Рабочая тетрадь по учебной дисциплине Основы анатомии и физиологии кожи и волос
учебно-методическое пособие

  Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Основы анатомии и физиологии кожи и волос» является учебным пособием и частью  учебно - методического комплекта по специальности 43.02.02 Сервис и туризм 43.00.00 Парикмахерское искусство.

Учебное пособие включает в себя задания по основным темам дисциплины, список литературы и источников Интернет. Предназначено для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов, организации самоконтроля.

Пособие может быть использовано для проверки уровня освоения студентами материала учебного курса.

Рабочая тетрадь предназначена для освоения учебного материала и проверки знаний по темам курса «Основы анатомии и физиологии кожи и волос».

В пособии представлены различные виды заданий для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы с применением содержания лекционного материала, учебных пособий, ресурсов Интернет.

Задания, представленные в рабочей тетради, способствуют:

  • закреплению учебного материала;
  • развитию умения формулировать и обосновывать свое мнение по какому-либо вопросу, аргументировать свой ответ;
  • формированию навыков работы с литературой и ресурсами Интернет.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМИТЕТ  ПО  ОБРАЗОВАНИЮ  САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия индустрии красоты  « ЛОКОН»

Рабочая тетрадь

по учебной дисциплине

Основы анатомии и физиологии кожи и волос

Учебное пособие для специальностей

43.02.02 Парикмахерское искусство

в СПб ГБПОУ «Академия «ЛОКОН»

Разработчик: преподаватель Ю.Г.Арзангулян

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

КОМИТЕТ  ПО  ОБРАЗОВАНИЮ  САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Академия индустрии красоты  « ЛОКОН»

Рабочая тетрадь

по учебной дисциплине

Основы анатомии и физиологии кожи и волос

                                                                                               Ф.И.О. студента:

___________________________

Группа № ________

                                                                                                     Курс________

  САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

  Рабочая тетрадь по учебной дисциплине «Основы анатомии и физиологии кожи и волос» является учебным пособием и частью  учебно - методического комплекта по специальности 43.02.02 Сервис и туризм 43.00.00 Парикмахерское искусство.

Учебное пособие включает в себя задания по основным темам дисциплины, список литературы и источников Интернет. Предназначено для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы студентов, организации самоконтроля.

Пособие может быть использовано для проверки уровня освоения студентами материала учебного курса.

Рабочая тетрадь предназначена для освоения учебного материала и проверки знаний по темам курса «Основы анатомии и физиологии кожи и волос».

В пособии представлены различные виды заданий для самостоятельной аудиторной и внеаудиторной работы с применением содержания лекционного материала, учебных пособий, ресурсов Интернет.

Задания, представленные в рабочей тетради, способствуют:

  • закреплению учебного материала;
  • развитию умения формулировать и обосновывать свое мнение по какому-либо вопросу, аргументировать свой ответ;
  • формированию навыков работы с литературой и ресурсами Интернет.

Содержание

Тема 1. Кожа, основы анатомии

Тема 2. Производные кожи

Тема 3. Значение волос в жизнедеятельности организма

Тема 4. Особенности воздействия парикмахерских услуг на кожу головы и волос

Тема 5. Заболевания кожи и волос

Тема 6. Основы эпидемиологии

Тема 1. Кожа, основы анатомии

  1. На рис.1 приведена схема строения кожи. Заполните таблицу 1, перечисляя названия слоев и тканей кожи человека.

Лекция 15. Класс Млекопитающие (Mammalia)

Рисунок 1 – Схема строения кожи

Таблица 1 - Слои эпидермиса

Обозначение

 на рис.1

Название слоя и ткани кожи человека

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

  1. Сколько и каких слоев входит в состав эпидермиса?

В состав эпидермиса входят ______слоя.

Перечислите названия этих слоев: _____________________________________

__________________________________________________________________

  1. Дополните предложение.

Дерма, или собственно кожа, расположена _____________________________, имеет толщину _____мм и состоит из _______ (сколько) слоев_____________ ___________________________________________________________________________________________________________________ (назовите эти слои).

  1. Дополните предложение.

В состав дермы входят: _____________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Выберите правильный вариант ответа.

Нервные окончания и капилляры располагаются в

1) эпидермисе; 2) дерме; 3) роговом слое; 4) подкожно – жировой клетчатке.

  1. Какие функции выполняет кровь, циркулирующая по кровеноснымсосудам кожи? ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Лимфа, циркулирующая по лимфатическим сосудам дермы, выполняет три важные функции (перечислите):

1)_________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________

8. Продолжите предложение.

Гиподерма состоит из________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

9.  Перечислите функции гиподермы: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Перечислите функции, которая выполняет кожа как орган тела человека:

1)___________________________________________________________

2)___________________________________________________________

3)____________________________________________________________

4)____________________________________________________________

5)____________________________________________________________

6)____________________________________________________________

7)____________________________________________________________

8)____________________________________________________________

Тема 2. Производные кожи

     1. На рис. 2 показан участок кожи и сальная железа. Почему выводной проток сальной железы изображен около фолликула волоса?Укажите его номер на рисунке.

        

Русские Гавайи - форум русскоязычной общины * Просмотр темы - Сыроежу

Рисунок 2 - Участок кожи и сальная железа

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выберите правильный вариант ответа:

На каких участках кожи человека располагается наибольшее количество сальных желез?

1) на голове

2) на руках

3) на лице

4) на животе

5) на верхней части спины

На каких участках кожи человека располагается наименьшее   количество сальных желез?

1) на голове

2) на руках

3) на лице

4) на животе

5) на верхней части спины

3. Что собой представляет кожное сало, которое выделяется сальными железами? Из чего оно состоит? Что может выводиться из организма человека вместе с кожным салом?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.В коже человека существуют потовые железы двух видов. На рис. 3 показан участок кожи с потовыми железами. Подпишите названия потовых желез в соответствии с их месторасположением.

C:\Documents and Settings\Женя\Рабочий стол\кожа.JPG

Рисунок 3 - Участок кожи с потовыми железами

         5. Дополните следующее положение:

 Ноготь представляет собой __________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________.

6. Подпишите составныечасти ногтя, показанные на рисунке 4.

C:\Documents and Settings\Женя\Рабочий стол\ноготь.JPG

Рисунок 4 –Составные части ногтя

7. В ногтевой пластинке различают следующие составные части (перечислите): ____________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Скорость роста ногтей на руках и ногах и даже на разных пальцах разная. Заполните пробел: в среднем ноготь растет со скоростью _____ мм в день.

9. Укажите за сколько дней происходит полное обновление ногтей:

__________________________________________________________________

10. Дополните следующее положение.

Ногти требуют постоянного ________________ ухода (чистка ногтей, подстригание), а также социального ухода ______________________________ и _________________________________, которые служат не только гигиеническим, но и косметическим целям.

Тема 3. Значение волос в жизнедеятельности организма

1. Что изучает наука «трихология»?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

  1. Продолжите предложение.

Специалист, диагностирующий состояние волос, называется______________.

3.Дайте определение термина «волосы».

Волосы- __________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

4.На теле человека различают следующие группы волос:

  1. _______________________________________________________________
  2. _______________________________________________________________
  3. _______________________________________________________________

5.В состав волос входят следующие химические вещества: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Волосы выполняют следующие жизненные функции:

1)________________________________________________________________

2)________________________________________________________________

3)________________________________________________________________

4)________________________________________________________________

5)________________________________________________________________

6)________________________________________________________________

7.На рис. 5 показано общее строение волоса, укажите элементы, отмеченные на рисунке выносными линиями.

C:\Documents and Settings\Женя\Рабочий стол\воло.JPG

Рисунок 5 - Общее строение волоса

8.Дополните следующее положение:

Различия в типах волос зависят от принадлежности человека к определенной расовой группе. По типам волосы подразделяются на: _________________________________ и _______________________________,

_________________________________ и _______________________________.

9.Дополните следующее положение.

Толщина стержня волос у представителей каждой расы разная: наиболее толстые волосы у народов _______________________________, их диаметр составляет _____ мм, более тонкие у ___________________________________

диаметром ________ мм.

10.По внешнему виду волосы подразделяют на жирные и сухие. Перечислите внешние признаки жирного типа волос:

1)_________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________

11. Продолжите предложение.

Причиной наличия жирных волос на голове человека может являться ____________________________________________________________________________________________________________________________________

12.Почему для жирных волос противопоказан активный массаж головы? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.Внешними признаками сухих волос являются следующие:

1)________________________________________________________________

2)________________________________________________________________

3)________________________________________________________________

4)________________________________________________________________

5)________________________________________________________________

14.Причинами сухости волос могут быть (продолжите)___________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________

15.Для чего парикмахеру необходимо знать о жирности и сухости волос?____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

16.Дополните следующее положение.

Часть волоса, расположенная над кожей, называется ________________________, а другая часть, расположенная в ткани кожи, называется __________________________.

17.За счет чего происходит формирование волоса и его рост? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

18.Что такое меланин? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

19.Чем обусловливается цвет волос человека? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20.Как растут волосы на поверхности головы человека? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

21.На рис.6 показано строение стержня волоса, укажите элементы, отмеченные цифрами с выносными линиями.

Маски для волос и кожи головы

Рисунок 6 – Строение стержня волоса

22.Дополните следующее положение.

Поверхностный слой стержня волоса называется __________________ и состоит из слоев ___________________________________________________, которые напоминают черепицу.

23.Дополните следующее положение.

Основной внутренний слой стержня волоса называется _______________, или корковым веществом волоса. В этом слое в основном находятся пигменты волоса, определяющие его цвет.

24.Дополните следующее положение.

Третий слой стержня волоса называется _______________. Он содержит ____________________________________________________________________________________________________________________________________.

25.Рост и развитие волос связаны с развитием волосяных фолликулов.Рост волос включает в себя три фазы, которые показаны на рис. 7. Опишите кратко каждую фазу роста волос.

Строение волос, типы волос, как растут волосы, сколько волос на голове человека

Рисунок 7 – Фазы развития волосяных фолликулов

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

26. Дополните следующее положение.

Средняя продолжительность фазы роста волоса составляет ______ дней, фазы выпадения _____ дней.

27. Чем обусловлена длина каждого волоса на голове и какаясредняя скорость роста волос?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

28. Перечислите факторы, которые оказывают влияние на рост волос. Что способствует росту густых и сильных волос?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

29.Дайте характеристику здоровых волос. ____________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________

30. Назовите причины преждевременного выпадения волос:

1)_________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

31.Ответьте на вопрос.

Что такое алопеция? _________________________________________________

__________________________________________________________________

32.Перечислите виды алопеций________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

33. Назовите виды поврежденийволос:

1)_________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________

34. Назовите типы химических связей, которые влияют на устойчивость и стабильность кератина волос:

1)_________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________

35.  Наиболее негативное воздействие на структуру волос оказывает химическая обработка волос. Какие процедуры, выполняемые в парикмахерских, могут вызвать химическое повреждение волос? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

36. Назовите основные правила работы с поврежденными волосами. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 4. Особенности воздействия парикмахерских услуг на кожу головы и волос

        1.Перечислите общие правила гигиенического ухода за волосами:

1)_________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

2. Опишите, как правильно мыть здоровые волосы: _____________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.Опишите, как правильно расчесывать волосы, чтобы их меньше повреждать:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.В зависимости от активности сальных желез различают волосы сухие, жирные и смешанные. Что может также привести к сухости волос и кожи головы?___________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Что следует рекомендовать клиентам для нормализации состояния сухих волос? ____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

6.В результате нарушения работы сальных желез кожи головы возможно увеличение выработки кожного сала и, как следствие развитие себореи. Что можно рекомендовать клиентам для поддержания нормального состояния жирных волос? ______________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7.Когда волосы на голове характеризуют как волосы смешанного типа волос? Что можно рекомендовать клиентам с волосами такого типа?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Перечислите факторы, которые могут привести к повреждению волос:

1)_________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

5)_________________________________________________________________

6)_________________________________________________________________

7)_________________________________________________________________

9.О повреждении волос могут свидетельствовать такие явления как:трихорексис, трихоптилоз, трихоклазия. Что с собой представляют эти повреждения?

Трихорексис - ______________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Трихоптилоз - ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Трихоклазия - ______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Какие проблемы с кожей могут возникать в подростковом и юношеском возрасте? Какие способы решения этих проблем можно рекомендовать клиентам? __________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11.Перечислите факторы, которые оказывают полезное воздействие на состояние кожного покрова человека.

1)______________________________

2)______________________________

3)______________________________

4)______________________________

5)______________________________

6)______________________________

7)______________________________

12.Объясните, почему парикмахер должен тщательно следить за состоянием своих рук и ногтей.

__________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.Перечислите основные приемы гигиенического ухода за руками и ногтями:

1)_________________________________________________________________

2)_________________________________________________________________

3)_________________________________________________________________

4)_________________________________________________________________

5)_________________________________________________________________

6)_________________________________________________________________

Список литературы

Основная литература

1.Гайворонский И. В.Анатомия и физиология человека. Учебник для среднего профессионального образования/И.В.Гайворонский. - М.: Академия, 2014. -496 с.

2.Дрибноход Ю.Ю. Косметология/ Ю.Ю. Дрибноход.- Ростов н/Д.:Феникс, 2010.-538 с.

3.Плотникова И.Ю., Черниченко Т.А. Учебное пособие. Технология парикмахерских работ/ И.Ю. Плотникова, Т.А. Черниченко. – М.: Академия, 2011.-176 с.

4.РадкевичН.А.Материалы для парикмахерских и косметических работ/ Н.А. Радкевич.- М.: Новое знание, 2010.-190 с.

5.Ситкалиева Е.В. Дерматовенерология. Конспект лекций/ Е.В. Ситкалиева. -М.: Эксмо,2011.-160с.

6.Соколова Е.А. Основы физиологии кожи и волос.Учебник для среднего профессионального образования/Е.А.Соколова. - М.:Академия, 2013.-176с.

7.Уколова А.В. Парикмахерское искусство. Материаловедение. Учебник для среднего профессионального образования/ А.В. Уколова. – М.: Академия, 2011.-160 с.

8.Чалова Л.Д. Санитария и гигиена парикмахерских услуг. Учебник для среднего профессионального образования/ Л.Д. Чалова. –М.:Академия, 2010.-160с.

Дополнительная литература

1.Степанова Ж.В. Грибковые заболевания/ Ж.В. Степанова. - М.: Крон-Пресс,1996. –176с.

2.СкрипкинаЮ.К.  Кожные и венерические болезни: руководство для врачей. В 4-х т. Т 1 /Ю.К. Скрипкина. М.: Медицина, 1995. – 576 с.

3.Фандеев Л.И. Кожные и венерические болезни/ Л.И. Фандеев - М.:Медицина, 1984. - 363 с.

Интернет - ресурсы

  1. http://www.knigamedika.ru/bolezni-kozhi/karbunkul.html

Медицинская энциклопедия «Книга Медика»

  1. http://www.knigamedika.ru/bolezni-kozhi/impetigo.html

Медицинская энциклопедия «Книга Медика»

3. http://vlanamed.com/kontakty/Энциклопедия заболеваний

4. http://vlanamed.com/onihomikoz/Энциклопедия заболеваний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.05 Основы анатомии и физиологии кожи и волос

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы анатомии и физиологии кожи и волос» -  является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности 43.02.02 Парикмахерск...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ по дисциплине: «Основы анатомии и физиологии кожи и волос»

Методические рекомендации предназначены для студентов ТКСТП г. Тольятти, обучающихся по специальности: 100116 «Парикмахерское искусство».Курс «Основы анатомии и физиологии кожи и волос» является...

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.11 Гостиничный сервис

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.11 Гостиничный сервис...

Рабочая программа учебной дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.10 Туризм

Рабочая программа учебной  дисциплины Основы учебно-исследовательской деятельности специальность 43.02.10 Туризм...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.18 Электро

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по  профессии 08.01.18 Электромонтажник ...

Тест для дифференцированному зачету по дисциплине ОП.06 Основы анатомии и физиологии кожи и волос

Тест составлен с использованием программного обеспечения «Google Формы», что позволяет автоматически проверять правильность ответов студента и подсчитывать количество набранных баллов за п...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.01 Микробиология, физиология питания, санитария и гигиена

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности 43.02.15 Поварское и кондитерское дело, утвержденного приказом Мини...