Конспект урока по учебной дисциплине "Теория и методика развития речи у детей"
план-конспект урока по теме
Представлен конспект урока "Ознакомление с поэзией" для студентов педколледжа из раздела "Методика ознакомления с художественной литературой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 44.13 КБ |
Предварительный просмотр:
ОГБПОУ«Шарьинский педагогический колледж
Костромской области»
Конспект урока
по учебной дисциплине
«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ»
для студентов 41 группы специальность 44.02.01
«Дошкольное образование»
Подготовила преподаватель
ШПК ПЦК «Дошкольных
дисциплин» Кокоулина
Нина Вячеславовна.
2015
Раздел 7.Методика ознакомления детей с художественной литературой.
Тема урока 7.3. Ознакомление детей с поэзией.
Цель урока.
Дать студентам необходимые теоретические знания о методике заучивания стихотворений.
Задачи урока.
- Познакомить студентов с лучшим опытом работы воспитателей детских садов, вооружить их необходимыми практическими навыками работы по применению данной методики в дошкольных учреждениях.
- Развить желание узнать о том, какое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
- Воспитывать готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству. Способствовать формированию стремления к профессиональному росту.
Оборудование:
- Наборы карточек со стихотворными текстами.
- Электронная презентация с иллюстративным материалом.
- Карточки с советами Д.Корнеги.
- Выставка журналов («Дошкольное образование», «Обруч», газеты «Детский сад») со статьями по теме урока.
- Книжки – методические пособия преподавателя.
- Комплект наглядных пособий к стихотворениям по программам «Детство» и «Радуга».
- Схема.
Методические приёмы.
►Лекция с элементами беседы.
►Творческие задания.
►Сообщения студентов.
►Вопросы.
Ход урока.
Слово учителя.
Сегодня на уроке мы познакомимся с темой «Ознакомление детей с поэзией». Вы, как будущие воспитатели, должны знать значение поэзии в жизни дошкольников и методику проведения деятельности, уметь применять интересные приёмы обучения, составлять конспекты по заучиванию стихотворений. Хочется видеть вашу готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству.
План урока.
- Значение поэзии в воспитании дошкольников.
- Особенности восприятия и запоминания стихотворений детьми дошкольного возраста.
- Требования к стихотворениям. Запоминание и вос произведение, их взаимосвязь.
- Методика ознакомления детей с поэтическим произведениями.
- Приемы, способствующие быстрому запоминанию и выразительному чтению.
- Элементы ТРИЗа и МНЕМОТЕХНИКИ.
I. В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Вопрос к группе:
С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ УЧАТ В ДЕТСКОМ САДУ СТИХИ?
Вам было дано опережающее домашнее задание – значение поэзии в воспитании дошкольников. Пожалуйста, кто желает ответить?
Слово преподавателя.
Замечательно, если человек владеет красивой, образной речью, при этом может цитировать поэтические строчки, даже включать в речь целые фрагменты поэм. «Какая речь! Какая память!» - восхищаются собеседники.
Не случайно так гордятся папы и мамы своими детками, которые читают наизусть А.С.Пушкина, К.И.Чуковского, С.Я Маршака, С.В.Михалкова. Зато как страдают те родители, чей ребёнок не может запомнить стихи.
Вопрос к группе:
ПОЧЕМУ ДЕТИ ПЛОХО ЗАПОМИНАЮТ ТЕКСТ?
Слово преподавателя.
■ Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным.
■ Что не связано с опытом ребёнка, с личными переживаниями, интересами, потребностями,
■ Нет мотивации – нет результативной деятельности.
Предложение группе.
ДАЙТЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПО ЗАУЧИВАНИЮ СТИХОВ С ДЕТЬМИ.
Слово преподавателя.
► Подбирайте такие стихи, которые интересны детям.
Вопрос к группе:
Какие стихотворения вам больше понравились и запомнилось с уроков «Детская литература»? Приведите примеры игривых стихотворений.
► Такие стихи, которые помогают ему играть,
► общаться,
► сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их,
► ребёнок обязательно захочет выучить то, что удивит его друзей,
► призовите на помощь все виды памяти: ЗРИТЕЛЬНУЮ, ОБОНЯТЕЛЬНУЮ, ВКУСОВУЮ, ОСЯЗАТЕЛЬНУЮ, ДВИГАТЕЛЬНУЮ,
► НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО САМАЯ СИЛЬНАЯ ПАМЯТЬ – эмоциональная.
Слово преподавателя.
«ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ СТИХИ, ПУСТЬ УХО ИХ ПРИУЧИТСЯ К ГАРМОНИИ РУССКОГО СЛОВА, СЕРДЦЕ ПРЕИСПОЛНИТСЯ ЧУВСТВОМ ИЗЯЩНОГО, ПУСТЬ ПОЭЗИЯ ДЕЙСТВУЕТ НА НИХ ТАК ЖЕ, КАК И МУЗЫКА».
В.Г. БЕЛИНСКИЙ.
В методике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.
Важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.
II. Особенности восприятия и запоминания стихов детьми.
Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений:
- любовь детей к звукам и игре с ними,
- к повтору,
- особая чувствительность к рифме.
* Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, лаконичные (мышление у ребёнка образное, дети мысленно «рисуют» содержание стихотворения).
А .БАРТО, С. КАПУТИКЯН, С. МАРШАК,К.ЧУКОВСКИЙ И ДР.
* короткие стихи,
* в которых много глаголов, существительных,
* где конкретность, образность сочетается с динамикой действия.
- Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации.
Вопрос к группе.
ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО?
Слово преподавателя.
♦ Установка мобилизует память, внимание, ребёнок старается быстрее и лучше запомнить текст.
Вопрос к группе.
ВАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ: КАКОЙ МОТИВ МОЖЕТЕ ПРЕДЛОЖИТЬ ВЫ?
Слово преподавателя.
- В непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы.
- В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности.
Способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4-5 лет. Задача – вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель – запомнить.
Характерная черта памяти маленьких детей – механический характер. Но даже трёхлетние малыши обнаруживают смысловую память. Ваша цель – развивать её, т.к. осмысленное запоминание гораздо прочнее механического.
Следовательно:..
Вопрос к группе.
КАКИЕ ВЫВОДЫ ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ?
Слово преподавателя.
На запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние…
психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, содержание и форма поэтического текста
III. Вам было дано второе опережающее домашнее задание – Требования к стихотворениям. Запоминание и вос произведение, их взаимосвязь. Кто желает поделиться своим знаниями?
- Методика ознакомления детей с поэтическим произведениями.
Слово преподавателя.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАУЧИВАНИЮ СТИХОВ.
- Не рекомендуется заучивать стихи хором:
Вопрос к группе.
Как вы думаете, почему?
√ Искажается или пропадает смыл стихотворения,
√ появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение,
√ пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными.
√ нет выразительности, появляется монотонность, ненужная тягучесть,
√ искажение окончаний слов, утомление детей от шума.)
- Стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам).
Вопрос к группе.
Почему?
Это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
Вопрос к группе.
Сравните, как заучивают стихи в детских садах?
- Не требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Для лучшего запоминания рекомендуется менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
- Учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагать ритмичные стихи, застенчивым – приятно услышать своё имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.
- Создавать «АТМОСФЕРУ ПОЭЗИИ» в детском саду (на прогулке, в повседневном общении, на природе, не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически, развивать потребность слушать и запоминать.)
Какую методику заучивания стихотворений предлагают Бородич А.М. Алексеева М.М Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Пирадова В.И.
Сообщения учащихся.(Опережающее домашнее задание)
V. Приёмы для лучшего запоминания стихов.
Вопрос к группе.
Какие приёмы можете предложить вы. При правильных ответах я буду открывать необходимую строчку, как в игре «100 к одному». (На ватмане написаны приёмы и закрыты чистыми листами).
- ИГРОВЫЕ;
- ДОСКАЗЫВАНИЕ ДЕТЬМИ РИФМУЮЩЕГОСЯ СЛОВА;
- ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ ;
- ЧАСТИЧНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА ВСЕЙ ГРУППОЙ, ЕСЛИ РЕЧЬ ИДЁТ ОТ ЛИЦА КОЛЛЕКТИВА.(«Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист»);
- ДРАМАТИЗАЦИЯ С ИГРУШКАМИ;
- ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ИГРОВЫХ СТИХОВ МЕТОДОМ ИГРЫ («Телефон» К.Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака).
Приёмы для формирования выразительности.
(Используется схема на доске)
☻ ОБРАЗЕЦ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ;
☻ПРИМЕР ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ РЕБЁНКА;
☻ОЦЕНКА ЧТЕНИЯ;
☻ ПОДСКАЗ НУЖНОЙ ИНТОНАЦИИ;
☻ НАПОМИНАНИЕ О ПОХОЖЕМ СЛУЧАЕ ИЗ ЖИЗНИ РЕБЁНКА, ОЖИВЛЯЮЩЕЕ ПЕРЕЖИТЫЕ ЧУВСТВА;
☻ОБЪЯСНЕНИЯ И УКАЗАНИЯ ПО ПОВОДУ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ ФОРМЫ ЧТЕНИЯ;
☻ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖЕЙ, ПОМОГАЮЩАЯ ПОДОБРАТЬ НУЖНЫЕ ИНТОНАЦИИ.
Приёмы для заучивания от практиков.
Вопрос к группе.
Какие методические приёмы при заучивании наизусть вы видели на практике?
Слово преподавателя сопровождается показом и обыгрыванием.
█ ЧИТАТЬ ПО СТРОЧКЕ,
█ ЧИТАТЬ ПО ОЧЕРЕДИ,
█ ОТ ИМЕНИ РАЗЛИЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ С СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ИНТОНАЦИЕЙ,
█ ТЕАТР ПЕРЕД МИКРОФОНОМ,
█ ПОСТРОЧНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ,
█ СТУПЕНЬКИ ЛЕСТНИЦЫ – МЫСЛЕННО ШАГАТЬ ПО СТУПЕНЯМ,
█ ЖОНГЛИРОВАНИЕ,
█ ИГРА «ЭХО»,
█ «ТЕЛЕВИЗОР»,
█ «ШИФР» (домой задание),
█ ОТ ИМЕНИ ЛЮБИМОГО СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ (дети узнают),
█ С РАЗЛИЧНЫМ НАСТРОЕНИЕМ,
█ ПРОПЕТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ,
█ СОБЕРИ СТИХОТВОРЕНИЕ.
Доказано, что между речевой функцией и обшей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.
В предлагаемых стихах движения подобраны к каждому слову текста (реже к словосочетанию). Это помогает быстрее, легче заучивать стихи и эмоциональнее их рассказывать, так как в работу включается не только слуховой, но и зрительный, и двигательный анализаторы.
Творческое задание.
ПОДБЕРИТЕ ДВИЖЕНИЯ К КАЖДОМУ СЛОВУ ТЕКСТА (ИЛИ СЛОВОСОЧЕТАНИЮ)
Веточки на яблоньке повисли от печали,
Яблоки на веточках висели и скучали.
Девочки и мальчики ветки раскачали.
Яблоки о землю громко застучали.
Веточки на яблоньке руки вверху, «дерево», наклоны туловища
повисли от печали, и рук в стороны на каждое слово;
Яблоки на веточках руки вверху, кисти рук свободно опущены
висели и скучали. вниз; взмахи кистями рук на каждое слово
Девочки и мальчики наклон туловища вперёд, руки делают
размашистые
ветки раскачали. движения в стороны (как маятник) на
каждое слово;
Яблоки о землю полуприседая, хлопаем ладонями
громко застучали. по коленям
По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь двоим нельзя пройти,
Ты стоишь мне на пути».
Черный брат ответил «Мэ-э,—
Ты в своем, баран, уме?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!»
Помотал один рогами,
Уперся другой ногами..
Как рогами ни крути,
А вдвоем нельзя пройти.
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.
(С.михалков)
• Разучивание стихов, сопровождающееся движением, способствует лучшему запоминанию текста, делает его бо лее ярким, помогает развивать воображение, активизирует мыслительную деятельность ребенка.
VI. Элементы ТРИЗа и МНЕМОТЕХНИКИ
"Учите ребенка каким-нибудь неиз вестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".
К.Д. Ушинский
Основной целью своей профессиональной деятельности некоторые воспитатели считают развитие творческого воображения и памяти детей. Они использует в работе элементы ТРИЗа и МНЕМОТЕХНИКУ (технологию развития памяти).
Воспитатель применяет разные методы и приемы при заучивании стихотвор ных текстов, разнообразные "подсказ ки", например:
- рисуем (кодируем) стихотворение;
- изображаем в действии;
- показываем;
- играем;
- используем серию картинок;
- используем один рисунок;
- считаем.
►Рисуем стихотворение. Сначала воспи тателю нужно подобрать "рисуемое" стихо творение, выучить его наизусть, закодиро вать (изобразить с помощью символов), вы разительно прочитать. Дать установку де тям: "Сегодня попробуем стихотворение на рисовать. И тогда вы все сумеете его хорошо запомнить. Хотите? Начали! Я читаю текст и рисую по ходу чтения".
Медведь
Как под горкой –
Снег, снег.
И на горке
Снег, снег.
Как под елкой –
Снег, снег.
И на елке
Снег, снег.
А под снегом
Спит медведь.
Тише! Тише!
Не шуметь!
(И. Токмакова.)
Воспитатель вместе с детьми воспроизво дит текст с опорой на рисунки, затем читают хором, группами, по одному, по желанию.
Таблица-рисунок висит на видном месте в течение дня, чтобы дети могли рассказывать друг другу текст.
Старшие дошкольники могут придумывать рисунки-символы вместе с воспитателем. Нужно учить детей не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное.
Можно дать детям готовую схему с симво лами к новому стихотворению.
Слово преподавателя.
Посмотрите электронную презентацию с иллюстративным материалом. В ней вы увидите, как проиллюстрированы стихотворения по программам «Ралуга» и «Детство».
►Изображаем в действии. Доказано, что между речевой функцией и моторикой су ществует тесная связь. Совокупность движе ний рук и речевых органов ускоряет запо минание стихотворного текста. Суть этого метода в том, что к слову или строке подби раются движения, которые воспитатель, а затем и дети самостоятельно выполняют по ходу чтения текста.
Пять малышей
Один малыш качается в саду.
(Показывает указательный палец. Опус кает его вниз и покачивает им.)
Два малыша купаются в пруду.
(Показывает два пальца: указательный и средний. Имитирует руками плавание.)
Три малыша ползут к дверям в квартире,
(Показывает три пальца: указательный, средний и безымянный. Средним и указа тельным пальцами изображает мелкие шажки.)
А в эту дверь стучат еще четыре.
(Указательным пальцем правой руки сту чит по раскрытой левой ладони. Выстав ляет четыре пальца: указательный, сред ний, безымянный, мизинец.)
С пятью другими тоже все в порядке.
(Показывает пять пальцев. Сжимает ла донь правой руки в кулак, поднимает боль шой палец.)
Им весело, они играют в прятки.
(Улыбается, разводит руки в стороны. Закрывает ладонями глаза.)
Где притаились, ясно и ежу,
(Прижимает указательный палец к гу бам. Делает "ежика" из пальцев обеих рук.)
Но я глаза зажмурил и вожу:
"Один, два, три, четыре, пять,
Ну, берегитесь, я иду искать!"
(Одной рукой закрывает глаза, на счет выставляет по одному пальцы другой руки. Грозит указательным пальцем, протягива ет руки вперед.)
С малышами можно изображать потешки, песенки, при этом старшие дети придумыва ют движения с воспитателем.
Показываем стихи. Интересно заучивать стихотворения, используя пальчиковый, на стольный театры, "театр игрушек" и фланелеграф. Малышам воспитатель "показывает" стихотворение несколько раз, чтобы они могли вместе с ним его повторить. Старшим дошкольникам педагог "показывает"стихо творение два раза, затем дети хором произ носят текст или кто-либо один читает стихи, а другой "показывает".
Ты - хомяк,
А ты - хорек,
Ты - зайчишка-
Прыг да скок.
Ты - лисица,
Ты - куница,
Ты - бобриха-мастерица.
Ты - охотник
Ой, беда!
Разбегайтесь кто куда!
По ходу чтения воспитатель выставляет на стол игрушки или их силуэты на фланелеграф. Затем убирает игрушки (силуэты) в специальную коробочку, в которой "живет" новое стихотворение.
►Играем стихи. Можно помочь запомнить текст стихотворения через игру-драматизацию с привлечением игрушек и различных игровых атрибутов. Важно выбрать момент и включиться в игру ненавязчиво и заинтересованно. Сначала текст читает воспитатель, а "играет" ребенок, потом наоборот.
Мой мишка
Я рубашку сшила мишке.
(Показывает мишку и гладит его.)
Я сошью ему штанишки.
(Показывает штанишки.)
Надо к ним карман пришить
(Показывает карман.)
И платочек положить.
(Вкладывает в карман платочек.)
На плите сварилась каша.
(Берет кастрюлю с плиты.)
- Где большая ложка наша?
(Ищет ложку.)
Я тебе перед едой
Руки вымою водой,
("Моет" мишке лапки, вытирает и уса живает его за стол.)
Повяжу тебе салфетку,
(Завязывает салфетку.)
Ешь котлетку, ешь конфетку,
(Дает на тарелочке конфету.)
Молоко свое допей
("Поит" молоком.)
И гулять пойдем скорей!
(Берет мишку за лапку и идет гулять.)
(3. Александрова.)
►Используем серию картинок. Опора на серию рисунков для обучения детей заучи ванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особен но эффективен для детей с речевой патоло гией, с отклонением в развитии психических процессов (внимания, памяти). В дошколь ном возрасте преобладает наглядно-образ ная память, и запоминание носит в основ ном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.
Сначала нужно подобрать стихотворение и рисунки к нему (желательно по рисунку на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми (особенно для малы шей). При работе со старшими детьми могут быть использованы и сопутствующие заучиванию цели. Например, при заучивании сти хотворения 3. Александровой "Новая столо вая" сначала воспитатель показывает изоб ражения птиц, а дети рассматривают их и называют, затем последовательно называют дни недели (педагог выставляет на фланелеграфе карточки с цифрами). Проводится словарная работа: кормушка, столовая, го нец весенний - путешественник-скворец. Воспитатель дает установку на запомина ние: "Теперь смотрите на картинку, слушай те новое большое стихотворение и поста райтесь его запомнить". Читает полностью, не спеша, показывает картинку.
Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед!
(Кормушка, на которой сидят воробьи и снегири.)
В гости в первый день недели
К нам синицы прилетели,
(Синица и карточка с цифрой 1.)
А во вторник, посмотри,
Прилетели снегири.
(Снегири и карточка с цифрой 2.)
Три вороны были в среду.
Мы не ждали их к обеду,
(Вороны и карточка с цифрой 3.)
А в четверг со всех краев
Стая жадных воробьев.
(Воробьи и карточка с цифрой 4.)
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
(Голубь и карточка с цифрой 5.)
А в субботу на пирог
Налетело семь сорок!
(Сорока и карточка с цифрой 6.)
В воскресенье, в воскресенье
Прилетел гонец весенний -
Путешественник-скворец...
Вот и песенке конец!
(Скворец и карточка с цифрой 7.)
Потом дети читают текст хором, по груп пам, по желанию. Картинки остаются в группе на видном месте. Дети и воспита тель повторяют текст перед уходом домой и утром для закрепления, затем рисунки убирают.
►Используем один рисунок. Стихи можно выучить, запомнить, используя только один рисунок. Этот метод особенно удачен при заучивания потешек, песенок, закличек, прибауток, так как обычно в книге к каждо му стихотворению есть красочная иллюст рация. При их рассматривании воспитатель вместе с детьми несколько раз повторяет слова и строчки из текста.
Существует и другой вариант этого мето да. Воспитатель читает стихотворение и по казывает большой яркий рисунок.
Я сова - большая голова,
На суку сижу,
Во все стороны гляжу,
Жуков и мошек - всех вижу.
Затем задает вопросы, чтобы дети мог ли ответить словами из текста: кто нари сован на картине? Какая у нее голова? Что сова делает? На чем сидит? Куда глядит? Зачем?
Детям из младших групп воспитатель за дает эти вопросы несколько раз (ответы мо гут быть хоровыми и индивидуальными). Дает установку: "Послушайте, как я вам про сову расскажу". Потом рассказывают все вместе, по группам, по желанию. Для луч шего запоминания стихотворение можно обыграть: ведущий - "сова", дети - "насе комые".
►Считаем. Четкий ритм и отсутствие выра зительности при чтении (главное достоинство считалки) очень привлекают детей. Суть заучивания - в многократности повторов, которые не утомляют детей, а доставляют радость.
Для малышей можно использовать ма ленькие считалки типа "Раз, два, три, четы ре, пять, я иду искать!" Сначала воспитатель ищет детей, а потом, по желанию, - дети. По играв так несколько раз, малыши запомина ют считалку.
Любят дети "сонные" считалки, которые непроизвольно запоминают, помогая воспи тателю рассказывать их шепотом в спальне перед сном. Со старшими дошкольниками считалки разучивают при выборе водящего в подвиж ной игре на прогулке. Иногда они приносят "свои" считалки и знакомят с ними друг дру га. Дети знают много таких считалок, кото рых не найдешь в книгах и не сразу сумеешь выговорить, например:
Тыры-пыры, две гантыры,
Бухты-барахты, лебедь крахты.
Солнце, бронце, луковка.
При заучивании считалок совершенству ется звуковая культура речи, развивается память, художественный вкус, любовь к сло ву и словотворчеству.
Приставалочка
С.Чёрный
1. Отчего у мамочки
на щеках две ямочки?
2. Отчего у кошки
вместо ручек ножки?
3. Отчего шоколадки
не растут на кроватке?
4. Почему у птичек
нет рукавичек?
5. Почему лягушки
спят без подушек?
6. Да оттого, что у моего сыночка
ротик без замочка!
Методическое пособие «ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ», поможет вам найти стихотворения, которые можно использовать в своей работе студентам по специальности «Дошкольное образование», Особенно ценно это пособие для студентов, получающих дополнительную специализацию «Воспитатель логопедической группы». Материал пособия можно использовать как на занятиях по развитию речи, так и на музыкальных, физкультурных занятиях.
Задание студентам.
Разделитесь на подгруппы и продемонстрируйте каждая группа одно стихотворение с движениями.
Логоритмическое стихотворение «Ветер»
Ветерок листвой шуршит:
Шу-шу-шу, шу-шу-шу. Ритмично потирают ладонь о ладонь.
В трубах громко он гудит:
У-у-У, У-У-У- Делают ритмичные хлопки ладошками
над головой.
Поднимает пыль столбом:
Бом-бом-бом. Ритмично топают ногами.
Дует он везде, кругом:
Гом-гом-гом, гом-гом-гом. Ритмично попеременно похлопывают
впереди и сзади себя.
Может вызвать бурю он:
Страх-страх-страх. Руки в стороны, делают ритмичные
вращательные движения.
Не удержится и слон:
Ах-ах-ах-ах. Делают «уши», ритмично сжимают,
разжимают
Логоритмическое стихотворение «Осенние листья»
Осень листья золотит,
Ветер ими шелестит:
Шур-шур-шур, шур-шур-шур. Ритмично потирают ладонью
о ладонь.
И с деревьев их разносит.
Поиграет. Снова бросит. Ритмично скрещивают
вытянутые вверх руки.
Тш-тш-тш, тш-тш-тш.
Вверх поднимет, закружит
И на месте завертит. Делают круговые ритмичные
движения указательными
пальцами.
у-у-у, у-у-у-
То к земле прижмет, погладит,
Вдруг на веточку посадит. Ритмично похлопывают ладонями
со сменой положения рук.
Так-так-так, так-так-так.
Соберет большую кучу,
Убежит и сядет в тучу.
Логоритмическое стихотворение «Колокольчик»
- Дон-дон-дон, — колокольчик звенит. Ритмично
покачивают
головой
из стороны
в сторону.
— Ля-ля-л я, — что-то он говорит. Ритмично
выполняют
упражнение
«фонарики»
руками.
- Динь-динь-динь —наклоняет головку. Ритмично
покачивают
головой вперед.
- Бом-бом-бом —растрепал всю прическу. Ритмично
поглаживают
ладонями
по волосам.
— Дзынь-дзынь-дынь — солнцу он улыбнулся.Ритмично
похлопывают
в ладоши,
руки вверху.
Ди-ли-дон — наконец-то проснулся.
Ритмично
топают ногами
Слово преподавателя.
В заключении предлагаю вам советы по улучшению памяти:
Дейл Карнеги дает свои советы (законы) по улучшению памяти.
۞ Первый «закон» памяти — получить глубокое, яркое впечатление о том, что хотите запомнить, а для этого надо: а)сосредоточиться; б) внимательно наблюдать. Прежде всего, старайтесь получить зрительное впечатление, оно прочнее: нервы, ведущие от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу.
۞ Второй «закон» памяти — повторение.
۞Третий «закон» памяти — ассоциация: хочешь запомнить факт — нужно ассоциировать его с каким-либо другим.
VII. Итог урока.
Сегодня мы с вами узнали, как много разработано новых методических приёмов для заучивания наизусть. Их мы уже опробовали на практике, все дети с одного занятия заучивали предложенные стихотворения. Вы все поняли, насколько велико значение поэзии в жизни дошкольников.
Д/з.
- Составить конспект по заучиванию стихотворения в той возрастной группе, где вы проходите практику и по той программе, по которой работает детское учреждение.
- Сделать иллюстрации к стихотворению (на выбор студента) по Программе того детского учреждения, в котором вы проходите практику.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционная форма обучения как средство повышения самостоятельности, творческой и познавательной активности студентов заочного дошкольного отделения (на примере изучения междисциплинарного курса МДК.03.02 Теория и методика развития речи у детей)
В статье описывается опыт внедрения системы дистанционного обучения в педагогическом колледже и дается краткий анализ первых результатов...
Развитие творческих способностей студентов на уроках по освоению МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей
В статье транслируется опыт формирования творческих способностей студентов дошкольного отделения на уроках по развитию речи, раскрываются виды деятельности творческого характера, приемы мотивации твор...
программа курсов повышения квалификации для воспитателей по теории и методике развития речи у детей
2.Методика обучения связной речи (монологической)1.Ознакомление детей с художественной литературой...
Методика формирования способов словообразования.Конспект урока по теории и методике развития речи у детей
Чуковский К.И. писал:" Вообще мне кажется, что начиная с двух лет, всякий ребёнок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти- шести годам, эту гениальность утрачив...
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по междисциплинарному курсу МДК 03.02. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПМ 03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»
Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика развития речи у детей» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и ориентирована на активизацию ...
План – конспект занятия по МДК 03.02. "Теория и методика развития речи у детей" тема: «Методика развития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции»
В предствленном плане конспекте по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей" по теме "Методика равзития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции" для студентов 3 курса пе...
План - конспект учебного занятия по теме "Подготовка к обучению грамоте" по МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей
Конспкт учебного занятия поможет преподавателям и обучающимся актуализировать знания и умения по теме "Подготовка к обучению грамоте"...