РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЖИВАЯ СТАЛЬ»
проект на тему

Александр Григорьевич Петров

Программа кружка может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: слесарь ремонтник, токарь-уневерсал, сварщик,  слесарь по обслуживанию буровых , слесарь КИПиА  и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА

бюджетное учреждение профессионального образования

Ханты - Мансийского автономного округа – Югры

«Когалымский политехнический колледж»

                                                                                  Утверждаю:

директор БУ «Когалымский

политехнический колледж»

_______________ И.Г.Енева

«_____»  ___________ 2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА 

«ЖИВАЯ СТАЛЬ»

Форма обучения    очная

Курс                        1,2,3

Семестр                 1,2,3,4,5

Когалым, 2015 г.

Организация-разработчик

Организация - разработчик: бюджетное учреждение профессионального образования Ханты – Мансийского автономного округа - Югры «Когалымский политехнический колледж».

Рабочая программа рассмотрена на методическом объединении по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена «Машинист на буровых установках»

Протокол №      от  10.06.2015 г.

Руководитель МО _____________ О.К.Зварич

                                      (подпись)

Рабочая программа рекомендована методическим советом БУ «Когалымский политехнический колледж»»

Протокол №  от

     Председатель МС _____________ Е.М. Свищук

                                                    (подпись)

  Рабочую программу разработал:

  Мастер П.О.  БУ «Когалымский

  политехнический колледж»                 ________________ Р.Э.Джалилов

                                                                                                (подпись)

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

19

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

20

1.ПАСПОРТ КРУЖКА

«ЖИВАЯ СТАЛЬ»

1.1. Область применения программы

         Программа Кружка далее (программа) – является программой дополнительного обраазования основной профессиональной образовательной программы по профессии СПО в соответствии с ФГОС и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

Выпускник, освоивший ОПОП СПО, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Программа кружка может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: слесарь ремонтник, токарь-уневерсал, сварщик,  слесарь по обслуживанию буровых , слесарь КИПиА  и др.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Коды формируемых компетенций  ОК 1 – 7; ПК 1.2; ПК 1.4; ПК 2.5; ПК 3.1; ПК 3.4.

1.3.Цели и задачи кружка – требования к результатам освоения дисциплины:

  1. Дать учащимся расширенное представление о профессиях сварщик, автомеханик, жестянщик, токарь , слесарь.

  1. Способствовать получению дополнительных знаний о металле, о его  художественной   обработке,  новом   рождении этого промысла  на данном этапе развития общества.

  1. Повысить значимость знаний  в овладении профессией. Популяризация  профессий.

  1. Более подробно  познакомить учащихся с  историей развития металловедения, а также  углубить знания по данной науке, совершенствовать  навыки работы  с  инструментами,  приспособлениями, оборудованием,  применяемым при выполнении слесарных операций, художественной гибке и ковке металла. Отработать нестандартные  приёмы  выполнения слесарных операций  при выполнении  сложных конструкций из различного  профиля.

  1. Углубить  профессиональные знания, умения и навыки слесаря и сварщика, которые бы помогли учащимся  им в жизни   при  становлении  своей  профессиональной деятельности  и   трудоустройстве.

  1.  Развить    творческие способности каждого учащегося при посещении  им кружка,  сформировать у них осознанное отношение к получению профессии, профессиональном становлении, привить культуру  в  работе, утвердиться, как творческая  личность.

  1. Раскрыть индивидуальные способности и возможность каждого учащегося, развить   нестандартное  мышление,  направить  практическую деятельность учащихся на раскрытие  творческого потенциала, посредством выражения себя  в творческих работах.

  1. Повысить мотивацию к обучению и получению профессиональных знаний через творческий подход  к труду, активизации  познавательной  деятельности  учащегося.

  1. Развивать у учащихся профессионально – важные качества, присущие  будущему  рабочему   по  избранным   специальностям, умение применить их в  дальнейшем  на практике и в жизни.

.


2.2. Тематический план и содержание кружка « Живая сталь»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающегося

Объем

часов

Тема №1

Вводное занятие

Теоретические занятия:

  • Организация рабочего места слесаря и сварщика.
  • Требования по т/б при выполнении работ.
  • Причины травматизма и меры по их предупреждению.
  • Пожарная безопасность.

Практические занятия:

  • Организация рабочего места сварщика и слесаря.
  • Соблюдение т/б при работе с инструментами и оборудованием.
  • Отработка приёмов пользования противопожарными средствами и средствами защиты.
  • Оказывать первую медицинскую помощь.

6 часов

6 часов

Тема №2

Виды слесарных операций. Инструменты. Правила пользования ими. Приёмы работы со слесарным инструментом. Ознакомление с оборудованием для ручной дуговой сварки.

Теоретические занятия:

  • Виды слесарных операций.
  • Виды инструментов, их назначение.
  • Требования по т/б при работе с ними.
  • Контроль и проверка исправности инструмента.
  • Ознакомление с устройством и принципом работы трансформатора и выпрямителя.

Практические занятия:

  • Выполнение упражнений с использованием различных слесарных инструментов.
  • Отработка приёмов работы с инструментами.
  • Контроль и исправление неисправностей инструмента. Профилактический ремонт инструмента и оборудования.
  •  Упражнения по обслуживанию источников питания.
  • Отработка приёмов присоединения сварочных проводов.
  • Регулировка силы тока

9 часов

30часов

Тема №3

Разметка. Рубка. Правка и рихтовка металла. Гибка металла. Дуговая наплавка валиков и сварка пластин в разных положениях шва.

Теоретические занятия:

  • Сущность слесарных операций: разметки, рубки, правки, рихтовки и гибки.
  • Их назначение и применение.
  • Инструменты и приспособления, используемые при выполнении этих слесарных операций.
  • Приёмы и способы их  выполнения.
  • Техника выполнения.
  • Основные сведения об электродах.
  • Свойства сварочной дуги и условия её горения.
  • Технологию сварки, выбор её режима.
  • Типичные дефекты и меры их предупреждения.

Практические занятия:

  • Упражнения по отработке приёмов работы этих слесарных операций.
  • Отработка техники работы со слесарным инструментом и приспособлениями, используемыми в этих операциях
  • Изготовление изделий из металла различного профиля несложной формы.
  • Выбор режима сварки.
  • Сборка изделий с помощью прихваток.
  • Отработка выстраивания технологического процесса по изготовлению изделий несложной конструкции.

9 часов

30часов

     

Тема №4    

Художественная гибка металла разного профиля. Выбор способов выполнения гибки металла. Сварка кольцевых швов.

Сварка металла различного профиля. Технология сварки тонкого металла.

     

Теоретические занятия:

  • Способы выполнения гибки металла.
  • Техника и приёмы выполнения гибочных работ в приспособлениях, в горячем и холодном состоянии.
  • Особенности выполнения художественной гибки металла.
  • Способы наплавки валиков и сварки кольцевых швов.
  • Техника наплавки.
  • Технология сварки кольцевых швов.

Практические занятия:

  • Изготовление изделий с использованием художественной  гибки металла.
  • Отработка приёмов выполнения  изделий с применением художественной гибки металла различного профиля и толщины.
  • Развитие творческих способностей учащихся.
  • Производить сборку изделий прихватками.
  • Отработка приёмов сборки изделий в пространстве.
  • Исправление дефектов сварных швов.
  • Выбор более рациональных способов и техники сварки изделий.

9 часов

120часов

         Тема  №5  

Резка металла. Опиливание металла. Дуговая резка металла различного профиля.

Теоретические занятия:

  • Технология резки металла вручную, с помощью ножниц по металлу, ножовки по металлу, труборезом.
  • Инструменты и приспособления. Их назначение, настройка, заточка.
  • Приёмы опиливания.
  • Техника опиливания разного профиля поверхностей.
  • Контроль качества опиленных поверхностей.
  • Режимы резки металла сваркой.
  • Технология резки металла дуговой сваркой.

Практические занятия:

  • Упражнения по выполнению резки металла разного профиля и толщины, вручную и механизированным способом.
  • Отработка приёмов по выполнению этих операций.
  • Упражнения по отработке приёмов опиливания разного профиля поверхностей.
  • Контроль опиленных поверхностей.
  • Подбор режима резки металла сварочной дугой.
  • Выполнять резку металла разного профиля. Вырезку канавок и отверстий.

9 часов

30часов

    Тема  №6

 Сверление отверстий. Способы и приёмы сверления отверстий. Зенкерование, зенкование, развёртывание отверстий.  Нарезание резьбы. Способы нарезания резьбы.  Сборка и дуговая сварка простых деталей и изделий.

Теоретические занятия:

  • Подготовка металла к сверлению. Выбор скорости и подачи сверления.
  • Сущность процесса сверления сквозных, глухих, ступенчатых отверстий.
  • Способы сверления отверстий в приспособлениях.
  • Назначение и применение зенкерования, зенкования и развёртывания отверстий.
  • Выбор развёрток, в зависимости от диаметра отверстий.
  • Инструменты, применяемые при нарезании резьбы.
  • Подбор инструмента для нарезания резьбы.
  • Подготовка деталей  к сварке.

Практические занятия:

  • Отработать приёмы сверления, зенкерования, зенкования, развертывания.
  • Уметь выполнять наладку сверлильного станка для сверления (регулировка скорости и подачи сверления).
  • Выполнять заточку сверла, в зависимости от твёрдости и толщины металла.
  • Отработать приёмы нарезания внутренней и наружной  резьбы.
  • Уметь находить причины брака и уметь их устранять.
  • Упражнения по сборке деталей и узлов сваркой.
  • Отработать приемы выполнения сварки швов во всех пространственных положениях.
  • Отработать способы и технику сварки.

9

120

Тема №7  

 Комплексные работы по изготовлению изделий из металла по слесарной обработке металла и дуговой сварке.

Теоретические занятия:

  • Техника изготовления изделий, носящих комплексный характер.
  • Технология выстраивания технологического процесса в комплексе.
  • Способы  контроля качества изделия.
  • Причины брака и способы их устранения.
  •   Режимы сварки и резки металла.
  • Особенности сварки конструкций из различного профиля.

Практические занятия:

  • Выполнять конструкции и изделия, носящих комплексный характер, по чертежам и технологическим картам.
  • Отработать способы и приёмы выполнения изделий в комплексе.
  • Научится переключаться с одной слесарной операции на другую.
  • Контролировать качество выполненной работы.
  • Исправлять дефекты.
  • Логически правильно выстраивать технологический процесс изготовления деталей.
  • Образно представлять конечный результат своей работы.
  • Выполнять сборку изделия сваркой.
  • Применение знаний и  приёмов сварки  изделий из различного металла.
  • Использовать при сварке наиболее рациональные приёмы и методы в работе.
  • Уметь выполнять работу по заданным чертежам.

 

4 часа

290 часов

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ КРУЖКА

« ЖИВАЯ СТАЛЬ»

3.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной мастерской

Оборудование учебного кабинета:

  • Инструкционные карты: индивидуальные и  общие,

 с технологической последовательностью выполнения изделия,  с рисунками, чертежами и эскизами;

  • Рабочие чертежи;
  • Кроссворды;
  • Плакаты;
  • Стенды в мастерских;
  • Образцы готовых изделий;
  • Шаблоны;
  • Художественные эскизы;
  • Видеосюжеты;
  • Карточки – задания для текущего, рубежного и итогового контроля – разного уровня обучения;
  • Тестовые задания текущего, рубежного и итогового контроля – 1,2,3 уровня обучения;
  • Инструкции по Т/Б;
  • Специализированные книги по художественной обработке металла;
  • Приспособления  и оборудование для слесарной обработки  металла;
  • Приспособления и оборудование  для отжига и ковки металла;

.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа кружка является дополнением к программе  производственного обучения по слесарному делу, предназначена для  углубленного изучения  науки о металлах. Она  рекомендуется для вовлечения подростков в кружок  от 15 до 20 лет включительно.

Программа разработана так, чтобы дать  возможность некоторым  учащимся  раскрыть  и развить свои творческие  способности, полнее и глубже  получить знания о  металлах, о профессиях, связанных  с ними,  о способах  и  приёмах  работы с металлом.   Показать актуальность, значение и применение  металла сегодня,  на данном, современном  этапе развития экономики и общества в целом.

Творческое развитие  и совершенствование способностей  учащихся  осуществляется  через  их знакомство с высокохудожественными образцами, выполненными из металла, кузнечного и декоративного  прикладного искусства прошлого и настоящего, традициями народных ремёсел. При выполнении практических работ учащиеся осваивают  и совершенствуют не только технологические приёмы работы с металлом своих предшественников,  но и ищут новые технологии,   ставят и решают задачи по  созданию творчески интересного изделия, отвечающего как функциональным, так и эстетическим требованиям.

В основу программы положено обучение, основанное на развитии интереса у учащихся к художественной обработке металлов.

Программа рассчитана на один год обучения. Примерно  25 -30% всех учебных часов программы отводится на теорию,  70 - 80% - на практические занятия. Обучение ориентировано на  углубление  знаний в области слесарного дела, специальных предметов, по данной специальности,  изучение основ художественной ковки и гибки металла,  освоение на профессиональном уровне техники  и технологии основ слесарной обработки металлов, создание высокохудожественных изделий, разработку самостоятельных проектов и композиций.

 Занятия в кружке способствуют привитию любви и интереса к избранной профессии, развитию  и совершенствованию профессиональных навыков, тем самым   повышается  мотивация в обучении, развиваются  творческие способности, интеллектуальный  и духовный  уровень  личности учащегося.  Развивается техническое  и логическое мышление и воображение, развиваются  сенсорные  навыки (зрительные, слуховые, осязательные), психологические, физические и волевые качества личности, а также умение наблюдать, сравнивать, делать выводы, самостоятельно  принимать решение.

Развитие вышеперечисленных качеств формирует у будущего специалиста творческое отношение к труду, коммуникабельность, коллективизм,  способность творчески мыслить, выполнять производственные задания качественно и  подходить  творчески,  помогут  ему в дальнейшем    реализоваться   в жизни, легко адаптироваться в условиях производства. Работа кружка помогает стимулировать  учащихся к  реализации  своих  индивидуальных способностей, путём создания  оптимальных условий для выполнения работ творческого плана,   через участие  в выставках, презентациях, конкурсах профессионального мастерства.

В течение года постоянно  ведётся мониторинг развития творческих способностей учащихся, отслеживается  профессиональный рост каждого кружковца, что  даёт возможность  своевременно направлять деятельность учащихся на развитие и с совершенствование способностей,  используя   разнообразные   формы и методы в работе с ними.

Основная цель:  способствовать формированию у учащихся художественной и технологической культуры,  расширение  кругозора  в области декоративно – прикладного искусства, выявление,  развитие  и совершенствование    индивидуальных  творческих  способностей   учащихся;

ЗАДАЧИ   РАБОТЫ КРУЖКА:

*Углубление  и расширение   профессиональных  знаний, умений  и навыков  учащихся по профессии слесарь и сварщик;

*Развитие   и совершенствование  профессионального  мастерства  учащихся, с их учётом индивидуальных особенностей; творческого и художественного

мышления;

*Развитие  творческого  отношения  к труду, самостоятельности  в работе, инициативы, активизации  познавательной  деятельности  учащихся; эстетического восприятия окружающей действительности;

*Формирование   качеств  учащихся, необходимые   для  их успешной трудовой деятельности, которые  предъявляются    к высококвалифицированным рабочим, умеющим легко адаптироваться в условиях современного производства;

*Развитие   личностных качеств учащихся: терпения, аккуратности в работе,   усидчивости,  трудолюбия, бережного  отношения  к оборудованию, инструментам, материалу;

 * Создание   коллектива по интересам (единомышленников);  развить  чувство товарищества и взаимопомощи;

*Умение  самостоятельно создавать эскизы изделий, образно представлять их, конструировать и доводить работу  до конца;

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЗАНЯТИЙ КРУЖКА:

▪ словесные методы - лекции, беседы;

▪ практическая работа – основной вид деятельности (упражнения, создание, выполнение творческих работ);

▪ наглядность (показ и демонстрация приёмов выполнения работы мастером), образцы готовых изделий, показ выставок работ учащихся, плакаты, рисунки;

 ▪ доступность и посильность (учёт индивидуальных способностей учащихся);

▪систематичность;

▪ проблемно – поисковые методы;

▪ экскурсии ▪ выставки технического творчества;

▪ участие в конкурсах профессионального мастерства, выставках колледжа и области, экспозициях;

ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ:

В зависимости от периода обучения учащихся  в кружке, от сложности изучаемых тем и  отработке приёмов выполнения операций, развития  индивидуальных способностей учащихся,  процесс обучения можно разбить на несколько этапов:

□ Производственная творческая  деятельность учащихся осуществляется только под руководством и наблюдением мастера п/о;

□ Выполнение учащимися творческих  работ, создание эскизов  малой и средней сложности под руководством и наблюдение мастером п/о;

□ Выполнение учащимися сложных и малознакомых творческих работ и декоративных элементов, носящих комплексный  характер, под незначительным руководством мастера п/о;

□ Самостоятельное выполнение учащимися эскизов,  творческих  работ и сувениров,  самостоятельный контроль    качества   их выполнения;

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ:

  • Инструкционные карты: индивидуальные и  общие,

 с технологической последовательностью выполнения изделия,  с рисунками, чертежами и эскизами;

  • Рабочие чертежи;
  • Кроссворды;
  • Плакаты;
  • Стенды в мастерских;
  • Образцы готовых изделий;
  • Шаблоны;
  • Художественные эскизы;
  • Видеосюжеты;
  • Карточки – задания для текущего, рубежного и итогового контроля – разного уровня обучения;
  • Тестовые задания текущего, рубежного и итогового контроля – 1,2,3 уровня обучения;
  • Инструкции по Т/Б;
  • Специализированные книги по художественной обработке металла;
  • Приспособления  и оборудование для слесарной обработки  металла;
  • Приспособления и оборудование  для отжига и ковки металла;

ОЖИДАЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

РАБОТЫ КРУЖКА:

  • Повышает мотивацию учащихся  в  обучении  по избранной профессии;
  • Стимулирует творческую активность учащихся в процессе обучения;
  • Формирует прочные профессиональные знания, умения и навыки;
  • Развивает личностные (индивидуальные качества учащихся), присущие будущему специалисту своего дела;
  • Стимулирует учащегося для лучшей адаптации его в новых условиях производства;
  • Повышает мотивированный интерес к специальным предметам по профессии;
  • Способствует корректированию индивидуальных способностей в процессе обучения;
  • Способствует самоутверждению и самовыражению своих индивидуальных особенностей в работе, путём участия в выставках, презентациях;
  • Повышает интерес к трудовой, самостоятельной деятельности;

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

С.В. Ухин, «Художественная обработка металлов», ООО «Издательство АСТ»,г.Донецк, 2003 год, 383с.;

М. Магир, «Плетение из проволоки», Издательский дом «Ниола 21век», 2004 год, 96с.;

Н.И. Макиенко, «Слесарное дело с основами материаловедения», издательства «Высшая школа», 1984 год, 423с.,

М. Беккерт, «Мир металла», издательство «Мир», Москва, 1980 год, 150с.;

Библиотечка мастера производственного обучения,

1

В.П. Иваненко «Формирование профессионального мастерства учащихся при обучении в учебных мастерских»,  Москва, «Высшая школа», 1980 год, 48с.;

Л.А. Ерлыкин, «Пионер – умелец», Москва, «Детская литература», 1986 год, 125с.;

Разработчики:

БУ «Когалымское

профессиональное училище»             мастер п/о        Р.Д.Джалилов

(место работы)         (занимаемая должность)         (инициалы, фамилия)

        

Эксперты:

БУ «Когалымское

профессиональное училище»              ________________        _________________

               (место работы)                     (занимаемая должность)                 (инициалы, фамилия)

БУ «Когалымское

профессиональное училище»              ________________        _________________

              (место работы)                     (занимаемая должность)                 (инициалы, фамилия)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы кружка "Живая история"

Кружок "Живая история" расчитан на учащихся второго - третьего курса. Объем - 34 часа. Темы связаны с изучением Санкт-Петербурга и памятных исторических событий России. Кружок имеет ярко выраженную па...

Рабочая программа к кружку "Живое слово"

Рабочая программа к кружку "Живое слово"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЖИВАЯ СТАЛЬ»

Программа кружка может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: слеса...

программа литературного кружка "Живое слово"

Кружок работает на базе кабинета литературы с 2013-2014 учебного года, направлен в основном на творческую молодёжь. Начинающие поэты могут поделиться своим творчеством, узнать теорию стихосложения и о...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 02 «Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях»

Рабочая программа по ПМ 02 «Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях»...