Рабочая программа
рабочая программа
Рабочая программа по химии для студентов по специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 284 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Байкальский колледж туризма и сервиса»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБОУ СПО «БКТиС»
_____________ В.В. Сергеев
М.П.
«_____» ______________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ХИМИЯ
Уровень основной образовательной программы базовый
Специальность 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Профиль технический
Форма обучения очная
Срок освоения ОПОП 3 года и 10 мес.
Могойто
2015
При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:
1) ФГОС СПО по специальности/профессии 190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», утвержденный Министерством образования и науки РФ «11» мая 2010 г.
Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК
Естественно-научного цикла
от «05» сентября 2015г., протокол № 1
Председатель ПЦК _________________________________/Б.Ц. Бухатиева/
(подпись)
Экспертиза:
________________________________/________________________________
(подпись)
Согласовано:
Заместитель директора по организации УМР
___________________________________/_______________________________
(подпись)
Разработчик(и):
Преподаватель химии ________________ Э.Ж. Самбилова
(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
____________________ ________________ ___________________
(занимаемая должность) (подпись) (инициалы, фамилия)
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Утверждаю: Зам.директора по организации учебной, методической работы
_______________/Бадлуева Т.А. __ __________ г.
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в ______________ учебном году на заседании ПЦК
_________________________________________________________
Протокол от __ __________ г. № __
Председатель ПЦК________________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Утверждаю: Зам.директора по организации учебной, методической работы
_______________/Бадлуева Т.А. __ __________ г.
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в ______________ учебном году на заседании ПЦК
_________________________________________________________
Протокол от __ __________ г. № __
Председатель ПЦК________________
Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году
Утверждаю: Зам.директора по организации учебной, методической работы
_______________/Бадлуева Т.А. __ __________ г.
Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в ______________ учебном году на заседании ПЦК
_________________________________________________________
Протокол от __ __________ г. № __
Председатель ПЦК_______________
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 6 |
| 17 |
| 21 |
- ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Химия
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
является базовой общеобразовательной дисциплиной.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижения следующих целей:
-освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
-овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
-развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
-воспитание убеждённости позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;
-применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен уметь:
• называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
• определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
• характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
• объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
• выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
• проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
• связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
• решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
- экологически грамотного поведения в окружающей среде;
- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
-безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен знать:
• важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
• основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
• важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часа;
самостоятельной работы обучающегося 39 часов.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Количество часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
практические занятия | 25 |
контрольные работы | 4 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 39 |
в том числе: | |
изготовление моделей молекул | 1 |
подготовка рефератов, докладов | 10 |
работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами | 10 |
решение вариативных задач | 10 |
создание презентаций | 8 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Изучение основных понятий химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества. Изучение основных законов химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него. | 3 | 2 |
Практические занятия | 2 | ||
Решение расчетных задач на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе. Расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | ||
Решение вариативных задач | |||
Раздел 1. Органическая химия | |||
Тема 1.1 Теория строения органических соединений. Классификация органических веществ. | Содержание учебного материала | 4
| |
Изучение основных понятий органической химии. Валентность Сравнение органических веществ с неорганическими. Усвоение основных положений теории строения органических соединений A.M. Бутлерова. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии. Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC. | 2 | ||
Лабораторные опыты Качественное обнаружение углерода, водорода и хлора в молекулах органических соединений. | |||
Практические занятия | 2 | ||
Составление структурных формул изомеров и гомологов органических веществ с последующим называнием их по международной номенклатуре. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Изготовление моделей молекул органических соединений. Подготовка докладов и рефератов по темам: «Краткие сведения по истории возникновения и развития органической химии» «Жизнь и деятельность A.M. Бутлерова» «Витализм и его крах» «Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии» «Современные представления о теории химического строения». | |||
Тема 1.2. Углеводороды и их природные источники | Содержание учебного материала | 7 | |
Изучение класса Алканы: гомологический ряд, изомерия, номенклатура. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств. Изучение класса «Алкены»: гомологический ряд, изомерия, номенклатура. Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. Получение этилена (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена). | 2 | ||
Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина. | 1 | ||
Изучение класса «Алкины»: гомологический ряд, изомерия, номенклатура. Химические свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация ацетилена, получение и применение ацетилена на основе его свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами. Изучение бензола – представителя класса «Арены». Химические свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств. Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты. | 2 | ||
Лабораторные опыты Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки. Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины. |
Практические занятия | 4 | ||
Практическая работа «Получение этилена. Изучение его свойств». Решение расчётных задач на нахождение молекулярной формулы вещества по его плотности и массовой доле элемента. Решение расчётных задач по уравнениям химических реакций. Составление генетических цепочек. | |||
Контрольная работа по темам 1.1 и 1.2 | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Решение вариативных задач. Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами. Подготовка рефератов. Создание презентаций. Примерная тематика рефератов и презентаций: Экологические аспекты использования углеводородного сырья Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия Углеводородное топливо, его виды и назначение Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества Ароматические углеводороды как сырье для производства пестицидов | |||
Тема 1.3 Кислородсодержащие органические соединения | Содержание учебного материала | 8 | |
Изучение класса «Спирты»: функциональная группа, классификация, изомерия, номенклатура. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина. Изучение фенола - представителя класса «Фенолы». Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств. Изучение класса «Альдегиды»: функциональная группа, классификация, изомерия, номенклатура. Химические свойства формальдегида: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств. Изучение класса «Карбоновые кислоты»: функциональная группа, классификация, изомерия, номенклатура. Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой. | 2 | ||
Сложные эфиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств. Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла. | 1 | ||
Изучение класса «Углеводы», их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза → полисахарид. | 2 | ||
Лабораторные опыты Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. Доказательство непрерывного характера жидкого жира. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II). Качественная реакция на крахмал. | |||
Практические занятия | 3 | ||
Решение расчётных задач на определение практического и теоретического выхода продукта реакции. Решение качественных задач на определение генетической связи между классами органических соединений | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||
Решение вариативных задач. Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами. Подготовка рефератов. Создание презентаций. Примерная тематика рефератов и презентаций: Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы. Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе. Углеводы и их роль в живой природе. Строение глюкозы: история развития представлений и современные воззрения. Развитие сахарной промышленности в России. Роль углеводов в моей будущей профессиональной деятельности. Метанол: хемофилия и хемофобия. Этанол: величайшее благо и страшное зло. Алкоголизм и его профилактика. Многоатомные спирты и моя будущая профессиональная деятельность. Формальдегид как основа получения веществ и материалов для моей профессиональной деятельности. Муравьиная кислота в природе, науке и производстве. История уксуса. Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве. Жиры как продукт питания и химическое сырье. Замена жиров в технике непищевым сырьем. Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения. Мыла: прошлое, настоящее, будущее. Средства гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений. Синтетические моющие средства (CMC): достоинства и недостатки. | |||
Тема 1.4 Азотсодержащие органические соединения | Содержание учебного материала | 4 | |
Амины. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе его свойств. Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе их свойств. Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков. Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон. | 1 | ||
Лабораторные опыты Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация белка под действием спирта, растворов солей тяжелых металлов и нагревания. Ознакомление с коллекциями «Пдастмассы», «Волокна». | |||
Практические занятия | 3 | ||
Решение расчётных задач на «избыток-недостаток» Практическая работа «Идентификация органических соединений» Практическая работа «Распознавание пластмасс и волокон» | |||
Контрольная работа по разделу 1 «Органическая химия» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 6 | ||
Решение вариативных задач. Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами. Подготовка рефератов. Создание презентаций. Примерная тематика рефератов и презентаций: Аммиак и амины - бескислородные основания. Анилиновые красители: история, производство, перспектива. Аминокислоты - амфотерные органические соединения. Аминокислоты - «кирпичики» белковых молекул. Синтетические волокна на аминокислотной основе. «Жизнь это способ существования белковых тел...» Структуры белка и его деструктурирование. Биологические функции белков. Белковая основа иммунитета. |
Раздел 2. Общая и неорганическая химия | |||
Тема 2.1 Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома
| Содержание учебного материала | 3 | |
Атом - сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, p-,d, и f-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов. Современная формулировка Периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира. | 1 | ||
Лабораторные опыты Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов. | |||
Практические занятия | 1 | ||
Составление электронно-графических формул атомов элементов малых периодов | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами. Подготовка докладов по теме: «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома». | |||
Тема 2.2. Строение вещества | Содержание учебного материала | 4 | |
Ионная химическая связь. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки. Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками. Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов. | 1 | ||
Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь. Чистые вещества и смеси. Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей. Дисперсные системы. Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах. | |||
Лабораторные опыты Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем. | |||
Практические занятия | 1 | ||
Решение расчётных задач на определение объемной и массовой доли компонентов смеси, массовой доли примесей | |||
Контрольная работа по темам 2.1 и 2.2 | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Решение вариативных задач. Создание презентаций по теме «Строение вещества». Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами. | |||
Тема 2.3 Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация | Содержание учебного материала | 3 | |
Изучение растворимости веществ. Вода как растворитель. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов. Массовая доля растворенного вещества. Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты | 2 | ||
Практические занятия | 2 | ||
Решение расчётных задач на определение массовой доли растворенного вещества. Практическая работа «Приготовление раствора заданной концентрации» |
Самостоятельная работа обучающихся | 7 | ||
Решение вариативных задач. Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами. Подготовка докладов, рефератов. Создание презентаций. Примерная тематика докладов, рефератов и презентаций: Растворы вокруг нас. Вода как реагент и как среда для химического процесса. Типы растворов. Жизнь и деятельность С. Аррениуса. Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации. Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях. | |||
Тема 2.4 Вещества и их свойства.
| Содержание учебного материала | 7 | |
Изучение веществ и их свойств. Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные. Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы - простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности. Кислоты. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислот. Основания. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований. Соли. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и основные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей. | 2 |
Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов. | |||
Лабораторные опыты Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов, с основаниями, с солями. Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочейс солями. Разложение нерастворимых оснований. Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа. | |||
Практические занятия | 4 | ||
Практическая работа «Получение, собирание и распознавание газов» Практическая работа «Идентификация неорганических соединений» Решение качественных задач на определение генетической связи между классами органических и неорганических соединений. Решение расчётных задач по уравнениям реакций. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | ||
Решение вариативных задач. Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами. Подготовка докладов, рефератов. Создание презентаций. Примерная тематика докладов, рефератов и презентаций: Роль металлов в истории человеческой цивилизации. История отечественной черной металлургии. История отечественной цветной металлургии. Современное металлургическое производство. Специальности, связанные с обработкой металлов. Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе. Коррозия металлов и способы защиты от коррозии. Инертные или благородные газы. Рождающие соли - галогены. История шведской спички. Химия металлов в моей профессиональной деятельности. Химия неметаллов в моей профессиональной деятельности. | |||
Тема 2.5 Химические реакции | Содержание учебного материала | 6 | |
Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения. Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций. Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов. Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения. | 1 | ||
Лабораторные опыты Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры. | |||
Практические занятия | 3 | ||
Решение расчётных задач по термохимическим уравнениям Расстановка коэффициентов методом электронного баланса Решение качественных задач по теме: «Химическое равновесие и способы его смещения». | |||
Контрольная работа по разделу 2 «Общая и неорганическая химия» | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | ||
Решение вариативных задач. Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами. Подготовка докладов, рефератов, презентаций по теме «Химические реакции» | |||
Всего: | 117 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Химия».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- вытяжной шкаф;
- набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных и практических работ – по количеству обучающихся;
- наборы реактивов органических и неорганических веществ;
- комплект учебно-наглядных пособий «Химия»;
- комплекс заданий для тестирования и контрольных работ.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор;
- интерактивная доска.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Для обучающихся
1. Габриелян О.С. Химия: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования.-6-е изд./ О.С Габриелян, И.Г. Остроумов. - М.: Академия, 2009.-336с.
2. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах и упражнениях: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова - 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.- 224с.
3. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учебное пособие для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования / Габриелян О.С, Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М.-3-е изд. - М.:, 2009.-256с.
4. Габриелян О.С. Химия. 10кл.: учебник базового уровня для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2007.- 192с.
5. Габриелян О.С. Химия. 11кл.: учебник базового уровня для общеобразовательных учреждений. - М., 2008.- 224с.
6. Габриелян О.С. Химия. 10 кл.: учебник профильного уровня для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, СЮ. Пономарев, В.И. Теренин. – М.: Дрофа, 2005.- 316с.
7. Габриелян О.С. Химия. 11 кл.: учебник профильного уровня для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова. – М.: Дрофа, 2006.- 364с.
8. Ерохин Ю.М. Химия: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / Ю.М. Ерохин. - 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384с.
9. Ерохин Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом): учеб. пособие для студентов средн. проф. завед. / Ю.М. Ерохин, В.И. Фролов. М., 2004. – 247 с.
Для преподавателей
1. Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова - М., 2006. – 337с.
2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С Габриелян, И.Г. Остроумов - М, 2004.
3. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская - М., 2004. – 284с.
4. Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля - М., 2003.
5. Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов. - М., 2004. – 274с.
6. Химия в школе: научно-методический журнал учрежден Министерством образования и науки РФ.
Интернет - ресурсы:
Электронные уроки и тесты.
http://www.chemistry.ssu.samara.ru/
Дополнительные источники:
1.Браун Т. Химия в центре наук: в 2 т./ Т. Браун, Г.Ю. Лемей. - М.: Мир, 1987.
2.Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. - М.: Дрофа, 2004. – 172с.
3.Титова И.М. Химия и искусство: организатор-практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., 2007. – 179с.
4. Фримантл М. Химия в действии: в 2 т.- М.: Мир, 1991.
5. Химия и жизнь (Солтерсовская химия): в 3 т.- М.: РХТУ им. Д.И.Менделеева,1997.
- КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: | |
называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре | письменная самостоятельная работа тестирование |
определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, окислитель и восстановитель | письменная самостоятельная работа тестирование |
определять: принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений | практическая проверка тестирование |
характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений | письменная самостоятельная работа тестирование |
объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов | письменная самостоятельная работа тестирование |
выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений | практическая проверка тестирование |
проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах | подготовка рефератов создание презентаций |
связывать изученный материал со своей профессиональной деятельностью | практическая проверка тестирование |
решать расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям | письменная самостоятельная работа практическая проверка |
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; - определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; - экологически грамотного поведения в окружающей среде; - оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; - безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием; - приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; - критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. | письменная самостоятельная работа письменная контрольная работа индивидуальный опрос тестирование практическая проверка |
Знания: | |
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева; | письменная самостоятельная работа письменная контрольная работа индивидуальный опрос |
основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений; | тестирование практическая проверка |
важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы; | тестирование практическая проверка внеаудиторная самостоятельная работа подготовка рефератов создание презентаций |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/26/picture-674134-1443241931.png)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий начальн...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/01/picture-599311-1480607101.png)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/03/picture-418434-1399128434.jpg)
рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01
рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/26/picture-202230-1422301878.jpg)
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/07/picture-788712-1462603062.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 38.01.02 Продавец, контролер – кассир....
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/08/picture-1135163-1554712669.jpg)
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/21/picture-942847-1571609199.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...
- Мне нравится (1)