Программа профессионального самообразования: «Применение инновационных технологий на уроках биологии для развития творческой инициативы, мотивации обучающихся с целью повышения качества обучения».
методическая разработка

Савина Светлана Александровна
Цели: - повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности преподавателя; - создание условий для активизации познавательной деятельности и умственной активности обучающихся при изучении биологии; - повышение уровня обученности студентов и развитие их творческих способностей через внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий; - формирование желания и умения учиться; - воспитание потребности участвовать в творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа самообразования28.62 КБ

Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное  

профессиональное образовательное учреждение

«Рославльский многопрофильный колледж»

Программа

профессионального самообразования

преподавателя географии и биологии

Савиной Светланы Александровны

на 2017-2021 г.г.

Тема: «Применение инновационных технологий на уроках биологии для развития творческой инициативы, мотивации обучающихся с целью повышения качества обучения».

2017 г.

Пояснительная записка

Для современного образования требуется преподаватель, способный свободно и активно мыслить, моделировать учебно-воспитательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания. Поэтому важную роль в работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. Совершенствование качества обучения и воспитания в колледже напрямую зависит от уровня подготовки преподавателей. Самообразование преподавателя – есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к преподавателю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, необходимо знать больше, чем все остальные.

Основная задача современного образования - это формирование личности, которая способна:

-        постоянно приобретать знания;

-        использовать знания для решения широкого диапазона жизненных задач;

-        автономно решать свои проблемы;

-        смотреть на мир позитивно;

-        нести ответственность за свои поступки;

-        оптимально действовать в нестандартной, стрессовой ситуации.

Работая в колледже, мы всегда задумываемся над тем, какими станут наши студенты, когда повзрослеют. Конечно же, мы мечтаем о том, чтобы они были знающими, ответственными, творческими людьми.

Актуальность

Цель современного колледжа – воспитание человека, не только обладающего определённым объёмом фундаментальных знаний, но и способного самостоятельно, критически мыслить, аргументировано отстаивать свою точку зрения, применять теоретические знания для решения конкретных практических проблем. Стремительные изменения в социально – экономических и научно – технических сферах современного общества выдвигают перед образованием принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития человека. Поставленный заказ логически подводит к определению конечной цели обучения: не снижая планки программных стандартов, развить познавательную активность, сделать процесс обучения средством развития человека. Актуальной проблемой современного общества является развитие самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить и вступать в дискуссию, коммуникацию. Поэтому передо мной встала проблема: Как стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становится обучающийся. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Что делать? Как построить учебный процесс? Как побудить студентов к активной познавательной деятельности и осознанному усвоению знаний? В начале работы над проблемой у меня возникли определенные противоречия: существующие программы и учебники не отражают интересы одаренных студентов в творческом саморазвитии, в активном познавательном процессе, а «слабых» обучающихся в самоутверждении. Кроме того, современный колледж должен выпускать людей, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности, что на основе традиционных форм и методов сделать уже сложно. Анализ данных противоречий привел меня к мысли о необходимости использования современных инновационных технологий. В связи с этим возникла необходимость совершенствования уроков на основе внедрения таких форм обучения, которые способствуют формированию умений и навыков обучающихся, развивают творческие способности, развивают и поддерживают познавательный интерес к обучению. Поэтому c 2017 года я работаю над методической темой: «Применение инновационных технологий на уроках биологии для развития творческой инициативы, мотивации обучающихся с целью повышения качества обучения».

 

Цели:

-        повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности преподавателя;

-       создание условий для активизации познавательной деятельности и умственной активности обучающихся при изучении биологии;

-        повышение уровня обученности студентов и развитие их творческих способностей через внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий;

-        формирование желания и умения учиться;

-        воспитание потребности участвовать в творческой деятельности.

Задачи:

-        изучить нормативные документы по внедрению ФГОС;

-        внедрять в учебный процесс инновационные педагогические технологии, совершенствовать методику преподавания учебных дисциплин;

-        обеспечить внедрение в образовательный процесс педагогических технологий, способствующих развитию творчества обучающихся;

-        создать условия для развития природных задатков обучающихся;

-        развивать творческую активность, инициативу, фантазию, воображение; мотивацию к обучению;

-        обобщение и распространение собственного педагогического опыта.

Предполагаемый результат: победители местных, региональных, всероссийских олимпиад, конкурсов.

Сроки реализации: 2017-2021 гг.

Перечень вопросов по самообразованию:

1.        Наличие инноваций в работе, введение новых образовательных стандартов.

2.        Работать над созданием в коллективе обучающихся творческой обстановки, здорового нравственно - психологического климата.

3.        Распространение педагогического опыта.

4.        Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.

5.        Изучать педагогический опыт других преподавателей.

6.        Умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией.

7.        В каждой группе, где преподаю биологию, ставить перед собой задачу - проанализировать потребности и способности студента, учитывая его возрастные особенности и заинтересованность дисциплиной.

8.        Продолжать работу над внедрением и реализацией инновационных технологий на уроках биологии.

Источники самообразования:

СМИ,  в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом,  курсы повышения квалификации.

Формы самообразования:

Индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности методических комиссий дисциплин, а также через участие в жизни колледжа.

Этапы реализации программы:

№ п/п

Этапы

Содержание работы

сроки

Практическая

деятельность

I.

Диагностический

Изучение традиционных и современных передовых педагогических технологий; анализ затруднений; анализ состояния образовательного процесса; выявление противоречий; изучение литературы по проблеме.

2017г.

1. Изучение литературы.

2. Подписка на методическую литературу.

3. Курсы повышения квалификации.

4. Выступление на заседании МО колледжа, региональной конференции

II.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2. Разработка системы мер, направленных на достижение целей и задач.

3. Прогнозирование результатов.

август

2017 г.

Создание программы профессионального самообразования.

III.

Практический

1.  Внедрение ФГОС, применение новых образовательных технологий в образовательном процессе.

2.  Формирование методического комплекса.

3. Отслеживание процесса, входных, промежуточных и итоговых результатов.

4. Корректировка работы.

2017-2021

гг.

Целенаправленная работа по программе.

IV.

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

.

2019-

2021

гг.

1.Выступление на заседании МО колледжа, педсовете.

2.Участие и результаты в региональных, всероссийских конкурсах и олимпиадах.

Направления самообразования:

Основные

направления

Действия и мероприятия

Форма результатов

Профессиональное

1. Изучить программы и учебники, их особенности и требования.

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах для преподавателей.

Конспекты.

Рекомендации.

Психолого-педагогические

1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

2. Изучать современные психологические методики.

Методические

1. Совершенствовать знания современного содержания образования обучающихся. 2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

3. Принимать активное участие в работе МО колледжа.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Проводить предметные недели.

6. Изучать опыт работы лучших преподавателей колледжа и через Интернет.

7. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

8. Ежегодно проводить самоанализ профессиональной деятельности.

9. Создать и пополнять «методическую копилку».

10. Проводить открытые уроки и мероприятия для коллег и родителей.

11. Выступать с докладами, с творческим отчетом.

Рабочие программы и календарно-тематические планы.

Методико-

дидактические

материалы.

План мероприятий предметной недели.

Конспекты

мероприятий.

Доклады.

Портфолио преподавателя.

Информационно

технологические

технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2.Обзор в Интернете информации по электротехнике и другим преподаваемым дисциплинам.

3. Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки обучающегося.

4. Ведение предметного кружка с использованием медиа-ресурсов.

5, Размещение методических разработок на педагогических сайтах.

6. Участие в интернет фестивалях, конкурсах.

ЭОР, презентации, свидетельства и сертификаты о публикации, дипломы

План мероприятий по реализации программы
профессионального самообразования.

№ п/п

План мероприятий

Примерные

сроки реализации

I.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах

2017 – 2021г.г.

Прохождение курсов повышения квалификации

2017 – 2021 г.г.

Аттестация на высшую квалификационную категорию

2019.г.

Изучение применения новых образовательных технологий в работе преподавателей колледжа, региона, страны в области обучения и воспитания.

2017 - 2019 г.г.

Участие в профессиональных встречах, семинарах, конференциях учебных заведений.

2017 - 2021 г.г.

II.

Использование современных образовательных технологий.

Использование инновационных технологий на уроке.

регулярно

Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий

регулярно

Проведение диагностик, срезов, анкетирование.

Проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся по истории с использованием тестов;

Развитие интереса обучающихся к биологии путем внедрения нестандартных уроков;

Проекты на уроках, во внеклассной работе.

2017 - 2021 г.г.

Внедрение полученных результатов в педагогическую практику.

2017 - 2021 г.г.

III.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Выступление перед коллегами на МО, педсовете, семинарах.

2017 - 2021 г.г.

Оформление портфолио.

2017 - 2021 г.г.

Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом.

2017 - 2021 г.г.

Проведение открытых уроков на уровне образовательного учреждения.

2017 - 2021 г.г.

IV.

Участие в конкурсах профессионального мастерства

Участие в профессиональных конкурсах регионального уровня, во всероссийских интернет-проектах.

2017 - 2021 г.г.

V.

Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время

Систематически пополнять «Портфолио преподавателя» результатами работы над темой самообразования

2017 - 2021 г.г.

Создать условия для участия особо одаренных детей в олимпиадах, конкурсах различного уровня.

2017 - 2021 г.г.

Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по истории  на региональном и всероссийском уровнях.

2017 - 2019 г.г.

Вовлекать обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность.

2017 - 2019 г.г.

Проведение предметных недель

ежегодно

Анкетирование обучающихся, родителей с целью выявления эффективности использования новых образовательных технологий

ежегодно

Ожидаемый результат самообразования:

  • Повышение качества преподавания предмета.
  • Разработка  дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок.
  • Выработка методических рекомендаций по применению новой проектной  технологии на уроках биологии.
  • Разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой теме.
  • Доклады, выступления на заседаниях ПЦК, участие в конкурсах и конференциях.

Оценка эффективности программы:

Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

  • Качество знаний и умений преподавателя в области новых образовательных технологий;
  • Уровень обучаемости и обученности студентов;
  • Степень удовлетворенности обучающихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;
  • Качество учебно-методического и технологического обеспечения;
  • Качественное и количественное размещение информации на веб-сайте педагога;
  • Результативность участия обучающихся в творческих конкурсах, олимпиадах, в проектной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исспользование инновационных технологий на уроках биологии; Ресурсы современного урока по организации самостоятельной работы

Исспользование инновационных технологий на уроках биологииРесурсы современного урока по организации самостоятельной работы...

Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50

В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...

РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В

Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...

Повышение мотивации обучающихся путём применения инновационных технологий на уроках черчения и инженерной графики

Современное профессиональное образование с переходом на новую модель образования нуждается в новом типе преподавателя - творчески думающем, обладающем современными методами и технологиями образования,...

Тема выступления: "Информационные технологии в обучении. Применение информационных технологий на уроках биологии."

Содержание 1. Педагогические цели использования ИТ 2. Методические возможности средств ИТ 3. Классификация педагогических программных средств 4. Использование информационных технологий на урока...

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология развития критического мышления.

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализ...