конспект по окружающему миру 2 класс на тему "Город и село"
план-конспект урока

конспект по окружающему миру 2  класс на тему "Город и село"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_okruzh.miru_.odt54.83 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. Мельник Елена Олеговна

Тема урока:  Город и село

Класс:   2

Цель урока_____________________________________________________

Задачи урока:

Планируемые результаты:

Дидактические:

-познакомить детей с историей и особенностями

образования городов и стран, с историей родного города,

учить работать с политической картой.

Предметные

  • иметь представление о понятиях «город», «село», «горожане», «селяне»; называть их отличительные признаки;
  • сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село;
  • рассказывать о своём городе (селе) по плану;
  • сравнивать городской и сельский дома;
  • рассказывать о своём доме по плану.

Знания: узнают о характерных особенностях города и села.

Умения: научатся сравнивать особенности городских и сельских домов, собирать информацию для проекта.

Развивающие:

- развивать паиять, внимания, умения, навыки устанавливать

причинно-следственные связи, активизировать мыслительные

процессы, развивать связную речь, обогащать и активизировать

словарный запас, прививать интерес к географии, истории.

Метапредметные

(П-познавательные, Р - регулятивные, К - коммуникативные)

Регулятивные: 

  • Ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимися, и того, что еще не известно.
  • Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные:

  • Развиваем умения извлекать информацию из иллюстраций, текстов.
  • Выявлять сущность, особенности объектов.
  • На основе анализа объектов делать выводы.
  • Обобщать и классифицировать по признакам.
  • Ориентироваться на развороте учебника.
  • Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные: 

  • Развиваем умение слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Умение работать в паре и в группах.

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства, любовь к родному краю.

Личностные

  • Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
  • Осознавать необходимость бережного отношения к родному городу.
  • Оценивать себя.
  • Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная, П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

 

 

 

 

 

 

 

1.  Организационный момент.

2. Проверка дом.задания

3. Целеполагание и мотивация.

4. Изучение нового.

5. Физкультминутка

6. Закрепление изученного материала.

7. Подведение итогов. 

8. Домашнее задание

.

- Добрый день.

Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку.

-Все ли на парте вам необходимо?

А теперь давайте прочитаем то, что написано на доске.

- Все у парт мы дружно встали.

Взгляд учителя поймали.

Тихо сели, спинки прямо.

Постарайтесь все понять.

Будем тайны открывать.

-А сейчас мы с вами проверим, как вы подготовили домашнее задание.

-Итак, ребятам у доски необходимо установить причинно- следственные связи и показать на глобусе места расселения людей этих рас

-солнце – темный цвет кожи – негроид

-солнце, пыль, — разрез глаз – монголоид

-дождь – густые брови, ресницы – европеоид.

 От чего зависела жизнь первобытных людей?

Какое влияние оказали природные условия на первобытного человека?

 Почему одни племена жили оседло, а другие кочевали?

Что оказывало влияние на выбор места жительства?

Проверяем пару, работавшую с консультантом. Какие трудности возникли при выполнении задания? Что же явилось причиной деления на расы?

 Какие еще расы мы знаем?

Покажите на глобусе места их расселения.

Как можно назвать территорию, на которой расселялись древние люди, объединенные одним родом занятий, языком, образом жизни?

Придумайте однокоренные слова к слову поселение.

 Проходило время, изменялись условия жизни, орудия труда,

род занятий, изменились сами люди, а значит, появились новые, более современные населенные пункты.

Скажите, а в каком населенном пункте живем мы с вами?

Докажите, что это город?

 Как называется город, в котором мы живем?

А какие еще города вы знаете?

А где находятся эти города?

Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

- Всем интересно, какая тема сегодняшнего урока. Пока это тайна, которую вы скоро откроете. Закройте все глаза и прислушайтесь к звукам. Ваша задача догадаться, где можно услышать эти звуки, куда вы попадете, в какое место. Тот, кто догадается, не выкрикивает с места, а правильно поднимает руку.

- Где мы только что побывали? Правильно, в городе.

- Какие звуки города вы услышали?

-Снова закройте глаза, догадайтесь, где можно услышать эти звуки.

- Где мы только что побывали? Правильно, в селе. Какие звуки села вы услышали?

-Сформулируйте тему урока.

-Сформулируйте задачи урока.

-Сейчас мы будем рассматривать слайды с фотографиями. Ваша задача выделить отличительные черты города.

 -Внимательно рассмотрите слайды и выделите отличительные черты села.

- Какой вывод можно сделать?

- А сейчас предлагаю немного отдохнуть.

-Почему люди стали жить в городах?

В прошлом люди жили за счет того, что находили в лесах, полях. Они постоянно кочевали с места на место, искали, где больше дичи и меньше врагов. Со временем человек научился сам выращивать полезные растения и разводить животных для пропитания. Так стали образовываться родовые поселения. Постепенно развивалось хозяйство, стали появляться излишки продуктов. Люди стали обмениваться на то, в чем нуждались. С ростом производительности труда, люди переезжали в города, где уже могли работать на заводах и фабриках. Обменом уже не занимались, а получали за свой труд заработанную плату и покупали все то, в чем нуждались.

- Мы с вами живем в городе, а кто из вас хотел бы жить в селе?

Где лучше жить в селе или в городе, каждый решает сам, однозначного ответа на этот вопрос нет. Безусловно, город дает больше возможностей, но в последние несколько лет городские жители готовы поменять суету города на деревенское спокойствие, здоровый образ жизни и чистый воздух.

-Вспомните, пожалуйста, правила работы в группе, в паре.

-Откройте учебники на странице 10-11, рассмотрите рисунки.

-Найдите сходства и различия городского и сельского дома.

-Какие плюсы у жителей городских квартир?

-Какие плюсы у жителей сельских домов?

- Расскажите о своем доме по плану на странице 10 в учебниках. 

В России много красивых городов, мегаполисов, сел и деревень.

-А в каком населенном пункте живем мы?

- Как называются жители нашего города?

 - На какой реке стоит наш город?

- Что отличает наш город от сёла?

А от другого города?

-Что есть у каждого города?

 А что есть у каждой страны?

-Какой герб и флаг у нашей страны?

- Давайте посмотрим, какие флаги у других государств мира.

Мозамбик

Единственный национальный флаг в мире, на котором нарисовано оружие — как боевое, так и аграрное. Мотыга, перекрещенная с автоматом Калашникова, — государственные символы африканской страны, которые сразу дают понятие о положении дел внутри. Гражданская война там не прекращалась много десятилетий, и по сей день продолжаются конфликты.

Непал

Единственный национальный флаг, который не является классическим четырехугольником.

Антарктика

Хотя в Антарктиде и нет государственности, флаг у нее все-таки есть, и он ясно дает понять, что это нейтральная территория.

-Откройте учебник на странице 9 и выполните задание под цифрой 2, расскажите о своем городе по плану.

-В этом учебном году, как и в первом классе, мы будем работать над проектами. В учебнике на странице 12 прочитайте название первого проекта.

Мы разделимся на пять групп. Каждая группа будет работать над определенной темой. Внутри группы будут распределены обязанности. Итогом нашей совместной работы должна стать презентация о нашем городе.

Кому-то хорошо жить в городе, кому-то в селе, каждый для себя выбирает сам. Очень важно сохранить красоту родного города или села.

-Как это сделать?

-Сегодня на уроке мы познакомились с понятиями «город» и «село».

-Чем отличаются друг от друга эти понятия?

-В чем сходство и различие городского и сельского домов?

-Мы с вами сегодня хорошо поработали на уроке.

А теперь запишем  задание на дом.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Дети садятся на места.

(10 чел- работа по карточкам)

2\2 человека у доски,

остальные беседуют с учителем.

От природных условий.

 Природные условия повлияли на внешний вид, на род занятий, на места расселения.

 Это зависело от рода занятий. Кочевали скотоводы, а оседло жили земледельцы, охотники, рыболовы.

Человек выбирал место жительства ближе к реке, к плодородным почвам, месторождениям полезных ископаемых.

Климатические условия.

Американоид, австралоид.

Дети показывают.

Поселение.

 Поселок, село, селиться, население.

В городе.

 Большое количество населения, развитая промышленность, культурные центры, архитектура, высотные дома, асфальтированные дороги.

Москва

(Дети называют города России).

В нашей стране, в России.

О городах и странах.

В городе

Шум города, машин, много людей.

В селе, деревне.

Город и село

1. Познакомиться с отличительными чертами городской местности.

2. Познакомиться с отличительными чертами сельской местности.

3. Познакомиться с условиями жизни людей в городе и на селе.

4.Дать определение понятиям город и село.

многоэтажные дома

Дороги покрыты асфальтом

Заводы и фабрики

Большое количество транспорта

Много памятников, музеев, кинотеатров и театров

Мало зелени, загазованный воздух

Деревянные частные дома

Проселочные дороги

Разведение домашних животных, фермы

Выращивание культурных растений на полях и в огородах

Основной вид транспорта - велосипед, лошадь

Много зелени, чистый воздух

Различные ответы детей.

Предположения детей.

Ответы детей.

Проговаривают правила.

Центральное отопление, водопровод, отдельные помещения для кухни и спальни, балкон, магазин на первом этаже.

Нет соседей, которые могут нарушать покой, поддержание в доме тепла по мере надобности, много места, подвальное помещение, где можно хранить овощи и фрукты, запасы на зиму, чердак, который можно оборудовать на свое усмотрение.

Слушается 2-3 ответа.

В городе

Москвичи

На Москве-реке.

Ответы детей.

Москва- столица  России.

Герб

Герб флаг

Ответы детей

Родной город (село)

  1. Любить и защищать родину.
  2. Беречь природу, не загрязнять окружающую среду.
  3. Беречь памятники архитектуры.
  4. Стать полезным своему городу.

 

Г

и

И

П

ф

ф

ф

ф

ф

ф

и

и

к

и

и

и

и

и

ф

к

.

На презентации включается звук среды города: автомобили, движения, голоса людей, которые сливаются в один единый шум.

Слайд 1. Город

На презентации включается звук сельской среды: ветер играет листвой, звуки деревенских животных и птиц, мотор трактора.)

Слайд 2. Село

Слайд 3 (Город и село)

СЛАЙД 4 

Слайд 5

Слайд  6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

ГОРОД – крупный населённый пункт, где много улиц, многоэтажных домов, дороги заасфальтированы, работают фабрики и заводы, музеи и театры, много крупных магазинов, торговых центров. Жители передвигаются на различных видах транспорта и метро.

Слайд 17

СЕЛО (ДЕРЕВНЯ) – небольшой населённый пункт, жители которого занимаются выращиванием культурных растений и разведением домашних животных, живут в частных, в основном деревянных домах.

Слайд 18.

Озорной цыпленок жил,

Головой весь день крутил:

Влево, вправо повернул,

Ножку левую согнул,

Потом правую поднял

И на обе снова встал.

Начал крыльями махать:

Поднимать и опускать

Вверх, вниз, вверх, вниз!

Повернулся влево, вправо:

Хорошо на свете право!

А потом гулять пошел-

Червячка себе нашел!

Задание

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

СЛАЙД 21

1 группа. История возникновения города.

2 группа. Культурные центры (театры, музеи).

3 группа. Памятники культуры.

4 группа. Фабрики и заводы.

5 группа. Их именами гордится наш город.

ЗАДАНИЕ

Задание

СЛАЙД 22

1.Учебник: прочитать текст на странице 8-11.

2. На альбомном листе нарисовать дом, в котором вы живете. (Если есть возможность узнать, сколько ему лет.)

3.Начать работу над проектом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Я и Время" (1 класс)

Показать детям, что история Земли началась задолго до появления человека и может продолжаться без него.Показать, что история Человечества очень мала по сравнению с историей Земли.Дать представление о ...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Природа и мы" программа "Школа 2100"

Данный урок  помогает  развивать у обучающихся  понимание взаимного влияния взаимозависимости человека и окружающей его природы;знакомит  с правилами поведения в природе;  вос...

Конспект урока окружающего мира по теме: " Мы – зрители и пассажиры ". 2 класс.

Конспект урока по окружающему миру. Тема: " Мы - зрители и пассажиры" 2 класс....

Конспект по окружающему миру

план-конспект по окружающему миру, 3 класс, тема: вода и её свойства...