Мониторинг уровней обучаемости, обученности и мотивации обучающихся
методическая разработка
При организации образовательного процесса важное место занимает процесс диагностики и мониторинга таких показателей, как уровни обучаемости, обученности и мотивации обучающихся. Данная методическая разработка будет полезна преподавателям иностранного языка при организации работы по совершенствованию методов обучения, воспитания и диагностики развития обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_urovney_oom_dugaeva_n.i.docx | 42.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг уровней обучаемости, обученности и мотивации обучающихся.
Преподаватель иностранных языков Дугаева Наталья Ивановна,
ГАПОУ НСО «Новосибирский колледж автосервиса и дорожного хозяйства»
В педагогической деятельности каждого преподавателя при организации образовательного процесса важное место занимает процесс диагностики и мониторинга таких показателей, как уровни обучаемости, обученности и мотивации обучающихся.
Обучаемость — это те характеристики психики обучающегося, которые составляют резервы его развития, будущие возможности. Это восприимчивость студента к усвоению новых знаний и новых способов их добывания, а также готовность к переходу на новые уровни умственного развития. Если обучаемость - характеристика его потенциального развития, то обученность — это характеристика актуального развития того, чем уже располагает обучающийся
Обученность — это те характеристики психического развития обучающегося, которые сложились в результате всего предыдущего хода обучения. Обученность включает как наличный, имеющийся к сегодняшнему дню запас знаний, так и сложившиеся способы и приемы их приобретения - умение учиться. Это определенный итог предыдущего обучения, прошлого опыта, все то, на что можно и нужно опереться в работе с обучающимся.
Мотива́ция –психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость. Мотив учебной деятельности – это направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним к ней отношением.
Начиная работу с группой преподавателю необходимо выявить состояние обученности, обучаемости , мотивации и спроектировать на основе полученных результатов обучающие и развивающие задачи, а затем после завершения определенного этапа работы, вновь оценить состояние обученности и обучаемости учащихся и изменения их уровней.
Цель мониторинга: Изучение качественных показателей обучаемости, обученности и мотивации обучающихся как основы проектирования и планирования учебной деятельности на различных этапах организации образовательного процесса.
Задачи:
1. Подобрать диагностические методики, определить характерные показатели и параметры для оценки уровней и методы сбора данных.
2. Разработать характеристики уровней обученности, обучаемости и мотивации.
3. Подготовить диагностический материал и провести изучение показателей обученности, обучаемости и мотивации студентов.
4. Обработать полученные результаты и проанализировать их.
Методика определения уровня обучаемости.
Уровень обучаемости – это потенциальные возможности и готовность обучающихся к освоению знаний в процессе образовательной деятельности.
Характерные показатели уровней обучаемости:
Творческий - учащиеся обладают многосторонними способностями, имеют высокую работоспособность, испытывают потребность в умственном труде обладают умениями конструировать материал, умеют аргументировано доказывать свою точку зрения на родном языке, пытаются внедрять новые знания в систему уже сложившихся знаний, переводят тексты с английского языка на русский, умеют делать обобщения и выводы, обладают достаточным словарным запасом родного и базовым запасом иностранного языка.
Конструктивный - учащиеся осознают цель, понимают возникшую проблему, планируют содержание и структуру своей деятельности, легко составляют план последовательности действий, находят приемы решения проблемы, умеют выбрать пути решения, имеют знания и умения по самообразованию, обладают достаточным словарным запасом родного и элементарным запасом иностранного языка.
Репродуктивный - учащиеся умеют делать простые обобщения, соединять простые выводы в более сложные, овладевают материалом в том объеме, который имеется в учебнике; учебные задания первоначально выполняют на уровне копирования, в процессе закрепления проявляют догадливость, но проявить собственное отношение к фактам не могут, не предпринимают попытку открыть новое знание; умеют работать с несколькими информационными источниками. Словарный запас родного и иностранного языка ограничен.
Цель методики: оценка уровня обучаемости обучающихся на различных этапах организации образовательного процесса.
Задачи:
1.Подобрать новый учебный материал базисного уровня на 10 минут для объяснения учащимся и объяснить его на основе актуализации известной информации;
2. Показать образец применения знания в подобной ситуации и образец применения знания в измененной ситуации;
3. Организовать самостоятельную работу из 4 разноуровневых заданий.
4.Проанализировать результаты и сделать выводы.
Уровни и параметры оценки
Уровни обучаемости и критерии оценки
Уровни | Критерии | |
1 | Низкий | выполнил 1, 2 |
2 | Средний | выполнил 1, 2, 3 задания |
3 | Высокий | выполнил все четыре задания |
Результаты полученной информации фиксируются в таблице:
№ п.п. | Ф. И. О. | Уровень обучаемости | Примечания | ||
высокий | средний | низкий | |||
| + |
|
| ||
| + |
|
| ||
|
| + |
|
Методика определения уровня обученности.
Уровень обученности – это реально усвоенные ими знания, умения и навыки, определенный итог прошлого обучения.
Степень обученности - это совокупность определенных знаний умений и навыков, усвоенных учащимися.
Показатели степени обученности:
Первый показатель - различение, распознавание - характеризует низшую степень обученности. Учащийся отличает данный объект, процесс, явление или какое-либо действие от их аналогов только тогда, когда ему предъявляют их в готовом виде. На иностранном языке распознает отдельные слова, но читает с ошибками. Правил грамматики не знает. Это самая низкая ступень овладения учащимся знаниями, т.е. это возможность только узнавания, в дальнейшем процесс восстановления запечатленного в памяти мысленного образа.
Второй показатель - запоминание. При этой степени обученности учащийся может пересказать на родном языке содержание определенного текста, правила, но сплошное воспроизведение текста не может служить еще доказательством его понимания. Он в основном характеризует количество усвоенной информации. На иностранном языке читает с ошибками слова и предложения, не понимает их лексическое значение. Не знает грамматических правил. Навыки аудирования не развиты.
Третий показатель - понимание - как процесс нахождения существенных признаков и связей исследуемых предметов и явлений и вычленение их из массы несущественного, случайного на основе анализа и синтеза, применения правил логического умозаключения и установления сходства и различия причин, вызвавших появление данных объектов и их развития.
На иностранном языке учащийся владеет тремя видами речевой деятельности: чтение, письмо, аудирование, а так же имеет элементарные базовые знания лексического и грамматического материала.
Четвертый показатель - простейшие, элементарные умения и навыки. Психологи определяют умение как закрепленные способы применения знаний в практической деятельности. При этой степени обученности учащийся показывает умение применять на практике полученные им теоретические знания в простейших (алгоритмизированных) заданиях: решает типовые, стандартные задачи с использованием усвоенных правил, вскрывает легко обнаруживаемые причинно-следственные связи при разборе теоретического материала и умеет определенные несложные теоретические положения связать с практикой. На иностранном языке учащийся владеет всеми видами речевой деятельности: чтение, письмо, аудирование, говорение а так же имеет хорошие базовые знания лексического и грамматического материала.
Пятый показатель - перенос, т.е. положительное влияние ранее усвоенного навыка на овладение новыми. Учащийся, показывающий эту наивысшую степень обученности, умеет творчески применять полученные теоретические познания на практике в новой, нестандартной ситуации. Перенос характеризуется способностью к обобщению и переносу установленных закономерностей на новые явления. На иностранном языке учащийся свободно владеет всеми видами речевой деятельности: чтение, письмо, аудирование , говорение. Имеет базовые знания лексического и грамматического материала и применяет их в различных ситуациях.
Цель методики: оценка уровня обученности обучающихся на различных этапах организации образовательного процесса.
Задачи:
1.Составить самостоятельную работу, включающую в себя 5 вопросов, которые сформулированы в соответствии с содержанием каждого уровня и находятся в рамках обязательного минимума ЗУН.
2. Организовать самостоятельную работу, обучающемуся предлагается выбрать те вопросы, на которые он может ответить
3.Проанализировать результаты и сделать выводы.
Уровни и параметры оценки:
Уровни | Параметры (примерные формулировки заданий и вопросов) | |
1 | различение | – Выберите … из числа предложенных вариантов – Отметьте правильный ответ из … - Найди значение этого слова из ряда… |
2 | запоминание | – Назовите признаки … – Расскажите правило … – Запишите формулу … – Дайте определение … - Назови значение слова… |
3 | понимание | – Объяснить сущность явления … – Почему …? – Каковы последствия …? -Прочитайте и переведите.. -Послушайте и передайте содержание… |
4 | умения и навыки | – Решите задачу … –Послушайте и дайте ответы на вопросы… – Составьте рассказ (устно и письменно)… |
5 | перенос в новую ситуацию | –Напишите сочинение по теме… - Расскажите о… -Поговорите с собеседником… -Прочитайте и перескажите … |
Уровни обученности и критерии оценки:
Уровни | Критерии | |
1 | Низкий | Ответил на вопросы 1и 2 уровня |
2 | Средний | Ответил на вопросы 1-4 уровней |
3 | Высокий | Ответил на вопросы всех уровней |
Результаты полученной информации фиксируются в таблице:
№ п.п. | Ф. И. О. | Уровень обученности | Примечания | ||
высокий | средний | низкий | |||
| + |
|
| ||
| + |
|
| ||
|
| + |
|
Общие показатели по группам заносятся в таблицы:
№ группы | Всего обучающихся | Уровень обученности / уровень обучаемости | Примечания | ||
высокий | средний | низкий | |||
| + |
|
| ||
| + |
|
| ||
|
| + |
|
Методика определения уровня мотивации.
Учебная мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают обучающегося к учебной деятельности.
Показатели уровней мотивации:
Высокий уровень - Положительное отношение к учебной деятельности, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования, понимают значимость иностранного языка для будущей профессии и имеют желание изучать язык.
Средний уровень - Положительное отношение к учебной деятельности, познавательные мотивы сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает, не понимают для какой цели необходимо изучать язык и изучают его без желания;
Низкий уровень - Отношение к учебной деятельности отрицательное или безразличное, посещают образовательное учреждение неохотно, не понимают для какой цели необходимо изучать язык и не желают его изучать;
Цель: оценка уровня мотивации обучающихся на различных этапах организации образовательного процесса.
Задачи:
1.Составить анкету с вопросами, сформулированными в соответствии с показателями уровней мотивации.
2.Организовать анкетирование обучающихся и предложить предельно правдиво ответить на эти вопросы.
3.Проанализировать результаты и сделать выводы.
Уровни обученности и критерии оценки:
Уровни | Критерии | |
1 | Низкий | Отношение к учебной деятельности отрицательное или безразличное, не справляются с учебной деятельностью, посещают образовательное учреждение неохотно, не понимают для какой цели необходимо изучать язык и не желают его изучать; |
2 | Средний | Положительное отношение к учебной деятельности, познавательные мотивы сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает, не понимают для какой цели необходимо изучать язык и изучают его без желания; |
3 | Высокий | Положительное отношение к учебной деятельности, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые требования. понимают значимость иностранного языка для будущей профессии и имеют желание изучать язык |
Результаты полученной информации фиксируются в таблице:
№ п.п. | Ф. И. О. | Уровень мотивации | Примечания | ||
высокий | средний | низкий | |||
| + |
|
| ||
| + |
|
| ||
|
| + |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
использование некоторых техник и методов НЛП как условие организации положительного микроклимата педагогического процесса и повышения мотивации обучающихся к самопознанию
В современном образовании произошли глобальные изменения. С введением ФГОС в результате освоения дисциплины «Психология» обучающийся должен уметь дават...
Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка .
Исследовательская деятельность как средство повышения мотивации обучающихся к изучению английского языка ....
Методическая разработка по теме: "Формирование позитивной мотивации обучающихся колледжа к изучению экономических дисциплин через использование интерактивных методов обучения".
В настоящее время происходит реформирование системы профессионального образования. Эти изменения необходимы и в преподавании дисциплин экономического цикла. Но большинство преподавателей в своей работ...
Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50
В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...
РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...
Программа профессионального самообразования: «Применение инновационных технологий на уроках биологии для развития творческой инициативы, мотивации обучающихся с целью повышения качества обучения».
Цели: - повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности преподавателя; - создание условий для активизации познавательной деят...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА мастер-класса на тему Повышение учебной мотивации обучающихся с помощью активных методов обучения
В методической разработке приведен план-конспект проведения мастер-класса, в ходе которого обобщается и распространяется опыт применения активных методов обучения н...