровьесберегающих     технологий

на логопедических  занятиях

 «Чтобы не лечить – лучше предупредить…»

                  Здоровые дети – это благополучие общества. Без здорового подрастающего поколения у нации нет будущего.

                 Состояние здоровья подрастающего поколения в последние годы постоянно ухудшается, что вызывает обоснованную тревогу. Данные многих авторов  свидетельствуют о том, что за время обучения в школе численность здоровых учащихся сокращается в 3-4 раза. Различные патологические изменения обнаруживаются у 84 % учащихся первых классов и у 91% - старшеклассников. Это объясняется низким исходным уровнем здоровья поступающих в школу детей, что неблагоприятно отражается  на процессе их адаптации к школьным нагрузкам, являясь причиной дальнейшего ухудшения их здоровья и плохой успеваемости.

               С каждым годом увеличивается заболеваемость среди детей. Причины ухудшения здоровья зависят от многих факторов, в том числе и от неправильного отношения населения к своему здоровью и здоровью своих детей, отрицательного влияния окружающей среды, наследственных факторов, нарушения правил здорового образа жизни. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя». От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Поэтому именно оттого, как будет построен учебный процесс с валеологической точки зрения, зависит здоровье наших детей.

              Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводит к переутомлению учащихся.  Утомление обычно проявляется в снижении работоспособности, которое наступает вследствие выполнения продолжительной или интенсивной работы. По мнению специалистов, это временное функциональное состояние, биологическая роль которого состоит  в своевременной защите организма от истощения  при длительной или напряженной работе.

              Ученые считают, что продолжительность активного внимания, например, первоклассников составляет 15-20 минут. После 30-35 минут непрерывных занятий у них резко падает работоспособность: интенсивность работы снижается на 38%, а качество ее – на 50%. При этом около 45% учащихся начинают отвлекаться от работы.  

            Устранить утомление можно, если оптимизировать физическую, умственную и эмоциональную активность. Для этого следует активно отдохнуть, переключиться на другие виды деятельности, использовать всевозможные средства восстановления работоспособности. Данная работа должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость.

          Эффективность работы учащихся  на любом  этапе урока во многом зависит от умения учителя  разнообразить урок использованием интересного наглядного и дидактического материала, применением различных средств обучения.

      Необходимым компонентом  здоровьесберегающих технологий является включение в структуру логопедических занятий

  1. физминуток (динамических пауз),
  2. пальчиковых игр,
  3. кинезиологических приёмов,
  4. гимнастики для глаз
  5. дыхательных упражнений
  6. релаксации  

Причем, использование различных двигательных упражнений для детей с речевыми недостатками позволяет решить несколько задач:

  1. Способствует повышению речевой активности;
  2. Развивает речевые умения и навыки;
  3. Снимает напряжение, восстанавливает работоспособность;
  4. Активизирует познавательный интерес;
  5. Улучшает концентрацию внимания, снижает трудности переключения с одного вида деятельности на другой.

 Практика работы показывает, что дети с речевыми нарушениями, пассивные на занятиях, не только с удовольствием выполняют динамические упражнения с речевым сопровождением, пальчиковую гимнастику, элементы логоритмики, но и по собственной инициативе обучают им сверстников и родителей. Кроме того, имитационные движения, воспроизводящие смысловое содержание стихотворения, значительно облегчают его запоминание и воспроизведение. Можно задавать движения изначально, а можно придумывать вместе с детьми. Упражнения, являющиеся органичным продолжением темы занятия, объединённые с другими заданиями единым сюжетом, способствуют продуктивной реализации целей и задач урока, повышают активность учащихся.

Физкультурные минутки и динамические паузы проводятся как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой, улучшают обменные процессы, способствуют повышению внимания и активности детей на последующем этапе урока.

 Перерыв в работе необходим для отдыха органов зрения, мышц туловища и мелких мышц кистей.

Развитие общей моторики.

  1.                                                        Аист.

           Тема:    «Перелётные птицы», «Звук и буква А», «Звукобуквенный состав слова».

-  Аист, аист длинноногий, покажи домой дорогу!

 Отвечает аист строгий:

-  Топай левою ногой, топай правою ногой,

 Снова левою ногой, снова правою ногой,

 Ещё левою ногой, ещё правою ногой,  

 И тогда придёшь домой.

Руки на пояс, наклоны в стороны;

«грозим» указательным пальцем;

руки на пояс, шаги с высоким подниманием колена;

  1.                                                     Отдыхаем.

Мы писали и устали, дружно все мы тихо встали,

Ручками похлопали – раз, два, три,

Ножками потопали – раз, два, три.

Сели – встали, встали – сели

И друг друга не задели.

Мы немножко отдохнём и опять писать начнём.

  Сжимаем - разжимаем кисти рук;

   хлопки под счёт;

   топаем под счёт;

   приседания, руки вперёд;

   приседания, руки в стороны;

3.                                                      Кузнечики.

                       «Насекомые», «Слоговой состав слова», «Дифференциация Ч-Т».

Поднимайте плечики, прыгайте, кузнечики!

Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок.

Сели, травушку покушали, тишину послушали,

Тише, тише, высоко прыгай на носках легко:

Прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок.

движения плечами вверх-вниз;

прыжки поочерёдно на одной ноге;

приседание;

прыжки на двух ногах, руки на поясе;

4.                                                          Облако.

                                     «Звук и буква О», «Род имён существительных».

Беленькое облако поднялось над крышей


Устремилось облако выше, выше, выше.

Ветер это облако зацепил за кручу,

Превратилось облако в дождевую тучу.

Округлить руки перед собой, пальцы в замок, не расцепляя рук, поднять их над головой;

выпрямить руки, потянуться руками вверх;

покачать руками над головой из стороны в сторону;

описать руками через стороны вниз круг, присесть.

Развитие мелкой моторики.. «Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? А именно то, что все глубинные психологические процессы отражаются в положении наших рук, жестикуляции, мелких движениях пальцев. Ученые отметили большое стимулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.  Комплекс упражнений для пальчиковой гимнастики,  даёт пальцам полноценный отдых, развивает их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают ученикам снять моральное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса. Регулярные упражнения улучшают память, умственные способности ребёнка, устраняют его эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук.

 Вот некоторые упражнения по развитию моторики: используется пальчиковая гимнастика, штриховка, выполнение фигурок из палочек или спичек с речевым сопровождением.

Рожица

Я состроил рожицу

В зеркале себе,

           Рожица смешною

        Показалась мне

Выполняем гимнастику для рук с шарами или грецкими орехами, с ребристым карандашом.

.                                           Вышли пальчики гулять.

                «Слова, обозначающие действия предметов», «Обозначение мягкости согласных Ь»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик рыл песок, этот делал пирожок,

Этот с горки катался, этот в травке валялся,

Этот умницей был, хорошо говорил.

Сжимаем-разжимаем кулачки;

пальчики «гуляют» по столу;

соединяем пальцы обеих рук от больших к мизинцам.

                                                Моя семья.

                                            «Дифференциация Й-Л*», «Роль Ь».

Этот пальчик – дедушка, этот пальчик бабушка,

Этот пальчик – папочка, этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья.

Поочерёдно сгибаем пальцы, начиная с большого сначала на одной руке (помогаем другой рукой), потом сразу на обеих.

                                         Мы пошли в лесок гулять.

              «Дифференциация приставок и предлогов», «Суффиксальный способ словообразования».

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы пошли в лесок гулять.

Этот пальчик по дорожке, этот пальчик по тропинке,

Этот пальчик за грибами, этот пальчик за малинкой.

Этот пальчик заблудился, очень поздно возвратился.

Сжимаем-разжимаем кулачки;

пальчики «гуляют» по столу;

шевелим каждым пальчиком отдельно, начиная с большого, стараясь не двигать при этом остальными.

                                     Пальчик, пальчик, где ты был?

                       «Слова, различающиеся одной буквой», «Звук и буква Щ», «Дифференциация Ч-Ц».

Пальчик, пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Пальцы – в кулачки, двигаем большими на каждый ударный слог

Соединяем в «колечко» пальцы на обеих руках с большим, начиная с указательного; большой палец касается каждого пальчика несколько раз на ударные слоги соответствующей строчки.

       

     Использование кинезиологических приемов особенно важно  для детей, имеющих трудности для адаптации и усвоения программного материала. В этом случае кинезиологическая  коррекция может служить средством профилактики и преодоления  нарушений устной речи, чтения и письма, укрепления психического здоровья ребенка. Кроме того, кинезиологические  упражнения способствуют улучшению подчерка, так как развивает мелкую моторику рук, позволяют улучшить, внимание, память, пространственные представления, повышают работоспособность, снижают утомляемость, активизируют познавательные процессы и повышают способность к произвольному контролю.

Кинезиология  уделяет особое внимание упражнениям , в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличии от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном , происходят на уровне спинного мозга.

Применение кинезиологических упражнений дает результаты при соблюдении следующих условий:

- систематичность выполнения

-постепенное увеличение темпа и сложности

- точность выполнения движений и приемов

   -выполнение стандартных учебных действий желательно чередовать с кинезиологическими упражнениями: при вовлечении учащихся в творческую деятельность упражнения следует проводить до начала работы, не прерывая ее. Упражнения, приведенные ниже, могут быть использованы не только на логопедических, но и других занятиях. Целесообразно, включать в структуру урока несколько заданий, связывая их с общей темой или сюжетом, обыгрывая и постепенно усложняя (увеличивая число повторений, темп.

  1. КОЛЕЧКО. Поочередно и, как можно быстрее перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно от указательного до мизинца

Более сложный вариант- пальцы одной  руки поочередно соединяем с большим  от  указательного до мизинца, одновременно пальцы другой руки мизинца к указательному.

  1. КУЛАК-РЕБРО-ЛАДОНЬ. При положении руки последовательно сменяют друг друга:  сжатая в кулак ладонь-ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь. Выполняем сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Повторяем  8-10 раз, постепенно увеличивая темп. При затруднениях помогаем  командами ( "кулак-ребро - ладонь"), произнося их вслух или про себя.
  2. "БУРАТИНО" Ладонь левой руки ребром к лицу, большой палец приставить к носу. Прижать к мизинцу левой руки большой палец правой, пальцы не прижимаем друг к другу. Двигать пальцами вместе, по одному и перебирают от указательного пальца левой руки до мизинца правой. Руки поменять.
  3. ЛЕЗГИНКА. Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Выпрямленной ладонью правой руки прикасаемся к мизинцу левой. Одновременно меняем положение правой и левой рук. Повторяем 6-8 раз, добиваясь высокой скорости смены положений.
  4. ЗЕРКАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ. Берем в обе руки по карандашу, рисуем одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки, синхронизируется деятельность обоих полушарий головного мозга.
  5. "УХО-НОС" Левой рукой беремся за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью "до наоборот".

  1. ЗМЕЙКА. Скрещиваем руки ладонями друг к другу, соединяем пальцы в замок. Двигаем каждым пальцем точно и четко, не допуская синкинезий (содружественных движений).

В упражнении последовательно участвуют все пальцы обеих рук.

 Гимнастика для глаз. ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ВОСЬМЕРКА. Вытягиваем перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сжимаем в кулак, оставляя вытянутым указательный и средний. Рисуем в воздухе этими пальцами горизонтальную восьмерку как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начать следить глазами, не мигая, не поворачивая головы. Если возникает напряжение в глазах, частое моргание, нужно запомнить отрезок " горизонтальной восьмерки", где это случается, и несколько раз провести рукой, как бы заглаживая этот участок.

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ выполняется с помощью плаката-схемы.  На ней стрелками показаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения упражнений: вверх-вниз, влево- вправо, по часовой стрелке и против нее, по траектории "восьмерки", Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 –коричневый, № 3- красный, № 4- голубой, № 5- зеленый. Упражнения выполняются только стоя.

                   Ах, как долго мы писали

             Ах, как долго мы писали,

       Глазки у ребят устали. (поморгать глазками)  Посмотрите все в окно, (посмотреть влево-вправо)

          Ах, как солнце высоко. (посмотреть вверх)

             Мы глаза сейчас закроем,

             В классе радугу построим,

             Вверх по радуге пойдем,  (посмотреть по дуге вверх- вправо и вверх-влево.)

             Вправо, влево повернем,

           А потом скатимся вниз, (посмотреть вниз)

             Жмурься сильно, но держись!

      (зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)

Дыхание – важнейший физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. На дыхание можно влиять, регулируя его, делать поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т.д. Дыхание осуществляется дыхательными центрами нервной системы и состоит из трех фаз: выдоха, пауза и вдоха, которые непрерывно и ритмично следуют одна за другой. Дыхательная пауза, следующая за выдохом, обеспечивает эффективный газообмен и вентиляцию легких. Продолжительность пауз зависит от величины физической нагрузки, состояния нервной системы. « Перебор дыхания» влечет за собой резкий выдох – голос звучит прерывисто, форсированно. Количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Необходимо избегать задержек дыхания, которые приводят к кислородному «голоданию» и повышенной утомляемости. Поэтому дыхательные упражнения используются на логопедических занятиях.

Пример используемых упражнений:

Упражнение 1.

Сидя делать быстрый вдох носом, затем паузу и быстрый выдох на предмет, висящий близко. Отодвинуть предмет и, делая быстрый вдох, также подуть. Отодвинуть предмет еще дальше, также подуть. Мышцы живота работают интенсивно.

Упражнение 2.

Встань прямо, расставив ноги на ширину плеч. Представьте себе, что перед вами куст сирени и вы вдыхаете ее запах. Вам хочется продлить вдох. После вдоха небольшая паузу, а затем медленный выдох также через нос.

Упражнение 3.

Упражнение выполнять стоя. Медленно вдохнуть носом и одновременно с быстрым выдохом через рот бросить корпус вниз. Медленно поднимаясь, делать медленный вдох. На выдохе бросить корпус в сторону. Проделать упражнение несколько раз меняя положение корпуса при выдохе: направо, налево, перед собой. Ноги в коленях не сгибать.

Ученику не под силу просидеть все 35 минут урока, поэтому внутри урока полезно проводить не только динамические паузы, но и специальные упражнения на релаксацию:

        Поза покоя

Необходимо сесть поближе к краю стула, опереться на спинку, руки свободно положить на колени, ноги слегка расставить. Формула общего покоя произносится учителем медленно, тихим голосом, с длительными паузами.

               Все умеют танцевать,

               Прыгать, бегать, рисовать,

               Но пока не все умеют

               Расслабляться, отдыхать.

               Есть у нас игра такая –

               Очень легкая, простая:

               Замедляется движенье,

               Исчезает напряженье…

               И становится понятно –

               Расслабление приятно!

Систематическое использование на уроках всех вышеперечисленных оздоровительных мероприятий приводит  к положительным результатам: снижается уровень утомляемости; увеличивается уровень переносимости школьной нагрузки и социальной адаптации детей; снижается уровень заболеваемости,  отмечается улучшение зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии модульного обучения в процессе изучения темы «Мультимедийные технологии» в профессиональном училище

Статья была опубликована в сборнике научных трудов по материала Международной заочной научно – практической конференции «Актуальные научные вопросы: реальность и перспективы» часть 3. 26 декабря 2011 ...

Методические указания по дисциплине "Информационные технологии в профессиональной деятельности" для специальности 260502 "Технология продукции общественного питания"

Методические указания включают в себя тематический план, темы изучаемого материала; приведены требования к формируемым представлениям, знаниям, умениям, вопросы для самопроверки. Темы п...

Сборник задач по дисциплине « Технология приготовления мучных кондитерских изделий» для специальности 260502 « Технология продукции общественного питания»

Сборник задач по дисциплине « Технология приготовления мучных кондитерских изделий» для специальности 260502 « Технология продукции общественного питания» Пояснительная записка. Сборник практических з...

Здоровьесберегающие технологии как часть современных образовательных технологий

Здоровьесберегающие технологии - Методический доклад...

Раздел "Технология монтажа подвесного потолка" рабочей тетради "Технология отделки помещений сухим способом"

Материал рабочей тетради соответствует требованиям к знаниям и умениям обучающихся, предъявляемым ФГОС  начального профессионального образования по профессии "Мастер сухого строительства", и вклю...

Авторская программа. Технологии. Информационные технологии.

Преимущества авторской  программы: в отличии от предмета « Технологии» , «Технологии. Информационные  технологии» позволяют  учащимся приобрести навыки необходимые им  в дальнейшей...

Статья "Образовательные технологии.Основы Дальтон-технологии как личностно-ориентированной. Реализация технологии в моей практике."

В этой статье сформулированы основные положения Дальтон-технологии, показаны примеры использования её элементов на уроках русского языка и литературы...