Методическая разработка урока русского языка по теме "Простое предложение"
план-конспект урока на тему

Хайруллина Светлана Ахтямовна

Урок входит в изучение раздела "Синтаксис и пунктуация". Закрепляет тему "Словосочетание". Подготавливает к изучению темы "Простое осложненное прдложение". Может быть использован в 10 классе СОШ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rya_21_gr_2016.doc64.5 КБ
Office presentation icon 21_gr._rya_otkrytyy.ppt1.03 МБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено                               Согласовано                               «Утверждаю»

на заседании МК                       методистом                                Зам.директора

предс. МК _____                       Усмановой Р.Н. _____     Курмыгина И.Н. ____

протокол № _____                   «___» ______ 2016 г.          « ____» _____ 2016 г.

Технологическая карта

открытого  урока

по дисциплине: «Русский язык и литература. Русский язык»

курс: 2 (второй), группа № 21

профессия: «Мастер сельскохозяйственного производства»

раздел предмета: «Синтаксис и пунктуация»

тема: «Простое предложение»

Разработано

преподавателем

Хайруллиной С.А.

2016 г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕСИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ТУЙМАЗИНСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ

Технологическая карта

открытого  урока

по дисциплине: «Русский язык и литература. Русский язык»

курс: 2 (второй), группа № 21

профессия: «Мастер сельскохозяйственного производства»

раздел предмета: «Синтаксис и пунктуация»

тема: «Простое предложение»

Разработано

преподавателем

Хайруллиной С.А.

2016 г.

Технологическая карта урока по русскому языку

Тема урока: «Простое предложения»
Тип урока: систематизации и обобщения ЗУНов
Длительность: 45 минут
Технология – личностно-ориентированная 
Цель: Систематизировать и обобщить знания учащихся о простом предложении.
Задачи:

Обучающие: систематизировать знания о простом предложении, учить ставить учебную задачу,  анализировать речевой материал; разделять общее от частного; организовывать свои действия согласно плану и выработанной схеме,  повторить  синтаксический анализ простого предложения.

Развивающие: развивать навыки самостоятельной и групповой работы на уроке, развивать активность, коммуникативную компетенцию. Воспитательная: воспитывать коммуникативные навыки, культуру речи, воспитывать доброжелательное отношение учащихся друг другу.

Формируемые УУД: умение ставить учебную задачу; анализировать речевой материал; разделять общее от частного; организовывать свои действия согласно плану и выработанной схеме.

Методические приемы: слово учителя, эвристическая беседа, постановка проблемного вопроса, мозговой штурм.


Оборудование: проектор, экран, приложение 1,2, раздаточный материал.

Приложение 1
Правило, самоинструкция, тренировка.
Как же ученику научиться правильно расставлять знаки препинания? Первое – это знать правила. Некоторые из вас, возможно, с этим не согласны. Одни люди - счастливчики! Они пишут грамотно, не вспоминая правила. А другие, наоборот, знают все правила, но допускают ошибки. 
Так в чем же дело?
На самом деле, не делающие ошибок знают правила. Они могут не помнить их наизусть, не повторять их при письме. Но они умеют действовать на основании правил. 
Всякая деятельность человека обязательно протекает по правилам. Важно уметь действовать в соответствии с ними.
Надо на основании правила построить ход рассуждений и записать его в виде схемы. Так вы создаете понятную для вас инструкцию.
Но умение применять инструкцию на практике приходит только благодаря тренировке.
(по текстам Г.Г.Граника и С.М. Бондаренко, «Секреты пунктуации»)
Задание на выбор: 1) Выполните синтаксический разбор предложений № 2,4,7. 2) Составьте вопросы по теме «Простое предложение». 3) Составьте кроссворд по теме «Простое предложение». 4) Напишите мини-сочинение «Чем простое предложение отличается от словосочетания».

Приложение 2 . Презентация


№ этапа

Наименование .тапа

Цель этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Длитель-ность этапа

1

Организационный

Цель – создание рабочей атмосферы, положительного эмоционального настроя.

Добрый день. Рада вас видеть на уроке русского языка. Открываем тетрадь, записываем сегодняшнее число.

Слушают, нацеливаются на урок

2 мин.

2

Лексическая и орфографическая минутка.

Цель – ввести в работу с языковыми единицами; развитие лексики и орфографической грамотности. Выбранное слово необходимо для работы с понятием простое предложение. Умение: решать быстрые лексические задачи.

Проведем языковую разминку. Решим языковую задачу. Дано: корень -прост- . Найти: однокоренные слова, омонимы, общее значение корня, орфограмму.
После того, как слова будут записаны, уточняются лексические значения записанных слов.
-прост- Просто (сделать что-то легко, без затруднений)
Прост - ой – прилагательное/ про - стой – сущ./ про- стой – глагол 
Простецкий (разговорное слово)
Простак (сущ. Человек бесхитростный, простодушный)
И т.д.
Общее значение корня – понятный, доступный, легкий, обычный, обыкновенный (т.е. мы назвали синонимы слова простой).
Орфограмма – безударная гласная в корне слова, проверяется ударением.

Выполняют работу индивидуально с последующей проверкой у доски

5 мин.

3

Морфологическая минутка.

Цель – вспомнить части речи (прилагательное), подведение к синтаксическим единицам (составление словосочетания).

Теперь морфологическая задача. Дано слово простой. Найти: часть речи, общее значение найденной части речи, определить постоянные признаки, составить словосочетание. 
Простой – прилагательное
- признак предмета
- качественное прилагательное (проще, самый простой)
- простая работа, простой карандаш, простая еда, простой человек, простое предложение.

Работа с места индивидуальная повторяют раздел морфология)

5 мин.

4

Повторение 

Цель – разделить два понятия: словосочетание и простое предложение. Умение: анализировать речевой материал, разделять общее от частного.

Повторим предыдущую тему. Смотрим на экран. Задание: из двух пар выделите словосочетание. Отвечаем по цепочке.
1) Трое из ларца (устойчивое сочетание) – Троя побеждена (простое предложение)
2) Семеро одного не ждут (простое предложение) – Семеро козлят
3) Возьми книгу – взять бы книгу (ПП) – интересную книгу
4) Утро (простое односоставное предложение) – утренняя прохлада
5) Грянуло «ура»! (ПП) – громкое «ура»
6) Жить дружно – Ребята, давайте жить дружно! (ПП)
7) Негромкий разговор – Разговор записан (ПП).
8) Шепот, робкое дыханье, трели соловья  (ПП)– робкое дыхание.
9) Вторая слева – Где книга? Вторая слева (ПП).
10) Начался ледокол – ледокол плывет (ПП) – ранний ледокол.
Учитель переключает слайд, на нем все предложения и словосочетания разделены на два столбика. Задание: Сделайте вывод. Чем отличаются словосочетания от предложений. Грамматическая основа – это предложение или словосочетание?

Отвечают по цепочке каждый по одному заданию с места.  Производят проверку.

Предложение выражает законченную мысль, а словосочетание только часть явления. Грамматическая основа не может быть словосочетанием, т.к. уже является предложением.

8 мин.

Определение темы урока

Цель – создать логическую цепочку изучения тем в разделе «синтаксис». Умение: ставить цель, прогнозировать успешный результат.

Мы продолжаем повторять синтаксис. На прошлом уроке мы повторяли синтаксический разбор словосочетания – самой маленькой единицы синтаксиса. Посмотрите в тетрадке предыдущую тему и определите тему сегодняшнего урока.

называют тему, записывают ее в тетрадь.

Тема: Предложение – следующая единица синтаксиса.

2 мин.

Составление схемы анализа простого предложения

Цель – создать схему видов простого предложения, вспомнить синтаксические определения и понятия. Умения: выделять главное в устной речи лектора, записывать и систематизировать услышанное.

Перед вами незаполненная схема характеристик простого предложения. Будьте внимательны. Работаем парами.

На подготовленных листах заполняют схемы.

5 мин.

Самопроверка

Цель – проверить правильность выполнения работы. Умение: видеть ошибки, корректировать свои действия. 

Теперь проверяем ваши записи. Запомните, что от правильности выполнения этого задания будет зависеть правильность выполнения практического задания.

Ученики обсуждают заполненные таблицы и проверяют их правильность друг у друга.

3 мин.

Практическая работа

Цель – отработать умения по синтаксическому разбору простого предложения.

Теперь мы будем тренироваться использовать полученные знания на практике. 

Выполнение работ индивидуально с последующей проверкой у доски.

Задание 1. Устная работа.

Цель – Продемонстрировать эффективность работы по составленной схеме, развивать умение синтаксического разбора. Умение: организовывать свои действия согласно плану и выработанной схеме.

Перед вами на слайдах предложения. Пользуясь схемой, дайте им характеристику.
1) (Слайд 20) Почему случилось это?/ Почему это случилось? (вопросительное, невосклицательное, двусоставное, нераспр., полное, неосложненное). Почему у нас получилось два варианта? (потому что в русском языке возможен прямой и обратный порядок слов). 
2) (Слайд 21) Все живое тянется к солнцу. (Повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное, неосложненное).
3) (Слайд 22) Ум имей хоть маленький, да свой! (Побудительное, восклицательное, односоставное, распространенное, полное, осложнено однородными членами предложения).

3 мин.

Задание 2. Письменная работа. 

Цель – проконтролировать умение ставить необходимые знаки препинания и грамотность. Умение: записывать под диктовку, слышать интонацию вопросительного и восклицательного предложения; пользоваться правилами орфографии и пунктуации; уметь проверять работы.

Записываем текст под диктовку. Выполненные работы проверяются по слайду. Проверка в парах.

Люди, оглянитесь вокруг. Каждый увидит свое. Химик увидит вещества и их свойства. Математик увидит фигуры, формулы и уравнения. Литератор увидит поэзию и напишет новую стихотворную строчку. Но человек не должен быть только химиком, математиком или литератором. Все эти школьные предметы должны духовно развивать человека. Что увидит духовный человек, оглянувшись вокруг себя? Попробуй посмотреть и ты, человек! 

Система оценок: нет ошибок или одна – «5».

2 – 3 ошибки – «4»

4 – 6 ошибок – «3»

Более 6 ошибок – «2»

8 мин.

Домашнее задание. 

Цель – проконтролировать учебные навыки по синтаксическому разбору предложения. Умение: ставить перед собой цель, оценивать свои способности, выбирать задания.

Учитель. (Слайд 23) Я предлагаю выполнить вам на выбор три вида работы.
1) Выполни синтаксический разбор предложений № 1,2, 3, 4. (работа по образцу, т.е. самая простая)
2) Напиши эссе на тему «Не ленись выполнять синтаксический разбор предложения (зачем нужен синтаксический разбор)». (творческое задание, предполагающее самостоятельное рассуждение)
3) Продолжи текст, который ты записал под диктовку. (творческое задание, предполагающее самостоятельное рассуждение)

2 мин.

Заключение. Подведение итогов.

Цель – подвести итоги, обсудить результаты работы, оценивание, домашняя работа. Умение: оценивать результат работы.

Подведем итоги:  давайте ответим на вопросы:
- Назовите тему урока?
- Вспомните, какой результат мы хотели получить в конце урока. Оцените нашу работу. Мы достигли цели?
- Подумайте, какая тема должна продолжить нашу тему?
- Вам понравился урок? Поясните свое мнение.
Учитель. Спасибо вам, ребята, за активную работу, за внимание. На следующем уроке мы продолжим изучение синтаксиса. Домашнее задание я вам раздаю на отдельных листочках. Можете выполнить только одно задание, а можете все.
Оценки за урок вы получите после того, как я проверю ваши работы.
Спасибо за внимание.

2 мин.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Слайд 2

НАЗОВИ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Трое из ларца Троя побеждена

Слайд 3

НАЗОВИ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Семеро козлят Семеро одного не ждут

Слайд 4

НАЗОВИ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Интересную книгу Возьми книгу Взять бы книгу

Слайд 5

НАЗОВИ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Утренняя прохлада Утро

Слайд 6

НАЗОВИ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Громкое «ура» Грянуло «ура»

Слайд 7

НАЗОВИ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Жить дружно Ребята, давайте жить дружно

Слайд 8

НАЗОВИ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Негромкий разговор Разговор записан

Слайд 9

НАЗОВИ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Робкое дыханье Шепот, робкое дыханье, трели соловья

Слайд 10

НАЗОВИ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Вторая слева - (где книга?) - Вторая слева

Слайд 11

НАЗОВИ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ Ранний ледокол Начался ледокол Ледокол плывет

Слайд 12

НАЙДИ ОТЛИЧИЕ СДЕЛАЙ ВЫВОД словосочетание предложение Трое из ларца Троя побеждена Семеро козлят Семеро одного не ждут интересную книгу Возьми книгу – взять бы книгу утренняя прохлада Утро громкое «ура» Грянуло «ура» Жить дружно Ребята, давайте жить дружно Негромкий разговор Разговор записан робкое дыхание Шепот, робкое дыханье, трели соловья Вторая слева Где книга? Вторая слева ранний ледокол Начался ледокол – ледокол плывет

Слайд 13

По цели высказывания повествовательное вопросительное побудительное

Слайд 14

По эмоциональной окраске восклицательное невосклицательное

Слайд 15

По характеру грамматической основы двусоставное односоставное

Слайд 16

По наличию второстепенных членов распространенное нераспространенное

Слайд 17

По полноте состава предложения полное неполное

Слайд 18

По наличию осложняющих чл. пр. неосложненное осложненное Однородными членами предложения Обособленными членами предложения Уточняющие членами предложения Вводными словами Обращениями

Слайд 19

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ (УСТНАЯ РАБОТА) Почему случилось это ? Все живое тянется к солнцу . Ум имей хоть маленький , да свой !

Слайд 20

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДЛОЖЕНИЯ Почему случилось это ? - вопросительное невосклицательное двусоставное - нераспространенное полное неосложненное

Слайд 21

СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ . Все живое тянется к солнцу . - повествовательное - невосклицательное - двусоставное - распространенное - полное - неосложненное

Слайд 22

СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Ум имей хоть маленький , да свой ! - побудительное - восклицательное - односоставное - распространенное - полное - Осложненное однородными чл.пр.

Слайд 23

ЗАПИСЫВАЕМ ТЕКСТ

Слайд 24

ПРОВЕРЯЕМ ТЕКСТ Люди, оглянитесь вокруг. Каждый увидит свое. Химик увидит вещества и их свойства. Математик увидит фигуры, формулы и уравнения. Литератор увидит поэзию и напишет новую стихотворную строчку. Но человек не должен быть только химиком, математиком или литератором. Все эти школьные предметы должны духовно развивать человека. Что увидит духовный человек, оглянувшись вокруг себя? Попробуй посмотреть и ты, человек! Система оценок: нет ошибок или одна – « 5 » . 2 – 3 ошибки – « 4 » 4 – 6 ошибок – « 3 » Более 6 ошибок – « 2 »

Слайд 25

Домашняя работа . 1) ВЫПОЛНИ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЙ № 1,2, 3, 4. (РАБОТА ПО ОБРАЗЦУ, Т.Е. САМАЯ ПРОСТАЯ) 2) НАПИШИ ЭССЕ НА ТЕМУ «НЕ ЛЕНИСЬ ВЫПОЛНЯТЬ СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ПРЕДЛОЖЕНИЯ (ЗАЧЕМ НУЖЕН СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР)». (ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ, ПРЕДПОЛАГАЮЩЕЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РАССУЖДЕНИЕ) 3) ПРОДОЛЖИ ТЕКСТ, КОТОРЫЙ ТЫ ЗАПИСАЛ ПОД ДИКТОВКУ. (ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ, ПРЕДПОЛАГАЮЩЕЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ РАССУЖДЕНИЕ)

Слайд 26

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Лексика русского языка" 10 - 11 класс

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Методическое обоснование темы Открытый урок - «Лексика русского языка» - это завершающее занятие в разделе «Лексика» по предмету русский язык на 1 курсе по специальности СПО 0...

Методическая разработка по русскому языку(обучение грамоте) в 1 классе на тему "Предложение".

Методическая разработка по русскому языку(обучение грамоте) в 1 классе на тему "Предложение"....

Разработка урока русского языка по теме: «Ведение дискуссии на заданную тему»

Урок , проведенный с опорой на данную работу поможет студентам развить творческие, коммуникативные, аналитические способности, а также научит обучающихся отставивать свою позицию....

Конспект урока русского языка по теме "Предложения с обособленными и уточняющими членами"

Данный конспект урока предназначен для студентов 2 курса. На уроке в обобщенном виде представлен теоретический материал по теме, предлагаются задания на закрепление....

Презентация к уроку русского языка по теме "Предложения с обособленными и уточняющими членами"

Данная презентация является сопровождением к уроку русского языка по теме "Предложения с обособленными и уточняющими членами"...

Правописание –тся и –ться в глаголах(разработка урока русского языка )

Цели урока:обучающая: ознакомиться с правописанием глаголов, оканчивающихся на –тся и –ться; научиться задавать вопросы к глаголам;развивающая: развивать умение самостоятельно находить в с...

Методическая разработка урока русского языка "Функциональные разновидности русского литературного языка"

Тема  урока: Функциональные разновидности русского литературного языка. Публицистический стильЦели урока:Пополнить знания обучающихся о функциональных разновидностях русского языка;развитие образ...