Психологический тренинг сплочения
методическая разработка на тему
Почему важна сплоченность: возможность окунуться..., возможность увидеть..., возможность услышать..., возможность ощутить..., возможность испытать..., возможность стать..., стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_splocheniya.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обычно легче изменить индивидуумов, собранных в группу,
чем изменить каждого из них в отдельности»
Курт Левин
Психологический тренинг сплочения
«Связанные единой целью»
Цель: сплочение детского коллектива и повышение самооценки детей.
Условия проведения:
- необходимо пространство, позволяющее обеспечить безопасность детей;
- постоянная эмоциональная поддержка группы, создание доброжелательной атмосферы;
- постоянно помнить основную задачу – делать все всем вместе и не обязательно быстро.
Актуальность:
Невозможно сделать всю работу одному время от времени все равно приходится прибегать к помощи другого человека. В сплоченном коллективе взаимопомощь – это залог успеха, без поддержки будут достигнуть только маленькая цель, которую поставил каждый, но цель коллектива останется на нулевом уровне.
Почему важна сплоченность: возможность окунуться..., возможность увидеть..., возможность услышать..., возможность ощутить..., возможность испытать..., возможность стать..., стать одним коллективом, который чувствует, поддерживает и вдохновляет на новые действия и поступки.
Оптимальное число участников: 9 – 15 человек.
Оборудование: мел, два коврика, картонная бумага форматом А3 ( штук 10 -15), скотч.
Время проведения: 1 – 1,5 часа
Ход тренинга
Погружение.
– Здравствуйте. Сегодня вы будете участвовать в психологическом тренинге. Цель нашего тренинга – это сплочение коллектива и построение эффективного командного взаимодействия. Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. Ведь как хорошо когда тебя понимает и поддерживает твой товарищ, услышать и помочь когда необходима эта помощь, и понимать друг друга даже без слов. Сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед.
И так, поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение, поднимите руку те, у кого сейчас плохое настроение. Поднимите руку те, кто знает, что мы сейчас будем делать. Поднимите руку те, у кого в группе есть друзья.
У вас будет возможность испытать себя, выполняя различные задания. Но есть одно условие – задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее сделает, а чтобы сделали все вместе.
Но вначале я хочу рассказать вам притчу.
В одном селе умирал глава большой семьи. Это был уважаемый человек, проживший большую жизнь, и у его изголовья собрались многочисленные родственники и его сыновья. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый из сыновей попытался сделать это, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это.
Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам будут не страшны. А поодиночке вас легко сломать, как эти прутья».
В сегодняшнем тренинге мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе. Начинаем.
Для разогрева использовать достаточно простые задания.
Упражнение «Строй».
Цель: обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам. Время: 10 минут.
Ход упражнения: «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от школы, по цветам радуги в их одежде.
Психологический смысл упражнения: Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.
Обсуждение: Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?
Упражнение «Ботинки».
Все участники снимают свою обувь и складывают ее в центр. Потом раскладывают в разные концы комнаты. Встают, берутся за руки. Задание: каждый должен обуться, не разнимая рук. Если круг рвется, все начинается сначала.
При первой попытке большинство стремится найти свою обувь. Но очень быстро все понимают, что без совместных действий ничего не получится. Если у кого-то ботинки со шнурками – тут без помощи не обойтись.
Упражнение достаточно сложное. У ребят сразу возможно не получится и придется начинать все сначала. Необходима поддержка со стороны ведущего: «постараемся, и у нас все получится!»
После выполнения упражнения необходимо обсуждение: довольны ли они тем, как выполнили упражнение, кто помогал, кому помогали. Что обеспечило успешное выполнение упражнения.
Упражнение «Фигура».
Все участники стоят в кругу и держатся за руки. Ведущий называет любую фигуру (круг, квадрат, треугольник). Задача участников – без слов сделать эту фигуру, не разрывая рук.
После выполнения упражнения обсуждение.
Упражнение «Пирамида».
Нужен инвентарь: два круглых коврика – один побольше, другой поменьше. Группа должна разместиться на коврике, который побольше и простоять одну минуту, не имея никаких внешних точек опоры. Ну, а затем постараться разместиться на другом коврике, который поменьше.
После выполнения обсудить с участниками, как они договаривались, что помогло им достичь результата или почему не получалось.
Упражнение «Болото».
Нужен инвентарь: «кочки» - картонная бумага форматом А3 – несколько штук в зависимости от помещения. «Кочки» прикрепляются к полу скотчем на расстоянии среднего шага друг от друга.
Группа становится в ряд, берутся за руки. Получается цепочка. Необходимо перейти через «болото» по «кочкам», не разорвав цепочки. Если кто-то наступит на болото, упражнение начинается сначала.
Обсуждение. Можно задать вопросы типа «Как было?», «Что понравилось?», «Что не понравилось?». Обратить внимание на то, что происходило с группой. Как договаривались, кто руководил, кто помогал и т.д.
Психологический смысл упражнения
Развитие коммуникативных навыков, сплоченности членов группы;
Осознание важности этих качеств для эффективной работы группы;
Развивает умение идти на уступки, сотрудничать и действовать сообща.
Упражнение «Автобус».
Все встают в маленький круг, начерченный на полу. Это салон автобуса. На кругу две метки: вход и выход из салона. Задача каждого – пробраться от входа к выходу. Главное чтобы ни один участник не выпал из салона автобуса.
После выполнения упражнения обсуждение.
Упражнение «Путаница».
Все становятся в круг и поднимают руку. Теперь надо взять за руку любого из участников, кроме соседа. Не разжимая правых рук, повторить то же с левой. Теперь все запутались в клубок. Надо распутать клубок, держась за руки.
В заключение тренинга подводится итог тому, что происходило на тренинге. Участники делятся впечатлениями, что, по их мнению, было удачно, что нет, какое они вынесли впечатление. Можно задать вопросы: Какое упражнение понравилось больше? Что получилось хорошо? Что бы надо было сделать по-другому?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологический тренинг "Знакомство"
Предлагаю неоднократно опробированную разработку тренингового занятия для проведения в учебных группах первого курса СПО и НПО для знакомства и сплочения коллектива студентов. ...
Психологический тренинг для педагогов "Секрет счастья"
Тренинг для педагогов. Развивает коммуникативную компетентность, эмоциональную устойчивость, уверенность в себе и формирует самопринятие и понимание себя....
Методическая разработка практического занятия Психологический тренинг «Эффективность общения»
Методическая разработка практического занятия для студентов СПО по специальности "Программирование в компьютерных системах" по дисциплине "Психология и этика деловых отношений" - психологический...
Программа психологического тренинга "Счастливый билет" (психологическая подготовка к экзаменам)
Программа психологичекого тренинга для студентов колледжа "Счастливый билет". Психологическая подготовка к экзаменам....
Занятия для педагогов ДОУ с элементами тренинга. «Сплочение педагогического коллектива».
Занятия для педагогов ДОУ с элементами тренинга. «Сплочение педагогического коллектива»....
Психологический Тренинг «Психологический климат в коллективе»
Сплочение коллектива в игровой форме...
Методическая разработка внеаудиторного мероприятия "Тренинг сплочения"
Данная методическая разработка предназначена для педагогов – психологов, классных руководителей, преподавателей.Методическая разработка ориентирована на проведение тренинга - сплочения в первый ...