Методическая разработка открытого урока по химии «Химические свойства предельных одноатомных спиртов»
методическая разработка
Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Урок построен с применением методов проблемного обучения, с использованием ИКТ, элементов исследовательской работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
spirty.docx | 37.92 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБПОУ Профессиональный лицей № 4
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
открытого урока по химии
на тему: «Химические свойства предельных одноатомных спиртов»
Автор:
Цамалаидзе Ирина Викторовна
преподаватель химии ГБПОУ ПЛ № 4
Владикавказ
Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Урок построен с применением методов проблемного обучения, с использованием ИКТ, элементов исследовательской работы.
Технологическая карта урока
Тема урока | Химические свойства предельных одноатомных спиртов | ||||
Цели урока | Изучить химические свойства предельных одноатомных спиртов | ||||
Задачи | Образовательные: - обеспечить усвоение знаний о химических свойствах спиртов; - обобщить и систематизировать знания о механизмах химических реакций. Развивающие: - развивать умения применять знания на практике; -развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать и выделять главное; -продолжить формирование умений самостоятельной работы учащихся. Воспитательные: - воспитание мотивов обучения, положительного отношения к знаниям; - формирование навыков здорового образа жизни. | ||||
Тип урока | Урок усвоения новых знаний с элементами исследовательской деятельности, комбинированный. | ||||
Форма организации работы | Фронтальная. индивидуальная | ||||
Методы и приёмы проведения урока | Метод проблемного изложения материала, метод поисковой беседы, исследовательский метод в сопровождении лабороторного эксперимента. | ||||
Планируемые результаты | Предметные: знать химические свойства спиртов Личностные: - развивать навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в разных ситуациях; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; -формировать уважительное отношение к чужому мнению; - осуществлять самоконтроль, оценивать свои достижения на уроке. Метапредметные: - уметь слушать собеседника и вести диалог; уметь признавать возможность существования различных точек зрения; - использовать различные способы поиска в соответствии с задачами урока; - уметь излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения. | ||||
Межпредметные связи | биологией | ||||
Образовательные ресурсы | Источники информации: -учебник О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, «Химия» 10 класс, Москва 2015, Дрофа - интернет- ресурсы - компьютер, проектор, экран, презентация; | ||||
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | |
1. | Организационный момент (1 мин) | -приветствует обучающихся; -проверяет отсутствующих; -проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | |
2. | Определение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности (2 мин) | Включение в деловой ритм. Активизирует уже имеющиеся знания по изучаемому вопросу, пробуждает интерес к теме | Отвечают на вопросы преподавателя по теме, высказывают своё мнение по проблеме. Формулируют тему и задачи урока, определив границы знания и незнания. | Личностные: формирование положительной мотивации к изучению нового. Познавательные: Анализ объектов с целью выяснения их признаков и свойств. Коммуникативные: построение речевого высказывания | |
3. | Актуализация знаний (10 мин) | Фронтальный опрос по предшествующей теме: «Строение и физические свойства спиртов» | -Отвечают на вопросы; - обосновывают выбор правильного ответа; - производят самоконтроль. | Личностные: смыслообразование Познавательные: Построение логической цепи рассуждений. Регулятивные: оценивание результатов деятельности. Коммуникативные: построение речевого высказывания | |
4. | Проектирование и фиксация новых знаний (20 мин) | Предлагает обсудить следующие понятия: химические свойства спиртов Предлагает провести исследовательскую работу по определению свойств спиртов | -отвечают на вопросы учителя; -обосновывают выбор правильного ответа; -знакомятся с химческими свойствами спиртов, -приводят исследовательскую работу; -записывают уравнения химических реакций; | Познавательные: Установление причинно-следственных связей, структурирование знаний. Регулятивные: Составление плана и последовательности деятельности. Коммуникативные: Умение представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме, построение речевого высказывания | |
5. | Первичная проверка понимания нового материала (3мин) | Задаёт вопросы на усвоение нового материала | Отвечают на вопросы учителя | Регулятивные: Контроль, коррекция Познавательные: Осуществление мыслительных операций анализа и синтеза | |
6. | Первичное закрепление нового материала (5мин) | Предлагает выполнить тестирование | Выполняют тестирование | Познавательные: Осуществление мыслительных операций анализа и синтеза. Осознанное и произвольное построение высказывания | |
7. | Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) | Задаёт вопросы о задачах урока. Побуждает к высказыванию мнения: чему научились. Предлагает оценить свою работу на уроке. /слайд7/ | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Самооценка. | Личностные: Самооценка своей учебной деятельности. Адекватное понимание причин успеха и неуспеха. Регулятивные: Соотношение цели и результата. | |
8. | Домашнее задание (1 мин) | Глава 4 § 17, с. 143-148, доклады | Записывают задание на дом | Личностные: Формирование положительной мотивации к изучению нового. |
КОНСПЕКТ УРОКА
Фронтальный опрос по теме «Строение и физические свойства спиртов».
- Строение молекулы этанола
- Изомерия спиртов. Чем обусловливается.
- Номенклатура спиртов
- Физические свойства спиртов
- Дать определение спиртам
- Общая формула одноатомных предельных спиртов
- Водородная связь.
Первичное усвоение новых знаний.
Изложение нового материала.
Обсудим следующие понятия:
- Химические свойства спиртов
- Применение спиртов
Изучение нового материала (химические свойства)
1) Взаимодействие спиртов с активными металлами (щелочные и щелочноземельные металлы)
2С2Н5 ─ ОН + 2Na → 2С2Н5 ─ ОNa + H2↑
этиловый спирт этилат натрия
Видео-опыт
С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется реакция взаимодействия этанола с металлическим натрием.
Задание: самостоятельно составить уравнения реакций:(у доски и в тетради)
СН3-ОН + Na →
С3Н7 ─ ОН + Na →
Назовите вещества.
2)Взаимодействие с галогеноводородами.
С2Н5 ─ ОН + HBr → С2Н5 ─ Br + H2О
этиловый спирт бромэтан
Видео-опыт
С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется реакция получения бромэтана из этанола.
Задание: самостоятельно составить уравнения реакций: (у доски и в тетради)
СН3-ОН + HBr →
С3Н7 ─ ОН + HCI →
Назовите вещества.
3)Реакция дегидратации (отщепление воды)
СН3-СН2-ОН → СН2=СН2 + Н2О
Задание:
- к какому классу относится вещество, полученное при дегидратации этанола? Назовите вещество.
- для чего используют реакцию дегидратации этилового спирта в лаборатории?
4) Горение спиртов (полное окисление)
C2 H5 ─ OH + О2 → …
Вопрос: какие продукты образуются при горении спиртов?
C2 H5 ─ OH + 3О2 → 2СО2 + 3Н2О + Q
Видео-опыт
С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется реакция горения спиртов.
Задание: самостоятельно составить уравнения реакций: (у доски и в тетради)
СН3 - ОН + О2 →
С3Н7 - ОН + О2 →
5) Взаимодействие этанола с оксидом меди (II) (неполное окисление спиртов)
Качественная реакция на предельные одноатомные спирты
t0
C2Н5 ─ OH + CuO → CH3 ─ CНО + Cu + H2O
этиловый спирт уксусный альдегид (ядовитое вещество)
Аналогичная реакция происходит в организме человека при употреблении алкоголя. Окисление спирта происходит под действием ферментов.
Задание: ответьте на проблемный вопрос: почему при употреблении алкоголя возможна тошнота, рвота, а при употреблении большого количества возможен летальный исход.
Презентация – «Влияние спирта на организм человека»
Первичная проверка понимания нового материала
Какими же свойствами обладают спирты? (горение, дегидратация, реакция этерификации, окисление оксидом меди, с металлическим натрием)
Первичное закрепление нового материала.
Обучающимся предлагается выполнить тест:
1). Общая формула предельных одноатомных спиртов:
а). СnH2n б). СnH2n-2 в). СnH2n+2 г). СnH2n+1ОН
2).Функциональная группа -ОН называется:
а). карбонильной б). гидроксильной
в). карбоксильной г). аминогруппой
3). Формула С2Н5ОН – это
а).молекулярная б).сокращенная структурная
в). полная структурная г). нет правильного ответа
4). Название вещества, формула которого
СН3- СН2 – СН2 – СН2 - ОН
а).бутанол-1 б). пропанол-2 в). бутаналь г). бутанол-2
5).Среди предельных одноатомных спиртов самым ядовитым является:
а). этиловый б). метиловый
в). пропиловый г). бутиловый
6). Вещество, вступающее в реакцию с этанолом:
а). водород б). гидроксид натрия
в). гидроксид калия г). натрий
7).Реактивом для распознавания одноатомных спиртов является:
а). СuO б). Cu(OH)2 в). NaOH г). Br2
8). При полном сгорании этилового спирта образуется:
а). углерод и вода б). углекислый газ и вода
в). спирт и вода г). кислород и вода
Рефлексия.
- Что заинтересовало вас сегодня на уроке более всего?
- Как вы усвоили пройденный материал?
- Какие были трудности? Удалось их преодолеть?
- Помог ли сегодняшний урок лучше разобраться в вопросах темы?
- Пригодятся вам знания полученные сегодня на уроке?
Выставление и комментирование оценок
Домашнее задание.
Глава 4 § 17, с. 143-148,
доклады на тему:
- «Алкоголь, его последствия и предупреждение»
- «Этанол: величайшее благо и страшное зло»
Амины - органические производные аммиака, в молекуле которого один, два или все три атома водорода замещены углеводородным остатком.
В зависимости от числа радикалов различают три типа аминов: первичные, вторичные и третичные.
/ В ходе проведения урока используются слайды презентации. /
Общие формулы аминов
R-N-H R-N-H R-N-R
│ │ │
H R R
Первичный вторичный третичный
амин амин амин
Группа атом NH2 называется аминогруппой. Названия аминов обычно производят от названия радикалов, входящих в их молекулу с добовлением окончания –амин.
Например:
СН3- NH2 метиламин
(СН3)2- NH диметиламин
Строение молекул аминов аналогично строению молекулы аммиака, поэтому свойства этих веществ сходны. В их молекулах атом азота имеет одну не поделённую пару электронов, что объясняет сходность их свойств.
- NH3 + НОН (NH4)+ + ОН-
СН3- NH2 + НОН (СН3- NH3)+ + ОН-
Так объясняется образование оснований и солей аминов.
Амины называют органическими основаниями.
- Будучи основаниями амины взаимодействуют с кислотами, образуя соли.
Эта реакция заключается в присоединении протона водорода.
NH3 + HCl → (NH4)+ Cl-
СН3- NH2 + HCl → (СН3- NH4) + Cl-
Амины более сильные основания, чем аммиак. В аминах под влиянием радикала - СН3 электронное облако связи С – N смещается к азоту, вследствие чего электронная плотность на азоте возрастает, и он прочнее удерживает присоединённый ион водорода. Гидроксильные группы воды от этого становятся более свободными и щелочные свойства раствора усиливаются.
По силе основности метиламины и аммиак располагаются в ряд:
(СН3)2- NH > СН3- NH2 > NH3
Анилин- ароматический амин
Амины, в которых аминогруппа связана непосредственно с ароматическим кольцом, называются ароматическими аминами. Строение молекулы анилина можно изобразить несколькими способами. /слайд 4/
Молекулярная формула анилина: С 6Н5 N Н2
Структурная формула анилина:
Физические свойства: анилин – бесцветная маслянистая жидкость, малорастворимая в воде, обычно светло- коричневого цвета вследствие частичного окисления на воздухе, сильно ядовит.
Изучение среды раствора анилина (видиофрагмент)
раствор анилина не изменяет окраски индикатора, следовательно, имеет нейтральную среду.
Получение: анилин получают реакцией восстановления нитробензола, которую в 1842г. открыл русский учёный Н.Н. Зинин.
С 6Н5 NО2 +3 Н2 → С 6Н5 N Н2 +2 Н2О
Химические свойства
- Анилин реагирует с кислотами с образованием солей
С 6Н5 N Н2 + НCl → С 6Н5 N Н3Cl
- Энергично участвует в реакциях замещения, например, реагирует с бромной водой. (видеофрагмент «бромирование анилина»)
Применение анилина:в России анилин в основном применяется в качестве полупродукта в производстве красителей (черноанилиновое крашение хлопчато-бумажных тканей), взрывчатых веществ и лекарственных средств.
Первичное закрепление нового материала: обучающимся предлагается выполнить упражнение 1,5 на стр. 220
Рефлексия учебной деятельности на уроке
Обучающимся предлагается ответить на вопросы /слайд7/; оценить работу на уроке.
Подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок.
Домашнее задание: Глава 6, § 25, с. 212-220, упр.6
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по теме: "Физико-химические свойства клеток: плазмолиз в растительной клетке, действие каталазы на пероксид водорода"
Доказать каталитическое действие белков - ферментов , пронаблюдать плазмолиз и деплазмолиз клетки...
Методическая разработка открытого урока "Изучение физико-химических свойств творога"
Данная методическая разработка предназначена для студентов 3 курса дневного отделения по специальности 19.02.07. "Технология молока и молочных продуктов"...
Методическая разработка занятия по теме: "Физико-химические свойства клеток: плазмолиз в растительной клетке, действие каталазы на пероксид водорода"
Доказать каталитическое действие белков - ферментов , пронаблюдать плазмолиз и деплазмолиз клетки.......
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по химии на тему: «Синтетические волокна. Лавсан»
Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет профессиональную направленность преподава...
Методическая разработка открытого урока по химии "Скорость химических реакций. Факторы, влияющие на скорость химических реакций"
Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик.. Урок построен с применением методов проблемного обуче...
Методическая разработка открытого урока по химии «Строение и свойства аминов. Анилин как представитель ароматических аминов»
Данная работа рекомендуется для использования при подготовке специалистов по профессии среднего профессионального образования 29.01.05 Закройщик. Работа имеет профессиональную направленность преподава...
методическая разработка "Определение физических и физико-химических свойств материалов"
Методическая разработка позволяет научить студентов подбирать матераалы и выбирать приемы выполнения реставрационных работ...