2017 Доклад на ЦМК Коммуникативные аспекты развития личности медицинского работника
статья
2017 Доклад на ЦМК Коммуникативные аспекты развития личности медицинского работника
Скачать:
Предварительный просмотр:
Коммуникативные аспекты развития личности как основные направления повышения профессионально-психологической компетенции медицинского работника
Михайлова Л.Н., преподаватель специальных дисциплин
21.12.2017
Аспекты коммуникации в современном информационном мире исключительно важны с точки зрения передачи и освоения информации в процессе общения. Коммуникативная компетенция - это средоточие образовательного взаимодействия, главный результат формирования знаний, умений и навыков. Новичок в области своей деятельности становится компетентным специалистом только в том случае, если он умеет общаться в своём коллективе, используя все возможности для профессионально-психологического роста. Личностная идентификация с такой социально значимой профессией, как медик, обусловлена особенностями общения в профессиональной медицинской среде.
Таким образом, для современного профессионального образования представляется важным и актуальным:
- во-первых, определение стержневых особенностей общения, способствующих развитию социально значимых качеств личности;
- во-вторых, совершенствование коммуникативной компетентности личности как главного требования к профессиональной самореализации.
Коммуникативная компетенция – это способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам и ситуациям общения [Быстрова, 2003, с. 37]. Формирование такой способности предполагает решение четырёх задач:
1) проанализировать психологические особенности общения, оказывающие влияние на профессиональное становление личности;
2) сформировать определенный список социально значимых качеств личности, образующих коммуникативную компетенцию;
3) наметить основные способы повышения профессионально-педагогической компетенции при помощи развития речи студентов и правильной организации педагогического общения;
4) реализовать результаты научно-теоретического анализа в практико-ориентированной методике совершенствования коммуникативной компетенции личности студента-медика.
Стержневые для формирования личности особенности общения определены социальной природой человека.
Во-первых, правила коммуникативного поведения установлены социумом, поэтому общаясь друг с другом, с группой, с большим количеством людей, мы ориентируемся на правила русского языка, используем опыт речевого этикета, подчиняемся законам и традициям нашей культуры. В этом отношении общество довлеет над индивидуальностью, не допуская и не принимая случайного, безобразного, некультурного поведения. Становление личности сопровождается соблюдением правил и реагированием на запреты.
Так, в процессе общения «коммуникативным самоубийством» считается неправильное произношение слов: «звóнит», «квáртал», «дóговор» и др. Незаметно для говорящего ошибки, которые он допускает, девальвируют его личность, значительно снижают его коммуникативный и, следовательно, социальный статус.
Во-вторых, любое общение – это процесс взаимодействия. Иначе говоря, идеальный вариант коммуникации – субъект-субъектное взаимодействие. Субъект-субъектный характер общения учитывает особенности личности, многие из которых являются результатом взаимовлияния.
Хорошо известно выражение «С кем поведёшься, от того и наберёшься». Манера поведения, стиль общения, речевые стереотипы возникают в коммуникативной структуре личности как результат подражания другим людям. Первые шаги в профессии в большей степени подчинены образцу – человеку, на которого начинающий специалист хочет быть похожим. Неслучайно в течение всей жизни и профессиональной деятельности мы вспоминаем, а иногда и копируем особенности коммуникативного поведения своих педагогов-наставников.
Итак, общение обладает двумя контрастирующими особенностями. С одной стороны, это сверхличностный процесс, подчинённый традициям, культуре и законам общества. С другой стороны, это процесс межличностный, в котором выделяется большое количество индивидуально-коммуникативных и ситуативных нюансов (например, дефекты речи, любимые жесты, волнение в ситуации группового общения, филантропия, мизантропия, авторитарные привычки и многое другое).
К психологическим особенностям общения, влияющим на профессиональное становление личности, на наш взгляд, следует отнести:
- стиль общения в рабочем коллективе;
- личностные предпочтения в выборе той или иной коммуникативной стратегии;
- уровень развития риторических умений и навыков (в первую очередь, слушания, а также говорения, чтения и письма), обеспечивающих понимание другого человека.
Наиболее благоприятными для развития личности являются:
- деловой стиль общения (преодолевающий недостатки авторитарного и демократического стилей);
- выбор открытой коммуникативной стратегии (располагающей к сотрудничеству, лишённой приёмов давления и манипуляции, снимающей конфликтогеность);
- высокий уровень владения риторическими приёмами слушания, говорения и других видов речевой деятельности.
Именно такое представление о молодом специалисте отвечает всем требованиям современного образования – деловой, открытый, коммуникативно-эффективный (коммуникабельный).
К социально значимым качествам личности, образующим коммуникативную компетенцию, относятся:
- нравственность (личностный аспект усвоения этических норм), базовым принципом которой является коммуникативная формула: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»;
- эмпатия (способность к сопереживанию), открывающая возможности познания и понимания других людей;
- эмоционально-волевая зрелость, приносящая в качестве социально значимых плодов чёткую мотивировку деятельности (неравнодушность) и целеустремлённость личности (наличие у ней идеалов).
Исходя из этого, успешной можно назвать социализацию, которая избавила человека от грубости, чёрствости, безразличия, сделав его внимательным, чутким и целеустремлённым.
Основные способы формирования перечисленных качеств личности реализуют психологически и риторически обоснованную организацию педагогического общения. Для иллюстрации такой психолого-коммуникативной структуры воспользуемся:
- иерархией приоритетов (актуализация основных потребностей человека);
- списком качеств личности;
- набором актуальных компонентов коммуникативной ситуации;
- подбором способов формирования – методов и приемов педагогического взаимодействия.
Приоритеты (мотиваторы) | Качества личности | Компоненты коммуникативной ситуации | Способы формирования (методы и приёмы) |
голод, жажда, секс | эмоциональность | что? (объект) | инструкция |
безопасность | аккуратность | для чего? (цель) | упражнение |
принадлежность | вежливость | где? (место) | игра |
уважение | уверенность | когда? (время) | тренинг |
познание | интеллект | почему? (причина) | исследование |
прекрасное | талант | как? (образ) | интерпретация |
самореализация | креативность | кто? (субъект) | самопрезентация |
Согласование мотиваторов, личностных качеств, коммуникативных компонентов и приёмов педагогического общения указывает самый эффективный путь образовательной реакции на все основные потребности человека.
Так, удовлетворение физиологических потребностей, без которых невозможно существование человека, предполагает сопровождение чувства голода, жажды и полового влечения сильными эмоциями. В данной коммуникативной ситуации главным является ответ на вопрос что? (объект, который удовлетворит данную потребность). Самым надёжным, адекватным и эффективным способом образовательного взаимодействия будет простая и чёткая инструкция, последовательно описывающая шаги по удовлетворению физиологической потребности. Главным в этой инструкции будет подробное описание объекта. Например, описание свойств продукта, которым можно быстро и с пользой для здоровья утолить голод. Некоторая несуразность современной образовательной системы заключается как раз в том, что она не даёт простого и чёткого ответа на вопрос, что делать, чтобы не нуждаться в самом основном, в самом необходимом.
Соответственно наилучшим приёмом, обучающим цели жизнедеятельности (удовлетворение потребности в безопасности) и формирующим аккуратность, на наш взгляд, является упражнение (например, физическое упражнение для укрепления здоровья и иммунитета, упражнение по русскому языку для безошибочного употребления слов). Аккуратность в отношении к себе, к людям, к языку – естественная, гигиеническая потребность человека, стремящегося к безопасному сосуществованию. Традиционная система образования уделяла этому направлению самое большое внимание.
Вежливости, по нашей мотивационно-потребностной логике, учит игра (педагогический ответ на потребность в принадлежности и любви), главная особенность которой – пространство игровой ситуации. Неслучайно лучшим способом воспитания патриотизма всегда считалась любимая национальная коллективная игра (например, для России в последнее время - хоккей). Игра – главное средство народной педагогики.
Чрезвычайно важное качество личности в современной сложной ситуации – уверенность в себе (потребность в уважении). Достижению успеха лучше всего учить при помощи тренинга, подчёркивающего ценность фактора времени. Успех требует своевременности реакций, умения ждать и, конечно, - правильного распределения драгоценного времени. Популярность платных тренингов «личностного роста» свидетельствует о недостаточной проработке этого аспекта в бесплатном образовании.
Развитие интеллектуальных способностей эффективно осуществляется с помощью исследования. Научное объяснение открывает причины происходящего. Исследовательский, лабораторный характер развития личности – приоритет современного образования в странах Европы и в США.
Потребность в прекрасном помогает развиться такому необходимому качеству личности, как талант. Врождённое чувство гармонии подсказывает человеку, как устроена Вселенная. Подходящий для этого приём – образная интерпретация (рисование, музицирование, драматизация, сочинение). Мудрый подход к образованию в Японии и в некоторых других странах откладывает овладение технологиями на непосредственное время начала профессиональной деятельности, а в школе и других учебных заведениях предпочтение отдаётся гуманитарным предметам. К счастью для нас, прекрасным, талантливым и образным остаётся дошкольное и начальное образование в России.
Наконец, высшая потребность в самореализации открывает человеку глаза на то, кто он на самом деле. Для этого целесообразно прибегнуть к приёму самопрезентации. Как правило, в нём аккумулируются результаты образовательного взаимодействия по предыдущим направлениям. На этом этапе креативная личность готова создать нечто новое. К сожалению, самопрезентация часто подменяется презентацией: чтобы избавить себя от мучительного, но необходимого самовыражения, современный обучающийся предпочитает воспользоваться чужими достижениями. Оригинальность повсеместно замещается плагиатом.
Как реализовать результаты нашего анализа в методике совершенствования коммуникативной компетенции студента-медика? В первую очередь, научив их речевому поведению, адекватному целям, сферам и ситуациям общения.
Например, в классической для районной поликлиники ситуации, когда пациенты ходят на приём в верхней одежде и без бахил, простейшим способом предупреждения является соответствующая надпись на двери кабинета. Рассмотрим данную профессионально-речевую ситуацию с точки зрения коммуникативных характеристик.
Содержание такой надписи определяется целью и сферой общения, особенностями речевого жанра и подробностями ситуации.
Цель: воспитать у пациентов уважение к правилам гигиены медицинского учреждения, к профессии медика, к другим пациентам.
Сфера общения: социально ориентированная сеть государственных услуг (официальная сфера).
Особенности речевого жанра: надпись может быть предупредительной, запретительной, юмористической, ироничной, корпоративной, регламентирующей, профилактической.
Подробности коммуникативной ситуации: Посетителям районной больницы не всегда удобно раздеться в гардеробе; бахилы часто рвутся на обуви больших размеров; простые люди не привыкли строго следовать гигиеническим предписаниям; сам медицинский персонал ходит по учреждению одетым и т.п.
Итак, в нашем случае запретительная надпись окажется бесполезной или спровоцирует конфликт. Цель нашего речевого действия не тупой запрет, а воспитание элементарной культуры поведения в медицинском учреждении. При этом важно сохранить статус-кво и уважение к пациентам. Поэтому лучшим вариантом будет офсетная печать небольшого красивого плаката в стиле современной медицинской рекламы с доброжелательной надписью «Уважаемые пациенты! Оставляйте, пожалуйста, одежду в гардеробе!». Можно императивно апеллировать к потребности в безопасности: «Берегите свою обувь от микробов – приобретайте бахилы!». Сравните с привычным: «В верхней одежде не входить! При себе иметь бахилы!», распечатанным на листке А 4. Такая надпись бесцельна, некоммуникативна, взаимно неуважительна, а, следовательно, непрофессиональна.
Недостаток общей коммуникативной культуры, низкий уровень речевого развития, ограниченность сфер общения виртуальными разновидностями коммуникации (форумы, блоги, социальные сети и т.п.), ориентация современного образования на преимущественное использование демонстративных средств (мультимедийных проекторов) и формальных методов оценки знаний (тестирования) – все это мешает личности вступить в социально полноценное, развивающее, профессионально ориентированное общение, способствующее развитию и становлению медицинского работника. Отличительной психологической особенностью эффективной коммуникации, безусловно, является гуманное обращение с пациентом, применение не только доброго дела, но и доброго слова. Целенаправленная работа над развитием речи, формирование коммуникативной культуры, совершенствование социально важных качеств личности студента, на наш взгляд, наделят современную образовательную среду необходимым этико-аксиологическим (нравственно-ценностным) смыслом.
Библиографический список:
- Быстрова Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках // Русская словесность. - 2003. - № 1. - С. 35-40.
- Маслоу А. Мотивация и личность [Текст]/ Перевод Т. Гудман, Н. Мухина. – С.-Пб.: Питер, 2011. – 352 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на ЦМК 2016-2017 Ятрогенные заболевания, как следствие деонтологических ошибок медицинских работников
Доклад на ЦМК 2016-2017 Ятрогенные заболевания...
2017 Доклад на ЦМК "Всестороннее развитие и социализация личности"
2017 Доклад на ЦМК "Всестороннее развитие и социализация личности" ...
Основные аспекты развития личности в условиях среднего профессионального образования
Проблема социализации молодёжи в условиях непрерывного профессионального образования является одной из самых актуальных в условиях современной рыночной экономики России....
Мастер-класс "Развитие личности студентов в процессе совершенствования коммуникативных навыков"
Представлен опыт работы с обучающимися колледжа по заявленной теме....
ДОКЛАД «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Современная действительность требует от человека как можно более полного понимания и адекватной оценки собственных способностей, умений, навыков и возможностей. Формирование компетенций и саморазвитие...
Доклад "Формирование информационной и коммуникативной компетенции у студентов медицинского колледжа в процессе изучения иностранного языка"
Доклад на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин о формировании информационной и коммуникативной компетенции у студентов медицинского колледжа в процессе изучения иностранного языка...
Доклад. Самообразование как условие развития личности преподавателя и повышение его педагогических компетенций
Доклад на тему "Самообразование как условие развития личности преподавателя и повышение его педагогических компетенций" подготовлен для выступления на ПЦК...