Конспект урока окружающего мира по теме "Дикорастущие и культурные растения". По программе УМК "Школа России"
план-конспект урока

Евгения Юрьевна Прокопенко

Двнный материал представляет собой технологическую карту урока окружающего мира по теме " Дикорастущие и культурные растения" по программе А.А.Плешакова "УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2b.docx77.32 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Ф.И.О студента: Прокопенко Евгения Юрьевна.

Тема урока: Дикорастущие и культурные растения

Класс: 2 «А».

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся представлений о том, какие растения называют культурными, а какие дикорастущими.

Задачи урока:

Дидактические:

  • познакомить с дикорастущими и культурными растениями;
  • выявить причины почему дикорастущие растения растут сами в природе, а культурные растения выращивает человек;
  • научиться отличать дикорастущие растения от культурных растений.

Развивающие: 

  • развивать познавательный интерес, речь, логическое мышление;
  • способствовать развитию мыслительных операций (анализ учебной литературы о дикорастущих и культурных растениях; выявление причинно-следственных связей между дикорастущими растениями и культурными растениями).

Воспитательные:

  • содействовать формированию бережного отношения к природе;

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап урока, образовательная цель этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма организации уч.д.

(Ф - фронт., И - инд., П - парная, Г - груп.)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Формы контроля,

взаимоконтроль и

самоконтроль

Планируемые результаты

предметные

метапредметные

(П - познавательные,

Р -  регулятивные,

К - коммуникативные)

личностные

1. Мотивации (самоопределение) к учебной деятельности

(1-2 мин.)

Цель:

создание условий для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Словесный: беседа

Здравствуйте, ребята! Меня зовут  Евгения Юрьевна. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

Начинается урок,                                                                     Он пойдёт ребятам впрок.                                               Постарайтесь всё понять,                                             Учитесь тайны открывать,                                                    Ответы полные давать,                                                    Чтоб за работу получать                                                    Только лишь оценку «5»!

Приветствуют учителя

Настраиваются на работу

Ф

Мультимедийная презентация

К:  

проявлять уважительное отношение к собеседнику

Осознание ценности познания для развития человека, необходимости самообразования и саморазвития

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения

(5-7 мин.)

Цель:

повторение опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий

Словесный: беседа

 

Ребята, вспомните, какое царство мы с вами изучали на прошлых уроках?

Они бывают разные:

Полезные, опасные,

Красивые, пахучие,

С листьями, колючие.

Лекарства заменяют,

И лакомством бывают,

И чаем нас напоят,

И даже дом построят.

Земли они творения,

Зовём мы их … (растения)

Вспомните, на какие группы можно разделить растения?

Приведите примеры растений разных групп.

А на какие группы делятся растения по виду листвы? (хвойные и лиственные)

-Сегодня мы будем говорить о растениях, растущих и в нашей местности, и за её пределами. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны.  

-Давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения?

Растения кормят человека – яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д.

Растения одевают человека – лён, хлопок.

Растения лечат человека – мать – и – мачеха, зверобой, душица, берёза и т.д.

Растения дают много полезных вещей – мебель, строительство домов, топливо и т.д.

Отвечают на вопросы

Мультимедийная презентация

Фронтальный опрос

К: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников

3. Выявление места и причины затруднений

(3 мин.)

Цель:

выявление места и причины затруднения;

фиксация индивидуального затруднения в выполнении пробного учебного действия

Словесный: беседа

  • Ребята, отгадайте загадки.

Её наряд на редкость яркий,

Но под землёю скрыт при этом.

А кролик, пробегая грядки,

Замрёт у этого десерта.Что же это за растение?

  • Верно, это морковь. Следующая загадка.

Я шариком пушистым

Белею в поле чистом,

А дунул ветерок –

Остался стебелёк.Как же называется это растение?

  • Итак, посмотрите на изображения моркови и одуванчика. Чем они отличаются?
  • Посмотрите внимательно, где растёт морковь, а где растёт одуванчик? Есть ли различия?
  • Верно, ребята. А как вы считаете, все ли растения мы можем разделить по тому, как они растут, самостоятельно или их выращивает человек?
  • А знаете ли вы как называются растения, которые выращивает человек?
  • А те растения, которые растут сами по себе?
  • Оказывается, все растения в природе делят на две группы: дикорастущие и культурные.
  • Вы уже догадались о чём пойдет речь на уроке?

Выполняют задание

Слушают учителя

Выполняют задание

Ф

Мультимедийная презентаци

К:

в процессе диалогов, высказывать суждения,

П:

выявлять недостаток информации для решения учебной задачи

4. Построение проекта выхода из затруднения

(3 мин.)

Цель:

постановка целей учебной деятельности; выбор способа и средств их реализации

Словесный: беседа

- Откройте учебник на странице 74 и прочитайте, как будет звучать тема нашего урока.

- Кто прочитает вслух?

- Ребята как вы думаете, что мы узнаем сегодня на уроке и чему будем учится?

- Сейчас, предлагаю обсудить в парах, задачи, которые мы с вами поставим сегодня на урок.

- Продолжите фразы:

Хочу узнать.. ( какие растения называют дикорастущими, а какие культурными)

Буду учиться (разделять на группы культурные растения).

- Ребята, спланируем учебную деятельность.

Отвечают на вопросы учителя

Работают  с учебником Предполагают тему урока  

Формулируют учебные задачи на урок

 

Составляют «лесенку успеха»

Ф

П

Мультимедийная презентация, учебник

Самоконтроль

Р:

планировать самостоятельно или с помощью учителя действия по решению учебной задачи

5. Реализация построенного проекта

(15-20 мин.)

Цель:

построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять (построение нового знания)

Словесный: беседа

Практический: упражнение

 

  • На какую ступень мы с вами переходим. Как вы думаете, что мы узнаем на этой ступени.
  • Для этого я предлагаю вам выполнить задание в группах. У вас на столах лежат карточки , вам необходимо разделить растения на группы. В первой группе растения, которые сажает человек, а во второй растения, которые человек не сажает.
  • Давайте с вами проверим, правильно ли вы сделали это задание.
  • Как вы думаете, как будут называться растения, которые человек не сажал?
  • В природе по всюду можно увидеть растения, которые человек не сажал. Это Дикорастущие растения.
  • Ребята, какие вы знаете дикорастущие растения?
  • Ребята, как вы думаете называются растения, которые человек сам выращивает?
  • В саду, в поле, в огороде, на клумбе у себя дома люди выращивают различные растения .
  • Эти растения называются культурными.
  • Какие культурные растения вы знаете?
  • Очень большое разнообразие дикорастущих и культурных растений есть в природе.

ФИЗМИНУТКА

  • Приведите мне примеры дикорастущих и культурных растений, которые растут возле вашего дома и возле школы?
  • Откройте учебник на странице 74. Рассмотрите изображения растений. Под цифрой 1, какое растение?
  • Под цифрой 2? Под цифрой 3? А что изображено под цифрой 4? Какое растение под цифрой 5? А под цифрой 6?

Под цифрой 1: берёза. Это культурное или дикорастущее растение? Почему?

Под цифрой 2: огурцы. Это культурное или дикорастущее растение? Почему?

Под цифрой 3: рогоз. Это культурное или дикорастущее растение? Почему?

Под цифрой 4: крапива. Это культурное или дикорастущее растение? Почему?

Под цифрой 5: пшеница. Это культурное или дикорастущее растение? Почему?

Под цифрой 6: астра. Это культурное или дикорастущее растение? Почему?

Г.

Г.

Ф.

Мультимедийная презентация, учебник, раздаточный материал,

рабочие листы

Самоконтроль

 

П:

работают с тестом, отбирают информацию

П:

понимание значимости дикорастущих и культурных растений в природе

К:

в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать суждения, оценивать выступления участников

К:

соблюдать правила ведения диалога и дискуссии, проявлять уважительное отношение к собеседнику

Р:

осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности

Р:

выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника;

считаться с наличием разных мнений

Осознание роли человека в природе, бережного отношения к природе, непринятие действий, наносящих ей вред

Проявление познавательного интереса, активности, инициативности, любознательности и самостоятельности

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

(3-5 мин.)

Цель:

усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых

Словесный: беседа

Практический: упражнение

  • На какой стпуни мы находили?
  • На какую ступень переходим?
  • Откройте рабочуу тетрадьна странице 36 под номером 1.
  • C:\Users\Huawei\OneDrive\Изображения\Снимки экрана\2021-11-22 (3).png
  • Ваша задача, посовещавшись в паре написать по 3 примера дикорастущих и кульутрных растнений. Тоесть 3 примера дикорастущих и 3 примера культурных растений
  • Учитель спрашивает у Некоторых учеников что они вписали в колонки.
  • Скажите, а для чего люди выращивают культурные растения?
  • А какую пользу они приносят?
  • Хорошо. На уроке Серёжа начал составлять такие схемы посмотрите на 75 странице. По каким признакам Серёжа разделил  культурные растения?
  • Рассмотрим первую схему. Как вы думаете, по какому признаку Сережа разделил культурные растения на 3 группы? (он разделил их по группам растений)
  • Давайте поможем заполнить Сереже первую схему до конца.
  • Какие деревья можем вписать еще в эту группу?(яблоня, персик, вишня) Кустарники ?(малина, смородина, крыжовник) Травянистые растения? (помидор, огурцы, лук)
  • Хорошо, давайте рассмотрим вторую схему.
  • По какому признаку сейчас Серёжа разделил культурные растения на 5 групп?
  • В этом случае Сережа разделил растения по признаку назначения, тоесть то, для чего их используют.
  • Давайте поможем Сереже заполнить вторую схему до конца. Какие растения мы впишем в овощные? (лук, перец, томаты, кабачки). В плодовые? (груша, яблоня, вишня). В зерновые? (пшеница, рожь, овес). В декоративные? (флокс, пион, роза). В прядильные? (лён, хлопок, джут)

Отвечают на вопросы учителя

Определяют ступень

Выполняют задание в рабочих тетрадях.

Заполняют схему, предложенную в учебнике.

П.

Ф.

Лестница успеха (распечатка), рабочая тетрадь, учебник

Самоконтроль

Знают какие о разнообразии дикорастущих и культурных растений; о том как появились культурные растения

П:

точное определение дикорастущих и культурных растений.

Р:

выстраивать последовательность выбранных действий и операций

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(5 мин.)

Цель:

организация самостоятельной работы учащихся по выполнению типовых заданий на новый способ действия

Словесный: беседа

Практический: самостоятельная работа

  • На какую ступень мы переходим?
  • Что мы будем делать на этой ступени?
  • Сейчас я предлагаю проверить, все ли задачи мы с вами выполнили на уроке. Для этого предлагаю вам выполнить задание.
  • У каждого на парте лежит карточка, ваша задача выполнить тест.

1. О каких растениях рассказано?

     Эти растения можно увидеть в лесу, на лугу, у водоёма. Встречаются они и во дворе, в огороде, в поле. Но везде растут сами по себе - люди их не выращивают.                       

А) о дикорастущих                           Б) о культурных

2. Выбери дикорастущее растение:

А) яблоня             Б) гладиолус           В) пшеница          Г) крапива

3. Помидор, свёкла и капуста — это … культуры.

А) зерновые        Б) декоративные      В) овощные        Г) плодовые

4. Выбери строчку, в которой правильно указаны плодовые растения:

А) помидор, огурец, тыква                          Б) слива, груша, яблоня

В) берёза, тополь, ольха                              Г) кукуруза, рожь, овёс

5. Найди группу, в которой перечислены только зерновые культуры:

А) облепиха, рябина, рис, кукуруза

Б) лён, просо, хлопок, малина

В) рожь, ячмень, овёс, пшеница

  • Ребята, проверим правильность выполнения задания, обменяйтесь карточками и проверьте, правильно ли выполнил задание ваш сосед.

Отвечают на вопросы учителя, выполняют самостоятельную работу

Ф

И.

Мультимедийная презентация, рабочие листы  

Тест

Взаимоконтроль

Знают на какие группы делятся культурные растения.

Р:

 объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя

К:  

находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости

8. Включение в систему знаний и повторение

(5 мин.)

Цель:

повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Практический: упражнение

— Ребята, выполним еще одно задание, но уже в рабочих тетрадях на станице 36, задание 2 Под номером 1. Нам нужно соотнести растение с группой, к которой оно относится.

  • Выполните это задание самостоятельно, а потом мы с вами проверим.

Выполняют задание в РТ

Ф

Учебник

Самоконтроль

Знают какие растения входят в ту или иную группу

П:  

находить в предложенном источнике информацию

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(3-5 мин.)

Цель:

подведение итогов совместной  и индивидуальной деятельности; формирование умений отслеживать выполнение поставленной цели и задач;  анализ успеха и трудностей в  достижении цели

Словесный: беседа

На какой ступеньке находились? Что делали? На какую переходим? Что будем делать? Переходим на ступеньку «Оцениваю».

Ребята, кто помнит, как звучала тема нашего урока? Какие задачи ставили на урок? Достигли ли их? Что нового вы узнали? В чем возникли трудности? Какое задание запомнилось больше всего? Пригодятся ли эти знания нам в жизни?

Перед тем, как оценить свою работу на уроке, запишем домашнее задание. Дома вам нужно в рабочей тетради выполнить на с.36 упражнение 2 под номером 2, а также прочитать в учебники материал, который мы с вами сегодня изучали. Оцените свои знания. Если у вас появились новые знания по данной теме покажите «+». Вижу, что многие ребята узнали что-то новое на сегодняшнем уроке.

Дополните предложения:

- Я доволен своей работой, потому что…

- Я не доволен своей работой, потому что…

- Мне было трудно….

Сегодня за урок получают отметки … (имена детей).

Спасибо за урок! Мне было приятно с вами работать! До свидания!

Подводят итоги урока, отвечают на вопросы учителя

Дополняют предложения

 

Ф

Мультимедийная презентация, лестница успеха

Фронтальный опрос, самоконтроль

Р:

объективно оценивать результаты своей деятельности, соотносить свою оценку с оценкой учителя

Осознание ценности познания для развития человека


Методист:___________/ Булгакова Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира по теме "Я и Время" (1 класс)

Показать детям, что история Земли началась задолго до появления человека и может продолжаться без него.Показать, что история Человечества очень мала по сравнению с историей Земли.Дать представление о ...

Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Природа и мы" программа "Школа 2100"

Данный урок  помогает  развивать у обучающихся  понимание взаимного влияния взаимозависимости человека и окружающей его природы;знакомит  с правилами поведения в природе;  вос...

Конспект урока окружающего мира по теме: " Мы – зрители и пассажиры ". 2 класс.

Конспект урока по окружающему миру. Тема: " Мы - зрители и пассажиры" 2 класс....

История России на уроках окружающего мира

История России на уроках окружающего мира....

конспект по окружающему миру 2 класс на тему "Город и село"

конспект по окружающему миру 2  класс на тему "Город и село"...

Технологическая карта урока окружающего мира "Равнины и горы России" (УМК "Школа России, 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о горах и равнинах России.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1 познакомить обучающихся с понятиями "гора", "равни...