Урок Пианистические навыки работы над звуком на примере классического репертуара
методическая разработка
Представлен методический комплект: технологическая ката урока + электронная презентация
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж № 1»
Технологическая карта урока
Дисциплина: МДК 03.03 Музыкально-инструментальный класс Основной музыкальный инструмент (фортепиано)
Отделение – музыкальное курс – 4 группа – 40
студентка – Цветенко Анастасия
Тема: Пианистические навыки работы над звуком на примере классического репертуара
Преподаватель: Фоменко Ирина Владимировна,
высшая квалиф. категория
Требования к освоению дисциплины профессионального модуля
«Педагогическая музыкально-исполнительская деятельность»
(Выписка из ФГОС СПО по специальности 530201)
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять способы, контролировать и оценивать решение профессиональных задач.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.
Профессиональные компетенции:
ПК 3.1. Исполнять произведения педагогического репертуара вокального, хорового и инструментального жанров.
Требования к подготовке по основному музыкальному инструменту
(Выписка из программы ПМ.03)
Обучающийся должен
1. Иметь практический опыт исполнения произведений педагогического репертуара инструментального жанра на уроках, занятиях, досуговых мероприятиях.
2. Уметь
– исполнять инструментальные произведения педагогического репертуара разных жанров, стилей, форм
– определять и грамотно объяснять задачи исполнения;
– использовать средства выразительности и технические приёмы, соответствующие разным жанрам, стилям, формам
3. Знать
– основы фортепианного исполнительства: различные приёмы звукоизвлечения, основные принципы фразировки, педализации
– средства художественного исполнения музыкальных произведений
– педагогический инструментальный музыкальный репертуар для обеспечения образовательного процесса
– жанровые особенности инструментальной музыки
Тема урока « Пианистические навыки работы над звуком на примере классического репертуара».
Задачи урока:
1. Обучающая:
Освоение и накопление игровых навыков на инструменте (ПК 3.1.)
Применение технических формул в сочетании с работой над художественным исполнением. (ОК.2, ОК.4, ПК 3.1.)
Осуществление профессиональной направленности посредством совокупности различных исполнительских видов деятельности (ОК.1, ОК.2)
Осуществление профессиональной направленности при анализе урока. (ОК.1, ОК.2)
2. Развивающая:
Развитие технических способностей, слухового восприятия музыки, эмоционального отношения к исполнению музыкального произведения (ОК 1, ОК 2, ПК 3.1.)
Развитие мышления, умения анализировать. (ОК.2, ОК.4)
3. Воспитательная:
Расширение музыкального кругозора (пополнение классического инструментального репертуара, знакомство с творчеством композиторов и т.д.)
Воспитание творческого отношения к работе над приемами фортепианной игры (ПК 3.1.)
Формирование систематичности приобретения профессиональных навыков (ОК 7, ОК 9)
Формирование умения работать с дополнительным материалом.
Овладение навыками сотрудничества (ОК.6)
Воспитание самостоятельности в работе (ОК 8)
Тип урока: Комбинированный урок
Структура урока:
1.Организационный момент, мотивация (2 мин).
2.Проверка домашнего задания (25 мин.):
– исполнение Этюда К.Черни, ор. 299 №24 (проверка домашнего задания) - 10 мин.
– исполнение «Свадебный день в Тролльхаузене» Э.Грига (проверка домашнего задания) - 15 мин.
3. Изучение нового материала, первичное закрепление (12 мин.):
– разбор «Лунный свет» К.Дебюсси
4. Домашнее задание (3 мин).
5. Рефлексия (3 мин).
Межпредметные связи: МДК 03.01., ОП 07, МДК 02.01, ОП 05
Литература
1. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано[Текст] / А.Д. Алекссев. – М.: Музыка, 1971. – 223 с.
2. Ансерме, Э. Беседы о музыке[Текст]/ Э.Ансерме; пер. с франц. В. Александровой, Е. Бронфин. – 2-е изд. – Л.: Музыка, 1985. –104с.
3. Бенестад, Ф. Эдвард Григ – человек и художник[Текст]/ Ф. Бенестад, Д. Шельдеруп-Эббе. – М.: Радуга, 1986 г.
4. Вицинский, А.В. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением /А.В. Вицинский. – М.: Классика- XXI, 2003. – 100 с.
5. Друскин, М.С. Григ и норвежская культура[Текст] / М.С. Друскин. – М.: Музыка, 1964. – 117 с.
6. Коган, Г. Работа пианиста[Текст]/ Г. Коган. – М.: Классика – XXI, 2004. – 204 с.
7. Кременштейн, Б.Л. Воспитание самостоятельности учащихся в классе специального фортепиано[Текст]/Б.Л. Кременштейн. – М.: Классика XXI, 2008. – 128 с.
8. Левашева, О.Е. Э. Григ. Очерк жизни и творчества[Текст]/ О.Е. Левашева. – М.: Музыка, 1975. – 214 с.
9. Стин-Ноклеберг, Э. На сцене с Григом. Интерпретация фортепианных произведений композитора[Текст]/ Э. Стин-Ноклеберг. – М.: Верже-АВ, 1999. – 147 с.
Ход занятия:
Этап урока | Цель этапа | Деятельность педагога | Деятельность ученика | Результат | |
1.Организационный момент, мотивация
2.Проверка домашнего задания. | Мотивация на изучение нового. ОК.1, ОК.2, ОК.4, ПК3. Выявление и ликвидация пробелов в знаниях, умениях и навыках студентки по ранее изученному музыкально-нотному материалу. ОК.1, ОК.2 , ОК 5, ОК 6,ПК 3.1. | Приветствие. Преподаватель создает благоприятную атмосферу, настраивает на положительный результат занятия, формулирует цель и тему урока. - Урок начинается с разыгрывания (разогревание аппарата) на примере исполнения этюда Этюда К.Черни, ор. 299 №24. Преподаватель обращает внимание студентки на необходимость ритмичности исполнения, опоры на сильную долю, соблюдение редакторской аппликатуры и фразировку. - «Свадебный день в Трольхаузене» Э.Грига Слушаем подготовленную студенткой информацию о творчестве Э.Грига. Преподаватель дополняет рассказ студентки замечанием о том, что Э. Григ писал преимущественно миниатюры, которые называл лирическими пьесами. Пьесы отличаются большой жанровой разнохарактерностью. Родная природа, глубокие личные переживания и народная жизнь с крестьянскими напевами и танцами являлись теми глубинными истоками, которыми питалась фортепианная лирика Э.Грига. Преподаватель предлагает прослушать отрывок из пьесы в исполнении автора. (Приложение - аудиозапись) Продолжается проверка домашнего задания. Студентка исполняет пьесу «Свадебный день в Тролльхаузене». Затем преподаватель и студентка обсуждают основной замысел автора и характер произведения, анализируют форму и тональный план. В этой пьесе появляются новые стилистические черты, характерные для оркестрового письма: масштабы развития, сочные тембровые краски, рельефность фактуры. Это одно из самых радостных и ликующих произведений Э.Грига. Эта яркая концертная пьеса написана в сложной трехчастной форме, в которой Григ запечатлел картину народного праздника. В основе пьесы лежит движение марша, торжественного шествия. Торжественным и праздничным образам крайних частей противопоставлена нежная лирика средней части. Пьеса представляет собой законченное целое, благодаря мотивно-тематическому единству между разделами. Студентка исполняет пьесу еще раз в более медленном темпе. Далее происходит подробная работа с показом и разъяснениями преподавателя. Первая часть написана в трехчастной форме. Мелодию марша сопровождает характерный квинтовый бас. Сочетание точной ритмической формулы в левой руке с полиритмией, пунктирным ритмом и частой сменой штрихов, а также большим динамическим диапазоном с кульминацией – представляют определенные трудности для исполнения. Также необходимо соблюсти темповое единство всех частей. Чеканные ритмические концовки фраз организуют исполнителя, не позволяя нарушить маршевое движение первой части. Большой работы требует свободное, яркое исполнение октав и аккордов. Сильные и мощные аккорды приводят к яркой репризе. Кульминационное проведение темы звучит ликующе-торжественно, завершая первую часть. Вторая часть является ярким контрастом первой части. Ее мелодия, как бы спетая дуэтом, строится на чувствительных романсовых интонациях. Имитационное изложение символизирует диалог влюбленных. В работе над этой частью важно понимание студентом всей глубины чувств, которые владели композитором при написании этой пьесы. В противном случае исполнение станет формальным и эмоционально бедным. Имитационное проведение темы второй части требует от пианиста отличного владения тембровой палитрой, умением слушать голосоведение. Тему необходимо играть певуче, но не вычурно. Внимание студентки привлекается к главенствующей роли мелодии, необходимости вслушивания в мелодическую линию, ведение горизонтали и вокализации мелодической линии, ее интонационного строя. Студентка находит с помощью преподавателя пианистические приемы, необходимые для достижения хорошего певучего легато. Преподаватель показывает необходимые приемы игры, исполняя фрагмент произведения, дополняя свою игру рассказом о том, что звук, извлеченный из клавиши фортепиано, является звуком вокальным и обращает внимание студентки на вокализацию клавишных звуков, так как считает это необходимым элементом в освоении пианистических навыков и применении их в художественных произведениях. Развитие мелодии в динамике позволяет студентке преодолеть трудности полиритмии. Реприза первой части с кодой звучит торжественно и ярко. Завершается все имитацией колокольного звона в честь молодоженов. Студентка самостоятельно работает над динамическим планом произведения. Студентка отрабатывает трудные фрагменты по фразам. В итоге звучит готовая часть музыкального произведения. Студентке рекомендовано усилить слуховой контроль при работе над интонацией и фразировкой, а также голосоведением в средней части. | Формулируется тема и цель урока. -Комментирует выполненное задание через монологическое высказывание. - Анализирует собственное исполнение -Отвечает на вопросы. - Рассказывает о творчестве Э.Грига Студентка анализирует прослушанную запись, делится впечатлением. - Исполняет произведение осмысленно, заинтересованно - Анализирует собственное исполнение, оценивает собственные недостатки. - Анализирует форму пьесы, обращает внимание на контрастность образов, точность динамики и штрихов. Работает над полиритмией и техническими трудностями в октавной и аккородовой технике . Уделяет особое внимание голосоведению при работе над элементами имитационной полифонии Самостоятельно работает над певучим легато, интонацией и точной педализацией. - Работает над выразительностью интонации и певучестью мелодии. - Повторно исполняет произведение более осмысленно, учитывая замечания преподавателя и применяя полученные пианистические навыки. - Делает выводы о необходимости усилить занятия по данным пианистическим навыкам. | -Проведена мотивация. Сформулированы тема и цель занятия. -Выявлены пробелы в знаниях, умениях и навыках по ранее изученному музыкально-нотному материалу. -Пополнен кругозор (сведения о жизни композитора, его творчестве). -Полученные знания закреплены в собственном исполнении. -Выявлены пробелы в знаниях, умениях и навыках по ранее изученному музыкально-нотному материалу. Добивается точного исполнения ритмических формул. Самостоятельно применяет полученные знания, старается исполнить произведение на более профессиональном уровне. Домашнее задание проверено. | |
3.Изучение нового материала, первичное закрепление | Способствовать отработке пианистических навыков, организовать самостоятельную работу студентки ОК.3, ОК.2, ОК.6, ПК 3.1. | Для погружения в художественно-образный мир музыки К.Дебюсси преподаватель предлагает студентке послушать в записи «Лунный свет» К.Дебюсси и фрагмент его популярного фортепианного произведения «Девушка с волосами цвета льна». (Приложение -две аудиозаписи) Преподаватель говорит об эмоциональном воздействии музыки, её образности. Отмечает, что прикосновение к клавиатуре (туше) во многом зависит от ассоциативного мышления и воображения исполнителя и поэтому мы в работе обращаемся к художественным репродукциям, поэтическим строкам и т.п.) (Приложение 3 фото репродукции картины) Далее переходим к разбору фортепианной пьесы «Лунный свет». Разбираем форму пьесы, динамический план, метроритм, аппликатуру. Затем начинается подробный разбор первой части по фразам. Студентка самостоятельно работает над интонацией и фразировкой с нотным текстом, применяя приобретенные пианистические навыки (свободный корпус, пластичные кисти рук, ощущение веса рук). Преподаватель обращает внимание на необходимость точного исполнения ритмического рисунка мелодии и динамических нюансов. Студентке предлагается послушать разобранный фрагмент произведения в нужном темпе в исполнении преподавателя. Студентка отрабатывает трудные фрагменты по фразам, уделяя внимание интонационной выразительности тематического материала. Затем исполняет данный фрагмент в более подвижном темпе с новыми ощущениями. В итоге звучит готовая часть музыкального произведения. Преподаватель обращает внимание на то, что звук - это прежде всего, образ услышанного, увиденного и понятого студенткой. Звук, извлеченный из клавиши фортепиано, является звуком вокальным. Данное качество исполнения преподаватель считает необходимым элементом в освоении пианистических навыков и их применении в художественных произведениях. Отмечаем, что, добиваясь художественности и музыкальности исполнения, следует сначала проводить работу над звуком, фразировкой и пианистической свободой исполнителя, а затем лишь постепенно, не отступая от достигнутых результатов добавлять выразительные средства. | -Отвечает на вопросы. -Обсуждает и предлагает варианты звуковых ассоциаций. - Исполняет осмысленно фрагмент произведения. - Анализирует собственное исполнение. - Студентка самостоятельно отрабатывает исполнительское мастерство. Применяет полученные пианистические навыки | Получены знания о стиле композитора. Самостоятельно применяет о полученные знания. Старается исполнить произведение на профессиональном уровне. Сделаны выводы, прошло первичное закрепление. | |
Методы: репродуктивный, частично-поисковый. Приемы: ответы на вопросы, самостоятельная работа, слуховой контроль, самоанализ Форма обучения: индивидуальная Средства обучения: инструмент (фортепиано), нотные тексты Задания: в соответствии со стандартом Уровень: 3 уровень – применение умений и навыков. | |||||
4. Домашнее задание | Дать домашнее задание. Прокомментировать порядок выполнения домашнего задания. ОК.1, ОК.2, ОК.4, ОК. 8 | Формулируется домашнее задание: - в этюде студентке необходимо работать над четкостью артикуляции, соблюдением аппликатуры и динамическими контрастами; - в пьесе «Свадебный день в Трольхаузене» Э.Грига отрабатывать метро-ритмическую точность, соблюдать особенности полиритмии, обратить внимание на точность интонации и динамические контрасты; А также работать над приёмами звукоизвлечения в аккордовой фактуре. - продолжить работу над разбором текста в пьесе «Лунный свет» К.Дебюсси; - работать над выразительностью и целесообразностью применения тех или иных пианистических навыков; - усилить слуховой контроль при работе с педалью; - уделять больше внимания профессиональным навыкам. | Отвечает на вопросы, анализирует, сравнивает, делает выводы | Уточнён рекомендованный преподавателем порядок выполнения домашнего задания. | |
5.Рефлексия | Подвести итоги работы по теме. Учить умению самостоятельно оценивать собственные достижения. ОК.2 | Обобщаем урок. Даём возможность студентке вспомнить формулировку темы урока, подвести итоги, отметить уровень овладения и применения пианистическими навыками, сделать итоговой вывод о достижении цели, которую поставили в начале урока. | Отвечает на вопросы, анализирует, оценивает собственную деятельность, делает выводы. | Подведены итоги работы на уроке. Выявлены пробелы и затруднения. Студенткой оценена собственная деятельность, получена оценка преподавателя | |
Метод: репродуктивный, частично-поисковый. Прием: обобщение, самооценка. |
Приложение – презентация к уроку
- Слайд с темой урока: «Пианистические навыки работы над развернутой пьесой»
- Портрет композитора К.Черни
- Портрет композитора Э.Грига
- Портрет композитора К.Дебюсси.
- Аудиозапись «Свадебный день в Трольхаузене» Э.Грига
- Аудиозапись «Лунный свет» К.Дебюсси
- Аудиозапись «Девушка с волосами цвета льна» К.Дебюсси
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Свадебная процессия в Хардангере Адольф Тидеманд Живопись , 1848 Э.Григ «Свадебный день» (аудиозапись в исполнении автора)
Девушка с волосами цвета льна Клод Дебюссии
Лунный свет Клод Дебюсси
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока «Способы отделки и варианты оформления классических тортов»
Данная педагогическая разработка представлена в виде методической разработки урока теоретического обучения на тему - «Способы отделки и варианты оформления классических тортов». Тема...
Открытый урок по классическому танцу на тему: "Работа рук в классическом танце".
В помощь преподавателям хореографических дисциплин....
Открытый урок "Воплощение музыкального образа (на примере произведений на клавишных ударных инструментах"
Открытый урок проведен в 4 классе МБУ ДО "Кузьмоловская школа искусств, в классе ударных инструментов....
Методическая разработка урока производственного обучения на тему: "Технология классической химической завивки"
В данной разработке представлен алгоритм действий при выполнении химической завивики, дневник наблюдений за качеством работы обучающихся, инструкционо-технологическая карта, разноуровневые тесты прове...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Тема: Основные подходы к выбору репертуара как базиса для развития музыкальной культуры ребенка.
Дисциплина: 02.05. Теория и методика музыкального воспитания с практикумомСпециальность:44.02.01 Дошкольное образование.Курс: 3...
Открытый урок на тему: «Работа над классическим сонатным Allegro со студентами СПО, на примере Сонаты D-dur В.А. Моцарта К311»
В матереале данного открытого урока содержится методический разбор Сонаты В.А. Моцарта D-dur K311 Iч. Освещены вопросы сонатной формы как таковой, стилистические особенности музыки эпохи классицизма....
Конспект урока: "Изучение скелета млекопитающих на примере скелета лошади"
Конспект урока: "Изучение скелета млекопитающих на примере скелета лошади". Пошаговая инструкция к проведению урока на заданную тему....