МДК 02.01.08 Сестринский уход в офтальмологии. Тема: «Сестринский уход при неотложных состояниях в офтальмологии»
учебно-методический материал
МДК 02.01.08 Сестринский уход в офтальмологии.
Тема: «Сестринский уход при неотложных состояниях в офтальмологии»
|
1.Пояснительная записка………………………………………………………...…….…..4
2. Рекомендации для студентов по работе с учебным пособием………..…...…....……6
3. Информационный материал
3.1. Сестринская неотложная помощь при повреждениях органа зрения: контузии век и глаза, непрободном ранении, прободном ранении, инородном теле конъюнктивальной полости, ожогах………… …..….…………………….…………….7
3.2. Осложнения со стороны глаз и неотложная помощь при общих, инфекционных и паразитарных заболеваниях…………………………………………...………………….10
3.3. Понятие о слепоте и вопросы трудоустройства слабовидящих. Реабилитация слабовидящих и слепых . ………………………………………………………….…....12
3.4. Инвалидность по зрению. Вопросы трудоустройства и обучения в школе слепых и слабовидящих…………………………………………………….………………..……14
4. Самоконтроль………………………………………………………….……………..…15
5. Алгоритмы практических манипуляций………………………………………...…....23
6. Эталоны ответов………………………………………………………………..……....26
7. Список используемой литературы…………………………………………..……...…31
Скачать:
Предварительный просмотр:
ШЕНТАЛИНСКИЙ ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МЕД. КОЛЛЕДЖ» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ МДК 02.01.08 Сестринский уход в офтальмологии. Тема: «Сестринский уход при неотложных состояниях в офтальмологии» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 060501 «СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО» ШЕНТАЛА 2016 |
Одобрено ЦМК Составлено в соответствии с
«Обще-профессиональных федеральными
Государственными требованиями к дисциплин и профессиональных
модулей» минимуму содержания и уровню
подготовки выпускников по
специальности:
060501 Сестринское дело
Председатель ЦМК: Зав. отделом по УР:
«___»____________2016 г. «___»___________2016 г.
________ Н.В. Павлова ________ Е.В. Курганская
Методист:
«____»__________2016 г.
_________А.Д. Богданова
Составитель: Гарифуллина Д.А.
Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………………………...…….…..4
2. Рекомендации для студентов по работе с учебным пособием………..…...…....……6
3. Информационный материал
3.1. Сестринская неотложная помощь при повреждениях органа зрения: контузии век и глаза, непрободном ранении, прободном ранении, инородном теле конъюнктивальной полости, ожогах………… …..….…………………….…………….7
3.2. Осложнения со стороны глаз и неотложная помощь при общих, инфекционных и паразитарных заболеваниях…………………………………………...………………….10
3.3. Понятие о слепоте и вопросы трудоустройства слабовидящих. Реабилитация слабовидящих и слепых . ………………………………………………………….…....12
3.4. Инвалидность по зрению. Вопросы трудоустройства и обучения в школе слепых и слабовидящих…………………………………………………….………………..……14
4. Самоконтроль………………………………………………………….……………..…15
5. Алгоритмы практических манипуляций………………………………………...…....23
6. Эталоны ответов………………………………………………………………..……....26
7. Список используемой литературы…………………………………………..……...…31
- Пояснительная записка.
Данное учебно-методическое пособие составлено в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом по специальности среднего профессионального образования 060501 Сестринское дело и рабочей программы профессионального модуля ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах и предназначено для организации самостоятельной работы студентов при изучении темы «Сестринский уход при неотложных состояниях в офтальмологии».
Основная цель учебно-методического пособия – организовать и повысить качество самоподготовки студентов, а также оптимизировать проведение занятий по ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах, МДК 02.01.08 Сестринский уход в офтальмологии, тема: «Сестринский уход при неотложных состояниях в офтальмологии».
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
– осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях;
- проведения реабилитационных мероприятий в отношении пациентов с различной патологией
уметь:
- готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;
- осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях;
- консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;
- осуществлять реабилитационные мероприятия в пределах своих полномочий в условиях ПМСП и стационара;
- осуществлять фармакотерапию по назначению врача;
- проводить комплексы упражнений лечебной физкультуры, основные приемы массажа;
- проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента;
- осуществлять паллиативную помощь пациентам;
- вести утвержденную медицинскую документацию;
знать:
- причины, основные клинические проявления и симптомы заболеваний;
- возможные осложнения и их профилактику;
- методы диагностики проблем пациента;
- организацию и оказание сестринской помощи;
- подходы к лечению, уходу, принципам рационального и диетического питания;
- пути введения лекарственных препаратов,
- роль сестринского персонала при проведении реабилитационных процессов – виды, формы и методы реабилитации,
- правила использования оборудования, аппаратуры, изделий медицинского назначения.
В процессе освоения ПМ студенты должны овладеть профессиональными компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1. | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств |
ПК 2.2. | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса |
ПК 2.3. | Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами |
ПК 2.4. | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования |
ПК 2.5. | Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделиями медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса |
ПК 2.6. | Вести утвержденную медицинскую документацию |
ПК 2.7. | Осуществлять реабилитационные мероприятия |
В учебно-методическом пособии представлены информационный материал, задания различных уровней сложности: тестовые задания, ситуационные задачи, алгоритмы практических манипуляций, задания по сестринскому процессу, рекомендации по работе с пособием, эталоны ответов к самоконтролю, список используемой литературы.
Знания и умения, полученные студентами после изучения темы, позволят выпускнику применять их в повседневной деятельности медсестры при работе в лечебно-профилактических учреждениях.
- Рекомендации для студентов по работе с учебным пособием.
Как работать с учебно – методическим пособием.
Учебно – методическое пособие предназначено для оказания методической помощи преподавателям медицинских колледжей, а так же для самостоятельной подготовки студентов к теоретическим и практическим занятиям. Учебно – методическое пособие призвано помочь студентам в организации усвоения нового учебного материала, в его систематизации и закреплении полученных знаний. Сначала следует внимательно прочитать изучаемый теоретический материал, затем просмотреть задания и вопросы, предложенные к теоретическому материалу в учебно – методическом пособии, формулируя устно краткие ответы, и таким образом оценить степень усвоения вами учебного материала. При затруднении в ответе, на какой – то вопрос следует вернуться к тексту пособия и с его помощью выполнить это задание устно. После чего уже без помощи пособия письменно оформить ответы в рабочей тетради.
Желаю успеха!
3.Информационный материал.
3.1. Сестринская неотложная помощь при повреждениях органа зрения: контузии век и глаза, непрободном ранении, прободном ранении, инородном теле конъюнктивальной полости, ожогах.
1.Контузии век могут быть следствием ушибов различными тупыми предметами. Они могут быть получены и при падении. Тяжелые ушибы век обычно сопровождаются и нарушением целости кожи, т. е. сочетаются с ранениями. При ушибах средней тяжести основные изменения век выражаются в подкожных или в подконъюнктивальных кровоизлияниях, повреждениях мышц или нервов век. Это приводит к нарушению функции век. Вследствие ушиба могут возникнуть отек век, опущение верхнего века, зияние глазной щели и другие изменения. При легких ушибах обычно наблюдаются покраснение кожи и слабый отек век, которые быстро проходят без последствий. Неотложная помощь при тяжелых ушибах, сочетающихся с нарушением целостности век, оказывается, по описанным выше правилам оказания помощи при ранениях век. И здесь также важнейшей задачей является предотвращение внедрения в ткани века инфекции. Так как наиболее благоприятные результаты в смысле восстановления функций век и косметики получаются при ранней хирургической обработке ран век, очень важно как можно быстрее доставить пострадавшего в глазной стационар.
2.Контузии глаз. Прямые и непрямые контузии глаза. Клиника ( признаки ) контузии глаза. Неотложная ( первая ) помощь при контузии глаза. Контузии глаз отличаются от ранений тем, что при них преимущественно повреждаются не наружные структуры глаза, а внутреннее содержимое и его оболочки. Контузия глазного яблока возникает в результате удара по глазу тупым предметом, либо при падении и ударе глазом о подлежащий предмет. Объем повреждения зависит от массы, скорости предмета, локализации удара и консистенции подлежащего предмета. Различают контузии прямые, т. е. при непосредственном действии на глаз, и непрямые, вследствие сотрясения туловища и черепа (падение, ударная волна при взрывах). Прямые контузии глаза. При них происходит прямой удар по оси глаза непосредственно спереди назад. Так как содержимым глаза являются жидкие и полужидкие среды, то удар, помимо тупой травмы, вызывает возникновение внутри глаза гидродинамической волны. Такое взаимосочетание повреждающих факторов может вызвать разрывы сосудов глазных оболочек с образованием кровоизлияния в переднюю камеру, в стекловидное тело, а также в ткань радужки, ресничного тела, сетчатки. Возможны разрывы тканей всех упомянутых оболочек, а при особо тяжелых случаях бывают и разрывы наружных оболочек — роговицы, склеры или их обоих одновременно (П. И. Лебехов, 1982).
Клиника ( признаки ) контузии глаза. При контузии век, конъюнктивы и глазницы основным симптомом является тупая боль, инъекция конъюнктивы и кровоизлияния в подкожную клетчатку век. При ушибе роговицы развивается ее отек, что клинически сопровождается ухудшением зрения на фоне диффузного помутнения роговицы. В результате контузии могут возникнуть острые эрозии роговицы, весьма разнообразные по величине и глубине поражения. Обычно такие эрозии не оказывают заметного влияния на остроту зрения, и процесс их эпителизации заканчивается за 3—4 дня. Неотложная ( первая ) помощь при контузии глаза Больному необходимо закапать в глаз 30% р-р сульфацил-натрия, наложить бинокулярную повязку. При необходимости произвести местное и общее обезболивание.
Первая помощь при ранении глазного яблока
В зависимости от глубины повреждения фиброзной оболочки ранения глаза разделяют на непрободные и прободные. Непрободными называют такие, при которых наружная стенка глаза повреждается не насквозь. При повреждении ее на всю толщину ранение называется прободным. Разделяются ранения также и по локализации повреждения - на ранения роговицы, ранения склеры и роговично-склеральные ранения.
3.Непрободные ранения роговицы
Возникают от механического воздействия ранящих предметов, начиная от мельчайших осколков металла, стекла, до таких крупных предметов, как ножи, ножницы, стамески и др. При ранениях роговицы мелкими осколками, например отлетающими от обрабатываемых деталей, крупицами абразивов, частицами разрывающихся патронов, запалов и других взрывоопасных предметов, в толще ее ткани могут остаться единичные или множественные инородные тела. Диагностика. Жалобы на колющие боли, ощущение песка в глазах, светобоязнь, слезотечение, ухудшение зрения. Эти ощущения пациент испытывает как в том случае, когда действительно в роговице имеются инородные тела, так и в тех, в которых имеется лишь рана (или раны) роговицы без инородных тел. Объективно определяются светобоязнь, слезотечение, спастическое сокращение век (блефароспазм). Так как врач не может сразу отличить эти симптомы от признаков внедрения инородного тела в конъюнктивальный мешок, при котором тоже травмируется роговица, то осмотр глаза следует начинать без предварительного обезболивания. Однако как только в роговице обнаружатся нарушения ее целости или инородные тела, следует сразу же закапать обезболивающие капли (раствор дикаина 0,25 % или 0,5 %, раствор новокаина, тримекаина либо лидокаина 4 - 5%). Первая помощь. На месте происшествия - закапывание обезболивающих капель - 0,25% -0,5% раствора дикаина, 4% -5% раствора новокаина, тримекаина либо лидокаина, а также капель 10% -30% раствора сульфацил-натрия (альбуцида). При возобновлении болей в пути - повторное закапывание обезболивающих капель. Срочная доставка пострадавшего в глазной стационар.
Непрободные ранения склеры Для врача скорой помощи они не имеют столь существенного значения, как непрободные ранения роговицы. Диагностика. В отличие от аналогичных ранений роговицы, в которой кровеносных сосудов нет, характеризуются тем, что при них обычно наблюдается кровотечение из раны. Боли бывают незначительными или вовсе отсутствуют. Первая помощь. Та же, что и при непрободных ранениях роговицы. Учитывая, что врач скорой помощи не может быть уверен в том, что он под диагнозом "непрободное ранение" не пропустил прободное ранение глаза, необходимо проявлять особую осторожность, чтобы при разведении век (для осмотра раненого глазного яблока) не увеличить тяжесть повреждения глаза. Механизм возникновения прободных ранений глаз тот же, что и непрободных ранений. Только сила воздействия на глаз ранящих орудий больше, чем при непрободных ранениях. Здесь также имеются существенные различия между ранениями роговицы и склеры, однако в отличие от непрободных ран роговичные и склеральные раны в абсолютном большинстве случаев примерно в одинаковой степени угрожают гибелью глаза.
4. Прободные ранения роговицы. Встречаются почти в 2 раза чаще, чем прободные ранения склеры, так как роговица защищена от повреждений только веками, тогда как склеру защищают костные стенки глазницы. Диагностика. Жалобы на боли в глазу, слезотечение, светобоязнь, ухудшение или потерю зрения. Существуют абсолютные (несомненные, прямые, достоверные) и относительные (сомнительные, косвенные, недостаточно достоверные) признаки прободного ранения. Они распространяются как на роговичные, так и на склеральные ранения. К абсолютным признакам относятся:
- зияние краев раны фиброзной оболочкой глаза, проходящей через всю ее толщину;
- наличие на поверхности глаза выпавших внутренних оболочек или содержимого глаза;
- наличие инородного тела внутри глаза.
К относительным признакам принадлежат:
- кровоизлияние в переднюю камеру;
- деформация и смещение зрачка;
- нарушение целости радужки;
- помутнение хрусталика;
- кровоизлияние в стекловидную камеру;
- снижение внутриглазного давления.
Первая помощь. Внутримышечно - разовая доза антибиотика широкого спектра действия, а при болях - разовая доза анальгетика. Внутрь - таблетка сульфалена, сульфадиметоксина либо сульфапиридазина. За веки раненого глаза - капли 10 - 30% раствора сульфацил-натрия (альбуцида), 0,2% раствора левомицетина, 0,25%-0,5% раствора дикаина. Асептическая сухая повязка на раненый глаз. При необходимости перед наложением повязки производят туалет кожи век и смазывают ее 1 % спиртовым раствором бриллиантового зеленого. Срочная доставка раненого в глазной стационар на носилках. Больной должен лежать на боку, на стороне раненого глаза. Если предоставляется возможность выбора глазного стационара, то необходимо выбирать более квалифицированный.
5.Инородные тела конъюнктивы: симптомы, диагностика, лечение
Инородные тела слизистой глаза чаще всего представлены мелкими предметами: песчинками, частицами земли, металла, угля, камня, волосками, ресницами, жесткими волокнами некоторых растений и т. д. В зависимости от силы внедрения инородные тела глаза могут оставаться на поверхности конъюнктивы или проникать в слизистую.
При нарушении целостности конъюнктивы инородное тело глаза вызывает образование инфильтрата или грануляции из лимфоцитов, гигантских и эпителиоидных клеток, напоминающей туберкулез конъюнктивы. Своевременно неудаленное инородное тело конъюнктивы может инкапсулироваться. Инородные тела слизистой глаза сопровождаются слезотечением, болью, светобоязнью, дискомфортом, блефароспазмом, конъюнктивитом. Выраженность конъюнктивальной инъекции может быть различной.
Диагностика инородного тела проводится в ходе тщательного наружного осмотра слизистой глаза с выворотом век. Рефлекторные мигательные движения и усиленное слезоотделение способствует перемещению свободно лежащих инородных тел глаз по конъюнктивальной полости; чаще всего частицы и осколки задерживается в бороздке, расположенной вдоль края века.
Поверхностно лежащие инородные тела глаз удаляют с конъюнктивы влажным ватным тампоном, смоченным в антисептическом растворе, или путем струйного промывания конъюнктивальной полости. При внедрении инородных тел глаз в ткани в полость конъюнктивы закапывают 0,5% р-р дикаина, затем посторонний предмет удаляют с помощью иглы, пинцета или желобоватого долотца. После извлечения инородного тела глаза назначают инстилляции раствора и закладывание мази сульфацил-натрия за веки в течение 3-4 дней.
После удаления инородного тела конъюнктивы явления раздражения глаза довольно быстро регрессируют; зрительная функция не страдает.
6.Термические ожоги глаз. Патогенез, клиника (признаки) химического ожога глаз. Термические ожоги глаз обычно бывают легкой или средней степени тяжести, так как при воздействии повреждающего фактора происходит рефлекторное сжатие век. При таком поражении обычно больше страдают веки. Реже встречаются варианты тяжелых контактных ожогов — они возникают при ожоге паром, горячими жидкостями, при непосредственном попадании в глаз раскаленного металла, открытого пламени и др. Термические ожоги могут сопровождаться ранением или контузией глаза, внедрением в кожу век, конъюнктиву, роговицу частиц пороха или металла. Неотложная ( первая ) помощь при термическом ожоге глаза Неотложная помощь начинается с быстрого охлаждения глаза холодной проточной водой и устранения повреждающего фактора (при его наличии) ватным тампоном, пинцетом, инъекционной иглой и др. Следует помнить, что при термических ожогах фосфором частицы данного вещества продолжают гореть в любом месте, даже под водой, поэтому их необходимо срочно удалить из конъюнктивального мешка механическим путем (например, пинцетом), или вымыть струей воды. При необходимости проводится местное (дикаин) и общее (например, промедол, омнопон) обезболивание. Кожа век и вокруг глаза обрабатывается 1% спиртовым раствором бриллиантового зеленого или смазывается 1% синтомициновой эмульсией. При ожоге конъюнктивы и роговицы в глаза закапывают дезинфицирующий 30% р-р сульфацил-натрия или 0,5% р-р левомицетина, и закладывают одну из дезинфицирующих мазей: 30% сульфацил-натрия, 1% тетрациклина или хлортетрациклина, или 1% синтомициновую эмульсию. Стерильная повязка. Вводится противостолбнячная сыворотка и анатоксин. Срочная госпитализация в специализированный стационар.
Химические ожоги глаз Химические ожоги глаз встречаются в сельском хозяйстве, быту и на производстве. В сельском хозяйстве ожоги происходят преимущественно жидкими инсектицидами, гербицидами или органическими удобрениями. В бытовых условиях ожоги глаз вызываются в основном препаратами бытовой химии (краски, аэрозоли, силикатный клей, стиральные порошки и др.). На производстве наиболее частыми являются ожоги кислотами (серная, соляная, уксусная и др.), из щелочей на первом месте находится известь, затем едкий натр (каустическая сода), аммиак, едкий калий, канцелярский клей и др. Патогенез химического ожога глаз. При воздействии кислоты происходит денатурация белка и образуется коагуляционный некроз, препятствующий дальнейшему распространению кислоты. Механизм повреждающего действия щелочей заключается в том, что они, омыляя жиры и жиро-подобные вещества клеточных мембран, приводят к растворению (колликвации) белков и быстро проникают в клетки и межклеточную ткань. В связи с этим велико значение быстроты и активности первой помощи пострадавшим. Клиника химического ожога глаз. При любом химическом ожоге больной предъявляет жалобы на резкую боль в глазу, слезотечение, светобоязнь и снижение зрения. При осмотре выявляется блефароспазм, гиперемия и отек окружающей глаз кожи и конъюнктивы. Ожог глаз может сочетаться с ожогом любых частей лица и тела.
3.2. Осложнения со стороны глаз и неотложная помощь при общих, инфекционных и паразитарных заболеваниях
При многих инфекционных заболеваниях поражается и орган зрения. Грипп, характеризующийся острым началом, непродолжительным течением с явлениями общей интоксикации и вовлечением в процесс слизистой оболочки дыхательных путей, может вызвать воспаление различных тканей глаза. Более всего в таких случаях страдают роговица (наружная прозрачная оболочка) и сосудистый тракт (радужная оболочка, цилиарное тело и сосудистая оболочка). Происходят реактивация вируса герпеса в организме и развитие герпеса глаза. В начальном периоде гриппа глаза краснеют, появляются светобоязнь и слезотечение. На поверхности слизистой оболочки век отмечаются фолликулы или высыпания свежих пузырьков, которые при обратном развитии не оставляют рубцовых изменений. В дальнейшем могут возникнуть воспаления наружной, белочной оболочки глаза (склеры), сосудистого тракта, сетчатки, зрительного нерва и пр. Воспаление склеры развивается чаще всего в передних частях. Оно бывает поверхностным (эписклерит) и глубоким (склерит). При эписклерите на ограниченном участке склеры появляется припухлость в виде бугорка, болезненного при прикосновении. Бугорок красный, с фиолетовым оттенком. В дальнейшем он полностью рассасывается, иногда же на его месте остается серовато-аспидное пятно. Нередко при рассасывании воспалительного очага в одном месте в другом образуется новый очаг. Так может быть поражена вся роговая оболочка. Довольно часто воспаляются оба глаза. Зрение обычно не страдает.
При склерите наблюдаются светобоязнь и боли в глазу, более выражены воспалительные явления. Обычно развивается 1, реже одновременно 2 или несколько очагов воспаления, имеющих вид бугорка. Нередко процесс распространяется на роговую оболочку и осложняется иридоциклитом, т. е. заболеванием цилиарного (ресничного) тела и радужной оболочки. При воспалении роговой оболочки (кератит) на ее поверхности появляются пузырьки, едва достигающие размера булавочной головки. Они лопаются, образуя поверхностные язвочки, вяло заживающие и оставляющие после себя помутнения. Чувствительность роговицы бывает сниженной или даже отсутствует. Под воздействием различных микроорганизмов может возникнуть глубокая гнойная язва, осложняющая течение болезни и приводящая к снижению остроты зрения, а в некоторых случаях к полной слепоте. Для ирита (воспаление радужной оболочки) и иридоциклита характерны светобоязнь, чувство жара в глазу и боли, усиливающиеся в ночное время, покраснение. Отмечается болезненность глазного яблока при его ощупывании в области цилиарного тела, что соответствует лимбу— месту перехода роговицы в склеру.
Гриппозный иридоциклит гнойного характера отличается тяжелым течением. Возникает абсцесс стекловидного тела. Появляется отек век и конъюнктивы. Развивается гнойное воспаление внутренних оболочек глаза (эндофтальмит), приводящее к слепоте. Вслед за этим развивается гнойная инфильтрация всех оболочек глазного яблока (панофтальмит). Воспалительные явления в глазу еще более выражены, сопровождаются сильными болями в нем и соответствующей половине головы. Глазное яблоко может выпячиваться (экзофтальм).
При прогрессировании процесса гнойные массы могут вызвать прободение склеры. После этого развивается атрофия глазного яблока. Оно сморщивается и превращается в бесформенный комочек. Если в процесс вовлекается сосудистый тракт и одновременно поражается роговица (кератоувеит), развиваются инфильтраты в различных ее слоях, изъязвления, а на задней поверхности появляются отложения, имеющие вид серых точек (преципитаты). Экссудация из сосудов, наблюдающаяся при воспалении, затушевывает рисунок радужки, она изменяет свой цвет, гиперемирована. Влага в передней камере мутнеет. Наблюдается и помутнение стекловидного тела. В дальнейшем экссудат может рассосаться.
При прогрессировании болезни продукты воспаления, богатые фибрином, попадают на заднюю поверхность радужной оболочки, которая соприкасается с передней поверхностью хрусталика. Между ними образуются спайки — задние синехии. Зрачок теряет округлую форму и в этом месте не может расширяться. Возможно и заращение зрачка — окклюзия. Это очень опасно, так как может повыситься внутриглазное давление и развиться вторичная глаукома. Происходит и помутнение хрусталика.
Корь, относящаяся к группе острых инфекций и проявляющаяся повышением температуры, катаром верхних дыхательных путей, пятнисто-папулезной сыпью, конъюнктивитом, может привести и к более тяжелым осложнениям со стороны глаз. Возбудитель кори (вирус) проникает в организм через дыхательные пути. Уже в начальном катаральном периоде наблюдаются судорожное сжатие век (блефароспазм), их отек, светобоязнь, слезотечение, конъюнктивит. Может развиться поверхностное воспаление роговицы. У ослабленных больных оно протекает тяжело и иногда сопровождается ее прободением. В исходе формируются помутнение роговицы, ее выпячивание (стафилома) и даже атрофия глазногояблока. К более редким осложнениям относятся ирит, иридоциклит, флегмона орбиты, дистрофия сетчатки, а в связи с менингитом — неврит зрительного нерва с исходом в атрофию.
Краснуха тоже вызывает поражение глаза. Уже с первых дней заболевания обнаруживается конъюнктивит. Реже возникают кератит и множественные мелкие очаги в центральной части сетчатки. Заболевание краснухой женщин в первые месяцы беременности может явиться причиной возникновения у плода пороков развития глазного яблока: колобомы внутренних оболочек, помутнения роговицы, врожденной глаукомы, пигментной дегенерации сетчатки, катаракты.
Ветряная оспа, возбудителем которой является вирус из группы герпес-вирусов, характеризуясь повышением температуры, умеренной интоксикацией, пятнисто-папулезной сыпью, отражается и на состоянии глаз. Иногда высыпания бывают на коже век, конъюнктиве и роговице, вызывая кератит. Редко возникают иридоциклит, неврит зрительного нерва, ретинит, хориоретинит, поражение слезоотводящих путей. При осложнении энцефалитом возможны расширение зрачков (мидриаз), птоз, паралич глазодвигательных нервов, неврит зрительного нерва, преимущественно отрезка его, расположенного позади глазного яблока, и пр. Поражение зрительных нервов может закончиться атрофией, приводящей к слепоте.
Вирус простого герпеса при первичном инфицировании (чаще в раннем детстве) размножается в тканях организма, что вызывает проявления, связанные с поражением слизистых оболочек, кожи, иногда печени, мозга и других органов. В большом количестве вирус находится в содержимом герпетических пузырьков и слюне больного. Заражение происходит контактным или воздушно-капельным путем. Носитель вируса — человек. После клинического выздоровления этот вирус в организме может длительное время находиться в неактивном состоянии. Развитию заболевания способствуют охлаждение, перегревание, физическая, психическая травмы и другие инфекции (грипп, пневмония).
Наблюдаются герпетические дерматит век, блефарит, конъюнктивит, эпителиальный кератит — древовидный и картообразный, кератит стромальный — герпетическая язва роговицы, дисковидный кератит, кератит эндотелиальный, кератоувеит, ирит, иридоциклит, хориоретинит, неврит, ретинит и кератопатия. Возникновению герпетического дерматита предшествуют повышение температуры, головная боль, озноб. На различных участках кожи век и по ресничному краю их появляются мелкие герпетические пузырьки, при которых отмечаются зуд, жжение, дергающая боль.
Герпетический конъюнктивит характерен длительным, вялым течением, склонностью к рецидивам. Процесс обычно односторонний. При этом часто имеются высыпания пузырьков герпеса на коже век и крыльях носа. Общими проявлениями герпетического кератита являются снижение или полное отсутствие чувствительности роговицы, склонность к рецидивам. При эпителиальном герпетическом кератите в поверхностном эпителиальном слое роговицы появляются мелкие точечные серые инфильтраты, которые, сливаясь, распространяются по ходу ее нервных волокон и образуют инфильтрат в виде ветви дерева или принимают характер картообразного помутнения. Инфильтраты могут появляться и распространяться по поверхности и в строму. Нередко в процесс вовлекаются радужная оболочка, цилиарное тело, тогда развиваются ирит или иридоциклит, которые характеризуются длительным, вялым течением. Герпетический неврит вызывает снижение адаптации к темноте, нарушения полей зрения. При нем отмечается инфильтрация диска зрительного нерва и прилегающей сетчатки. Герпетическая кератопатия представляет собой остаточные явления после перенесенного основного процесса. Наблюдаются шероховатость и приподнятость эпителия, склонность к образованию пузырей, отек и утолщение стромы, отложение пигмента на задней ее поверхности, отсутствие или снижение чувствительности. Герпетические поражения роговицы и глубоких тканей глаза приводят к снижению зрения и даже слепоте.
Профилактика малярии состоит в борьбе с переносчиками инфекции, защите тела от укусов комаров, а также в раннем выявлении и лечении больных.
В период эпидемии гриппа лицам, переболевшим герпесом глаз, следует с профилактической целью закапывать препараты интерфероногена и интерферона. Кроме того, противорецидивный метод включает применение герпетической вакцины (курсы внутрикожного введения), когда нет признаков обострения болезни.
Заболевшие герпесвирусной или аденовирусной инфекцией подлежат срочной изоляции. Для дезинфекции рук используется 1 % раствор хлорамина. На это должен обратить внимание средний медицинский персонал в своей повседневной практической и профилактической работе.
3.3 Понятие о слепоте и вопросы трудоустройства слабовидящих. Реабилитация слабовидящих и слепых.
Под остротой зрения, подразумевается способность глаза видеть раздельно две светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения принимается способность различать детали объекта под углом зрения, равным одной минуте. В зависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу при использовании обычных средств коррекции (очки) выделяются:
1) слепые - острота зрения от 0 до 0,04 включительно;
2) слабовидящие - острота зрения от 0,05 до 0,2.
Среди лип, относящихся к категории слепых, принято выделять:
1) абсолютно или тотально слепых;
2) частично или парциально слепых, имеющих либо светоощущение (способность различать свет и тьму), либо форменное зрение (возможность различения форм, то есть выделения фигуры из фона), острота которого варьируется от 0,005 до 0,04.
Другим важнейшим условием нормального видения является поле зрения, то есть пространство, все точки которого видны одновременно при неподвижном взгляде. В норме поле бинокулярного Зрения для белого цвета по горизонтали равно 180°, а по вертикали - 110°. Для красного, синего и зеленого цвета поле зрения постепенно сужается, еще большее его сужение наблюдается при предметном зрении. Обычно резким снижениям остроты зрения сопутствует нарушение поля зрения, однако и самостоятельные серьезные нарушения ноля зрения ведут к слепоте и слабовидению. Например, лица с сужением поля зрения до 10° относятся к практически слепым (инвалиды 1 группы), так как этот дефект существенно затрудняет их деятельность.
Большое значение для развития психики имеет время наступления слепоты. Временной параметр настолько важен, что слепые дифференцируются по нему на две группы: слепорожденные и ослепшие. К первой группе относят лиц, потерявших зрение до становления речи, то есть приблизительно до трех лет, и не имеющих артельных представлений, ко второй - ослепших в последующие периоды жизни и сохранивших в той или иной мере зрительные образы памяти. Совершенно очевидно, что, чем позже нарушаются функции зрения, тем меньшим оказывается влияние аномального фактора на развитие и проявление различных сторон психики. Но вместе с тем изменяются, ограничиваются в связи с возрастным снижением пластичности и динамичности центральной нервной системы возможности компенсаторного приспособления
Включение инвалидов по зрению в общественно полезный труд является одной из основных задач реабилитационной работы. Успешное выполнение деятельности является важнейшим показателем скомпенсированности дефекта, преодоления дезадаптации, вызванной нарушениями зрения.Общественная по своей природе трудовая деятельность является основным фактром интеграции инвалидов по зрению в обществе. Однако процесс вовлечения инвалидов по зрению в трудовую деятельность, приобщения их к общественно полезному труду наталкивается на определенные трудности.Прежде всего следует отметить, что организация трудовой деятельности может дать положительные результаты только при учете психофизиологических особенностей человека. Наличие дефектов зрения, часто осложненных другими соматическими нарушениями, существенно затрудняет проведение профессиональной ориентации и отбора. Существующие справочные таблицы по трудоустройству слепых и слабовидящих в известной мере позволяют преодолеть эти сложности. Но выбор доступного для инвалидов по зрению физического или умственного труда еще не решает проблемы. Для включения в деятельность и последующей социально-трудовой реабилитации необходимо преодолеть ряд психологических барьеров и вооружить инвалидов по зрению необходимыми знаниями и навыками.
Первым из таких барьеров является глубокая депрессия, возникающая как ответная реакция на слепоту или осознание дефекта, характерная для фазы бездеятельности. Именно в этот период у инвалидов по зрению формируется установка на неработоспособность. Вместе с тем нет прямой зависимости между тяжестью дефекта (тотальной или парциальной слепотой или слабовидением) и реальной работоспособностью. Указанная установка может сформироваться при любой тяжести поражения зрения. Следовательно, важнейшая задача на первом этапе реабилитации - выведение инвалида по зрению из депрессивного состояния и формирование у нero установки на работоспособность. Работа по социально-трудовой реабилитации требует также проведения специальных мероприятий, направленных на формирование у слепых и слабовидящих необходимых трудовых навыков, включая навыки контроля, развития или восстановления мобильности, навыков общения и др.
В целом социально-трудовая реабилитация складывается из системы мероприятий психолого-педагогического, социально-экономического и медицинского характера, осуществляемых на фоне активного участия инвалидов по зрению в деятельности. Результативность этих мероприятий подтверждается не только включением в производительный труд практически всех слепых и слабовидящих, но и той ощутимой пользой, которую они приносят обществу, создавая материальные и духовные ценности.
- Инвалидность по зрению. Вопросы трудоустройства и обучения в школе слепых и слабовидящих.
Медико-социальная реабилитация: Выявление лиц, не отказавшихся от набора социальных услуг и оказание содействия в обеспечении санаторно-курортным лечением на базе лечебно-профилактических учреждений РФ. Оказывать содействие в создании условий для отдыха инвалидов по зрению на базах отдыха
Оказание помощи в организации консультаций в глазных клиниках. Ежегодные медицинские осмотры инвалидов по зрению. Проведение восстановительных медицинских мероприятий (вакцинация, лечебные процедуры, физиолечение, лечебный массаж и т.д.). Диспансеризация инвалидов
Обучение (переобучение) и образование, в том числе: Обучение незрячих специалистов библиотек и школ для слепых и слабовидящих детей работе на специальных компьютерных системах, брайлевском, ауди и другом тифлоинформационном оборудовании. Профессиональная реабилитация Допрофессиональная подготовка инвалидов по зрению: - работа на компьютере,
- лозоплетение, - ремонт обуви, - вязание на спицах, - макраме.
Создание специальных рабочих мест для инвалидов по зрению с применением компьютерной технологии. Содействие в трудоустройстве. Постоянно поддерживать связь с центрами занятости населения по вопросам сохранения действующих и по созданию новых рабочих мест для инвалидов по зрению. Профориентация инвалидов по зрению и содействие в трудоустройстве. Производственная адаптация приспособление инвалида к условиям профессиональной среды (система ориентации, имеющаяся на предприятии, безопасные подходы к рабочему месту, состав социальной службы предприятия, наличие и порядок работы кабинета социальной реабилитации); приспособление инвалида к режиму и условиям труда; приспособление к характеру профессиональной деятельности, изучение используемой производственной тифлотехники. Социально-педагогическая реабилитация Обучение инвалидов пользованию техническими средствами реабилитации, в том числе полученными в рамках Федерального перечня. Оказание помощи в этом вопросе спецбиблиотекам и коррекционным образовательным школам для слепых и слабовидящих детей. Кружки по обучению письму и чтению по Брайлю. Социально-психологическая реабилитация. Социально-психологическая работа по созданию в коллективах нормального состояния взаимоотношений слепых со зрячими, с инвалидами других категорий. Социокультурная реабилитация. Физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт. Создание необходимых условий для пользования средствами связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов по зрению. Создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов по зрению к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры и пользованию средствами транспорта.
4. Самоконтроль.
- Задание.
Ситуационные задачи. Ответьте на них письменно в рабочих тетрадях.
Задача 1.
В лаборатории во время проведения химической реакции, студенту в оба глаза попала кислота. При осмотре пострадавшего вы увидели, что веки обоих глаз отечны, хемоз конъюнктивы, участки ишемии и некроза в ней. Роговица мутная, инфильтрирована, тусклая, серого цвета, окрашивается флюоресцеином. Выделения из конъюнктивальной полости слизистые.
Поставьте диагноз, окажите неотложную помощь.
Задача 2.
Больной жалуется, на попадание инородного тела в правый глаз, когда он шел по улице. Беспокоит колющая боль при движениях глаза, моргании, слезотечение, светобоязнь. При внешнем осмотре правого глаза выявлено роговичный синдром, смешанную инъекцию конъюнктивы верхней половины глазного яблока. О каком поражения правого глаза можно подумать и что следует сделать?
Задача 3.
Машиной скорой помощи к дежурному врачу городской больницы привезли слесаря, который час назад получил травму правого глаза куском железа, отскочившим от детали при ее обработке. Травмированный глаз сразу утратил зрение. При обследовании установлено, что форменное зрение правого глаза отсутствует, но больной видит свет и правильно указывает его направление. Выраженный роговичный синдром. Яркая смешанная инъекция конъюнктивы глазного яблока. На трех часах, в 4 мм от лимба, выявлена рваная рана роговицы размером 2 на 4 мм, ее края отечны. Между ними ущемлена темно-коричневая аморфная ткань. Передняя камера отсутствует. Радужка темно-коричневого цвета, подтянута к ране. Глаз при пальпации болезнен. Внутриглазное давление пальпаторно (–3).
Поставьте диагноз. Окажите неотложную помощь. Назовите дополнительные методы обследования и лечения.
Задача 4.
Мальчик в возрасте 5 лет, только что во время игры получил тупую травму в области левой орбиты. При осмотре Вы выявили отек, подкожное кровоизлияние верхнего века. Какие дополнительные исследования необходимы для установления диагноза?
Задача 5.
У женщины после автокатастрофы при осмотре глаз наблюдается отек кожи, кровоизлияние под кожу в области нижнего края орбиты справа, энофтальм со смещением и ограничением подвижности правого глазного яблока. Поставьте предварительный диагноз, назначьте необходимые дополнительные исследования.
Задача 6.
Полгода тому назад больной поранил стеклом правый глаз, который сразу утратил зрение. Неоднократно лечился стационарно, постоянно капает глазные капли в правый глаз. Но травмированный глаз продолжает болеть, часто краснеет, возникает слезотечение, светобоязнь. На протяжении последней недели возникли покраснение и болезненность в левом глазу. Острота зрения ОД = рroectio inlucis certa;
Острота зрения ОS = 0,8, не корр.
При осмотре глаз установлено: блефароспазм, светобоязнь, смешанная инъекция правого глаза. От 7 до 1 час. через всю роговицу тянется белый линейный сращенный с радужкой рубец, верхний край которого захватывает лимб и склеру. Передняя камера мелкая, неравномерной глубины. Зрачок отсутствует, радужка атрофична. Глаз при пальпации болезненный, ВГД пальпаторно – 2.
Левый глаз: умеренная перикорнеальная инъекция. Роговица в норме, передняя камера не изменена, зрачок узкий, слабо реагирует на свет, рисунок радужки не четкий, глаз при пальпации болезненный, ВГД пальпаторно в норме. Глазное дно без патологии, видно четко.
Поставьте диагноз, назначьте лечение.
- Задание.
Тестовые задания.
Инструкция по выполнению тестовых заданий: 1-7 выберите цифру, соответствующую правильному варианту ответа и запишите ее в рабочую тетрадь.
- Внутриглазное давление при проникающем ранении глаза
1) не изменяется
2) резко повышено
3) понижено
4) незначительно повышено
! 3 - При проникающем ранении глаза больному необходимо ввести парентерально
1) антибиотик широкого спектра действия
2) 40% раствор глюкозы
3) 25% раствор сульфата магния
4) 1% раствор никотиновый кислоты - Неотложная помощь при ожоге глаз кислотой
1) промыть глаза водой 10-20 минут и 0,1% раствором уксусной кислоты
2) промыть глаза водой 10-20 минут и 2% раствором гидрокарбоната натрия
3) закапать в конъюнктивальную полость 30% раствор сульфацил натрия и ввести мазь с антибиотиком
4) ввести в конъюнктивальную полость мазь с антибиотиком - Неотложная помощь при ожоге глаз щелочью
1) промыть глаза водой 10-20 минут и 0,1% раствором уксусной кислоты
2) промыть глаза водой 10-20 минут и 2% раствором гидрокарбоната натрия
3) закапать в конъюнктивальную полость 30% раствор сульфацил натрия и ввести мазь с антибиотиком
4) ввести в конъюнктивальную полость мазь с антибиотиком - Симптом, характерный для кератита
1) гнойное отделяемое из конъюнктивальной полости
2) гиперемия конъюнктивального свода
3) инфильтрат на роговице
4) чувство засоренности глаза - Признак острого дакриоцистита
1) гиперемия конъюнктивы
2) светобоязнь
3) гнойное отделяемое из верхней и нижней слезных точек
4) помутнение роговицы глаза - При травмах глаза в первую очередь необходимо произвести закапывание раствора
1) фурацилина 1: 5000
2) 30% сульфацил натрия
3) 5% новокаина
4) 0,25% сульфата цинка
3 Задание.
Запишите все этапы сестринского процесса у пациента с ранением век.
Проблемы пациента с ранением век
- Настоящие проблемы:
- __________________;
- __________________;
- __________________;
- __________________;
- __________________;
- __________________.
- Потенциальные проблемы:
- ____________________;
- ____________________.
- Приоритетная проблема:
- __________________.
Цель сестринских вмешательств:
- _______________________________________________________________.
План сестринских вмешательств | Мотивация |
1. Придать --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 1. Снятие стресса и уменьшение чувства страха |
2. Очистить рану ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 2. Проведение туалета раны |
3. Провести осмотр ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 3. Выявление --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |
4. Закапать в -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 4. Профилактика -------------------------------------------------------------------------------------------------- |
5. Наложить --------------------------------------------------------------------- | 5. Остановка ------------------------------------------ |
6. Дать внутрь ----------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 6. Профилактика --------------------------------------------------------------------- |
7. Выписать --------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 7. Для проведения хирургической обработки раны и наложения швов |
8. Противостолбнячная сыворотка по Безредке (1500—3000 ME) | 8. --------------------------------------------------------------------------------------- |
4 Задание.
Запишите все этапы сестринского процесса у пациента с проникающим ранением глазного яблока
- Настоящие проблемы:
- ______________________;
- ______________________;
- ______________________.
- Потенциальные проблемы:
- _____________________________________________________________;
- _____________________________________________________________;
- _____________________________________________________________;
- _____________________________________________________________.
- Приоритетная проблема:
- ______________________.
Данные сестринского обследования:
- глазная щель травмированного глаза сужена;
- резкий отек конъюнктивы со скопившейся под ней кровью;
- сквозная рана в фиброзной оболочке глаза;
- выпадение в рану части радужки, цилиарного тела, сосудистой оболочки, сетчатки, стекловидного тела;
- изменение глубины передней камеры;
- надрыв зрачкового края радужки;
- отверстие в радужной оболочке;
- подтягивание радужки к роговице и деформация зрачка;
- помутнение хрусталика;
- инородное тело внутри глазного яблока;
- гипотония глазного яблока.
Цель сестринских вмешательств:
- предупредить дальнейшее инфицирование глаза, создать функциональный зрительный покой и обеспечить срочную транспортировку в офтальмологический стационар.
План сестринских вмешательств | Мотивация |
1. Уложить пациента, ______________________________________________________________ | 1. Снять стресс и страх |
2. Ориентировочно проверить _____________, измерить ------, --------------------------------------------------- | 2. Контроль состояния |
3. По назначению врача: | |
— осторожно закапать -----------------------------------------------------------------------. Мазь не использовать! | 3. Профилактика развития инфекции |
4. Наложить ---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 4. Функциональный зрительный покой |
5. ----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 5. Профилактика ----------------------------------------------------------------------------------------------(срочная!) |
6. Обеспечить ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | 6. Госпитализация -------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- |
Запишите все этапы сестринского процесса у пациента при ожогах глаз
- Настоящие проблемы:
- ________________________;
- ________________________;
- ________________________;
- ________________________;
- ________________________;
- ________________________;
- ________________________;
- ________________________;
- ________________________.
- Потенциальные проблемы:
- _________________________;
- _________________________;
- __________________________;
- __________________________;
- __________________________.
- Приоритетная проблема:
- значительная боль в глазу.
Цель сестринских вмешательств:
- боль в глазу уменьшится до терпимой в течение суток.
План сестринских вмешательств | Мотивация | ||
_________________________________ | 1. Чтобы снять страх и стресс | ||
2. Определить ----------------, -------------, ---------------------, -----------------. | 2. Для контроля состояния | ||
3. По назначению врача — а) при термических ожогах: при легких ожогах:
при ожогах средней тяжести:
а затем дезинфицирующую мазь;
при тяжелых ожогах: 1. Первая помощь, как при ожогах средней тяжести | 3. Оказание неотложной помощи для ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- | ||
План сестринских вмешательств | Мотивация | ||
б) При химических ожогах: оказание помощи нужно проводить немедленно!
при легких ожогах: — за веки заложить -----------------------------------------------------------; при олсогах средней степени:
при тяжельа ожогах:
| • |
5.Алгоритмы практических манипуляций.
ПРОМЫВАНИЕ ГЛАЗА
К промыванию глаза прибегают с целью дезинфекции конъюнктивального мешка, удаления из него слизи, гноя, химических веществ при ожогах, остатков краски при тонометрии и др. Глаз промывают физиологическим раствором, раствором этакридина лактата (1:1000), пер-манганата калия (1:5000), оксицианата (1:5000), 2 % раствором борной кислоты и др. Техника промывания глаза проста. Раздвинув оба века указательным и большим пальцем левой руки, глаз промывают теплым раствором (температура 25 ° С) из ундинки, не касаясь ресниц ее концом. При промывании глаза из ундинки часть горлышка прикрывают пальцем, чем регулируют величину струи. Жидкость стекает в лоток, подставленный под подбородок.
ПОВЯЗКИ ГЛАЗНЫЕ
Показания: глазные повязки накладывают при повреждениях век и глазного яблока, после операции, для обеспечения покоя глазу. Противопоказано наложение повязки при остром воспалительном заболевании конъюнктивы. Повязки из бинтов шириной 6—7 см применяют в основном после удаления глазного яблока или операции в области орбиты. Повязка должна быть плотной, но у больного не должно быть чувства давления на глаз или стягивания под ухом. Повязка может накладываться на один глаз (монокулярная повязка) и на оба глаза (бинокулярная повязка). При наложении повязки на глаз вначале на закрытые веки помещают ватно-марлевую подушечку. Конец бинта медицинская сестра придерживает левой рукой у мочки уха на стороне больного глаза. Ватно-марлевую повязку фиксируют бинтом вокруг лба так, чтобы ход бинта был направлен в сторону здорового глаза. Затем проводят бинт под ухом со стороны больного глаза кверху, через глаз, покрывают подушечку главным образом с носовой стороны, затем по затылку и опять ведут бинт под мочку уха. Таких оборотов нужно сделать 4—5, последний тур бинта проводят вокруг лба и заканчивают повязку сбоку на противоположной стороне от больного глаза. В остальных случаях при необходимости повязки в настоящее время вместо бинтов применяют ватно-марлевые подушечки, которые укрепляют пластырем шириной 1 см.
ТУАЛЕТ ВЕК И ОБРАБОТКА КРАЕВ ВЕК АНТИСЕПТИЧЕСКИМИ РАСТВОРАМИ
1. Пациент сидит, слегка отклоняет голову кзади и смотрит вниз.
2. Большим пальцем левой руки приподнять вверх и оттянуть от глазного яблока верхнее веко.
3. Ресничный край верхнего века очистить стерильными влажными шариками от чешуек и корочек.
4. Не касаясь слизистой оболочки, обработать места выхода мейбомиевых желез ватной палочкой, смоченной бриллиантовым зеленым.
5. Пациент сидит, слегка отклоняет голову кзади и смотрит вверх.
6. Пальцами левой руки оттянуть нижнее веко.
7. Ресничный край нижнего века очистить стерильными влажными шариками от чешуек и корочек.
8. Не касаясь слизистой оболочки, обработать места выхода мейбомиевых желез ватной палочкой, смоченной бриллиантовым зеленым.
9. При попадании антисептика на слизистую оболочку внутренней поверхности века немедленно промыть это место большим количеством 0,02% раствора нитрофурала или воды для инъекций.
ПРОМЫВАНИЕ КОНЪЮНКТИВАЛЬНОГО МЕШКА
АНТИСЕПТИЧЕСКИМ РАСТВОРОМ
1. Пациент сидит, слегка отклоняет голову кпереди и прислоняет к своей щеке почкообразный лоток для сбора жидкости.
2. Пальцами левой руки раздвинуть веки.
3. Попросить пациента посмотреть вверх.
4. Сжатием резинового баллона (груши) с промывной жидкостью (вода, 0,02% раствор нитрофурала, раствор перманганата калия 1:10 000) струю направить на конъюнктиву нижнего свода, а затем под верхнее веко для промывания верхнего свода. Процедура длится не менее 5 мин.
ЗАКАПЫВАНИЕ ГЛАЗНЫХ КАПЕЛЬ В КОНЪЮНКТИВАЛЬНЫЙ
МЕШОК (ЗАКАПЫВАНИЕ ГЛАЗНЫХ КАПЕЛЬ НАЗЫВАЮТ ИНСТИЛЛЯЦИОННОЙ ТЕРАПИЕЙ)
1. Взять в правую руку пипетку с лекарством, фиксируя ее большим и указательным пальцами.
2. Пациент сидит, слегка отклоняет голову кверху и смотрит вверх.
3. Оттянуть большим пальцем левой руки нижнее веко пациента книзу.
4. Не касаясь ресниц с расстояния 2-3 см, удерживая пипетку кончиком вниз под углом 45°, закапать 1-2 капли в нижний свод глазного яблока.
5. Стерильной ватой просушить веки по направлению от наружного к внутреннему углу глаза. Вата впитывает избыток лекарства, не давая ему стекать по лицу.
6. Во избежание попадания лекарства в полость носа на 1 мин указательным пальцем прижать область слезного мешка.
ЗАКЛАДЫВАНИЕ ГЛАЗНОЙ МАЗИ В КОНЪЮНКТИВАЛЬНЫЙ МЕШОК
1. Пациент сидит, слегка отклоняет голову кзади и смотрит вверх.
2. На плоский конец стеклянной палочки набрать глазную мазь.
3. Оттянуть большим пальцем левой руки нижнее веко больного глаза книзу.
4. Погрузить лопаточку за нижнее веко так, чтобы плоскость с мазью была обращена в сторону глазного яблока.
5. Отпустить нижнее веко.
6. Попросить пациента без усилия сомкнуть веки.
7. Вывести глазную палочку из конъюнктивального свода по направлению к наружной спайке век.
8. Стерильным ватным шариком произвести легкий круговой массаж по векам, чтобы снять избыток мази и равномерно распределить мазь по глазному яблоку.
Последовательность осмотра органа зрения
Осмотр глазного яблока и его придатков производится, во-первых, с использованием яркого освещения и, по возможности, увеличительных оптических приспособлений (для этой цели могут послужить обычные очки с плюсовыми стеклами).
Во-вторых, осматривать нужно очень внимательно, не упуская деталей, последовательно переходя от поверхностных к более глубоким структурам.
В-третьих, обязательно нужно сравнивать состояние исследуемых отделов обоих глаз.
В процессе обследования осматриваются: веки — оценивают цвет и внешний вид кожи, форму, положение, рост ресниц, конфигурацию и величину глазной щели;
конъюнктива век и- глазного яблока: ее цвет, поверхность, прозрачность, отделяемое конъюнктивы. В норме конъюнктива розовая, гладкая, прозрачная, без отделяемого;
слезные органы, положение слезных точек (в норме они не видны без оттягивания века от глазного яблока), состояние кожных покровов у внутреннего угла глаза в проекции расположения слезного мешка. Нужно проверить, есть ли отделяемое из слезных точек при надавливании на эту область (в норме его нет);
положение глазного яблока в орбите, объем его движений; роговица — прозрачность, поверхность, чувствительность. В норме она прозрачная, зеркально-блестящая, сферичная, очень чувствительная;
склера — цвет, наличие очагов. В норме она белая и гладкая;
передняя камера — глубина, прозрачность влаги. В норме передняя камера равномерная, влага прозрачная;
радужная оболочка — цвет, рисунок. Здоровые радужки обоих глаз окрашены одинаково, рисунок четкий;
зрачок — положение, величина, цвет, форма, реакции. В норме он располагается в центре, имеет круглую форму, черный цвет, диаметр около 3-4 мм, живо реагирует на свет, аккомодацию и конвергенцию;
цилиарное тело — болезненность при пальпации. В норме пальпация глазного яблока безболезненна;
хрусталик — стекловидное тело (прозрачность). В норме они прозрачны, поэтому при исследовании в проходящем свете зрачок имеет яркое розовое свечение (рефлекс);
глазное дно — осматривается врачом. При его осмотре оценивают: диск зрительного нерва (форма, цвет, границы, уровень); состояние сосудов сетчатки (ход, калибр); область желтого пятна, периферию глазного дна;
внутриглазное давление оценивается пальпаторно. При регистрации полученных данных приняты следующие обозначения:
OD (oculus dexster) — правый глаз;
OS (oculus sinister) — левый глаз;
OU (oculi utriusque) — оба глаза (каждый из двух).
6. Эталоны ответов.
- задание.
Ответы на ситуационные задачи.
Задача 1. Диагноз: химический ожог конъюнктивы обоих глаз 3 степени, роговицы обоих глаз 2 степени.
Задача 2. Диагноз: Возможно инородное тело конъюнктивы верхнего века. Следует закапать раствор дикаина, вывернуть верхнее веко, удалить инородное тело пинцетом, иглой или кончиком ватного жгутика. Закапать глазные капли с антибиотиками и сульфаниламидами.
Задача 3. Диагноз: проникающее роговичное ранение с выпадением радужки правого глаза.
Неотложная помощь: промывание конъюнктивальной полости правого глаза растворами антибиотиков, сульфаниламидов. Профилактика столбняка. Наложение бинокулярной повязки. Неотложная транспортировка машиной скорой помощи больного в положении лежа на спине в областной офтальмологический травмцентр.
Дополнительные обследования – обзорная рентгенография орбит. При определении инородного тела – его рентгенлокализация.
Лечение – ургентная операция: вправление радужки, восстановление передней камеры, наложение швов на роговицу. В случае внутриглазного инородного тела - его диасклеральное удаление.
Задача 4. Визометрия, периметрия, исследование в проходящем свете, офтальмоскопия, УЗ-исследование, тонометрия.
Задача 5. Предварительный диагноз: подозрение на перелом нижней стенки правой орбиты. Необходимо провести обзорную рентгенографию орбит и придаточных пазух носа, консультацию оториноларинголога.
Задача 6. Диагноз: правый глаз – сращенный линейный корнеосклеральный рубец, посттравматический увеит, заращение зрачка; левый глаз – симпатическая офтальмия.
Лечение – неотложная энуклеация правого глаза. Противовоспалительная, десенсибилизирующая общая и местная терапия.
- задание.
Ответы на тестовые задания:
- – 3,
- – 1,
- – 2,
- – 1,
- – 3,
- – 3,
- – 3.
- задание.
Проблемы пациента с ранением век
- Настоящие проблемы:
- кровотечение;
- отек кожи век;
- подкожные кровоизлияния;
- боль;
- зияние краев раны;
- тревога за свое состояние.
- Потенциальные проблемы:
- угроза распространения инфекции;
- потеря сознания.
- Приоритетная проблема:
- кровотечение.
Цель сестринских вмешательств:
- в результате проводимых мероприятий кровотечение будет остановлено в течение 15-20 мин.
План сестринских вмешательств | Мотивация |
1. Придать пациенту удобное положение, успокоить, объяснить смысл проводимых мероприятий | 1. Снятие стресса и уменьшение чувства страха |
2. Очистить рану века банничком, дезинфицирующим раствором (3%-ной перекиси водорода) от загрязняющих ее посторонних частиц. Обработать края раны 1%-ным спиртовым раствором бриллиантового зеленого | 2. Проведение туалета раны |
3. Провести осмотр окружающих рану частей лида, тщательно осмотреть глазное яблоко, проверить остроту зрения | 3. Выявление сопутствующих повреждений костей носа и его придаточных пазух |
4. Закапать в конъюнктивальную полость по назначению врача 0,25%-ный раствор левомицетина | 4. Профилактика развития инфекции |
5. Наложить асептическую давящую повязку на рану века | 5. Остановка кровотечения |
6. Дать внутрь пациенту по назначению врача разовую дозу антибиотика | 6. Профилактика развития инфекции |
7. Выписать срочное направление в офтальмологический стационар и обеспечить транспортировку пациента | 7. Для проведения хирургической обработки раны и наложения швов |
8. Противостолбнячная сыворотка по Безредке (1500—3000 ME) | 8. Профилактика развития инфекции |
- Задание.
Проблемы пациента с проникающим ранением глазного яблока
- Настоящие проблемы:
- боль после удара по глазу;
- снижение остроты зрения;
- чувство страха.
- Потенциальные проблемы:
- выпадение внутриглазного содержимого при расхождении или увеличении зияния раны;
- эндофтальмит, панофтальмит (при проникновении микроорганизмов из конъюнктивального мешка в полость глаза с развитием гнойного иридоциклита);
- тракционная отслойка сетчатки (при кровоизлиянии в стекловидное тело из поврежденных сосудов оболочки и формировании грубых тяжей);
- развитие вялотекущего увеоневрита (симпатической офтальмии) на парном (здоровом!) глазу.
- Приоритетная проблема:
- боль в глазу после удара.
Данные сестринского обследования:
- глазная щель травмированного глаза сужена;
- резкий отек конъюнктивы со скопившейся под ней кровью;
- сквозная рана в фиброзной оболочке глаза;
- выпадение в рану части радужки, цилиарного тела, сосудистой оболочки, сетчатки, стекловидного тела;
- изменение глубины передней камеры;
- надрыв зрачкового края радужки;
- отверстие в радужной оболочке;
- подтягивание радужки к роговице и деформация зрачка;
- помутнение хрусталика;
- инородное тело внутри глазного яблока;
- гипотония глазного яблока.
Цель сестринских вмешательств:
- предупредить дальнейшее инфицирование глаза, создать функциональный зрительный покой и обеспечить срочную транспортировку в офтальмологический стационар.
План сестринских вмешательств | Мотивация |
1. Уложить пациента, успокоить, объяснить свои действия и что происходит | 1. Снять стресс и страх |
2. Ориентировочно проверить остроту зрения, измерить пульс, АД | 2. Контроль состояния |
3. По назначению врача: | |
— осторожно закапать 20% -ный раствор сульфацила-натрия. Мазь не использовать! | 3. Профилактика развития инфекции |
4. Наложить бинокулярную повязку | 4. Функциональный зрительный покой |
5. Ввести противостолбнячную сыворотку (1500-3000 ME) по Безредке | 5. Профилактика столбняка (срочная!) |
6. Обеспечить транспортировку пациента в лежачем положении в санитарном транспорте | 6. Госпитализация в офтальмологический стационар |
Проблемы пациента при ожогах глаз
- Настоящие проблемы:
- отек и покраснение кожи век;
- гиперемия конъюнктивы;
- поверхностная эрозия роговицы;
- светобоязнь;
- слезотечение;
- блефароспазм;
- значительная боль в глазу;
- снижение предметного зрения;
- чувство страха.
- Потенциальные проблемы:
- грубое рубцевание подслизистой ткани;
- образование спаек ме.кду глазным яблоком и внутренней поверхностью век (симблефарон);
- стойкая утрата остроты зрения при формировании бельма роговицы;
- атрофия глазного яблока при перфорации роговицы или тяжелых осложнений со стороны внутренних оболочек глаза (ирит, иридоциклит);
- повышение внутриглазного давления.
- Приоритетная проблема:
- значительная боль в глазу.
Цель сестринских вмешательств:
- боль в глазу уменьшится до терпимой в течение суток.
План сестринских вмешательств | Мотивация | ||
1. Успокоить пострадавшего, объяснить, что происходит, и свои действия | 1. Чтобы снять страх и стресс | ||
2. Определить остроту зрения, пульс, АД, ЧДД | 2. Для контроля состояния | ||
3. По назначению врача — а) при термических ожогах: при легких ожогах:
при ожогах средней тяжести:
а затем дезинфицирующую мазь;
при тяжелых ожогах: 1. Первая помощь, как при ожогах средней тяжести | 3. Оказание неотложной помощи для профилактики развития инфекции и уменьшения боли | ||
План сестринских вмешательств | Мотивация | ||
по Безредке. б) При химических ожогах: оказание помощи нужно проводить немедленно!
при легких ожогах: — за веки заложить 1%-ную левоми- цетиновую мазь; при олсогах средней степени:
при тяжельа ожогах:
и пересадки слизистой с губы. | • |
7.Список используемой литературы
I. Обязательная литература:
- Ерошевский Т.И. Глазные болезни: учебное пособие (под ред. Нестерова А.П., Малова В.М.). Москва, 2008. 316 с.
- Петров С.Ю. «Анатомия глаза и его придаточного аппарата» (под ред. Аветисова С.Э.), 2003г.
- Катаргина Л.А. Аккомодация, 2012г.
- Жабоедов Г.Д., Скрипник Р.Л. Офтальмология, 2011г.
II. Дополнительная литература:
- Копаева В.Г., Андреев Ю.В. Лазерная экстракция катаракты. // Офтальмология. 2011. — С.261.
- Бровкина А.Ф., Вальский В.В., Гусев Г.А. «Офтальмоонкология», 2002г.
- Волков В.В. «Глаукома открытоугольная», 2008г.
- Кацнельсон Л.А., Танковский В.Э. «Увеиты (клиника, лечение)», 1998г.
- Кански Дж. Дж. «Клиническая офтальмология. Систематизированный подход.», 2009г.
- Михеева Е.Г. и др. "Скорая и неотложная помощь в офтальмологии" (учебно-методические указания), 1988г.
- Морозов В.И., Яковлев А.А. «Фармакотерапия глазных болезней», 2001г.
- Федоров С.Н., Ярцева Н.С., Исманкулов А.О. «Глазные болезни», 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие для самостоятельной работы студентов по ПМ 02 МДК 02.01 Раздел 1 "Сестринская помощь в терапии" Тема: "Сестринская помощь при неотложных состояниях в терапии"
В данном методическом пособии для самостоятельной работы студентов представлены алгоритмы оказания доврачебной помощи по дисциплине «Сестринский уход в терапии», составле...
Рабочая тетрадь для самостоятельной работы студетов на тему "Сестринский уход за пациентами при атеросклерозе".
Даный материал поможет студентам подготовиться к занятию на тему "Сестринский уход при атеросклерозе", используя лекционный материал и материал учебника по данной тематике....
Методическая разработка практического занятия по теме: «Сестринский уход при заболеваниях органов мочевыделительной системы», специальность 34.02.01 Сестринское дело
Методическая разработка практического занятия по теме: «Сестринский уход при заболеваниях органов мочевыделительной системы», специальность 34.02.01 Сестринское дело...
Технологическая карта учебного занятия по теме: Сестринский уход при заболеваниях органов мочевыделительной системы
Технологическая карта учебного занятия по теме: Сестринский уход при заболеваниях органов мочевыделительной системы...
Методическая разработка практического занятия на тему: СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ГЕМОЛИТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ НОВОРОЖДЕННОГО
Методическая разработка предназначена для преподавателя ПМ 02. Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях по с...
Методическая разработка практического занятия на тему: Сестринский уход при менингококковой инфекции
В последние годы отмечается повышенная заболеваемость менингококковой инфекцией, особенно среди детей. Менингококковая инфекция может протекать в различных клинических формах, в том числе и в таких тя...
Методическая разработка для преподавателя тема: "Сестринский уход при ранах".
В методической разработке указаны компетенции, умения и навыки, которыми должен овладеть студент в ходе занятия. для каждого студента предлагается задача, последним заданием в которо...