Программа профессионального самообразования: «Применение инновационных технологий на уроках биологии для развития творческой инициативы, мотивации обучающихся с целью повышения качества обучения».
методическая разработка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.62 КБ |
Предварительный просмотр:
смоленское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Рославльский многопрофильный колледж»
Программа
профессионального самообразования
преподавателя географии и биологии
Савиной Светланы Александровны
на 2017-2021 г.г.
Тема: «Применение инновационных технологий на уроках биологии для развития творческой инициативы, мотивации обучающихся с целью повышения качества обучения».
2017 г.
Пояснительная записка
Для современного образования требуется преподаватель, способный свободно и активно мыслить, моделировать учебно-воспитательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания. Поэтому важную роль в работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования. Совершенствование качества обучения и воспитания в колледже напрямую зависит от уровня подготовки преподавателей. Самообразование преподавателя – есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к преподавателю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, необходимо знать больше, чем все остальные.
Основная задача современного образования - это формирование личности, которая способна:
- постоянно приобретать знания;
- использовать знания для решения широкого диапазона жизненных задач;
- автономно решать свои проблемы;
- смотреть на мир позитивно;
- нести ответственность за свои поступки;
- оптимально действовать в нестандартной, стрессовой ситуации.
Работая в колледже, мы всегда задумываемся над тем, какими станут наши студенты, когда повзрослеют. Конечно же, мы мечтаем о том, чтобы они были знающими, ответственными, творческими людьми.
Актуальность
Цель современного колледжа – воспитание человека, не только обладающего определённым объёмом фундаментальных знаний, но и способного самостоятельно, критически мыслить, аргументировано отстаивать свою точку зрения, применять теоретические знания для решения конкретных практических проблем. Стремительные изменения в социально – экономических и научно – технических сферах современного общества выдвигают перед образованием принципиально новый социальный заказ: превратить процесс обучения в мощный фактор развития человека. Поставленный заказ логически подводит к определению конечной цели обучения: не снижая планки программных стандартов, развить познавательную активность, сделать процесс обучения средством развития человека. Актуальной проблемой современного общества является развитие самостоятельной личности, владеющей инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющей находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить и вступать в дискуссию, коммуникацию. Поэтому передо мной встала проблема: Как стать организатором познавательной деятельности, где главным действующим лицом становится обучающийся. Решить эту проблему старыми методами невозможно. Что делать? Как построить учебный процесс? Как побудить студентов к активной познавательной деятельности и осознанному усвоению знаний? В начале работы над проблемой у меня возникли определенные противоречия: существующие программы и учебники не отражают интересы одаренных студентов в творческом саморазвитии, в активном познавательном процессе, а «слабых» обучающихся в самоутверждении. Кроме того, современный колледж должен выпускать людей, способных самостоятельно приобретать новые знания и применять их в изменяющихся условиях современной действительности, что на основе традиционных форм и методов сделать уже сложно. Анализ данных противоречий привел меня к мысли о необходимости использования современных инновационных технологий. В связи с этим возникла необходимость совершенствования уроков на основе внедрения таких форм обучения, которые способствуют формированию умений и навыков обучающихся, развивают творческие способности, развивают и поддерживают познавательный интерес к обучению. Поэтому c 2017 года я работаю над методической темой: «Применение инновационных технологий на уроках биологии для развития творческой инициативы, мотивации обучающихся с целью повышения качества обучения».
Цели:
- повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности преподавателя;
- создание условий для активизации познавательной деятельности и умственной активности обучающихся при изучении биологии;
- повышение уровня обученности студентов и развитие их творческих способностей через внедрение в учебный процесс инновационных педагогических технологий;
- формирование желания и умения учиться;
- воспитание потребности участвовать в творческой деятельности.
Задачи:
- изучить нормативные документы по внедрению ФГОС;
- внедрять в учебный процесс инновационные педагогические технологии, совершенствовать методику преподавания учебных дисциплин;
- обеспечить внедрение в образовательный процесс педагогических технологий, способствующих развитию творчества обучающихся;
- создать условия для развития природных задатков обучающихся;
- развивать творческую активность, инициативу, фантазию, воображение; мотивацию к обучению;
- обобщение и распространение собственного педагогического опыта.
Предполагаемый результат: победители местных, региональных, всероссийских олимпиад, конкурсов.
Сроки реализации: 2017-2021 гг.
Перечень вопросов по самообразованию:
1. Наличие инноваций в работе, введение новых образовательных стандартов.
2. Работать над созданием в коллективе обучающихся творческой обстановки, здорового нравственно - психологического климата.
3. Распространение педагогического опыта.
4. Самоанализ и оценка своей творческой деятельности.
5. Изучать педагогический опыт других преподавателей.
6. Умение оказать практическую помощь коллегам в овладении инновацией.
7. В каждой группе, где преподаю биологию, ставить перед собой задачу - проанализировать потребности и способности студента, учитывая его возрастные особенности и заинтересованность дисциплиной.
8. Продолжать работу над внедрением и реализацией инновационных технологий на уроках биологии.
Источники самообразования:
СМИ, в том числе: специализированная литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная), Интернет; информация на различных носителях, семинары, конференции, лектории, мероприятия по обмену опытом, курсы повышения квалификации.
Формы самообразования:
Индивидуальная – через индивидуальный план, групповая – через участие в деятельности методических комиссий дисциплин, а также через участие в жизни колледжа.
Этапы реализации программы:
№ п/п | Этапы | Содержание работы | сроки | Практическая деятельность |
I. | Диагностический | Изучение традиционных и современных передовых педагогических технологий; анализ затруднений; анализ состояния образовательного процесса; выявление противоречий; изучение литературы по проблеме. | 2017г. | 1. Изучение литературы. 2. Подписка на методическую литературу. 3. Курсы повышения квалификации. 4. Выступление на заседании МО колледжа, региональной конференции |
II. | Прогностический | 1.Определение целей и задач темы. 2. Разработка системы мер, направленных на достижение целей и задач. 3. Прогнозирование результатов. | август 2017 г. | Создание программы профессионального самообразования. |
III. | Практический | 1. Внедрение ФГОС, применение новых образовательных технологий в образовательном процессе. 2. Формирование методического комплекса. 3. Отслеживание процесса, входных, промежуточных и итоговых результатов. 4. Корректировка работы. | 2017-2021 гг. | Целенаправленная работа по программе. |
IV. | Обобщающий | 1.Подведение итогов. 2.Оформление результатов работы. . | 2019- 2021 гг. | 1.Выступление на заседании МО колледжа, педсовете. 2.Участие и результаты в региональных, всероссийских конкурсах и олимпиадах. |
Направления самообразования:
Основные направления | Действия и мероприятия | Форма результатов |
Профессиональное | 1. Изучить программы и учебники, их особенности и требования. 2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет. 3. Повышать квалификацию на курсах для преподавателей. | Конспекты. Рекомендации. |
Психолого-педагогические | 1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики. 2. Изучать современные психологические методики. | |
Методические | 1. Совершенствовать знания современного содержания образования обучающихся. 2.Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения. 3. Принимать активное участие в работе МО колледжа. 4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в конкурсах творческих работ, олимпиадах. 5. Проводить предметные недели. 6. Изучать опыт работы лучших преподавателей колледжа и через Интернет. 7. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом. 8. Ежегодно проводить самоанализ профессиональной деятельности. 9. Создать и пополнять «методическую копилку». 10. Проводить открытые уроки и мероприятия для коллег и родителей. 11. Выступать с докладами, с творческим отчетом. | Рабочие программы и календарно-тематические планы. Методико- дидактические материалы. План мероприятий предметной недели. Конспекты мероприятий. Доклады. Портфолио преподавателя. |
Информационно технологические технологии | 1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс. 2.Обзор в Интернете информации по электротехнике и другим преподаваемым дисциплинам. 3. Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки обучающегося. 4. Ведение предметного кружка с использованием медиа-ресурсов. 5, Размещение методических разработок на педагогических сайтах. 6. Участие в интернет фестивалях, конкурсах. | ЭОР, презентации, свидетельства и сертификаты о публикации, дипломы |
План мероприятий по реализации программы
профессионального самообразования.
№ п/п | План мероприятий | Примерные сроки реализации |
I. | Повышение квалификации и профессиональная переподготовка | |
Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах | 2017 – 2021г.г. | |
Прохождение курсов повышения квалификации | 2017 – 2021 г.г. | |
Аттестация на высшую квалификационную категорию | 2019.г. | |
Изучение применения новых образовательных технологий в работе преподавателей колледжа, региона, страны в области обучения и воспитания. | 2017 - 2019 г.г. | |
Участие в профессиональных встречах, семинарах, конференциях учебных заведений. | 2017 - 2021 г.г. | |
II. | Использование современных образовательных технологий. | |
Использование инновационных технологий на уроке. | регулярно | |
Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий | регулярно | |
Проведение диагностик, срезов, анкетирование. Проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся по истории с использованием тестов; Развитие интереса обучающихся к биологии путем внедрения нестандартных уроков; Проекты на уроках, во внеклассной работе. | 2017 - 2021 г.г. | |
Внедрение полученных результатов в педагогическую практику. | 2017 - 2021 г.г. | |
III. | Обобщение и распространение собственного педагогического опыта | |
Выступление перед коллегами на МО, педсовете, семинарах. | 2017 - 2021 г.г. | |
Оформление портфолио. | 2017 - 2021 г.г. | |
Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом. | 2017 - 2021 г.г. | |
Проведение открытых уроков на уровне образовательного учреждения. | 2017 - 2021 г.г. | |
IV. | Участие в конкурсах профессионального мастерства | |
Участие в профессиональных конкурсах регионального уровня, во всероссийских интернет-проектах. | 2017 - 2021 г.г. | |
V. | Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время | |
Систематически пополнять «Портфолио преподавателя» результатами работы над темой самообразования | 2017 - 2021 г.г. | |
Создать условия для участия особо одаренных детей в олимпиадах, конкурсах различного уровня. | 2017 - 2021 г.г. | |
Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по истории на региональном и всероссийском уровнях. | 2017 - 2019 г.г. | |
Вовлекать обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность. | 2017 - 2019 г.г. | |
Проведение предметных недель | ежегодно | |
Анкетирование обучающихся, родителей с целью выявления эффективности использования новых образовательных технологий | ежегодно |
Ожидаемый результат самообразования:
- Повышение качества преподавания предмета.
- Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей, создание электронного комплектов педагогических разработок.
- Выработка методических рекомендаций по применению новой проектной технологии на уроках биологии.
- Разработка и проведение открытых уроков, обобщение опыта по исследуемой теме.
- Доклады, выступления на заседаниях ПЦК, участие в конкурсах и конференциях.
Оценка эффективности программы:
Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:
- Качество знаний и умений преподавателя в области новых образовательных технологий;
- Уровень обучаемости и обученности студентов;
- Степень удовлетворенности обучающихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;
- Качество учебно-методического и технологического обеспечения;
- Качественное и количественное размещение информации на веб-сайте педагога;
- Результативность участия обучающихся в творческих конкурсах, олимпиадах, в проектной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/24/picture-506160-1414158981.jpg)
Учебная мотивация как один из способов повышения качества обучения обучающихся на уроках физики в условиях перехода на ФГОС
программа профессионального развития...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/16/picture-565020-1421397446.jpg)
Исспользование инновационных технологий на уроках биологии; Ресурсы современного урока по организации самостоятельной работы
Исспользование инновационных технологий на уроках биологииРесурсы современного урока по организации самостоятельной работы...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/22/picture-672234-1495438468.jpg)
Использование активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50
В настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогического процесса. Следовательно, я задалась вопросом: как сделать учебный процесс более...
![](/sites/default/files/pictures/2017/05/22/picture-672234-1495438468.jpg)
РЕЦЕНЗИЯ на методическую разработку по использованию активных методов обучения на учебном занятии для повышения мотивации обучающихся к обучению (повышения качества обучения) в условиях внедрения программ по ФГОС СПО ТОП-50, разработанные преподавателем В
Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения.П.Я. ГальперинВ настоящее время в современных учебных заведениях достаточно остро стоит задача повышения эффективности педагогическо...
Повышение мотивации обучающихся путём применения инновационных технологий на уроках черчения и инженерной графики
Современное профессиональное образование с переходом на новую модель образования нуждается в новом типе преподавателя - творчески думающем, обладающем современными методами и технологиями образования,...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/27/picture-1139690-1585317387.jpg)
Тема выступления: "Информационные технологии в обучении. Применение информационных технологий на уроках биологии."
Содержание 1. Педагогические цели использования ИТ 2. Методические возможности средств ИТ 3. Классификация педагогических программных средств 4. Использование информационных технологий на урока...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/28/picture-855900-1480357410.jpg)
Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология развития критического мышления.
Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализ...