рабочая программа кружка "Пресс-клуб"
рабочая программа на тему

Рогожина Татьяна Владимировна

авторская программа, разработана и введена в 2013-2014 учебном году. Результатом работы является выпуск газеты "Диктофон".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_press-klub.doc226.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное  общеобразовательное учреждение  «Дзержинский индустриально-коммерческий техникум»

ПРОГРАММА КРУЖКА

«Пресс-центр»

                                                      Преподаватель: Рогожина Т.В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы со студентами. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе кружка «Пресс-центр». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

Данная программа рассматривает главный постулат Концепции модернизации образования – образование должно быть эффективным, качественным, доступным. В этом – главное предназначение школы – основной ступени становления ребенка, гражданина, развитие крепкой духовной личности.

Суть педагогической деятельности по развитию детского самоуправления заключается в том, чтобы создать условия, при которых подростки проявляют творческие способности, ответственность, самостоятельность. Соответственно требуется, чтобы полученные знания подросток мог применять.

Данный кружок развивает и реализует творческие способности студентов через создание техникумной газеты.

Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения студентов в различные формы деятельности. Это рукописная подготовка заметок, редактирование собранного материала, компьютерный набор материала, правка, макетирование…

В результате работы по выпуску газетного, журнального материала возрастает мотивация студентов к обучению. Подростки совершенствуют и развивают навыки литературного творчества, повышают грамотность, получают первый журналистский опыт.

Эта работа способствует сплоченности подростков, повышению их коммуникативных способностей, повышению их статуса в  студенческом коллективе.

Создание газет нацеливает студентов на исследовательскую работу. Она способствует развитию теоретического, творческого мышления, формированию операционного мышления, направленного на развитие навыков и умений применения современных компьютерных технологий. Конкретную тематику статей студенты выбирают в зависимости от собственных интересов и возможностей.

Особенность данного кружка состоит в том, что он опирается на повторение, обобщение и систематизацию знаний по:

  • литературному редактированию,
  • культуре речи,
  • расширяет сведения по лексике и грамматике.

Занятия кружка учат правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, способствуют развитию творческих способностей, интереса к литературному творчеству.

ЦЕЛЬ РАБОТЫ: создание студенческой газеты

ЗАДАЧИ:

  1.Образовательные

- повышение интереса к учебе через самостоятельную исследовательскую работу

- совершенствование и развитие навыков литературного творчества

- повышение грамотности

2. Воспитательные

- сплочение студентов в единый коллектив для плодотворной работы

- воспитание информационной культуры

- воспитание деловых качеств и активной жизненной позиции

3. Развивающие

- повышение коммуникативных способностей подростков

- повышение статуса обучающихся в студенческой среде

- развитие и реализация творческих способностей студентов через журналистскую деятельность

Направления деятельности

  • Журналистика
  • Исследовательская деятельность
  • Компьютерные технологии

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ КРУЖКОВЦЕВ.

Студенты должны знать понятия:

1.тема, идея (основная мысль текста), его композиция,

2.типы речи, стили речи,

3.изобразительно-выразительные средства публицистического стиля (эпитеты, сравнения, метафоры), просторечные слова и обороты, фразеологические выражения.   Логичность, образность, эмоциональность, призывность, разнообразные виды синтаксических конструкций. Достоверность, точность фактов, конкретность, строгая обоснованность.

4.жанры публицистического стиля: интервью, репортаж, заметка, статья, …

Студенты должны уметь:

1.собирать материал, систематизировать его,

2.строить связное аргументированное высказывание на конкретную тему,

3.доказывать свою собственную точку зрения,

4.интересоваться мнением других людей,

5.составлять план,

6.создавать устное и письменное публичное выступление в разных жанрах,

7.собирать материал

8.грамотно излагать свои мысли,

9.создавать макет будущего номера

10.редактировать созданный материал

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

В техникуме создана команда детей (редколлегия газеты), техникумная  газета выходит 1 раз в месяц  в бумажном варианте, либо публикуется на сайте техникума.

РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ:

        5 раз в неделю по 45 минут, плюс экскурсии.

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

  • реализация программы на базе техникума
  • подготовка детей к будущей профессиональной деятельности

Настоящая программа рассчитана на 1 год:

Предлагаемый курс обучения  адресован студентам в возрасте 16-19 лет.

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ, ПРЕДУСМОТРННЫЕ ПРОГРАММОЙ:

1.свободная творческая дискуссия;

2.ролевые игры;

3.творческие задания;

4.активные методы формирования системы общения;

5.практическая работа (подготовка материалов для публикаций в прессе).

Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии подросток узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, постигая лексическое многообразие и образность родного языка, приобрел навыки самостоятельной работы в различных жанрах публицистического стиля; научился писать заметки, статьи, рецензии, очерки, репортажи. С этой целью предусматриваются индивидуальные занятия.

Количество студентов в учебной группе составляет 15 человек:

Основными требованиями к студентам при изучении основ журналистики как профессии являются:  желание овладеть навыками работы юного корреспондента; активная позиция во время занятий; выполнение творческих заданий,  пресс-конференциях, творческих конкурсах.

КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- умение построить устное и письменное сообщение;

- умение работать в различных жанрах публицистического стиля;

- умение общаться с отдельным человеком и аудиторией;

- самостоятельная подготовка и публикация материалов в прессе.

Настоящая программа построена в соответствии с основной поставленной целью – овладением навыками журналистского мастерства. Для достижения цели и выполнения задач программой используются современные методики обучения основам журналистики. Занятия проводятся с учетом возрастных и психологических особенностей на основе дифференцированного подхода.

Основными формами, способствующими развитию выразительности, образной устной и письменной речи, являются различные тренировочные упражнения, ситуативные тренинги, учитывающие особенности различных жанров журналистики, ролевые игры.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ:

Студент:

* что делал

* где участвовал

* каковы успехи

* планы на будущее

* чему научился

* индивидуальные творческие    достижения

  • я узнал
  • я понял
  • я научился
  • лучше всего у меня получается
  • я изменился в …сторону

Критерии оценивания созданных студенческих работ:

  • оригинальность
  • новизна
  • полезность для автора и других людей
  • трудоемкость работы
  • качество оформления работы

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ:

Тема 1. Введение.(20 часов)

Теория

(11 часов)

Практика

(9 часов)

Всего

Вводное занятие. Понятие о школьной газете

1

1

Инструктаж по ТБ и ПБ

1

Знакомство с целями и задачами курса.

1

Распределение обязанностей по рубрикам.

1

История журналистики.

1

1

Возникновение газет.

1

1

Из истории журналистики

1

1

Печатные издания и их роль

1

1

Сравнение западной и российской журналистики.

2

Подготовка материалов и выпуск чернового варианта газеты.

1

1

Выпуск первого номера.

1

2

Анализ первого выпуска. Соцопрос.

1

2

Тема 2. Публицистический стиль речи.(18 часов)

Теория

 (10 часов)

Практика

(8 часов)

Текст. Тема и идея текста.

1

1

3

Правила построения и структура текста.

1

1

Стили речи. Особенности стилей.

1

1

3

Публицистический стиль речи.

1

Особенности публицистического стиля речи.

1

Лексические особенности публицистического стиля речи.

1

Газета. Какая она должна быть?

1

  1

1

Анализ рубрик печатных изданий.

1

      1

1

Газетная статья- основа газеты

1

2

3

Реклама на страницах газеты.

1

1

2

 

Тема 3. Создание газетной статьи. Редактирование.(20 часов)

Теория

 (10 часов)

Практика

(10 часов)

Анализ Дзержинской прессы.

1

1

Интервью. Что значит взять интервью?

1

2

3

Репортаж.

1

1

3

Правила интервьюирования.

1

1

Очерк. Особенности жанра.

1

2

4

Создание газетных статей

1

1

4

Редактирование текста

1

1

3

Оформление, дизайн газеты

1

3

Выпуск второго номера газеты.

2

1

32

 

Тема 4. Развитие современной публицистики.(20 часов)

Теория

 (10 часов)

Практика

(10 часов)

Анализ развития публицистики рубежа XX-XXI веков.

1

1

Роль СМИ в жизни современного общества

1

1

Роль фото и видео съёмки в создании газет

1

1

Подготовка материалов к выпуску. Редактирование.

1

1

Правила оформления газет.

1

1

Источники информации

1

1

Правовая база российской журналистики

1

1

Техника вёрстки готового материала

1

1

Подготовка материалов и выпуск газеты.

1

1

Анализ выпущенного номера. Соцопрос.

1

1

Тема 5. Сбор и обработка информации.(14 часов)

Теория

 (7 часов)

Практика

(7 часов)

Обработка информации.

1

1

Правила обработки информации.

1

1

Правила анкетирования.

1

1

Обработка анкет.

1

1

Редактирование текста.

1

1

Подготовка материалов и выпуск газеты.

1

1

Анализ вышедшего номера.

1

1

Тема 6. Виды обработки текста.(20 часов)

Теория

 (10 часов)

Практика

(10 часов)

Форматы текста.

1

1

 Виды шрифтов.

1

1

Подготовка материалов к выпуску газеты.

2

2

Рецензия и отзыв.

1

1

Рецензия на театральную постановку.

1

1

Отзыв о просмотренном фильме.

1

1

Репортаж и хроника.

1

1

Фоторепортаж.

1

1

Видеорепортаж.

1

1

Тема 7. Освещение различных аспектов работы в СМИ.(14 часов)

Теория

 (7 часов)

Практика

(7  часов)

PR и средства рекламы в СМИ.

1

1

Морально-психологические аспекты работы СМИ.

1

1

Подготовка материалов к выпуску газеты

1

1

Акция ко дню победы. Встреча-интервью с ветеранами.

1

1

Круглый стол. Пресс-центр.

1

1

Подготовка материалов и выпуск газеты.

1

1

Итоги выпуска.

1

1

Тема 8. Анализ газетных материалов.(20 часов)

Теория

 (10 часов)

Практика

(10 часов)

Анкетирование

1

1

Анализ газетных материалов

1

1

. Журналистика-профессия и призвание.

1

1

Вёрстка.

1

1

Газетная журналистика

1

1

Газетные иллюстрации

1

1

Газетный юмор. Распределение

1

1

Подготовка номера к выпуску.

1

1

Выпуск газеты.

1

1

Подведение итогов проделанной работы.

1

1

Тема 9. Жанры журналистики.(20 часов)

Теория

 (10 часов)

Практика

(10 часов)

Газетные иллюстрации.

1

1

Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, фотоэтюд, дружеский шарж, карты, заставки, репродукции). Рисунок в компьютере.

1

1

Участие в культурно-массовых мероприятиях.

1

1

Жанры газетных материалов.

1

1

Жанры журналистики: общая характеристика.

1

1

Жанры газетной журналистики. Подготовка материалов. Оформление газетной статьи.

1

1

Журналистские профессии на ТВ.

1

1

Написание рецензии на телепередачу.

1

1

Подготовка и выпуск номера.

1

1

Анализ выпуска и подведение итогов.

1

1

Тема 10. Жанр газетной заметки.(16 часов)

Теория

 (8 часов)

Практика

(8 часов)

Заметка

1

1

Зарисовка

1

1

Заседание круглого стола «Встреча с интересными людьми»

1

1

Заметка. Заметка информационного характера.

1

1

 Заметки на темы, связанные с оценкой поступков. Заметка на дискуссионную тему.

1

1

Индивидуальные консультации по работе над статьями, очерками

1

1

Выпуск номера газеты.

1

1

Анализ выпуска. Соцопрос.

1

1

Тема 11.  Подготовка электронного варианта газеты.(14  часов)

Теория

 (7 часов)

Практика

(7  часов)

Инструктаж. Работа в редакторе Word

1

1

 Разбор рубрик, разделов газеты. Работа с набросанными статьями

1

1

Импорт картинок и фото.

1

1

Интернет – издания.

1

1

Интервью друг у друга.

1

1

Выпуск номера газеты.

1

1

Анализ выпущенного номера.

1

1

Тема 12. Интервьюирование.

Теория

 (10 часов)

Практика

(10 часов)

Обсуждение выпусков, анализ, распределение ролей

1

1

Интервью по телефону.

1

1

Индивидуальная работа:консультирование по определению темы и редактированию работ

1

1

Интернет-журналистика

1

1

Интервью и интервьюирование. Деловая игра «Мое первое интервью».

1

1

Анализ образцов интервью, взятых из газет и журналов. Интервью-зарисовка.

1

1

Интервью-зарисовка.

1

1

Индивидуальные консультации по подготовке материала.

1

Выпуск  номера газета.

1

1

Подведение итогов работы. Анализ.

1

1

Итого:  216 часов

110 часов

106 часов

68

Содержание  программы:

1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ

Знакомство с программой кружка, решение организационных вопросов, техника безопасности.

2. ИЗ ИСТОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ

Формирование представлений о  профессии журналиста, история создания газет в России

Журналистика XVIII века.

Новиков и его журналы «Трутень», «Пустомеля», «Живописец».

Журналистика XIX века.

Формирование жанров в журналистике. А.С.Пушкин – публицист:

«Путешествие из Москвы в Петербург»;

Журналы «Современник», «Отечественные записки».

Журналистика XX века.

В.И. Гиляровский – репортер и публицист.

Истоки нравственных основ журналисткой этики. Развитие жанра фельетона – И. Ильф, Е. Петров.

Задания. Напишите репортаж «Герои нашего  села». Подготовьте сообщения об особенностях стиля журналистов и писателей прошлого.

Дискуссия о профессиональной этике журналиста.

3 ПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ, ИХ РОЛЬ.

Общность в функциях, целях, задачах, профессиональных требованиях, жанрах.

4.ТЕКСТ. ТЕМА И ИДЕЯ ТЕКСТА.

Основные типы построения текстов: повествование, описание, рассуждение.

Основные структурные связи в повествовании: прямая хронология и обратная хронология. Прямая хронология с отступлениями.

Основные структурные связи в описании. Движение по объекту описания. Движение объекта. Маршрут движения. Убывание или возрастание признака.

Основные структурные связи в рассуждении.

Умозаключение в доказательстве или опровержении. Восхождение от конкретного к абстрактному.

Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры повествования, описания, рассуждения. Напишите маленький рассказ на тему «Маленькое происшествие», используя разные типы построения.

5.СТИЛИ РЕЧИ. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЕЙ.

Сущность слова. Слово и понятие. Многозначность слова. Ошибки в употреблении многозначных слов.

Слова иноязычного происхождения, старославянизмы, историзмы, архаизмы, неологизмы.

Профессиональная лексика, диалектизмы, современный сленг.

Стилистические пласты лексики.

Использование фразеологизмов, крылатых слов, пословиц.

Тропы: эпитет, сравнение, олицетворение, метонимия, гипербола, ирония.

Стилистические фигуры речи: анафора и эпифора, антитеза, градация, эллипсис, прием кольца, умолчание, риторическое обращение, риторический вопрос, многосоюзие и бессоюзие.

Задания. Найдите в газетных и журнальных публикациях примеры тропов и стилистических фигур, определите их роль в тексте.

Напишите зарисовку, используя определенные стилистические фигуры.

6. ГАЗЕТА. КАКАЯ ОНА ДОЛЖНА БЫТЬ?

Знакомство с техническими средствами и приемами работы с ними (фотоаппарат, видеокамера, компьютер)

Фотомонтаж, видеомонтаж. Создание газеты в печатном виде (особенности компьютерных программ MS WORD, MS PUBLISHER)

Задание. Оформление  фоторепортажей, создание газеты.

7.АНАЛИЗ РУБРИК ПЕЧАТНЫХ ИЗДАНИЙ.

Обзор печати – особый жанр.

Обзор: тематический, общий информационный рецензирующий прессу.

Особенности газетного языка. Что такое авторский почерк.

Заметка – один из распространенных газетных и журнальных жанров. Разновидности материалов этого жанра – заметка информационного характера, заметка – благодарность, заметка – просьба, обращение.

8. ГАЗЕТНАЯ СТАТЬЯ ОСНОВА ГАЗЕТЫ.

Статья – роль статьи в газетах и журналах.

Статьи проблемные, аналитические, обличительные. Отличительные черты: целеустремленность и доходчивость, логичность аргументации, точность словоупотребления; яркость литературного изложения.

9. РЕКЛАМА НА СТРАНИЦАХ ГАЗЕТЫ.

Роль реклама в нашей жизни: положительная и отрицательная.

Задание: Создать рекламу самой необычной вещи.

10. ИНТЕРВЬЮ. ЧТО ЗНАЧИТ «ВЗЯТЬ ИНТЕРВЬЮ»?

Интервью – особенности жанра, его виды: интервью – монолог; интервью – диалог; интервью – зарисовка; коллективное интервью; анкета.

11. РЕПОРТАЖ.

Репортаж  - наглядное представление о том или ином событии через непосредственное восприятие журналиста – очевидца или действующего лица.

Жанровое своеобразие – использование элементов всех информационных жанров: картинное описание какого-либо эпизода, характеристика персонажей, прямая речь.

Виды репортажа: событийный, тематический, постановочный.

12. ОЧЕРК. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА.

Очерк – близость к малым формам художественной литературы – рассказу или короткой повести. Очерк как раскрытие жизни того или иного значимого персонажа.

Документальность воспроизведения материала. Очерки событийные и путевые.

13. СОЗДАНИЕ ГАЗЕТНЫХ СТАТЕЙ.

Создание и презентации своих собственных статей.

14. РЕДАКТИРОВАНИЕ ТЕКСТА.

Лингвистический эксперимент (работа с  текстами, замена, обоснование).

Задания. Найдите в газетах и журналах примеры публикаций того или иного жанра, объясните, по каким признакам вы определили принадлежность к тому или другому жанру. Оцените уровень мастерства автора.

15. ОФОРМЛЕНИЕ, ДИЗАЙН ГАЗЕТЫ.

16. ВЫПУСК студенческой ГАЗЕТЫ.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:

1.Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.

2.Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.

3.Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.

4.Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.

  1. Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.

6.Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.

7.Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка.м., 1974.

8.В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.

9.Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ:

1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983

2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001

3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988

4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988

5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

Средства, необходимые для реализации данной программы:

- разработки по темам;

- карточки с подбором лексики по изучаемой теме;

- тематический материал периодической печати;

- справочники;

- словари;

            -Различные периодические печатные издания. Тексты для редактирования

Для работы требуется кабинет, имеющий мебель: столы, стулья.

Технические средства: компьютер,  фотоаппарат, телевизор, DVD.

У каждого ребенка – блокнот, ручка.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике  для профессий начальн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)

Программа профессионального модуля  является частью основной профессиональной образовательной программы  ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...

рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01

рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии  38.01.02 Продавец,  контролер – кассир....

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...