Методическая разработка урока «Подвиг свой ежедневный вы совершали достойно и просто…»
план-конспект урока
Проектирование урока истории и культуры Санкт-Петербурга в контексте ФГОС.
Методическая разработка урока «Подвиг свой ежедневный вы совершали достойно и просто…»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ ПОСТДИПЛОМНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
по курсу «Проектирование урока истории и культуры
Санкт-Петербурга в контексте ФГОС»
Тема: методическая разработка урока
«Подвиг свой ежедневный вы совершали достойно и просто…»
Выполнила:
Горюнова Елена Павловна
Преподаватель
истории и обществознания
СПб ГБ ПОУ «Колледж
Петербургской моды»
Санкт-Петербург
2019
Тема: «Подвиг свой ежедневный вы совершали достойно и просто…»
Класс: 9
Раздел программы: Ленинград в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг).
Цель урока: создать условия для осознания значимости нравственного подвига Ленинграда для всей страны
Задачи урока:
- обучающие: наглядно и образно воссоздать картину жизни и быта Ленинграда в условиях 900-дневной блокады, показать как неразрывно переплелись в этот период трагедия и мужество, боль и героизм ленинградцев;
создать условия для того, чтобы учащиеся могли самостоятельно характеризовать памятные места, связанные с ленинградским подвигом;
продолжить формирование представлений, обучающихся о том, что война – это не набор каких-то абстрактных понятий, а смерть и страдания реальных людей;
- развивающие: развивать умения работать в коллективе, выполняя поставленные перед группой задачи; работать с наглядным материалом, сопоставляя его с текстом, выражать и формулировать свои мысли;
- воспитывающие: воспитание гражданственности, патриотизма; уважения к поколению, выстоявшему в тяжелейших условиях и сохранившему город
Идея: герои блокадного Ленинграда – это обычные жители города.
Проблемный вопрос: Почему же надо хранить память о тех горьких, трагических событиях блокадных дней?
Оборудование: медиапроектор, экран, компьютер, электронная презентация, видеоролик, учебник, набор иллюстраций
Ход урока
- Организационный этап.
Приветствие, класс делится на 4 группы.
- Мотивационно-целевой этап. Определение темы урока.
Учитель: Мы продолжаем разговор о Великой Отечественной войне. Вы уже знаете о Первом этапе войны и причинах неудач Красной Армии. Враг рвался к Москве.
Сейчас я предлагаю посмотреть вам этот видеоролик (видеоролик на песню А.Розенбаума «На дороге Жизни)
Учащимся задается вопрос о теме, которая будет на уроке. Затем вопрос: Как вы понимаете слово «блокада»?
Учитель говорит о том, что, если Москва – это сердце России, то Ленинград – душа. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Поэтому-то один из основных ударов фашисты и направили на наш город с целью стереть его с лица земли.
Учащиеся записывают тему урока. (выводится на экран)
- Операционно-деятельностный этап. Применяется метод «Мировое кафе»
Группы работают с текстом учебника. Авторы Л.К Ермолаева, А.Р.Демидова, Н.Г.Захарова, И.З.Захваткина, Н.В.Казакова, И.А.Карпенко, И.М.Лебедева. История и культура Санкт-Петербурга. Часть 3 (XX век – начало XXI века).
Каждой группе на стол раздается: ватман с вопросами, маркеры, разноцветные стикеры и листы цветной бумаги (для синкейна)
В ходе урока мы должны ответить на вопросы:
- В каких условиях жили ленинградцы?
Как вели себя ленинградцы во время блокады?
Стр.146-151
- Как жили ленинградцы?
Какие научные, образовательные и культурные центры города продолжали работать?
Стр. 151 - 158
- Дети блокадного города
Как оживал город после трагической зимы 1941-42 гг.
Стр.158 - 162
- Почему Ладожское озеро назвали Дорогой жизни?
Как послевоенные поколения сохраняют память о мужестве и героизме ленинградцев? (назвать и охарактеризовать иллюстрации 164,165, 166, 167, 170, 172, 176(1)
После выполнения задания каждая группа выбирает иллюстрации тех памятников, которые отражают их вопрос и презентует свое задание.
В итоге после выполнения формулируется вывод о том, что жизнь блокадного Ленинграда – это:
- и образец мужества для всей страны;
- и промышленный потенциал, продолжавший служить делу борьбы с врагом на всех фронтах;
- и тот факт, что Ленинград 900 дней сковывал значительные силы отборных фашистских войск, тем самым оказывал существенную помощь развитию операций на всех других участках обширного фронта.
Память о подвиге ленинградцев необходимо сохранять и передавать из поколения в поколение. И один из вариантов – скульптурное убранство города. (Демонстрируется презентация)
- Контрольно-оценочный.
Составить синквейн от команды.
Либо использовать технику «Обобщение в одном предложении».
Учитель просит учащихся письменно обобщить изученную тему в одном предложении, которое отвечало бы на вопросы «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Почему?»
Учитель: читает стихотворение Воронова , пережившего блокаду «Опять война, опять блокада…» - стр.175
- Рефлексия
Используется прием «Продолжи фразу».
Учитель предлагает список фраз и просит, чтобы каждый ученик выбрал одну и продолжил
- мне было интересно…
- мы сегодня разобрались…
- я сегодня понял, что…
- мне было трудно…
- я хотел бы еще по этой теме…
Учащимся раздается памятка-перечень памятников Санкт-Петербурга, напоминающих о блокаде, которую нужно вклеить в тетрадь
VI. Домашнее задание.
Узнать какие в городе улицы, площади названы именами героев ВОВ.
Рекомендовать: посетить Музей обороны и блокады Ленинграда
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/05/picture-872500-1483617783.jpg)
Методическая разработка урока Простое оштукатуривание кирпичных стен
Методическая разработка урока Простое оштукатуривание стен...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/30/picture-1026662-1522405936.jpg)
Методическая разработка урока русского языка по теме "Простое предложение"
Урок входит в изучение раздела "Синтаксис и пунктуация". Закрепляет тему "Словосочетание". Подготавливает к изучению темы "Простое осложненное прдложение". Может быть исп...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/03/picture-1065130-1538572680.jpg)
Методическая разработка урока по теме "Механическая кулинарная обработка клубнеплодов и корнеплодов. Формы простой и сложной нарезки"
ПМ.01. "Приготовление блюд из овощей и грибов"...
Методическая разработка урока производственного обучения на тему "Кладка простых стен из кирпича под штукатурку"
Методическая разработка урока производственного обучения на тему "Кладка простых стен из кирпича под штукатурку"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/11/picture-867302-1668184001.jpg)
Методическая разработка урока по истории - «Идут легенды о войне…»- подвиг Жизни» для групп СПО преподавателя истории СПБ ПСК Центра подготовки спасателей Ивановой М.М.
Урок «Идут легенды о войне…»- подвиг Жизни», посвящен 75-летней годовщине полного снятия блокады Ленинграда (Урок Мужества) Он направлен на актуализацию знаний студентов ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/16/picture-1174830-1602831658.jpg)
Методическая разработка урока " Простое оштукатуривание"
Урок разработан для проведения учебной практики в в условиях учебной мастерской, для обучающихся с ОВЗ....
Методическая разработка урока «Приготовление простых блюд и гарниров из круп»
Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, ответственного, свободно владеющего своей профессией, готового к эффекти...