Методическая разработка занятия по теме: "Физико-химические свойства клеток: плазмолиз в растительной клетке, действие каталазы на пероксид водорода"
методическая разработка на тему
Доказать каталитическое действие белков - ферментов , пронаблюдать плазмолиз и деплазмолиз клетки
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка занятий по теме:
«Физико-химические свойства клеток: плазмолиз в растительной клетке, действие каталазы на пероксид водорода».
Методическая разработка занятий по теме:
«Физико-химические свойства клеток: плазмолиз в растительной клетке, действие каталазы на пероксид водорода».
Выполнила: преподаватель биологии Эрендженова Н.Г.
2014- 2015
Тема: «Наблюдение расщепления пероксида водорода ферментом каталаза»
Цель: доказать каталитическое действие белков - ферментов;
- изучить влияние температуры на активность фермента;
Оборудование: штатив с тремя пробирками с натуральными объектами (в первой пробирке кусочек почки млекопитающего, во второй - кусочек сырого картофеля, в третьей - кусочек вареного картофеля), 3% раствор пероксида водорода, баночки с водным растением элодеей, микроскопы, предметные и покровные стекла, пинцеты.
Ход работы.
- Прилейте по 2 мл пероксида водорода в пробирки с кусочком почки млекопитающего, с сырым картофелем, с кусочком вареного картофеля.
- Запишите наблюдаемые вами явления при действии пероксида водорода на живые клетки растительной и животной ткани и на мертвые клетки (в пробирке с вареным картофелем).
- На предметное стекло в каплю воды положите лист элодеи и рассмотрите его под микроскопом.
- Возьмите лист от основания и с верхушки побега, нанесите две капли пероксида водорода, накройте покровным стеклом и под микроскопом наблюдайте выделение пузырьков кислорода. Сравните интенсивность выделения кислорода от каждого из листьев
- Сделайте выводы по пунктам №2 и №4.
Вопросы для обсуждения.
- приведите примеры известных вам ферментов;
- объясните причины специфичности белков;
- от каких факторов зависит активность белков?;
- что такое денатурация белка? Какие виды денатурации вам известны?
Технологическая карта занятия № 9.
Дисциплина Биология Время 90 минут
- Тема: Физико - химические свойства клеток
- Занятие: N99
- Тип занятия: применения новых знаний, умений, навыков
- Форма проведения: практическое
- Цели занятия:
Студенты должны знать:
- особенности строения растительной клетки;
- особенности строения животной клетки;
- свойства ферментов;
- зависимость активности ферментов от температуры и рН среды.
Студенты должны уметь:
- устанавливать взаимосвязь строения и функций клетки
- готовить препарат растительной клетки;
-самостоятельно изучать явления плазмолиза и деплазмолиза, анализировать и делать выводы о функциях клеточной мембраны и цитоплазмы;
- использовать знания о нарушениях гомеостаза при проведении медицинских манипуляций
- Оборудование:
- оборудование: микроскопы, спиртовка, покровные и предметные стекла, штатив с пробирками.
-технические средства обучения: компьютер, мультимедийная установка, интерактивная доска;
- дидактические материалы и наглядные пособия
- программное обеспечение: обучающие и контролирующие программы
Учебная литература: Н.В. Чебышев, Г.С. Гузикова «Биология. Справочник» изд. группа «ГЭОТАР - Медиа» Москва 2011г;
Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор «Биология» изд. «Мир» Москва 1989;
Файл: Зладея. Пузырьки (Кислорода)- процесс расщепления перекиси водорода ферментом каталазой.)рд Данные изображения: ВИтар
В.М. Корсунская «Уроки общей биологии» изд. «Просвещение» Москва 198
Задание повышенной сложности.
Теоретический материал: мембрана живой клетки помогает сохранить химический баланс, необходимый для клетки, регулируя поступление воды и других веществ внутрь клетки и выход из клетки. Обычно такая мембрана избирательна. Избирательность мембраны состоит в том, что она пропускает в клетки и выпускает из клетки строго определенные вещества. Избирательную природу клеточных мембран можно наблюдать при обработке дрожжевых клеток некоторыми растворами.
Оборудование: суспензия дрожжевых клеток в воде; раствор конго красного, штатив с пробирками, держатели пробирок, спиртовка, микроскоп, предметные и покровные стекла.
Ход работы.
- Капните суспензию дрожжей на предметное стекло, закройте покровным стеклом и посмотрите клетки дрожжей под микроскопом, сначала при малом, а затем и при большом увеличении
Тема «Плазмолиз и тургорное давление клетки»
Если клетка находится в контакте с гипертоническим раствором , т.е. раствором,
имеющим более низкий водный потенциал, чем собственное содержимое клетки, вода начинает выходить из нее путем осмоса через плазматическую мембрану. Вначале теряется вода цитоплазмы, а затем через тонопласт выходит вода из вакуоли. Протопласт, т.е. живое содержимое клетки, окруженное клеточной стенкой, сморщивается и отстает от клеточной стенки. Этот процесс называется плазмолизом, а клетка плазмолизированной. Вода выходит из протопласта до тех пор, пока его содержимое не приобретает такой же водный потенциал, что и окружающей раствор.
Процесс плазмолиза обычно обратим, клетка при этом не получает никаких стойких повреждений. Если плазмолизированную клетку поместить в чистую воду или в гипотонический раствор (раствор с более высоким, чем у содержимого клетки, водным потенциалом) вода начинает поступать в клетку путем осмоса. По мере того как увеличивается объем протопласта, он начинает давить на клеточную стенку и растягивает ее. Давление, оказываемое протопластом на клеточную стенку, называется тургорным давлением (ТД).
Цель работы: пронаблюдать плазмолиз и деплазмолиз клетки.
Оборудование: чашки Петри, стакан на 100 мл, дистиллированная вода, предметные и покровные стекла, микроскоп, 1М раствор сахарозы, штатив с пробирками, пинцет.
Ход работы.
- Подпишите три чашки Петри и три пробирки для следующих растворов сахарозы: 0,3; 0,45; 0,6М.
- Возьмите градуированную пипетку на 10 или 25 мл, стакан дистиллированной воды и стакан 1М раствора сахарозы и приготовьте в пробирках по 20 мл раствора различной концентрации.
Таблица. Приготовление разбавленных растворов сахарозы
Концентрация раствора, М | Объем дистиллированной воды, мл | Объем 1М раствора сахарозы, мл |
0, 30 | 14 | 6 |
- Налейте по 1 мл суспензии дрожжей в две пробирки. Прокипятите содержимое одной из пробирок в течение 10 сек, это приведет к гибели клеток дрожжей.
- Добавьте 5 капель раствора красного конго в кипяченую суспензию и 5 капель в пробирку, содержащую не нагретую суспензию дрожжей.
- Под микроскопом при большом увеличении изучите по капле от каждой из двух суспензий дрожжей.
- Сделайте выводы, по различию между клетками дрожжей в двух суспензиях.
Правила работы с микроскопом.
- Устанавливая микроскоп держите его за изогнутую часть (штатив), поддерживая его за основание.
- Не помещайте микроскоп под прямой солнечный свет.
- Установите объектив с малым увеличением, если он не фиксирован (при смене объективов будет слышен характерный щелчок).
- Установите зеркальце так, чтобы свет отражался вверх через отверстие в столике. При естественном освещении, используйте плоское зеркало, при искусственном - вогнутое.
- Положите предметное стекло на предметный столик и зажмите его специальным зажимом.
- Глядя в объектив, поднимайте его винтами грубой настройки, пока не добьетесь четкого изображения.
- Оставьте предметное стекло в том же положении и перейдите на более
мощные объективы
0, 35 | 13 | 7 |
0,40 | 12 | 8 |
0,45 | 11 | 9 |
0, 50 | 10 | 10 |
0, 60 | 8 | 12 |
- Хорошо перемешайте каждый раствор. Вылейте полученные растворы в соответствующие чашки Петри.
- Приготовьте препарат кожицы лука и положите в каждую чашку Петри.
- Проследите, чтобы ткань была полностью погружена в раствор сахарозы. Оставьте чашки примерно на 20 мин.
- Рассмотрите под микроскопом препарат кожицы лука.
- Пинцетом выньте препарат из 0,30 М раствора и перенесите ее на предметное стекло в раствор сахарозы той же концентрации. Накройте покровным стеклом и рассмотрите под микроскопом, вначале на малом, а затем на большом увеличении.
- Аналогичным образом исследуйте препараты из растворов с 0,45 и 0,6М растворов
- Зарисуйте плазмолизированные клетки.
- Сделайте вывод о зависимости интенсивности плазмолиза от концентрации растворов.
Ответьте на следующие вопросы:
- какие функции наружной клеточной мембраны установлены при наблюдении плазмолиза и деплазмолиза?
- объясните причины потери воды в растворе сахарозы плазмолиза и деплазмол
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение
Типы занятий теоретического обучения:
4- Урок изучения нового учебного материала 4 Урок совершенствования знаний, умений, навыков 4 Урок обобщения и систематизации знаний 4 Урок контроля знаний, умений, навыков
Типы занятий практического обучения:
4 Урок по первоначальному формированию умений и навыков 4 Урок совершенствования умений и навыков 4 Урок по выполнению комплексных заданий (работ)
ВИДЫ ЗАНЯТИЙ:
Традиционные | Нетрадиционные |
Лекция | Урок - конференция |
Беседа | Урок - экскурсия |
Самостоятельная работа | Урок - соревнование |
Практическая работа | Урок - аукцион |
Семинар | Компьютерный урок |
Контрольная работа | Бинарный урок |
Зачет | Урок - обобщение |
Деловая игра | Урок - игра «Суд» |
Урок - игра «Поле чудес» | |
Урок - КВН | |
Урок - диалог |
Приложение
Примеры учебных (образовательных) целей
- Выявление знаний по теме « », устранение пробелов в знаниях студентов
- У Введение новых понятий (перечень)
- Расширение известных знаний о работе
- Закрепление знаний, умений, нового материала
- Научить студентов оценивать с нравственной, эстетической, политической,
- технической точек зрения
- Отработать приемы, навыки, действия
- Оценить подготовленность к занятиям, уровень знаний
- Приобщить к самостоятельному решению ситуационных (творческих) задач
- Научить выполнять задания по алгоритму
- Раскрыть значение, роль
- Расширить знания, область (применения знаний, умений, навыков)
- Систематизировать знания, умения, навыки (по теме, разделу, учебной дисциплине, в работе с литературой)
- Установить взаимосвязь, уровень знаний ^ Создать атмосферу эмоционального подъема, деловитости
- Развить, разработать умения (анализировать полученные данные), профессиональные умения
- Рассказать содержание (работы, произведения)
- Способствовать изучению, отработке, развитию, формированию, выработке умений
- Углубить знания
- Показать взаимосвязь, роль, значение, преимущества, недостатки, достоинства
- Мотивировать развитие знаний, умений
- Завершить формирование, изучение, исследование
Приложение
Примеры воспитательных целей
- Воспитание интереса к своей будущее профессии .
- Воспитание сознательной дисциплины и норм поведения студентов
- Воспитание творческого отношения к учебной деятельности
- Воспитание умений и навыков самоконтроля при ...
- Воспитание положительного интереса к изучаемой дисциплине
- Воспитание сознательной дисциплины при работе с
- Воспитание бережливого отношения к окружающей среде
- Воспитание стремления соблюдать правила безопасного выполнения работ ) Воспитание стремления к творчеству, новаторству
- Формирование необходимых коммуникативных качеств, связанных с особенностями профессии ....
- Формирование черт гармонически развитой личности )
- Воспитание стремления к рациональному сочетанию труда и отдыха
Приложение
Примеры развивающих целей
- Развитие умений студентов обобщать полученные знания, проводить анализ и сравнения, делать необходимые выводы
- Развитие умении устанавливать причинно - следственные связи между
- Развитие умений и навыков работы с источниками учебной и научно -технической информации, выделять главное
- Развитие внимательности, наблюдательности и умений выделять главное при оценке различных процессов, явлений и факторов
- Развитие умений грамотно, четко и точно выражать мысли
- Способствовать развитию логического мышления
- Способствовать развитию волевых качеств студентов при
- Способствовать развитию умений творческого подхода к решению практических задач
- Развитие умений владеть собой, выдержки, самообладания
- Развитие умений действовать самостоятельно: обучение знаниям, как действовать, планировать деятельность, как ее реализовать и вести самоконтроль без посторонней помощи
- Сформировать (продолжить формирование, закреплять) следующие специальные умения и навыки по дисциплине
Пример заполнения таблицы «ход занятия» при комбинированном типе
занятия
№ п/п | Этап занятия | Вре мя | Методы обучения | Деятельность преподавателя | Деятельность студента |
1. | Организационный момент | 3 | Заполняет журнал, сообщает студентам тему, цели и план занятия. | Записывают в тетради тему и цели занятия. | |
2. | Актуализация знаний | 12 | Комбинированный: программированный (тестовый) и устный | Инструктирует студентов, раздает тесты. Организует обсуждение результатов работы, задает вопросы, корректирует ответы студентов по тестам. | Пишут тесты, участвуют в обсуждении результатов, отвечают на вопросы преподавателя. |
3. | Изучение нового материала | 15 | Объяснительно -иллюстративный и репродуктивный (объяснение с демонстрации- ей действия) | Мотивирует студентов к изучению нового материала. Объясняет студентам новый материал, сопровождает объяснение демонстрацией выполнения манипуляции. | Записывают в тетрадь алгоритм выполнения действия, наблюдают за выполнением манипуляции. |
4. | Закрепление материала | 30 | Репродуктивный (работа по алгоритму) | Инструктирует студентов, наблюдает за их работой, корректирует ее.Задает вопросы по материалу. | Выполняют действие по алгоритму, объясняют их, отвечают на вопросы преподавателя. |
5. | Рубежный контроль | 20 | Практический и устный | Организует работу студентов на этапе контроля. Контролирует выполнение манипуляции. Задает вопросы по новому материалу. Корректирует ответы. | Выполняют изученную манипуляцию без опоры на алгоритм. Отвечают на вопросы преподавателя. |
6. | Рефлексия | 5 | Проблемный | Предлагает студентам обобщить изученное на занятии, проанализировать допущенные ошибки, причины затруднений и успехов, оценить степень достижения целей. | Обобщают изученное на занятии,анализируют допущенные ошибки, оценивают индивидуальную степень достижения целей, причины возникших затруднений и достигнутых успехов. |
7. | Итоги занятия | 5 | Оценивает работу группы, выставляет отметки за занятие и комментирует их, дает задание на дом. | Записывают задание на дом. | |
Общее время занятия (мин) | 90 |
Примечание: разделы «деятельность преподавателя» и «деятельность студента» следует заполнять, используя глагольные конструкции (глаголы в 3 лице единственного числа для деятельности преподавателя, например: «заполняет», «объясняет» и глаголы в 3 лице множественного числа для деятельности студентов, например: «записывают», «отвечают»).
МЕТОДИЧЕСКИЙ
БЛОК
Рекомендации по работе с методической разработкой
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования города Москвы
«Медицинское училище № 9
Департамента здравоохранения города Москвы»
Рекомендации
по оформлению
методической разработки,
методического пособия
Методическая работа преподавателя реализуется в различных методических письменных материалах.
Учебно - методические комплексы по дисциплинам представляют собой определенную совокупность учебно - методических документов, с помощью которых можно воспроизвести педагогическую деятельность преподавателя.
Методическая разработка (методика изучения отдельной темы, раздела или учебной дисциплины) - раскрывает методику и организацию обучения студентов.
Методические рекомендации - раскрывают порядок, логику и акценты изучения какой - либо темы, проведения занятия, мероприятия (составляются в помощь преподавателю).
Методические указания - разрабатываются в помощь студентам по выполнению практических работ, курсовых или дипломных проектов, прохождения производственной практики.
Дидактические материалы - сборники задач, упражнений, текстов, деловых игр для студентов и преподавателей.
К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию, необходимо:
4 Иметь накопленный определенный опыт по выбранной теме 4 Определить цель методической разработки 4 Внимательно изучить литературу
4 Составить план и определить структуру методической разработки
Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель.
Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и студентов; описание методики использования современных технических информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на занятиях; использование современных педагогических технологий или их элементов на занятиях.
Требования, предъявляемые к методической разработке Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели
- Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения
- Авторские методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в литературе
- Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко
- Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным
- Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосновываться ссылками на свой педагогический опыт
- Методическая разработка должна учитывать конкретные материально - технические условия осуществления учебно - воспитательного процесса
- Методическая разработка должна ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения
- Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить?»
Общие требования к оформлению методической разработки
- Общий объем методической разработки должен составлять не менее 24 листов компьютерного текста (шрифт 14 ТЗшез №\у Котап)
- Объем основного содержание - не менее половины всей рукописи
- Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны)
- Список используемой литературы должен содержать 5-10 названий
Структура методической разработки
- Титульный лист
- Рецензия
- Пояснительная записка
- Содержание
- Список используемой литературы
- Приложения
Содержание методической разработки
1. Пояснительная записка | Стр. |
2. Методический блок ^ Рекомендации по работе с методической разработкой | |
^ Цели занятия | |
^ Перечень компетенций | |
^ Мотивация | |
^ Оснащение занятия | |
^ Междисциплинарные связи | |
^ Список литературы | |
^ Хронокарта занятия (если методическая разработка для студентов) | |
^ Технологическая карта занятия (если методическая разработка для преподавателя) | |
3. Информационный блок ^ Терминологический словарь | |
^ Материалы лекции (опорный конспект) | |
4. Блок контроля ^ Определение исходного уровня знаний студентов | |
^ Закрепление материала ^ Эталоны ответов | |
^ Оценочный лист | |
5. Приложения | |
6. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная методическая разработка предназначена для проведения учебного занятия по теме «» в соответствии с рабочей программой по учебной дисциплине (профессиональному модулю)
» для специальности 060501 «Сестринское дело» (среднее профессиональное образование базовый уровень).
На изучение данной темы отводится 2 часа по рабочей программе.
Методическая разработка структурирована и содержит:
- Методический блок, где даны рекомендации по работе с методической разработкой, мотивация, оснащение, указаны междисциплинарные связи, список литературы, хронологическая карта занятия;
- Информационный блок включает терминологический словарь, материалы лекции в виде опорного конспекта; с целью улучшения восприятия темы предлагается визуализация информации с помощью мультимедийной презентации;
- Блок контроля знаний включает определение исходного уровня знаний студентов в виде претеста и контролирующий материал для закрепления знаний.
- Задания для внеаудиторной самостоятельной работы
Методическая разработка составлена на основании опыта преподавания с учетом рекомендаций по оформлению методических разработок.
Создание методической разработки вызвано трудностью усвоения данного материала студентами из — за большого объема информации в учебной литературе.
Предлагаемый материал может быть использован для более качественного усвоения информации по данной теме.
1. Методическая разработка содержит перечень целей, отражающих необходимые знания. Педагогические подходы и методы, представленные в методической разработке, позволяют преподавателю выбрать наиболее оптимальные действия для эффективного раскрытия индивидуальных способностей и возможностей обучающихся
Название Учебной дисциплины или профессионального модуля
Тема:
Вид занятия:
Тип занятия:
Количество часов:
Цели занятия:
- Образовательные (учебные): в соответствии с содержанием учебного материала образовательной программы;
- Развивающие: стимулировать мыслительную активность, познавательный интерес, логическое мышление;
- Воспитательные: привитие чувства ответственности, воспитание творческого мышления
В результате изучения данной темы студент должен:
Уметь (из рабочей программы):
Знать (из рабочей программы):
Материалы данной методической разработки способствуют реализации общих и профессиональных компетенций.
Общие компетенции (из рабочей программы):
Профессиональные компетенции (из рабочей программы):
Мотивация:
Оснащение занятия:
- Нормативные документы:
- Учебно — методическое обеспечение:
З. Учебно — наглядные пособия:
4. тсо:
Междисциплинарные связи
- Обеспечивающие
- Обеспечиваемые
Список литературы
Основная
Дополнительная Интернет — ресурсы
Хронокарта занятия (теория)
(если методическая разработка для студента)
Этапы занятия | код формируемых компетенций | Время |
1 . Организационный момент | ок 1; ок 7 | |
2. Определение целей занятия. Мотивация темы | ||
З. Контроль исходного уровня знаний | ||
4. Изучение нового материала | ||
5. Закрепление нового материала | ОК Ф, ОК 5 | |
6. Рефлексия. Подведение итогов занятия | ||
7. Домашнее задание |
Хронокарта занятия (практическое занятие)
(если методическая разработка для студента)
Этапы занятия | Код формируемых компетенций | Время |
1. Организационный момент | ок 1; ок 7 | |
2. Определение целей занятия. Мотивация темы | ||
3. Контроль исходного уровня знаний | ||
4. Методические рекомендации к проведению самостоятельной работы | ||
5. Самостоятельная работа студентов | ок 2; ок 6; ок 13; пк 1.3 | |
6. Осмысление и систематизация полученных знаний и умений | ОК Ф, ОК 5 | |
7. Рефлексия. Подведение итогов занятия | ||
8. Домашнее задание |
Технологическая карта занятия (см. образец)
(если методическая разработка для преподавателя)
11/11 | Этап занятия | Время | Методы | Деятельность п еподавателя | Деятельность с дента |
1. | Организационный момент | ||||
2. | Определение целей занятия. Мотивация темы. | ||||
3. | Контроль исходного уровня знаний. | ||||
4. | Изучение нового материала | ||||
5. | Закрепление нового материала. | ||||
6. | Рефлексия. Подведение итогов занятия. | ||||
7. | Домашнее занятие. |
ВНЕАУДИТОРНАЯ
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА
Домашнее задание
Помогает студенту в формировании общих компетенций:
Задания:
- Выучить конспект лекции
- Записать новые слова в словарь медицинских терминов
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов
- Реферат
- Беседа
Инструкция к заданию 1 по подготовке реферата:
Инструкция к заданию 2 по составлению беседы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по разделу: «Учение о клетке»
Данная разработка составлена с учетом инновационных технологий, в ходе занятия применяется комплекс методов обучения с целью активизации мыслительной деятельности студентов. Проводится оптимизация уче...
Методическая разработка занятия по дисциплине «Математика» на тему: «Неопределенный интеграл и его свойства»
Теоретический материал методической разработки по «Математике» на тему «Неопределенный интеграл и его свойства» соответствует требованиям программы, методы способствуют усвоению материала, развитию ан...
Методическая разработка занятия "Клетка. Эпителиальная и соединительная ткань"
Методическая разработка занятия "Клетка. Эпителиальная и соединительная ткань" предназначена для использования на занятиях по учебной дисциплине "Анатомия и физиология человека"...
Методическая разработка занятия по теме: влияние составных компонентов и физических свойств воздушной среды на здоровье человека
Рассматривается понимание проблемы. Влияние загрязнений атмосферного воздуха на экологию и гигиену, определяется поиск решений, мероприятий защиты атмосферы от загрязнений....
Методическая разработка занятия по теме: "Физико-химические свойства клеток: плазмолиз в растительной клетке, действие каталазы на пероксид водорода"
Доказать каталитическое действие белков - ферментов , пронаблюдать плазмолиз и деплазмолиз клетки.......
Депиляция Тема: Физико-химические параметры сахара
Выполните задания, используя учебник и материалы интернета....
Методическая разработка занятия. Тема 3: «Влияние свойств транспортного средства на эффективность и безопасность управления»
Методическая разработка по предмету: «Основы управления транспортными средствами»Цели занятия:Образовательная - изучение эксплуатационных свойств транспортных средств и их влияния на эффек...