Программа работы с молодым педагогом
методическая разработка
Предварительный просмотр:
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
| Наставник | Молодой педагог |
1.Ф.И.О. | Монгуш Аянмаа Опкан-ооловна | Тутатчикова Антонита Николаевна |
2.Образование | Высшее | Высшее, ТГУ «Агрономия» |
3.Стаж работы | 18л | 1г. |
4.Категория | Высшая категория | Нет |
Программа работы наставника с молодым специалистом
В современных условиях реформирования национальной системы образования особое значение приобретает тот факт, что молодой педагог должен в максимально короткие сроки адаптироваться в новых для него условиях практической деятельности. Сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального внимания, в ней отражена жизненная необходимость начинающего педагога получить поддержку опытного профессионала, который способен предложить практическую и теоретическую помощь на рабочем месте. Молодые специалисты, поступающие в образовательные учреждения, часто испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии обучающихся, методики воспитания, освоению ими новых педагогических технологий. Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и педагоги с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
В работе использую системный подход по повышению профессиональной компетентности, что позволяет быстро адаптироваться к работе, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию педагогического процесса, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории. К каждому молодому педагогу прикреплен наставник. Я являюсь одним из наставников молодого специалиста Тутачиковой А.Н.
Мною были определены цель и основные задачи работы с молодым педагогом.
Цель: создание условий для работы и профессионального роста молодого специалиста, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
1.Обеспечить наиболее лёгкой адаптации молодого специалиста в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя.
2.Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодого специалиста, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
3.Совместно планировать работу с молодым педагогом
В начале педагогической деятельности, в первый месяц, проводился обзорный контроль. Он проводился путем посещения всех уроков и внеклассных мероприятий по предмету по какой-либо теме. Его цель - общее ознакомление с профессиональным уровнем работы молодого специалиста.
Выбор формы работы с молодым специалистом начала с вводного анкетирования и беседы, где педагог указал свои трудности, проблемы в работе. По итогам анкетирования определила совместный план работы начинающего педагога с наставником.
Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник прежде всего должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы взаимодействия: деловые и ролевые игры, работу в "малых группах", анализ ситуаций, самоактуализацию и пр., развивающие деловую коммуникацию, личное лидерство, способности принимать решения, умение аргументировано формулировать. Нашу работу я выстроила в три этапа:
1й этап – адаптационный. Наставник определяет круг обязанностей и полномочий молодого специалиста, а также выявляет недостатки в его умениях и навыках, чтобы выработать программу адаптации.
2й этап – основной (проектировочный). Наставник разрабатывает и реализует программу адаптации, осуществляет корректировку профессиональных умений молодого педагога, помогает выстроить ему собственную программу самосовершенствования.
3й этап – контрольно-оценочный. Наставник проверяет уровень профессиональной компетентности молодого педагога, определяет степень его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Работа строилась с учетом основных аспектов:
Молодой специалист – ребенок и его родитель: формирование авторитета педагога, уважения, интереса к нему у детей и их родителей.
Молодой специалист – коллега: оказание поддержки со стороны коллег.
Разработаны индивидуальные планы профессионального становления :
- педагогическое самообразование и самовоспитание;
- участие в работе методического объединения;
- участие в жизни школы.
Процесс повышения профессионализма молодого специалиста строился с учётом следующих факторов:
- уровень базового образования;
- индивидуальных особенностей: креативный потенциал, стиль, предпочитаемые способы усвоения информации и т.п.
- уровень профессиональных потребностей педагога.
Я разработала план работы:
Тема | Рассматриваемые вопросы | Сроки |
Знакомство с молодым педагогом. Изучение нормативно-правовой базы. Ведение документации. | Изучение "Закона об образовании", документов Министерства образования, локальных актов ОУ, Составление календарно-тематического планирования. Диагностика умений и навыков молодого специалиста. Заполнение информационной карточки листа молодого педагога | Сентябрь |
Разработка индивидуального плана профессионального становления | Педагогическое самообразование, участие в мероприятиях "Неделя успеха", работе методического объединения, занятия молодого педагога. | Сентябрь |
Эмоциональная стрессоустойчивость молодого воспитателя. Функция общения на занятии | Беседа на тему: "Трудная ситуация на занятии и ваш выход из неё". Анализ педагогических ситуаций. Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический). Преимущества демократического стиля общения. Структура педагогических воздействий (организующее, оценивающее, дисциплинирующее). | Октябрь |
Как провести эффективно занятие. Секреты мастерства | Педагог – наставник делится опытом, речь идет об общих вопросах методики проведения уроков, наставник совместно с молодым педагогом готовят планы занятий, проговаривают каждый этап и элемент занятий, затем педагог проводит его в присутствии педагога - наставника, после занятий идёт детальная проработка достигнутого, реализованного, возникающих проблем, интересных решений, выстраивание линий поведения на будущее | Ноябрь-март |
Самообразование | Выбор методической темы. Предлагаю примерные темы по самообразованию, проводим анализ того, как спланировать работу над методической темой на год | В течение года работы |
Участие в ПЦК | Открытые уроки | На второй год работы |
Аттестация | Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников. | После трёх лет работы |
Методическая выставка достижений молодого педагога. | Уровень профессионализма молодого педагога – систематизация наработок профессиональной деятельности. | Конец учебного года |
Диагностика воспитанников | Методика проведения обследования | В течение трёх лет |
Работа с молодым специалистом помогла становлению его педагогического мастерства. Существует проблема в работе с детьми с низкой учебной мотивацией, в частности проблема состоит в вовлечении их в активную учебную деятельность и соблюдении ими дисциплины труда.
Я помогла Антониде Николаевне создать папку достижений педагога, куда вносятся педагогические находки, достижения, анкеты с отзывами на проведенные занятия, мероприятия. Это дает возможность увидеть динамику в профессиональном становлении молодого педагога в процессе наставнической деятельности.
Вывод.
Период адаптации молодого специалиста прошел успешно. Ей оказывалась помощь вопросах совершенствования теоретических знаний, повышения профессионального мастерства. Именно эта работа ускоряет процесс вхождения начинающего педагога в образовательную, педагогическую среду. Педагог чувствует себя увереннее, закрепляется его убеждение в правильном выборе профессии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа поддержки молодых педагогов
Работа с начинающими преподавателями традиционно является одной из важ¬ных составляющих деятельности методической службы образовательной организации. Данная программа нацелена на решение зад...
программа школы молодого педагога
в работе представлены варианты организации работы целях повышения квалификации молодых специалистов...
План работы с молодыми педагогами на 2012-2013 учебный год
План работы с молодыми педагогами 2012-2013 учебный год №НаправленияПрактические занятияДатаОтветственные1Оформление школьной документации1. Практикум «Написание рабочих п...
Сопровождение молодого педагога в использовании на уроках новых педагогических технологий (из опыта работы наставника)
Современную школу невозможно представить без использования новых педагогических технологий. Молодые педагоги имеют теоретические знания в области педагогических технологий, но не умеют применять свои ...
Методическая разработка занятия в школе молодого педагога в Отделении дополнительного образования детей Тема: «Методическая тема педагога»
Данная разработка предназначена для молодых педагогов ОДОД.Методическая тема педагога – это составная часть его самообразования. Она должна подбираться с учетом индивидуального опыта и профессио...
План работы наставника с молодыми педагогами
Работа наставничества...
Современные цифровые инструменты в работе молодого педагога
27.11.2023 года в СПбГБПОУ «Охтинский колледж» в рамках проекта Школа Наставничества состоялся мастер-класс на тему: «Современные цифровые инструменты в деятельности педагога".В...