Эффективные методы разрешения конфликтных ситуаций
статья
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Колледж «ПетроСтройСервис»
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Педагог-психолог: Галстян
Лилит Самвеловна
Санкт-Петербург
2015
ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
На сегодняшний день, понятие «Дети с ограниченными возможностями здоровья» носит достаточно широкий характер.
В данной статье хотелось бы касаться учащихся с задержкой психического развития (ЗПР) и с умственной отсталостью (УО); поскольку моя профессиональная деятельность связана непосредственно с учащимися из данной категории.
ОСНОВНЫЕ ОТЛИЧИЯ
УО- органическое поражение головного мозга с повреждением структуры коры головного мозга. Дефект необратим. Стойкое нарушение познавательной деятельности. Отсутствуют аналитико-синтетические познавательные функции, при решении задач перенос алгоритмов нарушен.
ЗПР- фунционально-динамические нарушения, структура мозга не распалась, возможна минимальная мозговая дисфунция (ММД). Дефект обратим, но не на 100%, аналитико-синтетическая деятельность сравнительно сохранна, перенос алгоритмов сохранен, лучше развита способность к переработке информации.
У всех учащихся с отклонениями отмечается сниженная работоспособность вследствие возникающих у них явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости. Познавательная деятельность характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. Дефекты восприятия обнаруживаются при усложнении воспринимаемых объектов. Внимание характеризуется неустойчивостью, память ограничена в объеме и непрочна.
Наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое. Имеются также нарушения речи, незрелость эмоциональной сферы и мотивации, несформированность произвольного поведения.
Они оценивают свои нарушения субъективно. Эта оценка определяется реакцией окружающих, несоответствием своих запросов действительности, умственными возможностями, психической чувствительностью, возрастом.
В подростковом возрасте кроме интеллектуальной недостаточности на первый план выступает незрелость личности, которая проявляется в неспособности самостоятельно решать житейские ситуации, в не критичности поведения, в неадекватных притязаниях.
Особое значение имеет социальная адаптация первокурсников- процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния учащегося с окружающим миром, приспособление его к изменившейся среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определенных социально-психологических общностях, установление соответствия поведения принятых в них нормам и правилам.
К сожалению количество этих детей с каждым годом увеличивается, они меняются, причем в худшую сторону. Причины разнообразны, в частности проблемы в нашем обществе, которая носит нестабильный, и неустойчивый характер.
Поэтому необходимо:
- Развитие познавательной активности учащихся
- Развитие общекультурных умений (приемов анализа, сравнения, обобщения, действий группировки и классификации).
- Нормализация учебной деятельности, воспитание самоконтроля
- Использование материалов, способствующих максимальной активизации познавательной и максимальной деятельности учащихся и предотвращение утомления.
Арсенал приемов и средств разнообразен: чередование умственной и практической деятельности; учебный материал четко структурировать, систематизировать, применение интересного и красочного наглядного материала; побольше практических примеров.
- Стремиться к тому, чтобы по возможности быстрее прейти от руководства к такому типу взаимоотношений, при котором подросток будет сам принимать решение о необходимости какого-либо действия, т.е. выработка умения действовать самостоятельно, брать на себя ответственность.
- Поддерживать инициативу, подхватывать ее для развития чувства собственного достоинства, повышение уверенности в себе.
- Понимать, что у подростков с УО ограничены возможности переноса действий из одной ситуации в другую, аналогичную. Часто случается, что в одном месте они ведут себя в соответствии с правилами, но, если место меняется, они становятся беспомощными.
- Очень важную роль играет многократное повторение информации, которая должна быть выражена в понятной форме, не допустимы сокращения.
- Применить индивидуальный подход в обучении и воспитании к каждому.
- Психокоррекция поведения: развитие эмоционально-волевой сферы; социальная профилактика, формирование навыков общения, правильного поведения.
НАИВАЖНЕЙШЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЕТ- ОСОБЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ, ДОБРОТА И ВЕРА ПЕДАГОГА В УЧАЩИХСЯ; МАСТЕРСТВО; ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ; КУЛЬТУРА; СОЗДАНЕ СИТУАЦИИ УСПЕХА, СОПЕРЕЖИВАНИЕ; ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА, КОТОРАЯ СПОСОБСТВУЕТ ПОВЫШЕНИЮ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ И УСПЕШНОСТИ В ОБУЧЕНИИ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Психологические аспекты конфликтных ситуаций в системе «Руководитель - подчиненный"
Исследование в Государственном образовательном учреждении среднего профессионально образования «Санкт – Петербургский колледж физической культуры и спорта, экономики и технологии» среди руководителей ...
ПРОЕКТ НА ТЕМУ: «Конфликтология: проблемы, источники их возникновения и методика разрешения конфликтных ситуаций (на примере студентов 1 курса ГБПОУ СО «УрГЗК» в адаптационный период)
В настоящее время каждый человек сталкивается с разными взглядами, убеждениями и интересами людей, которые его...
Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде
Методы разрешения кофликтных ситуаций в образовательной среде...
Доклад «Разрешение конфликтных ситуаций»
В докладе описаны межгрупповые и межличностные конфликты, которые происходят в организациях....
Педагогические конфликтные ситуации, технологии их разрешения
Рабочая программа...
Разрешение конфликтной ситуации среди подростков с привлечением службы примирения
Служба примирения (медиации) является социальной службой, действующей на основе добровольческих усилий специалистов, педагогов, обучающихся.Жизнь внутри техникума – это сложный процесс, включающ...
Методическая разработка открытого занятия "Модели поведения проводника. Разрешение конфликтных ситуаций." МДК 01.02 Тема 2.4 Организация сервиса в пассажирских поездах
В методической разработке представлен план проведения открытого занятия и презентация по теме: "Модели поведения проводника. Разрешение конфликтных ситуаций" по МДК 01.02 Эксплуатация...