Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде
учебно-методическое пособие
Методы разрешения кофликтных ситуаций в образовательной среде
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikty.rar | 12.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«АТКАРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ»
ДОКЛАД
Тема "Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде"
Подготовила Стрепеткова Марина Леонидовна мастер производственного обучения |
Аткарск 2017 год
Необходимым условием полноценной жизни каждого человека является общение с людьми. В процессе общения появляются противоречия и различия в мнениях, поступках. Поэтому так же, как и общение, конфликты считаются частью нашей повседневной жизни. Конфликты возникли с момента существования человечества. Длительный период времени конфликту присваивали только отрицательное значение, но на современном этапе становится понятно, что конфликты даже необходимы для нормального развития коллектива и человечества.
В образовательной организации проблемы управления конфликтами становится одной из актуальных в педагогической деятельности. Основная задача педагогического управления конфликтами в образовательной организации — предупреждение возникновения нежелательных, негативного плана конфликтов, придание неизбежным конфликтным ситуациям конструктивного характера. Управление педагогическим конфликтом — это его перевод в рациональное русло взаимодеятельности людей, осмысленное воздействие на конфликтное поведение субъектов образовательного пространства с целью достижения желаемых результатов.
Рассмотрим конфликтную ситуацию между учащимися I курса 14 группы (профессия «Сварщик») и преподавателем дисциплины «Материаловедение».
В нашем политехническом лицее обучаются подростки, пришедшие после окончания 9 класса из школ города и района, с уже сложившимися взглядами и характерами. Чаще всего нам приходится работать в группах, где собраны подростки с разным уровнем подготовленности, разными способностями. Они по- разному усваивают материал, по-разному относятся к тому, что надо узнать, понять, усвоить, запомнить.
Качественный состав группы № 14 очень разнообразен. За плечами некоторых различные правонарушения, есть вполне благополучные ребята, но не лидеры по натуре, есть учащиеся имеющие оценки «4» и «5», но основная масса – троечники.
С одной стороны в конфликтной ситуации выступают учащиеся группы № 14, а с другой стороны – преподаватель специальных дисциплин, молодой педагог Ф., сразу же после окончания университета пришедшая в наше училище и за 8 лет работы накопившая определённый опыт работы с подростками.
Причиной возникновения конфликтной ситуации послужило то, что многие учащиеся группы не были готовы к контрольной работе и чтобы её не писать, решили сорвать урок, полагая, что если удастся создать суматоху, то контрольную работу, скорее всего, перенесут на другой день.
Развитие конфликта характеризуется следующими этапами:
а) предконфликтная ситуация – это ситуация накануне контрольной работы – учащиеся нашли повод как сорвать контрольную;
б) конфликтное взаимодействие – один из учащихся принёс и выпустил на уроке домашнюю крысу, что спровоцировало шум, суматоху, срыв рабочей обстановки;
в) разрешение конфликта рассмотрим далее.
Преподаватель быстро сумела сконцентрироваться и направить конфликтную ситуацию в конструктивное русло, учащиеся не ожидали того, что их выходка не принесёт успеха, так как надеялись увидеть испуг на лице учительницы, вывести её из равновесия, сорвать урок, а всё получилось не так.
Агрессивное поведение группы характеризуется усилением деструктивных воздействий на преподавателя с целью сорвать урок и препятствовать выполнению контрольной работы. Прежде всего воссоздаётся чрезмерная направленность, которая ведёт к нарушению координации усилий целесообразной деятельности преподавателя, а также тому, что эмоциональное возбуждение сопровождающее рост напряжения, значительно усложняет учебный процесс, отключает саморегуляцию и контроль над ситуацией.
Группа подавляет энергетический потенциал преподавателя, всячески нарушает его психологическое пространство; провоцирует эмоциональные реакции, нарушающие его внутреннее равновесие – учащиеся были уверены, что с помощью крысы напугают преподавателя, поставят его в неловкое положение.
Преподаватель в подобной ситуации чувствует себя раздавленным, растерянным, неадекватные реакции хаотичны и бессмысленны – картина удручающая. Если человек достаточно силён, то через некоторое время его функции восстановятся, а приобретенный опыт поставит задачу формирования психологической защиты от подобных вторжений, что и произошло. Преподаватель сбил агрессию неожиданным приёмом: «Ой, надо же, какая чудесная крыса! Не шумите, вы же её напугаете! У меня есть пряник и я покормлю крысу, а вы в это время делайте контрольную работу – времени осталось мало».
Каждый человек в зависимости от ситуации, опыта, от этапа развития конфликта выбирает ту или иную стратегию поведения в конфликте. В нашем случае выбрана проблемно-решающая стратегия или стратегия компромиссного сотрудничества, направленная на поиск взаимовыгодного решения. В данной стратегии присутствуют следующие типы поведения:
- установлены правила, приемлемые для обоих сторон (я занимаюсь крысой, а вы решаете контрольную);
- поддерживание свободы субъектов (я не буду выяснять, того, кто и зачем принёс крысу);
- компромисс – стороны идут на взаимные уступки и ищут исхода конфликта.
Конструктивная сторона стратегии компромиссного сотрудничества проявляется в том, что каждая сторона чего-то добивается и хотя желания участников конфликта не удовлетворены полностью, такое решение воспринимается как самое справедливое.
Тактика поведения группы в этом конфликте выглядит как «психологическая война», предусматривающая создание дискомфорта, провоцирующая эмоциональное расстройство, стрессовую ситуацию, перегрузку преподавателя.
Введение преподавателя в состояние волнения, растерянности, создание эффекта неожиданности.
Преподаватель использует тактику рационального убеждения, так как в чистом виде стратегии и тактики встречаются редко, чаще наблюдается некоторый симбиоз, в соответствии с которым выбирается модель и соответствующий стиль поведения в конфликтной ситуации.
Стиль поведения преподавателя конструктивный, который характерен для личности искренне доброжелательной, отличающейся выдержкой и самообладанием.
Для неформальных лидеров группы стиль поведения деструктивный, а для большей части группы – конформистский (пассивный).
После урока, рассказывая коллегам о случившемся, преподаватель был полон возмущения, но в классе сумел сохранить лицо, таким образом, преподаватель сумел завершить конфликт, не пойдя на поводу у группы и настроить группу на продуктивную работу.
Данный конфликт относится к учебным конфликтам, обусловленным учебной деятельностью, возникающим по поводу выполнения учениками учебных заданий. Конфликт связан с нарушениями делового и организационного характера, со слабой учебной мотивацией учащихся (отсутствием желания учиться и интереса к учёбе в целом у некоторых учащихся).
Конфликт изначально являлся деструктивным, направленным на нарушение учебного процесса, но впоследствии, благодаря опыту преподавателя, переводится в конструктивное русло.
Для предотвращения подобных конфликтов следует выделить общие направления профилактики негативных тенденций конфликтов в образовательном учреждении.
- Систематически напоминать учащимся, что выбранная ими профессия важная и нужная в их жизнедеятельности, что все изучаемые ими дисциплины взаимосвязаны между собой, важны и нужны.
- Продолжить работу коллектива над единой методической темой «Личностно-ориентированное обучение как средство развития личности»;
- Создание благоприятного психологического климата в учебных группах;
- Усилить индивидуальную работу с неформальными лидерами группы.
- Усилить роль самоуправления в группах, проводить дни самоуправления по плану воспитательного отдела;
- Применять здоровьесберегающие технологии: не перегружать учащихся учебным материалом, чередовать виды деятельности на уроке, проводить разгрузочные пятиминутки с целью расширения их кругозора, тренировки наблюдательности и умения мыслить логически.
Например: загадайте трехзначное число АВС так, чтобы А>С и проделайте указанные действия: АВС –СВА = ДЕЖ +ЖЕД =1089, а я скажу сколько у вас получится (всегда 1089) или:
без применения калькулятора, ручки и бумаги вычислить
102 + 112+ 122 + 132+ 142 / 365 = ? - это задача с картины, написанной в 1898 году художником Богдановым-Бельским «Устный счёт».
В практике нашей работы мы рассматриваем личностно ориентированное обучение как адаптированную систему, в которой через организацию единой для всех (в рамках урока), но разнородной образовательной среды создаются условия для дифференциации учащихся на основе их личностных проявлений: познавательных интересов, потребностей, возможностей, личностно значимых ценностей и жизненных установок.
Дифференцированное обучение предполагает учёт уровня подготовки учащихся, их способностей. Обучающиеся с высокими учебными возможностями имеют достаточный объём знаний, высокий уровень активности, способности к обобщению, анализу. Они гораздо меньше, чем другие, утомляются на уроке. Работа с сильными учащимися требует тщательной подготовки при организации их учебной деятельности. На наш взгляд, работа с сильными учащимися должна идти не по пути увеличения объёма знаний, а за счёт разнообразия заданий, что не только обеспечивает занятость на уроке, но и содействует формированию более прочных навыков на ходе систематического повторения пройденного, и таким образом, разнообразив учебную деятельность можно снизить процент учебных конфликтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Психологические аспекты конфликтных ситуаций в системе «Руководитель - подчиненный"
Исследование в Государственном образовательном учреждении среднего профессионально образования «Санкт – Петербургский колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии» среди руководителей ...
ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Конфликтология: проблемы, источники их возникновения и методика разрешения конфликтных ситуаций (на примере студентов 1 курса ГБПОУ СО «УрГЗК» в адаптационный период)
В настоящее время каждый человек сталкивается с разными взглядами, убеждениями и интересами людей, которые его...
Доклад «Разрешение конфликтных ситуаций»
В докладе описаны межгрупповые и межличностные конфликты, которые происходят в организациях....
Педагогические конфликтные ситуации, технологии их разрешения
Рабочая программа...
Разрешение конфликтной ситуации среди подростков с привлечением службы примирения
Служба примирения (медиации) является социальной службой, действующей на основе добровольческих усилий специалистов, педагогов, обучающихся.Жизнь внутри техникума – это сложный процесс, включающ...
Методическая разработка открытого занятия "Модели поведения проводника. Разрешение конфликтных ситуаций." МДК 01.02 Тема 2.4 Организация сервиса в пассажирских поездах
В методической разработке представлен план проведения открытого занятия и презентация по теме: "Модели поведения проводника. Разрешение конфликтных ситуаций" по МДК 01.02 Эксплуатация...