Рабочая программа
рабочая программа

Самбилова Эржена Жаргаловна

Рабочая программа по химии для студентов по специальности "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon himiya.doc284 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Бурятия

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Байкальский колледж туризма и сервиса»

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГБОУ СПО «БКТиС»

_____________ В.В. Сергеев

М.П.

«_____» ______________2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ХИМИЯ

Уровень основной образовательной программы базовый

        Специальность 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

Профиль технический

Форма обучения очная

Срок освоения ОПОП 3 года и 10 мес.

Могойто

2015

При разработке рабочей программы учебной дисциплины в основу положены:

1) ФГОС СПО по специальности/профессии  190631 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», утвержденный Министерством образования и науки РФ «11» мая 2010 г.

Рабочая программа учебной дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании ПЦК

Естественно-научного цикла

от «05» сентября 2015г., протокол № 1

Председатель ПЦК _________________________________/Б.Ц. Бухатиева/

(подпись)

Экспертиза:

________________________________/________________________________

(подпись)

Согласовано:

Заместитель директора по организации УМР

___________________________________/_______________________________

(подпись)

Разработчик(и):

Преподаватель химии        ________________        Э.Ж. Самбилова

(занимаемая должность)                (подпись)        (инициалы, фамилия)

____________________                ________________        ___________________

(занимаемая должность)                        (подпись)        (инициалы, фамилия)

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Утверждаю: Зам.директора по организации учебной, методической работы

_______________/Бадлуева Т.А.                                      __ __________  г.

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в ______________ учебном году на заседании ПЦК

_________________________________________________________

Протокол от  __ __________  г.  №  __  

Председатель ПЦК________________

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Утверждаю: Зам.директора по организации учебной, методической работы

_______________/Бадлуева Т.А.                                      __ __________  г.

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в ______________ учебном году на заседании ПЦК

_________________________________________________________

Протокол от  __ __________  г.  №  __  

Председатель ПЦК________________

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Утверждаю: Зам.директора по организации учебной, методической работы

_______________/Бадлуева Т.А.                                      __ __________  г.

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для

исполнения в ______________ учебном году на заседании ПЦК

_________________________________________________________

Протокол от  __ __________  г.  №  __  

Председатель ПЦК_______________

        

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

17

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

21


  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Химия

1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» является частью   основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по  специальности  СПО 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

  является базовой общеобразовательной дисциплиной.

     

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Рабочая программа ориентирована на достижения следующих целей:

-освоение знаний о химической составляющей естественнонаучной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;

-овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;

-развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;

-воспитание убеждённости позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к собственному здоровью и окружающей среде;

-применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, на производстве и в сельском хозяйстве для решения практических задач в повседневной жизни, для предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.

В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен уметь:

называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;

характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;

объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;

выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;

проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;

связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;

решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

-безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

В результате изучения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен знать:

 важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;

основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;

важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

            максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часа;

самостоятельной работы обучающегося 39 часов.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

        практические занятия

25

        контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

       изготовление моделей молекул

1

       подготовка рефератов, докладов

10

       работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами

10

       решение вариативных задач

10

       создание презентаций

8

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

Изучение основных понятий химии. Вещество. Атом. Молекула. Химический элемент. Аллотропия. Простые и сложные вещества. Качественный и количественный состав веществ. Химические знаки и формулы. Относительные атомная и молекулярная массы. Количество вещества.

Изучение основных законов химии. Стехиометрия. Закон сохранения массы веществ. Закон постоянства состава веществ молекулярной структуры. Закон Авогадро и следствия их него.

3

2

Практические занятия

2

Решение расчетных задач на нахождение относительной молекулярной массы, определение массовой доли химических элементов в сложном веществе.

Расстановка коэффициентов в уравнениях химических реакций.

Самостоятельная работа обучающихся

1

Решение вариативных задач

Раздел 1. Органическая химия

Тема 1.1 Теория строения органических соединений.

Классификация органических веществ.

Содержание учебного материала

4

     

Изучение основных понятий органической химии. Валентность

Сравнение органических веществ с неорганическими.

Усвоение основных положений теории строения органических соединений A.M. Бутлерова. Изомерия и изомеры. Химические формулы и модели молекул в органической химии.

Классификация органических веществ. Классификация веществ по строению углеродного скелета и наличию функциональных групп. Гомологи и гомология. Начала номенклатуры IUPAC.

2

Лабораторные опыты

Качественное обнаружение углерода, водорода и хлора в молекулах органических соединений.

Практические занятия        

2

Составление структурных формул изомеров и гомологов органических веществ с последующим называнием их по международной номенклатуре.

Самостоятельная работа обучающихся

2

Изготовление моделей молекул органических соединений.

Подготовка докладов и рефератов по темам:

«Краткие сведения по истории возникновения и развития органической химии»

«Жизнь и деятельность A.M. Бутлерова»

«Витализм и его крах»

«Роль отечественных ученых в становлении и развитии мировой органической химии»

«Современные представления о теории химического строения».

Тема 1.2. Углеводороды и

их природные источники

Содержание учебного материала

7

Изучение класса Алканы: гомологический ряд, изомерия, номенклатура. Химические свойства алканов (метана, этана): горение, замещение, разложение, дегидрирование. Применение алканов на основе свойств.

Изучение класса «Алкены»: гомологический ряд, изомерия, номенклатура.  Химические свойства этилена: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация, полимеризация. Применение этилена на основе свойств. Получение этилена (дегидрированием этана, деполимеризацией полиэтилена).

2

Понятие о диенах как углеводородах с двумя двойными связями. Сопряженные диены. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Натуральный и синтетические каучуки. Резина.

1

Изучение класса «Алкины»: гомологический ряд, изомерия, номенклатура. Химические  свойства ацетилена: горение, обесцвечивание бромной воды, присоединение хлороводорода и гидратация ацетилена, получение и применение ацетилена на основе его свойств. Межклассовая изомерия с алкадиенами.

Изучение бензола – представителя класса «Арены». Химические  свойства бензола: горение, реакции замещения (галогенирование, нитрование). Применение бензола на основе свойств.

Природные источники углеводородов. Природный газ: состав, применение в качестве топлива. Нефть. Состав и переработка нефти. Нефтепродукты.

2

Лабораторные опыты

Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки.

Ознакомление с коллекцией каучуков и образцами изделий из резины.


Практические занятия

4

Практическая работа «Получение этилена. Изучение его свойств».

Решение расчётных задач на нахождение молекулярной формулы вещества по его плотности и массовой доле элемента.

Решение расчётных задач по уравнениям химических реакций.

Составление генетических цепочек.

Контрольная работа по темам 1.1 и 1.2

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

Решение вариативных задач.

Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами.

Подготовка рефератов.

Создание презентаций.

Примерная тематика рефератов и презентаций:

Экологические аспекты использования углеводородного сырья

Экономические аспекты международного сотрудничества по использованию углеводородного сырья

История открытия и разработки газовых и нефтяных месторождений в Российской Федерации

Химия углеводородного сырья и моя будущая профессия

Углеводородное топливо, его виды и назначение

 Нефть и ее транспортировка как основа взаимовыгодного международного сотрудничества

Ароматические углеводороды как сырье для производства пестицидов

Тема 1.3 Кислородсодержащие органические соединения

Содержание учебного материала

8

Изучение класса «Спирты»: функциональная группа, классификация, изомерия, номенклатура. Понятие о предельных одноатомных спиртах. Получение этанола брожением глюкозы и гидратацией этилена. Химические свойства этанола: взаимодействие с натрием, образование простых и сложных эфиров, окисление в альдегид. Применение этанола на основе свойств. Алкоголизм, его последствия и предупреждение. Глицерин как представитель многоатомных спиртов. Качественная реакция на многоатомные спирты. Применение глицерина.

Изучение фенола - представителя класса «Фенолы».  Физические и химические свойства фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле фенола: взаимодействие с гидроксидом натрия и азотной кислотой. Применение фенола на основе свойств.

Изучение класса «Альдегиды»: функциональная группа, классификация, изомерия, номенклатура. Химические свойства формальдегида: окисление в соответствующую кислоту, восстановление в соответствующий спирт. Получение альдегидов окислением соответствующих спиртов. Применение формальдегида на основе его свойств.

Изучение класса «Карбоновые кислоты»: функциональная группа, классификация, изомерия, номенклатура.  Гомологический ряд предельных одноосновных карбоновых кислот. Получение карбоновых кислот окислением альдегидов. Химические свойства уксусной кислоты: общие свойства с минеральными кислотами и реакция этерификации. Применение уксусной кислоты на основе свойств. Высшие жирные кислоты на примере пальмитиновой и стеариновой.

2

Сложные эфиры. Получение сложных эфиров реакцией этерификации. Сложные эфиры в природе, их значение. Применение сложных эфиров на основе свойств.

Жиры как сложные эфиры. Классификация жиров. Химические свойства жиров: гидролиз и гидрирование жидких жиров. Применение жиров на основе свойств. Мыла.

1

Изучение класса «Углеводы», их классификация: моносахариды (глюкоза, фруктоза), дисахариды (сахароза) и полисахариды (крахмал и целлюлоза). Глюкоза - вещество с двойственной функцией - альдегидоспирт. Химические свойства глюкозы: окисление в глюконовую кислоту, восстановление в сорбит, спиртовое брожение. Применение глюкозы на основе свойств. Значение углеводов в живой природе и жизни человека. Понятие о реакциях поликонденсации и гидролиза на примере взаимопревращений: глюкоза → полисахарид.

2

Лабораторные опыты

Растворение глицерина в воде и взаимодействие с гидроксидом меди (II). Свойства уксусной кислоты, общие со свойствами минеральных кислот. Доказательство непрерывного характера жидкого жира. Взаимодействие глюкозы и сахарозы с гидроксидом меди (II). Качественная реакция на  крахмал.

Практические занятия

3

Решение расчётных задач на определение практического и теоретического выхода продукта реакции.

Решение качественных задач на определение генетической связи между классами органических соединений

Самостоятельная работа обучающихся

6

Решение вариативных задач.

Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами.

Подготовка рефератов.

Создание презентаций.

Примерная тематика рефератов и презентаций:

Синтетические каучуки: история, многообразие и перспективы.

Резинотехническое производство и его роль в научно-техническом прогрессе.

Углеводы и их роль в живой природе.

Строение глюкозы: история развития представлений и современные воззрения.

Развитие сахарной промышленности в России.

Роль углеводов в моей будущей профессиональной деятельности.

Метанол: хемофилия и хемофобия.

Этанол: величайшее благо и страшное зло.

Алкоголизм и его профилактика.

Многоатомные спирты и моя будущая профессиональная деятельность.

Формальдегид как основа получения веществ и материалов для моей профессиональной деятельности.

Муравьиная кислота в природе, науке и производстве.

История уксуса.

Сложные эфиры и их значение в природе, быту и производстве.

Жиры как продукт питания и химическое сырье.

Замена жиров в технике непищевым сырьем.

Нехватка продовольствия как глобальная проблема человечества и пути ее решения.

Мыла: прошлое, настоящее, будущее.

Средства  гигиены на основе кислородсодержащих органических соединений.

Синтетические моющие средства (CMC): достоинства и недостатки.

Тема 1.4 Азотсодержащие органические соединения

Содержание учебного материала

4

Амины. Алифатические амины, их классификация и номенклатура. Анилин, как органическое основание. Получение анилина из нитробензола. Применение анилина на основе его свойств.

 Аминокислоты. Аминокислоты как амфотерные дифункциональные органические соединения. Химические свойства аминокислот: взаимодействие со щелочами, кислотами и друг с другом (реакция поликонденсации). Пептидная связь и полипептиды. Применение аминокислот на основе их свойств.

 Белки. Первичная, вторичная, третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, цветные реакции. Биологические функции белков.

Полимеры. Белки и полисахариды как биополимеры. Пластмассы. Получение полимеров реакцией полимеризации и поликонденсации. Термопластичные и термореактивные пластмассы. Волокна, их классификация. Получение волокон. Отдельные представители химических волокон.

1

Лабораторные опыты

Растворение белков в воде. Обнаружение белков в молоке и в мясном бульоне. Денатурация белка под действием спирта, растворов солей тяжелых металлов и  нагревания.

Ознакомление с коллекциями «Пдастмассы», «Волокна».

Практические занятия

3

Решение расчётных задач на «избыток-недостаток»

Практическая работа «Идентификация  органических  соединений»

Практическая работа «Распознавание пластмасс и волокон»

Контрольная работа по разделу 1 «Органическая химия»

1

Самостоятельная работа обучающихся

6

Решение вариативных задач.

Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами.

Подготовка рефератов.

Создание презентаций.

Примерная тематика рефератов и презентаций:

Аммиак и амины - бескислородные основания.

Анилиновые красители: история, производство, перспектива.

Аминокислоты - амфотерные органические соединения.

Аминокислоты - «кирпичики» белковых молекул.

Синтетические волокна на аминокислотной основе.

«Жизнь это способ существования белковых тел...»

Структуры белка и его деструктурирование.

Биологические функции белков.

Белковая основа иммунитета.


Раздел 2.  Общая  и неорганическая химия

Тема 2.1   Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома

 

 

Содержание учебного материала

3

Атом - сложная частица. Ядро (протоны и нейтроны) и электронная оболочка. Изотопы. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов. Особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов). Понятие об орбиталях. s-, p-,d, и f-орбитали. Электронные конфигурации атомов химических элементов.

Современная формулировка Периодического закона. Значение периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева для развития науки и понимания химической картины мира.

1

Лабораторные опыты

Моделирование построения Периодической таблицы химических элементов.

Практические занятия

1

Составление электронно-графических формул атомов элементов малых периодов

Самостоятельная работа обучающихся

4

Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами.

Подготовка докладов по теме:  «Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома».

Тема 2.2.   Строение вещества

Содержание учебного материала

4

Ионная химическая связь. Классификация ионов: по составу, знаку заряда, наличию гидратной оболочки. Ионные кристаллические решетки. Свойства веществ с ионным типом кристаллической решетки.

Ковалентная химическая связь. Механизм образования ковалентной связи (обменный и донорно-акцепторный). Электроотрицательность. Ковалентные полярная и неполярная связи. Кратность ковалентной связи. Молекулярные и атомные кристаллические решетки. Свойства веществ с молекулярными и атомными кристаллическими решетками.

Металлическая связь. Металлическая кристаллическая решетка и металлическая химическая связь. Физические свойства металлов.

1

Агрегатные состояния веществ и водородная связь. Твердое, жидкое и газообразное состояния веществ. Переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Водородная связь.

Чистые вещества и смеси.  Гомогенные и гетерогенные смеси. Состав смесей: объемная и массовая доли компонентов смеси, массовая доля примесей.

Дисперсные системы.  Дисперсная фаза и дисперсионная среда. Классификация дисперсных систем. Понятие о коллоидных системах.

Лабораторные опыты

 Приготовление суспензии карбоната кальция в воде. Получение эмульсии моторного масла. Ознакомление со свойствами дисперсных систем.

Практические занятия

1

Решение расчётных задач на определение объемной и массовой доли компонентов смеси, массовой доли примесей

Контрольная работа по темам 2.1 и 2.2

1

Самостоятельная работа обучающихся

4

Решение вариативных задач.

Создание презентаций по теме «Строение вещества». 

Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами.

Тема 2.3   Вода.  Растворы. Электролитическая диссоциация

Содержание учебного материала

3

Изучение растворимости веществ. Вода как растворитель. Насыщенные, ненасыщенные, пересыщенные растворы. Зависимость растворимости газов, жидкостей и твердых веществ от различных факторов.

Массовая доля растворенного вещества.

Электролитическая диссоциация. Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация. Механизмы электролитической диссоциации для веществ с различными типами химической связи. Гидратированные и негидратированные ионы. Степень электролитической диссоциации. Сильные и слабые электролиты. Основные положения теории электролитической диссоциации. Кислоты, основания и соли как электролиты

2

Практические занятия

2

Решение расчётных задач на определение массовой доли растворенного вещества.

Практическая работа «Приготовление раствора  заданной концентрации»


Самостоятельная работа обучающихся

7

Решение вариативных задач.

Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами.

Подготовка докладов, рефератов.

Создание презентаций.

Примерная тематика докладов, рефератов и презентаций:

Растворы вокруг нас.

Вода как реагент и как среда для химического процесса.

Типы растворов.

Жизнь и деятельность С. Аррениуса.

Вклад отечественных ученых в развитие теории электролитической диссоциации.

Устранение жесткости воды на промышленных предприятиях.

Тема 2.4  Вещества и их свойства.

 

Содержание учебного материала

7

Изучение веществ и их свойств.

Металлы. Особенности строения атомов и кристаллов. Физические свойства металлов. Классификация металлов по различным признакам. Химические свойства металлов. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Пирометаллургия, гидрометаллургия и электрометаллургия. Сплавы черные и цветные.

Неметаллы. Особенности строения атомов. Неметаллы - простые вещества. Зависимость свойств галогенов от их положения в Периодической системе. Окислительные и восстановительные свойства неметаллов в зависимости от их положения в ряду электроотрицательности.

Кислоты. Кислоты как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства кислот в свете теории электролитической диссоциации. Особенности взаимодействия концентрированной серной и азотной кислот с металлами. Основные способы получения кислот.

Основания. Основания как электролиты, их классификация по различным признакам. Химические свойства оснований в свете теории электролитической диссоциации. Разложение нерастворимых в воде оснований. Основные способы получения оснований.

Соли. Соли как электролиты. Соли средние, кислые и основные. Химически свойства солей в свете теории электролитической диссоциации. Способы получения солей. Гидролиз солей.

2


Оксиды и их свойства. Солеобразующие и несолеобразующие оксиды. Основные, амфотерные и кислотные оксиды. Зависимость характера оксида от степени окисления образующего его металла. Химические свойства оксидов. Получение оксидов.

Лабораторные опыты

Испытание растворов кислот индикаторами. Взаимодействие металлов с кислотами. Взаимодействие кислот с оксидами металлов, с основаниями, с солями.

Испытание растворов щелочей индикаторами. Взаимодействие щелочейс солями. Разложение нерастворимых оснований.

Взаимодействие солей с металлами. Взаимодействие солей друг с другом. Гидролиз солей различного типа.

Практические занятия

4

Практическая работа «Получение, собирание и распознавание газов»

Практическая работа «Идентификация  неорганических  соединений»

Решение  качественных задач на определение генетической связи между классами органических  и неорганических соединений.

Решение  расчётных задач по уравнениям реакций.

Самостоятельная работа обучающихся

4

Решение вариативных задач.

Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами.

Подготовка докладов, рефератов.

Создание презентаций.

Примерная тематика докладов, рефератов и презентаций:

Роль металлов в истории человеческой цивилизации.

История отечественной черной металлургии.

История отечественной цветной металлургии.

Современное металлургическое производство.

Специальности, связанные с обработкой металлов.

Роль металлов и сплавов в научно-техническом прогрессе.

Коррозия металлов и способы защиты от коррозии.

Инертные или благородные газы.

Рождающие соли - галогены.

История шведской спички.

Химия металлов в моей профессиональной деятельности.

Химия неметаллов в моей профессиональной деятельности.

Тема 2.5 Химические реакции

Содержание учебного материала

6

Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Реакции соединения, разложения, замещения, обмена. Каталитические реакции. Обратимые и необратимые реакции. Гомогенные и гетерогенные реакции. Экзотермические и эндотермические реакции. Тепловой эффект химических реакций. Термохимические уравнения.

Окислительно-восстановительные реакции. Степень окисления. Окислитель и восстановление. Восстановитель и окисление. Метод электронного баланса для составления уравнений окислительно-восстановительных реакций.

Скорость химических реакций. Понятие о скорости химических реакций. Зависимость скорости химических реакций от различных факторов: природы реагирующих веществ, их концентрации, температуры, поверхности соприкосновения и использования катализаторов.

Обратимость химических реакций. Обратимые и необратимые реакции. Химическое равновесие и способы его смещения.

1

Лабораторные опыты

Реакция замещения меди железом в растворе медного купороса. Реакции, идущие с образованием осадка, газа или воды. Зависимость скорости взаимодействия соляной кислоты с металлами от их природы. Зависимость скорости взаимодействия цинка с соляной кислотой от ее концентрации. Зависимость скорости взаимодействия оксида меди(II) с серной кислотой от температуры.

Практические занятия

3

Решение расчётных задач по термохимическим уравнениям

Расстановка коэффициентов методом электронного баланса

Решение  качественных задач по теме: «Химическое равновесие и способы его смещения».

Контрольная работа по разделу 2 «Общая и неорганическая химия»

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

Решение вариативных задач.

Работа с учебной, справочной литературой и интернет- ресурсами.

Подготовка докладов, рефератов, презентаций по теме «Химические реакции»

                                                                                                                                            Всего:

117

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Химия».

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- вытяжной шкаф;

- набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных и практических работ – по  количеству обучающихся;

- наборы реактивов органических и неорганических веществ;

- комплект учебно-наглядных пособий «Химия»;

- комплекс заданий для тестирования и контрольных работ.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением;

- мультимедиапроектор;

- интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Для обучающихся

          1. Габриелян О.С. Химия: учебник для студентов образовательных   учреждений среднего профессионального образования.-6-е изд./ О.С Габриелян, И.Г. Остроумов. - М.: Академия, 2009.-336с.

2. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах и упражнениях: учебник для студентов образовательных   учреждений  среднего профессионального образования / О.С. Габриелян,  Г.Г. Лысова - 3-е изд., стер. – М.: Академия, 2008.- 224с.

3. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учебное пособие для студентов образовательных  учреждений среднего профессионального образования / Габриелян О.С, Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М.-3-е изд. - М.:, 2009.-256с.

        4. Габриелян О.С. Химия. 10кл.: учебник  базового уровня для общеобразовательных  учреждений. - М.: Дрофа, 2007.- 192с.

5. Габриелян О.С. Химия. 11кл.: учебник  базового уровня для общеобразовательных   учреждений. - М., 2008.- 224с.

6. Габриелян О.С. Химия. 10 кл.: учебник профильного уровня  для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, СЮ. Пономарев, В.И. Теренин. – М.:  Дрофа, 2005.- 316с.

7. Габриелян О.С. Химия. 11 кл.: учебник профильного уровня для общеобразовательных учреждений / О.С. Габриелян, Г.Г.Лысова. – М.: Дрофа, 2006.- 364с.

8.  Ерохин Ю.М. Химия: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / Ю.М. Ерохин. - 10-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 384с.                    

  9. Ерохин Ю.М., Фролов В.И. Сборник задач и упражнений по химии (с дидактическим материалом): учеб. пособие для студентов средн. проф. завед. /  Ю.М. Ерохин, В.И. Фролов. М., 2004. – 247 с.

Для преподавателей

1. Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова - М., 2006. – 337с.

2. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С Габриелян, И.Г. Остроумов - М, 2004.

3. Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская - М., 2004. – 284с.

4. Аршанский Е.А. Методика обучения химии в классах гуманитарного профиля - М., 2003.

5. Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов. - М., 2004. – 274с.

   6. Химия в школе: научно-методический журнал учрежден Министерством  образования и науки РФ.

Интернет - ресурсы:

Электронные уроки и тесты.

http://ru.wikipedia.org

http://www.curator.ru       

http://www.hemi.nsu.ru/

http://www.chemistry.ssu.samara.ru/

Дополнительные источники:

         1.Браун Т. Химия в центре наук: в 2 т./ Т. Браун, Г.Ю. Лемей. - М.: Мир, 1987.

2.Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. - М.: Дрофа, 2004. – 172с.

3.Титова И.М. Химия и искусство: организатор-практикум для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., 2007. – 179с.

4. Фримантл М. Химия в действии: в 2 т.- М.: Мир, 1991.

5. Химия и жизнь (Солтерсовская химия): в 3 т.- М.: РХТУ им. Д.И.Менделеева,1997.

 

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

 называть изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре

письменная самостоятельная работа

тестирование

определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, окислитель и восстановитель

письменная самостоятельная работа

тестирование

определять: принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений

практическая проверка

тестирование

характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений

письменная самостоятельная работа

тестирование

объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов

письменная самостоятельная работа

тестирование

выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений

практическая проверка

тестирование

проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах

подготовка рефератов

создание презентаций

связывать изученный материал со своей профессиональной деятельностью

практическая проверка

тестирование

решать расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям

письменная самостоятельная работа

практическая проверка

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

- для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;

- определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

- экологически грамотного поведения в окружающей среде;

- оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;

- безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;

- приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

- критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.

письменная самостоятельная работа

письменная контрольная работа

индивидуальный опрос

тестирование

практическая проверка

Знания:

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;

письменная самостоятельная работа

письменная контрольная работа

индивидуальный опрос

основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;

тестирование

практическая проверка

важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;

тестирование

практическая проверка

внеаудиторная самостоятельная работа

подготовка рефератов

создание презентаций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике  для профессий начальн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)

Программа профессионального модуля  является частью основной профессиональной образовательной программы  ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...

рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01

рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии  38.01.02 Продавец,  контролер – кассир....

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...