Открытый урок "Воплощение музыкального образа (на примере произведений на клавишных ударных инструментах"
план-конспект урока на тему
Открытый урок проведен в 4 классе МБУ ДО "Кузьмоловская школа искусств, в классе ударных инструментов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 40.27 КБ |
![]() | 612.66 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
План-конспект открытого урока по классу ударные инструменты преподавателя
Аловой Надежды Александровны
ТЕМА УРОКА:
«Воплощение музыкального образа (на примере произведений на клавишных ударных инструментах)»
проведённого в 4 классе
с учеником Пылиным Степаном в 2013 году.
МОБУДОД «Кузьмоловская школа искусств»
Концертмейстер Плигина Александра Евгеньевна
Тема урока: «Воплощение музыкального образа (на примере произведений на клавишных ударных инструментах)»
Цель урока: Осмыслить значение и содержание музыкальных образов в произведениях звучащих на уроке.
Задачи урока:
Образовательные
- расширять слуховые представления ребенка о выразительных средствах музыки;
- формировать умение анализировать, сравнивать, делать обобщение в процессе сопоставления музыкальных образов;
- сравнивать характер и содержание музыкальных произведений, звучащих на уроке.
Развивающие:
- добиваться в исполнении яркого воплощения музыкального образа в произведении «Элегия» Ю. Должикова;
- развивать звуковысотный, тембровый и динамический слух;
- актуализировать знания ребенка о выразительных средствах музыки в процессе анализа «Арии Шемаханской царицы» Н. Римского-Корсакова из оперы «Золотой петушок»;
Воспитательные
- формировать эмоционально-ценностное отношение к музыке, звучащей на уроке;
- воспитывать музыкальный вкус;
- содействовать развитию эмоциональной отзывчивости на музыку.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:
- метод сравнения;
- наглядно-слуховой метод;
- метод наблюдения за музыкой.
- метод размышления о музыке
- метод эмоциональной драматургии;
- словесные методы: беседа (герменевтическая, эвристическая), диалог, объяснение, разъяснение;
- метод музыкального обобщения;
- метод пластического моделирования;
Основные понятия и термины: «Элегия», мелодия, музыкальный образ, интонация, характер, Хота, Мадейра, Качуча, испанские танцы, ария.
Задания для ученика на уроке:
- охарактеризовать музыкальный образ;
- сравнить музыкальные интонации;
- назвать средства музыкальной выразительности, которые доминируют в процессе раскрытия музыкального образа;
- проследить за развитием музыкального образа в жанре «Элегия различных композиторов;
- сформулировать выводы урока;
- исполнить пьесу «Элегия» Ю. Должикова вдумываясь в смысл музыкальных интонаций.
- исполнить фрагмент (первый период) «Испанского танца» М. Мошковского
Изучаемые на уроке произведения:
- Должиков Ю. «Элегия»;
- Г. Форе «Элегия»;
- Ж. Массне «Элегия»;
- С.Рахманинов «Элегия»;
- Мошковский М. «Испанский танец»;
- Римский-Корсаков Н. «Ария Шемаханской царицы» из оперы «Золотой петушок»;
Оборудование урока:
Музыкальные инструменты: колокольчики, ксилофон, вибрафон, фортепиано; компьютер с колонками.
Структурный план урока:
- Вступление – введение в тему урока – 3 мин.
- Работа над «Арией» Ю.Должикова – 15 мин.
- Разбор и анализ «Испанского танца» М. Мошковского – 10 мин.
- Слушание и анализ «Арии Шемаханскогй царицы» из оперы Н. Римского-Корсакова – 12 мин.
- Вывод урока – 5 мин.
Используемые сокращения: П – педагог, У – ученик.
Содержание урока
П: Здравствуй Степан. Сегодня мы наполним наш урок разными музыкальными образами. Знаешь ли ты, что такое музыкальный образ?
У: Такое явление, мысль или содержание, которое мы воплощаем в звуках.
П: Да, ты верно перечислил несколько вариантов. Все они направлены на создание содержания музыкального произведения. Что входит в понятие «содержание музыкального произведения». Посмотри в ноты, например, произведения Ю. Должикова «Элегия».
У: Ноты, динамика, темп.
П: Да, ты подчеркнул как бы «видимую» часть произведения. Но сегодня мы «приоткроем невидимый занавес» музыкального произведения и попадем в волшебный мир твоих эмоций, твоего настроения, твоего отношения к музыкальному произведению. А ключом для понимания и осмысления этой тайны для нас будут: музыкальный текст – видимая часть произведения – все, что ты увидел и перечислил.
А, что такое невидимая часть как ты думаешь?
У: То, чего нет в нотах, то, как исполняет ноты исполнитель.
П:Замечательно, значит это сторона, связанная и слышимая только в непосредственном исполнении. Что ты чувствуешь когда исполняешь какое-нибудь произведение?
У:Зависит от характера произведения. Я слушаю музыку и как бы иду за ней.
П: Давай я помогу тебе определиться – это эмоции, чувства, переживания. Верно?
У: Да. Если произведение грустное – я не чувствую грусть, но на меня находят определенные воспоминания и я пытаюсь передать в звуках то, какое настроение у меня от этих воспоминаний.
П: Я предлагаю тебе заполнить небольшую табличку, после заполнения которой мы сразу увидим: где видимая и невидимая часть произведения.
Педагог достает заранее подготовленную табличку и заполняет ее вместе с ребенком, подводя итог вводной части урока.
Музыкальный текст | |
Видимая часть | Невидимая часть |
Нотный текст | Интонация |
Динамика | Сила звука |
Темп | Эмоции |
Ритм | Чувства |
Мелодия | Характер |
Название произведения | Композитор – его творчество и эпоха |
П: Отлично. Эту табличка останется с тобой, и когда ты почувствуешь, что освоил всю «видимую сторону», попытайся задуматься о каждой «невидимой стороне!», потому что она намного сложнее, но и интереснее.
Вернемся к «Элегии» Ю. Должикова, произведение, которое мы выучили, уже услышали его вместе с концертмейстерской партией. Расскажи мне о его характере?
У: Оно печальное, неторопливое, задумчивое, проникновенное.
П: О какой видимой стороне ты думал, когда вспоминал о характере?
У: О мелодии, темпе, ритме.
П: Сейчас я хочу чтобы ты исполнил произведение «Элегия» Ю. Должикова.
Ребенок исполняет на колокольчиках произведение «Элегия» Ю. Должикова с концертмейстером.
П:Молодец. Ты хорошо чувствуешь эту музыку, но чтобы твое исполнение было более проникновенным я предлагаю обратиться к названию этого произведения – «Элегия».
«Элегия – жанр древнегреческой поэзии. Когда композиторы обратились к этому жанру, они оставили его первоначальный смысл – произведение с характером задумчивости, которое содержит черты: несчастной любви, мотива разочарования, одиночества, бренности земного бытия.
Я подобрала для тебя произведения композиторов, которые обратились к этому жанру. Их будет три. Первым произведением к которому мы обратимся это «Элегия» французского композитора Габриэля Форе. Мы прослушаем фрагмент.
При прослушивании сравни пожалуйста мелодию с «Элегией» которую исполняешь ты. (Задание к слушанию)
Слушаем фрагмент (2 мин.) Г. Форе «Элегия».
П: Какая была мелодия?
У: Она похожа по характеру на мелодию «Элегии Ю. Должикова. Задумчивая, обреченная.
П: А может ты услышал какие-то различия?
У: Да, отличия есть – мелодия, которую исполняю я делиться как бы на волны, или на ступеньки, которые приводят к вершине – кульминации – главной фразе произведения. А мелодия, которую мы прослушали неделима, она движется как бы одним потоком, она как бы «дышит».
П: Твоя невероятно тонкие замечания относятся к строению фраз мелодии. Выделив общее и различное, мы можем сделать вывод, что характер произведения созвучен жанру «Элегия» и исполнителю необходимо находится в одном эмоциональном состоянии чтобы его передать, но как способ, которым композиторы добились этого состояния разный. Прослушаем следующий фрагмент «Элегия» тоже французского композитора Жюля Массе. Слушая обрати внимание на мелодию и найди сходство и различие (Задание к слушанию).
Слушаем фрагмент (1 мин.) Ж. Массне «Элегия».
П: Обратимся к мелодии. Какая она в этой «Элегии»
У: Она также созвучна образу «Элегии» - слышна та же обреченность. Здесь композитор сделал мелодию запоминающееся, также были волны – но они были не главные, главным было то, что эту мелодию хотелось петь.
П: Да, верно. Эта мелодия легко ложится под вокальную строчку.
И последний фрагмент «Элегия» русского композитора Сергея Рахманинова. И вслушиваемся в особенности мелодии (Задание к слушанию).
Слушаем фрагмент (1:40 .) С. Рахманинов «Элегия».
П: Расскажи об особенностях мелодии в этой «Элегии»
У: Здесь у мелодии два голоса, они также созвучны музыкальному образу и жанру. В этой «Элегии» мелодия очень зависима от сопровождения. Если его не играть, то мелодия будет пустой, ненаполненной.
П: Верно. Смотри какой «калейдоскоп» мелодий мы послушали, но все они наводят нас на одно и тоже состояние. Это и есть содержательная, невидимая сторона музыки.
Давай обратимся к новому для тебя произведению, которое мы только начали учить – М. Мошковский «Испанский танец».
Он совсем иной по образному содержанию и характеру.
Предлагаю вспомнить мелодию.
Ученик играет мелодию, в медленном темпе. Педагог останавливает его после первого периода.
П: Ты уже хорошо играешь мелодию, выучил ноты, но я не слышу характера этой музыки. Это испанская музыка. посмотри на экран я подготовила тебе несколько картинок связанных с этой страной. Посмотри и скажи что характерно для этой страны (Задание к слайдам)?
Показ слайдов
У: Там жаркая погода, преобладает красный, агрессивный цвет. Мне кажется люди там обладают волей, упорством и целеустремленностью.
П: Да, это так. И чтобы воплотить испанский характер в музыке – необходимо подчеркивать первую долю в такте и вторую третью играть легче, но с развитием опять к первой. Давай попробуем.
Играем два раза и со второго раза получается поставленная задача.
П: Теперь обратимся к слову «танец». Танцы бывают очень разные. Но нас интересуют Испанские танцы. Я подготовила для тебя таблицу с существующими в Испании танцами. И нам необходимо определить какой из этих танцев похож на тот, который ты исполняешь. Пока ты будешь знакомиться с табличкой прозвучат фрагменты Хоты, Мунейры и Качучи.
Ученик читает табличку, слушает и находит, что
наш танец похож по признакам на «Качучу».
П: Теперь зная особенности испанской культуры, при разучивании «Испанского танца» М. Мошковского ты сможешь уже осмысленно интонируя мелодию входить в образ произведения.
Сегодня я бы хотела исполнить для тебя «Арию Шемаханской царицы» Н. Римского-Корсакова из оперы «Золотой петушок». Картинку Шемаханской царицы ты видишь на экране. Возьми ноты и картинку Шемаханской царицы. Внимательно следи за мелодией, и охарактеризую мне музыкальный образ (Задание к слушанию).
Исполнение «Арии Шемаханской царицы» Н. Римского-Корсакова из оперы «Золотой петушок» на вибрафоне, в сопровождении фортепиано.
П: Какой музыкальный образ в этом произведении?
У: Своенравный, восточный, богатый, пышный.
верно тебе подсказали. Если ты обратил внимание, то «Ария» звучит в опере – вокально-инструментальном жанре. Значит у арии есть слова. Прочти слова первого куплета и послушай еще раз фрагмент арии.
И скажи слова помогают нам в осмыслении музыкального образа или нет?
Исполнение «Арии Шемаханской царицы» Н. Римского-Корсакова из оперы «Золотой петушок» на вибрафоне первого куплета, в сопровождении фортепиано.
У: Да они как раз рисуют картину востока.
П: Подводя итог нашему уроку, я бы хотела чтобы ты рассказал как музыка раскрывает нам музыкальный образ?
У: Всегда по-разному. иногда необходимо посмотреть на название, иногда обратиться к стране оттуда пришла к нам эта музыка, а иногда, в вокальной музыке, надо внимательно вдуматься в из содержание и музыкальный образ придет сам.
П: Все верно, Степан. Каждый раз обращаясь к тому или иному произведению необходимо, чтобы оно «обросло» как бы невидимым содержанием, но именно оно подскажет тебе каким звуком нужно сыграть, какой характер у произведения, какие эмоции и воспоминания помогут тебе в воплощении музыкального образа. Все материалы урока ты забираешь с собой, вложи их в папку с нотами. Спасибо за урок.
Преподаватель пишет домашнее задание и заканчивает урок.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Видимая и невидимая сторона музыки МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТЕКСТ ВИДИМАЯ ЧАСТЬ НЕВИДИМАЯ ЧАСТЬ
Испания
Испанские костюмы
Коррида
Фламенко
Танцы Испании № Название Признаки 1. Хота Быстрый темп, парный танец с кастаньетами 2. Сардана Танец по кругу, парный танец 3. Мунейра Парный и одиночный танец под сопровождение волынки, музыкальный размер 6/8 4. Замбра Медленный танец под сопровождение гитары, для большого количества человек 5. Болеро Быстрый испанский танец, имеющий внезапные паузы. 6. Качуча Сольный танец в размере 3/8, в сопровождении гитары и кастатьет
Шемаханская царица Художник И.Я.Билибин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа учебного предмета «Фортепиано» дополнительной предпрофессиональной образовательной программы в области музыкального искусства «Духовые и ударные инструменты» 5 лет обучения
Основным содержательным видом деятельности является образовательная деятельность. Одним из важных направлений образовательной деятельности является обучение детей игр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/05/picture-720821-1449316594.jpg)
Открытый урок музыкального искусства в 5 классе «Музыка в поэтических произведениях»
Художественное название урока: «То ремесло что ты постиг, ценней богатства всех владык»Эпиграф: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» И. КрыловТип урока: углубление и закрепление знанийЖанр: уро...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/11/picture-734198-1455172527.jpg)
Образовательные программы "Ударные инструменты", методическая работа
Образовательные программы "Ударные инструменты" по общеразвивающей направленности и предпрофессиональной, методические сообщения, открытые уроки., самоанализ педагогической деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/05/picture-843741-1478347357.jpg)
Рабочая программа "Рисунок, живопись, композиция" в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯСИМФЕРОПОЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ СИМФЕРОПОЛЬ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/07/picture-1275643-1602069172.jpg)
Методические материалы по выполнению самостоятельной работы по дисциплине МДК 01.02 "Ансамблевое исполнительство" специальности 53.02.03 "Инструментальное исполнительство" (Оркестровые духовые и ударные инструменты)
Методические материалы по выполнению самостоятельной работы по дисциплине МДК 01.02 "Ансамблевое исполнительство" специальности 53.02.03 "Инструментальное исполнительство" (Оркестр...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/07/picture-1275643-1602069172.jpg)
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине МДК 02.02 "Изучение педагогического репертуара" специальности 53.02.03 "Инструментальное исполнительство" (Оркестровые духовые и ударные инструменты)
Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы по дисциплине МДК 02.02 "Изучение педагогического репертуара" специальности 53.02.03 "Инструментальное исполнительство&quo...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/09/picture-1186104-1573322216.jpg)
"Певческое дыхание. Постановка голоса. Работа над созданием музыкального образа в исполняемом произведении". Мастер-класс по вокалу(методическая разработка"
Улучшение качества вокального звучания путём систематической работы над постановкой голосового аппарата и музыкального образа....
- Мне нравится (1)