Конспект урока по учебной дисциплине "Теория и методика развития речи у детей"
план-конспект урока по теме

Кокоулина Нина Вячеславовна

Представлен конспект урока  "Ознакомление с поэзией" для студентов педколледжа из раздела "Методика ознакомления с художественной литературой"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx44.13 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБПОУ«Шарьинский        педагогический        колледж

Костромской области»








Конспект урока

по учебной дисциплине

«ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ»

для студентов    41   группы   специальность   44.02.01

«Дошкольное    образование»







                                                                       Подготовила   преподаватель

                                                                               ШПК       ПЦК «Дошкольных

                                                                               дисциплин»           Кокоулина  

                                                                                Нина                Вячеславовна.

2015

Раздел 7.Методика ознакомления детей с художественной литературой.

Тема    урока  7.3.    Ознакомление детей с поэзией.            

Цель урока.

       Дать студентам необходимые теоретические знания о методике заучивания стихотворений.

Задачи урока.        

  1. Познакомить студентов с лучшим опытом работы воспитателей детских садов, вооружить их необходимыми практическими навыками работы по применению данной методики в дошкольных учреждениях.
  2. Развить желание узнать о том, какое  место занимает  работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
  3. Воспитывать готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству. Способствовать формированию стремления к профессиональному росту.

Оборудование:

  • Наборы карточек со стихотворными текстами.
  • Электронная презентация с иллюстративным материалом.
  • Карточки с советами Д.Корнеги.
  • Выставка журналов («Дошкольное образование», «Обруч», газеты «Детский сад»)  со статьями по теме урока.
  • Книжки – методические пособия преподавателя.
  • Комплект наглядных пособий к стихотворениям по программам «Детство» и «Радуга».
  • Схема.

Методические приёмы.

►Лекция с элементами беседы.

►Творческие задания.

►Сообщения студентов.

►Вопросы.

Ход урока.

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы познакомимся с темой «Ознакомление детей с поэзией». Вы, как будущие воспитатели, должны знать значение поэзии в жизни дошкольников и методику проведения деятельности, уметь применять интересные приёмы обучения, составлять конспекты по заучиванию стихотворений. Хочется видеть вашу готовность к позитивному взаимодействию и сотрудничеству.

План урока.

  1. Значение поэзии в воспитании дошкольников.
  2. Особенности восприятия и запоминания стихотворений детьми дошкольного возраста.
  3. Требования к стихотворениям. Запоминание и вос произведение, их взаимосвязь.
  4. Методика ознакомления детей с поэтическим произведениями.
  5. Приемы, способствующие быстрому запоминанию и выразительному чтению.
  6. Элементы ТРИЗа и МНЕМОТЕХНИКИ.

I. В методике развития речи особое место занимает  работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.        Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Вопрос к группе:

С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ УЧАТ В ДЕТСКОМ САДУ СТИХИ?

Вам было дано опережающее домашнее задание – значение поэзии в воспитании дошкольников. Пожалуйста, кто желает ответить?

Слово преподавателя.

Замечательно, если человек владеет красивой, образной речью, при этом может цитировать поэтические строчки, даже включать в речь целые фрагменты поэм. «Какая речь! Какая память!» - восхищаются собеседники.

Не случайно так гордятся папы и мамы своими детками, которые читают наизусть А.С.Пушкина, К.И.Чуковского, С.Я Маршака, С.В.Михалкова. Зато как страдают те родители, чей ребёнок не может запомнить стихи.

Вопрос к группе:

ПОЧЕМУ ДЕТИ ПЛОХО ЗАПОМИНАЮТ ТЕКСТ?

Слово преподавателя.

■ Трудно запомнить то, что оставляет равнодушным.

■ Что не связано с опытом ребёнка, с личными переживаниями, интересами, потребностями,

■ Нет мотивации – нет результативной деятельности.

Предложение группе.

ДАЙТЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЯМ ПО ЗАУЧИВАНИЮ СТИХОВ С ДЕТЬМИ.

Слово преподавателя.

► Подбирайте такие стихи, которые интересны детям.

Вопрос к группе:

Какие стихотворения вам больше понравились и запомнилось с уроков «Детская литература»? Приведите примеры игривых стихотворений.

► Такие стихи, которые помогают ему играть,

► общаться,

► сопровождать свои действия, движения, ритмизировать их,

► ребёнок обязательно захочет выучить то, что удивит его друзей,

► призовите на помощь все виды памяти: ЗРИТЕЛЬНУЮ, ОБОНЯТЕЛЬНУЮ, ВКУСОВУЮ, ОСЯЗАТЕЛЬНУЮ, ДВИГАТЕЛЬНУЮ,

НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ЧТО САМАЯ СИЛЬНАЯ ПАМЯТЬ – эмоциональная.

Слово преподавателя.

«ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ СТИХИ, ПУСТЬ УХО ИХ ПРИУЧИТСЯ К ГАРМОНИИ РУССКОГО СЛОВА, СЕРДЦЕ ПРЕИСПОЛНИТСЯ ЧУВСТВОМ ИЗЯЩНОГО, ПУСТЬ ПОЭЗИЯ ДЕЙСТВУЕТ НА НИХ ТАК ЖЕ, КАК И МУЗЫКА».

                                                                                                     В.Г. БЕЛИНСКИЙ.   

В методике развития речи особое место занимает  работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.        

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Важно учить детей воспринимать и оценивать поэтическое произведение, воспитывать художественный вкус.

II. Особенности восприятия и запоминания стихов детьми.

Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений:

  • любовь детей к звукам и игре с ними,
  • к повтору,
  • особая чувствительность к рифме.

* Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, лаконичные (мышление у ребёнка образное, дети мысленно «рисуют» содержание стихотворения).

А .БАРТО, С. КАПУТИКЯН, С. МАРШАК,К.ЧУКОВСКИЙ И ДР.

* короткие стихи,

* в которых много глаголов, существительных,

* где конкретность, образность сочетается с динамикой действия.

  • Быстрое запоминание зависит от установки на запоминание, мотивации.

Вопрос к группе.

ДЛЯ ЧЕГО ЭТО НУЖНО?

  Слово преподавателя.

♦ Установка мобилизует память, внимание, ребёнок старается быстрее и лучше запомнить текст.

Вопрос к группе.

ВАШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:  КАКОЙ МОТИВ МОЖЕТЕ ПРЕДЛОЖИТЬ ВЫ?

  

Слово преподавателя.

  • В непроизвольной деятельности, когда не ставится задача запомнить стихотворение, дети легко усваивают и запоминают целые страницы.
  • В произвольной деятельности, на занятиях, когда ставится задача запомнить стихотворение, дети испытывают трудности.

Способность к произвольному запоминанию можно формировать у детей начиная с 4-5 лет. Задача – вести детей от непроизвольного запоминания к произвольному. Необходимо, чтобы дети умели ставить цель – запомнить.

Характерная черта памяти маленьких детей – механический характер. Но даже трёхлетние малыши обнаруживают смысловую память. Ваша цель – развивать её, т.к. осмысленное запоминание гораздо прочнее механического.

Следовательно:..

Вопрос к группе.

 КАКИЕ ВЫВОДЫ ВЫ МОЖЕТЕ СДЕЛАТЬ?

Слово преподавателя.

На запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние…

психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала, содержание и форма поэтического текста

III. Вам было дано второе опережающее домашнее задание – Требования к стихотворениям. Запоминание и вос произведение, их взаимосвязь.  Кто желает поделиться своим знаниями?

  1. Методика ознакомления детей с поэтическим произведениями.

Слово преподавателя.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗАУЧИВАНИЮ СТИХОВ.

  • Не рекомендуется заучивать стихи хором:

Вопрос к группе.

Как вы думаете, почему?

√ Искажается или пропадает смыл стихотворения,

√ появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение,   

√ пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными.

√ нет выразительности, появляется монотонность, ненужная тягучесть,

√ искажение окончаний слов, утомление детей от шума.)

  • Стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам).

Вопрос к группе.

Почему?

Это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.

Вопрос к группе.

Сравните, как заучивают стихи в детских садах?

  • Не требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Для лучшего запоминания рекомендуется менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
  • Учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагать ритмичные стихи, застенчивым – приятно услышать своё имя в потешке, поставить себя на место действующего лица.
  • Создавать «АТМОСФЕРУ ПОЭЗИИ» в детском саду (на прогулке, в повседневном общении, на природе, не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически, развивать потребность слушать и запоминать.)

Какую методику заучивания стихотворений предлагают Бородич А.М. Алексеева  М.М Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Пирадова В.И.

Сообщения учащихся.(Опережающее домашнее задание)

V. Приёмы для лучшего запоминания стихов.

Вопрос к группе.

Какие приёмы можете предложить вы. При правильных ответах я буду открывать необходимую строчку, как в игре «100 к одному». (На ватмане написаны приёмы и закрыты чистыми листами).

  • ИГРОВЫЕ;
  • ДОСКАЗЫВАНИЕ ДЕТЬМИ РИФМУЮЩЕГОСЯ СЛОВА;
  • ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ ;
  • ЧАСТИЧНОЕ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ТЕКСТА ВСЕЙ         ГРУППОЙ, ЕСЛИ РЕЧЬ ИДЁТ ОТ ЛИЦА КОЛЛЕКТИВА.(«Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист»);
  • ДРАМАТИЗАЦИЯ С ИГРУШКАМИ;
  • ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ИГРОВЫХ СТИХОВ МЕТОДОМ ИГРЫ («Телефон» К.Чуковского, «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака).

Приёмы для формирования выразительности.

(Используется схема на доске)

ОБРАЗЕЦ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ;

ПРИМЕР ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ РЕБЁНКА;

ОЦЕНКА ЧТЕНИЯ;

 ПОДСКАЗ НУЖНОЙ ИНТОНАЦИИ;

 НАПОМИНАНИЕ О ПОХОЖЕМ СЛУЧАЕ ИЗ ЖИЗНИ РЕБЁНКА, ОЖИВЛЯЮЩЕЕ ПЕРЕЖИТЫЕ ЧУВСТВА;

ОБЪЯСНЕНИЯ И УКАЗАНИЯ ПО ПОВОДУ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ ФОРМЫ ЧТЕНИЯ;

 ХАРАКТЕРИСТИКА ПЕРСОНАЖЕЙ, ПОМОГАЮЩАЯ ПОДОБРАТЬ НУЖНЫЕ ИНТОНАЦИИ.

Приёмы для заучивания от практиков.

Вопрос к группе.

Какие методические приёмы при заучивании наизусть вы видели на практике?

Слово преподавателя сопровождается показом и обыгрыванием.

█ ЧИТАТЬ ПО СТРОЧКЕ,

█ ЧИТАТЬ ПО ОЧЕРЕДИ,

█ ОТ ИМЕНИ РАЗЛИЧНЫХ ПЕРСОНАЖЕЙ С СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ИНТОНАЦИЕЙ,

█ ТЕАТР ПЕРЕД МИКРОФОНОМ,

█ ПОСТРОЧНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ,

█ СТУПЕНЬКИ ЛЕСТНИЦЫ – МЫСЛЕННО ШАГАТЬ ПО СТУПЕНЯМ,

  ЖОНГЛИРОВАНИЕ,

█ ИГРА «ЭХО»,

█ «ТЕЛЕВИЗОР»,

█ «ШИФР» (домой задание),

█ ОТ ИМЕНИ ЛЮБИМОГО  СКАЗОЧНОГО ГЕРОЯ (дети узнают),

█ С РАЗЛИЧНЫМ НАСТРОЕНИЕМ,

█ ПРОПЕТЬ СТИХОТВОРЕНИЕ,

█ СОБЕРИ СТИХОТВОРЕНИЕ.         

Доказано, что между речевой функцией и обшей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряженности, монотонности речи, соблюдению речевых пауз, формированию правильного произношения, а подключение к работе тактильных ощущений улучшит и ускорит запоминание стихотворного текста.

В предлагаемых стихах движения подобраны к каждому слову текста (реже к словосочетанию). Это помогает быстрее, легче заучивать стихи и эмоциональнее их рассказывать, так как в работу включается не только слуховой, но и зрительный, и двигательный анализаторы.

Творческое задание.

ПОДБЕРИТЕ ДВИЖЕНИЯ К КАЖДОМУ СЛОВУ ТЕКСТА (ИЛИ СЛОВОСОЧЕТАНИЮ)

Веточки на яблоньке повисли от печали,

Яблоки на веточках висели и скучали.

Девочки и мальчики ветки раскачали.

Яблоки о землю громко застучали.

Веточки на яблоньке                    руки вверху, «дерево», наклоны туловища

повисли от печали,                      и рук в стороны на каждое слово;

Яблоки на веточках                      руки вверху, кисти рук свободно опущены

висели и скучали.                      вниз; взмахи кистями рук на каждое слово

Девочки и мальчики              наклон туловища вперёд, руки делают

                                              размашистые

ветки раскачали.                  движения в  стороны (как маятник) на

                                            каждое слово;

Яблоки о землю                            полуприседая, хлопаем ладонями

громко застучали.                        по коленям

По крутой тропинке горной

Шел домой барашек черный

И на мостике горбатом

Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:

«Братец, вот какое дело:

Здесь двоим нельзя пройти,

Ты стоишь мне на пути».

Черный брат ответил «Мэ-э,—

Ты в своем, баран, уме?

Пусть мои отсохнут ноги,

Не сойду с твоей дороги!»

Помотал один рогами,

Уперся другой ногами..

Как рогами ни крути,

А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печет,

А внизу река течет.

В этой речке утром рано

Утонули два барана.

                      (С.михалков)

• Разучивание стихов, сопровождающееся движением, способствует лучшему запоминанию текста, делает его бо лее ярким, помогает развивать воображение, активизирует мыслительную деятельность ребенка.

VI. Элементы ТРИЗа и МНЕМОТЕХНИКИ

"Учите ребенка каким-нибудь неиз вестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету".

                                                                                                 К.Д. Ушинский

           Основной целью своей профессиональной деятельности некоторые воспитатели считают развитие творческого воображения и памяти детей. Они использует в работе элементы ТРИЗа и МНЕМОТЕХНИКУ (технологию развития памяти).

         Воспитатель применяет разные методы и приемы при заучивании стихотвор ных текстов, разнообразные "подсказ ки", например:

  1. рисуем (кодируем) стихотворение;
  2. изображаем в действии;
  3. показываем;
  4. играем;
  5. используем серию картинок;
  6. используем один рисунок;
  7. считаем.

►Рисуем стихотворение. Сначала воспи тателю нужно подобрать "рисуемое" стихо творение, выучить его наизусть, закодиро вать (изобразить с помощью символов), вы разительно прочитать. Дать установку де тям: "Сегодня попробуем стихотворение на рисовать. И тогда вы все сумеете его хорошо запомнить. Хотите? Начали! Я читаю текст и рисую по ходу чтения".

Медведь

https://lh6.googleusercontent.com/Lc5eLzk5TJmWEbGe5yfENeXcPUMXKkNNO7k52OY5WCVzVd2iSXohTUgSq2OmNkVIiLj93ZJvN45kqoLCJm393f5yuBJoS7eCYdLPybv2cbRfKTXnlNTJl8Jpf0Y-Ml0

Как под горкой –

Снег, снег.

И на горке

Снег, снег.

Как под елкой –

Снег, снег.

И на елке

Снег, снег.

А под снегом

Спит медведь.

Тише! Тише!

Не шуметь!          

                                                  (И. Токмакова.)

Воспитатель вместе с детьми воспроизво дит текст с опорой на рисунки, затем читают хором, группами, по одному, по желанию.

Таблица-рисунок висит на видном месте в течение дня, чтобы дети могли рассказывать друг другу текст.

Старшие дошкольники могут придумывать рисунки-символы вместе с воспитателем. Нужно учить детей не увлекаться мелкими деталями, передавать только главное.

Можно дать детям готовую схему с симво лами к новому стихотворению.

Слово преподавателя.

Посмотрите электронную презентацию с иллюстративным материалом. В ней вы увидите, как проиллюстрированы  стихотворения по программам «Ралуга» и «Детство».

►Изображаем в действии. Доказано, что между речевой функцией и моторикой су ществует тесная связь. Совокупность движе ний рук и речевых органов ускоряет запо минание стихотворного текста. Суть этого метода в том, что к слову или строке подби раются движения, которые воспитатель, а затем и дети самостоятельно выполняют по ходу чтения текста.

Пять малышей

Один малыш качается в саду.

(Показывает указательный палец. Опус кает его вниз и покачивает им.)

Два малыша купаются в пруду.

(Показывает два пальца: указательный и средний. Имитирует руками плавание.)

Три малыша ползут к дверям в квартире,

(Показывает три пальца: указательный, средний и безымянный. Средним и указа тельным пальцами изображает мелкие шажки.)

А в эту дверь стучат еще четыре.

(Указательным пальцем правой руки сту чит по раскрытой левой ладони. Выстав ляет четыре пальца: указательный, сред ний, безымянный, мизинец.)

С пятью другими тоже все в порядке.

(Показывает пять пальцев. Сжимает ла донь правой руки в кулак, поднимает боль шой палец.)

Им весело, они играют в прятки.

(Улыбается, разводит руки в стороны. Закрывает ладонями глаза.)

Где притаились, ясно и ежу,

(Прижимает указательный палец к гу бам. Делает "ежика" из пальцев обеих рук.)

Но я глаза зажмурил и вожу:

"Один, два, три, четыре, пять,

Ну, берегитесь, я иду искать!"

(Одной рукой закрывает глаза, на счет выставляет по одному пальцы другой руки. Грозит указательным пальцем, протягива ет руки вперед.)

С малышами можно изображать потешки, песенки, при этом старшие дети придумыва ют движения с воспитателем.

Показываем стихи. Интересно заучивать стихотворения, используя пальчиковый, на стольный театры, "театр игрушек" и фланелеграф. Малышам воспитатель "показывает" стихотворение несколько раз, чтобы они могли вместе с ним его повторить. Старшим дошкольникам педагог "показывает"стихо творение два раза, затем дети хором произ носят текст или кто-либо один читает стихи, а другой "показывает".

Ты - хомяк,

А ты - хорек,

Ты - зайчишка-

Прыг да скок.

Ты - лисица,

Ты - куница,

Ты - бобриха-мастерица.

Ты - охотник

Ой, беда!

Разбегайтесь кто куда!

По ходу чтения воспитатель выставляет на стол игрушки или их силуэты на фланелеграф. Затем убирает игрушки (силуэты) в специальную коробочку, в которой "живет" новое стихотворение.

►Играем стихи. Можно помочь запомнить текст стихотворения через игру-драматизацию с привлечением игрушек и различных игровых атрибутов. Важно выбрать момент и включиться в игру ненавязчиво и заинтересованно. Сначала текст читает воспитатель, а "играет" ребенок, потом наоборот.

        Мой мишка

Я рубашку сшила мишке.        

(Показывает мишку и гладит его.)

Я сошью ему штанишки.

(Показывает штанишки.)

Надо к ним карман пришить

(Показывает карман.)

И платочек положить.

(Вкладывает в карман платочек.)

На плите сварилась каша.

(Берет кастрюлю с плиты.)

- Где большая ложка наша?

(Ищет ложку.)

Я тебе перед едой

Руки вымою водой,

("Моет" мишке лапки, вытирает и уса живает его за стол.)

Повяжу тебе салфетку,

(Завязывает салфетку.)

Ешь котлетку, ешь конфетку,

(Дает на тарелочке конфету.)

Молоко свое допей

("Поит" молоком.)

И гулять пойдем скорей!

(Берет мишку за лапку и идет гулять.)

                                                           (3. Александрова.)

►Используем серию картинок. Опора на серию рисунков для обучения детей заучи ванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру. Этот метод особен но эффективен для детей с речевой патоло гией, с отклонением в развитии психических процессов (внимания, памяти). В дошколь ном возрасте преобладает наглядно-образ ная память, и запоминание носит в основ ном непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Сначала нужно подобрать стихотворение и рисунки к нему (желательно по рисунку на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми (особенно для малы шей). При работе со старшими детьми могут быть использованы и сопутствующие заучиванию цели. Например, при заучивании сти хотворения 3. Александровой "Новая столо вая" сначала воспитатель показывает изоб ражения птиц, а дети рассматривают их и называют, затем последовательно называют дни недели (педагог выставляет на фланелеграфе карточки с цифрами). Проводится словарная работа: кормушка, столовая, го нец весенний - путешественник-скворец. Воспитатель дает установку на запомина ние: "Теперь смотрите на картинку, слушай те новое большое стихотворение и поста райтесь его запомнить". Читает полностью, не спеша, показывает картинку.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

  Будет вам зимой обед!

(Кормушка, на которой сидят воробьи и снегири.)

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели,

(Синица и карточка с цифрой 1.)

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

(Снегири и карточка с цифрой 2.)

Три вороны были в среду.

Мы не ждали их к обеду,

(Вороны и карточка с цифрой 3.)

А в четверг со всех краев

Стая жадных воробьев.

(Воробьи и карточка с цифрой 4.)

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

(Голубь и карточка с цифрой 5.)

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок!

(Сорока и карточка с цифрой 6.)

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел гонец весенний -

Путешественник-скворец...

Вот и песенке конец!

(Скворец и карточка с цифрой 7.)

Потом дети читают текст хором, по груп пам, по желанию. Картинки остаются в группе на видном месте. Дети и воспита тель повторяют текст перед уходом домой и утром для закрепления, затем рисунки убирают.

►Используем один рисунок. Стихи можно выучить, запомнить, используя только один рисунок. Этот метод особенно удачен при заучивания потешек, песенок, закличек, прибауток, так как обычно в книге к каждо му стихотворению есть красочная иллюст рация. При их рассматривании воспитатель вместе с детьми несколько раз повторяет слова и строчки из текста.

Существует и другой вариант этого мето да. Воспитатель читает стихотворение и по казывает большой яркий рисунок.

Я сова - большая голова,

На суку сижу,

Во все стороны гляжу,

Жуков и мошек - всех вижу.

Затем задает вопросы, чтобы дети мог ли ответить словами из текста: кто нари сован на картине? Какая у нее голова? Что сова делает? На чем сидит? Куда глядит? Зачем?

Детям из младших групп воспитатель за дает эти вопросы несколько раз (ответы мо гут быть хоровыми и индивидуальными). Дает установку: "Послушайте, как я вам про сову расскажу". Потом рассказывают все вместе, по группам, по желанию. Для луч шего запоминания стихотворение можно обыграть: ведущий - "сова", дети - "насе комые".

►Считаем. Четкий ритм и отсутствие выра зительности при чтении (главное достоинство считалки) очень привлекают детей. Суть заучивания - в многократности повторов, которые не утомляют детей, а доставляют радость.

Для малышей можно использовать ма ленькие считалки типа "Раз, два, три, четы ре, пять, я иду искать!" Сначала воспитатель ищет детей, а потом, по желанию, - дети. По играв так несколько раз, малыши запомина ют считалку.

Любят дети "сонные" считалки, которые непроизвольно запоминают, помогая воспи тателю рассказывать их шепотом в спальне перед сном. Со старшими дошкольниками считалки разучивают при выборе водящего в подвиж ной игре на прогулке. Иногда они приносят "свои" считалки и знакомят с ними друг дру га. Дети знают много таких считалок, кото рых не найдешь в книгах и не сразу сумеешь выговорить, например:

Тыры-пыры, две гантыры,

Бухты-барахты, лебедь крахты.

Солнце, бронце, луковка.

При заучивании считалок совершенству ется звуковая культура речи, развивается память, художественный вкус, любовь к сло ву и словотворчеству.

Приставалочка

                                                       С.Чёрный

1.        Отчего у мамочки

                                на щеках две ямочки?

2.        Отчего у кошки

                         вместо ручек ножки?

3.        Отчего шоколадки

не растут на кроватке?

4. Почему у птичек

                    нет рукавичек?

5. Почему лягушки

                    спят без подушек?

6. Да оттого, что у моего сыночка

       ротик без замочка!

Методическое пособие «ЛОГОРИТМИЧЕСКИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ»,  поможет вам найти стихотворения, которые можно использовать в своей работе студентам по специальности «Дошкольное образование», Особенно ценно это пособие для студентов, получающих дополнительную специализацию «Воспитатель логопедической группы». Материал пособия можно использовать  как на занятиях по развитию речи, так и на музыкальных, физкультурных занятиях.

Задание студентам.

Разделитесь на подгруппы и продемонстрируйте каждая группа  одно стихотворение с движениями.

Логоритмическое стихотворение «Ветер»

Ветерок листвой шуршит:

Шу-шу-шу, шу-шу-шу.                   Ритмично потирают ладонь о ладонь.

В трубах громко он гудит:

У-у-У, У-У-У-                             Делают ритмичные хлопки ладошками

                                                        над головой.

Поднимает пыль столбом:

Бом-бом-бом.                              Ритмично топают ногами.

Дует он везде, кругом:

Гом-гом-гом, гом-гом-гом.            Ритмично попеременно похлопывают

               впереди и сзади себя.
Может вызвать бурю он:
Страх-страх-страх.                               
Руки в стороны, делают ритмичные

                вращательные движения.
Не удержится и слон:
Ах-ах-ах-ах.                              
Делают «уши», ритмично сжимают,  

              разжимают

Логоритмическое стихотворение «Осенние листья»

Осень листья золотит,

Ветер ими шелестит:

Шур-шур-шур, шур-шур-шур.    Ритмично потирают ладонью

                                                           о ладонь.

И с деревьев их разносит.
Поиграет. Снова бросит.                    
Ритмично скрещивают

                     вытянутые вверх руки.

Тш-тш-тш, тш-тш-тш.

Вверх поднимет, закружит

И на месте завертит.                      Делают круговые ритмичные

                                                       движения указательными

                                                         пальцами.

у-у-у, у-у-у-

То к земле прижмет, погладит,

Вдруг на веточку посадит.           Ритмично похлопывают ладонями

        со сменой положения рук.

Так-так-так, так-так-так.

Соберет большую кучу,

Убежит и сядет в тучу.

Логоритмическое стихотворение           «Колокольчик»

  1. Дон-дон-дон, — колокольчик звенит.       Ритмично

покачивают

головой

из стороны

в сторону.

— Ля-ля-л я, — что-то он говорит.                 Ритмично

выполняют

упражнение

«фонарики»

руками.

  1. Динь-динь-динь —наклоняет головку.         Ритмично

покачивают

головой вперед.

  1. Бом-бом-бом —растрепал всю прическу.    Ритмично

поглаживают

ладонями

по волосам.

— Дзынь-дзынь-дынь — солнцу он улыбнулся.Ритмично

похлопывают

в ладоши,

руки вверху.

Ди-ли-дон — наконец-то проснулся.

Ритмично

 топают ногами

Слово преподавателя.

В заключении предлагаю вам советы по улучшению памяти:

Дейл Карнеги дает свои советы (законы) по улучшению памяти.

۞ Первый «закон» памяти — получить глубокое, яркое впечатление о том, что хотите запомнить, а для этого надо: а)сосредоточиться; б) внимательно наблюдать. Прежде всего, старайтесь получить зрительное впечатление, оно прочнее: нервы, ведущие от глаза к мозгу, в 20 раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу.

۞ Второй «закон» памяти — повторение.

۞Третий «закон» памяти — ассоциация: хочешь запомнить факт — нужно ассоциировать его с каким-либо другим.

VII. Итог урока. 

Сегодня мы с вами узнали, как много разработано новых методических приёмов для заучивания наизусть. Их мы уже опробовали на практике, все дети с одного занятия заучивали предложенные стихотворения. Вы все поняли, насколько велико значение поэзии в жизни дошкольников.

Д/з.

  1. Составить конспект по заучиванию стихотворения в той возрастной группе, где вы проходите практику и по той программе, по которой работает детское учреждение.
  2. Сделать иллюстрации к стихотворению (на выбор студента) по Программе того детского учреждения, в котором вы проходите практику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей студентов на уроках по освоению МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

В статье транслируется опыт формирования творческих способностей студентов дошкольного отделения на уроках по развитию речи, раскрываются виды деятельности творческого характера, приемы мотивации твор...

программа курсов повышения квалификации для воспитателей по теории и методике развития речи у детей

2.Методика обучения связной речи (монологической)1.Ознакомление детей с художественной литературой...

Методика формирования способов словообразования.Конспект урока по теории и методике развития речи у детей

Чуковский К.И. писал:" Вообще мне кажется, что начиная с двух лет,  всякий ребёнок становится на короткое время гениальным лингвистом, а потом, к пяти- шести годам, эту гениальность утрачив...

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по междисциплинарному курсу МДК 03.02. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ПМ 03 ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ПО ОСНОВНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для специальности 44.02.01 «Дошкольное образование»

Рабочая тетрадь по дисциплине «Теория и методика развития речи у детей» адресована студентам педагогического колледжа по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» и ориентирована на активизацию ...

План – конспект занятия по МДК 03.02. "Теория и методика развития речи у детей" тема: «Методика развития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции»

В предствленном плане конспекте по МДК 03.02 "Теория и методика развития речи у детей" по теме "Методика равзития речевого слуха, дыхания, голоса и дикции" для студентов 3 курса пе...

План - конспект учебного занятия по теме "Подготовка к обучению грамоте" по МДК 03.02 Теория и методика развития речи у детей

Конспкт учебного занятия поможет преподавателям и обучающимся актуализировать знания и умения по теме "Подготовка к обучению грамоте"...