Методическая разработка практического занятия на тему: Сестринский уход при менингококковой инфекции
методическая разработка
В последние годы отмечается повышенная заболеваемость менингококковой инфекцией, особенно среди детей. Менингококковая инфекция может протекать в различных клинических формах, в том числе и в таких тяжёлых, как гнойный менингит и менингококкемия, осложнённых отёком головного мозга или инфекционно-токсическим шоком, при которых сохраняется высокая летальность. Частота осложнений, летальных исходов зависит от срока диагностики, своевременной госпитализации и неотложной терапии, в том числе и на догоспитальном этапе.
Целью данного практического занятия является достижение такого уровня подготовки студентов, который создал бы хорошую теоретическую и практическую базу для будущей профессиональной деятельности.
При проведении занятия используются различные приемы, методы, формы и средства обучения, внутрипредметные и межпредметные связи. Основное внимание уделяется сестринскому уходу.
В методической разработке имеются приложения, с помощью которых осуществляется контроль исходного уровня знаний, закрепление изученного материала, указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы. Имеются эталоны ответов.
Данная методическая разработка может оказать помощь преподавателям колледжа для проведения практического занятия по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodichka_sidorevich-1.doc | 242.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Фельдшерский колледж»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия на тему:
СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ МЕНИНГОКОККОВОЙ ИНФЕКЦИИ
ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах
МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях
Раздел МДК 02.01. Сестринский уход в инфекционных заболеваниях
Специальность 34.02.01. Сестринское дело
Составила: С. Н. Сидоревич,
преподаватель
г. Санкт – Петербург
2021
Пояснительная запискаМетодическая разработка составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом 34.02.01 «Сестринское дело»
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 2.1. | Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств |
ПК 2.2. | Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса |
ПК 2.3. | Сотрудничать со взаимодействующими организациями и службами |
ПК 2.4. | Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования |
ПК 2.5. | Соблюдать правила пользования аппаратурой, оборудованием и изделий медицинского назначения в ходе лечебно-диагностического процесса |
ПК 2.6. | Вести утвержденную медицинскую документацию |
ОК 1. | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес |
ОК 2. | Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество |
ОК 3. | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность |
ОК 4. | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития |
ОК 5. | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности |
ОК 6. | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями |
ОК 7. | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий |
ОК 8. | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, планировать и осуществлять повышение квалификации |
ОК 9. | Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности |
ОК 10. | Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия |
ОК 11. | Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку |
ОК 12. | Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности |
ОК 13. | Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей |
Методическая разработка предназначена для проведения практического занятия на тему «Сестринский уход при менингококковой инфекции» по ПМ 02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях Раздел МДК 02.01. Сестринский уход в инфекционных заболеваниях.
Актуальность темы:
В последние годы отмечается повышенная заболеваемость менингококковой инфекцией, особенно среди детей. Менингококковая инфекция может протекать в различных клинических формах, в том числе и в таких тяжёлых, как гнойный менингит и менингококкемия, осложнённых отёком головного мозга или инфекционно-токсическим шоком, при которых сохраняется высокая летальность. Частота осложнений, летальных исходов зависит от срока диагностики, своевременной госпитализации и неотложной терапии, в том числе и на догоспитальном этапе.
Целью данного практического занятия является достижение такого уровня подготовки студентов, который создал бы хорошую теоретическую и практическую базу для будущей профессиональной деятельности.
При проведении занятия используются различные приемы, методы, формы и средства обучения, внутрипредметные и межпредметные связи. Основное внимание уделяется сестринскому уходу.
В методической разработке имеются приложения, с помощью которых осуществляется контроль исходного уровня знаний, закрепление изученного материала, указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы. Имеются эталоны ответов.
Данная методическая разработка может оказать помощь преподавателям колледжа для проведения практического занятия по данной теме.
Тема: «Сестринский уход при менингококковой инфекции»
Вид занятия: практическое занятие
Продолжительность занятия: 180 минут.
Место проведения: учебный кабинет доклинической практики.
Методы и приемы обучения:
Метод | Основное назначение | Уровень усвоения | Приёмы | Мотивация |
1.Объяснительно-иллюстративный | Организация усвоения информации студентами путём сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия. | 1 | Словесные: эвристическая беседа, рассказ, дискуссия, работа с учебным пособием, объяснение; Наглядные: презентация, иллюстрации, демонстрация. | Закрепляет полученные теоретические знания и способствует формированию практических навыков. Развивает внимание, логическое мышление. |
2.Репродуктивный | Формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний. | 2– 3 | Решение ситуационных задач, выполнение практических заданий, работа по алгоритму. | Закрепляет знания, формируют профессиональные и развивают общие компетенции, умения и навыки, прививает трудолюбие, наблюдательность и аккуратность в работе. |
3. Проблемное изложение | Раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их разрешения. | 2– 3 | Постановка проблемы, анализ, установление причинно-следственных связей. | Развивает самостоятельность в поиске ответа на поставленные задачи, быстроту реакции, способствует развитию творческих решений. |
4. Частично-поисковый | Постепенная подготовка студентов к самостоятельному решению проблем | 3 | Эвристическая беседа, работа с учебным пособием, методической разработкой занятия (доказательства, сравнение, обобщение.) | Развивает самостоятельность мышления |
5.Работа в малых группах | Активизация студентов при выполнении практических заданий | 3 | Выполнение практических заданий, работа по алгоритму Выполнение практических заданий (консультирование родственников по вопросам ухода за пациентом). | Формирование умений самостоятельно выполнять работу. Способствует воспитанию чувства взаимопомощи и сотрудничества |
Мотивация
Менингококковая инфекция является актуальной проблемой здравоохранения. Данное заболевание может протекать в разных клинических формах: от бессимптомного бактерионосительства, до тяжелых генерализованных форм инфекции, которые часто сопровождаются осложнениями. Очень важна роль медсестры по уходу за данными пациентами, от которого часто зависит исход заболевания. Своевременное распознавание симптомов осложнений и оказание помощи при них позволяет предупредить развитие тяжелых форм заболевания и улучшить его исход.
Цель: научить организации сестринского ухода за пациентами с менингококковой инфекцией
Задачи:
Учебные: Научить осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса (ПК 2.2)
Развивающие: развивать способность организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы их выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2)
Воспитательные: воспитать требовательность к себе, работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами , руководством, потребителями (ОК 6)
Уровни освоения: обучающийся должен
Формирование практического опыта | Студент должен уметь: | Практические умения |
осуществления ухода за пациентами при различных заболеваниях и состояниях | готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам; осуществлять сестринский уход за пациентом при различных заболеваниях и состояниях; консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств; осуществлять фармакотерапию по назначению врача; проводить мероприятия по сохранению и улучшению качества жизни пациента; вести утвержденную медицинскую документацию | Повторение: причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики проблем пациента, принципы организации и способы оказания сестринского ухода; принципы применения лекарственных средств. Выполнение лечебно-диагностических манипуляций: анализировать данные анамнеза; оценить состояние пациента в предложенных ситуационных задачах; подсчитывать частоту пульса, дыхания, измерение температуры; выявить проблемы пациента, оказать доврачебную помощь при рвоте, судорогах; составить план ухода за пациентом при различных формах менингококковой инфекции; проводить забор материала из носоглотки на посев; выполнять внутримышечные и внутривенные инъекции; работать с медицинской документацией Формирование практических умений фармакотерапии Тестовый контроль Решение ситуационных задач Пропись рецептов лекарственных препаратов. |
ХРОНОМЕТРАЖ – 180 минут
№ п/п | ЭТАП | Код формир. компетенц | ВРЕМЯ | |
1 | Организационный момент | ОК 4 ОК 10 ОК 11 | 5 мин | |
Формулировка темы и ее обоснование | ||||
Постановка целей | ||||
2 | Входной контроль | 2.1 Фронтальный опрос | ОК 1 – ОК 8 | 5 мин |
2.2 Тестовые задания | ОК 1 – ОК 8 | 10 мин | ||
2.3 Взаимоконтроль | ОК 1 – ОК 8 | 5 мин | ||
2.4 Контроль преподавателя | ОК 1 – ОК 8 | 5 мин | ||
3 | Самостоятельная работа Обучающийсяов на занятии | 3.1 Работа с раздаточным материалом: | ОК 1 – ОК 8 | |
3.1.1. Изучение плана субъективного и объективного обследования пациента | ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 2.5; ПК 2.6 | 10 мин | ||
3.2. Составление сестринского ухода за пациентами | ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 2.5; ПК 2.6 | 20мин | ||
3.3. Демонстрация манипуляций | ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 2.5; ПК 2.6 | 20 мин | ||
3.4. Выполнение манипуляций в парах | ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 2.5; ПК 2.6 | 30 мин | ||
3.5. Корректировка выполнений манипуляций | ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 2.5; ПК 2.6 | 10 мин | ||
3.6. Обсуждение результатов | ОК 1 – ОК 8 | 5 мин | ||
3.6. Решение задач (работа малыми группами 2-3 обучающийся). | ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 2.5; ПК 2.6 | 30 мин | ||
4 | Итоговый контроль | 4.1 Демонстрация манипуляций по теме | ПК 2.1; ПК 2.2; ПК 2.5; ПК 2.6 | 10 мин |
4.2 Обсуждение правильности выполнения. | ОК 2-5; ОК 8; ОК 9 | 5 мин | ||
5 | Подведение итогов | ОК 2-5; ОК 8; ОК 9 | 5 мин | |
6 | Домашнее задание: | ОК 2-5; ОК 8; ОК 9 | 5 мин |
Методическое обеспечение занятия:
- Рабочая программа дисциплины.
- Календарно – тематический план.
- Методическая разработка практического занятия для преподавателя.
- Дидактические средства информации и контроля:
- Ситуационные задачи, задания тестового контроля;
- Наборы оснащения для выполнения практических манипуляций;
- Предметы ухода.
Схема межпредметных и внутрипредметных связей по данной теме.
Тема: «Сестринский уход при менингококковой инфекции»
Предмет (ПМ) | Тема |
ПМ02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» | Сестринская помощь в неврологии. Сестринская помощь в терапии. Сестринская деятельность в реабилитации пациентов с патологией ЦНС. |
предшествующие | ||
Дисциплина | Тема | |
Фармакология | Лекарственные препараты: средства, влияющие на возбудителя –антибиотик и другие. Средства, влияющие на систему ЦНС. Выполнение заданий по рецептуре. | |
Психология | Общение медицинского работника и пациента. | |
Анатомия и физиология человека | Анатомо-физиологические особенности ЦНС, дыхательной, сердечно-сосудистой систем, крови | |
Основы микробиологии, вирусологии, иммунологии | Этиология: основные свойства возбудителя, основы бактериологической диагностики. | |
Здоровый человек и его окружение | Здоровье семьи и его окружения. | |
Генетика человека с основами медицинской генетики | Закономерности наследования признаков патологии. | |
Основы латинского языка с медицинской терминологией | Анатомическая терминология Фармацевтическая терминология Клиническая терминология |
последующие | |
Предмет (ПМ) | Тема |
ПМ03 Оказание доврачебной медицинской помощи при неотложных и экстремальных состояниях. МДК 03.01 Основы реаниматологии МДК 03.04 Неотложные состояния в терапии | Неотложные состояния и реанимация у пациентов по профилю осложнений (сердечно- лёгочная реанимация) |
Производственная практика «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» | |
Экзамен по ПМ 02 «Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах» | |
Практика преддипломная | |
ГИА |
ЭТАПЫ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
№ п/п | Этапы занятия | Деятельность преподавателя | Деятельность студентов | Обоснование методических приемов | Время | |||
1. | Организация начала занятия | приветствует студентов; отмечает отсутствующих; выясняет причины; обращает внимание на внешний вид студентов; санитарное состояние кабинета; готовность к занятию | Студенты приветствуют преподавателя, занимают рабочие места, готовят дневники, журналы мониторинга практического обучения, учебные пособия | Способствует концентрации внимания студентов Организует и дисциплинирует, воспитывает аккуратность, создает рабочую обстановку. | 3 мин | |||
2. | Сообщение темы занятия, цели
| Предлагает студентам решить проблемную задачу, просит высказывать свои варианты решения, затем сформулировать тему и цели. Выслушивает высказывания студентов, при необходимости помогает сформулировать тему и цели. Обращает внимание студентов на актуальность изучаемой темы, значение данной темы в будущей практической деятельности. Подчеркивает важность изучаемой темы и её связь с другими предметами. Сообщает порядок работы | Предлагают свои варианты развития проблемной ситуации и её решения. Самостоятельно формулируют тему и цель занятия, записывают в. дневнике, слушают, осмысливают. | Формирует познавательный интерес к занятию и активизирует мыслительную деятельность студентов. Способствует созданию целостного представления о практической подготовке, её значения для будущей работы | 12 мин | |||
3. | Контроль исходного уровня знаний Индивидуальный устный опрос посредством решения практико-ориентированных ситуационных задач по теме (приложение №1, №2) | Проводит инструктаж. Раздает карточки с ситуационными задачами. Сообщает критерии оценки (приложение) | Осмысливают пути решения задачи. Отвечают преподавателю. Слушают ответы товарищей, осмысливают, анализируют, дополняют, исправляют ответы. Размышляют над фактами, делают выводы. | Способствует активизации мыслительной деятельности студентов -позволяет принять участие в обсуждении ситуации каждому -развивает речь студентов -расширяет коммуникативные умения и навыки. Выявляет уровень самостоятельного мышления -умения вести самостоятельный поиск - умение переносить знания в новую ситуацию и применить теоретические знания при решении практических задач. | 25 мин | |||
4. | Демонстрационная часть | Демонстрирует учебный фильм «Реанимационная помощь при менингококковой инфекции» Отвечает на возникшие вопросы Объясняет непонятные моменты Демонстрирует медицинскую документацию «История болезни» Объясняет роль медсестры в работе с медицинской документацией. Отвечает на вопросы студентов. Занимает рабочее место для демонстрации. Приготавливает необходимое оснащение, объясняет предназначение подготовленного оборудования, демонстрирует образец практического выполнения действий по -взятию мазка из носоглотки на менингококк; -проведению внутримышечной инъекции; -проведению внутривенной инъекции. Отвечает на вопросы студентов. | Смотрят учебный фильм, обсуждают, задают вопросы осмысливают полученную информацию. Внимательно изучают документацию. Задают вопросы, если возникают. Занимают рабочие места. Следят за деятельностью преподавателя, внимательно слушают. Запоминают последовательность действий. Отвечают на вопросы преподавателя. Запоминают образец манипуляций. Осмысливают ход, последовательность предстоящей работы. Задают вопросы, в случае их возникновения. | Способствует формированию профессионального интереса к будущей работе -способствует воспитанию уважения к профессионализму медицинских работников, -воспитывает чувство взаимопомощи в работе. Способствует формированию навыков исполнительности, аккуратности и правильного отношения к избранной профессии. Помогает осмыслить методику и этапы сестринской помощи. -настроить на целенаправленную деятельность -побудить к практической работе. | 25 мин | |||
5 | Вводный инструктаж. | Сообщает план практической работы, цели и задачи ее. Дает пояснения, говорит, что и как сделать. Показывает основные приемы выполнения и порядок выполнения работы. Раздает методические пособия, методические разработки. Отвечает на вопросы и объясняет, как пользоваться методическим пособием. Выдает оснащение для выполнения манипуляций. Ведет контроль за каждым этапом манипуляции. Преподаватель следит за деятельностью студентов, помогает исправить ошибки. | Внимательно слушают преподавателя. Осмысливают сказанное преподавателем, Запоминают последовательность выполнения предстоящей работы. Знакомятся с методическим пособием, методической разработкой. Задают вопросы, внимательно слушают. | Помогает осмыслить ход, этапы предстоящей работы. -способствует рациональной организации работы. -настраивает студентов на целенаправленную деятельность. -воспитывает ответственного отношения к работе | 15 мин | |||
6 | Самостоятельная работа. работа «малыми группами» | Раздает задания для выписывания рецептов лекарственных средств, применяемых в лечении менингококковой инфекции. Следит за работой каждого студента, исправляет ошибки. Напоминает о бережном отношении к материальному обеспечению, рабочему месту. | Занимают рабочие места. Берут необходимый инструмент. Приступают к выполнению манипуляций, показанных в демонстрационной части. Пользуясь алгоритмами, отрабатывают технику выполнения манипуляций до автоматизма, работая малыми группами, обучают друг друга под контролем преподавателя. Отрабатывают умения, обращаются за помощью к преподавателю. Выписывают рецепты, исправляют ошибки. Анализируют проделанную работу | Прививает умения применять знания на практике. -закрепляет умения и навыки практической деятельности по изучаемой теме. -способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, бережного отношения к инструментам, рабочему месту. -способствует подготовке студентов к самостоятельной работе по уходу за больными, совершенствованию манипуляционной технике | 60 мин | |||
7 | Оформление дневников, журналов мониторинга практического бучения. | Дает указания по проведению записей, оформлению дневников и журналов мониторинга Следит за правильным оформлением дневников. Указывает на недочеты в оформлении. | Оформляют дневники. Слушают преподавателя, осмысливают сказанное. | Прививает навыки, умения работать с документацией. Воспитывает ответственность, аккуратность в работе с документами | 20 мин | |||
8 | Подведение итогов занятия Рефлексия | Высказывает свою точку зрения в отношении работы студентов на занятии, учитывает мнение студентов, оценивает бригаду в целом и каждого индивидуально, обращает внимание на сложные моменты темы, проверяет документацию, выставляет оценку каждому студенту с комментариями. | Выслушивают преподавателя, анализируют, в случае необходимости задают вопросы, заполняют дневники и манипуляционные тетради. Рефлексия: Отвечают письменно на вопросы: 1.Охарактеризовать собственную деятельность 2.Что Вы хотите отметить, как удачу и неудачу сегодняшнего занятия? | Оценка работы студентов на занятии, стимуляция интенсивной подготовки к занятию помочь в осмыслении результатов самостоятельной работы. -развития умения устранять ошибки. -развития навыков самоконтроля. -формирование адекватной самооценке собственной деятельности | 10 мин | |||
9 | Домашнее задание | Дает рекомендации по выполнению домашнего задания: сделать записи в дневнике. | Слушают, записывают задания, задают вопросы. | Помогает лучшей подготовке домашнего задания. -приучает самостоятельно работать с книгой. -воспитывает ответственному отношению к выполнению домашнего задания. | 5 мин | |||
10 | Окончание занятия | Даёт указания по уборке рабочего места | Приводят в порядок рабочее место | Вырабатывает аккуратность, дисциплинированность | 5 мин |
Приложения
МЕНИНГОКОККОВАЯ ИНФЕКЦИЯ
Менингококковая инфекция — острое антропонозное заболевание, характеризующееся поражением слизистой оболочки носоглотки и возможным развитием генерализованных форм инфекции.
Этиология. Возбудителем является менингококк (Neisseriameningitidis), представляющий собой неподвижный грамотрицательный микроб. Спор и капсул не образует.
Эпидемиология. Менингококковая инфекция относится к антропонозным воздушно-капельным инфекциям. Единственным естественным резервуаром и источником инфекции является человек, больной менингококковой инфекцией или бактерионоситель. Механизм передачи инфекции аэрогенный. При кашле, чиханье и даже разговоре менингококк с капельками слизи выделяется во внешнюю среду. Передача инфекции контактным путем (через предметы общего пользования) хотя и возможна, но реализуется достаточно редко, поскольку менингококк нестоек во внешней среде.
Клиническая картина. Длительность инкубационного периода при менингококковой инфекции колеблется от 2 до 10 дней, составляя в среднем 2-4 дня. В соответствии с современными представлениями выделяют следующие клинические формы болезни:
- локализованные формы - менингококконосительство, назофарингит;
- генерализованные формы - менингококкемия, менингит, менингоэнцефалит, смешанная форма (менингит + менингококкемия);
- редкие формы с развитием эндокардита, полиартрита, пневмонии, иридоциклита.
Самой частой формой инфекции является менингококконосительство. Частота его формирования неизвестна, поскольку никакой клинической симптоматики у таких больных не выявляется. Установление диагноза менингококконосительства возможно только на основании выделения менингококка из носоглоточной слизи. У большинства инфицированных пациентов состояние носительства бывает непродолжительным и ограничивается 2-3 ед. Формирование более длительного носительства обусловлено хроническим воспалением слизистой верхних дыхательных путей.
Менингококковый назофарингит проявляется умеренной лихорадкой, которая, как правило, не превышает 38,5 0С, головной болью, чувством першения в горле, заложенностью носа, насморком. При осмотре выявляется умеренная гиперемия мягкого неба. Клинические проявления назофарингита практически не отличаются от других острых респираторных заболеваний, в силу чего его диагностика возможна только на основании результатов бактериологического или серологического исследования. В большинстве случаев продолжительность заболевания ограничивается 3-5 дней и заканчивается выздоровлением.
Менингококкемию в связи со стойкой и выраженной бактериемией иногда обозначают как менингококковый сепсис. Независимо от того предшествует началу заболевания назофарингит или нет, менингококкемия начинается остро. Как правило, больные могут назвать час заболевания. Отмечается очень быстрый подъем температуры до 39,0-40,0°С и даже выше, сопровождающийся ознобом. Появляются слабость, головокружение, головная боль, ломота в теле, обморочное состояние, рвота. Уже через несколько часов от момента заболевания на теле больного появляется характерная сыпь, которая служит важнейшим опорным диагностическим признаком менингококкемии. Типичная менингококковая сыпь носит геморрагический характер (петехиальная сыпь) и обычно локализуется на ягодицах, бедрах, голенях и стопах. Распространение сыпи на другие участки тела (особенно лицо) свидетельствует о тяжести заболевания. Элементы 10 геморрагической сыпи имеют неправильную форму, неровные края и внешне напоминают звездочки («звездчатая» сыпь) темно-красного или темно-вишневого цвета, диаметр которых составляет несколько миллиметров. При тяжелом течении заболевания элементы геморрагической сыпи могут сливаться, образуя крупные кровоизлияния, которые называются экхимозами. В некоторых случаях, особенно в начале заболевания, появляющаяся сыпь может носить розеолезный или папулезный характер. Такая сыпь обычно не бывает стойкой и уже через несколько часов от момента появления либо полностью исчезает, либо трансформируется в геморрагическую.
При объективном осмотре больных выявляется бледность кожных покровов и цианоз разной степени выраженности. Со стороны сердечно-сосудистой системы отмечается тахикардия, наклонность к снижению (или снижение) уровня артериального давления. Часто выявляется олигурия. Клиническая картина определяется тяжестью течения заболевания. В случае нарастания явлений интоксикации течение заболевания может осложниться развитием инфекционно-токсического шока. В редких случаях менингококкемия может иметь сверхострое (молниеносное, фульминантное) течение, при котором очень быстро (всего за несколько часов от момента заболевания) развивается клиническая картина инфекционно-токсического шока. Такой вариант течения заболевания обычно заканчивается летально уже в течение первых 2 суток от начала заболевания.
Менингит также обычно начинается остро с озноба и подъема температуры тела до высоких значений. Состояние больного быстро ухудшается. На фоне нарастающих явлений интоксикации появляются признаки поражения нервной системы: выраженная головная боль, боль в глазных яблоках при движении, рвота, повышенная чувствительность к различным раздражителям (светобоязнь, непереносимость громких звуков, повышенная чувствительность кожи и т.д.). К концу первых суток от начала заболевания появляются и быстро прогрессируют признаки поражения мозговых оболочек: ригидность мышц затылка, симптомы Кернига, Брудзинского и др. При тяжелом течении у больных рано отмечается нарушение сознания, возбуждение, двигательное беспокойство, судороги. Важное значение в установлении диагноза менингита имеет исследование спинномозговой жидкости (ликвора), которую получают путем люмбальной пункции в поясничном отделе позвоночника.
Появление у больных стойкой очаговой неврологической симптоматики в виде парезов, параличей, психических расстройств, сонливости свидетельствует о развитии менингоэнцефалита. Помимо менингеальных симптомов у таких больных выявляются патологические рефлексы Бабинского, Оппенгейма, Россолимо, свидетельствующие о поражении вещества мозга.
В ряде случаев развивается смешанная форма менингококковой инфекции, при которой выявляются признаки менингококкемии и менингита.
После перенесенной болезни у больных формируется стойкий типоспецифический иммунитет.
Контрольно–оценочный материал
I. Решение ситуационных задач
Задача №1
К больному С, 25 лет, была вызвана скорая помощь на 2-й день болезни. Заболел остро, температура тела поднялась до 40 0 С, сильная головная боль, слабость, тошнота, однократная рвота. На следующий день состояние ухудшилось, на коже заметил обильную сыпь.
При осмотре: в сознании, но адинамичен, вял, бледный. На коже, в основном нижних конечностей, обильная звездчатая геморрагическая сыпь, единичные элементы располагаются на лице, туловище, местами сливаются, имеются некрозы. Одышка - ЧДД 36 в мин. Тоны сердца глухие, пульс нитевидный, 104 уд. / мин., АД 60/0 мм рт.ст. Язык сухой, обложен, живот мягкий, безболезненный, печень, селезенка не пальпируются, не мочится. Менингиальных симптомов нет.
Задания:
1.Определите состояние пациента.
2.Составьте алгоритм оказания неотложной помощи.
Задача № 2
Пациент С, 20 лет, доставлен в стационар машиной скорой помощи в первые сутки болезни с диагнозом "Менингококковая инфекция. Менигококкцемия". Заболел остро. Подъем температуры до 400 С, во втором часу от начала болезни на коже нижних конечностей появилась сыпь, которая быстро нарастала.
Объективно: бледность кожных покровов, на конечностях, туловище обильная геморрагическая сыпь с элементами некротических участков, одышка, ЧДД 36 в минуту, пульс 110 ударов в минуту, АД 60/20 мм. рт. ст, диурез снижен, менингиальные знаки — отрицательные.
Задания:
1.Определите состояние пациента.
2.Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
Задача № 3
У пациента сразу после введения противодифтерийной сыворотки внутрикожно, подкожно резко ухудшилось общее состояние: апатия, бледность кожных покровов, аритмичный нитевидный пульс, тоны сердца глухие, одышка. Температура 35,5°С.
Задания:
1.Определите состояние пациента.
2.Составьте алгоритм действий медицинской сестры.
Эталоны ответов
I. Решение ситуационных задач
Задача №1
1. Менингококковая инфекция. Менингококкцемия. Инфекционно-токсический шок 2-й степени. Основания для диагноза - острое начало, сочетание выраженной интоксикации с характерной геморрагической сыпью с некрозами на бледном фоне кожи. Тахикардия, падение АД, одышка, анурия. Выраженные изменения функции сердечно - сосудистой системы, анурия свидетельствуют о развитии у больного ИТШ - 2-й степени.
2. Основной тактической задачей при диагностике ИТШ является организация быстрейшей транспортировки больного в реанимационное отделение инфекционной больницы (минуя приемный покой), сочетающаяся с поддержанием жизненно важных функций организма, в первую очередь - гемодинамики. С этой целью на догоспитальном этапе необходимо больному парентерально ввести преднизолон, лучше в/в 30-60-90 мг.в 20 мл. глюкозы, подключить кислород, начать этиотропную терапию (введение левомицетина - сукцината, в случае отсутствия - пенициллина).
Задача №2
1. У пациента развился инфекционно-токсический шок II степени (субкомпенсированный); критерии оценки тяжести шока: частота пульса, величина АД, снижение диуреза, бледность кожных покровов.
2. Алгоритм действий медсестры:
- выполнять назначение врача;
-уложить больного с приподнятым ножным концом;
-дать увлажненный кислород через носовой катетер;
-подготовить систему для внутривенного вливания, шприцы, лекарственные препараты (преднизолон для в/в введения, антибиотики: пенициллин, цефтриаксон);
-по возможности, обеспечить доступ в вену лекарственных препаратов;
- следить за гемодинамикой, АД, Ps, диурезом, состоянием сознания, предупреждать травматизацию больного.
Задача №3
1. У больного в результате введения противодифтерийной антитоксической сыворотки развилось осложнение: анафилактический шок.
2. Алгоритм действий медсестры:
- уложить больного с приподнятым ножным концом освободить от стесняющей одежды;
- немедленно вызвать врача, реанимационную бригаду через третье лицо;
- при парентеральном введении лекарственного вещества, вызвавшего анафилактический шок, выше места введения нужно наложить жгут;
- приготовить необходимые медикаменты, шприцы, системы;
- обколоть место инъекции сыворотки, вызвавшей шок раствором 0,1% адреналина;
- холод на место инъекции;
- доступ свежего воздуха, по возможности провести ингаляцию увлажненным кислородом;
- подготовить противошоковый набор «анафилактический шок», подготовить набор для интубации, ИВЛ;
- следить за гемодинамикой, АД, пульсом, ЧД, состоянием кожных покровов;
- обеспечить доступ лекарственных средств в вену.
Заполните таблицу по менингококковой инфекции.
Вопрос | Ответ |
1.Дайте определение менингококковой инфекции. | |
2.Назовите возбудителя менингококковой инфекции. | |
3.Кто является источником заражения? | |
4.Каков путь заражения? | |
5. Перечислите основные клинико- морфологические формы менингококковой инфекции. | |
6. Варианты сыпи при менингококковой инфекции. | |
7. Что такое менингоккемия? | |
8. Перечислите основные клинические симптомы при менингококкемии. | |
9. Перечислите осложнения при менингококковой инфекции. | |
10. Что такое синдром Уотерхауза-Фридериксена? | |
11.Принципы лечения менингококковой инфекции. | |
12. Методы диагностики менингококковой инфекции. | |
13. Мероприятия в очаге менингококковой инфекции. |
Термины и определения
Менингококковая инфекция – инфекционная болезнь, вызванная менингококком.
Менингококковое носительство – носительство менингококка без нарушения состояния здоровья.
Менингококковый назофарингит – локализованная форма менингококковой инфекции, характеризуется воспалением носоглотки.
Генерализованная менингококковая инфекция – менингококковая инфекция, сопровождающаяся бактериемией, лихорадкой и интоксикацией.
Менингококкемия - генерализованная форма менингококковой инфекции, сопровождающаяся появлением геморрагической сыпи, резкой интоксикацией, вплоть до ИТШ.
Менингит - генерализованная форма менингококковой инфекции, сопровождающаяся гнойным поражением оболочек головного мозга Сочетанная форма менингококковой инфекции – сочетание клинической картины разных форм менингококковой инфекции (менингит, менингококкемия, назофарингит и т.д.).
Спинномозговая жидкость (ликвор) — жидкость, постоянно циркулирующая в желудочках головного мозга, ликвор проводящих путях, субарахноидальном (под паутинном) пространстве головного и спинного мозга, предохраняющая головной и спинной мозг от механических воздействий, обеспечивает постоянное внутричерепное давление.
Гемато - ликворный барьер – гистиогемоцитарный барьер между кровяным руслом и субарахноидальным пространством, представленный стенкой сосудов микроциркуляторного русла желудочков головного мозга.
Гематоэнцефалический барьер – гистиогемоцитарный барьер между кровяным руслом и веществом мозга, представленный сосудистой стенкой сосудов микроциркуляторного русла головного мозга.
Инфекционно-токсический шок (ИТШ) – шок, вызванный повреждающим действием микроорганизма и его токсинов на организм человека.
ДВС-синдром – синдром генерализованного внутрисосудистого свертывания крови, приводящий к нарушению микроциркуляции, потреблению факторов свертывания крови и развитию геморрагического синдрома
Отек-набухание головного мозга – скопление жидкости вне сосудистого пространства головного мозга и внутриклеточно, приводящее к увеличению объема и массы головного мозга и его смещению (дислокации) в большое затылочное отверстие и нарушению витальных функций.
Вопросы для проведения фронтального опроса.
1. Дать определение понятию «менингококковая инфекция».
2. Причины менингококковой инфекции, патогенез, клиника.
3. Перечислите возможные осложнения менингококковой инфекции.
4. Опишите каждую клиническую форму менингококковой инфекции.
5. Перечислите методы лабораторной диагностики менингококковой инфекции.
6. Расскажите о методах лечения менингококковой инфекции.
7. Перечислите меры профилактики менингококковой инфекции.
8. Расскажите о возможных последствиях для пациента, перенесшего менингококковую
инфекцию.
Тестовые задание для контроля исходного уровня знаний по теме: «Сестринский уход при менингококковой инфекции»
Задание: Выберите один или несколько правильных ответов
1 вариант | 2 вариант |
1. Ведущей симптоматикой менингококкового назофарингита является: А. Катаральный ринит, першение в горле Б. Трахеобронхит, интоксикация В. Сыпь, упорные головные боли, рвота Г. Заложенность носа, першение в горле, субфебрильная температура 2. Синдром Уотерхауза-Фридериксена – это: А. Миокардит при дифтерии Б. Неврологическая симптоматика при ботулизме В. Вторая волна при гепатите А Г. Кровоизлияние в надпочечник при менингококковой инфекции 3. Возбудителем менингококковой инфекции является: А. Клостридия Б. Коринебактерия В. Нейсерия Г. Иерсиния 4. При менингококковой инфекции возможно поражение: А. Носоглотки Б. Кровеносных сосудов В. Мягких мозговых оболочек Г. Головного мозга 5. К локализованным формам менингококковой инфекции относятся: А. Менингит Б. Носительство В. Менингококцемия Г. Назофарингит 6. К генерализованным формам менингококковой инфекции относятся: А. Менингит Б. Носительство В. Менингококцемия Г. Назофарингит 7. Характер воспаления при менингококковом менингите: А. Серозный Б. Гнойный В. Геморрагический Г. Слизистый 8. Материалом для бактериологического исследования при менингите является: А. Слизь из зева и носа Б. Кровь В. Ликвор Г. Мокрота 9. Материалом для бактериологического исследования при менингококковой инфекции является: А. Слизь из носоглотки Б. Кровь В. Мокрота Г. Ликвор Д. Моча 10. Спинномозговая пункция производится при подозрении на: А. Грипп Б. Менингококковую инфекцию В. Сыпной тиф Г. Дифтерию | 1. Возбудителем менингококковой инфекции является: А. Клостридия Б. Коринебактерия В. Нейсерия Г. Иерсиния 2. Ведущей симптоматикой дифтерии является: А. Катаральный ринит, першение в горле Б. Трахеобронхит, интоксикация В. Сыпь, упорные головные боли, рвота Г. Заложенность носа, першение в горле, субфебрильная температура 3. К генерализованным формам менингококковой инфекции относятся: А. Менингит Б. Носительство В. Менингококцемия Г. Назофарингит 4. Синдром Уотерхауза-Фридериксена – это: А. Миокардит при дифтерии Б. Неврологическая симптоматика при ботулизме В. Вторая волна при гепатите А Г. Кровоизлияние в надпочечник при менингококковой инфекции 5. При менингококковой инфекции возможно поражение: А. Носоглотки Б. Кровеносных сосудов В. Мягких мозговых оболочек Г. Головного мозга 6. Материалом для бактериологического исследования при менингококковой инфекции является: А. Слизь из носоглотки Б. Кровь В. Мокрота Г. Ликвор Д. Моча 7. К локализованным формам менингококковой инфекции относятся: А. Менингит Б. Носительство В. Менингококцемия Г. Назофарингит 8. Характер воспаления при менингококковом менингите: А. Серозный Б. Гнойный В. Геморрагический Г. Слизистый 9. Спинномозговая пункция производится при подозрении на: А. Грипп Б. Менингококковую инфекцию В. Сыпной тиф Г. Дифтерию 10. Материалом для бактериологического исследования при менингите является: А. Слизь из зева и носа Б. Кровь В. Ликвор Г. Мокрота |
Критерии оценки тестовых заданий
Оценка | Количество правильных ответов |
Отлично | 9-10 |
Хорошо | 7-8 |
Удовлетворительно | 6 |
Неудовлетворительно | 5 и менее |
Эталоны ответов
1 вариант | 2 вариант |
1 – Г, 2 - Г, 3 – В, 4 – А,Б,В,Г, 5 – Б,Г, 6 – А,В, 7 – Б, 8 – В, 9 – А,Б,Г, 10 – Б. | 1 – В, 2 –Г, 3 – А,В, 4 – Г, 5 – А,Б,В,Г, 6 – А,Б,Г, 7 – Б,Г, 8 – Б, 9 – Б, 10 – В. |
Алгоритмы манипуляций.
Взятие крови для бактериологического исследования
Цель: диагностическая.
Оснащение:
- Салфетка антисептическая 4-5 штук.
- Салфетка, полотенце.
- Жгут.
- Подушечка клеенчатая.
- Шприц стерильный емкостью 10-20 мл.
- Игла для в/в.
- Перчатки резиновые нестерильные.
- Флакон с питательной средой.
- Маска.
- Направление.
- Емкости для отходов класса «А» и «Б».
Выполнение манипуляции:
1. Выполнить стандарт профессионального общения.
2. Установить доверительные отношения с пациентом, объяснить цель и ход процедуры.
3. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки. Соблюдаются меры безопасности
медсестры.
4. Собрать шприц, надеть иглу, выпустить воздух из шприца, положить шприц в упаковку.
5. Подложить под локоть пациента валик для максимального разгибания локтевого сустава.
6. Наложить салфетку на плечо.
7. Наложить венозный жгут выше локтевого сгиба на плечо. Жгут не должен при завязывании
ущемлять кожу руки, а при венепункции его концы не должны попасть на обработанное
спиртом поле.
8. Попросить пациента несколько раз сжать и разжать кулак, затем сжать кулак.
9. Пропальпировать вену.
10. Обработать кожу локтевого сгиба салфеткой с антисептиком двукратно.
11. Взять шприц в доминантную руку, снять с иглы колпачок, сбросить в отходы класса А.
12. Зафиксировать вену левой рукой.
13. Пропунктировать вену, оттянуть поршень на себя.
14. Набрать кровь с помощью шприца или самотеком 10-15 мл.
15. Приложить салфетку с антисептиком к месту пункции.
16. Снять жгут с плеча.
17. Извлечь иглу из вены.
18. Прижать салфетку на 5-7 минут.
19. С флакона с питательной средой удалить крышку, проткнуть резиновую пробку и ввести
кровь во флакон.
20. Иглу и шприц утилизировать в отходы класса Б.
21. Оформить направление.
22. Отправить кровь в баклабораторию.
23. Взять салфетку у пациента, поместить его в отходы класса Б.
24. Провести дезинфекцию использованного инструментария и оснащения.
25. Снять перчатки, маску, вымыть и просушить руки.
Взятие крови для серологического исследования
Цель: диагностическая.
Оснащение:
- Салфетка антисептическая 4-5 штук.
- Салфетка, полотенце.
- Жгут.
- Подушечка клеенчатая.
- Вакуумная система для забора крови.
- Перчатки резиновые нестерильные.
- Пробирка.
- Маска.
- Направление.
- Емкости для отходов класса «А» и «Б».
Выполнение манипуляции:
1. Выполнить стандарт профессионального общения.
2. Установить доверительные отношения с пациентом, объяснить цель и ход процедуры.
3. Вымыть и осушить руки, надеть маску, перчатки. Соблюдаются меры безопасности
медсестры.
4. Собрать вакуумную систему для забора крови.
5. Промаркировать пробирку.
6. Подложить под локоть пациента валик для максимального разгибания локтевого сустава.
7. Наложить салфетку на плечо.
8. Наложить венозный жгут выше локтевого сгиба на плечо. Жгут не должен при завязывании
ущемлять кожу руки, а при венепункции его концы не должны попасть на обработанное
поле.
9. Попросить пациента несколько раз сжать и разжать кулак, затем сжать кулак.
10. Пропальпировать вену.
11. Обработать кожу локтевого сгиба салфеткой с антисептиком двукратно.
12. Взять вакуумную систему в доминантную руку, снять с иглы колпачок, сбросить в отходы
класса А.
13. Зафиксировать вену левой рукой.
14. Пропунктировать вену.
15. Вставить в держатель пробирку и набрать кровь.
16. Приложить салфетку с антисептиком к месту пункции.
17. Попросить разжать кулак и снять жгут с плеча.
18. Извлечь иглу из вены.
19. Прижать салфетку на 5-7 минут.
20. Пробирку с кровью поставить в штатив или контейнер для транспортировки.
21. Вакуумную систему утилизировать в отходы класса Б.
22. Оформить направление.
23. Отправить кровь в лабораторию.
24. Взять салфетку у пациента, поместить его в отходы класса Б.
25. Провести дезинфекцию использованного инструментария и оснащения.
26. Снять перчатки, маску, вымыть и просушить руки.
Взятие мазка из носоглотки на менингококк
Цель: диагностическая
Оснащение:
- Стерильная одноразовая пробирка с сухим ватным тампоном.
- Стерильный шпатель.
- Перчатки резиновые.
- Маска.
- Направление в бактериологическую лабораторию.
- Штатив для пробирок.
- Термоконтейнер для транспортировки.
- Дезинфицирующие растворы.
- Емкости для дезинфекции.
Выполнение манипуляции:
- Выполнить стандарт профессионального общения.
- Информируйте пациента о предстоящей манипуляции и ходе ее выполнения.
- Вымойте руки.
- Наденьте маску и перчатки.
- Усадите пациента.
- Попросите пациента слегка запрокинуть голову.
- Возьмите в левую руку пробирку с сухим тампоном и шпатель.
- Попросите пациента открыть рот.
- Надавите шпателем, который находится в левой руке, на корень языка.
- Введите тампон под мягкое небо в носоглотку и осторожным движением (2-3 раза) соберите слизь.
- Извлеките тампон из полости рта и введите его в пробирку, не касаясь ее наружной поверхности.
- Поставьте пробирку в штатив для пробирок, затем штатив в термоконтейнер.
- Снимите маску и перчатки.
- Обработайте маску, перчатки и шпатель в соответствии с требованиями санэпидрежима.
- Вымойте руки.
- Заполните направление, отправьте материал в лабораторию.
КРИТЕРИИ ОЦЕНОК
Оценка за выполнение тестового задания для контроля исходного уровня знаний (самооценка) | Внешний вид студента | Оценка результатов фронтального опроса | Выполнение манипуляций | Рубежный контроль | Итоговая оценка | |
Тестовое задание | Ситуационные задачи | |||||
«ОТЛИЧНО» оценивается работа студента, который:
- явился на занятие вовремя и одетым строго по форме
- ведет себя в пределах своей профессиональной компетенции, соблюдает принципы медицинской этики и деонтологии
- продемонстрировал высокие знания исходного уровня
- в ходе фронтального опроса излагал материал последовательно и логично, его ответ не требует дополнительных вопросов, выводы опираются на теоретические знания, доказательны
- отработал все манипуляции, предусмотренные программой данного занятия, доведя их выполнение до автоматизма
- при выполнении тестового задания рубежного контроля допустил не более 1 ошибки
- при решении ситуационных задач уверенно и грамотно ориентируется в предложенных ситуациях
«ХОРОШО» оценивается работа студента, который:
- явился на занятие вовремя и одетым строго по форме
- ведет себя в пределах своей профессиональной компетенции, соблюдает принципы медицинской этики и деонтологии
- продемонстрировал хорошие знания исходного уровня, но допустил несколько неточностей
- в ходе устного опроса допустил незначительные ошибки, которые сам же и исправил после вопроса преподавателя
- отработал все манипуляции, предусмотренные программой занятия, но имел небольшие замечания при выполнении манипуляций
- допустил не более 2 ошибок в тестовых заданиях рубежного контроля
- при решении задач испытывал незначительные затруднения, допускал небольшие ошибки или неточности
«УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» оценивается работа студента, который:
- явился на занятие вовремя и одетым строго по форме
- ведет себя в пределах своей профессиональной компетенции, соблюдает принципы медицинской этики и деонтологии
- продемонстрировал недостаточно глубокие знания исходного уровня
- в ходе устного опроса допустил существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное, несистематизированное
- удовлетворительно справился с выполнением манипуляций, но имел много замечаний
- допустил 3 ошибки в тестовых заданиях рубежного контроля
- допустил существенные ошибки при решении ситуационных задач
«НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО» оценивается работа студента, который:
- опоздал на занятие, одет не по форме, допускает нарушение этико-диетологических принципов; не справился с выполнением манипуляций не усвоил главное содержание материала, отказывается отвечать по теме, не ориентируется в профессиональных ситуациях
Основная литература для обучающихся.
Лекционный материал по данной теме:
В.А. Малов, Е.Я. Малова «Инфекционные болезни с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии:
учебник для среднего профессионального образования» / 2015 г.
Дополнительная литература для обучающихся:
В.И. Комар «Инфекционные болезни и сестринское дело» / 2018 г.
Д.А. Лиознов, Т.В. Антонова, М.М. Антонов «Сестринская помощь при инфекционных заболеваниях» / 2020 г.
Т.В. Антонова, М.М. Антонов, В.Б. Барановская «Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ – инфекции и эпидемиологии» / 2020 г.
Электронные образовательные ресурсы:
Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
1. Электронно-библиотечная система «Книга Фонд»: http://www.knigafund.ru;
3. Электронно-библиотечная система «Консультант студента. Электронная библиотека
медицинского колледжа»: http://www.medcollegelib.ru;
4. Электронно-библиотечная система «Консультант студента. Электронная библиотека
медицинского вуза»: http://www.studmedlib.ru;
5. Научная электронная библиотека: http://elibrary.ru/defaultx.asp;
6. СПС «Гарант»: локальная компьютерная сеть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка практического занятия по теме "Оксигенотерапия" ПМ.04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными
Методическая разработка предназначена и разработана для преподавателя профессионального модуля ПМ.04/07 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра МДК.04.03./07.03 Технологии оказания ме...
Методическая разработка практического занятия по теме: «Сестринский уход при заболеваниях органов мочевыделительной системы», специальность 34.02.01 Сестринское дело
Методическая разработка практического занятия по теме: «Сестринский уход при заболеваниях органов мочевыделительной системы», специальность 34.02.01 Сестринское дело...
Методическая разработка практического занятия по теме: "Сестринская помощь при гастритах и язвенной болезни у взрослых, пациентов пожилого и старческого возраста", специальность 34.02.01 Сестринское дело
Методическая разработка практического занятия по теме: "Сестринская помощь при гастритах и язвенной болезни у взрослых"...
Методическая разработка практического занятия по теме Внутримышечные инъекции, ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными.
Методическая разработка практического занятия по теме Внутримышечные инъекции, ПМ 04 Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными....
Методическая разработка практического занятия по теме: "Выполнение перемещения пациента", ПМ 04. Выполнение работ по рабочей профессии: младшая медицинская сестра по уходу за больными, специальность "Сестринское дело"
В данном методическом пособии рассмотрен пример использования элементов вышеперечисленных технологий при проведении практического занятия по медицинской эргономике....
Открытый урок. Методическая разработка для проведения практического занятия по теме: «Сестринская деятельность при ВИЧ-инфекции»
Методическая разработка выполнена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта к минимуму подготовки выпускника по специальности «Сестринс...
Методическая разработка практического занятия на тему: СЕСТРИНСКИЙ УХОД ПРИ ГЕМОЛИТИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНИ НОВОРОЖДЕННОГО
Методическая разработка предназначена для преподавателя ПМ 02. Участие в лечебно - диагностическом и реабилитационном процессах МДК 02.01. Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях по с...