2017 Доклад на ЦМК Коммуникативные аспекты развития личности медицинского работника
статья

Любовь Намхаевна Михайлова

2017 Доклад на ЦМК Коммуникативные аспекты развития личности медицинского работника

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативные аспекты развития личности как основные направления повышения профессионально-психологической компетенции медицинского работника

Михайлова Л.Н., преподаватель специальных дисциплин

 21.12.2017

Аспекты коммуникации в современном информационном мире исключительно важны с точки зрения передачи и освоения информации в процессе общения. Коммуникативная компетенция - это средоточие образовательного взаимодействия, главный результат формирования знаний, умений и навыков. Новичок в области своей деятельности становится компетентным специалистом только в том случае, если он умеет общаться в своём коллективе, используя все возможности для профессионально-психологического роста. Личностная идентификация с такой социально значимой профессией, как медик, обусловлена особенностями общения в профессиональной медицинской среде.

Таким образом, для современного профессионального образования  представляется важным и актуальным:

- во-первых, определение стержневых особенностей общения, способствующих развитию социально значимых качеств личности;

- во-вторых, совершенствование коммуникативной компетентности личности как главного требования к профессиональной самореализации.

Коммуникативная компетенция – это способность понимания чужих и порождения собственных программ речевого поведения, адекватного целям, сферам и ситуациям общения [Быстрова, 2003, с. 37]. Формирование такой способности предполагает решение четырёх задач:

1) проанализировать психологические особенности общения, оказывающие влияние на профессиональное становление личности;

2) сформировать определенный список социально значимых качеств личности, образующих коммуникативную компетенцию;

3) наметить основные способы повышения профессионально-педагогической компетенции при помощи развития речи студентов и правильной организации педагогического общения;

4) реализовать результаты научно-теоретического анализа в практико-ориентированной методике совершенствования коммуникативной компетенции личности студента-медика.

Стержневые для формирования личности особенности общения определены социальной природой человека.

Во-первых, правила коммуникативного поведения установлены социумом, поэтому общаясь друг с другом, с группой, с большим количеством людей, мы ориентируемся на правила русского языка, используем опыт речевого этикета, подчиняемся законам и традициям нашей культуры. В этом отношении общество довлеет над индивидуальностью, не допуская и не принимая случайного, безобразного, некультурного поведения. Становление личности сопровождается соблюдением правил и реагированием на запреты.

Так, в процессе общения «коммуникативным самоубийством» считается неправильное произношение слов: «звóнит», «квáртал», «дóговор» и др. Незаметно для говорящего ошибки, которые он допускает, девальвируют его личность, значительно снижают его коммуникативный и, следовательно, социальный статус.

Во-вторых, любое общение – это процесс взаимодействия. Иначе говоря, идеальный вариант коммуникации – субъект-субъектное взаимодействие. Субъект-субъектный характер общения учитывает особенности личности, многие из которых являются результатом взаимовлияния.

Хорошо известно выражение «С кем поведёшься, от того и наберёшься». Манера поведения, стиль общения, речевые стереотипы возникают в коммуникативной структуре личности как результат подражания другим людям. Первые шаги в профессии в большей степени подчинены образцу – человеку, на которого начинающий специалист хочет быть похожим. Неслучайно в течение всей жизни и профессиональной деятельности мы вспоминаем, а иногда и копируем особенности коммуникативного поведения своих педагогов-наставников.

Итак, общение обладает двумя контрастирующими особенностями.            С одной стороны, это сверхличностный процесс, подчинённый традициям, культуре и законам общества. С другой стороны, это процесс межличностный, в котором выделяется большое количество индивидуально-коммуникативных и ситуативных нюансов (например, дефекты речи, любимые жесты, волнение в ситуации группового общения, филантропия, мизантропия, авторитарные привычки и многое другое).

К психологическим особенностям общения, влияющим на профессиональное становление личности, на наш взгляд, следует отнести:

- стиль общения в рабочем коллективе;

- личностные предпочтения в выборе той или иной коммуникативной стратегии;

- уровень развития риторических умений и навыков (в первую очередь, слушания, а также говорения, чтения и письма), обеспечивающих понимание другого человека.

Наиболее благоприятными для развития личности являются:

-  деловой стиль общения (преодолевающий недостатки авторитарного и демократического стилей);

- выбор открытой коммуникативной стратегии (располагающей к сотрудничеству, лишённой приёмов давления и манипуляции, снимающей конфликтогеность);

- высокий уровень владения риторическими приёмами слушания, говорения и других видов речевой деятельности.

Именно такое представление о молодом специалисте отвечает всем требованиям современного образования – деловой, открытый, коммуникативно-эффективный (коммуникабельный).

К социально значимым качествам личности, образующим коммуникативную компетенцию, относятся:

- нравственность (личностный аспект усвоения этических норм), базовым принципом которой является коммуникативная формула: «Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой»;

- эмпатия (способность к сопереживанию), открывающая возможности познания и понимания других людей;

- эмоционально-волевая зрелость, приносящая в качестве социально значимых плодов чёткую мотивировку деятельности (неравнодушность) и целеустремлённость личности (наличие у ней идеалов).

Исходя из этого, успешной можно назвать социализацию, которая избавила человека от грубости, чёрствости, безразличия, сделав его внимательным, чутким и целеустремлённым.

Основные способы формирования перечисленных качеств личности реализуют психологически и риторически обоснованную организацию педагогического общения. Для иллюстрации такой психолого-коммуникативной структуры воспользуемся:

-  иерархией приоритетов (актуализация основных потребностей человека);

- списком качеств личности;

- набором актуальных компонентов коммуникативной ситуации;

- подбором способов формирования – методов и приемов педагогического взаимодействия.

Приоритеты

(мотиваторы)

Качества

личности

Компоненты коммуникативной ситуации

Способы формирования

(методы и приёмы)

голод, жажда, секс

эмоциональность

что? (объект)

инструкция

безопасность

аккуратность

для чего? (цель)

упражнение

принадлежность

вежливость

где? (место)

игра

уважение

уверенность

когда? (время)

тренинг

познание

интеллект

почему? (причина)

исследование

прекрасное

талант

как? (образ)

интерпретация

самореализация

креативность

кто? (субъект)

самопрезентация

Согласование мотиваторов, личностных качеств, коммуникативных компонентов и приёмов педагогического общения указывает самый эффективный путь образовательной реакции на все основные потребности человека.

Так, удовлетворение физиологических потребностей, без которых невозможно существование человека, предполагает сопровождение чувства голода, жажды и полового влечения сильными эмоциями. В данной коммуникативной ситуации главным является ответ на вопрос что? (объект, который удовлетворит данную потребность). Самым надёжным, адекватным и эффективным способом образовательного взаимодействия будет простая и чёткая инструкция, последовательно описывающая шаги по удовлетворению физиологической потребности. Главным в этой инструкции будет подробное описание объекта. Например, описание свойств продукта, которым можно быстро и с пользой для здоровья утолить голод. Некоторая несуразность современной образовательной системы заключается как раз в том, что она не даёт простого и чёткого ответа на вопрос, что делать, чтобы не нуждаться в самом основном, в самом необходимом.  

Соответственно наилучшим приёмом, обучающим цели жизнедеятельности (удовлетворение потребности в безопасности) и формирующим аккуратность, на наш взгляд, является упражнение (например, физическое упражнение для укрепления здоровья и иммунитета, упражнение по русскому языку для безошибочного употребления слов). Аккуратность в отношении к себе, к людям, к языку – естественная, гигиеническая потребность человека, стремящегося к безопасному сосуществованию. Традиционная система образования уделяла этому направлению самое большое внимание.

Вежливости, по нашей мотивационно-потребностной логике, учит игра (педагогический ответ на потребность в принадлежности и любви), главная особенность которой – пространство игровой ситуации. Неслучайно лучшим способом воспитания патриотизма всегда считалась любимая национальная коллективная игра (например, для России в последнее время - хоккей). Игра – главное средство народной педагогики.

 Чрезвычайно важное качество личности в современной сложной ситуации – уверенность в себе (потребность в уважении). Достижению успеха лучше всего учить при помощи тренинга, подчёркивающего ценность фактора времени. Успех требует своевременности реакций, умения ждать и, конечно, -  правильного распределения драгоценного времени. Популярность платных тренингов «личностного роста» свидетельствует о недостаточной проработке этого аспекта в бесплатном образовании.

Развитие интеллектуальных способностей эффективно осуществляется с помощью исследования. Научное объяснение открывает причины происходящего. Исследовательский, лабораторный характер развития личности – приоритет современного образования в странах Европы и в США.

Потребность в прекрасном помогает развиться такому необходимому качеству личности, как талант. Врождённое чувство гармонии подсказывает человеку, как устроена Вселенная. Подходящий для этого приём – образная интерпретация (рисование, музицирование, драматизация, сочинение). Мудрый подход к образованию в Японии и в некоторых других странах откладывает овладение технологиями на непосредственное время начала профессиональной деятельности, а в школе и других учебных заведениях предпочтение отдаётся гуманитарным предметам. К счастью для нас, прекрасным, талантливым и образным остаётся дошкольное и начальное образование в России.

Наконец, высшая потребность в самореализации открывает человеку глаза на то, кто он на самом деле. Для этого целесообразно прибегнуть к приёму самопрезентации. Как правило, в нём аккумулируются результаты образовательного взаимодействия по предыдущим направлениям. На этом этапе креативная личность готова создать нечто новое. К сожалению, самопрезентация часто подменяется презентацией: чтобы избавить себя от мучительного, но необходимого самовыражения, современный обучающийся предпочитает воспользоваться чужими достижениями. Оригинальность повсеместно замещается плагиатом.

Как реализовать результаты нашего анализа в методике совершенствования коммуникативной компетенции студента-медика?               В первую очередь, научив их  речевому поведению, адекватному целям, сферам и ситуациям общения.

Например, в классической для районной поликлиники ситуации, когда пациенты ходят на приём в верхней одежде и без бахил, простейшим способом предупреждения является соответствующая надпись на двери кабинета. Рассмотрим данную профессионально-речевую ситуацию с точки зрения коммуникативных характеристик.

Содержание такой надписи определяется целью и сферой общения, особенностями речевого жанра и подробностями ситуации.

Цель: воспитать у пациентов уважение к правилам гигиены медицинского учреждения, к профессии медика, к другим пациентам.

Сфера общения: социально ориентированная сеть государственных услуг (официальная сфера).

Особенности речевого жанра: надпись может быть предупредительной, запретительной, юмористической, ироничной, корпоративной, регламентирующей, профилактической.

Подробности коммуникативной ситуации: Посетителям районной больницы не всегда удобно раздеться в гардеробе; бахилы часто рвутся на обуви больших размеров; простые люди не привыкли строго следовать гигиеническим предписаниям; сам медицинский персонал ходит по учреждению одетым и т.п.

Итак, в нашем случае запретительная надпись окажется бесполезной или спровоцирует конфликт. Цель нашего речевого действия не тупой запрет, а воспитание элементарной культуры поведения в медицинском учреждении. При этом важно сохранить статус-кво и уважение к пациентам. Поэтому лучшим вариантом будет офсетная печать небольшого красивого плаката          в стиле современной медицинской рекламы с доброжелательной надписью «Уважаемые пациенты! Оставляйте, пожалуйста, одежду в гардеробе!». Можно императивно апеллировать к потребности в безопасности: «Берегите свою обувь от микробов – приобретайте бахилы!». Сравните с привычным: «В верхней одежде не входить! При себе иметь бахилы!», распечатанным на листке А 4.  Такая надпись бесцельна, некоммуникативна, взаимно неуважительна, а, следовательно, непрофессиональна.

Недостаток общей коммуникативной культуры, низкий уровень речевого развития, ограниченность сфер общения виртуальными разновидностями коммуникации (форумы, блоги, социальные сети и т.п.), ориентация современного образования на преимущественное использование демонстративных средств (мультимедийных проекторов) и формальных методов оценки знаний (тестирования) – все это мешает личности вступить в социально полноценное, развивающее, профессионально ориентированное общение, способствующее развитию и становлению медицинского работника. Отличительной психологической особенностью эффективной коммуникации, безусловно, является гуманное обращение с пациентом, применение не только доброго дела, но и доброго слова. Целенаправленная работа над развитием речи, формирование коммуникативной культуры, совершенствование социально важных качеств личности студента, на наш взгляд, наделят современную образовательную среду необходимым этико-аксиологическим (нравственно-ценностным) смыслом.

Библиографический список:

  1. Быстрова Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую компетенцию мы формируем на уроках // Русская словесность. - 2003. - № 1. - С. 35-40.
  2. Маслоу А. Мотивация и личность [Текст]/ Перевод Т. Гудман, Н. Мухина. – С.-Пб.: Питер, 2011. – 352 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

2017 Доклад на ЦМК "Всестороннее развитие и социализация личности"

2017 Доклад на ЦМК "Всестороннее развитие и социализация личности"    ...

Основные аспекты развития личности в условиях среднего профессионального образования

Проблема социализации молодёжи в условиях непрерывного профессионального образования является одной из самых актуальных в условиях современной рыночной экономики России....

Мастер-класс "Развитие личности студентов в процессе совершенствования коммуникативных навыков"

Представлен опыт работы с обучающимися колледжа по заявленной теме....

ДОКЛАД «ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ В УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Современная действительность требует от человека как можно более полного понимания и адекватной оценки собственных способностей, умений, навыков и возможностей. Формирование компетенций и саморазвитие...

Доклад "Формирование информационной и коммуникативной компетенции у студентов медицинского колледжа в процессе изучения иностранного языка"

Доклад на заседании ЦМК общепрофессиональных дисциплин о формировании информационной и коммуникативной компетенции у студентов медицинского колледжа в процессе изучения иностранного языка...

Доклад. Самообразование как условие развития личности преподавателя и повышение его педагогических компетенций

Доклад на тему "Самообразование как условие развития личности преподавателя и повышение его педагогических компетенций" подготовлен для выступления на ПЦК...