Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Написание конспекта первоисточника (монографии, учебника, статьи и др.) на уроках психолого-педагогического цикла»
методическая разработка
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта!
Вашему вниманию предоставляются методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО разработаны в соответствии с ФЗ "Об образовании" №273-ФЗ и ФГОС СПО III поколения. Этот вид деятельности подразумевает минимизацию контакта с преподавателем на этапах выполнения. Самостоятельная работа студентов – это первые шаги в становлении самостоятельности, без которой не может состояться квалифицированный специалист. Самостоятельность вырабатывается в течение всего обучения в колледже, и на ее формирование нужно обратить самое серьезное внимание при подготовке студента.
Выражаю надежду на то, что предлагаемые технологические подходы в методических рекомендациях «Написание конспекта первоисточника (монографии, учебника, статьи и др.) на уроках психолого-педагогического цикла» не только повысят компетентность студентов педагогического колледжа в решении проблем организации, выполнения и оценки различных форм самостоятельной работы, а также станут для будущих специалистов источником саморазвития, проектирования и преобразования собственных действий; развития образного мышления и творческого воображения.
Данные методические рекомендации помогут преподавателям колледжа и других учреждений СПО организовать самостоятельную деятельность студентов на основе деятельностного и компетентностного подходов к обучению и могут быть использованы для аудиторных занятий и внеаудиторной подготовки обучающихся, что соответствует требованиям ФГОС нового поколения.
Уважаемые студенты, на мой взгляд, это важно!
Советую Вам пройти по другим разделам " Навигации" и почитать интересные статьи или посмотреть презентации, дидактические материалы по предметам (педагогика, методика развития детской речи, теоретические основы взаимодействия ДОУ и родителей); материал для подготовки к зачётам, контрольным работам, педагогической практике, экзаменам, курсовым и дипломным работам; организации мониторинга в ДОО. Буду рада, если информация, размещённая на моём сайте, поможет Вам в работе и учёбе.
P.S: УВАЖАЙТЕ ЧУЖОЙ ТРУД
Если вы скопировали текст или фотографии и не указали источник - ЭТО ПЛАГИАТ (плагиат выражается в публикации под своим именем чужого произведения, а также в заимствовании фрагментов чужих произведений без указания источника заимствования).
Сегодня цитирование или бесплатное использование отдельных элементов или отрывков произведения другого автора в собственной работе законодательство России допускает без какого-либо согласования с правообладателем. Вот цитата из 4-й части Гражданского кодекса РФ:
Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях:
«Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования..."
ПОМНИТЕ!!! Ваша работа при использовании цитирования совершенно не утратит уникальности, скорее, наоборот, благодаря разнице в вашем мышлении и автора первоисточника.
ВСЕГДА, КОГДА ИСПОЛЬЗУЕТЕ ЧУЖИЕ ТРУДЫ ИЛИ ИДЕИ НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ДЕЛАТЬ ССЫЛКИ НА ИСТОЧНИКИ.
Благодарю Вас за то, что посетили мой сайт. Желаю всем творческих успехов.
С уважением, О. Г. Гольская.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель самостоятельной работы: выработка умений и навыков грамотного изложения теории и практических вопросов в письменной форме в виде конспекта. Конспект (от лат. conspectus — обзор, изложение) — письменный текст, систематически, кратко, логично и связно передающий содержание основного источника информации (статьи, книги, лекции и др.); синтезирующая форма записи, которая может включать в себя план источника информации, выписки из него и его тезисы.
Виды конспектов : — плановый конспект (план-конспект) — конспект на основе сформированного плана, состоящего из определенного количества пунктов (с заголовками) и подпунктов, соответствующих определенным частям источника информации; — текстуальный конспект — подробная форма изложения, основанная на выписках из текста-источника и его цитировании (с логическими связями); — произвольный конспект — конспект, включающий несколько способов работы над материалом (выписки, цитирование, план и др.); — схематический конспект (контекст-схема) — конспект на основе плана, составленного из пунктов в виде вопросов, на которые нужно дать ответ; Таблица № 1. Виды конспектов
— тематический конспект — разработка и освещение в конспективной форме определенного вопроса, темы; — опорный конспект (введен в. Ф. Шаталовым) — конспект, в котором содержание источника информации закодировано с помощью графических символов, рисунков, цифр, ключевых слов и др.; — сводный конспект — обработка нескольких текстов с целью их сопоставления, сравнения и сведения к единой конструкции; — выборочный конспект — выбор из текста информации на определенную тему. Продолжение таблицы № 1. Виды конспектов
Формы конспектирования : — план (простой, сложный) — форма конспектирования, которая включает анализ структуры текста, обобщение, выделение логики развития событий и их сути; — выписки — простейшая форма конспектирования, почти дословно воспроизводящая текст; — тезисы — форма конспектирования, которая представляет собой выводы, сделанные на основе прочитанного; выделяют простые и осложненные тезисы (кроме основных положений, включают также второстепенные); — цитирование — дословная выписка, которая используется, когда передать мысль автора своими словами невозможно. Таблица № 2. Формы конспектирования
1.Записать все выходные данные источника: автор. название, год и место издания. Если текст взят из периодического издания (газеты или журнала) то записать его название, год, месяц, номер, число, место издания. 2.Выделить поля слева или справа, можно с обеих сторон. Слева на полях отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги; (названия параграфов, подзаголовки и т. п.), формируются основные проблемы. Справа на полях записываются собственные выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки вопроса. 3. В центральной части конспекта записывается краткое изложение содержания текста. Оно должно включать цитаты из прочитанного текста. 4.Необходимо сохранять структуру конспектируемого источника, то есть его композицию, последовательность изложения, тематические разделы. 5.Следует пронумеровать страницы конспекта и составить в этой же тетради перечень содержания конспекта. Принципы составления конспекта
— способность студентов анализировать результаты научных исследований и применять их при решении конкретных образовательных и исследовательских задач; — способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности. Планируемые результаты самостоятельной работы: Таблица № 3. Планируемые результаты самостоятельной работы
Выполнение задания : определить цель составления конспекта; записать название текста или его части; записать выходные данные текста (автор, место и год издания); выделить при первичном чтении основные смысловые части текста; выделить основные положения текста; выделить понятия, термины, которые требуют разъяснений; последовательно и кратко изложить своими словами существенные положения изучаемого материала; включить в запись выводы по основным положениям, конкретным фактам и примерам (без подробного описания); использовать приемы наглядного отражения содержания (абзацы «ступеньками», различные способы подчеркивания, ручки разного цвета); соблюдать правила цитирования (цитата должна быть заключена в кавычки, дана ссылка на ее источник, указана страница).
Работа выполняется письменно. Озвучиванию подлежат главные положения и выводы работы в виде краткого устного сообщения (3-4 мин) в рамках теоретических и практических занятий. Контроль может проводиться и в виде проверки конспектов преподавателем. Затраты времени при составлении конспектов зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку конспекта статьи - 2ч, монографии, главы книги, учебника - 4 ч.
Роль преподавателя: усилить мотивацию к выполнению задания подбором интересной темы; консультирование при затруднениях.
Критерии оценки самостоятельной работы студентов по теме « Написание конспекта » Соответствие конспекта плану содержания источника : 1. Соответствие конспекта плану содержания источника: — конспект соответствует плану содержания; — конспект частично соответствует плану содержания ( не более 2 замечаний); — конспект частично соответствует плану содержания (3 и более замечаний); — конспект не соответствует плану содержания. Таблица № 4. Критерии оценки самостоятельной работы студентов
2. Отражение в конспекте основных положений источника и наличие выводов: — основные положения отражены, выводы представлены; — основные положения отражены, выводы не представлены; — основные положения отражены частично, выводы частично представлены; — основные положения не отражены, выводы не представлены. Продолжение таблицы № 4. Критерии оценки самостоятельной работы студентов
3. Ясность, лаконичность изложения : — изложение ясное и лаконичное; — изложение имеет не более 2 замечаний по указанным параметрам; — изложение имеет не более 3 замечаний по указанным параметрам; — по указанным параметрам изложение имеет 4 и более замечаний. О кончание таблицы № 4. Критерии оценки самостоятельной работы студентов
Источники Борикова Л. В. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу: учеб. пособие /Л. В. Борикова, Н. А. Виноградова. М.: академия Иц, 2000. 96 с. Куклина, Е. Н. Основы учебно-исследовательской деятельности : учебное пособие для среднего профессионального образования / Е. Н. Куклина, М. А. Мазниченко, И. А. Мушкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2018. — 235 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08818-2. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/426581 (дата обращения: 05.12.2019). Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. – М., Флинта, Наука, 1997. Онушкин В. Г., Огарев Е. И. Образование взрослых: междисциплинарный словарь терминологии. Спб.; Воронеж, 1995. 232 с . Черная , А.В. Организация самостоятельной работы студентов по психолого-педагогическим дисциплинам: электронный учебник [Электронный ресурс] / А.В.Черная, Е.А. Чекунова, Е.И. Погорелова.– Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2010. – 200 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Использование лепбука в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла в условиях ФГОС»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Составление кроссворда к урокам в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Изучение и обобщение педагогического опыта в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла и прохождения педагогической практики в ДОО»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Моделирование конспекта НОД (плана - конспекта) по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: "Написание реферата в процессе изучения предметов психолого-педагогического цикла и включения студентов в профессиональную исследовательскую деятельность"
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме "Составление и решение кейсов (педагогических ситуаций) в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла"
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме "Составление и решение кейсов (педагогических ситуаций) в процессе изучения дисциплин психолого...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Написание эссе в процессе изучения дисциплин психолого-педагогического цикла»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 110px; width: 127px; f...