Конспект по окружающему миру
учебно-методический материал
план-конспект по окружающему миру, 3 класс, тема: вода и её свойства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_l.docx | 25.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Разрешаю ____________________
Допускаю________________
Оценка за урок: _____________
План-конспект
урока окружающего мира,
проведенного в 3 «А» классе
обучающейся Завариной Ларисы Александровны
Консультация учителя________________
Консультация методиста________________
План-конспект урока окружающий мира
УМК: «Школа России» 3 класс
(Плешаков А.А. Окружающий мир, 3 класс 1 ч. стр.51-54)
Организационно-деятельностный компонент:
Дата: 07.10.2022 г.
Время: 13.45 –14:25.
Место: МАОУ СОШ №6 г.Черняховска, кабинет №10
Класс: 3 «А»
Целевой компонент урока:
Тема урока: Вода. Свойства воды.
Цель: организовывать деятельность обучающихся с целью формирования представлений о круговороте воды в природе как важнейшем природном явлении.
Задачи:
Образовательные: создание благоприятных условий для формирования у учащихся понятие о разных состояниях воды, о её свойствах и значении в жизни человека.
Развивающие: способствовать развитию познавательного интереса к окружающему миру путём привлечения дополнительного материала, создание проблемой ситуаций; развивать способности наблюдать, мыслить, способствовать формированию умения выделять главное из информации учителя, развитию познавательного интереса.
Воспитательные: способствовать воспитанию интереса к окружающему миру; желанию учиться и делать открытия; умению слушать других; воспитание бережного и экономного отношения к водным ресурсам.
Здоровье сберегающие: способствовать повышению умственной работоспособности; создание положительного эмоционального настроя; охрана жизни и укрепление физического и психологического здоровья детей.
Планируемые результаты:
Личностные:
- иметь представление о целостности окружающего мира;
- испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды;
- понимать свою роль в деле охраны окружающей среды;
- актуализация своего опыта.
Предметные:
- узнать о значении воды;
- определять с помощью наблюдений и опытов свойства воды;
- различать три состояния воды.
Метапредметные:
- понимать цель урока, стремиться ее выполнить;
- оценивать достижения на уроке;
- наблюдать учебный эксперимент, высказывать предположения, делать выводы;
- работать с учебником, в листах самоанализа и самоконтроля.
Познавательные УУД:
- умение работать с информацией в тексте, умение размышлять, осмысливать, обобщить полученную информацию, присвоить новое знание, сформировать у учащихся собственное отношение к информации; смысловое чтение;
- осуществление поиска необходимой информации (из рассказа учителя, из собственного жизненного опыта), умение соотнести новую информацию с ранее полученной, умение анализировать то, что он уже знает об изучаемой теме.
Коммуникативные УУД:
- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
- умение работать в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
- ориентирование в учебнике;
- контроль своих действий; оценка результатов своих действий;
- прогнозирование результатов уровня усвоения изучаемого материала.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Основные образовательные ресурсы урока: учебник, презентация, листы самоконтроля.
Содержательный компонент урока:
Ход урока:
I. Организация начала урока.
1) Приветствие.
Здравствуйте, меня зовут Лариса Александровна. Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.
2) Проверка готовности к уроку.
Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!
3) Мотивация учебной деятельности
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
II. Открытие новой темы. Целеполагание.
У: Обратите внимание на слайд и скажите о чём мы сегодня будем говорить на уроке.
Д: О воде.
У.: Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово «вода»? Что вам представляется?
Д.: Ручей, река, море, озеро, снег, град, иней
У.: Вода занимает 3\4 площади Земли. И, наверное, правильнее было бы назвать нашу планету Вода.
Впереди у нас еще много открытий об этом удивительном веществе и ее волшебных превращениях.
- Сегодня у нас необычный урок. Мы узнаем больше о воде и проведём несколько опытов.
III. Открытие новых умений, знаний.
- Лекция с элементами беседы.
У.: Сейчас я вам прочитаю один отрывок, а вы будьте внимательны, потому, что потом вы назовете мне свойства воды, о которых упоминается в отрывке.
«…У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни: ты сама жизнь. Ты наполняешь нас радостью… Ты самое большое богатство на свете…»
-Так писал о воде французский писатель и летчик Антуан де Сент – Экзюпери, автор замечательной книги «Маленький принц», главный герой которой сегодня будет помогать нам на уроке.
-Какие свойства воды указаны в отрывке?
Д.: Без вкуса, без цвета, без запаха.
У.: Сегодня мы с вами убедимся, обладает ли вода этими и может быть другими свойствами. Итак, тема нашей работы: свойства воды. От себя добавлю «уникальные». Мы сегодня это докажем в течение урока.
Прочитайте текст «цепочкой» на стр.
51 по одному предложению и найдите два предложения, в которых коротко раскрывается значение воды для живых существ.
IV. Физминутка.
- А теперь мы с вами проведём небольшую физминутку:
И.п. - сидя, руки на поясе.
1 - поворот головы направо,
2 - и.п.,
3 - поворот головы налево,
4 - и.п.
Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову.
1 - резко повернуть таз направо.
2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным.
Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
V. Открытие новых умений, знаний (продолжение)
Практическая работа.
У.: Предлагаю вам побыть в роли исследователей. Кто такие исследователи?
Д.: Наблюдатели, разгадывающие загадки.
У.: Верно. Вода – краса природы. Эту красоту мы видим повсюду и в тихой заводи рек, и в глубине озёр, и в бескрайних просторах морей и океанов.
А где человек использует воду?
Д.: Готовит пищу, утоляет жажду, моется…
У.: Правильно. А сейчас мы узнаем, благодаря каким свойствам воды она для нас «сама жизнь».
При практической работе необходимо соблюдать технику безопасности. Обратите внимание на слайд, маленький принц подсказывает нам несколько правил:
Запрещается пробовать на вкус любые вещества.
С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость.
Сыпучие вещества разрешается трогать руками.
После наших опытов мы заполним таблицу о свойствах воды. Будьте внимательны.
Опыт №1.
Вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус?
Зачитаем план опыта
Определение запаха воды.
Определение вкуса воды.
Расскажем о результатах наблюдений.
Сделаем вывод.
Заполним таблицу №1.
-О каких свойствах воды идет речь?
Д.: Без вкуса и без запаха.
Опыт №2.
-Вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она?
Зачитаем план опыта.
Возьмём чистую воду, опустим в неё ручку/ карандаш.
Посмотрим на свет.
Заполним таблицу №1.
Опыт №3.
У.: Вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести?
-Зачитаем план опыта.
Возьмите стакан в руки. Наклоните стакан немного в сторону. Обладает ли текучестью вода?
Д. да.
У.: Что вы наблюдаете? Сделайте вывод.
Перелейте воду из стакана в соседнюю ёмкость, затем из колбы обратно.
Что происходит с формой воды.
Сделайте вывод.
-О каких свойствах воды идет речь? Текуча, не имеет формы.
Заполняем таблицу №1.
Опыт №4.
У.: Вопрос: Может ли вода изменять свои свойства? Как?
-Зачитаем план опыта.
Возьмём чистую воду, добавим в неё вещество (сахар, масло).
Перемешаем палочкой.
Пронаблюдаем за полученной смесью.
О результатах наблюдения расскажем.
Сделаем вывод.
Заполним таблицу №1.
Дети выполняют опыт.
Изменились ли свойства воды? Почему?
Д.: Мы добавляли разные вещества, и свойства менялись.
У.: Вывод: Сделав опыт с несколькими веществами, мы убедились, что свойства воды изменяются с появлением в ней других веществ – примесей.
-Подтвердилось ли наше предположение?
-Что ещё мы узнали о веществах? Какие вещества растворились в воде?
Д.: Сахар.
У.: Вывод: Вода – уникальный растворитель.
-Какие вещества оказались нерастворенными?
Д.: масло.
Опыт №5.
У.: Нам повезло, мы можем пить воду прямо из-под крана, т. к. это чистая родниковая вода. Но не везде это так. Поэтому, прежде чем пить, нужно определить качество воды.
Проблема: Можем ли мы определить качество воды?
Д.: Предположения: можем, не можем.
У.: Я вам предлагаю это проверить.
К нам в лабораторию поступили 3 бутылки с водой. Одна из магазина, другая из-под крана, третья – неизвестного происхождения.
Перед уроком мы разлили её по стаканчикам с номерами, но где и какая вода – неизвестно.
Давайте составим план проверки. Какие свойства воды мы можем проверить?
Д: цвет, запах, прозрачность, вкус (предположение)
Сравним их, сделаем вывод. Работа с таблицей.
Есть одна проблема – пробовать воду на вкус нельзя.
Учитель вместе с детьми заполняет таблицу№2 на доске.
Вывод: Мы не можем определить качество воды.
Давайте обратимся за помощью к нашему гостю- Маленькому принцу.
Отличить чистую воду от загрязнённой несложно – достаточно просто попробовать её на вкус. Но это бывает опасно. Без специальных приборов сложно выяснить, какие именно вещества растворены в воде. Особенно, если это болезнетворные микробы. О качестве воды можно узнать только в специальной лаборатории.
Как же дома сделать воду пригодной для питья, если ты не уверен в её качестве?
Есть несколько способов: Фильтрование, Кипячение, Отстаивание.
Кипячение – это нагревание воды до температуры кипения.
Отстаивание – медленное расслоение жидкости и примесей
VI. Закрепление изученного материала.
Сделаем вывод по проведенной нам работе.
-Какие свойства имеет вода? озвучивание таблицы
-Как нам помогают те или иные свойства воды?
-Как мы можем позаботиться о водных ресурсах?
VII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Что удивило вас на уроке, что открыли для себя нового?
- Оцените свои знания на конец урока
Сегодня на уроке
-Мы узнали, что …
-Я запомнил, что…
-Самым важным было…
-Меня поразило…
Человек, запомни навсегда
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги
Мы ведь на планете не одни!
Свойства воды. | №1 | №2 | №3 |
Вкус (предположения) | |||
Запах | |||
Цвет | |||
Прозрачность |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира по теме "Я и Время" (1 класс)
Показать детям, что история Земли началась задолго до появления человека и может продолжаться без него.Показать, что история Человечества очень мала по сравнению с историей Земли.Дать представление о ...
Конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Природа и мы" программа "Школа 2100"
Данный урок помогает развивать у обучающихся понимание взаимного влияния взаимозависимости человека и окружающей его природы;знакомит с правилами поведения в природе; вос...
Конспект урока окружающего мира по теме: " Мы – зрители и пассажиры ". 2 класс.
Конспект урока по окружающему миру. Тема: " Мы - зрители и пассажиры" 2 класс....
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Моделирование конспекта НОД (плана - конспекта) по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...
конспект по окружающему миру 2 класс на тему "Город и село"
конспект по окружающему миру 2 класс на тему "Город и село"...
Конспект урока окружающего мира 1 класс,Семья как единство близких людей. Культура общения в семье.
Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС...