Рабочая тетрадь по учебной дисциплине Основы анатомии и физиологии кожи и волос
учебно-методическое пособие
Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Основы анатомии и физиологии кожи и волос» является учебным пособием и частью учебно - методического комплекта по специальности 43.02.02 Сервис и туризм 43.00.00 Парикмахерское искусство.
Учебное пособие включает в себя задания по основным темам дисциплины, список литературы и источников Интернет. Предназначено для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов, организации самоконтроля.
Пособие может быть использовано для проверки уровня освоения студентами материала учебного курса.
Рабочая тетрадь предназначена для освоения учебного материала и проверки знаний по темам курса «Основы анатомии и физиологии кожи и волос».
В пособии представлены различные виды заданий для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы с применением содержания лекционного материала, учебных пособий, ресурсов Интернет.
Задания, представленные в рабочей тетради, способствуют:
- закреплению учебного материала;
- развитию умения формулировать и обосновывать свое мнение по какому-либо вопросу, аргументировать свой ответ;
- формированию навыков работы с литературой и ресурсами Интернет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_tetrad_po_osnovam_anatomii_i_fiziologii_kozhi_i_volos.docx | 202.2 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия индустрии красоты « ЛОКОН»
Рабочая тетрадь
по учебной дисциплине
Основы анатомии и физиологии кожи и волос
Учебное пособие для специальностей
43.02.02 Парикмахерское искусство
в СПб ГБПОУ «Академия «ЛОКОН»
Разработчик: преподаватель Ю.Г.Арзангулян
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия индустрии красоты « ЛОКОН»
Рабочая тетрадь
по учебной дисциплине
Основы анатомии и физиологии кожи и волос
Ф.И.О. студента:
___________________________
Группа № ________
Курс________
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Основы анатомии и физиологии кожи и волос» является учебным пособием и частью учебно - методического комплекта по специальности 43.02.02 Сервис и туризм 43.00.00 Парикмахерское искусство.
Учебное пособие включает в себя задания по основным темам дисциплины, список литературы и источников Интернет. Предназначено для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов, организации самоконтроля.
Пособие может быть использовано для проверки уровня освоения студентами материала учебного курса.
Рабочая тетрадь предназначена для освоения учебного материала и проверки знаний по темам курса «Основы анатомии и физиологии кожи и волос».
В пособии представлены различные виды заданий для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы с применением содержания лекционного материала, учебных пособий, ресурсов Интернет.
Задания, представленные в рабочей тетради, способствуют:
- закреплению учебного материала;
- развитию умения формулировать и обосновывать свое мнение по какому-либо вопросу, аргументировать свой ответ;
- формированию навыков работы с литературой и ресурсами Интернет.
Содержание
Тема 1. Кожа, основы анатомии
Тема 2. Производные кожи
Тема 3. Значение волос в жизнедеятельности организма
Тема 4. Особенности воздействия парикмахерских услуг на кожу головы и волос
Тема 5. Заболевания кожи и волос
Тема 6. Основы эпидемиологии
Тема 1. Кожа, основы анатомии
- На рис.1 приведена схема строения кожи. Заполните таблицу 1, перечисляя названия слоев и тканей кожи человека.
Рисунок 1 – Схема строения кожи
Таблица 1 - Слои эпидермиса
Обозначение на рис.1 | Название слоя и ткани кожи человека |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 | |
11 |
- Сколько и каких слоев входит в состав эпидермиса?
В состав эпидермиса входят ______слоя.
Перечислите названия этих слоев: _____________________________________
__________________________________________________________________
- Дополните предложение.
Дерма, или собственно кожа, расположена _____________________________, имеет толщину _____мм и состоит из _______ (сколько) слоев_____________ ___________________________________________________________________________________________________________________ (назовите эти слои).
- Дополните предложение.
В состав дермы входят: _____________________________________________
__________________________________________________________________
- Выберите правильный вариант ответа.
Нервные окончания и капилляры располагаются в
1) эпидермисе; 2) дерме; 3) роговом слое; 4) подкожно – жировой клетчатке.
- Какие функции выполняет кровь, циркулирующая по кровеноснымсосудам кожи? ________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Лимфа, циркулирующая по лимфатическим сосудам дермы, выполняет три важные функции (перечислите):
1)_________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________
3)_________________________________________________________________
8. Продолжите предложение.
Гиподерма состоит из________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________.
9. Перечислите функции гиподермы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Перечислите функции, которая выполняет кожа как орган тела человека:
1)___________________________________________________________
2)___________________________________________________________
3)____________________________________________________________
4)____________________________________________________________
5)____________________________________________________________
6)____________________________________________________________
7)____________________________________________________________
8)____________________________________________________________
Тема 2. Производные кожи
1. На рис. 2 показан участок кожи и сальная железа. Почему выводной проток сальной железы изображен около фолликула волоса?Укажите его номер на рисунке.
Рисунок 2 - Участок кожи и сальная железа
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выберите правильный вариант ответа:
На каких участках кожи человека располагается наибольшее количество сальных желез?
1) на голове
2) на руках
3) на лице
4) на животе
5) на верхней части спины
На каких участках кожи человека располагается наименьшее количество сальных желез?
1) на голове
2) на руках
3) на лице
4) на животе
5) на верхней части спины
3. Что собой представляет кожное сало, которое выделяется сальными железами? Из чего оно состоит? Что может выводиться из организма человека вместе с кожным салом?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.В коже человека существуют потовые железы двух видов. На рис. 3 показан участок кожи с потовыми железами. Подпишите названия потовых желез в соответствии с их месторасположением.
Рисунок 3 - Участок кожи с потовыми железами
5. Дополните следующее положение:
Ноготь представляет собой __________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________.
6. Подпишите составныечасти ногтя, показанные на рисунке 4.
Рисунок 4 –Составные части ногтя
7. В ногтевой пластинке различают следующие составные части (перечислите): ____________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Скорость роста ногтей на руках и ногах и даже на разных пальцах разная. Заполните пробел: в среднем ноготь растет со скоростью _____ мм в день.
9. Укажите за сколько дней происходит полное обновление ногтей:
__________________________________________________________________
10. Дополните следующее положение.
Ногти требуют постоянного ________________ ухода (чистка ногтей, подстригание), а также социального ухода ______________________________ и _________________________________, которые служат не только гигиеническим, но и косметическим целям.
Тема 3. Значение волос в жизнедеятельности организма
1. Что изучает наука «трихология»?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
- Продолжите предложение.
Специалист, диагностирующий состояние волос, называется______________.
3.Дайте определение термина «волосы».
Волосы- __________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4.На теле человека различают следующие группы волос:
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
- _______________________________________________________________
5.В состав волос входят следующие химические вещества: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Волосы выполняют следующие жизненные функции:
1)________________________________________________________________
2)________________________________________________________________
3)________________________________________________________________
4)________________________________________________________________
5)________________________________________________________________
6)________________________________________________________________
7.На рис. 5 показано общее строение волоса, укажите элементы, отмеченные на рисунке выносными линиями.
Рисунок 5 - Общее строение волоса
8.Дополните следующее положение:
Различия в типах волос зависят от принадлежности человека к определенной расовой группе. По типам волосы подразделяются на: _________________________________ и _______________________________,
_________________________________ и _______________________________.
9.Дополните следующее положение.
Толщина стержня волос у представителей каждой расы разная: наиболее толстые волосы у народов _______________________________, их диаметр составляет _____ мм, более тонкие у ___________________________________
диаметром ________ мм.
10.По внешнему виду волосы подразделяют на жирные и сухие. Перечислите внешние признаки жирного типа волос:
1)_________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________
3)_________________________________________________________________
11. Продолжите предложение.
Причиной наличия жирных волос на голове человека может являться ____________________________________________________________________________________________________________________________________
12.Почему для жирных волос противопоказан активный массаж головы? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13.Внешними признаками сухих волос являются следующие:
1)________________________________________________________________
2)________________________________________________________________
3)________________________________________________________________
4)________________________________________________________________
5)________________________________________________________________
14.Причинами сухости волос могут быть (продолжите)___________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________
15.Для чего парикмахеру необходимо знать о жирности и сухости волос?____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
16.Дополните следующее положение.
Часть волоса, расположенная над кожей, называется ________________________, а другая часть, расположенная в ткани кожи, называется __________________________.
17.За счет чего происходит формирование волоса и его рост? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
18.Что такое меланин? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
19.Чем обусловливается цвет волос человека? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
20.Как растут волосы на поверхности головы человека? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
21.На рис.6 показано строение стержня волоса, укажите элементы, отмеченные цифрами с выносными линиями.
Рисунок 6 – Строение стержня волоса
22.Дополните следующее положение.
Поверхностный слой стержня волоса называется __________________ и состоит из слоев ___________________________________________________, которые напоминают черепицу.
23.Дополните следующее положение.
Основной внутренний слой стержня волоса называется _______________, или корковым веществом волоса. В этом слое в основном находятся пигменты волоса, определяющие его цвет.
24.Дополните следующее положение.
Третий слой стержня волоса называется _______________. Он содержит ____________________________________________________________________________________________________________________________________.
25.Рост и развитие волос связаны с развитием волосяных фолликулов.Рост волос включает в себя три фазы, которые показаны на рис. 7. Опишите кратко каждую фазу роста волос.
Рисунок 7 – Фазы развития волосяных фолликулов
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
26. Дополните следующее положение.
Средняя продолжительность фазы роста волоса составляет ______ дней, фазы выпадения _____ дней.
27. Чем обусловлена длина каждого волоса на голове и какаясредняя скорость роста волос?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
28. Перечислите факторы, которые оказывают влияние на рост волос. Что способствует росту густых и сильных волос?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
29.Дайте характеристику здоровых волос. ____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
30. Назовите причины преждевременного выпадения волос:
1)_________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________
3)_________________________________________________________________
4)_________________________________________________________________
31.Ответьте на вопрос.
Что такое алопеция? _________________________________________________
__________________________________________________________________
32.Перечислите виды алопеций________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
33. Назовите виды поврежденийволос:
1)_________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________
3)_________________________________________________________________
34. Назовите типы химических связей, которые влияют на устойчивость и стабильность кератина волос:
1)_________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________
3)_________________________________________________________________
35. Наиболее негативное воздействие на структуру волос оказывает химическая обработка волос. Какие процедуры, выполняемые в парикмахерских, могут вызвать химическое повреждение волос? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
36. Назовите основные правила работы с поврежденными волосами. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 4. Особенности воздействия парикмахерских услуг на кожу головы и волос
1.Перечислите общие правила гигиенического ухода за волосами:
1)_________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________
3)_________________________________________________________________
4)_________________________________________________________________
2. Опишите, как правильно мыть здоровые волосы: _____________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Опишите, как правильно расчесывать волосы, чтобы их меньше повреждать:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.В зависимости от активности сальных желез различают волосы сухие, жирные и смешанные. Что может также привести к сухости волос и кожи головы?___________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Что следует рекомендовать клиентам для нормализации состояния сухих волос? ____________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
6.В результате нарушения работы сальных желез кожи головы возможно увеличение выработки кожного сала и, как следствие развитие себореи. Что можно рекомендовать клиентам для поддержания нормального состояния жирных волос? ______________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Когда волосы на голове характеризуют как волосы смешанного типа волос? Что можно рекомендовать клиентам с волосами такого типа?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Перечислите факторы, которые могут привести к повреждению волос:
1)_________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________
3)_________________________________________________________________
4)_________________________________________________________________
5)_________________________________________________________________
6)_________________________________________________________________
7)_________________________________________________________________
9.О повреждении волос могут свидетельствовать такие явления как:трихорексис, трихоптилоз, трихоклазия. Что с собой представляют эти повреждения?
Трихорексис - ______________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________
Трихоптилоз - ______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Трихоклазия - ______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Какие проблемы с кожей могут возникать в подростковом и юношеском возрасте? Какие способы решения этих проблем можно рекомендовать клиентам? __________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11.Перечислите факторы, которые оказывают полезное воздействие на состояние кожного покрова человека.
1)______________________________
2)______________________________
3)______________________________
4)______________________________
5)______________________________
6)______________________________
7)______________________________
12.Объясните, почему парикмахер должен тщательно следить за состоянием своих рук и ногтей.
__________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
13.Перечислите основные приемы гигиенического ухода за руками и ногтями:
1)_________________________________________________________________
2)_________________________________________________________________
3)_________________________________________________________________
4)_________________________________________________________________
5)_________________________________________________________________
6)_________________________________________________________________
Список литературы
Основная литература
1.Гайворонский И. В.Анатомия и физиология человека. Учебник для среднего профессионального образования/И.В.Гайворонский. - М.: Академия, 2014. -496 с.
2.Дрибноход Ю.Ю. Косметология/ Ю.Ю. Дрибноход.- Ростов н/Д.:Феникс, 2010.-538 с.
3.Плотникова И.Ю., Черниченко Т.А. Учебное пособие. Технология парикмахерских работ/ И.Ю. Плотникова, Т.А. Черниченко. – М.: Академия, 2011.-176 с.
4.РадкевичН.А.Материалы для парикмахерских и косметических работ/ Н.А. Радкевич.- М.: Новое знание, 2010.-190 с.
5.Ситкалиева Е.В. Дерматовенерология. Конспект лекций/ Е.В. Ситкалиева. -М.: Эксмо,2011.-160с.
6.Соколова Е.А. Основы физиологии кожи и волос.Учебник для среднего профессионального образования/Е.А.Соколова. - М.:Академия, 2013.-176с.
7.Уколова А.В. Парикмахерское искусство. Материаловедение. Учебник для среднего профессионального образования/ А.В. Уколова. – М.: Академия, 2011.-160 с.
8.Чалова Л.Д. Санитария и гигиена парикмахерских услуг. Учебник для среднего профессионального образования/ Л.Д. Чалова. –М.:Академия, 2010.-160с.
Дополнительная литература
1.Степанова Ж.В. Грибковые заболевания/ Ж.В. Степанова. - М.: Крон-Пресс,1996. –176с.
2.СкрипкинаЮ.К. Кожные и венерические болезни: руководство для врачей. В 4-х т. Т 1 /Ю.К. Скрипкина. М.: Медицина, 1995. – 576 с.
3.Фандеев Л.И. Кожные и венерические болезни/ Л.И. Фандеев - М.:Медицина, 1984. - 363 с.
Интернет - ресурсы
Медицинская энциклопедия «Книга Медика»
- http://www.knigamedika.ru/bolezni-kozhi/impetigo.html
Медицинская энциклопедия «Книга Медика»
3. http://vlanamed.com/kontakty/Энциклопедия заболеваний
4. http://vlanamed.com/onihomikoz/Энциклопедия заболеваний
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 Основы анатомии и физиологии кожи и волос
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы анатомии и физиологии кожи и волос» - является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 43.02.02 Парикмахерск...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ по дисциплине: «Основы анатомии и физиологии кожи и волос»
Методические рекомендации предназначены для студентов ТКСТП г. Тольятти, обучающихся по специальности: 100116 «Парикмахерское искусство».Курс «Основы анатомии и физиологии кожи и волос» является...
Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.11 Гостиничный сервис
Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.11 Гостиничный сервис...
Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.10 Туризм
Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.10 Туризм...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.18 Электро
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.18 Электромонтажник ...
Тест для дифференцированному зачету по дисциплине ОП.06 Основы анатомии и физиологии кожи и волос
Тест составлен с использованием программного обеспечения «Google Формы», что позволяет автоматически проверять правильность ответов студента и подсчитывать количество набранных баллов за п...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Микробиология, физиология питания, санитария и гигиена
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, утвержденного приказом Мини...