Методическая разработка занятия, тема " Процесс принятия группового решения и его психологические особенности"
методическая разработка

Данная методическая разработка создана в помощь преподавателю, для проведения комбинированного занятия по теме: "Процесс принятия группового решения и его психологические особенности". Изучаемая тема соответствует ФГОС и рабочей программе ОП. 09 Психология, часть "Социальная психология".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Комбинированного занятия для преподавателей

ОП.09 «Психология»,

часть «Социальная психология»

Тема занятия: «Процесс принятия группового решения и его психологические особенности»

для специальности 34.02.01 «Сестринское дело»

        

Разработчик:

Баженова Е.В., преподаватель высшей квалификационной категории

Санкт-Петербург

2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка …………………………….………………...…. 3
  2. Обоснование темы занятия ………………………………….………...... 3
  3. Цель и задачи занятия …………………….…………………….……......3
  4. Уровни усвоения …………………………………………………..……. 4
  5. Тип занятия ……………………………………………………………….5
  6. Место проведения занятия ………………………………………………5
  7. Время проведения занятия ………………………………………………5
  8. Оптимизация занятия ……………………………………………………5
  9. Схема интегративных (межпредметных и внутрипредметных)

            связей темы занятия ……………………………………………………...5

  1. Граф логической структуры занятия ……………………………………7
  2. Задание на самоподготовку к данному занятию ………………….........8
  3. Хронокарта занятий ………………………………………………....….. 8
  4. План комбинированного занятия …………………………………….....9
  5. Ход занятия (этапы планирования занятия) ………………………..…..9
  6. Карта необходимого оснащения занятия …………………………..… 13
  7. Задание к самостоятельной (внеаудиторной) работе студентов ..….. 13
  8. Словарь терминов …………………………………………………..…. 15
  9. Литература для студентов …………………………………………..… 16
  10. Литература для преподавателей (основная и дополнительная)…….. 17
  11. Контроль и оценка результатов освоения учебного занятия...…….... 17
  12. Приложение 1………………………………………………………..…. 19
  13. Приложение 2………………………………………………………..…. 20
  14. Приложение 3 ………………………………………………………..….21
  15. Приложение 4 ………………………………………………………..….22
  16. Приложение 5 ……………………………………………………..…….23

  1. Пояснительная записка

Данная методическая разработка создана в помощь преподавателю для проведения комбинированного занятия по теме: «Процесс принятия группового решения и его психологические особенности». Изучаемая тема соответствует ФГОС и рабочей программе: ОП. 09 «Психология», часть «Социальная психология». На данную тему по программе отведено два часа на теоретическое занятие, один час на внеаудиторную самостоятельную работу. На занятии используется метод проблемного обучения, технические средства, бально-рейтинговая система оценки студентов, технология работы групповая дискуссия.

  1. Обоснование темы занятия

         Часть «Социальная психология», ОП.09 «Психология» охватывает широкий круг проблем, посвящённых изучению структурных характеристик малой группы, а также процессу принятия группового решения.

Студентам, обучающимся по специальности «Сестринское дело», важно получить теоретические знания и практические навыки, которые связаны с ведением групповых дискуссий. В связи с этим занятие должно быть ориентировано на овладение практическими навыками принятия группового решения.

Профессиональный коллектив не может существовать как единое целое, не обладая общими взглядами, мнениями по значимым для него вопросам. Принятие группового решения является одним из основных процессов, в ходе которого группа вырабатывает единое групповое мнение по какому-либо вопросу. Значимым для развития профессионального коллектива как целого является и то, чтобы данное групповое решение было эффективно для него.

Медицинская сестра является членом профессионального коллектива, поэтому знание технологической стороны принятия группового решения необходимо ей в профессиональной деятельности, например, при проведении производственных совещаний, в разрешении конфликтной ситуации.

В связи с этим в практической деятельности медсестры знания психологических особенностей принятия группового решения, различных технологий принятия группового решения в зависимости от поставленных задач, владение техникой групповой дискуссии стало одним из необходимых условий её деятельности.

Таким образом, данное занятие поможет студентам правильно определить соотношение типов задач и способов группового решения, учитывать это при взаимодействии с другими людьми, коллегами и пациентами. Эффективно взаимодействовать, используя групповую дискуссию, при принятии группового решения, аргументированно отстаивать свою точку зрения. Поэтому для последующей учебной и практической деятельности медицинских сестер актуально   изучение процесса принятия группового решения и его психологических особенностей, и является важной составляющей в профессиональной подготовке медицинской сестры.

  1. Определение цели и задач занятия

Цель занятия: ознакомить студентов с основными технологиями принятия группового решения.

Задачи занятия

Формируемые общие и профессиональные компетенции

Дидактические –

  1. Формирование знаний о технологиях принятия группового решения, их психологических особенностях.
  2. Формирование представления и навыков участия в процессе групповой дискуссии.
  3. Формирование умения принимать решение и оценивать эффективность принятых решений.

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.

Воспитательные –

  1. Формирование коммуникативной культуры.
  2. Формирование навыка эффективного поведения, для достижения согласия при решении групповых задач.            
  3. Формирование волевой регуляции поведения медсестры в нестандартных ситуациях.

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК 4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением.

Развивающие –

  1. Развитие коммуникативных умений, необходимых для участия в групповой дискуссии и её проведения.
  2. Развитие коммуникативной компетенции.
  3. Развитие организаторских способностей.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.

ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействия с участниками лечебного процесса.

ПК4.2 Соблюдать принципы профессиональной этики.

 

  1. Уровни усвоения

Студент должен знать:

  • Основные технологии принятия группового решения.
  • Психологическую структуру процесса принятия группового решения.
  • Фазы принятия группового решения: установка фактов (групповое интервью), оценка фактов, поиск решений, принятие решений.
  • Формы групповых дискуссий и их характеристику;

Студент должен уметь:

  • Формулировать цели и задачи при принятии группового решения.
  • Вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения.
  • Эффективно взаимодействовать, делать выбор и принимать решения.
  • Использовать полученные знания, умение регулировать поведение в профессиональной деятельности медсестры.
  • Использовать различные формы групповых дискуссий при принятии решений.

  1. Тип занятия

Комбинированное занятие.

  1. Место проведения

Учебный кабинет.

  1. Время занятия

90 минут.

  1. Оптимизация занятия

Методы обучения: проблемно-развивающие, используется технология групповая дискуссия, бально-рейтинговая система оценки студентов.

Средства обучения:

  • технические средства (ноутбук, приставка "мультимедиа")
  • презентация Power Point «Процесс принятия группового решения и его психологические особенности».
  • демонстрация схем, таблиц.

  1. Схема интегративных связей

Схема межпредметных связей

Истоки

Тема занятия

Выход

ОГСЭ. 01.

Основы философии

ОП.09 ПСИХОЛОГИЯ

часть

«Социальная психология»

Тема:

«Процесс принятия группового решения и его психологические особенности»

МДК.01.01. Здоровый человек и его окружение.

МДК.01.02. Основы профилактики.

ОГСЭ. 02.       История

ОГСЭ         Литература

МДК.01.03. Сестринское дело в системе первичной медико-санитарной помощи населению.

МДК.02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях.

МДК.03.02. Медицина катастроф

Схема внутрипредметных связей

Истоки

Тема занятия

Выход

Установление контакта с партнёрами по общению

«Процесс принятия группового решения и его психологические особенности»

Агрессия: причинение вреда другим

Социальная перцепция

Толерантность личности

Интерактивная сторона общения

Девиантное поведение

Личность и общество

Формирование эффективных способов межличностного взаимодействия

Психология групп

Развитие доверия к другим людям. Формирование команды

Личность и группа

10. Граф логической структуры

  1. Задание на самоподготовку студентов к данной теме

Вопросы для подготовки

Истоки и литература

Установочные инструкции

Вопросы для самоконтроля

  1. Типы производственных задач.
  2. Основные технологии принятия группового решения.
  3. Различия основных технологий принятия группового решения.
  4. Этапы технологического процесса группового интервью, мозгового штурма, групповой дискуссии.
  5. Принятие группового решения.

1. Полянцева О.И. «Психология» (Для средних медицинских учреждений), Ростов н/Д: «Феникс», 2015 г.

2. Петрова Н.Н.  Психология            для медицинских специальностей учебник для студ. Сред. Мед. Учеб. заведений – М.: Изд. Дом «Академия», 2011. – 320 с. гл. 16, стр. 126-134.

3.Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М. 2009. – 192с. гл.2 стр. 47-55.

4.Под ред. И.С. Клёциной «Практикум по социальной психологии». Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.

5.Островская И.В. Психология: учебник: - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 400 с.

Обратите внимание на соответствие типов производственных задач технологии принятия группового решения.

Обратите внимание какие правила устанавливаются ведущими на этапах технологического процесса группового интервью, мозгового штурма, групповой дискуссии, характеризующие его развитие от организации и сбора информации до принятия группового решения.

  1. Назовите типы производственных задач и их содержание.
  2. Назовите основные технологии принятия группового решения.
  3. В чём заключаются различия основных технологий принятия группового решения?
  4. Какие основные правила устанавливаются на этапах процесса группового интервью, мозгового штурма, групповой дискуссии?
  5. Дайте характеристику фазам принятия группового решения.
  6. Каким образом сестринский процесс может помочь решению проблем?

  1.     Хронокарта комбинированного занятия

  1. Организационный момент …………………………….….. 2 мин.
  2. Формулировка темы и ее обоснование ……………….….. 3 мин.
  3. Определение целей и задач …………………………….…. 2 мин.
  4. Предварительный контроль знаний ……………………... 10 мин.
  5. Изучение нового материала …………………………….... 25 мин.
  6. Самостоятельная работа студентов ……………………… 32 мин.
  • инструктаж к выполнению самостоятельной работы
  • выполнение самостоятельной работы
  • подведение итогов самостоятельной работы
  1. Итоговый контроль знаний ………………………………. 10 мин.
  2. Подведение итогов занятия ……………………………..… 3 мин.
  3. Задание на дом ………………………………………….….. 3 мин.
  1.      План комбинированного занятия

Виды деятельности

Время

1.

 Организационный момент.

2 мин.

2.

Формулировка темы и ее обоснование.

Иллюстрируется слайдом из презентации.

3 мин.

3.

Определение целей и задач занятия.

2 мин.

4.

Предварительный контроль.

Фронтальный опрос. Определение уровня подготовленности студентов к занятию.

10 мин.

5.

Изучение нового материала.

Иллюстрируется слайдами из презентации.

25 мин.

6.

Самостоятельная работа студентов: создание ситуации групповой дискуссии.

Студентам предлагается групповое обсуждение проблемы, в результате которого группа принимает определённое решение.

Защита группой результатов своей работы. Обсуждение результатов.

32 мин.

7.

Итоговый контроль знаний.

Графологический диктант.

Комментарии преподавателя по ошибкам.

10 мин.

8.

Подведение итогов занятия.

3 мин.

9.

Задание на дом.

Иллюстрируется слайдом из презентации.

3 мин.

  1. Ход комбинированного занятия

Этап занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Цель деятельности

Методическое обеспечение

Время

1) Вводная часть

1. Организационный момент

Приветствует студентов. Отмечает отсутствующих в журнале.

Приветствуют преподавателя, занимают рабочие места.

Организовать и дисциплинировать студентов. Создать рабочую обстановку.

Журнал группы, рабочие тетради студентов

2 мин.

2. Формулировка темы и ее обоснование

Сообщает тему и план занятия.

Демонстрирует тему и план занятия слайдами.

Записывают в рабочие тетради. Осмысливают тему и план занятия.

Подготовка студентов на целенаправленную деятельность.

Ноутбук, приставка «Мульти-медиа».

Слайд 1,2

3 мин.

3. Определение цели и задач занятия

Ставит перед студентами цель и задачи занятия.

Осмысливают цель и задачи.

Формулировка конечного результата работы студентов на занятии.

Ноутбук, приставка «Мульти-медиа».

Слайд 3

2 мин.

4. Предварительный контроль

Задает вопросы студентам (фронтальный опрос)

(Приложение 1).

Осмысливают вопросы, отвечают.

Определение уровня подготовленности студентов к занятию.

Задание на самоподготовку.

10 мин.

2) Основная часть занятия

1. Изучение нового материала.

Объясняет новый материал. Сопровождает объяснение слайдами из презентации.

Слушают преподавателя

Осмысливают и записывают новый материал в рабочие тетради.

Объяснить теоретический материал изучаемой темы.

Ноутбук, приставка «Мульти-медиа».

Слайды 4-13.

25 мин.

2. Самостоятельная работа студентов: Создание ситуации групповой дискуссии.

32 мин.

А)

Инструктаж к выполнению самостоятельной работы

Преподаватель предлагает студентам выбрать ведущего и принять участие в групповой дискуссии, используя этапы технологического процесса групповая дискуссия (приложение 2). Тема дискуссии (проблема): «Представьте, что вы администрация колледжа. В колледже участились опоздания студентов на занятия. Вам нужно обсудить эту проблему и решить, что можно сделать для того, чтобы студенты не опаздывали на занятия, а также разработать список санкций, применяемых к студентам продолжающим опаздывать на занятия».

Задачи ведущего:

- активация обсуждения уточняющими и наводящими вопросами;

- контроль за соблюдениями правил;

-поддержание атмосферы сотрудничества;

- создание условий для высказывания каждого члена группы.

После групповой дискуссии ведущий (выбранный студент) представляет результаты работы группы.

Используется технология «групповая дискуссия».

Внимательно слушают и запоминают выполнение действий.

Настроить студентов на выполнение самостоятельной работы

Приложение 2

Слайд № 14

Тема дискуссии

(проблема)

2 мин.

Б) Выполнение самостоятельной работы

I этап:  Организация и сбор информации

Следит за работой студентов и временем, отведенным на работу.

Группа выбирает ведущего. Студенты предлагают свои варианты решения проблемы.

Ведущий записывает варианты решения на доске.

Обобщить, систематизировать теоретические знания.

Отработка умения применение технологии принятия группового решения, групповая дискуссия.

Отработка умения конструктивно взаимодействовать при принятии группового решения.

8 мин.

II этап:  Оценка полученной информации

Следит за работой студентов и временем, отведенным на работу.

Студенты аргументируют свои варианты решения проблемы.

Студенты оценивают полученную информацию и высказывают свое мнение.

Ведущий подчёркивает наиболее приемлемые варианты решения на доске.

12 мин.

III этап: Принятие решения

Следит за работой студентов и временем, отведенным на работу.

После оглашения ведущим принятого решения преподаватель задаёт студентам контрольные вопросы (приложение 3)

Ведущий предлагает выбрать конечный вариант.

Результатом является принятие группового решения, которое он фиксирует на листе бумаги.

Ведущий зачитывает принятое групповое решение.

Контрольные вопросы (приложение 3)

5 мин.

В) Подведение итогов самостоятельной работы

Комментирует результаты работы группы, анализирует взаимодействие в группе и полученные результаты.

Участвуют в анализе своей работы.

Помощь в анализе результатов самостоятельной работы.

5 мин.

3) Заключительная часть

1. Итоговый контроль знаний

Дает инструкции по выполнению задания.

Задаёт вопросы графологического диктанта (приложение 4).

Комментирует ошибки студентов.

Осмысливают и отвечают на вопросы.

Слушают и осмысливают результаты своей работы.

Определение уровня усвоения студентами учебного материала данного занятия.

Графологический диктант (приложение 4)

10 мин.

2. Подведение итогов занятия

Делает выводы об усвоении знаний. Помогает осмыслить результаты проделанной работы студентами. Отвечает на вопросы учащихся.

Слушают преподавателя. Участвуют в анализе результатов занятия. Задают вопросы преподавателю

Подведение итогов изучаемой темы. Развитие мыслительной деятельности студентов.

3 мин.

3. Задание на дом

Предлагает записать домашнее задание. Демонстрирует слайд с домашним заданием.

Записывают домашнее задание, литературу, стр. учебника.

Организация подготовки к следующему занятию.

Ноутбук, приставка «мультимедиа».

Слайд № 15

3 мин.

  1.  Карта необходимого оснащения комбинированного занятия

№ п/п

Наименование

Необходимое кол-во

Имеется

1.

Технические средства:

А) ноутбук

Б) приставка «мульти-медиа»

1

1

1

1

2.

Презентация Power Point «Процесс принятия группового решения и его психологические особенности».

1

1

3.

Папки для студентов с раздаточным материалом.

15

15

  1.    Самостоятельная (внеаудиторная) работа студентов

Вид самостоятельной внеаудиторной работы

Истоки и литература

Способ выполнения

Вид контроля

  1. Вопросы для самоконтроля

- Что такое конформность?

- Какие факторы повышают вероятность конформного поведения, а какие снижают?

- Какие выделяются типы конформного поведения?

- Каково содержание понятия «нонконформизм»?

- В чём состоят особенности проявления роли «несогласного» в малой группе и обществе?

- Опишите и объясните феномены, проявляющиеся при групповом принятии решения.

- Кратко охарактеризуйте основные типы групповых задач. По каким параметрам можно описывать групповую задачу?

- Опишите основные технологии принятия группой эффективного решения.

- Какие факторы определяют эффективность групповой деятельности?

  1. Работа в мини-группах (учебная группа делится на 3 п\гр), каждой группе предлагается подготовить презентацию на тему: «Агрессия в профессиональной деятельности медицинской сестры».

  1. Составление глоссария понятий: 10 терминов по теме.

Основные понятия:

конформность, конформное поведение, нонконформизм, подчинение, групповая поляризация, выбор, решение, выполнение, групповое интервью, мозговой штурм, групповая дискуссия, групповая продуктивность, удовлетворенность групповым решением, типы задач проблемная, продукционная, дискуссионная.

1. Полянцева О.И. «Психология» (Для средних медицинских учреждений), Ростов н/Д: «Феникс», 2015 г.

2. Петрова Н.Н.  Психология            для медицинских специальностей учебник для студ. Сред. Мед. Учеб. заведений – М.: Изд. Дом «Академия», 2011. – 320 с. гл. 16, стр. 126-134.

3. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М. 2014. – 192с. гл.2 стр. 47-55.

4. Под ред. И.С. Клёциной «Практикум по социальной психологии». Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.

5.Островская И.В. Психология: учебник: - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 400 с.

Устно

Групповое обсуждение темы, создание презентации и представление результатов работы в мини-группах на занятии.

В тетрадь терминов по дисциплине.

Проверочная работа на занятии

Проверка и обсуждение на занятии.

Проверка преподавателем.

  1.    Словарь терминов

Брейнсторминг – мозговой штурм.

Воля – сознательное регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении видеть и преодолевать внутренние и внешние препятствия на пути целенаправленных поступков и действий.

Группа – определённая система деятельности, заданная её местом в системе общественного разделения труда; группа сама выступает субъектом определённого вида деятельности и через него включена в систему общественных отношений.

Групповое принятие решения – это групповое обсуждение какой-либо проблемы, в результате которого группа принимает определённое решение; средство для сбора мнений членов группы по конкретному вопросу и оценки сложившейся ситуации.

Групповая дискуссия – метод группового обсуждения, позволяющий не только выявить весь спектр мнений членов группы и возможные пути решения, но и найти групповое решение проблемы.

Групповое мнение – это не результат группового компромисса, это наиболее оптимальное для всей группы и каждого её члена решение жизненно важной задачи.

Групповая поляризация –  социально-психологический феномен, возникающий как результат групповой дискуссии, в ходе которой разнородные мнения и позиции участников не сглаживаются, а оформляются к концу дискуссии в две полярно противоположные позиции, исключающие любые компромиссы; усиление в результате дискуссии экстремальности групповых решений  или суждений по сравнению с усредненными решениями или суждениями.

Деловое общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определённого результата.

Дивергентное мышление – мышление, направленное на поиск как можно большего количества вариантов решения проблемы.

Дискуссионная задача – это задача (задание) требующая выработки общего решения.

Компетентность – психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно.

Компромисс – соглашение, достигнутое путём взаимных уступок.

Конвергентное мышление – мышление, сосредоточенное на поиске единственно правильного решения проблемы.

Конформизм – вынужденное принятие человеком норм группы и соответствующего поведения; желание быть похожим на других.

Кооперация – одна из основных форм межличностного взаимодействия, характеризующаяся объединением усилий участников для достижения совместной цели.

Креативность – способность видеть вещи в новом свете и находить необычные решения проблем; способность к творчеству.

Культура – набор правил, моральных норм и способов взаимодействия внутри группы.

Лидерство – управление группой через спонтанно возникшее влияние.

Малая группа – люди, объединённые общей социальной деятельностью, и находятся в непосредственном личном общении.

Мозговой штурм – это технология группового решения задач, при котором участники высказывают идеи и возможные решения; средство для свободного поиска новых решений проблемы.

Мотивация – внутреннее состояние, побуждающее или ведущее к действию.

Мышление – мыслительные действия, связанные с формированием понятий, решением задач, творчеством, памятью, символической обработкой информации, воображением и т.д.

Проблема – теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, исследования.

Проблемная задача – это задача (задание), требующая анализа и нахождения способов и приемов ее решения.

Проблемная ситуация – это интеллектуальное затруднение, которое возникает у человека, когда он не знает, как объяснить то или иное явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия, что побуждает его искать новый способ объяснения или действия.

Продукционная задача – это задача (задание), требующая генерирование творческих продуктов и новых идей.

          Психологический климат – преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива.

Реактивное сопротивление – это сопротивление в ответ на сопротивление, как реакция на нежелательные воздействия; мотивационное состояние, вызываемое в тех случаях, когда индивидуум сознает, что его свобода в проявлении некоего специфического поведения находится под угрозой нарушения или оказалась нарушенной.

Руководство – управление группой через зафиксированное формальное влияние.

Ригидность – затруднение в изменении поведения в условиях, объективно требующих его перестройки.

Совместимость – оптимальное сочетание качеств людей, при котором обеспечивается наибольшая эффективность деятельности профессиональной общности.

Сплочённость – согласие, единомыслие, взаимное принятие мнений членами профессиональной общности.

Срабатываемость – способность к согласованным действиям в процессе совместного труда.

Умозаключение – форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определённый вывод.

Управление – целенаправленное воздействие на людей с целью достижения поставленных целей.

  1.     Литература для студентов

Основная

  1. Полянцева О.И. «Психология» (Для средних медицинских учреждений), Ростов н/Д: «Феникс», 2015 г.
  2. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: Учебное пособие – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М. 2011. – 192с.
  3. Петрова Н.Н. Учебник «Психология для медицинских специальностей», М.: Академия, 2010.

Дополнительная

  1. Шкуренко Д.А. «Общая и медицинская психология» Ростов н/Д: «Феникс», 2010 г.
  2. Под ред. И.С. Клёциной «Практикум по социальной психологии». Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.
  3. Островская И.В. Психология: учебник: - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. – 400 с.
  4. Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 1998. – 684 с.

  1.    Литература для преподавателей

Основная

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для ВУЗ. – М.:Аспект Пресс, 2003. – 364 с.
  2. Битянова М.Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей: Учебное пособие. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 576 с.
  3. Грейс Крайг «Психология развития», «Питер», СПб.: 2000 г.
  1. Под ред. И.С. Клёциной «Практикум по социальной психологии». Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 256 с.
  1. Карасева Л.А. Развитие сестринского персонала – необходимое условие качества медицинской помощи. //Материалы III Всероссийского съезда средних медицинских работников, ч.2. – Екатеринбург, 2009.
  1. Майерс Д. Социальная психология. – Спб.: Питер, 1998. – 684 с.
  2. «Психология и педагогика» под ред. А.А. Радугина, М.: «Центр»,  2002.
  3. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии / Пер. с англ. – СПб.: Питер, 2000 – 522 с.
  1. Полянцева О.И. «Психология» (Для средних медицинских учреждений), Ростов н/Д: «Феникс», 2015 г.

Дополнительная

  1. Гайнутдинов И.К. и др. Психология. Уч.пос. Рн/Д Феникс, 2008.
  2. Дмитриева М.Г. Операционные медсестры о своих обязанностях, трудностях, взаимоотношениях с врачами/ М.Г. Дмитриева// Медицинская сестра. - № 6. – 2009.
  3. Крысько В.Г. «Общая психология» в схемах и комментариях СПб: «Питер», 2007 г.
  4. Левина И.А., Лебедева И.Б., Кузнецова Т.В. Роль Этического кодекса в работе современных медсестер//Материалы III Всероссийского съезда средних медицинских работников, ч.2. – Екатеринбург, 2009.
  5. Мушников Д.Л. Культура средних медицинских работников//Материалы III Всероссийского съезда средних медицинских работников, ч.2. – Екатеринбург, 2009.
  1. Петрова Н.Н. Учебник «Психология для медицинских специальностей», М.: Академия, 2008.
  2. «Психология и педагогика» под ред. А.А. Радугина, М.: «Центр»,  2002.
  3. Шкуренко Д.А. «Общая и медицинская психология» Ростов н/Д: «Феникс», 2006 г.

  1.   Контроль и оценка результатов освоения учебного занятия

Результаты

(формирование общих и профессиональных компетенции)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.

ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ПК4.1 Эффективно общаться с пациентом и его окружением.

ПК4.2 Соблюдать принципы профессиональной этики.

ПК 2.2 Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействия с участниками лечебного процесса.

Демонстрация интереса к будущей профессии.

Обоснование выбора своих вариантов решения проблемы при групповой дискуссии.

Ответы на контрольные вопросы.

Обоснование выбора своих вариантов ответов на графический диктант.

Участие в принятии группового решения. Анализ самостоятельной работы.

Нахождение и использование информации для выполнения задач.

Умение собирать и анализировать информацию.

Взаимодействие со студентами во время групповой дискуссии.

Умение общаться, кратко и ясно излагать информацию, чётко отвечать на поставленные вопросы во время групповой дискуссии.

Соблюдение культуры общения при обучении и выполнения самостоятельной работы, проявление толерантности.

Взаимодействие со студентами по выработке группового решения в групповой дискуссии.

Наблюдение в процессе учебного занятия.

Наблюдение за учебной деятельностью студента.

Фронтальный опрос.

Контрольные вопросы для проверки знаний студентов. Графический диктант.

Оценка результата принятия группового решения.

Оценка устных ответов.

Наблюдение за учебной деятельностью студента.

Успешность выполнения аудиторной самостоятельной работы.

Наблюдение за учебной деятельностью студента.

Наблюдение и оценка выполнения самостоятельной аудиторной работы.

Наблюдение за учебной деятельностью студента.

Наблюдение за учебной деятельностью студента.

Приложение 1

ВОПРОСЫ ДЛЯ ФРОНТАЛЬНОГО ОПРОСА

  • Каким образом меньшинство в группе может оказывать влияние на большинство?
  • Какие факторы способствуют усилению влияния меньшинства?
  • Что такое компромисс?
  • Что такое сотрудничество?
  • Роль принятия групповых решений в деятельности медицинского работника?

                                                                                                     Приложение 2

ГРУППОВАЯ ДИСКУССИЯ  

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Инструктаж к выполнению самостоятельной работы:

Вам нужно выбрать ведущего из числа студентов группы и принять участие в групповой дискуссии, используя этапы технологического процесса групповая дискуссия.

I этап групповой дискуссии: организация и сбор информации.

Тема дискуссии (проблема): «Представьте, что вы администрация колледжа. В колледже участились опоздания студентов на занятия. Вам нужно обсудить эту проблему и решить, что можно сделать для того, чтобы студенты не опаздывали на занятия, а также разработать список санкций, применяемых к студентам продолжающим опаздывать на занятия».

Студенты предлагают свои варианты решения проблемы.

Ведущий записывает варианты решения на доске.

Правила работы для студентов:

  • Поднять руку, говорить по одному после разрешения ведущего.
  • Не перебивать.
  • Говорить по существу темы.
  • Давать оценку только фактам, не оценивать участников.
  • Регламент на высказывание не больше 1 минуты

Задачи ведущего:

  • активация обсуждения уточняющими и наводящими вопросами;
  • контроль за соблюдениями правил;
  • поддержание атмосферы сотрудничества;
  • создание условий для высказывания каждого члена группы.

II этап групповой дискуссии: оценка полученной информации.

Участники оценивают полученную информацию. Каждый вариант обсуждается, обосновывается. Взвешиваются все «за» и «против».

Ведущий подчёркивает на доске наиболее приемлемые варианты.

III этап групповой дискуссии: принятие решения.

Ведущий предлагает выбрать конечный вариант принятия решения. Результатом является принятие единого решения, которое ведущий фиксирует на листе бумаги.

Ведущий зачитывает принятое групповое решение.

Приложение 3

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

  1. Назовите основные технологии принятия группового решения.
  2. В чём заключаются различия основных технологий принятия групповых решений?
  3. Какие основные правила устанавливаются на первом этапе группового интервью и групповой дискуссии?
  4. Какие задачи у ведущего во время групповой дискуссии?
  5. Какие психологические особенности человека проявляются при принятии группового решения?
  6. Какими социально-психологическими феноменами представлено принятие группового решения?

Приложение 4

ГРАФОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ

  1. Групповое принятие решений – это групповое обсуждение какой-либо проблемы, в результате которого группа принимает определённое решение.
  2. К социально-психологическим особенностям человека при принятии группового решения можно отнести конформность.
  3. Первым этапом групповой дискуссии является оценка информации.
  4. Групповое мышление всегда результативнее индивидуального.
  5. Конформизм – это способность отстаивать свою точку зрения.
  6. При взаимодействии людей возникает потребность в групповом мышлении.
  7. Брейнсторминг применяется на этапе поиска решений групповой дискуссии.
  8. Мозговой штурм – это техника группового решения задач, при которой учасники высказывают идеи и возможные решения.
  9. Во время групповой дискуссии, в случае конфликта между руководителем и группой необходимо дать возможность каждому высказаться по поводу того, что он считает неправильным.
  10. Содержание продукционной задачи – это обсуждение или решение конкретной задачи.

Эталон ответов

№ вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Ответ

+

+

+

+

+

+

Приложение 5

Содержание слайдов в программе «Power Point».

Слайд № 1

Тема занятия:

«Процесс принятия группового решения и его психологические особенности»

Слайд № 2

План занятия

Слайд № 3

Цели и задачи занятия

Слайд № 4

Понятие групповое принятие решений

Слайд № 5

Социально-психологические особенности, влияющие на мышление

Слайд № 6

Факторы влияющие на групповое мышление

Слайд № 7

Понятие конформизм

Слайд № 8

Понятие групповой поляризации 

Слайд № 9

Основные технологии принятия группового решения: групповое интервью, мозговой штурм и групповая дискуссия

Слайд № 10

Таблица «Соотношение типов задач и способов группового решения»

Слайд № 11

Таблица «Этапы технологического процесса: групповое интервью, мозговой штурм, групповая дискуссия»

Слайд № 12

Таблица «Технологии и этапы процесса группового обсуждения»

Слайд № 13

Таблица «Этапы принятия группового решения»

Слайд № 14

Тема для групповой дискуссии (проблема) для самостоятельной аудиторной работы

Слайд № 15

Домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия "Психологические особенности личности. Темперамент"

Представленная методическая разработка  предназначена для проведения теоретического занятия со студентами, обучающимися в рамках средних профессиональных образовательных учреждений медицинского п...

Методическая разработка занятия "Эмоциональные процессы и состояния"

Представленная методическая разработка  предназначена для проведения теоретического занятия со студентами, обучающимися в рамках средних профессиональных образовательных учреждений медицинского п...

Методическая разработка занятия по предмету Элементы высшей математики по теме: "Определение обыкновенных дифференциальных уравнений. Общее и частное решение. Уравнения с разделенными переменными".

Определение обыкновенных дифференциальных уравнений. Общее и частное решение. Уравнения с разделенными переменными.Тип занятия: комбинированный, с элементами игры.Формы занятия: индивидуальная, группо...

Методическая разработка занятия. Тема 3: «Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления»

Методическая разработка по предмету: «Основы управления транспортными средствами»Цели занятия:Образовательная - изучение эксплуатационных свойств транспортных средств и их влияния на эффек...