Программа психологического тренинга «Как все успевать. Эффективное планирование времени»
методическая разработка
Программа психологического тренинга для студентов колледжа «Как все успевать. Эффективное планирование времени»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_vse_uspevat_trening.docx | 36.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа тренинга «Как все успевать.
Эффективное планирование времени»
Общая продолжительность: 120 мин.
Цель тренинга: Развитие навыков эффективного планирования и использования времени как залог реализации поставленных задач и достижения намеченных целей.
Задачи тренинга:
- Познакомить участников с техниками эффективного использования времени;
- Отработать навыки эффективного планирования и использования времени,
- Способствовать совершенствованию умения ставить цели и находить успешные пути их достижения.
Категория участников: студенты 1 и 2 курсов
Количество участников: 12-15 человек
Материалы и оборудование: ручки, бейджики, бланки для заполнения, анкеты обратной связи.
Ход работы
1) Вводная часть.
1. Знакомство (10 мин.)
Цель: знакомство участников, создание доброжелательной атмосферы.
Представление тренера, приветствие
Каждый по кругу называет свое имя, сообщает ту информацию, которую хочет сообщить:
- чем занимается, увлекается;
- был ли опыт участия в тренинге, положительный или отрицательный;
- что вы ожидаете от тренинга?
- что чувствуете?
Сообщение цели.
Время – это единственный ресурс, которым обладают все люди без исключения. Перед лицом времени все равны: у каждого есть только 24 часа в сутки. Но успешным становится лишь тот человек, который умеет эффективно управлять своим временем!
Сегодня я хочу познакомить вас с одним инструментом коучингового подхода, который применяется тогда, когда необходимо решить какую-то проблему. На сегодня наша задача – как научиться эффективно управлять своим временем. Коучинговый подход основан на идее о том, что каждый человек уникален, уже владеет необходимыми ресурсами для достижения цели. У каждого из вас есть опыт, знания, качества, которые вы можете применить для решения задачи.
2. Введение правил (5 минут)
1. Говорить от первого лица. Я-высказывания.
2. Правило активности – любой навык формируется в многократном повторении, и наиболее эффективны те участники, которые берут от тренинга по максимуму.
3. Здесь и теперь (мы обсуждаем и рассматриваем в круге только те ситуации, которые имеют место в группе). Нельзя говорить «а вот если бы здесь был другой человек…» То есть мы обсуждаем только то, что происходит внутри круга.
4. Обращение по имени. «Скажите, кому трудно слышать свое имя? Кто против того, что бы к нему обращались по имени?»
5. Правило мобильного телефона (прошу Вас выключить мобильные телефоны или поставить их на вибрацию)
3. Упражнение «Ассоциации» (10 минут)
Цель – актуализация смыслов, которые участники вкладывают в понятие «время», погружение в свой внутренний мир.
В упражнении используются метафорические карты – они раскладываются на столе. Каждый участник выбирает из них одну, которая ассоциируется у них с вашей трудностью. Затем происходит обсуждение:
- Расскажите, почему вы выбрали именно эту карту.
- Какие чувства, мысли она вызывает?
- Какое название вы могли бы дать фотографии?
Карты отражают внутреннее состояние участников или внешнюю ситуацию.
4. Упражнение «Колесо жизненного баланса»
Сегодня мы поговорим об одном из удивительных коучинговых инструментов, о «Колесе жизненного баланса». Иногда его называют «Колесом коучинга». Оно на редкость простое, очень информативное и, главное, прекрасно подходит для самокоучинга.
Сегодня мы будем создавать дизайн своей жизни. Для начала нам надо определить срок, на который мы бы хотели заглянуть вперед. И определить дату – например 31 августа. Представьте, что вы оказались в будущем, оглянулись назад, посмотрели на свою жизнь со стороны. Посмотрите, из каких областей она состоит?
Напишите эти области на колесе баланса. Какие области вы бы хотели, чтобы появились в вашей жизни?
1. Выберите, пожалуйста, 8 наиболее значимых областей своей жизни. Это должны быть те сферы, без которых вы не будете чувствовать, что живете полноценной жизнью. У каждого они будут свои, в качестве примера можно привести несколько – семья, работа, отдых, здоровье, финансы, хобби, родители, др.
2. Нарисуйте на листе бумаги круг и разделите его на столько секторов, сколько у вас получилось сфер жизни. Каждый сектор назовите одной из выбранных вами сфер.
3. Посмотрите на колесо. 10 – максимальная удовлетворенность областью жизни к указанному сроку. Напишите в каждой области – что должно произойти, чтобы удовлетворенность была на десятку. Напишите критерии удовлетворенности каждой областью.
4. Теперь на машине времени возвращаемся в настоящее. Теперь вам необходимо каждый сектор оценить по 10-балльной шкале – насколько вы удовлетворены этой своей областью жизни сейчас. Где «1» (ось колеса) – совершенно не удовлетворен, «10» (обод колеса) – полностью удовлетворен.
Взгляните на то, что у Вас получилось? Какие мысли приходят вам в голову? Что вы замечаете, когда смотрите на колесо?
Если все 10 исполнятся. Насколько это реально? Достижимы ли эти цели? При необходимости нужно перераспределить цели.
5. А теперь еще раз очень внимательно посмотрите на свое колесо.
Изменения в каком одном сегменте максимально отразятся в лучшую сторону на всем вашем колесе? Какая из этих областей является ключевой?
Если область позитивно влияет на большинство областей, значит, она является ключевой.
Взгляните еще раз на ваше новое колесо и подумайте, какие 3 шага вы можете сделать в ближайшие 3 дня, чтобы приблизиться к цели? Что я могу сделать?
Напишите в каждом секторе 3 шага, которые вы сделаете в ближайшее время 3-7 дней.
Закон: на что обращаю внимание, на это выделяю время, на это появляется энергия.
Домашнее задание: написать для каждой области подробный план на 2 месяца – конкретные шаги, время, ресурсы, которые вам понадобятся.
Этот вариант колеса коучинга рекомендуется использовать в тех случаях, если у вас появляется ощущение, будто в вашей жизни что-то не так, и живете вы какой-то не полной жизнью.
В подобном случае колесо коучинга покажет вам полную картину и области, на которые вы должны в первую очередь обратить внимание. Зачастую после этого упражнения появляется ощущение, что «в общем-то, не так уж все и плохо и, если я сделаю еще одно небольшое усилие, то смогу почувствовать себя счастливее».
Упражнение 5. «Дождь в джунглях» (5 минут)
Цель: снятие эмоционального и физического напряжения.
Участникам сообщается: «Давайте встанем в тесный круг друг за другом. Представьте, что вы оказались в джунглях. Погода сначала была великолепная, светило солнце, было очень жарко и душно. Но вот подул легкий ветерок. Прикоснитесь к спине впереди стоящего человека и совершайте легкие движения руками. Ветер усиливается (давление на спину увеличивается). Начался ураган (сильные круговые движения). Затем пошел мелкий дождь (легкие постукивания по спине партнера). А вот начался ливень (движение пальцами ладони вверх — вниз). Пошел град (сильные постукивающие движения всеми пальцами). Снова пошел ливень, застучал мелкий дождь, пронесся ураган, подул сильный ветер, затем он стал слабым, и все в природе успокоилось. Опять выглянуло солнце. А теперь повернитесь на 180 градусов и продолжим игру».
После окончания упражнения обсуждение:
- Как вы себя чувствуете после такого массажа?
- Приятно ли было выполнять те или иные действия?
6. Теоретическая часть
Планирование – это подготовка к реализации намеченных целей, это структурирование, упорядочивание времени.
Планирование может осуществляться на год, на месяц, на неделю, на день или на другой период времени. Планировать можно долгосрочные и краткосрочные цели. Наиболее практичным и удобным является планирование каждого дня.
Есть «золотое» правило резервирования планируемого времени, которое гарантирует вам защиту от неожиданных незапланированных обстоятельств:
60 % рабочего времени охватываются планом и 40 % резервируются для неожиданных, незапланированных дел.
Конечно, эти цифры могут варьировать. Но важно при планировании всегда оставлять некоторое количество времени для успешного преодоления различных непредсказуемых ситуаций.
Этот шаг включает рациональное ранжирование поставленных задач. Собственно сама стратегия принятия решений представляет собой распределение задач по значимости. Необходимо определить приоритетность каждой задачи, т. е. установить степень ее важности (значимости) и срочности выполнения. Для этого существует соответствующая схема:
По приоритетности задачи могут быть:
1 – срочные и важные. Их необходимо выполнять без промедления. «Их делаю сам в первую очередь».
2 – важные, но несрочные. «Их делаю сам, но позднее». Необходимо установить сроки выполнения этого типа задач.
3 – срочные, но менее важные. Сюда входят задачи, подлежащие делегированию. «Их перепоручаю».
4 – задачи, которые отправляются в «корзину». Не срочные и не важные. Для задач этого типа составляется отдельный список и решается необходимость их выполнения вообще. Если ответ утвердительный, то определяются сроки либо решается вопрос об их перепоручении.
Задание 1. Составьте список задач на один день, включив в него:
а) текущие актуальные задачи;
б) задачи из недельного, месячного или годового плана;
в) невыполненные накануне задачи;
г) время для восстановления и отдыха.
№ | Задачи на день | Время, необходи-мое на выполне-ние задач | Важ-ность (+/-) | Сроч-ность (+/-) | Очеред-ность выполне-ния задач (1, 2, 3…) | Выпол-нена или нет |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 | ||||||
Итого времени |
Задание 2. Распределите время, необходимое для выполнения каждой задачи (напротив каждой задачи указывается предположительно затрачиваемое время), т. е. определение сроков решения каждой поставленной задачи. Оцените срочность и важность задач, а также очередность выполнения.
Обсуждение.
- Было ли полезно упражнение?
- В чем были трудности?
- Что нового открыли для себя?
Вывод: Выполнение задачи занимает столько времени, сколько его имеется или столько, сколько вы запланировали. Если есть только 1 час или 1 день – именно столько потребуется для выполнения задачи. Поэтому важно заранее определить необходимое время.
В конце рабочего дня проводится оценка того, насколько удалось реализовать запланированное на этот день. Сравниваем: «план – факт». В том случае, если какие-либо дела остались незавершенными, мы либо переносим их на следующий день, либо перепоручаем, либо выполняем за счет сверхурочной работы. Если все запланированное было сделано, в конце рабочего периода формируется позитивное ощущение успеха. А чтобы действительно испытать ощущение успеха в конце дня, накануне сформулируйте и обязательно запишите те дела, в выполнении которых вы не сомневаетесь. И поступайте так каждый день.
Вопросы рефлексии
- Как вы себя сейчас чувствуете?
- Трудно ли вам было участвовать в тренинге?
- Что понравилось/не понравилось?
- Считаете ли вы занятие полезным?
- Открыли ли вы что-то новое для себя?
- Ваши пожелания?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический тренинг сплочения
Почему важна сплоченность: возможность окунуться..., возможность увидеть..., возможность услышать..., возможность ощутить..., возможность испытать..., возможность стать..., стать одним коллективом, ко...
Психологический тренинг "Знакомство"
Предлагаю неоднократно опробированную разработку тренингового занятия для проведения в учебных группах первого курса СПО и НПО для знакомства и сплочения коллектива студентов. ...
Психологический тренинг для педагогов "Секрет счастья"
Тренинг для педагогов. Развивает коммуникативную компетентность, эмоциональную устойчивость, уверенность в себе и формирует самопринятие и понимание себя....
Методическая разработка практического занятия Психологический тренинг «Эффективность общения»
Методическая разработка практического занятия для студентов СПО по специальности "Программирование в компьютерных системах" по дисциплине "Психология и этика деловых отношений" - психологический...
Разработка семинара - тренинга для тренеров - преподавателей "Эффективные способы обучения английскому языку в разноуровневых группах обучающихся"
Данная разработка предназначена для использования в работе тренерами-преподавателями при обучении учителей английского языка....
Программа психологического тренинга "Счастливый билет" (психологическая подготовка к экзаменам)
Программа психологичекого тренинга для студентов колледжа "Счастливый билет". Психологическая подготовка к экзаменам....
Психологический Тренинг «Психологический климат в коллективе»
Сплочение коллектива в игровой форме...