Повышение мотивации обучающихся путём применения инновационных технологий на уроках черчения и инженерной графики
статья
Современное профессиональное образование с переходом на новую модель образования нуждается в новом типе преподавателя - творчески думающем, обладающем современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической технологии, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умеющим прогнозировать результат педагогической деятельности. Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Областное государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Вейделевский агротехнологический техникум имени
Грязнова В.М.»
Доклад
на тему:
“ Повышение мотивации обучающихся путём применения инновационных технологий на уроках черчения и инженерной графики»
Подготовила
преподаватель спец. дисциплин
Крикунова Лилия Валерьевна.
п.Вейделевка
2019
Современное профессиональное образование с переходом на новую модель образования нуждается в новом типе преподавателя - творчески думающем, обладающем современными методами и технологиями образования, приемами психолого-педагогической технологии, способами самостоятельного конструирования педагогического процесса в условиях конкретной практической деятельности, умеющим прогнозировать результат педагогической деятельности. Проблема становления и развития профессионализма является общественно-государственной проблемой, решению которой отводится приоритетное направление.
Передо мной как перед преподавателем стоит задача сделать свои предметы интересным для всех, привить интерес к знаниям, помочь учащимся раскрыть свои возможности, активизировать их познавательную деятельность. Ведь именно на уроках реализуется основное направление процесса воспитания в техникуме: формирование патриотизма, гражданственности, толерантности, духовно-нравственной, социально-активной личности.
Для начала разберёмся в понятии инновации. Инновация, нововведение — это внедрённое новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или конечных результатов. Инновация является конечным продуктом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, изобретений и рационализации. Под инновацией следует понимать не всякое новшество или нововведение, а только то, которое серьёзно повышает эффективность действующей системы.
Технологический аспект инноваций предполагает использование различных технических средств и оборудования в обучении (компьютерные технологии, сеть Интернет). К классу инновационных технологий относятся ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), которые одновременно выполняют функции инструментов и объектов познания. Инновационные технологии в образовании характеризуются достижением следующих эффектов :
- усвоение за минимальный промежуток времени максимального объема информации;
- повышение творческой активности обучающихся ;
- овладением широким спектром практических навыков и умений.
Использование технологии ИКТ в процессе изучения курса черчения это - развитие личности обучаемого, подготовка к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях информационного общества; развитие творческих способностей при использовании современного программного обеспечения для решения познавательных задач и формирования операционного мышления , направленного на совершенствование навыков работы на компьютере; развитие коммуникативных способностей и навыков исследовательской деятельности.
Формы использования ИКТ:
1. Использование готовых электронных продуктов;
2. Использование мультимедийных презентаций;
3. Использование ресурсов сети Интернет;
4. Использование интерактивной доски;
5. Использование программы «Компас 3D LT», «AutoCAD».
Использование готовых электронных продуктов, мультимедийных презентаций, ресурсов сети Интернет - это использование иллюстрационного наглядного материала: видеофильмов, слайдов, слайд – фильмов, слайд – презентаций. С целью опережающего обучения я предоставляю учащимся на выбор в соответствии их уровнем подготовки и уровнем сложности самостоятельно изучить материал предыдущих тем календарного тематического плана на месяц или семестр. Обучающийся должен подготовить слайд – презентацию и защитить ее при прохождении группой данной темы. Обучающимся нравится работать с компьютером, и они с удовольствием включаются в деятельность. Стимуляция познавательных интересов у студентов вызывается новизной наглядных средств обучения. Систематичность применения ИКТ способствует формированию у студентов умений и навыков работы с компьютером, использования программных средств и способов поиска и обработки информации. Для развития элементов творческой деятельности нужны активные методы проведения занятий, погружение в конкретную учебную или производственную ситуацию, мозговые атаки, деловые игры, решение творческих задач, выполнение проектов, моделирование и другие нестандартные формы проведения занятий. При необходимости на уроках пользуюсь компьютером с выходом в сеть Интернет, что делает урок более ярким, насыщенным и запоминающимся.
Использование ИКТ при выполнении проектов . При выборе и обосновании темы проекта ведется поисковоисследовательская работа с привлечением всех информационных ресурсов. На данном этапе перед учащимися ставится задача реализации полученных знаний и умений на практике по выполнению изделия. Учащиеся выбирают и конкретизируют тему проекта и выбирают вид изделия, описывают его в соответствии с планом и занимаются поиском и обработкой дополнительной информации по объекту проекта. Источником информации могут быть как классические книги, учебники, журналы, так и современные (медиа диски, Интернет). С целью сохранности бумажной литературы, учащиеся копируют нужную информацию, используя сканер, ксерокс и цифровой фотоаппарат, принтеры. Таким образом, они экономят время и силы. Доступ в Интернет предоставляет громадные возможности выбора источника информации. Помимо поиска и обработки информации, учащиеся используют ИКТ для создания в графическом редакторе Paint или офисной программе Office Word, используя панель инструментов «Рисование», различных вариантов конструкций будущего изделия, в текстовом редакторе WordPad, Word пишется характеристика, резюме. Затем проводится защита проекта с использованием программы O f f i c e P o w e r P o i n t .
Обучение черчению с элементами компьютерной графики приобщает школьников к графической культуре - совокупности достижений человечества в области освоения инструментальных и машинных способов передачи графической информации. Для выполнения чертежных работ можно применять специальную программу Компас 3D.Система автоматизированного проектирования Компас 3D – это не просто графический редактор, а средство автоматизации конструкторских работ в машиностроении и различных графических работ в архитектуре, строительстве и т.д. Результатом работы системы является создание, редактирование и выдача на принтер или плоттер чертежей, графиков, различных схем и подобных изображений. В последнее время Компас 3D получил широкое распространение, что само по себе говорит о его удобстве, массе возможностей и перспективах дальнейшего развития. Работа на компьютерах в системе Компас 3D на уроках черчения и во внеурочной деятельности лучше чередовать с работой на бумаге. Интенсивное использование ЭВМ и безбумажной технологии как инструмента учебной работы обучающимся дает возможность более эффективно усваивать новый материал, разнообразить урок, сделать его более занимательным и содержательным. В результате этого компьютер из технического средства превратился в рабочий инструмент, позволяющий во многом избавить обучающего и учителя от рутинной работы и высвободить время для более творческой. Такие уроки дают требуемую общеобразовательную подготовку и уровень информационной культуры выпускников нашего техникума достаточные для творческой деятельности в дальнейшем, так как умение наглядно представлять информацию в виде таблиц, графиков и т. д., использование готовых программных средств на традиционных рабочих местах, оснащенных, персональными ЭВМ становится обязательной частью современного общества. Опыт за рубежом и у нас показывает, что наиболее активно применяют компьютеры рядовые служащие, инженерно-технические работники, для которых компьютер, оснащенный всеми необходимыми программами, стал наряду с телефоном неотъемлемой частью оборудования рабочего места.
Здоровьесберегающие образовательные технологии являются непременной составляющей всех уроков. Стараюсь создать на своих уроках комфортные условия, благоприятный психологический и эмоциональный климат. Использую активные методы обучения, которые влияют на процесс здоровьясбережения тем, что достигается снижение риска появления у студентов переутомления; кроме того, происходит более гармоничное развитие личности в условиях активного включения в процесс социального взаимодействия.
Графические средства отображения информации широко используются во всех сферах жизни общества. Графические изображения характеризуются образностью, символичностью, компактностью, относительной легкостью прочтения. Именно эти качества графических изображений обуславливают их расширенное использование. Прогнозируется, что около 60-70 % информации в ближайшее время будут иметь графическую форму предъявления. Учитывая названную мировую тенденцию развития, профессионально - техническое образование должно предусмотреть формирование знаний о методах графического предъявления информации, что обеспечит условия и возможность ориентации учащихся в обществе. Изучение графического языка, как синтетического языка, является необходимым, поскольку он общепризнан международным языком общения. Знания его может стать одной из преимущественных характеристик при получении работы, как в своей стране, так и в других странах мира, а также для продолжения образования. Новые информационные технологии, внедряемые в образовании, способствуют его подъему на качественно новый уровень.
Черчение - одна из немногих учебных дисциплин, которая идеально укладывается в компьютерные технологии и активно используется в преподавании данного предмета. Повышение эффективности обучения черчению во многом зависит от использования на уроках дидактических материалов, дидактических игр и компьютерных технологий. Используя информационные технологии при изучении черчения активизируется процесс обучения, формируются навыки работы с компьютером, экономится времени урока, появляется возможность увеличения объема нового материала на уроке и сокращение времени на его объяснение, сокращается время на подготовку к уроку, создается возможность выполнения виртуальных демонстрационных показов с использованием недоступного оборудования. Для подготовки к уроку черчения, используется программа PowerPoint.
Это достаточно распространенная и сравнительно легкая в освоении программа. Она проста в управлении, и не требует навыков программирования, для создания красочных, насыщенных и интересных уроков. Использование презентаций открывает более широкие возможности для творческого преподавания, как черчения, так и других предметов. Презентации, как наглядные пособия, помогают преподавателю излагать учебный материал, развивают навыки наблюдения и анализ формы предметов, обеспечивают прочное усвоение обучающимися знаний, повышают интерес к предмету. Презентации приобретают специфическое назначение на всех этапах урока при выполнении графических и практических работ.
Это помогает сократить время при проверке домашних заданий, повторении и закреплении старого и изложении нового материала, отвести больше времени на выполнение практических и графических работ, правильно понять цель и ход предстоящей работы, предупредить многие графические ошибки, ускорить процесс выполнения заданий. Демонстрируемые слайды служат образцами для правильного графического исполнения работы.
Использование информационных технологий в учебном процессе обеспечивает реализацию интенсивных форм и методов обучения, организацию самостоятельной учебной деятельности, способствует повышению мотивации обучения за счет возможности использования современных средств комплексного представления и манипулирования аудиовизуальной информацией, повышения уровня эмоционального восприятия информации.
Основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность - умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение и рационально жить и работать в быстро изменяющемся мире. Преподаватель является главным действующим лицом любых учебных преобразований, которые требуют от него повышения своего профессионального мастерства. В настоящее время утверждение о том, что педагогическая деятельность является по своей природе творческой, стало общепринятым. «Творчество - это деятельность, порождающая нечто новое на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов».
Результатом творчества является введение в педагогический процесс инноваций. В том числе: открытие, утверждающие идеи, способные преобразовывать педагогическую действительность; изобретения, разработка и внедрение новых элементов педагогических технологий; педагогическое рационализаторство - усовершенствования, связанные с модернизацией и адаптацией к конкретным условиям уже использования методов и средств воспитания и обучения.
Эффективность внедрения инноваций зависит от целого ряда факторов: от особенностей предлагаемого новшества, от потенциала учебного заведения, от позиции и квалификации администрации и зачинателей инновационной работы. Главной преградой для внедрения инноваций служит качественное состояние, уровень профессионализма педагогического состава организации образования. Например, новые технологии обучения требуют от преподавателя (помимо от профессиональной компетентности в своей предметной области) педагогического мастерства. Если урок современный, то он обязательно закладывает основания для будущего. Как бы новации не вводились сегодня, призывая нас перейти к нетрадиционному уроку, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: преподаватель и студент. Что бы не твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, преподаватель всегда будет капитаном в плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Преподаватель главное действующее лицо на любом уроке. Потому что он старше, за ним - знания, опыт, понимания и применения этих знаний. Преподаватель, в отличие от урокодателя, работает не перед близкой аудиторией, перед ним живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики. И это правильно и интересно для ищущего преподавателя.
Для преподавателей специальных дисциплин необходимо обладать предметно-углубленной ИКТ-компетентностью, соответствующей осознанному методически грамотному использованию ИКТ в преподавании своего предмета. Для того чтобы преподаватели специальных дисциплин имели волю и желание к внедрению информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс, желание повышать свою информационно-коммуникационную культуру возникает необходимость создания образовательной среды, насыщенной аппаратными и программными средствами информационно-коммуникационных технологий. Возможности этой среды должны использоваться преподавателями специальных дисциплин для развития у студентов информационной компетентности и информационной культуры, для собственного профессионального развития. Это важно, так как информационная компетентность обучаемых является одной из ключевых компетентностей, которые призвано формировать образовательное учреждение.
В настоящее время в нашем техникуме ведется активная работа по формированию ИКТ-компетентности преподавателей, в частности преподавателей специальных дисциплин. Постепенно работа систематизируется и вырабатывается определенная система формирования ИКТ-компетентности. Хотелось бы отметить, что эффективность освоения и последующего использования ИКТ определяется, прежде всего, осознанием преподавателем того факта, что эти технологии являются средством развития учащихся и его собственного профессионального развития. Использование современных технологий позволяет преподавателям, как осваивать современные стратегии и приемы организации работы с образовательной информацией, так и развивать собственную информационную культуру.
Современный преподаватель должен использовать всё лучшее из традиционных технологий, находить инновационный подход к учебному процессу, всегда быть ориентированным на уникальную неповторимость каждого ученика, на развитие его индивидуальных способностей и прежде всего на повышение качества образования. Творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей - подготовки высококвалифицированного специалиста.
На практике можно заметить, что инновационные методы обучения дают возможность качественно и быстрее получить хороший результат. Применение разнообразных инновационных методов, повышает у обучающихся интерес к самой учебно-познавательной деятельности, повышает мотивацию и в купе решает комплекс воспитательных, обучающих, поставленных задач.
Создавать новое – это и есть инновация.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по дисциплине Инженерная графика "Занимательное черчение".
Это урок контроля ранее полученных студентами знаний по блоку "Машиностроительное черчение" в занимательной форме для обучающихся по специальности "Техническая эксплуатация и обслуживание электрическо...
Технология урока по дисциплине «Инженерная графика» Тема: «Вводное занятие программы КОМПАС 3D» занятие, реализуемое в активной и интерактивной форме
Технология урока по дисциплине «Инженерная графика» Тема: «Вводное занятие программы КОМПАС 3D»занятие, реализуемое в активной и интерактивной форме Этапы учебного занятияВремяЗ...
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
В настоящее время применение компьютерных технологий в учебном процессе становится все более и более интенсивным. Все понимают, что в современном обучении компьютер – это не просто дань моде, эт...
Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50
В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...
РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...
Программа профессионального самообразования: «Применение инновационных технологий на уроках биологии для развития творческой инициативы, мотивации обучающихся с целью повышения качества обучения».
Цели: - повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности преподавателя; - создание условий для активизации познавательной деят...
Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология развития критического мышления.
Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализ...